Какова ширина территориальных вод

12 марта 1997 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.). Согласно Конвенции 1982 г. существует целый ряд морских зон, определяемых в зависимости от расстояния до сухопутной территории или, выражаясь точнее, от их расстояния до исходной линии территориального моря. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливается согласно федеральному закону от 31 июля 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (155-ФЗ).

В России приняты следующие морские зоны:

  • внутренние морские воды – воды, расположенные в строну берега от исходной лини;
  • территориальное море – 12 морских миль;
  • прилежащая зона – 12-24 морских миль;
  • исключительная экономическая зона (ИЭЗ) – 12-200 морских миль;
  • континентальный шельф – 12-350 морских миль.

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Согласно статье 1, п. 1, 155-ФЗ внутренние морские воды Российской Федерации – воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации.

Исходная линия территориального моря.

Исходная линия территориального моря – линии, от которой измеряются границы морских зон. Ширина территориального моря, границы прилежащей зоны, границы исключительной экономической зоны и, в некоторых случаях, границы континентального шельфа, отсчитываются от исходной линии территориального моря.

Согласно Конвенции 1982 г. исходные линии территориального моря могут быть различных типов, в зависимости от формы береговой линии в данной местности:

  • нормальные исходные линии соответствуют линиям наибольшего отлива вдоль берега, в том числе вдоль берегов островов. При определенных условиях, изложенных в Конвенции 1982 г., нормальные исходные линии могут проводиться вдоль осыхающего при отливе возвышении. Осыхающее при отливе возвышение – это естественно сформировавшийся участок суши, окруженный водой, который находится выше уровня воды при отливе, но покрывается водой при приливе;
  • прямые исходные линии представляют собой систему прямых линий, соединяющих отдельные точки на линии наибольшего отлива, которая применяется в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • замыкающие линии устьев рек и заливов представляют собой прямые линии, проведенные поперек устья реки или залива, не превышающего 24 морские мили, между точками на их берегах, соответствующими наибольшему отливу. Для залива шириной больше 24 морские мили существуют специальные положения;
  • линия рифа – линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами, как показано соответствующим знаком на морских картах, официально признанных прибрежным государством.

Под наибольшим отливом понимается самая низкая высота воды, до которой прогнозируемо понижается уровень моря при нормальных метеорологических условиях.

Согласно статье 4, п. 1, 155-ФЗ исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря являются:

  • линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;
  • прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;
  • прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;
  • прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;
  • система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Территориальное море.

Территориальное море представляют собой водное пространство шириной не более 12 морских миль, отсчитываемых от исходной линии территориального моря. На территориальные воды, их поверхность, а также недра и воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Правовой режим устанавливается национальным законодательством, но суда всех стран пользуются правом мирного прохода.

Согласно статье 2, п. 1, 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Прилежащая зона.

Прилежащая зона представляет собой часть морского пространства, прилегающего к территориальному морю, внешняя граница которого не превышает 24 морских миль от исходной линии территориального моря. В прилежащей зоне прибрежное государство может осуществлять контроль для предотвращения нарушений или наказания за нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил – статья 33 Конвенции 1982 г.

Согласно статьи 22, п.1, 155-ФЗ прилежащая зона Российской Федерации – морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) представляет собой часть морского пространства, находящаяся за пределами территориального моря и примыкающая к нему. Внешняя граница исключительной экономической зоны не может превышать 200 морских миль от исходной линии территориального моря.

Статус и правовой режим ИЭЗ Российской Федерации устанавливается согласно федеральному закону от 17 декабря 1998 г. 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (191-ФЗ).

Согласно статьи 5 191-ФЗ Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, сооружение и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов;
  • другие права и обязанности, предусмотренные международными договорами.

Континентальный шельф.

Континентальный шельф – подводная часть континента, простирающаяся за пределы территориального моря, внешняя граница которой проходит на расстояние 200 морских миль от береговой линии или вдоль подводной окраины материка. В статье 76 п. 4-7 Конвенции 1982 г. устанавливаются правила определения внешней границы подводной окраины материка. В любом случае эта граница не должна находится на расстоянии более 350 морских миль от исходной линии или 100 морских миль от глубины, превышающей 2500 м. Права на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.

Статус и правовой режим континентального шельфа Российской Федерации закрепляется в федеральном законе от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе Российской Федерации» (187-ФЗ).

Согласно статье 4 187-ФЗ Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

  • суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов;
  • исключительное право разрешать и регулировать: буровые работы, создание и эксплуатацию искусственных островов, установок и сооружений;
  • юрисдикцию в отношении таких искусственно созданных островов, установок и сооружений, а также морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Морская миля (nmi).

Морская миля является единицей измерения расстояния равной 1852 метров.

Эта величина была принята на Международной гидрографической конференции в 1929 году и впоследствии подтверждена решением Международного бюро мер и весов.

Длина морской мили приблизительно равна среднему значению длины 1 минуты меридиана, которая меняется от 1843 метров на экваторе до 1862 метров на полюсах.

Tags:Морское право, Право Российской Федерации

Территориальные воды

Морские зоны в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.

Территориальные воды, также территориальное море — полоса моря (океана), прилегающая к берегу, находящемуся под суверенитетом прибрежного государства, или к его внутренним водам, и составляющая часть государственной территории.

На территориальные воды, а также их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим территориальных вод регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., а также внутренним законодательством отдельных государств.

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.).

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. д.). Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

История

Необходимость подчиненности прибрежной части моря государству, у территории которого она находится, сознавалась уже издавна и может быть оправдана многими вполне разумными соображениями.

Прежде всего, собственная безопасность прибрежного государства требует, чтобы оно принимало в открытом море, на известном расстоянии от берега, все меры, могущие предупредить внезапное нападение на него извне, и служит ему защитой во время войны. Притом, располагая властью над береговым морем, прибрежное государство получает также возможность как отправлять необходимый для него полицейский и санитарный надзор над судами, так и бороться с контрабандной торговлей, вредящей его фискальным интересам, а равно обеспечить жителям морского берега столь выгодный для них рыбный промысел. Наконец, порядок и безопасность самых торговых оборотов, производимых иностранцами морским путем, вполне оправдывают допущение власти государства на прибрежной полосе моря. В прежнее время государства с помощью этой власти могли охранять морские сообщения от пиратов, совершавших разбои в открытом море.

При определении границ территориальных вод теория международного права исходила из того положения, что власть прибрежного государства кончается там, где она фактически не может быть осуществлена — Terrae dominium finitur ubi finitur armorum vis. На этом основании по примеру Бинкерсгука (англ.)русск. юристы признавали, что граница береговых вод определяется пушечным выстрелом с берега. Но так как такой масштаб при постоянном усовершенствовании огнестрельного оружия представлял величину крайне изменчивую и неопределенную, то на практике этот вопрос лучше всего разрешался путем международных соглашений.

К началу XX века большинство трактатов, заключенных между государствами, равно и большинство авторов сочинений по международному праву принимали за крайнюю черту территориальных вод линию, простирающуюся на 3 английские мили от максимального предела отлива. Подобное определение также принято законодательствами некоторых западноевропейских государств. Так, например, британский закон 1878 г. «Territorial Waters Jurisdiction Act» (англ.)русск., изданный по поводу возникших в судах недоразумений о подсудности одного частного дела о столкновении британского судна с германским, ограничивал пространство береговой юрисдикции королевства расстоянием в 3 английские мили.

Некоторые государства объявляли своими территориальными водами такие пространства, которые в действительности переходят уже в пределы открытого моря и этим нарушают свободу последнего. Так, например, указом императора Александра I от 4 (16) сентября 1821 г. объявлено было территорией Российской империи все пространство моря, порты и заливы по всему северо-западному берегу Северной Америки, начиная от Берингова пролива до 51° северной широты, а равно воды, омывающие Алеутские и Курильские острова, начиная от Берингова пролива до южного мыса острова Урупа, то есть до 45° 50′ северной широты; иностранным судам воспрещено было под страхом конфискации даже приближаться к российским берегам на расстояние менее 100 английских миль и заниматься в этом пространстве рыболовством. Этот указ вызвал протест со стороны правительств Великобритании и США, и в 1824 г. Россия отказалась от этих притязаний и заключила с Великобританией (1825) и США (1824) конвенции, которыми было существенно парализовано действие указа 1821 г..

> См. также

  • Исключительная экономическая зона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *