Кинта да регалейра Португалия

Загадки Кинта да Регалейра. Португальское чудо.

Tor Просмотров: 20597

Одним из самых загадочных, таинственных и удивительных мест в Португалии является парк-усадьба Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira). Это самая посещаемая достопримечательность Португалии и расположена она в городе Синтра в 30-и километрах от Лиссабона. Попав сюда, вы забудете обо всем на свете, настолько здесь всё необычно. Каждый грот и каждая пещера в парке полны загадок и головоломок над которыми до сих бьются многие ученые и историки всего мира. Предлагаю вам небольшую фотопрогулку по этому удивительному месту.

Прежде всего, надо разобраться, откуда взялось название Кинта да Регалейра. Так вот, Регалейро, это фамилия баронессы Виконтессы Регалейры, которой эта усадьба принадлежала с 1840 года. До неё хозяев у Ригалейра было много, а история её начинается в XVII веке. Но этот период мы рассматривать не будем. Намного интересней узнать об истории Кинта да Регалейра после того, как её в 1892 году перекупил у баронессы бразильский миллионер Карвальо Монтейро. Выпускник университета Коимбры Монтейро был весьма образованный человек, который решил на базе усадьбы создать нечто великое и грандиозное, причем такое, чтобы удивить и озадачить всех. И ему это удалось. Однако не каждый разглядит в парке мистические символы масонства, тамплиеров и древних религий. Поэтому, чтобы ваше посещение парка не ограничивалось лишь восхищением причудливыми гротами, пещерами и беседками, приезжать сюда всё-таки желательно немного подготовленным. Парк воплотил в себе несколько стилей, среди которых готика, ренесанс и мануэлино. В тоже время задумывался он, как сад Эдем. Возможно Монтейро задумывал парк, как коллекцию таинственных символов и масонских знаков, а может и нет, кто знает.

Дворец Кинта да Регалейра. Сюда вы попадаете сразу, как только вошли в парк. Дворец построен в стили неомануэлино. Во дворец можно войти. Стиль мануэлино включает резьбу по камню с изображением растений, всяческих химер и животных.

Библиотека во дворце. Её собирал сам Монтейро. К сожлению, книги на руки не выдают и даже потрогать их не удастся, они спрятаны за прочным стеклом.

Архитектура парка необычна и на каждой стене и в каждом гроте вас встречают загадочные символы. Причем всё это не наводел.

Армилярная сфера. С помощью этого инструмента определяли экваториальные и эклиптические координаты небесных светил. Эта сфера прилеплена на орнаменте подоконика дворца Кинта да Регалейра. Также её можно встретить ещё на некоторых скульптурах парка.

Римско-каталическая часовня напротив дворца.

Монтейро жил здесь в своём парке и в своём мире практически не выезжая в город. Он окружил себя причудливой архитектурой и разводил архидеи. Ну что ещё нужно для счастливой старости?

Слева голова египетского бога Амон. А может это Банебджедет?

Наследие тамплиеров.

Множество гротов, назначение которых доподлинно неизвестно и каждый из них ведет в какую-то пещеру, куда туристам нельзя, можно заблудится.

Некоторые пещеры выходят к водоёмам с рыбками и утками.

Строительство парка Кинта да Регалейра велось с 1904 по 1910 годы, это последние годы правления португальской монархии. Объединить искусство с мистикой удалось итальянскому художнику и архитектору Луиджи Манини, который, я подозреваю, каким-то образом тоже был связан с масонами. Каждый грот, камень или пещера здесь имеет тайный смысл и продуманы до мелочей. Дело в том, что когда по всей Европе в 1312 году со страшной жестокостью истреблялись тамплиеры, то многие члены этого некогда великого ордена нашли приют в Португалии и преспокойно продолжили своё существование, лишь сменив вывеску. Ребрендинг Ордена тамплиеров в Орден Христа произошел по велению короля Даниша I. Под эгидой масонства и тамплиеров в Португалии совершались все открытия. Масонские знаки, встречающиеся в парке Кинта да Регалейра, относятся к раннему масонству времен правления тамплиеров. Наряду с масонством здесь можно найти и эпизоды алхимии и древнейших религий.

Башня в парке Кинта да Регалейра. Каждая из них что-то символизирует.

Леда.

Скульптура Леды. Это та женщина, которая снесла яйца от Зевса. Леда восседает в одном из гротов, а лебедь возле её ног, это Зевс, который пощипывает её за ногу. Данная скульптура символизирует непорочное зачатье в понятии язычества.

Винтовая лестница тридцатиметрового колодца со спиральной галереей. Это «Колодец посвящения» в масонство. Лестница имеет девять уровней, в каждом уровне пятнадцать ступеней. Уровни символизируют девять кругов ада, чистилища и рая. Для понимания всего этого нужно почитать Данте. На дне колодца виден крест тамплиеров, вписанный в герб Монтейров.

В парке есть ещё один почти такой же колодец, но в него нет лестницы и туристы туда не спускаются.

Спустившись на дно винтового колодца, вы попадаете в пещеру, которая ведет к небольшой речке.

Спустившись по винтовой лестнице и пройдя через пещеры, выходим вот к этой небольшой речке. Обряд посвящения в масоны завершается, когда посвящаемый пройдет по камням через этй речку.

Ещё один таинственный грот в усадьбе Кинта да Регалейра.

Статуя Биатриче в каменной гроте. На краях скамейки число «515», которое означает «Вестник Бога», а две гончие – символ божественного вестника, который должен объявить о пришествии святого духа и спасении христианства. Число «515» имеет и другой смысл и означает «вождь». Подобные символы использовали алхимики.

«Лучезарная дельта» – символ масонства.

Треугольник в этом знаке означает троичность божества (Отца, сына и Святого духа у христиан, тримурти у индийцев). Три – число божественного совершенства. Перевернутый треугольник означает малую печать масонов, где три стороны треугольника, это тьма, свет и время.

Лилия или трелистник также является символом масонской ложи, а точнее ложи «Приорат Сиона», которая была причастна к тамплиерам. Этот символ в Кинта да Регалейра встречается повсюду. Кстати, о трилистнике, откуда всё пошло. Очень давно, когда ещё никто не знал о троичности божества, трилистник был боевым знаком славяно-ариев. Вообще-то это трава, которая произрастала на севере и которая и лечила, и давала силы и помогала уходящим в мир иной, облегчая их страдания. Трилистник всегда брали с собой в поход воины «за честь, за совесть, за веру». Лилия тот же символический трилистник.
С 1997 года усадьба Кинта да Регалейра принадлежит мэрии Синтры.

Доехать до Синтры можно из Лиссабона на электричке с вокзала Санта-Аполония.А до Кинта да Регалейра легко дойти пешком.

История Кинты до Монтейру

Как мы уже сказали, об истории Кинты да Регалейра, до приобретения её эксцентричным владельцем, известно немного. Вот, что нам удалось узнать.

Первые упоминания о месте, где в настоящее время расположен сад и дворец Регалейра относятся к 1697-му году. В записях значится, что José Leite приобрел поместье на окраине городка Синтра.

В 1715 году владельцем этих земель становится Francisco Alberto Guimarães de Castro. Землю он приобретает на городском аукционе, для того, чтобы построить водопроводную сеть, которая бы обеспечивала город водой.

См. также:
Экскурсия в Синтру и на мыс Рока на автомобиле с русскоговорящим гидом. Посещение достопримечательностей.
Индивидуальные экскурсии в Синтру

В это время поместье носит имя Quinta do Castro или Quinta da Torre. В последнем названии встречается слово «Torre» — башня. О какой именно башне идет речь неизвестно, но исследователи не исключают, что уже в то время существовала подземная башня.

Шли годы, поместье переходило из рук в руки. Про это время известно лишь то, что в 1830-м году, когда земли принадлежали Manual Bernardo, поместье получило название «Quinta da Regaleirra».

Моника, одна из хранительниц тайн кинты, рассказала нам, что по одной из легенд название пошло от того, что кто-то из знати, когда находился на территории поместья, был очарован видом и воскликнул: поистине царственный вид. Слово «regal» в переводе с латыни означает царственный.

Десять лет спустя владение поместьем переходит дочери богатого торговца из Порту донне Ermelinda Allen. В последствие она получает титул баронессы Регалейра. Интересно, что статуя льва, которую вы встретите во время прогулки по аллее богов в саду Regaleira, сохранилась со времён баронессы.

История современного сада и дворца начинается в 1892-м году, когда поместье покупает богач António Augusto Carvalho Monteiro.

Невозможно и ошибочно говорить о саде и дворце Регалейра без того, чтобы хоть одним глазком взглянуть на не менее загадочную историю этой семьи. Зная историю можно разгадать многие загадки этой кинты.

История семьи Монтейру

Происхождении фамилии «monteiro» относят еще ко временам первого португальского короля. Тогда это была профессия. «Monteiro» занимались тем, что следили за охотничьими угодьями, а «monteiro mor» организовывали королевскую охоту.

Первое упоминание о человеке, носящем такую фамилию, датировано 1096 годом. Rui Monteiro служил monteiro mor при первом короле Португалии дон Afonso Henriques и был известен своим богатством и влиянием при королевском дворе.

Есть и более современные упоминания о семье Монтрейру. В 1816 году в городе Lagos da Beira родился Francisco Augusto Mendes Monteiro. Впоследствии он занимал управляющие должности в муниципалитете и оставил существенный след в истории этого городка.

Интересен тот факт, что на гербе города изображен крест Ордена Тамплиеров, хотя рыцарей этого ордена в тех краях никогда не было, в отличие от Ордена Святого Иоанна (Мальтийских рыцарей).

Исследователи предполагают, что семья Монтейру из Lagos da Beira имела отношение к Тамплиерам, отсюда и возникновение креста Тамплиеров на гербе города.

Однако прямых доказательств этому нет. Только лишь догадки, основанные на том, что почти все здания, к которым имела отношение эта семья имеют знак Тамплиеров.

Перенесемся еще на несколько десятков лет вперед.

Отец еще не появившегося на свет будущего владельца Кинты да Регалейра, Франсишку Монтейру, уезжает из Португалии в Бразилию, где успешно работает клерком, а также удачно женится на богатой Терезе Каролине Алвеш де Карвалю. Приумножает приданное и зарабатывает прозвище Монтейру-Миллионщик, которое после унаследует сын.

27 ноября 1848 году в Рио де Жанейро рождается Антониу Аугушту Карвалю Монтейру.

Семья решает вернуться в Португалию, в родное имение Монтейру в Lagos da Beira, где тратит огромную сумму на восстановление церковного прихода. Франсишку находится в дружеских отношениях с королем Португалии, и финансирует его проекты по восстановлению различных исторических памятников по всей стране.

Франсишку Монтейру умирает в своем имении неподалеку от Бенфики. Стоит отметить, что и отец, и сын приняли участие в строительстве Лиссабонского Зоопарка, а также входили в его директорат.

Антониу Карвалю Монтейру окончил юридический факультет Университета Куимбры. Ловко приумножил немалое наследство за счет торговли бразильским кофе и драгоценными камнями.

Он был известным коллекционером, и ценителем литературы. Чего только стоит великолепное собрание сочинений Камоэнса, которое считается лучшим в мире.

Антониу был разносторонне развитой личностью, и помимо книг, коллекционировал бабочек, антиквариат, музыкальные инструменты и дорогие аксессуары.

Например, одни из самых сложных механических часов в мире Leroy 01 изготовили по его заказу. На их создание ушло 7 лет. Они соединили в себе 25 усложнений. Корпус полностью изготовлен из золота весом в 228 граммов.

Город Безансон (Франция) приобрел часы у наследников Антониу Монтейру за колоссальную по тем временам сумму – 2 миллиона франков. Сейчас часы можно увидеть в музее Времени (Безансон, Франция).

Монтейру прослыл меценатом и покровителем искусства. Увлекался различными религиозными течениями, мистицизмом, изотерическими науками и алхимией.

Обратите внимание на лабораторию алхимика в Кинта да Регалейра.

Был знатоком оперы и театра. Увлекался философией и мифологией.

Строительство дворца Регалейра и идеального сада

Приближенный к королевскому двору Антониу частенько бывал в летней резиденции короля во дворце Пена. Видимо, красоты природы настолько поразили Монтейру, что он решил построить неподалеку от короля свою резиденцию. Стоит отметить, что к этому времени у Антониу уже был дворец Quintela в Лиссабоне.

Выбор пал на земли баронессы Регалейры, и в 1892-м году он их покупает. На этом месте Монтейру смог реализовать свои мечты и окружить себя таинственными знаками, построить дворец «Философии».

Выбор архитектора — довольная трудная задача. Ведь он должен воплотить в жизнь фантазии эксцентричного миллионера. Эта честь выпала итальянскому художнику и архитектору Луиджи Педру Манини. Известному своими декораторскими работами в театре Ла Скала в Милане и в лиссабонском оперном театре São Carlos. Также, по его проекту построен дворец Бусаку.

В лице Манини, Антониу Монтейру нашёл единомышленника. Две неординарные личности мечтатель и художник, и неограниченные финансовые возможности. Этот тандем, породил сад и дворец которые не оставят равнодушным никого.

Строительство Кинты да Регалейра началось в 1898-м году.

Первой построили конюшню. Недавно это здание полностью отреставрировали, открыли кассу, мультимедийную аудиторию и сувенирную лавку.

Строительство Кинты да Регалейра и благоустройство сада завершилось в 1912 году.

Всего 8 лет Антониу Монтейру прожил в своем идеальном мире. О том, как жил этот богатейший человек почти ничего неизвестно.

Описание дворца Регалейра и сада

Неоготический замок Регалейра с элементами неомануэлино обильно украшен башенками, облеплен горгульями, орлами и другими мифическими существами.

Знатокам символизма будет интересно отыскать в интерьере и отделке дворца символы масонов и тамплиеров. Немного вычурный дворец Регалейра похож на замок из песка, но очень детализированный.

Да, до наших дней мало чего сохранилось от таинственного создателя, но рассматривать барельефы, скульптуры и мозаики можно очень долго. И каждый раз можно будет увидеть новую деталь.

Несмотря на пустоту интерьеров, в этом месте очень довольно уютно. Небольшие по размерам комнаты залиты светом из окон, откуда открываются потрясающие виды на сад.

На цокольном этаже и в полуподвальном помещении дворца располагались комнаты для слуг, кладовая, прачечная и кухня.

На первом этаже — залы, в которых проводили время вместе, а так же принимали гостей.

Охотничий зал, использовался как столовая. Центральным украшением служит камин в стиле неомануэлино.

Венчает камин фигура юноши с гончими.

Сам камин обильно украшен охотничьими сценками. Вспомним историю фамилии Монтейру, о которой мы писали в начале статьи.

Потолок, стены, обрамление окон выполнены в стиле неомануэлино. Манини, досконально изучил этот стиль национальной архитектуры.

В зале хочется рассматривать каждую деталь. Над окнами расположены фигуры животных.

Великолепный пол выполнен из венецианской плитки. Пол поддерживает охотничью тему: олени, охотничьи собаки.

Стоит отметить, что после смерти Антониу Монтейру, его сын Педру довольно быстро промотал отцовское наследство, а дворец с садом продал в 1946-м году некоему Waldemar Jara d’Orey.

Новый владелец внес некоторые изменения в интерьеры дворца и заселился туда со своей семьей. Жаль, что до наших дней не сохранилось фотографий, либо описаний интерьеров дворца, когда в нем жил Монтейру.

В следующем зале нас ждут стены с семейной монограммой, Антониу Монтейру и его жены Perpétua Augusta. В этом зале и последующем потолки выполнены из резного дерева, также с элементами мануэлино.

Особого внимания заслуживает зал Королей, под потолком которого 20 портретов португальских королей и 4-х королев. Карвалю Монтейру был известным монархистом.

После свержения монархии в 1910-м году, он даже хранил королевский трон, в надежде на то, что король вернется. Здесь располагалась бильярдная, о чем свидетельствует люстра.

Конечно, в дворце Регалейра не обойтись без изображений льва, который символизирует мощь и богатство.

На втором этаже были личные комнаты семьи Антониу, а вот на третьем этаже Монтейру хранил свои коллекции музыкальных инструментов, бабочек. Там же располагалась библиотека с богатейшим собранием Камоэнса. И комната алхимика.

В библиотеке с парящим полом. На потолке изображены три женские фигуры, олицетворяющие масонскую благодать:

  • силу (воительница в доспехах и факелом в руках);
  • мудрость (девушка с книгой в руках, во лбу которой светится звезда);
  • красоту (розы в руках у третей девушки).

Сейчас? К сожалению, там темно, стены спрятаны за темными тканями, а окна наглухо закрыты. Книги распроданы наследниками – собрание Камоенса отправилось в Вашингтон, в библиотеку Конгресса. О судьбе оборудования алхимической лаборатории остается только догадываться.

Именно из библиотеки Монтейру попадал в свою алхимическую лабораторию, в которую вход для публики в настоящее время закрыт. Но полюбоваться на неё и мифических существ, расположенных на фасаде здания можно с крыши дворца Регалейра.

Например, фигура орла с женской грудью — это Симург, отсылка к мифологии.

Нам остается лишь включить свое воображение и представить, как все могло бы быть.

А теперь перейдем к прогулкам по самому мистическому саду Португалии.

Каждому посетителю выдают карту с подробной схемой, по которой почти невозможно заблудиться.

Часовня

Напротив дворца Регалейра расположена миниатюрная часовня, со своими секретами… присмотревшись внимательно, в декоре вы обнаружите символы ордена креста, по соседству с символами ордена тамплиеров и масонскими знаками.

Внутри, с правой стороны, если стоять лицом к алтарю, вы заметите небольшой балкон. На это балкон мог выйти и высказаться любой человек, вне зависимости от религии. Это является еще одним косвенным доказательством следов масонской ложи. Ведь в масоны принимали только истинно верующих людей вне зависимости от вероисповедания.

Нижняя часть парка состоит из аллеи богов. Эта часть сада благоустроена. Ровные дорожки и классические скульптуры Фортуны, Орфея, Венеры, Флоры, Цереры, Пана, Диониса, Вулкана и Гермеса.

Чем выше мы начинаем подниматься по саду, тем больше кажется, что здесь маэстро решил отдохнуть на ландшафтном дизайне. Узкие тропинки, густой лес тропических растений.

Но именно так и задумывал Монтейру. Ничего не должно напоминать о том, что все это сделано руками человека. Все тоннели, все гроты, каждый камушек в этом саду на своем месте.

Если вам кажется, что это природа создала такие причудливые гроты, то мы вас разочаруем… Камни для гротов и тоннелей были привезены с побережья. Даже растения в саду Регалейра не случайны, Антониу Монтейру удалось собрать в одном месте все растения, о которых когда-то упоминал в своих произведениях Камоэнс.

Мы не будем вдаваться в подробности, и описывать каждое растение и тропинку. Мы и так затянули рассказ, пытаясь поведать вам всё, что нам удалось выведать интересного про мистическую Кинту да Регалейра. Лучше расскажем вам о самых ярких местах сада, которые вы обязательно должны увидеть.

Gruta do Labirinto

Сеть запутанных подземных тоннелей. Этот лабиринт создан искусственно, там есть лестницы, скамейки, и совсем не попадает дневной свет. Множество тупиков и выходов к озеру.

Совет: Возьмите с собой фонарик и берегите голову.

Fonte da Regaleira

Очень интересное и неоднозначное место.

Ракушка — символ плодородия и изобилия. Вдохновения для этого фонтана Манини нашел в картине Боттичелли «Рождение Венеры».

Здесь мы видим подобие трона для мастера, перед которым есть стол. Напротив фонтан, с именным гербом Монтейру.

Это место своими атрибутами, говорит о том, что здесь могли проходить заседания масонской ложи.

Документальных подтверждений о том, состоял ли Антониу Монтейру в одной из секретных лож — нет, как и нет доказательств обратного. Но выстроить такое пространство мог только человек посвященный.

Incineradora

Эту трубу очень легко пропустить, поскольку она замаскирована под ствол дерева. На самом деле это всего лишь труба печи для сжигания мусора. Что еще раз доказывает, что Монтейру хотел создать иллюзию того, что сад — это творение природы, а не рук человеческих.

Portal dos Guardiães — Портал Хранителей

Симметричная конструкция, по краям которой расположены две башни.

В центре два тритона — защитники подземного мира. Любопытный факт: побережье Синтры называется Costa dos Tritões или побережье тритонов.

Мифические создания держат в своих лапах раковину, которая таит в себе секрет — маленькую ракушку. Эта ракушка притаилась, словно жемчужина и символизирует собой рождение новых знаний.

Во времена Монтеру за этой скульптурой текла вода. Водяная завеса скрывала один из входов, ведущих к колодцу инициации.

Poço iniciático — Колодец инициации

Самым загадочным объектом усадьбы, безусловно, является 30-метровая Перевернутая Башня, в которой, вероятно, проводился один из обрядов посвящения в масоны.

Вход в колодец замаскирован и практически незаметен снаружи, особенно если возле него не толпятся туристы.

Попадая на верхний уровень колодца, необходимо спуститься по спиральной галерее, имеющей девять уровней— путь посвящения, мастерски описанный гением Данте Алигьери.

Испытуемому видимо предлагалось пройти этот путь перерождения. Спуск вниз, как способ обращения к темной стороне себя и самопознанию.

На дне колодца крест тамплиеров, вписанный в восьмиконечную звезду — роза ветров, как компас и помощник в дальнейших действиях.

Итак, спускаясь к центру вселенной по узкой галерее, мы оказываемся перед еле освещенным тоннелем, где необходимо выбрать истинный путь. Как и в жизни, каждый человек сам выбирает свой путь, исходя из жизненного опыта, интуиции и желаний.

Lago da Cascata

Если вы выбрали в разветвленном тоннеле путь истинный, то должны были оказаться именно здесь.

Вода — это первоначало, исходное состояние всего сущего, источник жизни. Последний этап — пройти по воде. Непосильная задача для простого человека. Но и здесь есть своей «секрет», необходимо пройти по камням, которые расположены над водной гладью и не оступиться. Сделать это можно, если начать путь с левой ноги.

Количество воды в источнике изменяется в зависимости от времени года и погоды, иногда камней не видно вовсе и создается ощущение, что действительно идешь по воде.

Вполне возможно, во времена Монтейру эти камни находились под водой всегда. Очень похоже на испытание веры в правильно избранный путь. Не так ли?

Torre da Regaleira

С этой башни открывается прекрасный вид на замок Мавров и королевский дворец Пена и Синтру.

Gruta da Leda

Всем известный древнегреческий миф о Леде и Зевсе, который притворился лебедем, чтобы овладеть прекрасной девушкой.

Что здесь происходило во времена Монтейру неизвестно, однако люстра, которая так впечатляет посетителей — это всего лишь декорация, которая осталась от спектакля.

Полные таинственного смысла скульптуры, скамьи, порталы. Чего только стоит «недостроенная башня», и кто знает, возможно, она на самом деле достроенная и использовалась тоже для какого-нибудь обряда. Гуляя по парку вы то и дело будете натыкаться на гроты, узкие тропинки…

А чтобы подсластить историю про загадочного владельца мистической усадьбы, добавим, что для Монтейру был изготовлен мастер-ключ, который одновременно являлся ключом от Кинты в Синтре, дворца в Лиссабоне, и семейного склепа на кладбище Празереш в Лиссабоне, где в настоящее время покоится мастер.

Вооружитесь и фонариком, отключите гаджеты, и отправляйтесь в мир воплощенной фантазии Антониу Монтейру. И помните, сколько бы раз вы не были во дворцово-парковом комплексе Регалейра, каждое посещение оставит у вас больше вопросов, чем ответов.

Владельцы

На протяжении веков эти земли принадлежали различным людям: известно, что в 1697 году территория, примерно соответствующая современным границам усадебного комплекса, принадлежала некоему Жозе Лейту (порт. José Leite). В 1715 году Кинта да Торре (порт. Quinta da Torre — «имение башни») приобрёл Франшиску Алберту де Кастру, который использовал горные источники, здесь расположенные, для снабжения городских фонтанов Синтры. В 1830 году «имение Кастру» (порт. Quinta do Castro) перешло в руки Мануэла Бернарду, в 1840 году его приобрела Ален Регалейра, дочь состоятельного торговца из Порту, вскоре после этого получившая титул баронессы. В 1892 году владение за 25 000 португальских реалов приобрёл меценат и коллекционер Карвалью Монтейру, благодаря которому вся территория и приобрела свой нынешний вид. В 1942 году поместье было продано Вальдемару д’Ори, который использовал его в качестве частной резиденции, а в 1987 году стало собственностью японской корпорации Aoki. В марте 1996 года городской совет Синтры смог выкупить имение, после чего началась его активная реставрация.

Парк

Многоярусный парк, пересекающийся множеством тропинок, террасами спускается со склонов холма. Его планировка и элементы скрывают в себе символы, связанные с различными религиями и религиозными культами, алхимией, масонством, орденами тамплиеров и розенкрейцеров и известными литературными произведениями.

В верхней части парка находится дикий и неухоженный лес, в то время как в нижней — облагороженный руками человека. Наряду с такими «природными» элементами садово-парковой архитектуры, как озёра, каналы, гроты и пещеры с подземными тоннелями, парк украшают высокие башни, беседки, резные скамейки и статуи.

  • Беседка

  • Скамья между озером и лоджией

  • Скамья между озером и фонтаном

  • Скамья между часовней и дворцом

Колодец посвящения

«Колодец посвящения», уходящий вглубь земли, окружает спиральная галерея, украшенная многочисленными арочными проёмами. Галерея состоит из девяти пролётов по пятнадцать ступеней каждый. Согласно легенде, эти девять уровней символизируют девять кругов ада, чистилища и рая, описанные Данте. На дне колодца выложен герб Монтейру — восьмиконечная звезда, в которую вписан крест тамплиеров. На стене изображён сияющий треугольник — один из символов масонства. Существовало мнение, что колодец служил для религиозных церемоний масонского братства, однако документального подтверждения этому не нашлось.

  • Вид со дна колодца

Туннели

Система туннелей имеет множество входов и выходов, ведущих к часовне, гротам, озеру с водопадом и другим достопримечательностям. Символически они интерпретируют путешествие между светом и тьмой, смертью и воскрешением.

  • Вход в грот

  • Грот. Вид со стороны озера

  • Тоннель восточного грота

  • Пещера Леды

Аквариум

Вода является одним из важнейших элементов парка — кроме каналов и фонтанов на территории находятся два искусственных озера. «Аквариум» создан так, словно он является естественной частью скалы. В настоящее время этот объект находятся в состоянии консервации.

  • Фонтан ибиса

  • Источник изобилия

  • Озеро с водопадом и пещеры

  • Вид с террасы на Озеро с водопадом

> Ссылки

Исторические сведения

Вилла Регалейра в Португалии имеет интересную историю, начавшуюся с 1697 года. Именно в это время Жозе Лейту купил обширный участок земли на краю Синтры, где сейчас и располагается столь прославленное поместье.

В 1715 году этот участок на городских торгах купил Франшиску Алберту де Кастр. Он планировал провести водопроводную сеть, с помощью которой можно было бы снабжать водой город.

Владельцы усадьбы меняются ещё очень много раз, а в 1840 году она перешла во владение дочери богатого торговца из Порту, получившей титул баронессы Регалейра. Именно в честь неё ферма получила своё название. По предположениям историков, именно в это время было начато строительство усадьбы.

Антонио Монтейра

Тем не менее, все масштабные строительные работы в поместье Кинта-да-Регалейра происходили уже при следующем владельце этой земли. Им был португальский миллионер и меценат Антонио Агусту Карвальо Монтейра. Предприниматель купил усадьбу в 1892 году. А большая часть построек была возведена в1904-1910 гг при содействии архитектора из Италии Луиджи Манини.

В XX веке усадьба Регалейра в Синтре поменяла ещё нескольких хозяев, а в 1997 году её выкупил муниципалитет города. После проведения реконструкции усадьба стала достопримечательностью, открытой для посещения туристами.

Дворец Регалейра

Дворец – именно он открывается взору туристов сразу от входа на территорию комплекса. Среди окружающей природы особенно эффектно выглядит потемневший от времени белоснежный камень, из которого сооружён замок Регалейра.

Архтектура дворца

Как и для многих других строений в Португалии, для дворца Кинта-да-Регалейра характерно смешение разных стилей. В архитектуре виллы Регалейра (фото замка отчётливо это демонстрируют) видны романский и готический стили, присутствуют элементы ренессанса и мануэлино (португальский ренессанс). Четырёхэтажный дворец имеет роскошно декорированный фасад: его украшают готические башенки, горгульи, капители, разнообразные фигурки фантастических животных. Богатое декоративное оформление этого потрясающего сооружения – дело рук скульптура Хосе де Фонеска.

Интерьер виллы

На первом этаже дворца находились хозяйская спальня, гардеробное помещение, гостиная, а также охотничья комната и зал Королей. После революции 1910 года в Португалии и упразднения монархии, в зале Королей Монтейру хранил трон, не переставая верить в возвращение короля. В этом же зале, как можно понять из сохранившейся люстры, была обустроена бильярдная.

Охотничья комната

Охотничья комната использовалась владельцами виллы в качестве столовой. В этом помещении выложен огромный камин, увенчанный статуей юноши с гончими. Камин, стены, потолок – всё здесь украшено изображениями охотничьих сценок, фигурами животных.

Второй этаж дворца Кинта-да-Регалейра был отведен под личные комнаты членов семьи Монтейру.

Библиотека

На третьем этаже была обустроена библиотека с очень богатой подборкой книг и коллекцией музыкальных инструментов. Также была оборудована комната алхимика – маленькое помещение, из которого был выход на террасу.

Что сохранилось от помещений Кинта-да-Регалейры сейчас? Окна наглухо забиты и занавешены тёмной тканью, все книги наследники распродали (подборка томов Камоенса находится в Вашингтоне, в библиотеке Конгресса). Что произошло с алхимической лабораторией и находящимся в ней оборудованием, никому не известно. Сейчас лаборатория закрыта для публики, и лишь с крыши замка Регалейра удаётся посмотреть на террасу и расположенные там скульптуры мифических существ.

Подвал дворца Кинта-да-Регалейра содержал в себе спальни слуг, складские комнаты, кухню и лифт для доставки еды в столовую.

Парк, гроты, тоннели

Парк Кинта-да-Регалейра

На территории комплекса есть уникальный многоярусный парк, верхние участки которого – это неухоженные лесные заросли, а нижние – облагороженная человеком зона. По соседству с озёрами, пещерами и подземными ходами, в парке располагаются башни, альтанки, вдоль ровных дорожек установлены лавочки. Есть здесь и аллея, где размещены классические скульптуры, изображающие богов — Вулкана, Гермеса, Диониса и других.

В этой части сада Кинта-да-Регалейра скрыто немало символов, имеющих отношение к разным религиям и религиозным обрядам, алхимии, масонству, тамплиерам и розенкрейцерам, а также известным мировым произведениям (например, к «Божественной комедии»).

Перевернутая башня

Самый загадочный объект, благодаря которому многие называют Кинта-да-Регалейра португальским чудом, – это колодец Посвящения или Перевёрнутая Башня глубиной 30 метров. Окружающая этот спуск спиральная галерея имеет в своём составе 9 уровней, в каждом из которых 15 ступенек. Эти уровни являются символами ада и рая, о которых писал Данте.

Колодезное дно украшает герб Монтейру – крест тамплиеров, помещённый внутри звезды. На стенке высечено изображение треугольника, признанного знаком масонов. Предполагают, что в Перевёрнутой Башне посвящали в масоны, хотя документальных свидетельств так и не нашли.

Подземный тоннель

С колодезного дна проложены четыре тоннеля – они тянутся к гротам и к ещё одному колодцу. Эти тоннели вырублены в каменном массиве, их стенки имеют коричневые и розовые тона – цвет мрамора. В некоторых местах их своды содержат вкрапления камня, привезённого из прибрежной области Пениши. Все они выполняют определённую функциональную задачу: символизируют путь от мрака к свету, от смерти к воскрешению, они словно объединяют разные составляющие диковинного мира. Тоннели, доступные для посещения, оснащены подсветкой.

На территории комплекса есть ещё один колодец, который называется Несовершенным. Стоит взглянуть на него, как сразу же можно сделать вывод: неумелый строитель в беспорядочном порядке сложил у стены кучу камней. Но за «неуклюжими» окнами колодца скрыт спиральный пандус, являющийся ещё одной дорогой от мрака к свету.

«Портал двух стражников»

Портал двух стражников – интереснейшее сооружение, состоящее из двух башен и беседки между ними. Под этой беседкой скрыт тоннель в подземный мир, а вход в него стерегут тритоны. Неподалёку от Портала можно увидеть уникальную Террасу небесных миров, где обустроена просторная площадка – с неё можно обозревать дворец, парк и большую часть его построек, озёр, водопадов.

Часовня в парке Кинта-да-Регалейра

В Кинта-да-Регалейра в Синтре есть одно небольшое сооружение, располагающееся напротив замка и выполненное в одной с ним стилистике. Над входом в часовню помещён горельеф «Благовещение». Заднюю стену часовни украшает рельефное изображение замка, который стоит над пламенем ада – он является символом триединства между высшим миром, промежуточным духовным миром и адом.

Интерьер часовни

В интерьере часовни особого внимания заслуживает мозаика. На ней изображена коронация Марии воскреснувшим Иисусом, а справа от алтаря – образы святых Терезы Авильской и Антония Падуанского. Пол часовни украшают выложенные плиткой эмблема Ордена Христа и изображение армиллярной сферы (один из основных символов герба Португалии).

Озеро в парке

Во время осмотра парка может показаться, что находящиеся здесь причудливые гроты и озёра созданы природой. Это не так: все они были созданы людьми, а камни для их строительства завозили с побережья Португалии. Что касается озёр, то два искусственных водоёма сделаны так, будто они – естественная часть утёса. К сожалению, сейчас этот интереснейший объект пребывает в состоянии консервации. В здешнем парке даже растительность подобрана не просто так: Монтейр собрал растения, упоминавшееся в книгах Камоэнс.

Удобней всего до усадьбы добираться из Лиссабона. В Кинта-да-Регалейра (Португалия), находящуюся в городе Синтра, из столицы страны доехать не проблема. Есть 2 варианта.

На поезде

Пригородные электрички, которые следуют до Синтры, из Лиссабона отправляются с периодичностью в 10 мин. Место посадки можно выбрать, какое вам удобно — станций Oriente, Rossio и Entrecampos. Стоимость проездного билета 2.20€, а время в пути – около 45 минут. От железнодорожного вокзала в Синтре к усадьбе можно попасть так:

  • за 25 минут дойти пешком – путь совсем несложный, дорога проходит по живописному склону холма с реликтовыми лесами;
  • проехать 1,3 км на такси;
  • сесть на автобус 435.Стоимость проезда в один конец – 1€, туда-обратно -2,5€.

На машине

На автомобиле до Кинта-да-Регалейра в Синтре из столицы Португалии нужно ехать по трассе A37 до Мафры, а оттуда по трассе N9. Время в пути – около 40 минут.

Обратите внимание, что в городе есть еще несколько дворцов, в которых есть, что посмотреть. В одном из них долгое время проживала королевская семья — это Национальный дворец Синтры.

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

Время работы и стоимость посещения

Адрес расположения комплекса Кинта-да-Регалейра: R. Barbosa do Bocage 5, Синтра. С апреля до конца сентября он открыт для осмотра ежедневно с 9:30 до 20:00 (на вход- до 19:00), с октября до конца марта — с 9:30 до 19:00 (вход — до 18:00).

Учтите, что в Синтре всегда более прохладно, чем в Лиссабоне. Перед поездкой обязательно посмотрите прогноз погоды, чтобы быть готовым к дождям и туманам, которые в этой местности – явление довольно частое.

Вход на территорию дворцово-паркового комплекса Кинта-да-Регалейра для детей до 5 лет абсолютно бесплатный.

Для подростков в возрасте 6-17 лет стоимость билета составляет 4 EUR, столько же нужно будет заплатить и пенсионерам.

Билет для взрослых стоит 6 EUR.

Что еще нужно знать?

Фасад дворца Кинта-да-регалейра

При входе на территорию Кинта-да-Регалейра в Синтре посетителям бесплатно вручают карту усадьбы – особенно она нужна в том случае, если вы намерены совершить самостоятельную экскурсию. Учтите, что на прогулку и осмотр потребуется как минимум 3 часа: здесь обширная территория, сказочной красоты замок, большое количество подземных гротов. Гулять по усадьбе очень интересно, можно лазить по башням, делать интересные фотографии.

Но самостоятельно бывает очень сложно разобраться со значением различной символики, а ведь её здесь очень много: символы масонства, мистические знаки алхимии и древних религий. Именно поэтому предпочтительнее посещать Кинта-да-Регалейра с экскурсоводом. Посещение и обзор усадьбы – это обязательная программа любой экскурсии по Синтре.

Елизавета Батори

Как добраться до усадьбы Кинта да Регалейра

Остановившимся в Лиссабоне следует проехать до вокзала Росиу, сесть там на электричку, следующую до Синтры. Стоимость проезда 2,90€. Проезд можно оплатить карточкой Viva Vergem (проездной на общественный транспорт Лиссабона) или же купить билет прямо на вокзале в автомате. Рядом с ним обычно дежурят работники вокзала для помощи туристам.

Поместье находится всего в 2 км от центра Синтры, пригорода Лиссабона. Поэтому можно или прогуляться к нему пешком, или сесть на автобус № 435 у вокзала Синтры, или там же можно взять тук-тук. В отличие от замка Пена, Кинта да Регалейра находится у подножия горы поэтому лезть высоко не придется. По дороге вас ждут только довольно пологие холмики.

Усадьба Кинта да Регалейра стоит как бы особняком от остальных дворцов и замков Синтры. Билет в усадьбу можно купить непосредственно по прибытии в кассах. Стоимость билетов 6€ — взрослый, 4€ — льготный с 6 до 17 лет. Билет дает право на проход в парк и все строения в нем расположенные, включая дворец. К билету выдают план парка и дворца, чтобы вы ничего не пропустили.

В кассах поместья Кинта да Регалейра вы можете арендовать аудиогид на русском языке всего за 3€. Описано более 30 точек парка и дворца. У усадьбы Кинта да Регалейра есть свой официальный сайт, отдельный от сайта, посвященного всем остальным дворцам и паркам Синтры и соответственно оптовая скидка на эту усадьбу не распространяется.

История создания усадьбы

Интересен тот факт, что поместье носит имя вовсе не своего создателя. Проследить историю земель на которых раскинулась в данный момент усадьба Кинта да Регалейра возможно с 1697 года. Земли периодически переходили от одного хозяина к другому и поместье часто называлось именем очередного владельца.

Только в 1830-х годах поместье получило свое настоящее имя. Говорят, что один из хозяев усадьбы однажды воскликнул: «Поистине царственный вид». Царственный на латыни значит — regal. В какую сторону смотрел тогда этот человек остается загадкой, потому что вид действительно царственный со всех сторон. Посмотришь наверх на гору увидишь венчающий её дворец Пена (хотя впрочем замка Пена еще не существовало, на его месте в то время стоял небольшой монастырь) и замок Мавров, посмотришь вниз увидишь центр Синтры с Национальным дворцом.

Вид из парка усадьбы на замок Мавров и дворец Пена Вид из усадьбы на Национальный дворец и Синтру

В 1840-х годах поместье приобрел для своей дочери богатый торговец из Порто, в результате дама получила титул баронессы да Ригалейра. Тут есть некоторые неувязки, по одним источникам следует, что дочь торговца из Порто получила титул от имени приобретенной усадьбы, а другие утверждают, что именно фамилия баронессы дала имя поместью. В общем некоторые неясности имеют место быть.

В 1898 году поместье купил очень богатый человек — миллионщик Карвалью Монтейру (1848-1920г.г.). Он был очень образован, происходил из старинного рода, быстрее всего связанного с орденом тамплиеров (кресты тамплиеров украшают многие дома связанные с именем Монтейру), по слухам состоял в масонской ложе (официальных подтверждений тому не найдено). Монтейру не только основательно вложился в строительство дворца и разбивку парка, одновременно с этим он потратил огромные деньги на местный церковный приход, слыл заядлым коллекционером редких книг, замысловатых часов и прочих очень дорогих вещей. Не зря его называли миллионщиком. Именно Монтейру сделал это место таким, каким мы видим его сейчас со всеми многочисленными загадками и символами.

Первоначальное строительство и проектирование в 1898-1900 годах проводил итальянский архитектор Луиджи Манини, строительство всех павильонов парка продолжалось с 1904 по 1911 годы. Усадьба была частным владением вплоть до 1997 года. Т.е. со времен Монтейру там жили разные люди, переделывавшие дом по своему вкусу, а с 1967 года усадьба и вовсе принадлежала одной японской корпорации. Только в 1998 году поместье после небольшой реставрации открыли для посетителей и оно моментально попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, на мой взгляд совсем не зря.

С усадьбой Кинта да Регалейра история такая же, как и с замком Пена — парк в 100 раз превосходит дворец по красоте, замысловатости и очараванью. Поэтому, припоминая наши прежние ошибки осмотр мы начали именно с парка и не пожалели.

Парк усадьбы Кинта да Регалейра

Первым делом попав в парк мы отправились искать таинственный колодец Посвящения — самую главную изюминку этого места. Нужно заметить , что в колодец можно попасть разными методами. Внутри горы проложено множество ходов, которые смогут привести вас на разные ярусы колодца. Вполне возможно, что все эти подземные ходы существовали в горе до разбивки парка, архитектор лишь умело использовал естественные пещеры и полости лишь немного их обработав. Есть мнение, что сама перевернутая башня существовала в этом месте задолго до Карвалью Монтейру, кто её построил остается загадкой.

Колодец по замыслу представляет из себя 9 кругов Ада из Божественной комедии Данте. Глубина колодца 27 метров. Колодец использовали в обрядах посвящения в Таро. Там всё неспроста — количество ступенек, количество промежуточных площадок, всё это что-то символизирует. Данте все очень четко описал, за какие прегрешения мучаются в первом, втором и т.д. круге ада и даже привел имена известных грешников и описал все их мучения, так что читавшие могут спускаясь представлять себе эти образы. Там внизу изображен крест тамплиеров вписанный в герб Монтейру.

Колодец Посвящения

Нашедший правильный выход считается прошедшим все круги ада и очистившимся от своих грехов. Самый нижний ярус расходится в разные стороны многочисленными подземными ходами, лишь некоторые из них подсвечены светодиодной лентой, так что фонарик будет очень кстати. Не все ходы приведут вас к выходу из пещеры, некоторые обрываются просто в водоем. Свет виден, но выйти на него невозможно. Значит душа ещё не достаточно очистилась, нужно еще немного поблуждать в темноте.

Тупиковый выход из колодца Посвящения

Нашедшие правильный путь в лабиринте туннелей попадают на мостик через пруд из камешков и имеют возможность пройти по воде почти как Иисус, временами вода может подниматься до самых вершин камней для пущей реалистичности.

Выход из колодца Посвящения на мостик или на тропинку из камешков

А на мостике вас ждут испытания терпения и договороспособности. Всем хочется там сфотографироваться, нужно терпеливо ждать своей очереди и разминуться на узенькой дорожке с встречным потоком людей, так чтобы никто не угодил в воду.

Выход из колодца Посвящения

Пещеры вокруг колодца Посвящения не единственные в этом парке, там есть еще несколько гротов и даже целый подземный ход.

Вид сверху на выход из колодца Посвящения

Парк украшен множеством загадочных павильонов, смотровых площадок и изящных скамеек. Один из них портал Хранителей — тритоны защитники подземного царства. Там за порталом как раз и прячется подземный колодец Посвящения. А побережье Португалии в окрестностях Синтры называется землей тритонов.

Портал Хранителей А вот и сами Хранители крупным планом

С террасы небесного мира открывается вид на загадочную башню зиккурат. Башня отсылает нас к шумерской мифологии. Шумеры строили свои башни трехступенчатыми в честь трех свои верховных божеств — бога воздуха, бога воды и бога неба, все было почти как у нас, мы тоже верим в Троицу. Существует и иное толкование смысла зиккуратов, как башни приглашающей богов спуститься с небес, а людей подняться над своими грехами и приблизиться к богу.

Зиккурат Еще одна башенка напротив зиккурата

К древнегреческой мифологии нас отсылает пещера Леды. Леда удивительнейшая мифологическая женщина — она снесла несколько яиц от самого Зевса, притворившегося лебедем, чтобы овладеть ею. Из яиц вылупилось не то два не то три младенца, ставших впоследствии важными героями древнегреческой мифологии. А люстру в виде звезды Давида в этом зале подвесили намного позже для съемок фильма. Есть версия о том, что легенда с Ледой это такая античная трактовка непорочного зачатия. В общем каждый символ имеет несколько трактовок и о том что хотел сказать автор мы можем лишь догадываться.

Пещера Леды Еще одна башенка, расположенная над гротом Леды

Весь парк засажен диковинными растениями, собранными в одно место из разных уголков планеты. Только растительный мир парка, без всех этих замысловатых садово-парковых сооружений, уже представляет из себя отдельную занимательную экспозицию. Древовидные папортники относятся к древнейшим растениям нашей планеты, они появились каких-то 400 млн. лет назад. Когда-то они господствовали в тропическом поясе земли и были по нашим меркам гигантскими, сейчас же это очень редкие растения совсем небольшие.

Там по центру растут древесные папортники

За забором усадьбы в лесу сфотографировала этот цветок (просунув объектив между решетками). Как жительницу северных широт меня удивляет пышная тропическая растительность, способная радовать цветами в разгар зимы.

Цветок в декабре в лесу

Хозяин поместья хотел оставить многие уголки парка дикими или же обустроить их таким образом, чтобы они казались дикими, что ему и удалось. Парк как бы плавно перетекает в настоящий дикий лес на границах поместья. Если бы не забор то границ и вовсе не было бы видно.

Чисто теоретически я знала, что все наши горшечные растения растут в дикой природе где-то там на далеком юге, но такие густые заросли монстер в естественных условиях меня поразили.

Густые заросли монстер Еще одно растение, которое в Питере встретишь лишь в горшке на окне

Совсем рядом с дворцом стоит неоготическая часовня. Там внутри цветной мозаикой выложен еще один крест тамплиеров.

Часовня усадьбы Кинта да Ригалейра

Рядом с часовней и дворцом расположено кафе с замечательным видом. Это единственная точка общественного питания на территории парка.

Дворец усадьбы Кинта да Регалейра

Дворец усадьбы совсем не велик. Для осмотра был доступен только первый этаж. Второй этаж и выход на крышу был на ремонте. Говорят на крыше располагалась алхимическая лаборатория Монтейру в восьмиугольной башне. Внешне дом выглядит весьма интересно, как и в дворце Пена тут можно заметить некое смешение стилей, но уже совсем других — неоготика, мануэлино, ничего арабского и мавританского нет и в помине.

Дворец усадьбы

Больше всего впечатлил зал с камином, оформленный в охотничьем стиле, раньше тут была столовая. Как всегда такой декор был выбран для этого зала совсем не спроста. Дело в том, что само слово «Monteiro» (фамилия создателя) означает — хранитель охотничьих угодий. Вполне возможно, что далекие предки Карвалью Монтейру служили как раз хранителями королевских охотничьих угодий.

Охотничий зал дворца Дверная ручка

Остальные немногочисленные залы совсем маленькие и гораздо менее впечатляющие, не могу ничего с собой поделать я выросла на тронных залах дворцов Ленинграда и малюсенькие, но тщательно отделанные помещения не способны поразить меня, не хватает душе простора и света, зеркал и позолоты.

Вот и всё, что я хотела вам рассказать про загадочную усадьбу Кинта да Ригалейра. Я упомянула лишь малую толику смыслов, заложенных в детали парка и дворца, если начать вдаваться в подробности, рассматривать все версии и толкования, то про усадьбу можно написать целую книгу, так много там всего заложено.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий путеводитель по Лиссабону, Синтре и окрестностям. Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

Усадьба Кинта-да-Регалейра

Подобно многим другим сооружениям в Португалии, усадьба Кинта-да-Регалейра содержит на себе отпечатки различных стилей. Здесь, как и во дворце Пена, вы сможете увидеть смешение романского и готического стилей, элементы ренессанса и мануэлино. Я обратила внимание на этот ансамбль из-за мистического и таинственного духа, которым он пропитан. А после посещения ещё долго не могла забыть то чувство волшебства, когда ты оказываешься внутри и восторженно созерцаешь сказочное строение. Ведь один из последних владельцев, при котором Кинта-да-Регалейра приобрела современный вид, состоял в масонской ложе, оттого и желал отразить в архитектуре усадьбы свои интересы.

Но не стану спорить с тем фактом, что широкую известность этот ансамбль получил благодаря колодцу Посвящения, красующемуся на многочисленных фотографиях в сети. И на меня он произвёл впечатление ещё большее, чем дворец. Благодаря этой удивительной архитектуре я ощутила себя вдали от реальности. Кроме дворца и колодца, в окружении лесов, озёр и пещер на сравнительно небольшой территории расположились часовня, различные декоративные строения. Я предлагаю совершить небольшое путешествие: осмотреть дворец Регалейра и его окрестности.

Экскурс в историю

Кинта-да-Регалейра является одним из самых замечательных сооружений Серры-да-Синтры. Само слово quinta переводится с португальского как «ферма», но после посещения ансамбля у вас язык не повернётся назвать его фермой. Этот сказочный комплекс может похвастаться своей интересной историей. А началась она в 1697 году, когда Жозе Лейту приобрёл большой земельный участок недалеко от центра Синтры. В пределах купленной Лейту территории и находится сейчас дворцово-парковый ансамбль.

Через 18 лет на открытом аукционе землю перекупает Франшиску Алберту де Кастр, чтобы направить воду с горы для подпитки фонтанов в городе. На этом смена владельцев не заканчивается: только в XIX веке земля переходила из рук в руки четырежды. Знаковым событием в этот период стала покупка земли в 1840 году влиятельной и богатой Ален Регалейра, вскоре после приобретения ставшей баронессой и давшей имя ферме. По некоторым предположениям, с этого момента начинается строительство на земле загородной усадьбы, о чем свидетельствуют изображения того времени.

Однако бурное развитие усадьбы связано всё же с именем следующего её владельца, португальского энтомолога, мецената и коллекционера и масона Карвальо Монтейра, подарившего месту тот самый ореол таинственности. Большинство сооружений на территории были построены между 1904 и 1910 годами итальянцем Луиджи Манини.

На протяжении XX века ферма сменила ещё нескольких владельцев и, наконец, в 1997 году была выкуплена городским советом Синтры, отреставрирована и открыта для публики.

Влияние эзотерики

Монтейра был человеком научного духа, выдающейся культуры и редкой чувствительности, к тому же библиофилом, коллекционером и великим филантропом. Кроме того, он был любителем астрологии, эзотерики и оккультных наук. Я считаю, что для того времени его знания были достойны восхищения. Благодаря своей образованности и увлечениям Монтейра смог создать каменный шедевр. Весь комплекс в итоге получился неким подобием Эдемского сада, а из преобладающих стилей здесь более всего выделяются причудливый нео-мавританский и ренессанс. Поскольку Монтейра строил комплекс, призванный стать отражением его внутреннего мира и взглядов, здесь на каждом шагу встречаются символы масонов, тамплиеров, алхимиков и различные намёки на эзотерические учения и ритуалы.

В еврейском мистицизме, получившем распространение в XVI веке, эзотеризм основан на законе, целью которого является поиск соответствия между божественным и земным, человеком и Вселенной. Переход из одного измерения в другое происходит посредством ритуалов, благодаря которым новопосвящённый получает доступ к тайному знанию. Колодец Посвящения на территории усадьбы — яркий пример такого символического сооружения. Эта перевёрнутая башня, погружённая вглубь земли – символ рождения и смерти; символ материнского чрева, из которого пришла жизнь, и могила, куда вернётся тело. Как я уже упоминала выше, колодец, безусловно, достоин вашего внимания — он восхитителен в своей необычности. Что называется, почувствуйте себя на месте Вергилия в произведении Данте!

В XVIII веке окончательно оформляется ещё одно эзотерическое учение — масонство в его современном понимании, или спекулятивное, которое больше не имело связи с реальными каменщиками, а в ряды масонов вступали люди знатные и обеспеченные. Почти во все времена оно вызывало сопротивление со стороны католической церкви, хотя и проповедовало веру в добродетели милосердия, бессмертие души и существование великого архитектора Вселенной. А большая часть масонской символики вдохновлена эзотерическимим течениями, такими как алхимия, тамплиеризм и розенкрейцерство. Эти символы мы и будем встречать во всех уголках усадьбы Регалейра.

Пожалуй, это первое, что видит путешественник при входе на ферму. Дворец очень четко выделяется на фоне окружающей природы, создаётся впечатление, будто архитектор применил к зданию фильтр edge detect. Потемневший белый камень, из которого выстроен дворец, смотрится особенно живописно на фоне пышной флоры. Обращает внимание на себя восьмиугольная башня и богатое декоративное оформление, которое выполнил скульптор Хосе де Фонсека. Здесь больше всего заметен стиль мануэлино (португальский ренессанс) с множеством фигурок фантастических животных.

Многие путешественники оставляют посещение дворца на потом, а то и вовсе не уделяют ему внимания. А зря, ведь его интерьеры не менее красивы, чем экстерьер и раскинувшийся рядом парк. Я была близка к тому, чтобы тоже не заходить внутрь: прогулка по парку отнимает много сил. Но в определённый момент мною завладел живой интерес, о чём я ни разу не пожалела. Здесь сохранилась большая часть оригинальной отделки стен. Однако старая библиотека утеряла со временем своё первоначальное убранство.

На первом этаже в дни Карвальо Монтейры располагались столовая, гостиная, гардеробная, бильярдная и спальня. На втором этаже был кабинет и комната домработницы. На третьем — небольшая комната с террасой и помещение для глажки белья. На цокольном этаже находились комнаты для слуг-мужчин, кухня с лифтом для подъёма блюд в обеденный зал и подсобное помещение.

Взгляните на охотничью комнату с камином впечатляющих размеров, который венчает статуя дровосека. Над камином изображены сцены охоты. Через всю комнату проходит тема «цикл жизни» — начиная от венецианского мозаичного пола и заканчивая потолком.

Дизайн восьмиугольной комнаты был вдохновлён монастырём Конвенту-де-Кришту в Томаре.

Потолок бывшего бильярдного зала украшен портретами двадцати королей и четырех королев Португалии, а также гербами Лиссабона, Порту, Коимбры и Браги.

Прогулка по парку

Парк — это отражение микрокосма, и все его уголки пропитаны магией и тайной. Путешествуя здесь, мы проникнемся гармонией небесной и земной сфер, столкнёмся с упоминаниями о легендах и мифах Древней Греции, отсылками к Вергилию, Данте, Камоэнсу, работам мистиков и алхимиков. Это хитросплетение тропинок, спускающихся со склона сквозь деревья и кустарники, на каждом повороте будет удивлять нас новым чудным видом.

Верхний парк представляет собой обширный дикий лес, в то время как нижний облагорожен человеком и богат различными архитектурными сооружениями. Здесь ни одно строение не было воздвигнуто случайно, всё имеет свой смысл и высокое предназначение, а элегантные здания соседствуют с искусственными пещерами и озёрами.

Портал двух стражников представляет собой живописную структуру из двух башенок и беседкой в центре, под которой скрывается один из тоннелей в подземный мир. Вход в тоннель охраняют два тритона, которые, согласно греческой мифологии, выдувают музыку из морской раковины.

Терраса небесных миров с обзорной площадкой расположилась рядом с Порталом двух стражников.

Над гротом Леды возвышается башня Регалейра. По задумке архитектора, она должна создавать для смотрящего иллюзию нахождения на оси мира. И правда, отсюда открывается отличный вид на дворец Пена и Замок мавров.

Нельзя обделить вниманием живописное Плато богов с аллеей, окружённой девятью статуями греческих и римских божеств. Классическая мифология была, несомненно, одним из источников вдохновения для Карвальо Монтейры.

Важное место среди всего ансамбля занимают несколько построек, о которых я хотела бы рассказать более подробно.

Часовня Святой Троицы является вторым после дворца грандиозным сооружением на территории Кинта-да-Регалейра. Этот христианский храм по своим размерам довольно небольшой, но богато украшен декоративными деталями с множеством символических элементов. Особенно здесь выделяется фасад с преобладанием готики и мануэлино, на котором можно заметить фигуры святой Терезы Авильской и святого Антония. А над входом красуется горельеф «Благовещение».

Можно увидеть здесь изображения причудливых гарпий с телом птицы и головой чудовища. А на задней части часовни, также в рельефе, — замок с двумя башнями, покоящийся над пламенем и адской глоткой. Это символ триединства: высшего мира, промежуточного духовного и нижнего мира, или ада.

В интерьере главное место занимает мозаика с изображением коронации Марии воскресшим Иисусом.

По правую сторону от алтаря повторяются изображения Терезы Авильской и Антония, но теперь уже в мозаике. А на полу красуется эмблема Ордена Христа — крест в небесной сфере, окруженный пятиконечными звёздами.

Здесь же снова встречаем эмблему масонов: глаз в треугольнике и сиянии лучей, символ великого архитектора Вселенной.

Обратите внимание на прекрасные витражи, благодаря которым проникающий внутрь дневной свет создаёт ощущение фантасмагории.

Колодец Посвящения

Огромная спиральная галерея колодца поддерживается многочисленными колоннами точной работы, отмечающими выверенный ритм лестницы. Капители колонн увенчаны причудливо изогнутыми листьями аканта.

В каждом из девяти лестничных пролётов внимательный турист насчитает ровно 15 ступеней. Эти 9 маршей символизируют спуск к бездне или восхождение к небу — в соответствии с выбранным путём инициации. И также являются прямой отсылкой к гению Данте, подробно описавшему в «Божественной комедии» строение загробного мира, состоящего из 9 кругов ада, чистилища и рая.

Мраморный пол колодца украшен крестом ордена тамплиеров, который вписан, в свою очередь, в восьмиконечную звезду и является геральдической эмблемой Карвальо Монтейру.

Тоннели, колодцы и гроты

Четыре тоннеля из колодца ведут путешественника в гроты и в ещё один колодец сквозь таинственный подземный мир, населённый когда-то летучими мышами. Эти искусственные сооружения, выдолбленные в горном массиве Синтры, являют нам мраморную породу, окрашенную в розоватые и коричневые оттенки. Кое-где в своды тоннелей вкраплён камень, доставленный сюда из прибрежного региона Пениши. Тоннели не являются частью лабиринта, однако несут на себе функциональную нагрузку и соединяют несколько частей этого удивительного мира. В символическом плане тоннели являются путём от тьмы к свету, от смерти к воскрешению. В открытых для туристов тоннелях проведена подсветка, но это не лишило меня ощущения, будто я оказалась в древних и скрытых от глаз человека пещерах.

Помимо колодца Посвящения, здесь есть Несовершенный колодец, чьё название говорит само за себя. При первом взгляде на него создаётся впечатление, будто незадачливый строитель случайно нагромоздил вдоль стен груду камней. Однако за нечётко оформленными оконными проёмами колодца скрывается спиральный пандус — ещё один путь от тьмы к свету.

Одно из ответвлений тоннеля выведет вас к Восточному гроту.

Недалеко от него находится живописный грот Аквариум.

В стене под башней Регалейра в гроте притаилась миниатюрная статуя прекрасной Леды, чьей красотой некогда пленился сам Зевс и навещал её в образе лебедя.

А у самой дальней стены усадьбы, вдалеке от основных сооружений, спрятался грот Девы.

Кроме тоннелей и гротов на территории парка есть озёра, символизирующие глаза земли. Через них обитатели подземного мира наблюдают за жизнью земной.

Такими «глазами земли» в усадьбе являются грот Лабиринта и Озеро с водопадом. К тому же, вода на территории фермы рассматривается и как элемент, ведущий к духовному очищению.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *