Содержание
Коэффициент увлажнения
Для характеристики обеспеченности территории влагой используется коэффициент увлажнения — отношение годовой суммы осадков к испаряемости за этот же период.
Чем меньше коэффициент увлажнения, тем суше климат. Близ северной границы лесостепной зоны количество осадков примерно равно годовой испаряемости. Коэффициент увлажнения здесь близок к единице. Такое увлажнение считается достаточным. Увлажнение лесостепной зоны и южной части зоны смешанных лесов колеблется от года к году в сторону то увеличения, то понижения, поэтому оно неустойчивое. При коэффициенте увлажнения меньше единицы увлажнение считается недостаточным (степная зона). В северной части страны (тайга, тундра) количество осадков превышает испаряемость. Коэффициент увлажнения здесь больше единицы. Такое увлажнение называют избыточным.
Коэффициент увлажнения выражает соотношение тепла и влаги на той или иной территории и является одним из важных климатических показателей, так как определяет направление и интенсивность большинства природных процессов.
В районах избыточного увлажнения много рек, озер, болот. В преобразовании рельефа преобладает эрозия. Широко распространены луга и леса.
Высокие годовые значения коэффициента увлажнения (1,75-2,4) характерны для горных территорий с абсолютными отметками поверхности 800-1200 м. Эти и другие, более высокогорные, районы находятся в условиях избыточного увлажнения с положительным балансом влаги, избыток которой составляет 100 — 500 мм в год и более. Минимальные значения коэффициента увлажнения от 0,35 до 0,6 свойственны степной зоне, подавляющая часть поверхности которой расположена на отметках менее 600 м абс. высоты. Баланс влаги здесь отрицателен и характеризуется дефицитом от 200 до 450 мм и более, а территория, в целом — недостаточным увлажнением, типичным для полуаридного и даже аридного климата. Основной период испарения влаги длится с марта по октябрь, а ее максимальная интенсивность приходится на наиболее жаркие месяцы (июнь — август). Наименьшие значения коэффициента увлажнения наблюдаются именно в эти месяцы. Нетрудно заметить, что величина избыточного увлажнения горных территорий сопоставима, а в некоторых случаях и превышает суммарное количество атмосферных осадков степной зоны.
Коэффициент увлажнения Высоцкого — Иванова
Коэффициент увлажнения — соотношение между количеством выпадающих атмосферных осадков за год или другое время и испаряемостью определенной территории. Коэффициент увлажнения является показателем соотношением тепла и влаги. Впервые способ характеристики климата как фактора водного режима почв был введен в практику почвоведения Г. Н. Высоцким. Им было введено понятие о коэффициенте увлажнения территории (К) как о величине, показывающей отношение суммы осадков (Q, мм) к испаряемости (V, мм) за тот же период (К=Q/V). По его подсчетам эта величина для лесной зоны равна 1,38, для лесостепной— 1,0, для степной черноземной-0,67 и для зоны сухих степей — 0,3.
В дальнейшем понятие о коэффициенте увлажнения было детально разработано Б. Г. Ивановым (1948) для каждой почвенно-географической зоны, а коэффициент стал называться коэффициентом Высоцкого — Иванова (КУ).
По обеспеченности суши водой и особенностям почвообразования на земном шаре можно выделить следующие области (Будыко, 1968)(табл.2)
В соответствии с поступлением влаги и ее дальнейшим перераспределением каждый природный регион характеризуется показателем радиационного индекса сухости
К = R/ar,
где Я— радиационный баланс, кДж/(см2*год); r — количество осадков в год, мм; a — скрытая теплота фазовых преобразований воды, Дж/г.
Таблица 2
Климатические области
Климатические области |
Среднегодовое количество осадков, мм |
Коэффициент увлажнения (КУ) |
Исключительно сухие |
0,2—0,1 |
|
Засушливые (аридные) |
0,5—0,3 |
|
Умеренно сухие (семиаридные) |
0,7 -0,5 |
|
Влажные (гумидные) |
1,0 |
|
Избыточно влажные |
1,2—1,5 |
|
Особенно влажные (супергумидные) |
1,5—2,0- 3,0 |
В соответствии с поступлением влаги и ее дальнейшим перераспределением каждый природный регион характеризуется показателем радиационного индекса сухости
Коэффициент увлажнения
Смотреть что такое «Коэффициент увлажнения» в других словарях:
-
КОЭФФИЦИЕНТ УВЛАЖНЕНИЯ — индекс континентальности, отношение количества атмосферных осадков к потенциальной величине испарения с поверхности почвы в данной экосистеме. Определяется с помощью специальных приборов испарителей. Вычисляется путем деления годовой суммы… … Экологический словарь
-
коэффициент увлажнения — Kу Отношение количества атмосферных осадков к испаряемости за тот же период. Тематики сельскохозяйственная метеорология EN moisture index DE Feuchtmachenskoeffizient FR coefficient d humidification … Справочник технического переводчика
-
коэффициент увлажнения KW — 3.7 коэффициент увлажнения KW : Отношение естественной влажности грунта W к влажности оптимальной WОПТ Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
Коэффициент увлажнения грунта — отношение влажности грунта к его оптимальной влажности при стандартном уплотнении. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь
-
допустимая степень влажности: Коэффициент увлажнения KW — 3.4 допустимая степень влажности: Коэффициент увлажнения KW , при котором достигается требуемая степень уплотнения грунта согласно title= Автомобильные дороги . Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
-
КОЭФФИЦИЕНТ ВОДНОГО БАЛАНСА — (no A. H. Костикову) отношение произведения слоя осадков (р, в мм) на показатель поверхностного стока (и.) к слою испарения (Е в мм) за этот же период: К. в. б. положен в основу выделения на территории Европейской части СССР (по степени… … Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии
-
коэффициент подземного стока — степень атмосферного увлажнения территории (коэффициент подземного стока) доля атмосферных осадков, впитываемых почвой и питающих подземные воды данного района или территории. (Смотри: СНиП 2.06.15 85. Инженерная защита территорий от затопления и … Строительный словарь
-
Транспирационный коэффициент — количество воды (в граммах), расходуемое на образование 1 г сухого вещества растения. Зависит от климатических и почвенных условий, а также от вида растений, может варьировать от 200 до 1000 и более. Транспирационный коэффициент необходим для… … Википедия
-
степень атмосферного увлажнения территории — (коэффициент подземного стока) доля атмосферных осадков, впитываемых почвой и питающих подземные воды данного района или территории. (Смотри: СНиП 2.06.15 85. Инженерная защита территорий от затопления и подтопления.) Источник: Дом: Строительная… … Строительный словарь
-
Транспирационный коэффициент — количество воды (в граммах), расходуемое на образование 1 г сухого вещества. Т. к. зависит от климатических и почвенных условий и от вида растений (например, у просовидных злаков он относительно низок). Т. к. разных растений варьирует от… … Большая советская энциклопедия
Климат Кавказа
3 года назад Нету коментариев
Разнообразие климата Кавказа определяется главным образом влиянием рельефа.
Кавказ расположен на границе умеренного и субтропического климатических поясов. Приток солнечной радиации на его территорию настолько значителен, что в Закавказье летом наблюдается трансформация воздушных масс в тропический воздух, зимой же, как отмечает Б. П. Алисов (1956), радиационный баланс земной поверхности приближается к положительным значениям.
Расположением Кавказа на границе умеренного и субтропического климатических поясов обусловливаются следующие особенности циркуляции атмосферы: летом сюда с юга перемещаются субтропические области повышенного давления и приносится тропический воздух из Малой Азии. Поэтому в субтропических районах Закавказья, как и в примыкающих к ним субтропиках Ирана, летний период засушлив, за исключением Западного Закавказья, где процессы общей циркуляции атмосферы затушевываются дождями преимущественно местного, конвективного происхождения. Зимой не только в Закавказье, но и севернее (Черноморское побережье и соседние районы Предкавказья, западная часть Б. Кавказа) проходят средиземноморские циклоны, а на юго-востоке — иранские.
Граница между умеренным и субтропическим климатическими поясами усиливается горами Б. Кавказа, затрудняющими перенос холодных воздушных масс с севера на юг — в Закавказье и теплых с юга на север — в Предкавказье.
Северный Кавказ относится к умеренному поясу, Закавказье — к субтропическому.
Влияние горной преграды особенно ощутимо зимой. Горы защищают Закавказье от проникновения холодного воздуха, приходящего с севера и северо-востока и заполняющего Предкавказье. Арктический воздух в большинстве случаев не проникает в Колхидскую низменность и Куринскую впадину. Лишь в отдельные годы он обтекает Б. Кавказ «с флангов», т. е. с запада и востока, проникая в Закавказье, иногда смыкаясь в Рионо-Куринском коридоре, и оставляя высокогорье как бы в виде теплого острова.
Б. Кавказ служит препятствием и для проникновения холодного континентального воздуха умеренных широт, приходящего зимой в Предкавказье с востока и северо-востока. Понятны поэтому большие температурные различия северной и южной частей Кавказа. Приведенные к уровню моря средние годовые температуры изменяются от 10° на севере до 16° на юге. Эта разница определяется главным образом зимними температурными различиями: средние январские температуры от —5° в Предкавказье до 5° и более в Западном Закавказье и 3° в Восточном Закавказье.
Летом температурные различия Предкавказья и Закавказья сглаживаются, но зато ощущается разница в температурах западной и восточной частей Кавказа: в западной средние температуры июля 23—24°, в восточной — 25— 29°. Кавказ лежит не только на границе умеренного и субтропического поясов, но и в пограничной полосе сфер воздействия влажных воздушных масс Атлантики и Средиземноморья, с одной стороны, и сухих континентальных пространств внутренних областей Евразии, с другой. И тут рельеф обостряет границу: климаторазделами служат поперечные поднятия — Сурамский хребет и даже сравнительно невысокая Ставропольская возвышенность в Предкавказье.
На западе влажные воздушные массы смягчают климат. Западные потоки воздуха оставляют часть влаги на наветренных западных склонах гор и возвышенностей, затем, переваливая в восточную часть Кавказа, опускаются, адиабатически нагреваются и иссушаются. На востоке больше влияние континентального воздуха и при безоблачном небе сильнее прогреваются подстилающая поверхность и приземные слои атмосферы.
Рельеф оказывает большое влияние на распределение осадков, усиливая их выпадение при вхождениях на территорию Кавказа влажных воздушных масс. Горные хребты обостряют теплые фронты, и это вызывает усиление осадков, в частности на повернутом немного к западу южном склоне западной части Б. Кавказа. При прохождении холодных фронтов также могут выпадать осадки. Например, с притоком холодного воздуха к северному подножию Б. Кавказа теплый воздух оттесняется вверх и на горных склонах усиливается выпадение осадков. Аналогичный процесс приводит к обильным осенним дождям на Талыше и в Ленкоранской низменности. Вообще хребты и поднятия делят территорию горных областей Кавказа на множество районов со своими местными особенностями климата.
В горах проявляется высотная зональность климата. На общее изменение температуры и влажности воздуха с высотой накладывается изменение циркуляции воздуха в высоких слоях атмосферы. Верхний «этаж» Б. Кавказа и отчасти Закавказского нагорья находится в условиях циркуляции свободной атмосферы. В области Б. Кавказа начиная с высоты примерно 2000 м (в Закавказском нагорье выше) ведущая роль принадлежит западному переносу воздуха, в связи с чем усиливается влияние Атлантики и Средиземного моря. К тому же особенности строения рельефа Б. Кавказа обеспечивают достаточно полный обмен воздуха со свободной атмосферой (Б. П. Алисов, 1956). Поэтому в высокогорье климат более влажный и некоторыми особенностями своего режима (например, максимальные температуры в августе, а не в июле) напоминает морской.
Размеры Черного и Каспийского морей недостаточны для формирования над ними воздушных масс морского типа. Над их поверхностью циркулирует по преимуществу континентальный воздух, изменение температуры и влажности происходит только в его нижнем слое. Большее влияние на климат Кавказа оказывает Черное море, лежащее на пути западных воздушных течений. Испарения с моря приносятся западными воздушными течениями к горам, где быстро конденсируются. Значительную сумму осадков на южном склоне западной части Б. Кавказа летом, по-видимому, дают дневные бризы, переходящие в горах в восходящие горно-долинные ветры.
Существенно косвенное влияние Черного моря на режим осадков. Зимой пониженное давление над его теплой поверхностью способствует отклонению средиземноморских циклонов на северо-восток от их главного пути через Малую Азию: они приходят в Западное Закавказье, и это приводит к увеличению осадков на Черноморском побережье и соседнем склоне Б. Кавказа. Летом относительно холодная поверхность моря способствует распространению на восток Азорской области высокого давления. На побережье устанавливается малооблачная погода (особенно на севере, где невысокие хребты еще не улавливают верхних влажных потоков воздуха и слабо конденсируют черноморскую влагу), дуют западные ветры (в частности, в Колхиде), происхождение которых прежде объясняли непосредственным влиянием моря, вызывающим якобы муссонную циркуляцию.
Таким образом, Черное море усиливает влияние на климат Кавказа Средиземного моря и области Азорского максимума Атлантики. Кроме того, оно защищает Западное Закавказье от вхождений холодного воздуха с северо-запада. Каспийское же море защищает от действия холодного континентального азиатского воздуха юго-восточную часть территории Кавказа.
Годовое количество осадков на Кавказе
Летом на Северный Кавказ из степной зоны юга Русской равнины переносится континентальный воздух умеренных широт в разных фазах трансформации его в тропический. В Закавказье господствует тропический воздух местного формирования. Зимой на Северный Кавказ с востока и северо-востока по южной периферии областей высокого давления поступает холодный континентальный воздух. На Черноморском побережье по восточной окраине барометрической депрессии с юго-востока распространяется континентальный воздух, в нижнем слое имеющий свойства морского. В Джавахетско-Армянской нагорной провинции, где зимой образуется область высокого давления, циркулирует континентальный малоазиатский воздух, проникающий и в среднюю часть Рионо-Куринского коридора.
Предкавказье, по Б. П. Алисову (1956), относится к Атлантико-континентальной степной климатической области, причем основная часть Предкавказья входит в западную ее подобласть, а Терско-Кумская низменность — в восточную. От других частей Предкавказья Терско-Кумская низменность отличается особенно резкой континентальностью и засушливостью климата, определяющими полупустынный характер ее ландшафтов.
Б. П. Алисов выделяет климатическую горную область Северного Кавказа, куда включает высокогорье Б. Кавказа в виде двух подобластей — высокогорной западной и высокогорной восточной. По нашему мнению, почти весь Б. Кавказ, за исключением его субтропического низкогорья на южном склоне, следует рассматривать как особую климатическую область, в которой можно выделить подобласти. Хотя среднегорный и низкогорный пояса северного склона Б. Кавказа и среднегорье южного склона испытывают на себе воздействие атмосферных процессов, свойственных равнинам Предкавказья и Закавказья, под воздействием горного рельефа эти процессы видоизменяются, что приводит к существенным климатическим отличиям склонов от прилегающих равнин (склоны более увлажнены и т. п.). Циркуляция воздуха в верхнем «этаже» гор оказывает влияние и на климат нижних поясов (выпадение осадков и проч.). Наконец, на Б. Кавказе от подножия до гребней высокогорных хребтов наблюдается общий план высотной климатической зональности.
В субтропическом Закавказье по обилию осадков выделяются Колхида и Талышские горы с Ленкоранской низменностью — это типичные регионы ландшафтов «барьерного подножия» (А. И. Яунпутнинь, 1946), т. е. территории, повышенное увлажнение которых определяется влиянием соседних горных барьеров. В Куринской впадине, наоборот, климат сухой и континентальный субтропический. В Джавахетско-Армянской нагорной провинции, расположенной на значительной высоте и за краевыми горными барьерами, климат резко континентальный с холодной зимой. На М. Кавказе более мягкий, и влажный горный климат (см. табл. на стр. 48).
Разнообразие климата Кавказа определяет различия в сельскохозяйственном использовании его территории. Особенно велико значение защищенных горным барьером Б. Кавказа закавказских субтропических районов, где наблюдается целая гамма разновидностей субтропического климата, начиная от влажного, позволяющего возделывать чай, цитрусовые и проч., и кончая сухим, подходящим для выращивания ценных сортов хлопчатника и других культур, требующих обилия солнечного света.
Выведение морозостойких сортов культурных растений позволяет расширять границы субтропического земледелия, но районы Закавказья с относительно теплыми зимами остаются наиболее благоприятными для субтропического хозяйства и имеют общесоюзное значение.
Сочетание благоприятных климатических условий с лечебными минеральными источниками, роскошной природой, а часто и с морским пляжем способствовало созданию на Кавказе множества великолепных курортов.
> Эта статья перенесена сюда!
Увлажнение, коэффициенты увлажнения
Увлажнение территории определяется не только количеством осадков, но и испаряемостью. При одинаковом количестве осадков, но разной испаряемости, условия увлажнения могут быть различными.
Для характеристики условий увлажнения пользуются коэффициентами увлажнения. Существует более 20 способов его выражения. Наиболее распространенными являются следующие показатели увлажнения:
- Гидротермический коэффициент Г.Т. Селянинова.
ГТК=10R/Σt
где R – месячное количество осадков;
Σt – сумма температур за месяц (близка к показателю испаряемости).
- Коэффициент увлажнения Высоцкого-Иванова.
K=R/Ep
где R – сумма осадков за месяц;
Ep – месячная испаряемость.
Коэффициент увлажнения около 1 – увлажнение нормальное, менее 1 – недостаточное, более 1 – избыточное.
- Радиационный индекс сухости М.И. Будыко.
Ri=R/Lr
где Ri – радиационный индекс сухости, он показывает отношение величины радиационного баланса R к сумме тепла Lr, необходимого для испарения осадков за год (L – скрытая теплота парообразования).
Радиационная индекс сухости показывает, какая доля остаточной радиации затрачивается на испарение. Если тепла меньше, чем требуется для испарения годовой суммы осадков, увлажнение будет избыточным. При Ri 0,45 увлажнение избыточное; при Ri = 0,45-1,00 увлажнение достаточное; при Ri = 1,00-3,00 увлажнение недостаточное.
Атмосферное увлажнение
Количество выпадающих осадков без учета ландшафтных условий – величина абстрактная, потому что она не определяет условий увлажнения территории. Так, в тундре Ямала и полупустынях Прикаспийской низменности выпадает одинаковое количество осадков – около 300 мм, но в первом случае увлажнение избыточное, велика заболоченность, во втором – увлажнение недостаточное, растительность здесь сухолюбивая, ксерофитная.
Под увлажнением территории понимают соотношение между количеством атмосферных осадков (R), выпадающих в данной местности, и испаряемостью (Ен) за один и тот же период (год, сезон, месяц). Такое отношение, выраженное в процентах, или в долях от единицы, называют коэффициентом увлажнения (Kyв=R/Eн) (по Н. Н. Иванову). Коэффициент увлажнения показывает либо избыточное увлажнение (Кув>1), если осадки превышают возможное при данной температуре испарение, либо различные степени недостаточного увлажнения (Кув<1), если осадки меньше испаряемости.
Характер увлажнения, т. е. соотношение тепла и влаги в атмосфере, – основная причина существования природно-растительных зон на Земле.
По гидротермическим условиям выделяют несколько типов территорий:
1. Территории с избыточным увлажнением – Кув больше 1, т. е. 100-150%. Это зоны тундр и лесотундр, а при достаточном количестве тепла – леса умеренных, тропических и экваториальных широт. Такие переувлажненные территории называют гумидными, а заболоченные – экстрагумидными (лат. humidus – влажный).
2. Территории оптимального (достаточного) увлажнения – это узкие зоны, где Кув около 1 (примерно 100%). В их пределах наблюдается соразмерность между суммой осадков и испаряемостью. Это узкие полосы широколиственных лесов, редкостойные переменно-влажные леса и влажные саванны. Условия здесь благоприятны для произрастания мезофильных растений.
3. Территории умеренно-недостаточного (неустойчивого) увлажнения. Выделяют разные степени неустойчивого увлажнения: территориям с Кув = 1-0,6 (100-60%) свойственны луговые степи (лесостепи) и саванны, с Кув = 0,6-0,3 (60-30%) – сухие степи, сухие саванны. Им свойствен сухой сезон, что затрудняет земледельческое освоение из-за частых засух.
4. Территории недостаточного увлажнения. Выделяют аридные зоны (лат. aridus – сухой) с Кув = 0,3-0,1 (30-10%), здесь типичны полупустыни, и экстрааридные зоны с Кув менее 0,1 (менее 10%) – пустыни.
На территориях с избыточным увлажнением обилие влаги отрицательно сказывается на процессах аэрации (вентиляции) почвы, т. е. на газообмене почвенного воздуха с атмосферным. Недостаток кислорода в почве образуется вследствие заполнения пор водой, из-за чего воздух туда не поступает. Это нарушает биологические аэробные процессы в почве, нормальное развитие многих растений нарушается или даже прекращается. На таких территориях произрастают растения-гигрофиты и обитают животные-гигрофилы, которые приспособлены к сырым и влажным местообитаниям. Для вовлечения территорий с избыточным увлажнением в хозяйственный, прежде всего сельскохозяйственный, оборот необходимы осушительные мелиорации, т. е. мероприятия, направленные на улучшение водного режима территории, отвод избыточных вод (дренаж).
Территорий с недостаточным увлажнением на Земле больше, чем переувлажненных. В аридных зонах земледелие без полива невозможно. Основным мелиоративным мероприятием в них является орошение – искусственное пополнение запасов влаги в почве для нормального развития растений и обводнение – создание источников влаги (прудов, колодцев и других водоемов) для бытовых и хозяйственных нужд и водопоя скота.
В естественных условиях в пустынях и полупустынях произрастают растения, приспособленные к сухости, – ксерофиты. Они обычно имеют мощную корневую систему, способную извлекать влагу из грунта, мелкие листья, иногда превращенные в иголочки и колючки, чтобы меньше испарять влаги, стебли и листья нередко покрыты восковым налетом. Особую группу растений среди них образуют суккуленты, которые накапливают влагу в стеблях или листьях (кактусы, агавы, алоэ). Суккуленты произрастают лишь в теплых тропических пустынях, где не бывает отрицательных температур воздуха. Животные пустынь – ксерофилы тоже разным способом приспособлены к сухости, например, впадают в спячку на самый сухой период (суслики), довольствуются влагой, содержащейся в пище (некоторые грызуны).
Территориям с недостаточным увлажнением присущи засухи. В пустынях и полупустынях это ежегодные явления. В степях, которые часто называют засушливой зоной, и в лесостепи засухи случаются летом один раз в несколько лет, иногда захватывают конец весны – начало осени. Засуха – это длительный (1-3 месяца) период без дождя или с очень малым количеством осадков, при повышенной температуре и пониженной абсолютной и относительной влажности воздуха и почвы. Различают атмосферную и почвенную засухи. Атмосферная засуха наступает раньше. Из-за высоких температур и большого дефицита влаги резко возрастает транспирация растений, корни не успевают подавать листьям влагу, и они увядают. Почвенная засуха выражается в иссушении почвы, из-за чего нормальная жизнедеятельность растений полностью нарушается и они погибают. Почвенная засуха короче атмосферной за счет весенних запасов влаги в почве и грунтовых вод. Засухи обусловлены антициклональным режимом погоды. В антициклонах воздух опускается, адиабатически нагревается и иссушается. По периферии антициклонов возможны ветры – суховеи с высокой температурой и низкой относительной влажностью (до 10–15%), которые усиливают испарение и еще губительнее действуют на растения.
В степях наиболее эффективно орошение при достаточном стоке рек. Дополнительными мерами служат снегонакопление – сохранившаяся стерня на полях и посадка кустарников по бровке балок, чтобы в них не сдувался снег, и снегозадержание – прикатывание снега, создание снежных валов, укрытие снега соломой с целью увеличения продолжительности снеготаяния и пополнения запасов грунтовых вод. Эффективны также лесные полезащитные полосы, которые задерживают сток талых снеговых вод и удлиняют период снеготаяния. Ветрозащитные (ветроломные) лесные полосы большой длины, посаженные в несколько рядов, ослабляют скорость ветров, в том числе суховеев, и тем самым уменьшают испарение влаги.
Урок по географии в 8 классе «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения.»
УРОК ПО ТЕМЕ: Закономерности распределения тепла и влаги по территории России. Коэффициент увлажнения.
Учитель географии: Ненахова Анна Сергеевна
Г. Гусь-Хрустальный МБОУ СОШ№15
Пояснительная записка к уроку:тема изучается в курсе 8 класса, в разделе «климат и агроклиматические реурсы». На данную тему отводится 1 час.
Цель урока: Сформировать представление о закономерностях распределения тепла и влаги на территории России.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся должны научиться:
— объяснять закономерности распределения тепла и влаги на территории России, существенныепризнаки понятий: испаряемость, коэффициент увлажнения;
— понимать причины распределения тепла и влаги на территории России;
— определять температуры июля и января по климатическим картам;
— сравнивать разные показатели температуры и понимать причины их различия;
— научится высчитывать коэффициент увлажнения, согласно формулы, для разных пунктов России.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— умение слушать и анализировать информацию;
— формулировать тему и цель урока после обсуждения с учителем;
— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Познавательные УУД:
— развивать умение извлекать информацию из текстов;
— делать выводы;
— обобщать и классифицировать информацию по признакам;
— владеть поисковыми способами решения учебной проблемы;
— проводить анализ учебного материала;
— умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.
Коммуникативные УУД:
— формулировать свои мысли в устной форме;
— умение слушать и вступать в диалог;
— участвовать в коллективном обсуждении вопроса или проблемы.
Личностные УУД:
— умение оценивать важность изучаемого материала для практической деятельности;
— развивать умение высказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
Формируемые методологические умения:
Исследовательские умения
— установление причинно-следственных связей;
— поиск решения проблемной ситуации, выбора и обоснования своего мнения;
— анализ и обобщение изучаемых фактов;
— умение рассуждать;
— умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Проектировочные умения.
— умение формулировать цели и задачи;
— умение отбирать необходимый материал;
— умение планировать свои действия.
Рефлексивные умения.
— умение контролировать свои действия, в том числе и умственные;
— умение использовать теоретические методы познания с целью анализа знания.
Оборудование урока: климатическая карта, раздаточный материал, компьютерная презентация, атласы, проектор, учебники.
Технологическая карта урока
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые умения
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу
Приветствуют учителя
Личностные
Проверка домашнего задания
Предлагает задания учащимся:
-
ВВставить пропущенные слова в определения воздушные массы, атмосферный фронт. Рассказать о формировании атмосферных фронтов. (слайд 1,2)
-
Восстановить логические цепочки (Слайд 3,4)
-
ВВыполнить карточки с заданиями по синоптической карте. (слайд 5,6)
Учащиеся выполняют задания.
Учащиеся выполняют задания.
Выполняет 1 ученик.
Умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации
Изучение нового материала.
-
ААктуализация опорных знаний. Формулируют тему, цель и задачи на урок.
2. Формирование знаний .
Какой главный климатообразующий фактор?
Значит на протяжении одной широты должна быть одинаковая погода?
Давайте это проверим сегодня на уроке на примере России.
Попробуйте сформулировать тему урока.
Правильно, но не только тепла, но и влаги. Записываем тему урока (слад 7)
Какую цель мы длжны достичь? С помощь каких задач? (слайд 8)
У вас на столах лежит заготовка таблицы
(слайд 9).
(Приложение 1)
С помощью атласа попробуйте заполнить 2,3 4 столбик.
Предлагает проанализировать полученные данные и сделать вывод.(слайд 10)
Проблемный вопрос: если главный климатообразующий фактор географическая широта, то почему в Санкт-Петербурге намного теплее чем в Якутске.(слайд 11)
Найдите самое холодное место на территории России?(слайд 12)
Объясните почему полюс холода находится южнее полярного круга?
Хорошо. Давайте теперь посмотрим как распределяются осадки. Заполним 4 столик таблицы.
Какой вывод можно сделать??(слайд 13)
Где в России наименьшее количество осадков??(слайд 14)
Учитель ставит проблемный вопрос:
Объясните почему побережье Восточно-Сибирского моря заболочено, а в Астраханской области полупустыни и пустыни при примерно одинаковом количестве осадков???(слайд 14)
Правильно. Этот показатель называется испарение. Запишите определение. (слайд 15)
Найдите определение испаряемость в ученике и запишите.
Испаряемость показана на тематической карте.
(слайд 16)
Учитель вводит понятие коэффициент увлажнения (слайд 17)
Чем меньше Кувл, тем суше климат. Смотрите ученик таблица 7.
Учащиеся отвечают на вопросы
Географическая широта.
Да
Закономерности тепла по территории России.
Записывают тему урока.
Формулируют цели и задачи на урок.
Учащиеся анализируют карты атласа и заполняют таблицу
Анализируют данные таблицы и текст ученика.
Приходят к выводу что на распределения тепла влияют все климатообразующие факторы.
Записывают вывод.
Работают с картой.
Оймякон.
Учащиеся отмечают открытость к СЛО, котловинный рельеф.
Заполняют таблицу
Количество осадков уменьшается с запада на восток.
Работа с картой.
Побережье Восточно-Сибирского моря.
Выдвигают предположения.
Количество поступающего тепла на территорию астраханской области больше, поэтому увеличивается испарение.
Записывают определения в тетрадь.
Записывают формулу в тетрадь
Умение слушать и анализировать информацию.
Умение слушать и вступать в диалог.
Формулировать тему и цели урока после обсуждения с учителем.
Проводить анализ карт
Умение анализировать информацию.
Умение делать выводы.
Владение поисковыми способами решения проблемной ситуации.
Работать с картой
Делать выводы,
Формулировать свои мысли в устной форме. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение пользоваться пройденным материалом в новой учебной ситуации.
Закрепление полученных знаний.
Давайте определим Кув и характер увлажнения для наших городов.
(Слайд 18,19)
Учащиеся заполняют таблицу, используя карты атласа и учебник.
Анализ карт и текста учебника, использование нового материала на практике.
Рефлексия
Учитель предлагает оценить свою работу
( слайд 20)
Учащиеся оценивают свою работу.
Узнал, открыл для себя…..
Научился, смог…..
Могу похвалить себя и своих одноклассников за….
Осуществлять познавательную и личную рефлексию.
Домашнее задание
§ 20 вопрос 1
(слайд 21)
Записывают д/з
Приложение 1.
1.Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне
действия антициклона?
1) Архангельск
2) Салехард
3) Ростов-на-Дону
4) Москва
2.Карта погоды составлена на 12 апреля. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Пермь
2) Сыктывкар
3) Омск
4) Тюмень
Приложение 2
Распределение тепла и влаги по территории России.
Характер
увлажнения
Санкт-Петербург
Сыктывкар
Ханты -Мансийск
Якутск