Костюм белка летяга

Появление и развитие вингсьютинга

При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году погиб при испытании «плаща-парашюта» собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.

Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.

Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.

К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.

Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.

В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:

  • вместо двух крыльев их стало три;
  • крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).

Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.

Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:

  • вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
  • вингсьют-акробатика.

В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.

Проксимити-полеты

Экстремалам удалось связать вингсьютинг с бейсджампингом, в результате чего появилась отдельная дисциплина под названием «проксимити-полеты» (от английского proximity – близость). Она предполагает прыжки со скал с полетом вдоль склона в нескольких метрах от него. Для «проксимити» пилоту необходимо иметь отточенную технику управления костюмом-крылом.

Страх и риск в вингсьютинге есть всегда. В преодолении и того, и другого лучше всего помогают регулярные прыжки. Профессионалы рекомендуют прыгать понемногу и постоянно, а не много и запоями, так как психика не должна отвыкать.

Вингсьютинг продолжает активно развиваться, а занимающиеся им экстремалы каждый год берут новые невероятные высоты. Например, уже есть, как минимум, две удачные попытки приземления с вингсьютом без парашюта. Обе они принадлежат британскому каскадеру Гэри Коннери, который сначала благополучно приземлился на огромную кучу уложенных в несколько слоев картонных коробок, а затем на воду итальянского озера Гарда.

В августе 2017 года экстремал в вингсьюте пролетел сквозь водопад в горах Норвегии. В конце ноября 2017 года двое вингсьютеров из Франции прыгнули с горы, после чего смогли влететь в пролетавший самолет. Этот трюк они посвятили Патрику де Гайардону.

2. Французские ребра

Современный вингсьют появился лишь в конце 90-х. У этого костюма две перепонки натягивались, когда парашютист разводил в сторону руки, а третья — когда ноги. Все три крыла состояли из двух слоев материи, верхнего и нижнего, и надувались, когда в них попадал набегающий воздух через расположенные в передней части костюма воздухозаборники. Кроме того, в перепонки были вшиты ребра жесткости, которые помогали крыльям сохранять форму и менять аэродинамические характеристики, когда человек начинал двигать конечностями. Этот костюм изобрел француз, увлеченный парашютист и изобретатель Патрик де Гайардон. С тех пор все вингсьюты шьют по этим принципам, хотя конструкция постоянно дорабатывается.

3. Под крылом самолета

Перепонки фактически превращают весь костюм в крыло. Чтобы оно начало работать, нужен набегающий поток воздуха. У самолетов такой поток создает двигатель, толкая фюзеляж вперед. Когда парашютист в вингсьюте прыгает из летящего самолета, он сразу начинает планировать в горизонтальной плоскости, так как у него уже есть высокая начальная скорость. Это самый простой тип полетов в «костюме-крыле», и с него обычно начинается обучение. Правда, в нормальной парашютной школе прежде надо будет доказать, что ты соверши-л как минимум 200 прыжков с обычным парашютом-крылом. Этот опыт нужен для того, чтобы без проблем выпрыгнуть из самолета и чтобы принять единственно правильное положение для штатного открытия купола при приземлении.

4. С обрыва

Необходимую для горизонтального полета скорость (60–90 км/ч) можно набрать и за несколько секунд вертикального падения, под действием силы тяжести. Для этого надо подняться на высокую гору или, например, здание и прыгнуть вниз. Чем выше точка старта, тем длиннее разгонная часть падения, тем быстрее и дальше ты полетишь вдоль горизонта. А еще можно планировать, прижимаясь к склону горы, — это называется «проксимити», и тут нужна отточенная техника управления вингсьютом. Это самые рискованные прыжки, но и самые интересные, зрелищные. По большому счету, все хотят прыгать только в горах.

5. Полет вниз

В вингсьюте нельзя набрать высоту, слишком мала площадь крыльев. Но для ощущения полета достаточно и того, что хороший парашютист в хорошем костюме в среднем пролетает 2–2,5 м по горизонтали на каждый потерянный метр высоты. Преодолеть в таком режиме 10–20 км, прыгая с самолета, — вполне достижимо. Полеты в вингсьюте — погодозависимый вид спорта, но ветер может помешать только в момент старта с неподвижной стартовой точки. Например, он просто не позволит отлететь от скалы. В полете проблем из-за турбулентности не возникает. На скорости планирования в вингсьюте ты просто прошиваешь любые воздушные потоки.

6. Страх

К прыжкам в вингсьюте, в отличие от обычных прыжков с парашютом, невозможно привыкнуть. Страшно всегда. Просто страх бывает разный. Постепенно начинаешь понимать, что он имеет массу градаций, учишься им управлять. По сути, тебе надо делать очень простые, с точки зрения моторики, движения, но в состоянии жесткого стресса. Тренируется это только постоянными прыжками. Всегда лучше прыгать немного, но регулярно, чем много, но запоями. Чтобы психика не отвыкала.

7. Риск

Он присутствует всегда. Но есть условия штатные, а есть выходящие за привычные рамки. Во втором случае ты анализируешь ситуацию и прикидываешь, что к чему. Если речь об обычном тренировочном прыжке (третьем за день, с этого места я уже прыгал 50 раз), и мне что-то не нравится, то я пойду вниз пешком. Но если я собирал экспедицию в эту точку 1,5 месяца и другого шанса прыгнуть не будет, то я готов сильно рискнуть. Когда летом 2011 года я прыгал с Монблана, там был порывистый ветер. Но, продумав, куда буду приземляться, если что-то пойдет не так, я решил действовать. Полет и в самом деле пошел не по плану, до подножия горы я не дотянул, но благополучно приземлился на запасной площадке на леднике Бренва. А, например, год назад на вершине горы Шивлинг в Гималаях (6420 м) пришлось проторчать несколько дней, дожидаясь подходящей погоды. Результат: прошел более 4 км по горизонтали со скоростью около 200 км/ч, перепад высот — порядка 2200 метров.

8. Вингсьют и спорт

Полеты в вингсьюте уже признаны Международной федерацией воздухоплавания видом спорта. Правда, пока соревноваться можно только в групповом построении фигур в воздухе — грубо говоря, у кого больше сцепившихся в полете участников. Кроме того, проводится много любительских неофициальных соревнований по полетам в вингсьюте в горах. В основном это прыжки с GPS-датчиком, который снимает данные о скорости, дальности и качестве полета. Например, я разгонялся до 200 км/ч, а рекорд скорости — 363 км/ч. Но люди, по большому счету, прыгают не ради спортивных достижений, а ради ощущения полета. Человек может представить себе, что такое альпинизм, ни разу не побывав в горах. С рюкзаком идешь в гору — на это воображения хватает. А что я чувствую, когда свободно перемещаюсь в трехмерном пространстве, я вам передать не могу. Но ради этого стоит рисковать.

9. Кто лучше всех

Я лучший в мире по base-climbing (это сочетание альпинистского восхождения и прыжка в вингсьюте). Лучший, потому что покорил в вингсьюте больше по-настоящему сложных вершин, чем кто-либо в мире. Для тех, кто понимает: Эльбрус, Ушба, Маттерхорн, Ульветанна, Тунгесписсен, Холтанна, Сьерро Торре… Сейчас в планах прыжок с Эвереста. Вряд ли кто-то в ближайшее время догонит.

История

Франц Райхельт в своем парашютном костюме

4 февраля 1912 года 33-летний портной Франц Райхельт прыгнул с Эйфелевой башни, таким образом попытавшись проверить свое изобретение, сочетающее в себе элементы парашюта и крыла. По сути оно являлось прообразом современного вингсьюта. Райхельт ввел в заблуждение охранников, сказав, что эксперимент будет проводиться с манекеном, но прыгнул сам, в результате чего погиб.

В 1930 году 19-летний американец Рекс Финни из Лос-Анджелеса взял крыло при попытке увеличить горизонтальное движение и маневренность во время прыжка с парашютом. Все ранние приспособления были сделаны из таких материалов, как холст, дерево, шелк, сталь и китовый ус. Они были не очень надежны, хотя некоторые «воздухоплаватели», особенно Клем Сон и Лео Валентайн, утверждали, что смогли преодолеть расстояние в несколько миль.

Из-за чрезвычайно высокой смертности уже в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA запретила любые испытания крыльев типа «летучая мышь», и этот запрет продержался до конца 1980-х годов.

В середине 1990-х годов француз Патрик де Гайардон изобрел современный костюм-крыло, в котором были:

  • три крыла вместо двух;
  • двухслойные крылья, надуваемые набегающим потоком (ram-air).

Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры, которые надуваются набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте парашютиста вперёд создают подъёмную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жёсткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой.

В 2015 году Международная авиационная федерация (FAI) признала в качестве полноправных видов воздушного спорта вингсьют-пилотирование (соревнования на максимальное время, скорость и дальность полёта) и вингсьют-акробатику.

В 2017 году по инициативе Федерации парашютного спорта России вингсьют-пилотирование и вингсьют-акробатика включены во Всероссийский реестр видов спорта.

Обучение и пилотирование

Полёты в вингсьюте имеют много общих моментов с прыжками на трекинг. Формальным минимумом для того, чтобы начать летать в вингсьюте, считается уровень в 200 прыжков с парашютом. Все ведущие производители вингсьютов продвигают свои программы обучения инструкторов вингсьютов и студентов.

Полёт в вингсьюте более всего близок к полёту птиц. Парашютист в вингсьюте летит вперёд, а не вниз. Вертикальная составляющая скорости 40—100 км/ч позволяет продлить полёт до раскрытия парашюта до трёх минут и более. Лучшие пилоты могут лететь с аэродинамическим качеством 3,5, то есть на километр высоты пролетать 3,5 км (и более, используя попутный ветер) по горизонтали.

С активным развитием бейсджампинга в последние несколько лет особую популярность завоевали так называемые «проксимити-полёты» (от англ. proximity — близость), когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Для проксимити-полётов выбирается скала с уклоном бо́льшим, чем аэродинамическое качество вингсьюта. Обычно полёт выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это позволяет парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, доворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта.

Интересные факты

  • Полёт в вингсьютах в группе называется стаей (англ. flock).
  • Мировой рекорд полётов в стае, признанный FAI, был установлен 17 октября 2015 года на DZ Perris, Калифорния и составляет 61 человек.
  • Споры на тему «Возможно ли приземлить вингсьют без парашюта?» продолжались годами. 23 мая 2012 года британский каскадёр Гэри Коннери (Gary Connery) прыгнул в вингсьюте без парашюта с вертолета, зависшего на высоте 730 метров, и благополучно приземлился на ВПП из специально разложенных в несколько слоев картонных коробок. 30 сентября 2013 года он же прыгнул в вингсьюте без парашюта и произвел посадку на воду; прыжок проводился на озере Гарда (Италия) под профессиональным надзором Рафаэля Дюмона (Шамони, Франция)
  • Самые маленькие парашюты летают со скоростью самых больших вингсьютов и сравнимы с ними по площади.
  • В 2004 году был выполнен перелёт через пролив Босфор, а в 2008 году — через Гибралтарский пролив.
  • 29 ноября 2017 г. двое французских вингсьютеров (Фред Фуген и Винс Реффет) над Альпами впервые смогли влететь в самолёт. Скорость самолёта была 136 км/ч; видеоролик был заснят при 5 (пятом) выполнении трюка в действительности. Перед этим они прыгнули с горы. Свой прыжок они посвятили изобретателю современного вингсьюта Патрику Де Гайардону, погибшему в 1998 году.

  • Прыжок в вингсьюте с вертолёта

  • Бейсджампинг с вингсьютом (Стэфани Дэвис)

  • Парный полёт в вингсьютах

Вингпеки

Вингпеки — дальнейшее развитие вингсьюта, его разновидность: жёсткие крылья. Вингпек даёт больше возможностей: полый каркас оставляет достаточно места для горючего, двигатель крепится без проблем. Таким образом, руки менее устают от долгого полёта, и возрастает скорость полёта.

  • Ив Росси — швейцарский конструктор жёсткого крыла с двигателями.
  • «Грифон» — жёсткое крыло немецкой компании SPELCO GbR.

В культуре

  • Существует инди-симулятор, посвящённый данному виду спорта — Wingsuitflyer от Becoming. Также, вингсьюты появляются в таких компьютерных играх, как:
    • Steep,
    • Call of Duty: Black Ops 2,
    • Just Cause 3,
    • Just Cause 4
    • Far Cry (3, 4, 5)
    • На гребне волны 2015г.,
  • Появляется в мультсериале Sonic X.

Примечания

  1. Gunther Geist. Can This New Wingsuit Actually Gain Altitude?. Red Bull (19 апреля 2016 г.).
  2. Chute mortelle d’u inventeur de un parachute (фр.), Le Temps (5 February 1912), С. 4. Дата обращения 12 июля 2013.
  3. “Human Flying Squirrel Zooms Through Air”. Popular Science Monthly: 53. September 1930.
  4. Ewers, Retta E. (January 1934). “Rex — The Human Glider”. Popular Aviation (aka Flying Magazine): 28.
  5. 1 2 http://www.uspa.org/SIM/Read/Section6/tabid/169/Default.aspx#984 Архивная копия от 6 сентября 2015 на Wayback Machine Требования USPA к пилотам вингсьютов
  6. В художественном фильме «Мотыльки на ветру» 1969 года показаны эксперименты с крыльями на руках
  7. WINGSUIT FLYING. FAI Official Site.
  8. Приказ Минспорта России от 16.03.2017 № 183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». Консультант Плюс.
  9. Возможно, эта цифра пошла со слов самого де Гайардона, который в шутку сказал, что когда-нибудь наступит время, когда даже человек со всего 200 прыжками сможет летать в вингсьюте
  10. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 6 сентября 2009. Архивировано 27 марта 2010 года. Phoenix-Fly PFI
  11. http://www.bird-man.com/main.php?n=skydivers&q=bmilist&r=europe#russia Bird-man BMI
  12. Список лидеров в соревновании на дальность (вингсьюты, зачетное окно с 3000 до 2000 метров)
  13. team. Официальный мировой рекорд в классе больших вингсьют-формаций. Skycenter DZ Пущино. Дата обращения 3 марта 2016.
  14. 61 Skydivers Break World Record With Wingsuit Formation Over Perris. KTLA. Дата обращения 3 марта 2016.
  15. http://www.x-sport.info/base/jeb-corliss.html Джеб Корлисс: как приземлиться в вингсьюте без парашюта
  16. Британец прыгнул без парашюта с высоты 700 метров
  17. Приземление на вингсьюте на воду
  18. Youtube: Crazy Wingsuit Flight — Man Lands on Water Without Parachute?
  19. https://www.youtube.com/watch?v=wy-Jw3J4sqU Полёт в вингсьюте рядом с парашютом VX-39. Приземление с парашютом VX-39.
  20. http://www.dropzone.com/cgi-bin/forum/gforum.cgi?post=1336883 Перелёт через Босфор
  21. http://www.skydivingmovies.com/ver2/pafiledb.php?action=file&id=2158 Архивная копия от 8 января 2007 на Wayback Machine Перелёт через Босфор (видео)
  22. http://www.bird-man.com/main.cgi?n=history&q=Articles&id=51 Перелёт через Гибралтар
  23. Над Альпами спортсмены впервые смогли догнать самолёт и влететь в него

masterok

Вот наконец то более популярная и многим наверное будет интересная тема в мартовском столе заказов. А то все были как мне кажется для довольного узкого круга читателей, что тоже иногда нужно, но во всем надо знать меру. Сегодня мы слушаем, что интересует моего «старого» френда trudnopisaka:

Напишите, пожалуйста, про wingsuit. Почему этому делу нужно долго учиться, как вингсютеры готовятся к прыжку-полету. Прорабатывают маршрут заранее или летят наобум? Есть ли где-то статистика несчастных случаев с ними?

С давних времен человек грезил полетом. Появление самолетов ничуть не уменьшило актуальность древнего желания. Но мир непрестанно совершенствуется, и сегодня мечта человеческая практически стала реальностью. Чтобы почувствовать себя птицей достаточно облачиться в специальную костюмную экипировку Вингсьют (Wingsuit) и устремиться, расправив крылья, в свободном полете.

Вингсьют представляет собой тканевый костюм, имитирующий крылья. На сегодняшний день полеты в таком костюме относят к особой разновидности парашютных прыжков. Вингсьют формирует в воздухе 3 формы крыльев (в области рук и между ногами), позволяя спортсмену управлять своим полетом. Двухслойный материал надувается посредством восходящих воздушных потоков через воздухозаборники, что создает подъемную силу для движения. Высокое давление в крыльях формирует недостающую жесткость, благодаря которой крылья легко удерживаются руками. Все это позволяет достичь почти полного сходства с полетом птицы!

Перед прыжком спортсмена доставляют на высоту 4 км, откуда он переполненный адреналином устремляется вниз со скоростью около 180 км/ч. Управление вингсьютом требует хорошей подготовки, поэтому рекомендуется начать минимум с 200 обычных прыжков с парашютом. Тем менее, любителей этой воздушной феерии, которых не отпугивает высокая стоимость комплекта ($5000), на сегодняшний день уже немало.

В общей сложности не менее 75 человек погибло в попытках изобрести оптимальную конструкцию крыла “летучая мышь”. Высокая смертность стала причиной запрета, который наложила Федерация парашютного спорта США (USPA) на любые испытания такого типа крыльев. Этот запрет продержался до конца 80-х годов, а в середине 90-х годов была впервые сформулирована действующая сегодня вингсьютная схема. Через некоторое время вингсьют оформился в одну из разновидностей скайдайвинга, соединив в единое целое все самое лучшее из скайсерфинга и бейсджампинга.

На сколько мы все знаем еще со времен уроков истории в школе, многие люди с давних времен пытались изобрести все возможные аппараты и приспособления чтобы покорить единственную не преступную крепость – небо! Миф об Икаре и Дедале думаю всем известен, что еще раз указывает о древности подобных желаний. Не буду подробно вдаваться во все различные примеры того, как в древности пытались изобрести и испытать устройства для полета (тем более что все испытатель при этом в основном погибали), а перейдем сразу к современным, относительно недавним моментам. Даже не смотря на то, что между античностью и современностью прошло огромное количество лет и зим, испытания при попытке изобрести крылья по-прежнему приводили к гибели испытуемых, в связи с чем в 1950-х годах американская федерация парашютного спорта USPA даже запретила любые испытания крыльев типа «летучая мышь», вплоть до 80-х годов. И только в середине 90-х гениальный гений Патрик де Гайардон изобрел костюм, ставший прототипом современного вингсьюта. Изменения, им введенные были следующего характера: 1) три крыла вместо двух; 2) двухслойные крылья, надуваемые набегающим потоком (система ram-air, как и тип кайта – парафойл).

В 1996 году Патрик де Гайардон совершил первые полёты в костюме-крыло собственного изобретения. Костюм, полёты в котором тогда назывались «wing flight», имел конструкцию, аналогичную современным вингсьютам. Костюм состоял из трёх двухслойных крыльев между руками и ногами, надуваемых набегающим воздушным потоком через воздухозаборники. Созданию данного костюма предшествовало долгое изучение техник полётов белок-летяг. Уже первые образцы данного костюма позволили ему пролетать по горизонту такое же расстояние, как и по вертикали. Некоторое время де Гайардон совершенствовал технику полётов. Он покидал самолёт, и спустя минуту, несколькими километрами ниже, догонял его и залезал обратно. Постепенно он увеличивал площадь крыльев своего костюма, а в 1997 году, прыгнув со скалы в Арко, он смог пролететь 27 секунд.

К сожалению, и этот выдающийся изобретатель погиб 13 апреля 1998 в результате несчастного случая на Гавайях, имея статистику в 12 000 прыжков с парашютом. Причиной гибели послужил отказ основного парашюта после того, как де Гайардон внес изменения в контейнер своей парашютной системы с целью улучшения раскрытия этого самого парашюта в вингсьюте.

Окончательное формирование современного костюма, заложенного Патриком де Гайардоном, завершилось в 1998 году изобретателями Яри Куосма и Робертом Пекником. На сегодняшний момент существует 3 вида вингсьюта:

  • Classic – предназначен для начинающих;
  • GTI – средний уровень;
  • Skyflyer – костюм, предназначенный для продвинутых и опытных спортсменов.

Как уже в принципе известно, вингсьют представляет собой тканевый костюм, имитирующий крылья. Все три тканевых крыла имеют внутри нервюры (элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и других частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля), надувающиеся набегающим потоком через воздухозаборники, и при полёте спортсмена вперед создающие подъемную силу. Кроме того, давление внутри крыла создает необходимую жесткость, без которой крыло было бы тяжело держать рукой. Все модели вингсьюта оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, дающим спортсмену возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны, расположенные между ног так же являются разъемные, что обеспечивает свободу для движения спортсмена в момент приземления и передвижения непосредственно по земле.

На сегодняшний день существует несколько разновидностей костюмов вингсьют:

  • Classic, который предназначен для начинающих;
  • GTI – промежуточный уровень;
  • Skyflyer, который ориентирован на продвинутых спортсменов.

Все модели оснащаются специальным механизмом быстрого отсоединения, который дает возможность выбирать произвольный режим полета. Мембраны между ног тоже разъемные, что обеспечивает свободу движений в момент приземления. Чтобы поймать ветер и создать тягу, бэйсджамперу необходимо манипулировать своим телом. Главная цель: максимально снизить скорость падения и продлить созерцание окружающих фантастических видов. Управление вингсьютом осуществляется за счет изменения положения тела или увеличения (уменьшения) угла падения.

Смотрите на полный экран. HD-качество

Полёты в вингсьюте имеют много общих моментов с прыжками на тречку (англ. tracking, track diving). Формальным минимумом для того, чтобы начать летать в вингсьюте считается уровень в 200 прыжков с парашютом. Все ведущие производители вингсьютов продвигают свои программы обучения инструкторов вингсьютов и студентов.

Полёт в вингсьюте более всего близок к полёту птиц. Парашютист в вингсьюте летит вперед, а не вниз. Вертикальная составляющая скорости 80—100 км/ч позволяет продлить полёт до раскрытия парашюта до двух минут. Лучшие пилоты могут лететь с качеством 2,5 (при попутном ветре — до 3), то есть на километр высоты пролетать 2,5 км по горизонту.

С активным развитием бейсджампинга в последние несколько лет особую популярность завоевали прокси-полёты, когда парашютист летит в нескольких метрах вдоль склона гор. Для прокси-полётов выбирается скала с уклоном бо́льшим, чем лётное качество вингсьюта. Обычно полёт выполняется в направлении траверса склона, как бы «огибая» гору. Это позволяет парашютисту следовать рельефу горы, легко контролировать высоту над склоном, доворачивая влево или вправо, и быстро отойти на безопасное расстояние от горы для раскрытия парашюта.

Если честно, сложно дать точное определение того, чем же является полет в вингсьюте – собственно полноценным полетом, либо же просто плавным планированием на дальние расстояния, поскольку граница между двумя этими понятиями довольно размыта. Полет потому, как есть возможность совершать различные маневры, повороты, и все это при движении в большей степени не вертикально, а горизонтально по соотношению скорости и пройденного расстояния. А планирование потому, как движение все же направлено вниз, к земле, и опустившись на определенное расстояние невозможно вновь взмыть вверх. Ну да ладно, это все вопросы философские и рассуждать можно довольно долго, лучше перейдем к более подробному описанию того, как же летать то в этом костюме.

Как и любой летательный объект, спортсмен в вингсьюте летает благодаря соотношению подъемной силы и сопротивления, которое в свою очередь варьируется от скорости. Следовательно, чем лучше соотношение между подъемной силой и сопротивлением, тем лучше и сам полет.

Скорость горизонтального полета, при которой наилучшее соотношение подъемной силы и сопротивления, обычно на 30-40% превосходит вертикальную скорость. Из законов физики известно, что всякое летящее тело имеет свою минимальную скорость, при достижении которой создается достаточная подъемная сила для полета. Скорость ниже этого минимума способствует падению находящегося в воздухе объекта. Соответственно, чтобы лететь скорость объекта, в данном случае спортсмена, должна быть выше своей минимальной. А вот вопрос, какая же лучшая скорость для хорошего планирования довольно интересен. Эту скорость определить сложно, потому как вингсьют это не жесткий профиль; спортсмен летает используя различные позиции рук, ног и тела. А это означает, что каждый спортсмен имеет свой, отличный от другого, профиль.
Так же следует упомянуть, что люди различаются по росту, весу, размаху рук и ног – а это дополнительные сложности к вычислению оптимального минимума скорости полета. Но все же тут есть одно общее правило для всех – отношение между эффективной площадью крыла и весом летящего объекта (спортсмена), называемое загрузкой крыла. Большинство скайдайверов хорошо знакомы с этим термином, применяемом к парашютам. Загрузка крыла, это характеристика, настраиваемая самим пилотом. Данным термином обозначают отношение веса системы к площади парашюта, и он является, по сути, единственным важнейшим фактором, влияющим на то, как летают современные купола. Загрузка крыла вычисляется следующим образом – выражается она в фунтах на квадратный фут. Что касается этих самых фунтов, то сюда включаются ваш вес и вес всей системы. Квадратные футы указаны производителем парашюта. Чтобы высчитать загрузку нужно разделить вес на квадратные футы. Как правило, чем больше загрузка, тем лучше полетные качества парашюта, либо вингсьюта.

При очень маленькой загрузке купол довольно вял и слабо реагирует на маневры. Повышение загрузки способствует увеличению горизонтальной скорости и скорости снижения, что в свою очередь дает вам высокую маневренность и скорость поворотов, контроль становится более чутким и ощутимым. Но поскольку при высокой скорости все соответственно происходит быстро, то и права на ошибку у вас практически не остается, так что нужно быть внимательным и не терять концентрации. Сегодня парашюты типа крыло имеют загрузку крыла между 0,5 и 3,0 фунтов на квадратный фут. Загрузка дельтапланов примерно 1,2 и 1,5 фунта на квадратный фут. Вингсьют среднестатистического пилота имеет площадь 15-16 квадратных футов, при весе пилота в 170-190 фунтов, и следовательно загрузка вингсьюта составляет порядка 10,5-12,5 фунтов на квадратный фут, что в десять раз выше, чем у парашюта. А по сколько при 10 кратной загрузке минимальная скорость вингсьюта будет в 3 раза выше чем у парашюта, то лучшее планирование достигается при скорости примерно в 120-130 км/ч. При этом вертикальная скорость падения в свою очередь составляет порядка 40-50 км/ч. А вот уменьшение скорости снижения (т.е. вертикальной скорости) приведет к уменьшению горизонтальной скорости планирования, и к ухудшению глиссады.

«Глиссада – это траектория полёта летательного аппарата (либо человека в вингсьюте, на парашюте и т.п.), по которой он снижается непосредственно перед посадкой. В парапланеризме базовой глиссадой называется прямая траектория непосредственно перед посадкой».

Что касается попыток приземления в вингсьюте без использования парашюта, то тут есть маленький нюанс – для этого потребуется гораздо большая площадь крыльев для создания большей подъемной силы и уменьшения скорости падения. А это сделать невозможно ввиду особенностей строения человеческого тела, абсолютно не приспособленного для свободных полетов естественным образом, отсюда и следует вывод о том, что потенциал самого вингсьюта ограничен способностями и возможностями этого самого тела, а значит делает невозможным приземление в вингсьюте без дополнительного парашюта. Единственная возможность этого добиться, это использовать жесткий каркас крыльев, но это уже будет совсем не вингсьют.

Для тех, кто все же думает что такое приземление без парашюта реально, есть один эксперимент, который выполнять никак не рекомендуется – выполните обычный парашютный прыжок, но после его открытия попробуйте принять горизонтальное положение, и затем попытайтесь приземлиться в этой позиции на маленьком эллиптическом куполе. Так вот, кроме полученной боли вы мало чего добьетесь, а чтобы сравнить это с таким же приземлением в вингсьюте учтите следующие данные – скорость выше в 3 раза = сила удара в 9 раз = в 9 раз более серьезные последствия. Так что смотрите, есть ли смысл пробовать такие приземления? Уверен что нет!

Интересные факты

Полёт в вингсьютах в группе называется стаей (flock).
При полёте в стае можно переговариваться между собой, и слышать друг друга.
Мировой рекорд полётов в стае составляет 71 человек, собравшихся в форме бомбардировщика.
Споры на тему «Возможно ли приземлить вингсьют без парашюта?» продолжаются годами, вопрос остается открытым.
Самые маленькие парашюты летают со скоростью самых больших вингсьютов, и сравнимы с ними по площади.
В 2004 году был выполнен межконтинентальный перелет через пролив Босфор, а в 2008 году — через Гибралтарский пролив.

Современные конструкции костюмов постоянно дорабатываются для совмещения прыжков в вингсьюте со скайсерфингом или адаптации костюма для бейсджампинга с различных точек. Писком моды является реактивный двигатель, который подсоединяется к вингсьюту. Однако это новшество еще не получило массового распространения и находится на стадии испытаний.

Готовят ли они свой маршрут заранее ?

Сложно ли Вам вдеть нитку в иголку?…А с разбегу??? Уверен что эта не сложная, на первый взгляд процедура, у Вас, из за отсутствия опыта, просто не получится. И с сотого раза тоже не получится. Результат будет только благодаря долгим и упорным тренировкам. А впрочем это лирика — образный пример.

Вот примерно такой филигранной точностью должны владеть парашютисты-бейсеры, занимающиеся самым сложным и опасным видом спорта Wingsuit proximity flying, чтобы у них получился максимально точный маршрут полёта. На это уходят годы тренировок и сотни…тысячи тренировочных прыжков. Для того, чтобы начать обучаться этому виду прыжков, нужно иметь минимум 500 прыжков со свободным падением; или минимум 200 прыжков со свободным падением, выполненных за последние 18 месяцев, и получить персональные инструкции от опытного в прыжках в wing-suit парашютиста; уметь выполнять отделение и находиться в свободном падении в положении для раскрытия

Сначала обычные прыжки с летательных аппаратов различных типов (не меньше двухсот), потом бейсджампинг с объектов различной высоты и сложности, потом вингсьют — учебные прыжки и не сложные маршруты и только потом, по мере приобретённого опыта, проксимити.

Расчёт маршрута — это сложная задача и в точке В, в конце маршрута, находится группа сопровождения с машинами и специалистами, готовыми оказать первую медицинскую помощь, если что. Сложный, многодневный, дорогостоящий процесс подготовки, смертельный риск, ради пары минут полёта, но оно того стоит.

Вот что пишет один из спортсменов-любителей:

Если из самолета, то сначала выходят фрифлаисты (они быстро падают), потом групповики пузофлаеры, потом студенты, потом тандемы. Крылья (винги) едут еще секунд 10-15-20 и покидают борт. Обычно на удаление 4-5 км от точки. А дальше валим в сторону аэродрома, обычно по дуге, дабы не нервировать уже открывшиеся тандемы и студентов. Если случается казус, и ведущий стаи уводит «не туда», или сам тупанёш )), топаешь пешком или добрые люди за тобой приедут на машине.

> Вопрос: существует ли определенная система подготовки к бейс-прыжкам и прыжкам с применением вингсьюта?

Да, к бейсу нужно готовиться, но я не в курсе есть ли стандартная программа. Могу точно сказать, что нужны будут еще кардиотренировки, т.к. заброска с вертолета стоит не дешево и тебе придется подниматься на экзиты пешком. Винг-сьют программы есть на всех крупных дропзонах около Москвы.

> Какие нормативы должны быть выполнены, на каких парашютах, есть ли разряды и т.д.?

AFF, RW в любом случае придется проходить. AFF — само обучение прыжков с крылом, после окончания которого нужно пройти RW, т.е. базовую групповую акробатику, чтобы ты был неопасен для окружающих. Там будут уже допуски на определенные системы, т.е. не меньше такой-то площади крыла, разрешения на групповые прыжки итд. Есть еще категории, но это в основном для зарубежных дропзон, чтобы тебя допустили для прыжков.

> Что требуется от человека в процессе профессионального роста грубо говоря от первого прыжка до вингсьюта?

Нефтяная вышка и куча свободного времени.

> И не мало важный момент цена вопроса: если совершать все за свои деньги во сколько это обойдется?

Очень дорого. Сначала ты заплатишь около 50 тысяч за обучение AFF, если будешь делать все без ошибок(тут как повезет с инструктором, у всех подходы разные. Мне разрешили самостоятельно прыгать после 7, но я сам попросил прыгнуть со мной еще 8-й уровень). Далее аренда оборудования, аренда жилья на дропзоне, еда. Дальше идут шлемы, высотомеры, комбезы, много прыжков, своя система. Это еще очень много денег. Плюс тренировки в трубе, а это около 20 тысяч за час(час в трубе это ооочень много, на самом деле).

Этот спорт конечно же один из самых опасных. Статистику нашел только ВОТ В ТАКОМ ВИДЕ, если кто то грамотно переведет нам ее хотя бы главные параметры будем только рады все.

,

А вот и прототип костюма: белка — летяга

Gary Connery стал первым на планете человеком, который с помощью костюма-крыла осуществил приземление, не используя парашют. Он выпрыгнул с вертолета с высоты 730 метров и совершил, подобно самолету, посадку на полосу, сооруженную из 18.000 картонных коробок. Полет продолжался 35 секунд. После приземления, каскадер сам выбрался из коробок. Gary Connery, которому исполнилось 42 года, стал известен всему миру 23 мая 2012 года, когда совершил этот безумный прыжок. Перед этим он сказал, «… до меня этого никто не делал, но я уверен, что я смогу приземлится на коробки. Об этом трюке узнают все и он будет записан в историю авиации. Я больше чем уверен, что люди думают, что я сумасшедший, но мне все равно. Почту это за комплимент. Итак, загорелся зеленый свет и я не дождусь, когда совершу задуманное.»

В последнее время в сети появилось большое количество завораживающих видеороликов о людях, планирующих в воздухе в специальных костюмах. Зрелище парящих на высоте птичьего полета смельчаков не может оставить равнодушным, сердце сжимается после каждого их виража.

Называется этот сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. Идея летать в специальных костюмах была позаимствована у белок-летяг. Долгое время попытки сконструировать костюм для полетов заканчивались трагично. Только около двадцати лет назад была разработана современная надежная форма вингсьюта. Костюм был оснащен тремя крыльями (вместо двух, как в более ранних версиях), оборудованными двумя слоями ткани, способными наполняться набегающим воздушным потоком.

Не пропустите рассказ о прыжках с парашютом и смотрите видео.

О том какая бывает одежда для сноубордистов читайте . Все о выборе экипировки для выхода на склон.

Одна из сложнейших дисциплин парашютного спорта

Получить возможность планировать над землей имеют далеко не все. Для того чтобы начать полеты в вингсьюте, необходимо предварительно совершить не менее двухсот прыжков с парашютом.

В отличие от прыжков с парашютом, движение совершается не вниз, а вперед, напоминая полет птицы. Управление вингсьютом происходит посредством изменения угла падения или положения тела.

Картина, которая открывается глазам вингсьютера, стоит сотен предварительных прыжков с парашютом. Во время одного прыжка пилот пролетает около 2,5 километров по горизонту на один километр высоты. Просто трудно поверить в то, что за пару минут человек пролетает до пяти километров.

В несколько раз больше адреналина можно получить, если совершать прыжки в вингсьюте с крутого склона гор, пролетая буквально в паре метров от скалы. Строение костюма и осуществление полета в направлении траверса склона позволяют пилоту максимально следовать горному рельефу, совершать различные маневры, регулируя высоту над склоном и довольно быстро удалиться на безопасное расстояние от скалы, чтобы раскрыть парашют.

Для осуществления прыжка пилот поднимается на высоту около четырех километров. Начальная скорость полета составляет около 180 километров в час.

Несмотря на дороговизну снаряжения (прим. 5 тысяч долларов) и строгие условия допуска к полетам, количество поклонников этой воздушной феерии с каждым днем неуклонно растет.

Автором современной версии костюма является французский конструктор Патрик де Гайрдон. Для того чтобы смоделировать вингсьют, автор долгие годы изучал технику полета белок-летяг.

В итоге, усовершенствовав летательный костюм, Патрик добился практически невозможного – он совершал прыжок из самолета, несколькими километрами ниже догонял его и залезал обратно! Общее количество его прыжков с парашютом превысило 12000. Спустя восемь лет после первого испытания вингсьюта, де Гайрдон трагически погиб из-за отказа основного парашюта во время одного из прыжков.

Рекорды на вингсьюте

Без парашюта приземление вингсьютера практически невозможно. Для того чтобы уменьшить скорость падения и увеличить подъемную силу необходимо увеличить площадь крыльев, что в свою очередь невозможно из-за ограниченных возможностей человеческого тела. Единственный возможный вариант – применение жесткого каркаса крыльев, но это будет уже далеко не вингсьют.

Единственный в мире человек, приземлившийся без парашюта, в одном костюме – каскадер Гари Коннери. Прыгал он с высоты чуть больше 700 метров и приземлялся подобно самолету на посадочную полосу из картонных коробок. Сомнительное удовольствие, если честно.

Захватывающее зрелище представляет собой полет в составе большой группы – в стае. Что примечательно, во время полетов вполне успешно можно разговаривать друг с другом для согласования совместных действий. Пальму первенства занимает прыжок, в котором принял участие одновременно 71 пилот. Для большей зрелищности участники выстроились в виде бомбардировщика.

Как правильно выбрать бинокль для охоты, рыбалки, походов или подглядывания за соседской девчонкой читайте на нашем сайте.

В Белоруссии немного горнолыжных курортов, поскольку преобладает равнинная местность. Читайте рассказ о лучших склонах для катания.

Топ лучших фильмов о летчиках и авиации по адресу: pro-extrim.com/other/kino/top-5-luchshikh-filmov-o-ljotchikakh-i-aviaci.html

На стадии испытаний находится костюм, оснащенный реактивным двигателем. Трудно представить, какие возможности откроются вингсьютерам с таким оборудованием!

Большую сложность представляет расчет маршрута полета и соответствие ему. В конечной точке пилота всегда ожидает сопровождающая группа, которая в случае чего сможет оказать медицинскую помощь. Но, несмотря на огромный риск и высокую стоимость подготовки, полет в костюме белки-летяги того стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *