Содержание
Путь на Салехард. Часть 2: Лабытнанги, переправа, объездная
В прошлой части мы достигли по сохранившемуся участку Трансполярной магистрали станции Лабытнанги в одноимённом городе-спутнике (24 тыс. жителей) Салехарда на другом берегу Оби. Теперь осталось погулять по Семи Лиственницам (так с хантыйского переводится «Лабытнанги»), пересечь Обь на пароме, и мимо аэропорта въехать в Салехард.
Перевод названия Лабытнанги явно указывает, что место нынешнего города много значило для хатов: лиственница — священное дерево, семь — священное число, да и на другом берегу Ангальский мыс (), где жил дух Оби, направлявший вверх по реке рыбу. Но нынешний Город Семи Лиственниц — порождение 501-й Стройки 1947-48 годов, по воле Хрущова ставший не транзитной станцией Трансполярной магистрали у моста через Обь, а завершением тупиковой ветки с Большой земли. В 1952 году он стал ПГТ, в 1956-72 был частью Салехарда, а затем снова обособился уже в статусе города. И хотя логичнее было бы называть станцию Салехард, она по-прежнему Лабытнанги — и в этом есть надежда, что рано или поздно поезда отправятся за Обь. Вид с перрона в сторону Большой земли, откуда мы в прошлой части приехали (на самом деле — куда я собрался на приветливо открывшей двери «Полярной Стреле» уезжать):
2.
Вокзал Лабытнанги хотя и построен в 2001-04 годах на месте трансполярного «теремка» (см. прошлую часть), а всё-таки сам по себе очень интересен, я бы сказал — один из самых запоминающихся вокзалов России. Он красив — потому что всё это не выпендрёж, а функционал: ведь тут уже вечная мерзлота, её верхний оттаивающий (летом или от тепла дома) слой ненадёжен, и потом дома на Крайнем Севере строят на сваях, вбитых до стабильно мёрзлых слоёв. Вокзал — крупнее и тяжелее обычного дома, поэтому усилен ещё и двумя дугами, как у моста.
3.
От непогоды крыты не только платформы, но и проход к ним от вокзального крыльца. Станция, как видите, на берегу… но не Оби, а реки Вылпосл, за широкой поймой которой уже Обь, грузовой порт и конец железной дороги. В «Полярной Стреле» остался один неопошленный вагон — причём явно более старый:
4.
Вестибюль — под зданием, с аж тремя рядами дверей:
4а.
В небольшом зале ожидания ждут своих поездов вахтовики с месторождений и спустившиеся с гор туристы:
5.
Есть тут и комнаты отдыха, а фактически полноценная гостиница — двухместная номера с удобствами по 1100 рублей с человека. Удобства распланированы очень странно — чтобы подойти к раковине, надо перешагнуть унитаз (впрочем, знакомые автостопщики рассказывали, что где-то в многоэтажных домах Африки видели квартиры, где унитаз встречает у входной двери и его надо перешагнуть, чтобы попасть в прихожую). О вокзале, без комнат отдыха, но с кабинетом начальника и вышкой диспетчера, есть более подробный рассказperiskop,
5а.
А мы пойдём в город. У Лабытнанги есть хорошо заметная главная ось — уходящая вверх от вокзала Первомайская улица. И если первый на ней дом — развалившаяся избушка, то вторые и третьи выглядят уже как-то так — мы всё-таки в богатейшем регионе России:
6.
Через пару кварталов — Старо-Георгиевская церковь, образец деревянного сталианса — перестроена в 1990-х годах из ДК Лесобазы, возможно ровесника города:
7.
Очень люблю такие архитектурные парадоксы (особо на них богата, кстати, соседняя Коми, храмы Ухты и Воркуты). Общее свойство — именно в стремлении сохранить облик советского здания, «вживив» в него звонницу, купола и кресты максимально осторожно.
8.
Дальше ещё на несколько кварталов глазу зацепиться не за что. Потом начинается сквер, открывающийся мемориалом Победы:
9.
Длинный дом за сквером в одном подъезде содержит ЗАГС, а в другом — музей. Первый оформлен «скамьёй любви», второй простенькими деревянными скульптурами.
10.
Кажется, самая неряшливая усайдингованность, что я видел:
10а.
Всё указывает на то, что мы подходим к администрации на центральной городской площади Нака, памятник которому прилагается:
11.
Владимир Нак — это отнюдь не селькупский революционер или ненецкий писатель, а вполне себе московский инженер-строитель, руководивший стройкой самой северной в мире железной дороги Обская-Бованенково, начальный пункт которой я показывал в прошлой части (а больше ничего и не увидеть — линия сугубо ведомственная, к месторождения «Газпрома»). Он умер в 2010 году, и в честь него переименовали площадь в Лабытнангах (раньше-то, поди, Ленина была) и станцию Юрибей, которая теперь станция Владимир Нак. Полтысячи километров по вечной мерзлоте, по голой плоской тундре с ветрами и пургой, да 4-километровый мост на реке Юрибей (впрочем, сам мостовой переход всего 300 метров, остальное — подходы) — создатель всего этого действительно достоин памятника. Вид с обратной стороны, на фоне городского ДК «Победа»:
12.
Лабытнанги — город весьма холмистый, всё же стоит на отрогах Урала. Вид с площади дальше по Первомайской:
13.
Довольно стильное позднесоветское (или даже 1990-х) здание невыясненного назначения:
14.
«Орбита» за пустырями по левую руку:
15.
И Ново-Георгиевская церковь (2008), у которой я повернул обратно в сторону вокзала:
16.
Просто городские пейзажи центра Лабытнанги — дворы и улицы, дома на сваях, узоры красным кирпичом по силикатному, и в целом довольно опрятный и ухоженный вид:
17.
18.
19.
19а.
Как видите, в основном застройка Лабытнанг сплошь советская, причём в довольно узнаваемом стиле. Но впечатляют тут и новостройки, дары нефтегаза, и в большинстве своём это какие-то общественные здания и социальные объекты типа школ, поликлиник или в крайнем случае досуговых центров:
20.
Самая масштабная строится как раз на пустыре между площадью Нака, Новой церковью и «Орбитой»:
21.
22.
И в принципе так выглядит большая часть Лабытнанги… но не весь город. Меня почти случайно занесло в район за железной дорогой, куда ребята на красной шишиге перед внедорожным вояжем по горам, заезжали чем-то затариться. Пока затаривались — я побродил вокруг. Здесь и не пахло ни нефтью, ни газом — стоит как стоял угрюмый северный барачник:
23.
Там, где живут рыбаки, часто можно видеть лодки во дворах. Тут на лужайке лежит целый катер:
24.
Откуда-то вылезли розовые свиньи. «Две помойки, три яранги — это город Лабытнанги» — народный стишок времён освоения Севера в этом районе ещё актуален.
25.
За оврагом — зона:
26.
Там по периметру горят фонари,
И одинокая гитара поёт.
Туда зимой не прилетят снегири:
Там вороньё, там вороньё… — или любая другая цитата из блатного шансона, который неизбежно будешь слушать часами на кривых постсоветских дорогах.
27.
Ещё красная шишига заезжала на раритетную газозаправку на задворках Обской переправы:
28.
Керченский пролив, Лена у Якутска, Обь у Салехарда — пожалуй, три самых известных в России переправы, которые ждут моста, и если на первой мост строят экстренным порядком, то на вторых двух откладывают и откладывают раз за разом уже не первое десятилетие. Сам по себе трафик тут, в отличие от Крыма, не очень-то велик: на всём салехардском кусте круглогодичных дорог живёт меньше ста тысяч человек, и 2/3 из них — на правом берегу. Но проблема северных переправ в другом: дважды в год весной и осенью, когда не проехать ни по воде, ни по тонкому льду, связь двух берегов оказывается практически разорвана — только вертолёт, билет на который от Лабытнанги до Салехарда стоил 900 рублей, то есть 1/3 стоимости плацкарта лдо Москвы. В последнее время сюда ещё завезли катера на воздушной подушке, и вообще никак не проехать на перерпаве лишь пару дней в году, на пиках ледохода. О том, как всё это выглядит зимой, когда по толстому льду ездят машины — смотрите у Перископа.
Пристань Лабытнанги находится у грузового порта, товарной станции Лабытнанги-Перевалка, которая является конечным пунктом железной дороги по факту — до пассажирского вокзала отсюда порядка 7 километров по дамбе через пойму. На заднем плане — те самые трущобы за железной дорогой, справа — въездной знак:
29.
Палуба парома с нашей Красной Шишигой. Паром здесь — обычная баржа с буксиром:
30.
Пульт управления аппарелью (зелёные кнопки — подавать ток на лебёдки, серые — травить и выбирать тросы, всё на левом и правом бортах соответственно). Три стрелки над пультом — порядок покидания парома: сначала средний ряд, потом правый, и в последнюю очередь левый. Я насчитал четыре или пять паромов, интервал 20-30 минут, и большую часть дня возможно уехать на первом же подошедшем. Сколько стоит билет — не помню, всё же вся поездка на шишиге была мне подарком от «Ямалтура»:
31.
Обь в этом месте не очень-то широка — «всего» 2 километра, хотя выше по течению, начиная от слияния Большой и Малой Оби у Шурышкар, на ней нередки и 5-километровые плёсы. Путь через великую реку — минут 15, и пока что посмотрим на Лабытнанги с воды.
32.
Отсюда хорошо видно, что в основном Лабытнанги выглядят так, как в центре, а не как за железной дорогой. Справа виден вокзал, над которым — колоколенка Старой церкви:
33.
Ещё пара видов — с теплоходов в стороне от переправы. Вот тут в кадре буквально весь Лабытнанги от края до края. Увы, не знаю названий всех нависающих над ним гор — пытаться определять их по карте я давно зарёкся (ошибаюсь стабильно всегда).
34.
Ну, только похожий издали на гигантского быка километровый Рай-Из не спутаешь ни с чем:
35.
А вот так во всей красе выглядит порт Лабытнанги. «На глаз» он заметно меньше, чем в Приобье, но явно один из крупнейших в Обском бассейне. Причём официально, в отличие от станции, он называется «порт Салехард»:
36.
На правом берегу встречает первый чум… на самом деле лишь гостевой, часть спортивно-туристического лагеря «Ямалкан». Но ниже по Оби, где уже нет асфальтовых дорог, будут и полноценные жилые чумы.
37.
Вот и пристань Салехарда, над которой гостей приветствует Мамонт (2004): одинокий (в отличие от Археопарка в Ханты-Мансийске), зато прямо на въезде. Мамонтами, порой всплывающими из вечной мерзлоты не скелетом, а мохнатой тушей, Ямал богат немногим меньше, чем Якутия, в салехардском музее им посвящёный целый зал. А по ненецким преданиям, прежде тут жил народ сиртя, ушедший с приходом ненцев под землю и уведший туда бесчисленные мамонтовые стада.
Очередь на переправу, как видите, изрядная — кадр снят с борта теплохода, и это вечерний час-пик работающих в Салехарде жителей Лабытнанги и Харпа. Говорят, в столице Ямала есть даже целый рынок квартир, сдающихся жителям заречья на время ледохода и ледостава:
38.
Салехард стоит не на Оби, а на реке Полуй чуть-чуть повыше устья. Их стрелка — уже упоминавшийся Ангальский мыс, а за Переправой начинается Объездная, как бы срезающая этот острый угол. Стела, явно олицетворяющая Мир во всём мире — точно не помню, в какой её части:
39а.
А первая от переправы, километрах от неё в четырёх — въездной знак Салехарда, один из красивейших известных мне въездных знаков городов. У неё есть своё название — Полярная Звезда:
39.
Это въезд в Салехард не только от вокзала за переправой, но и от аэропорта, дорога к которому уходит от стелы налево. Как и в Берёзове, а может и в других югорских и ямальских городах, близость «воздушных ворот» отмечает небольшой авиамузей под открытым небом, почётный приют для отлетавших своё в тяжелейших условиях машин. Открывает его самолёт Ли-2, советская модификакация американского «Дугласа», выпуск которой был налажен в 1942 году в Ташкенте — это «рабочая лошадка» неба послевоенного СССР, до окончаия выпуска в 1953 году таких наклепали более 6000 (вдобавок к 16 тысячам «Дугласов» в США), и конкретно этот был списан ещё в 1973 году. Рядом — банальный в общем-то кукурузник Ан-2, только на непривычных гидрошасси, ну а позади Ми-6, самый тяжёлый (по грузоподъёмности) вертолёт своей эпохи (в 1959-1980 построено чуть меньше тысячи машин), поставивший немало мировых рекордов.
40.
Более ординардный Як-40 (самолёт для местных авиалиний, выпускался в 1966-81 годах), и Ан-26Б — пассажирская модификация изначально военно-транспортного самолёта (1969-86).
41.
Замыкают музей три вертолёта — самый массовый в мире универсальный Ми-8 (12 тысяч машин с 1965 года), его предшественник Ми-4 (1953-66, в Китае выпускался до 1979 года) и первый советский серийный вертолёт Ми-1 (1948-65). Со времён моей поездки музей пополнился ещё одним экспонатом — самолётом Ту-134. Все машины в «ливреях» авиакомпании «Ямал».
42.
Сам аэропорт — маленький, тихий, но очень современный, и потому уютный. Через месяц с небольшим я вполне мог бы сюда прилететь, но опоздал на дешёвые билеты, так что снова поеду на поезде.
43.
Стела на площади — герб Салехарда, а в зале очень понравились птицы. Основной контингент — угрюмо-деловитые мужики, кто инженер на вахту, кто по бизнесу на Большую землю. Хотя вообще-то неотъемлемая часть северных реалий — Великий Отпускной исход в июле-августе, когда города натурально вымирают, а любое транспортное средство берётся штурмом. Здесь большие зарплаты, но добраться хотя бы до Крыма и Сочи (не говоря уж про заграничные курорт), да ещё с семьёй, выйдет в десятки тысяч рублей на самолётах или добрую неделю туда-обратно на поезде.
44.
Вид на центр Салехарда — объездная проходит существенно выше города. Странная конструкция — мост «Факел» через реку Шайтанку с рестораном на пилонах, а синие башенки за ним принадлежат Ямальскому многопрофильному коллежу (2008). Это самый центр города.
45.
Едем дальше по объездной. Следующие стелы — крест и нефтегаз. Какая-нибудь острота про нынешние реалии тут так напрашивается, что я промолчу. Где-то на заднем плане незримо пролегает Полярный круг:
46.
За которым — самая интересная на объездной стела, или вернее целый мемориал с паровозом, камнем, семафором и остатками пути — конечно же, памяти 501-й Стройки, и об этом месте я подробнее расскажу в посте «через один».
47.
Следующая стела «Полярный круг» или скорее просто «66-я Параллель» — я видел оба названия. Дело в том, что широта полярного круга — 66 градусов 33 минуты, а вот по секундам я встречал различные данные, но все они ближе к концу минуты, чем к началу, и применительно к салехардской Объездной — раз между двумя прошлым памятниками, этот же стоит на широте 66 градусов и 33 минуты ровно. Форма стелы символизирует соотношение при- и заполярной частей Ямало-Ненецкого округа, поставили её в 1980-м, а в 2003-м обновили из более блестящих материалов.
48.
Последняя пара стел уже на краю городской застройки — какая-то национальная композиция в кольце дорог и стела «Романтикам 1970-х», поставленная в 2001 году. Потому что романтики 1970-х ездили как бы за туманом и за запахом тайги, а прагматики 2000-х приезжают «за деньгами, за туманом ездят только дураки». Формальным поводом к установке стелы стала добыча 10-триллионного кубометра природного газа:
49.
Ещё пара видов с объездной в сторону, противоположную городу. С одной стороны, кажется, новая ТЭЦ какого-то непривычного облика:
50.
С другой, у дороги на Аксарку (то есть на восток) — нечто гигантское и заброшенное. Некоторые пишут, что это бывшая военная РЛС, следившая за возможным ударом через Арктику, но на самом деле это объект совершенно гражданский — «Чайка», одна из 46 станций связи некогда охватывавшей большую часть советского Заполярья системы «Север». С оборонкой такие станции связывало только только, что военные их обычно обслуживали. «Север» имел 7 линий общей протяжённостью 13200 километров: Архангельск-Оленегорск, Серов-Воркута, Красноярск-Норильск, Якутск-Магадан, Якутск-Тикси, Магадан-Анадырь и Воркута-Анадырь — к последней-то «Чайка» относилась. Каждая такая станция (а называния их были и позывными) передавала сигнал на несколько сотен километров, и на момент запуска в 1967 году такая система была весьма прогрессивна… однако с годами тропосферная связь сильно отстала от спутниковой, и в начале 2000-х «Север» был упразднён. Тем не менее, гигантские конструкции (30 на 30 метров каждая) ещё стоят, так как вывоз их отсюда не окупит стоимость металлолома. У их подножья — поворот в старинное хантыйское село Горнокнязевск.
51.
Про Салехард и Горонокнязевск — следующие три части.
ИРТЫШ и ОБЬ-2015
Обзор и оглавление поездки.
Омск — см. оглавление.
Омск — Тобольск — Ханты-Мансийск — Берёзово — Салехард по Иртышу и Оби — см. оглавление.
Ямал
По великой Оби. Берёзово-Салехард.
Полярный Урал. Серые горы и красная шишига.
Железная дорога Чум-Лабытнанги.
Лабытнанги и Обская переправа.
Салехард. Общее.
Салехард. Старый Обдорск и Мёртвая дорога.
Горнокнязевск и ямальские древности.
По великой Оби. Низовья и Обская губа.
Новый Порт на берегу Ямала.
Антипаюта. Посёлок.
Антипаюта. В гости к ненцам.> Как добраться от аэропорта Салехард до Лабытнанги
Как добраться от аэропорта Салехард до Лабытнанги
Спектр своих маршрутов расширило муниципальное пассажирское автотранспортное предприятие «Север». Ранее на общественном транспорте можно было доехать только до речной переправы, теперь практически в любой район окружной столицы можно добраться без пересадок.
Согласно расписанию, первая маршрутка до Салехарда отправляется от площади Победы в 7 часов 30 минут утра. Стоимость билета составляет 140 рублей. За провоз багажа надо заплатить еще 35 рублей.
Подчеркнем, что тарифы устанавливаются на окружном уровне.
Новый маршрут оказался очень востребованным. Спрос превышает предложение, несмотря на то, что до окружной столицы и обратно перевозки осуществляют и частные извозчики. За один рейс «маршрутка» автотранспортного предприятия может доставить к месту назначения максимум 8 человек, сообщает Лабытнангское телевидение.
Поэтому в ближайших планах МПАТП «Север» отправлять по этому маршруту микроавтобус с большей вместимостью — 13 посадочных мест.
Салехард — столица Ямало-Ненецкого автономного округа, Россия, единственный в мире город, находящийся на Полярном круге. Салехард расположен на правом берегу реки Полуй рядом с местом ее впадения в Обь, в 1970 км к северо-востоку от Москвы.
Образован в 1595 году русскими казаками Березовского воеводы Никиты Траханиотова на месте остяцкого городка как Обдорский острог. В 1635 году переименован в Обдорскую заставу, а в 1799 году крепость была упразднена и застава преобразована в центр Обдорской волости Березовского уезда Тобольской губерни – село Обдорск.
В 1897 году в Обдорске было 30 домов, 150 торговых лавок, числилось 500 постоянных жителей, занимавшихся в основном охотой, рыболовством и торговлей. Ежегодно с 15 декабря по 25 января проходила Обдорская ярмарка, оборот которой превышал 100 тысяч рублей. На нее съезжались тысячи продавцов и покупателей.
Купцы везли сюда муку и хлеб, изделия из металлов и украшения, сукно, вино и табак, а увозили меха, моржовые клыки, рыбу и птичье перо.
После образования Ямало-Ненецкого национального округа Обдорск стал его столицей и в 1933 г. получил новое имя – Салехард (от ненецкого «Сале-Харн» — селение на мысу). В 1938 году окружной центр обрел статус города.
Станция Лабытнанги, Лабытнанги, ул. Советская, 5, Касса: +7 (34992) 5-22-75, справочное: 5-99-09, начальник вокзала: 5-96-75. На противоположном от Салехарда берегу Оби, летом действует паромная переправа по реке, зимой по льду.
Поезда: №021 Лабытнанги — Москва «Полярная стрела»,отпр. в 09:50 местного, по Пн,Пт; №653, 655 Лабытнанги — Воркута, в 12:45 местного времени, ежедневно.
В начале 50-х годов XX века из Салехарда строилась т. Как добраться от Аэропорта Салехард до Лабытнанги, омск? н. Трансполярная магистраль, железная дорога до Надыма — Нового Уренгоя («Строительство 503»). В августе 1952 года от Салехарда до Надыма было открыто рабочее движение поездов, в том числе и пассажирское.
Сегодня дорога заброшена, частично разрушена и демонтирована.
- Ледовая переправа через реку Обь «Салехард-Лабытнанги»
- Зимник «Уренгой-Красноселькуп»
- Зимник «Салехард – Надым». (Вдоль него строится автомобильная дорога в Надым — Новый Уренгой вдоль трассы бывшей Трансполярной магистрали).
- Зимник «Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале»
- Зимник «Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги»
Полезные телефоны: +7(34922) 4-30-90 ГУП ЯНАО «Ямалавтодор», для справок о состоянии ледовой переправы через р. Обь; +7 (34922) 7-17-04 Департамент транспорта и дорожного хозяйства ЯНАО, для справок о состоянии автозимников.
Перед выездом на зимник в целях безопасности рекомендуется: удостовериться, что погодные условия благоприятны и отсутствуют отрицательные для передвижения факторы, строго соблюдать установленный тоннаж для собственной безопасности и сохранения полотна автозимника. Перед выездом на автозимник следует проверить наличие аптечки, запаса топлива, буксировочного троса, теплой обуви, дополнительного набора теплой одежды. На КПП автозимника необходимо зарегистрироваться и оставить контактные данные в журнале у дежурного пропускного пункта.
Как добраться до Салехарда
Несмотря на скромные размеры, аэропорт Салехарда обеспечивает воздушное сообщение во всем Ямало-Ненецком округе. Он оснащен всем необходимым, чтобы принимать воздушные суда средних и легких классов. В основном это самолеты типа Ан-12 и Ан-24, разные модели Ил и Ту, а также Airbus или Boeing.
Поток пассажиров в аэропорту Салехарда — около 400 тыс. в год, отсюда летают по России авиакомпании «Эс Севен» (в Москву и Тюмень) и «Ямал» (в Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москву, Ноябрьск и некоторые другие города).
В аэропорту есть зал ожидания, комната матери и ребенка, медицинский пункт, камера хранения багажа. Работает справочное бюро и информационный стенд для туристов, есть кафе и рестораны, почтовое отделение и гостиница «Обь» (стандартные номера и один номер-люкс). На всей территории аэропорта доступен Wi-Fi.
Каждые 15—20 минут отсюда в город (и обратно) курсируют автобусы № 1 и 5 и маршрутные такси № 1 и 7 (на 15-17 пассажиров). График движения — с 6:00 до 22:00.
Поездка на такси до центра Салехарда занимает 20-25 минут и стоит 150-200 RUB. У частников, которые «дежурят» в зоне прилета, — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.
Лабытнанги: дальше поезд не идет
Лабытнанги – маленький городок на российском Крайнем Севере. Сюда можно попасть двумя путями. Один – короткий. Три часа самолетом из Москвы до Салехарда, потом – полчаса машиной до Лабытнанги. Другой – длинный. Двое суток на поезде с Ярославского вокзала через Вологду, Республику Коми и горы полярного Урала. Но поезд из Москвы ходит только два раза в неделю. «Там – тупик. Станция Лабытнанги – это конечная точка Северной железной дороги. Дальше поезд не идет», – объясняют железнодорожники.
Суровость этих мест ощущается уже в аэропорту Салехарда. Все прилетающие проходят паспортный контроль, потому что здесь – пограничная зона. Конец мая – в Москве +20. А здесь – около 0 и еще лежит снег. Неожиданности продолжаются на берегу реки Обь, которая разделяет Салехард и Лабытнанги.
Строительство моста через Обь – самая популярная тема для разговоров в Лабытнангах. В середине мая министр транспорт Максим Соколов (тогда уже врио), глава РЖД Олег Белозеров и губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на берегу Оби со стороны Салехарда заложили памятную капсулу в честь начала строительства этого моста.
Ищите дешевые билеты на любой вид транспорта, не выходя из дома:
– Я здесь 30 лет живу и 30 лет слышу разговоры про этот мост. Ну, может, мои потомки по нему и проедут, – говорит таксист Сан Саныч. – Но вообще-то да, чего-то шевелятся, – добавляет он после небольшой паузы. – Всю зиму на реке на месте опор будущего моста землю бурили, ЛЭП с электричеством, опять же, в район моста вон тянут. Может, и построят…при моей жизни.
Сейчас из них осталось четыре, а на месте юрт стоит несколько полуразвалившихся деревянных домиков под названием «Коми-деревня». Из местной газеты (она, как и многое другое – кинотеатр, общественная баня, больница, – существует в этом городе в единственном числе) можно узнать, что местные власти намерены создать на базе Коми-деревни большой красивый этнографический комплекс.
Судя по открытым данным переписи населения 2010 года, большая часть горожан (почти 19 тыс. из 26 тыс. населения) – этнические русские. Вторая по величине этническая группа (2,5 тыс. человек) – украинцы. Почти 800 человек – татары и чуть больше тысячи – представители «коренных» северных наций: коми, ненцев и хантов. Однако характерный говор с мягкими звуком «г» проскакивает у каждого третьего собеседника, а украинские фамилии занимают больше половины телефонного справочника ответственных лиц городской администрации, ее структурных подразделений и важнейших городских предприятий и организаций.
В эти дни тишину городских дворов периодически взрывают громкие автомобильные гудки. Это означает, что во двор приехала водовозка – машина с питьевой водой. Люди подходят к ней с бидонами и баклагами, и набирают для своих семей на несколько дней чистую питьевую воду.
На центральной площади города установлено монументальное сооружение в честь Владимира Нака, а две улицы названы в честь Вадима Бованенко и Леонида Гиршгорна. С именами этих двух знаменитых геофизиков связан расцвет Лабытнанги как центра углеводородной разведки севера Западной Сибири.
А железная дорога «Обская-Бованенко», построенная в начале нынешнего столетия под руководством Владимира Нака, окончательно превратила пригород Лабытнанги станцию Обская в перевалочную базу, через которую сейчас на газовые и нефтяные промыслы полуострова Ямал переправляются круглогодично потоки грузов и вахтовиков.
Уровень доходов у людей в Лабытнанги ниже, чем на другом берегу реки – в окружной столице. Но по меркам российской провинции вполне приличный. Особенно у тех, кто давно здесь живет, потому что им сверх оклада начисляют разного рода надбавки за работу в условиях Крайнего Севера. Например, с 1 мая МРОТ в России должен быть не менее 11 163 рублей. А в ЯНАО он с этого момента составил 30 тыс. рублей.
Но и цены на продукты здесь, конечно, тоже раза в 1,5 выше, чем на «земле» (так лабытнангцы называют все, что находится за пределами Ямало-Ненецкого округа). Десяток яиц в магазине, например, стоит 70–80 рублей. Но оставшегося хватает, по российским меркам, на жизнь «выше среднего». Поэтому люди держатся за рабочие места, особенно в бюджетной сфере (тем более что новые вакансии появляются весьма нечасто). И даже уходя на пенсию и уезжая на ПМЖ из города на «землю», стараются сохранить местную прописку ради социальных льгот, которые им положены из бюджета автономного округа.
Согласно официальным данным, бюджет Лабытнанги сейчас более чем на 80% формируется за счет дотаций из окружного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа. Новые стройки, благоустройство города в основном финансируется из округа либо на деньги нефтегазовых компаний.
А единственное в Лабытнангах официальное животноводческое хозяйство расположено на территории… исправительной колонии №8. Той самой, где сейчас сидит режиссер Олег Сенцов. Ее неофициальное название – «Белый медведь». И эта колония, через которую за 60 с лишним лет прошли миллионы заключенных, занимает важное место в жизни и экономике Лабытнанги.
Главный корпус «Белого медведя» желтого цвета. И его видно практически с любой точки Лабытнанги, потому что колония расположена на горе. Ее создали в начале 1954 года как лагерное отделение Воркутинского исправительно-трудового лагеря МВД. Первыми «сидельцами» стали те заключенные, кто выжил на строительстве железной дороги «Чум-Пур» (501-я стройка ГУЛАГа) и не был амнистирован после смерти Сталина, а также осужденные местные жители.
«Восьмерку», как ИК-8 называют местные жители, еще несколько лет назад сотрясала череда публичных скандалов. На ее руководство возбуждали уголовные дела за превышение должностных полномочий, прокуратура сообщала о нарушениях правил внутреннего распорядка на территории колонии и подозревала ее сотрудников в использовании служебного положения в личных целях, сами заключенные жаловались на жестокое к ним отношение. В 2014-2015 годах в прессе появились информация о том, что в ИК-8 очень жестко встречают заключенных, этапируемых туда из «черной» ИК-14, расположенной в Сургутском районе ХМАО, после ее ликвидации (ФСИН по ЯНАО тогда заявило, что служебная проверка эту информацию не подтвердила).
Строительство моста через Обь и железной дороги от Лабытнанги до Нового Уренгоя, по заверениям властей, превратит этот «железнодорожный тупичок» в «мультимодальный транспортный узел». Далеко не все местные, однако, ждут этих перемен, многие уже сейчас предчувствуют, как будут ностальгировать по временам, когда «чужих в городе почти не было, и было все так понятно и так спокойно». Обитателей зоны здесь за «чужих» не держат. Да они и живут за колючей проволокой.
Сейчас на Оби начался ледоход. Транспортное сообщение между Лабытнанги и Салехардом, где расположен аэропорт, окончательно прекратилось. Поэтому уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова отказалась от идеи посетить ИК «Белый медведь». Чтобы «убедиться, каково состояние здоровья Олега Сенцова», омбудсмен планирует пообщаться с ним по видеотелефону.
Путь на Салехард
В прошлой части мы достигли по сохранившемуся участку Трансполярной магистрали станции Лабытнанги в одноименном городе-спутнике (24 тыс. жителей) Салехарда на другом берегу Оби. Теперь осталось погулять по Семи Лиственницам (так с хантыйского переводится «Лабытнанги»), пересечь Обь на пароме, и мимо аэропорта въехать в Салехард.
Вокзал Лабытнанги хотя и построен в 2001-04 годах на месте трансполярного «теремка» (см. прошлую часть), а все-таки сам по себе очень интересен, я бы сказал — один из самых запоминающихся вокзалов России. Он красив — потому что все это не выпендреж, а функционал: ведь тут уже вечная мерзлота, ее верхний оттаивающий (летом или от тепла дома) слой ненадежен, и потом дома на Крайнем Севере строят на сваях, вбитых до стабильно мерзлых слоев. Вокзал — крупнее и тяжелее обычного дома, поэтому усилен еще и двумя дугами, как у моста.
От непогоды крыты не только платформы, но и проход к ним от вокзального крыльца. Станция, как видите, на берегу. но не Оби, а реки Вылпосл, за широкой поймой которой уже Обь, грузовой порт и конец железной дороги. В «Полярной Стреле» остался один неопошленный вагон — причем явно более старый.
Есть тут и комнаты отдыха, а фактически полноценная гостиница — двухместная номера с удобствами по 1100 рублей с человека. Удобства распланированы очень странно — чтобы подойти к раковине, надо перешагнуть унитаз (впрочем, знакомые автостопщики рассказывали, что где-то в многоэтажных домах Африки видели квартиры, где унитаз встречает у входной двери и его надо перешагнуть, чтобы попасть в прихожую).
Как видите, в основном застройка Лабытнанг сплошь советская, причем в довольно узнаваемом стиле. Но впечатляют тут и новостройки, дары нефтегаза, и в большинстве своем это какие-то общественные здания и социальные объекты типа школ, поликлиник или в крайнем случае досуговых центров.
И в принципе так выглядит большая часть Лабытнанги. но не весь город. Меня почти случайно занесло в район за железной дорогой, куда ребята на красной шишиге перед внедорожным вояжем по горам, заезжали чем-то затариться. Пока затаривались — я побродил вокруг. Здесь и не пахло ни нефтью, ни газом — стоит как стоял угрюмый северный барачник.
Пристань Лабытнанги находится у грузового порта, товарной станции Лабытнанги-Перевалка, которая является конечным пунктом железной дороги по факту — до пассажирского вокзала отсюда порядка 7 километров по дамбе через пойму. На заднем плане — те самые трущобы за железной дорогой, справа — въездной знак.
Пульт управления аппарелью (зеленые кнопки — подавать ток на лебедки, серые — травить и выбирать тросы, все на левом и правом бортах соответственно). Три стрелки над пультом — порядок покидания парома: сначала средний ряд, потом правый, и в последнюю очередь левый. Я насчитал четыре или пять паромов, интервал 20-30 минут, и большую часть дня возможно уехать на первом же подошедшем. Сколько стоит билет — не помню, все же вся поездка на шишиге была мне подарком от «Ямалтура».
Салехард стоит не на Оби, а на реке Полуй чуть-чуть повыше устья. Их стрелка — уже упоминавшийся Ангальский мыс, а за Переправой начинается Объездная, как бы срезающая этот острый угол. Стела, явно олицетворяющая Мир во всем мире — точно не помню, в какой ее части.
Замыкают музей три вертолета — самый массовый в мире универсальный Ми-8 (12 тысяч машин с 1965 года), его предшественник Ми-4 (1953-66, в Китае выпускался до 1979 года) и первый советский серийный вертолет Ми-1 (1948-65). Со времен моей поездки музей пополнился еще одним экспонатом — самолетом Ту-134. Все машины в «ливреях» авиакомпании «Ямал».
Железнодорожные билеты Салехард (Лабытнанги)
Непосредственно в Салехард, особенно летом, можно добраться только самолетом и водным транспортом — здесь нет железной и автомобильной дорог, соединяющих столицу Ямала с «Большой землей». Поезда идут до железнодорожного вокзала в г. Лабытнанги, откуда вы приедете в Салехард на частном или маршрутном такси — дорога займет около получаса. Приехать в Салехард зимой можно также по «зимнику» — специально оборудованной сезонной дороге, связывающей Салехард и Надым, до которого проложена автотрасса.
В летний период перебраться через реку Обь можно на пароме. Паромы курсируют круглосуточно, но возможны перебои в работе связанные с метеоусловиями. Сойдя с парома на берегу реки Обь со стороны Салехарда вы увидите скульптуру большого мамонта. Пока вы ждете маршрутку или такси не упустите возможность сфотографироваться с ним. С переправы доехать до Салехарда можно заранее заказав ТРАНСФЕР, такси либо на маршрутке №6 «Переправа-Рынок».
Весной и осенью в период распутицы могут возникнуть трудности и перебраться через реку Обь можно на судне на воздушной подушке, на вездеходе Трэкол, на вертолете. Вертолет через реку Обь перевозит пассажиров только на время ледостава и ледохода. Расписание, тарифы и информацию можно уточнить в справочной аэропорта г.Салехард по телефонам +7-34922-4-17-36, +7-34922-74-261. Ориентировочно это происходит несколько дней во время распутицы, когда водный и наземный транспорт не курсирует через реку Обь. В Дирекции дорожного хозяйства по телефону +7-34922-7-17-04 можно уточнить информацию о работе паромной переправы, зимних автодорог.
- (Л) – СВ двухместное купе;
- М – мягкий, двухместное купе с душем и туалетом;
- К (К) – купейный с четырехместными купе;
- КБ – купейный с купе-буфетом;
- КР – купейный с радиостанцией;
- ПЛ (П) – некупейный со спальными местами (плацкартный);
- О (О) – некупейный с местами для сидения (общий);
- Обл (С) – межобластной с местами для сидения;
- ВР – вагон-ресторан;
- П – почтовый;
- Б – багажный.
Все некупейные вагоны при использовании в плацкартном режиме имеют 54 спальных места, в общем режиме – 81 место. Во всех купейных вагонах с кондиционированием и без него в каждом купе 4 спальных места, всего 36 мест. В этих вагонах нечетные места – нижние. Во всех пассажирских вагонах предусмотрено двухместное служебное купе для проводников. Все вагоны типа СВ имеют 19 мест (все нижние), крайнее одноместное купе предназначено для проводника. Вагоны международного сообщения в зависимости от классности могут иметь 22 места при двухместных купе или 33 при трехместных.
Интересные записи на сайте Fly-inform.ru:
- Как добраться до Бийска из Екатеринбурга Самолетом
- Как добраться из Аэропорта Бергена в Центр Города
- Как добраться от Аэропорта Стамбула до Бурсы
- Как добраться из Аэропорта Гонконга в Tsim Sha Tsui
- Тюмень Рощино Аэропорт Онлайн Табло Вылета Москва