Мамаев Курган

Мамаев курган

Геологическое происхождение и строение
Тщательные геологические исследования, проводившиеся в течение многих лет, достоверно показывают, что Мамаев курган – это возвышенность естественного происхождения. Она образовалась примерно 1 млн. лет назад и в наши дни её высота над уровнем реки Волги составляет 113 м, над окружающей территорией – 60–70 м и над уровнем моря 102 м.
В морфологическом отношении курган представляет собой холм-останец, оформившийся в результате длительных геологических процессов отчленения оврагами и балками от основного массива Приволжской возвышенности. Верхняя часть холма сложена из милетовых глин (толщина до 30 м), сформировавшихся из осадочных пород древнего моря. Нижняя часть кургана сложена из песчано-опоковидных глин, отличающихся особой плотностью и водонепроницаемостью. На отдельных участках кургана, в том числе, по разлому, проходящему с севера на юг, вклиниваются пласты песка.
Почвенный покров Мамаева кургана образован светло-каштановыми супесчаными или солонцовыми почвами, аллювиальными почвами балок и др. Местами встречаются солончаки.
Курган окружён множеством оврагов и балок, часть которых в настоящее время засыпана в результате деятельности человека. В наши дни все сколны кургана террасированы с озеленительной целью и это привело к смешению различных типов почв.
Краткий исторический экскурс
Значительно возвышающийся над окружающей местностью Мамаев курган издавна играл важную роль в стратегическом отношении. С ним связано несколько интересных преданий. По одному из них в годы расцвета Золотой Орды здесь находился наблюдательный пункт татарского войска. Дежурные караульные на вершине холма имели прекрасную возможность следить за текущей обстановкой и в случае внезапного нападения на соседнюю заставу. По другой легенде, под склонами кургана находится могила татарского хана Мамая, отчего он и получил своё название. Проводившиеся вначале ХХ в. археологические экспедиции своими находками отчасти подтверждали эти смелые предположения и давали пищу для возникновения новых легенд. Но события Великой Отечественной войны затмили собой древние предания и сделали Мамаев курган по-настоящему легендарным.
Бои за Сталинград на Мамаевом кургане
При приближении немецких войск к городу, господствующий над Сталинградом курган приобрёл особо важное стратегическое значение. С его вершины отлично просматривается как панорама города в целом с важными объектами, так и заволжские степи на восточном берегу реки. До 12 сентября на вершине кургана располагался пункт наблюдения 62-й армии, но после прорыва немецких войск в центральный район города он был перемещён в другую часть города.
С первых чисел сентября 1942 г окрестности кургана с западной стороны прикрывали части 10-й дивизии войск НКВД. На северо-западном склоне действовала 112-я стрелковая дивизия. Бои за обладание Мамаевым курганом развернулись с 13 сентября. На следующий день германской армии удалось захватить вершину кургана. На помощь обороняющимся частям 62-й армии была направлена 13-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор А. И. Родимцев. Объединёнными усилиями вершина Мамаева курган была отбита у противника 16 сентября.
Спустя три дня участниками сражения стали бойцы 95-й стрелковой дивизии полковника В. А. Горишного. Ночью 23 сентября, успешно форсировав Волгу, в бой вступили части 284-й стрелковой дивизии под командованием Н. Ф. Батюка. Этим подразделениям удалось продвинуться вглубь правого берега Волги на расстояние более километра и закрепиться у метизного завода и высоты 102,0 (так в военных документах обозначался Мамаев курган).
В начале октября чаша весов вновь склонилась в пользу немецких войск. Им снова удалось занять вершину Мамаева кургана и создать сильную заградительную и огневую системы. На склонах кургана появились минные поля и укреплённые огневые точки, созданные гитлеровцами из водонапорных баков. Под контролем советских войск остался только восточный склон кургана, но линия фронта в первой декаде октября стабилизировалась.В середине месяца положение 284-й дивизии вновь осложнилось, но несмотря на все многочисленные попытки противника продвинуться вперёд, дивизия удерживала свои позиции. В ожесточённых сражениях прошла вся оставшаяся осень и начало зимы 1942 г. Особенно яростные бои развернулись за водонапорные баки.
В начале января 1943 г. советским командованием была поставлена задача полностью овладеть высотой 102,0. После тщательной разведки и артиллерийской подготовки в ночь с 11на 12 января было предпринято наступление, в результате которого 13 января вершина Мамаева кургана была взята. На наступление 284-й дивизии немцы постоянно отвечали отчаянными контратаками. Однако 26 января сопротивление противника было окончательно сломлено, и бойцы 284-й дивизии вышли на западный склон кургана, где встретились с войсками 21-й армии.
Первыми к месту соединения советских войск вышли танки 121-й танковой бригады полковника М. В. Невжинского. В наши дни на этом месте установлен на постаменте танк Т-34 из колонны «Челябинский колхозник». Соединение 62-й армии и 121-й танковой бригады расчленило вражескую группировку и способствовало её окончательному уничтожению. В течение следующих нескольких дней склоны Мамаева кургана полностью перешли под контроль советских войск.
Одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны продолжалось на склонах Мамаева кургана 135 дней и унесло жизни более 34 тыс. советских воинов. Первый памятник героям – обелиск на братской могиле – был установлен 8 февраля 1943 г.
Проектирование, строительство и композиционное решение мемориала
Идея увековечить память о героях масштабного сражения Второй мировой войны в Сталинграде возникла почти сразу после прекращения боевых действий. В течение десяти лет, с 1945 по 1955 гг. по всей стране проходили конкурсы на проект мемориала. По результатам длительной подготовительной работы, вести разработку окончательного проекта было поручено творческому коллективу скульптора Е. В. Вучетича.
Совет Министров СССР 25 января 1958 г. принял Постановление № 100 о строительстве в Сталинграде памятника-ансамбля. Технический проект скульптора Е. В. Вучетича был одобрен Исполкомом Сталинградского областного совета депутатов трудящихся, решением №11/240.
В тесном сотрудничестве со скульптором работали архитектор Я. Б. Белопольский и инженерно-техническая группа доктора технических наук Н. В. Никитина. Военно-историческим консультантом выступил маршал Советского Союза В. И. Чуйков. В творческой работе также принимали активное участие архитекторы В. А. Демин, Ф. М. Лысок, скульпторы В. Е. Матросов, В. А. Марунов, А. А. Теренков, А. С. Новиков, А. А. Мельник, Л. М. Майстренко, М. С. Алешенко.
Разработка чертежей была поручена проектному институту Сталинградпроект. Проведение строительных работ было доверено Сталинградгидрострою, мощной организации, располагавшей квалифицированными кадрами и материальной базой. По инициативе строителей в проект были внесены коррективы, в соответствии с которыми сложные железобетонные каркасные конструкции оснований мемориала были заменены на качественные насыпи.
Первые наброски проекта были сделаны Е. В. Вучетичем ещё в 1948 г., после завершения сооружения мемориального комплекса в Трептов-Парке (Берлин). К воплощению творческих идей коллектив приступил только спустя 10 лет, 2 февраля 1958 г. На первом этапе на территории будущего мемориала было обезврежено более сорока тысяч снарядов, авиабомб и мин. Масштабные земляные работы на склонах кургана начались в 1959 г. Два последующих года осуществлялось формирование контуров будущей строительной площадки: насыпался грунт под основание монумента «Родина-мать зовёт!», сооружались дамбы, подготавливались земляные площадки на месте будущих площадей. За этот период были возведены из железобетона подпорные стены площади «Стоять насмерть!» и по периметру будущего Зала Воинской славы, проводились работы по формированию фундамента главного монумента комплекса.
1961 год стал началом воплощения в бетоне скульптурных композиций. Прежде всего, была выполнена скульптура «Стоять насмерть!», а за ней последовали фундаментальные Стены-руины. Одним из завершающих этапов строительства стало возведение здания Зала Воинской славы в 1967 г. Но в ходе осуществления проекта в него неоднократно вносились существенные изменения. В составе мемориального комплекса первоначально было запланировано строительство панорамы, освещающей события Сталинградской битвы. Однако позже, в 1963 году, было принято решение разместить панораму в другом районе города, хотя здание для неё было уже частично построено. Недостроенное здание было частично разобрано и перепланировано под мемориальный Зал Воинской славы.
Были внесены коррективы и в некоторые другие объекты комплекса. На площади Скорби должна была разместиться Стена Слёз с фамилиями воинов, павших в боях на Мамаевом кургане. В верхней части стены предполагалось разместить дренчерную установку. С её помощью авторы проекта планировали имитировать текущие слёзы по погибшим героям. На площади Героев в первом варианте вместо бассейна было предусмотрено обустройство зелёной площадки.
Сложнейшим и наиболее длительным процессом стало возведение главной скульптуры всего мемориального комплекса – монумента «Родина-мать зовёт!». В ходе работы над проектом Е. В. Вучетич отказался от первоначального варианта монумента. В нём предполагалось создание скульптурной композиции из двух фигур. Первая из них должна была изображать Родину в образе женщины со знаменем победы в правой руке и снопом колосьев в левой. Передней планировалось разместить вторую фигуру – коленопреклонённого солдата, целующего колосья.
Позднее скульптор кардинально пересмотрел свой замысел. В результате сложного творческого поиска он остановился на другом художественном решении образа Родины-матери. Место двухфигурной композиции заняла гигантская скульптура энергичной, порывистой женщины, сжимающей в правой руке воздетый к небу меч. В порыве благородного негодования Родина-мать призывает свой народ на яростную борьбу с захватчиками. Развивающиеся на сильном ветре волосы и одежда, суровое выражение лица – всё это олицетворяет неукротимую силу, призыв к справедливому возмездию и освобождению родной земли.
Ко Дню Победы в 1967 г. на статуе был установлен и укреплён меч, а летом этого же года завершилось строительство Зала Воинской славы и благоустройство территории мемориала. Для завершения строительства всего комплекса потребовалось около девяти лет.
Полностью законченный мемориальный комплекс представляет собой многоплановую объёмно-пространственную архитектурную и строительную композицию, объединённую общей идеей – увековечивания воинского подвига защитников Сталинграда. Основой композиции стала территория Мамаева кургана, ставшего ареной ожесточённых боёв и усыпальницей для многих десятков тысяч бойцов в годы Великой Отечественной войны. Творческому коллективу удалось решить все поставленные перед ним задачи. Во-первых, успешно расположить все объекты мемориала на местности со сложным по форме рельефом; во-вторых, художественными средствами архитектуры и скульптуры рассказать о масштабах Сталинградского сражения и героизме воинов; в-третьих, добиться гармоничного сочетания всех частей мемориала друг с другом, окружающим ландшафтом, близлежащей городской застройкой.
Музыкальное оформление, графические изображения, мозаики также стали неотъемлемой частью мемориального комплекса. Несёт смысловое значение и озеленение территории мемориала: на площади комплекса высажены наиболее типичные для России деревья, прежде всего, это ель и берёза.
В сооружении памятника «Героям Сталинградской битвы» приняли активное участие рабочие и специалисты художественных и промышленных предприятий из разных уголков страны, в том числе:

  • Московский скульптурный комбинат;
  • Тушинский завод машиностроения;
  • Трест «Южстальконструкция»;
  • Мозаичная мастерская Академии художеств СССР;
  • «Волгоградгидрострой».

Структура мемориального комплекса
Ансамбль-памятник занимает территорию в 26 га. Начиная от проспекта им. В. И. Ленина монументы и сооружения мемориального комплекса протянулись на расстояние 820 м до главного монумента. Территория ансамбля состоит из ряда террас и площадей, постепенно поднимающихся от подножия холма до его вершины. Верхняя смотровая площадка у основания скульптуры «Родина-мать зовёт!» находится на высоте 78 м относительно входа в мемориал с проспекта Ленина.
Осмотр громадного комплекса начинается с вводной композиции «Память поколений», расположенной на самом нижнем уровне, на Входной площади. Она представляет собой фрагмент сильно разрушенной стены здания, на которой размещён горельеф, изображающий траурную процессию. Дополняют сцены скорби разных поколений и их преклонения перед отвагой павших героев установленные на площади тумбы с опалённой войной землёй из 12 городов-героев.
Ведущая от Входной площади лестница через аллею тополей приводит посетителей на Площадь «Стоять насмерть!». В её центре посреди бассейна установлена впечатляющая скульптура солдата, как будто вырастающая из родной земли. На основании памятника можно прочитать многочисленные надписи, передающие высокий моральный дух советских воинов.
От площади «Стоять насмерть!» начинается следующая лестница, которая проходит между мрачными Стенами-руинами. Посетитель как будто оказывается на улице разрешеченного войной города, защитники которого не сложили оружия. Сюжеты рельефов правой стороны посвящены обороне города, левой – второй части Сталинградского сражения, наступлению. Усиливает тревожную атмосферу этой части мемориала периодически звучащие сводки Совинформбюро и песни военных лет.
За постепенно сужающейся лестницей открывается перспектива ещё одной площади ансамбля. Площадь Героев с левой стороны ограничена масштабной стеной-знаменем, а с правой стороны расположены шесть скульптурных композиций. Каждый из монументов посвящен различным эпизодам фронтовых будней. Один из них изображает раненого командира, второй – санитарку, выносящую раненого с поля боя, третий – сраженного знаменосца и его товарища, подхватывающего падающее знамя.
От площади Героев можно пройти вдоль гигантского барельефа на подпорной стенке на Площадь Скорби или посетить Зал воинской славы. В круглом здании на пурпурных мозаичных знамёнах начертаны имена погибших за город воинов. В центре зала из земли вздымается рука, сжимающая факел с огнём скорби по погибшим, огнём жизни для будущих поколений. Около Вечного огня в светлое время суток в почётном карауле стоят воины волгоградского гарнизона. Каждый час можно стать свидетелем ритуала торжественной смены караула.
После посещения Зала воинской славы посетитель выходит на последнюю площадь мемориала – Площадь Скорби. Основа композиции площади – скульптура, изображающая сгорбленную горем женщину, оплакивающую погибшего сына. У её ног – наполненный водой бассейн, целое озеро слёз. На этой же площади находится могила командующего 62-й армией, маршала В. Чуйкова. Вдоль аллеи, ведущей к главному монументу, расположено 37 мемориальных плит с именами Героев Советского Союза – защитников Сталинграда.

На небольшом холме, ставшей общей могилой для тысяч защитников Сталинграда, поблизости от Площади Скорби, находится главный монумент мемориала – «Родина-мать зовёт!». Колоссальная скульптура экспрессивной женщины высотой 52 м передаёт всю силу благородного негодования советского народа в годы войны и яростный призыв всем людям в едином порыве подняться на борьбу с захватчиками.
Ансамбль-памятник на Мамаевом кургане – это синтез различных видов искусства, объединённых одной идеей о величии духа воинов, защищающих родную землю. Это навечно окаменевшая боль от утраты тысяч сограждан и предупреждение будущим поколениям.

Битва за Мамаев курган

Ровно в три часа ночи четырнадцатого сентября поддерживающая наступление артиллерия начала огневую обработку фашистских позиций. Она длилась всего полчаса. И сразу наши наступающие части двинулись вперед.

38-я мотострелковая бригада наступала в стыке между 269-м и 270-м полками НКВД. Но она почти сразу остановилась из-за сильного огня противника, тем самым оголив фланги своих соседей, продолжавших продвигаться вперед.

Уже в самом начале контратаки, в начале шестого утра под сильнейший заградительный огонь врага попал сводный полк 399-й стрелковой дивизии, наступавший на фланге 272-го полка. Его бойцы тоже не смогли выдержать массированного огня противника. Они вначале залегли, а потом начали отходить.

В центре боевого порядка атакующих частей остались лишь два батальона 272-го полка НКВД. Его второй батальон смог достичь окраин аэродромного поселка. Но из-за жесточайшего артиллерийского и минометного обстрела вынужден был остановиться.

Для наращивания усилий командир полка подключил к атаке третий батальон, свой резерв. Но к половине седьмого утра немцы возобновили авиаудары по нашим позициям и по боевым порядкам подразделений, готовым продолжить атаку. В каждом налете участвовало до полусотни гитлеровских бомбардировщиков!

А в девять утра немцы начали ответную атаку. Около полка гитлеровских пехотинцев при поддержке двенадцати танков перешли в наступление на боевые порядки 272-го полка. И наши подразделения были вынуждены отходить.

Чтоб не оголять фланги, по приказу командира дивизии стали отходить также подразделения 269-го и 270-го полков. Вернувшись на исходные рубежи, наши части вели оборонительные бои с переменным успехом вплоть до шестнадцатого сентября.

К тому времени 38-я мотострелковая бригада, из-за больших потерь во время контрнаступления, не смогла удержать даже те позиции, которые она занимала до недавнего времени. Именно на ее участке враг смог прорваться и оказался в тылу подразделений 270-го и 272-го полков НКВД, которые тогда занимали линию обороны по улице Медведицкой. В итоге гитлеровцы вышли к городскому железнодорожному вокзалу.

Вероятно, воодушевленный успехом противник, поднакопив силы для удара, в двенадцать часов начал новое наступление. Силами шести батальонов, при неизменной танковой поддержке, гитлеровцы двинулись на наши позиции со стороны Исторического вала. Острие их атаки было направлено на стык флангов первого и второго батальонов 269-го полка НКВД.

Однако хорошо организованным огнем нашей обороны немцев удалось остановить. Но ненадолго. Около шестнадцати часов начались массированные бомбежки наших позиций с воздуха. Едва прекратились бомбардировки, на подразделения 10-й дивизии полезли вражеские танки и пехота.

Гитлеровцам удалось несколько продвинуться, но в засаженной фруктовыми деревьями лощине немцы были остановлены огнем подразделений 269-го полка и начали окапываться. Намерения врага прорваться еще дальше— в направлении завода «Красный Октябрь» — были пресечены. К исходу этого напряженного и драматичного боевого дня 269-й полк все еще удерживал свои позиции.

В ночь с четырнадцатого на пятнадцатое в Сталинград должна была переправиться 13-я гвардейская стрелковая дивизия. С ее подходом командование планировало разделить город на две зоны обороны. Гвардейцы должны были защищать с четвертого по десятый батальонные районы Сталинграда, завод «Баррикады», аэродром и военный городок. А 10-я дивизия внутренних войск НКВД брала под контроль третий, одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый батальонные районы обороны.

Однако сложная военная обстановка внесла в этот план кардинальные изменения. 13-й гвардейской дивизии, едва она переправилась на правый берег, пришлось сразу втянуться в уличные бои. И 10-я дивизия НКВД не могла ничем ей помочь, так как продолжала сама оставаться разобщенной по разным частям города.

Исходя, вероятно, из того, что в распоряжении командира 10-й дивизии находились около полутора тысяч человек из вооруженной охраны заводов и других важных городских объектов, командующий 62-й армией отдал распоряжение создать в центре Сталинграда сеть опорных пунктов с гарнизонами по пятьдесят-сто бойцов, используя наиболее прочные здания. Ставилась задача удерживать эти объекты до подхода свежих армейских подразделений.

Но еще днем того же четырнадцатого сентября около батальона немецких автоматчиков с тремя танками поддержки захватили Мамаев курган, находившийся в тылу 269-го стрелкового полка НКВД. Хорошо, что из этой зоны еще ночью перебазировался в район реки Царица командный пункт 62-й армии.

Знаменитая теперь на весь мир высота 102.0 оставалась какое-то время без войскового прикрытия. Очистить от врага Мамаева кургана поручили роте автоматчиков 269-го полка и сводной роте 416-го стрелкового полка 112-й стрелковой дивизии. В поддержку им выделили два танка. И хотя силы контратакующих были скромны, они очистили Мамаев курган от немцев уже к шести часам вечера. Охранять стратегически важную высоту остались бойцы 416-го стрелкового полка.

Противник, однако, не смирился с потерей господствующей над Сталинградом высоты. Сосредоточив более значительные силы, враг вновь атаковал Мамаев курган. На усиление обороняющихся подразделений с территории шестого батальонного района обороны была направлена часть гарнизона 270-го полка.

Это происходило все тем же днем — четырнадцатого сентября, которому суждено было войти в героическую историю Сталинградской битвы, как одному из самых критических дней обороны.

Враг бросил тогда на город семь лучших своих дивизий, до пятисот танков. Наступающих гитлеровцев поддерживали несколько сотен самолетов и около полутора тысяч орудий и минометов. Особенно ожесточенные бои развернулись тем днем в районе самого Мамаева кургана, по обоим берегам реки Царица, в районе элеватора и на западных окраинах населенного пункта Верхняя Ельшанка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Запрос «Мамаев Курган» перенаправляется сюда; о железнодорожной платформе см. Мамаев Курган (платформа).

исторический памятник (федеральный)

Историко-мемориальный комплекс

Мамаев курган


Вид со стороны площади «Стоявших насмерть»

48°44′32″ с. ш. 44°32′13″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Волгоград, Центральный район

Дата основания

Строительство

1959—1967 годы

Статус

Объект культурного наследия № 3410022000№ 3410022000

Мамаев курган на Викискладе

Монумент «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане.

Мама́ев курга́н — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда.

С 2014 года является кандидатом на включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

Основные композиции:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.
  • Также на территории кургана до наших дней сохранились:

    • Немецкий дзот
    • Родник жизни
    • Половина шасси танка времён ВОВ

    При посещении «Стен-руин» и «Зала Воинской славы» посетителей мемориального комплекса сопровождают звуковые композиции. Над озвучиванием «Мамаева кургана» работали: архитектор Вучетич Евгений Викторович, диктор Левитан Юрий Борисович, звукорежиссёр Гераськин Александр Иванович и режиссёр Магатаев Виктор Кадиевич.

    От площади Скорби начинается подъём на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». Вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 37 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.

    Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мечом и 52 м без меча.

    «Родина-мать» сделана из железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Монумент отливали единоразово, не давая застывать бетону, чтобы не получалось швов. Монумент полый. Толщина бетонных стенок 25-30 см. Внутри расположены 99 стальных канатов, стягивающих конструкцию, комната слежения за состоянием канатов, лестница. Меч длиной 30 метров (с рукояткой) и весом 14 тонн сделан из фторированной стали. На нём имеются отверстия для уменьшения напора ветра. Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

    Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

    От подножия кургана до его вершины насчитывается 200 — по числу дней Сталинградской битвы — гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.

    На Мамаевом кургане ежедневно несёт службу почётный караул роты Почётного караула 20-й отдельной гвардейской мотострелковой бригады Южного военного округа

    История памятника

    В мае 1959 под руководством скульптора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане началось сооружения памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

    15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие памятника. На церемонии присутствовали Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, министр обороны СССР А. А. Гречко, Маршалы Советского Союза А. И. Ерёменко, В. И. Чуйков.

    Первоначальный проект предусматривал строительство второй очереди ансамбля — от проспекта Ленина до Волги. В 1968 году распоряжением облисполкома под эти цели был отведен участок от проспекта Ленина до уреза Волги. От проспекта Ленина к Волге должна была расположиться пешеходная аллея, стелы с наименованием всех частей советской армии, принявших участие в Сталинградской битве.

    Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» 31 января 2008 года был включён в перечень федеральных памятников и с тех пор находится в федеральной собственности. Для передачи в ведение Роскультуры его объединили с музеем-панорамой «Сталинградская битва». Директором государственного учреждения назначен Александр Величкин, много лет возглавлявший областной комитет по культуре.

    В феврале 2008 дирекцией было объявлено о планируемом проекте по строительству нового выставочного зала и ограждению всего комплекса, возможно, с введением платы за вход.

    12 июня 2008 на Красной площади в Москве были подведены итоги конкурса «7 чудес России». По результатам голосования Мамаев курган вошёл в число семи российских чудес.

    В ноябре 2010 года стало известно о том, что Постановлением Администрации Волгограда № 26-98 одной из фирм на основе решения Арбитражного суда Волгоградской области был выделен в аренду на пять лет участок под строительство многоэтажных жилых домов по улице Чуйкова. По некоторым данным, проект предусматривает строительство жилых домов высотой до 23 этажей, что может негативно сказаться на внешнем виде Памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы».

    Факты

    Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи. Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список.

    Мемориальная доска в месте закладки капсулы с обращением к потомкам

    • У памятника на Мамаевом кургане — бойца с автоматом и гранатой и надписью на постаменте «Стоять насмерть!» имеются портретные черты маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова — главного военного консультанта мемориала, похороненного на его территории.
    • На Мамаевом кургане в день 25-летия Победы заложена капсула с обращением участников войны к потомкам, которая должна быть вскрыта 9 мая 2045 года на 100-летие Победы.
    • Скульптура «Родина-мать зовет!», возвышающаяся на Мамаевом кургане, занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая (на тот момент) скульптура-статуя в мире. До 2018 года являлась самой высокой нерелигиозной скульптурой-статуей в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 29 метров. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров).
    • По примерным подсчётам, на Мамаевом кургане захоронено не менее 34 тыс. солдат.
    • В Зале воинской славы звучит произведение Роберта Шумана «Грёзы» в исполнении Государственной академической хоровой капеллы им. Юрлова.
    • При строительстве мемориала высота кургана была увеличена на 8 метров.

    Примечания

    1. UNESCO World Heritage Centre. Mamayev Kurgan Memorial Complex «To the Heroes of the Battle of Stalingrad» — UNESCO World Heritage Centre (англ.). whc.unesco.org. Дата обращения 17 марта 2016.
    2. 1 2 Символы российских городов — Волгоград. Мамаев курган (ссылка проверена 5 декабря 2010)
    3. Мамаев Курган на сайте о Волгограде Архивная копия от 29 января 2011 на Wayback Machine (ссылка проверена 28 ноября 2010)
    4. Фильм «Сталинградская битва» на Youtube, слушать 42-48-е секунды. Был снят в 1948-49 годах, однако название «Мамаев Курган» в нём уже приводится — т.е. оно было известно до строительства мемориала (ссылка проверена 28 ноября 2010)
    5. Трубе Л. Л., Пономаренко Г. M. Наивная этимология и фольклор в топонимии
    6. 1 2 Всё для Вас — Волгоград. Голос руин: о чём поёт Мамаев курган. Всё для Вас — Волгоград (16 июля 2013, 10:41).
    7. Евгений Волокитин. Голос Мамаева кургана. Вести.ru (22 июня 2013 06:36).
    8. Россия 1. Как «озвучивали» Мамаев курган. Вести. Волгорад (21.06.2013 20:00 Видео).
    9. Колесов Владимир, Ершова Лариса. Фильм «Страницы Сталинградской битвы» и его авторы // Санкт-Петербург, «Издательство Александра Сазанова» : Российский ритуально-духовный журнал «Реквием». — 2014. — № 4 (105). — С. 4 — 14.
    10. Подробнее : Министерство обороны Российской Федерации
    11. 1 2 Аркадий Урицкий. Мамаев Курган заслонят небоскребами. V1.ru (15 ноября 2010 года). Дата обращения 18 ноября 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.
    12. Мамаев курган стал федеральным (недоступная ссылка). news.vdv-s.ru (4.02.2008). Дата обращения 11 января 2009. Архивировано 22 августа 2011 года.
    13. Ребрикова, Ирина Мамаев курган. Вход свободный? (недоступная ссылка). VOLGOGRAD.RU (29.02.2008). Дата обращения 10 апреля 2008. Архивировано 22 августа 2011 года.
    14. Мамаев курган стал чудом России (недоступная ссылка). Дата обращения 22 июля 2008. Архивировано 24 февраля 2009 года.
    15. Скульптура «Стоять насмерть» — фото
    16. 1 2 В. Шанин, В. Агронский 7 чудес России и ещё 42 достопримечательности, которые нужно знать. — М.: Эксмо, 2011. — 224 с.
    17. Книга рекордов Гиннесса, 1988 : перевод с английского / С. С. Федотов, переводчик. — М.: Советская Россия, 1989
    18. Новости в фотографиях: красивые фотографии звезд, фото моделей, авто, кино, знаменитости, мода
    19. Елизавета Листова. Родина-Мать (flv). strana.ru. Проверено 22 июля 2010.

    Ссылки

    • Официальный сайт музея-заповедника «Сталинградская битва»
    • Сергей Новицкий. Мифы Мамаева кургана // Аргументы и Факты Нижнее Поволжье : газета. — 2007. — № 42 (699) от 17 октября. Архивировано 28 июля 2008 года. (Проверено 19 ноября 2011)
    • История возведения «Родины-Матери». (Проверено 19 ноября 2011)
    • Схемы, фото, советы посетителям Мамаева кургана. (Проверено 19 ноября 2011)

    Фотографии и модели

    • Виртуальный тур по Мамаеву кургану — Сферические панорамы 360.
    • Виртуальный Мамаев курган — 3D-модель мемориального комплекса на VOLGOGRAD.RU (в формате VRML)
    • Мамаев курган — полное фотоописание памятника-ансамбля, известные и малоизвестные места.
    • Виртуальные гигапиксельные панорамы Мамаева Кургана для просмотра в Google Earth, сделанные в 60-ю годовщину окончания Великой Отечественной Войны.
    • 3D фото Мамаева кургана- Панорамные 360 фотографии Мамаева кургана.

    Достопримечательности Волгограда
    Памятники Сталинградской битвы
    Архитектурные ансамбли
    Религиозные здания Православные Католические Иудейские Армянские
    Театры
    Музеи
    Архитектура Царицына
    Архитектура Сталинграда
    Архитектура Волгограда до 1991 г.
    Постсоветская архитектура
    Метротрам
    Памятники до 1941 года 1941—1991 после 1991 года
    Парки и скверы
    Реликвии
    Списки объектов культурного наследия федерального значения регионального значения

    Память Сталинградской битвы

    Памятники

    Реликвии

    Графика

    Литература

    • «В окопах Сталинграда»
    • «Жизнь и судьба»
    • «Горячий снег»

    Документальное кино

    • «Сталинград» (1943)
    • «Страницы Сталинградской битвы»
    • «Алтарь Победы» (8 серия)
    • «Великая война» (7 серия)

    Художественное кино

    Советские «Великий перелом» «Сталинградская битва» «Солдаты» «Горячий снег» «Сталинград» (1989) Российские «Жизнь и судьба» «Сталинград» (2013) Зарубежные «Собаки, вы хотите жить вечно?» «Сталинград» (1993) «Враг у ворот»

    Другое

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *