Методы лечения психических заболеваний

Содержание

История Лечения Психических Заболеваний

  • Психиатрические больницы. Электрошоковая терапия. Черепные сверла. Таблетки. Экзорцизм. Изоляция. Лоботомии. Многие из радикальных процедур, которые были введены для освобождения человека от психических заболеваний, только успешны в создании «овощей» из пациентов, не излечивании их болезней, а создании из них призраков прежних «я».

    На протяжении всей истории происходили радикальные изменения в отношении того, как с психически больными обращаются и заботятся; большинство из них произошло из-за изменения социальных взглядов и знаний о психических заболеваниях. Эти изменения вынесли психиатрию из негативного света и дали психиатрическим исследованиям более яркий, более позитивный взгляд.

    История лечения психических заболеваний датируется еще 5000 до н.э. с доказательствами «трепанации черепов».

    В культурах древнего мира известное поверье заключалось в том, что психическое заболевание было «результатом сверхъестественных явлений»; это включало в себя явления начиная от «демонической одержимости» до «колдовства» и «злого глаза». Наиболее распространенная причина, одержимость демонами, лечилась путем создания дыры, или «трепанации», в черепе пациента, посредством которого «злые духи были высвобождены», исцеляя пациента.

    Хотя древние персы также полагали, что болезни были вызваны демонами, они применяли меры предосторожности, такие как личная гигиена и «чистота ума и тела», чтобы «предотвратить и защитить человека от болезней».

    Точно так же египтяне рекомендовали, чтобы те, кто страдал психическими заболеваниями, принимали участие в «развлекательных мероприятиях», чтобы облегчить симптомы, и это показывает, что как цивилизация, египтяне были очень продвинуты в лечении умственных недостатков.

    В течение 5-го и 3-го веков до н.э. греки изменили способ рассмотрения психологических расстройств. Философ и врач Гиппократ обнаружил, что болезни происходят из-за «естественных явлений в теле».

    Когда Гиппократ изучал психическое заболевание, он отошел от суеверных убеждений в сторону медицинского аспекта. Он изучил патологию мозга и предположил, что психическое заболевание связано с дисбалансом в организме.

    Эти дисбалансы были в «четырех основных жидкостях»; крови, флегмы, желчи и черной желчи, которые производят «уникальные личности людей». Чтобы восстановить баланс тела, греки использовали такие методы, как флеботомии, кровопускание, очищение и составлении диет для больного. Одно лечение за которое выступал Гиппократ было изменение профессии и/или окружающей среды пациента.

    Несмотря на то, что эти методы лечения стали популярными среди большинства культур, все еще существовало огромное количество людей, которые верили в сверхъестественные причины психических заболеваний, и использовали такие процедуры, как амулеты, талисманы и седативные средства, чтобы «облегчить мучение» страдающих.

    Исторически сложилось так, что у тех, у кого были психические заболевания, была «социальная стигма», привязанная к ним. Считалось, что «умственно больной член семьи предполагает наследственное, инвалидизирующее состояние в родословной,»угрожающее семье» как уважаемому подразделению общества».

    В странах или культурах, которые имели прочные связи с семейной честью, такие как Китай, больные прятались их семьями, чтобы сообщество или общество, в котором они были частью, не подумали бы, что болезнь была «результатом аморального поведения лицом и/или их родственниками».

    В результате этой социальной стигмы многие из психически больных были вынуждены либо «жить в условиях лишения свободы», либо были оставлены и вынуждены жить на улицах. Любой из тех, кто был оставлен жить на улице и, по слухам, был «опасным и неуправляемым», был либо помещен в тюрьму, либо подземелья, вне публики.

    По словам доктора Еве Лиман из Нью-Йоркской пресвитерианской больницы, социальные взгляды на пол также влияют на лечение пациентов, особенно женщин. В начале 20-го века женщины «преимущественно стерилизовались и лоботомизировались», а иногда даже подвергались ненужным процедурам, как пять женщин в государственной больнице Стоктона, которым была назначена клиторидэктомия. Обоснованием этих процедур было то, что наличие психического заболевания было «некрасивым» и требовало «хирургического вмешательства».

    Эти негативные перспективы психически больных поддерживались на протяжении всей истории и в современных обществах, как показано отношением медсестры Ратхед к пациентам в Полете Над Гнездом Кукушки. Во всем романе медсестра Ратхед злоупотребляет своим положением и использует свою силу, чтобы подвергать своих пациентов жестокому обращению в качестве наказания за неправильное поведение.

    Это связано с тем, что она не видит своих пациентов как людей, а скорее как животных, которых нужно обучать.

    В начале 15 века многие из тех, кто страдал от психологических расстройств, были помещены в рабочие дома, сумасшедшие дома или в приюты для душевнобольных, потому что семьям было слишком обременительно заботиться о них. Состояние в этих учреждениях было отвратительным.

    Те, которые были отданы в сумасшедшие дома, подвергались насилию от персонала, который не обучался в лечении психических расстройств. Тем не менее, частные сумасшедшие дома часто управлялись духовенством и были значительно более гуманными.

    Процедуры, организованные священнослужителями, включали регулярное посещение церкви, паломничество, а также священники позволяли людям признавать свои грехи и раскаиваться. С другой стороны, приюты для душевнобольных были невероятно бесчеловечными в лечении своих пациентов.

    Многие из тех, кто пребывал в них, подверглись насилию, были брошены, рассматривались как животные, сдерживались кандалами и железными воротами, за ними ухаживал неподготовленный персонал и их даже демонстрировали зевакам. Печально известным примером ужасов ранних приютов был La Bicetre.

    В этом французском приюте пациенты были привязаны к стенам с очень небольшим количеством места для передвижения, они не получали достаточного питания, посещались только при кормлении, их комнаты не очищались, и поэтому они были вынуждены сидеть в своих отходах. Другим примером может служить святая Мария Вифлеемская, приют, прозванный «Бедлам» из-за ужасающего обращения с психически больными.

    Их «агрессивные» пациенты выставлялись на показ, а «легкие» пациенты были вынуждены попрошайничать на улицах. Пациенты, которым разрешалось посещать семью, часто просили семьи освободить их, однако, поскольку стигма психических заболеваний была настолько отрицательной, их просьбы игнорировались.

    Лечение в этих приютах включало клизмы, кровопускание, обжигание, обливание пациентов в кипящей или ледяной воде, чтобы «шокировать» их, успокоительные и использовались физические ограничения, такие как смирительные рубашки.

    Из-за явно ужасного лечения пациентов в приютах, многие реформы начали происходить начиная с середины-конца 1800-х годов.

    Два реформиста сильно повлияли на распространение так называемого «Гуманитарного движения», первым из которых был Филипп Пинель, в Париже. Пинель полагал, что «умственно больные пациенты улучшатся, если к ним будут относиться с добротой и вниманием» вместо грязной, шумной и оскорбительной среды; он внедрил свою гипотезу, когда взял на себя Ла Бисетре.

    Другой крупный реформист, Уильям Туке, основал Йоркский Приют, где к пациентам относились «с уважением и состраданием». После Туке и Пинеля была Доротея Дикс, которая выступала с движением за больницы, и через 40 лет правительство США финансировало строительство 32 государственных психиатрических больниц, а также организацию реформ в приютах по всему миру.

    Движение за больницы началось в 18 веке и было оправдано такими причинами, как: «защитить общество и сумасшедших от вреда, вылечить тех, кто поддается лечению, улучшить жизнь неизлечимых людей и выполнить гуманитарный долг по уходу за безумными».

    Наряду с созданием государственных психиатрических больниц были созданы различные организации и акты, такие как «Психическое здоровье Америки» (MHA) и Закон о психиатрических лечебных учреждениях США 1963 года, которые «улучшают жизнь психически больных в Соединенных Штатах». С реформами произошел расцвет психоанализа.

    Зигмунд Фрейд, которого называют отцом психологии, был, в основном, создателем психоанализа. Фрейд написал «Психоаналитическую теорию», в которой он объясняет «id, эго и суперэго», а также терапевтические методы, такие как гипноз, «свободное мышление» и анализ сновидений. Фрейд считал, что позволяя пациенту сосредоточиться на репрессированных мыслях и чувствах, он может вылечить пациента от его расстройства.

    В одной из форм психоанализа были цели, которые помогли бы и индивидуализировали «выявление и достижение своих целей», и удержали бы пациентов и «вылечили бы их от заблуждений и иррациональностей». Наконец, соматическое лечение было введено в психиатрические лечебницы, в том числе психо-фармакология, психохирургия, электросудорожная терапия и терапия электрошоком.

    Первым неседативным препаратом, используемым при лечении пациентов, был хлорпромазин, который «вылечил» многие психические заболевания и пациенты «полностью избавились от симптомов и вернулись к функциональной жизни».

    Внедрение фармакологии привело к реформе деинституционализации, которая изменила представление от институционализированной помощи к «ориентированной на общины помощи» для улучшения «качества жизни». По словам Фоершнера, это негативно сказалось и привело к тому, что 1/3 бездомного населения были психически больными.

    Многие из методов лечения психически больных пациентов на протяжении всей истории были «патологическими науками» или «сенсационными научными открытиями, которые позже оказались не более чем желаемым или субъективным эффектом» и на самом деле не помогли тем, кто лечится.

    По мере того, как изменились социальные перспективы и знания, так изменилось и обращение с теми, кто страдает психическими патологиями. Эти методы лечения будут по-прежнему меняться по мере того, как мир расширит свое знание патологии мозга.

    Как говорит Лиман, «психическое заболевание точно не описывается как болезнь ума или мозга и … лечение должно охватывать всего пациента», так как мы продолжаем продвигаться вперед в наших знаниях о психологии, мы должны учиться на «недостатках более ранних поколений».

    • >Краткая история безумия: как менялось отношение людей к психическим расстройствам

      Сумасшествие на заре человечества

      Наши дальние родственники из первобытного мира воспринимали явления окружающей действительности через призму анимизма и тотемизма, а потому относились к сумасшествию с определенной долей уважения. Если кто-то из членов племени начинал видеть то, чего нет, либо вступал в разговор с невидимыми собеседниками, это считалось результатом воздействия духов — умерших предков или животных-покровителей.

      Духи, согласно представлениям первобытного субъекта, вступали в контакт с человеком или вовсе овладевали им, заставляя делать странные вещи.

      Историк религии Джеймс Фрэзер в «Золотой ветви» указывает на то, что «душа, по мнению первобытных людей, может временно отлучаться из тела, которое тем не менее продолжает жить». Из такого путешествия душа может вернуться повержденной, если в ином мире ей повстречаются враги.

      «Надо думать, доисторическое население земного шара обращалось со своими душевнобольными приблизительно так же, как современные жители тропической Океании или сибирских тундр: агрессивные и опасные больные считались одержимыми злым духом, безобидные и тихие — почитались иногда любимцами богов; первых гнали и порой избивали, за вторыми ухаживали», — отмечает психиатр Юрий Каннабих в работе «История психиатрии».

      «Любимцами богов» считались шаманы. В рамках мифологического мышления бредовые высказывания могут рассматриваться как источник вполне релевантной информации: о том, как дела у умерших родственников, какими будут результаты охоты, на какие предзнаменования стоит обратить внимание. Религиовед Мирча Элиаде пишет, что «безумие будущих шаманов, их психический хаос означает, что данный профанный человек идет по пути исчезновения и что новая личность вот-вот родится». Он ссылается на представления якутов, согласно которым будущий шаман еще в юности «становится неистовым», часто падает в обморок, уходит в лес, наносит себе удары ножом, переживает видения. По якутским верованиям, во время экстатических состояний шаман попадает в иной мир, где видит распад собственного тела, расчленяемого темными силами. Проявившаяся психическая болезнь трактуется как ритуальная смерть — инициация, за которой следует перерождение.

      Так или иначе, понятие психической нормы в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, в первобытной культуре не существует. Мифологическое отношение к безумию сохранилось в рамках народной религиозности и после появления христианства, продолжая существовать и сегодня в культурах коренных народов, исповедующих языческие верования.

      Безумие в античности: проклятие и благословение

      В античной традиции безумие часто рассматривалось как результат проявления всевластного и неотвратимого рока. Как пишет А. Ф. Лосев, и люди, и боги «стихийно и слепо» существуют в природном мире, не зная ничего о своей судьбе и гибели. Тем не менее божества (которые, кстати, тоже могли обезуметь) становились причиной людского сумасшествия, насылая его на смертных в порядке личной мести или вследствие какого-нибудь хитроумного плана. Персонажи мифологии и трагедий регулярно совершают в помутнении рассудка разрушительные деяния: Геракл умерщвляет своих детей, когда богиня Ата по велению Геры набрасывает ему на глаза повязку безумия, Афамант по воле той же Геры убивает своего сына, перепутав его с оленем, Аякс вырезает овец Одиссея, приняв их за своих врагов, а после лишает себя жизни.

      Греческие философы стремились дать безумию теоретическое обоснование и найти его причины.

      По мнению стоиков, душевные болезни — результат отклонения от божественного Логоса, к которому причастен разум. Таким образом, страсти и неведение (стоики полагали, что, познав разумный порядок, человек уже ему следует) провоцируют сумасшествие.

      Платон в какой-то мере реабилитирует состояние «неистовства», разделяя два вида безумия: одно является следствием болезни, а другое посылается богами и может быть благословением. В диалоге Платона «Федр» упоминаются четыре типа «божественного отклонения от того, что обычно принято», каждому из которых соответствуют свои божества греческого пантеона. Пророческому экстазу покровительствует Аполлон, экстазу мистерий и ритуалов — Дионис, творческому вдохновению — музы, а любовному исступлению — Афродита и Эрот.

      С тех пор возвышенная и романтическая трактовка безумия существует в европейской культуре параллельно с клинической. Безумие становится символом отрыва от привычного типа мышления, позволяя выходить за границы обыденного. Такую нестандарность мысли и готовность бросить вызов своему веку проявляют Дон Кихот Сервантеса и Гамлет, который притворяется безумным, чтобы «сорвать с мира его покров», как выразился Л. Пинский. Еще одна метафорическая трактовка связана с поиском истины и смелостью ее озвучить. В «Похвале глупости» Эразм Роттердамский отмечает, что «безумию дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя». В этих случаях безумие ассоциируется с переходными этапами в обществе, когда именно «сумасшедшие» обнаруживают и делают видимыми новые парадигмы — например, становление ренессансного гуманизма.

      Множество примеров позитивной мифологизации сумасшествия можно найти у романтиков, которые полагали, что помутнение рассудка может быть привлекательным. Поэтикой безумия живо интересовались (часто действительно зная его не понаслышке) Джордж Байрон, Уильям Вордсворт, Гофман и многие другие.

      Поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж писал: «О этот тонкий обман — притворяться безумными, когда мы на самом деле очень близки к безумию» (сам Кольридж как раз всячески стремился расшевелить воображение и чувствительность, чему способствовало пристрастие к опиуму). Впоследствии в эссе «Болезнь как метафора» писательница и философ Сьюзен Зонтаг язвительно отметила, что вклад романтиков в культуру состоял не столько в том, что они воспели красоту жестокости и эстетику ужасного, сколько в сентиментальной идее «интересного» нездоровья.

      Как сходили с ума в Средние века и в эпоху Возрождения

      Христианская церковь считала безумие божьим наказанием, а впоследствии — происками дьявола, который заставляет одержимых корчиться и выкрикивать бессмысленные фразы. В эпоху Возрождения, когда Европу захлестнула охота на ведьм, душевнобольные становились легкой мишенью для инквизиции. Этому способствовала булла папы Иннокентия VIII, в которой настоятельно рекомендовалось находить и предавать суду людей, уличенных в общении с демонами.

      Вот пара примеров, которые приводит Юрий Каннабих:

      В 1339 г. один испанец, объявивший себя братом архангела Михаила, был сожжен на костре в Толедо. Доктор Торальба в 1530 г. признался на суде, что у него в услужении находится некий дух или «гений», и за такое пользование нечистой силой был посажен в тюрьму на 3 года, после чего выдал письменное обязательство в отказе от услуг демона.

      Тем не менее такого больного могли попытаться исцелить с помощью молитв, служб или манипуляций со святыми мощами.

      Предприимчивые жители ренессансных городов часто препоручали сумасшедших паломникам или морякам, от которых требовалось увезти подальше всех, кто казался горожанам странным.

      Анализ этой практики предлагает в «Истории безумия» философ Мишель Фуко, ссылаясь на документы о сумасшедших XV века, изгнанных из немецких поселений. «Корабль дураков» — популярный образ в искусстве Возрождения. Такие «корабли» были первым способом изоляции, который начал практиковаться в отношении людей с психическими расстройствами.

      Существовала также сугубо медицинская точка зрения, выраженная в трудах Гиппократа и основанная на его учении о темпераментах. Гиппократ напрямую связывал душевное состояние с балансом жидкостей в организме: преобладание черной желчи, по его мнению, вызывает меланхолию, а избыток желтой желчи подталкивает к импульсивному маниакальному поведению. Это мнение вспомнили в эпоху Ренессанса, когда европейские мыслители с новым интересом обратились к античным трудам, в особенности тем, которые исследовали не только метафизику, но и физический мир.

      Например, в 1621 году вышла энциклопедическая работа английского священнослужителя Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», в которой он выделял три типа этого недуга. Головная меланхолия, по его мысли, происходит от нарушений в мозгу, телесная — от строения всего тела, а ипохондрическая — из-за проблем с кишечником, селезенкой, печенью и брыжейкой. Хотя Бертон упоминает гуморальную теорию, он также отмечает, что, кроме естественных причин, этот душевный недуг может постигать людей по произволению Бога или из-за происков дьявола.

      Психики и соматики Нового времени

      Две теории — соматическая (физическая) и психическая — определили развитие психиатрии в классическую эпоху. Спор был важным, потому что от него зависела судьба психиатрии: станет ли она философской дисциплиной, либо будет относиться к медицинским наукам.

      В рамках физических теорий происхождения сумасшествия предполагалось, что душевные недуги имеют конкретный источник в теле. Ученые этого крыла полагали, что в основе всех душевных заболеваний лежат материальные изменения, которые можно обнаружить и запротоколировать.

      Соматические воззрения развивались вместе с увеличением знаний по анатомии и физиологии, чему способствовал рост авторитета опыта и наблюдения. Например, в XVII веке французский врач Шарль Лепуа опроверг существовавшее ранее учение об истерии, причиной которой является матка: найдя схожие симптомы у мужчин, он предположил, что основанием истерических состояний является поражение нервов и мозговых оболочек. Английский медик Томас Уиллис, автор книги «Анатомия мозга», заключил, что в белом веществе содержатся фантазия и память, а в мозолистом теле — идеи.

      Такой подход, который называют также органическим или соматическим, стал центральным для позитивистской мысли. Кристиан Фридрих Нассе, работавший в начале XIX столетия, считается одним из главных представителей соматической школы в психиатрии.

      Существовало и альтернативное течение — школа «психиков», которая противостояла «соматикам». Если прежде говорили о происках дьявола, теперь основой для метафизики порока и греха стало «злое начало».

      Учение Канта об абсолютном духе и морали вызвало в научной мысли и в том числе в психиатрии большой интерес к вопросам свободы воли и дало основания думать о мире как о продукте духовной деятельности.

      Иоганн Хайнрот, резко противопоставлявший тело и дух, считал, что человек может выбирать между «добром» и «злом». Именно Хайнрот ввел в обиход термин «психосоматика». По его мысли, дурной и порочный дух приводит к заболеваниям внутренних органов. А его коллега Карл Вильгельм Иделер полагал, что психозы — это следствие разросшихся страстей, с которыми можно бороться, воздействуя на «свободную человеческую волю».

      Лечение психических заболеваний в классическую эпоху

      Теоретические объяснения природы психических расстройств напрямую влияли на отношение к людям с этими заболеваниями и на методы лечения.

      С формированием естественно-научного подхода к лечению психических заболеваний появляются специализированные изоляторы, предназначенные для содержания душевнобольных. Считается, что первые больницы такого типа возникли в Испании XV века, в Валенсии. На это указывает «Исторический и географический словарь» Паскуала Мадоза. Впоследствии больницы такого типа появились в других испанских городах, а век спустя — в Германии, Швейцарии и Швеции. Несмотря на то что эти учреждения, как отмечает Юрий Каннабих, не преследовали лечебной цели, а людей там содержали в оковах, по сравнению с перспективой оказаться в руках инквизиторов это было хоть каким-то прогрессом.

      Практика целенаправленной изоляции душевнобольных начинается с XVII века и утверждается в XVIII. Условия содержания больных в психиатрических клиниках оставляли желать лучшего. Просвещенные современники оставили многочисленные свидетельства того, что люди там содержались в грязи, в оковах, в одиночных камерах, куда почти не проникал свет, либо в переполненных бараках, где царила антисанитария. «Мы запираем этих несчастных созданий словно преступников в сумасшедшие дома, в эти вымершие тюрьмы за городскими воротами, где в глухих расщелинах поселились совы, и оставляем их там загнивать в собственных нечистотах», — писал последователь идей соматиков немецкий психиатр и физиолог Иоганн Христиан Рейль.

      Зачастую главным методом лечения оставалась «дисциплина»: в ходу были практики обездвиживания, телесные наказания, использование ледяного душа, прижигание каленым железом.

      Школа психиков породила целую «механизированную терапию», которая широко использовалась, в частности, в Германии: маска, не позволявшая кричать, мешок, который надевался на голову, смирительные стулья и кровати, вращательное устройство. Предполагалось, что больной от таких воздействий поймет несостоятельность своих заблуждений, воспитает волю и перестанет буйствовать. К тому же представители этой школы считали, что болезнь в значительной мере является следствием распущенности или моральной неустойчивости, а значит, больной должен понести наказание.

      С начала XIX столетия в Европе прошли больничные реформы, которые несколько облегчили положение людей с психическими расстройствами. Откровенно пыточные методы уступили место более мягким практикам вроде применения смирительной рубашки (по сравнению с цепями это было существенным прогрессом). В том же веке «система нестеснения», разработанная британским медиком Джоном Конолли, декларировала отказ от связывания, а для людей в острых состояниях предложила изоляторы с мягкими стенами. Шотландский психиатр Б. Тьюк пошел дальше и изобрел систему «открытых дверей», предполагающую отказ от любых решеток и замков, а также возможность для пациентов покидать учреждение.

      Однако к началу ХХ века движение за гуманизацию угасло, и надзирательная психиатрия всё-таки победила этичную.

      В это время, как отмечается в разделе «Общей психиатрии» под редакцией А. С. Тиганова («Организация психиатрической помощи»), в разных странах мира активно строились психиатрические госпитали. Если в европейских странах предпочитали строить комплексы павильонов, то в Америке — большие многоэтажные задания. Переполненные клиники, в которых люди находились подолгу, представляли собой довольно мрачное зрелище — существенных реформ система дождалась только к середине столетия.

      Отдельного упоминания заслуживает отношение к женщинам с психическими расстройствами (реальными или воображаемыми). Женщины из высшего и среднего класса, страдающие от недостатка физической активности и возможностей для саморазвития, неудобной одежды и невнимания врачей к их реальным проблемам (в викторианской Англии, например, гинекологи зачастую осматривали дам, вежливо отвернувшись) имели все основания для того, чтобы впасть в депрессию. Однако диагносты не смотрели на условия, а апеллировали к специфической женской природе. Так появились термины вроде «истерии», «слабой конституции», «расслабленности». В ситуации, когда субъектом, формирующим научное и социальное понятие нормы, являлся мужчина, психически больной могли объявить любую женщину, чье поведение не укладывалось в представления о правильном.

      Принудительное лечение использовалось как способ пригрозить участницам женского движения.

      В «Петербургской газете» 1912 года корреспондент из Лондона сообщает о том, как суфражистка напала на министра и «изломала его шляпу», после чего констатирует, что тюрьмы, куда заключают участниц женского движения, «не исправляют» их: «Общественное мнение в Англии страшно возмущено подобными преступными действиями суфражисток и требует сажать их не в тюрьмы, а в дома сумасшедших». В тюрьме, а после голодовки — в психиатрической клинике оказалась, в частности, американка Элис Пол, боровшаяся за право женщин голосовать. Освещение этого события в прессе привело к тому, что всеобщее избирательное право всё-таки было принято.

      Новый взгляд на психические расстройства

      Общественные организации стали всё активнее бороться за соблюдение прав человека, что сказалось и на ситуации вокруг клиники. В 50-х годах появилось антипсихиатрическое движение, работа которого способствовала закрытию множества психиатрических лечебниц и переводу помощи больным на амбулаторные рельсы. Со второй половины ХХ века появились и вошли в медицинскую практику антипсихотические препараты (нейролептики) и антидепрессанты, которые стали применяться совместно с психотерапией.

      Разговор о безумии приобрел новые смыслы: речь пошла не только об этике, но и о философской переоценке самих оснований «разумности».

      В центре внимания социальных и гуманитарных наук оказалось изучение структур — масштабных теоретических моделей, включающих совокупность связей и отношений. Вскоре назрел вопрос о том, как существующие в обществе структуры — невидимые, но в то же время довлеющие — сковывают человека. В результате для структуралистов стало важным обсуждение того, что является безумием, а что — нормой, и того, как норма устанавливается.

      Мишель Фуко обратил внимание на то, как происходило это конструирование: в период с XVI по XVIII век возникла репрессивная система, которая изолировала тех, кто мыслит и ощущает не так, как другие. Безумие было противопоставлено новоевропейской рациональности, которая обозначала себя как норму. Оно воспринималось не только как социальная, но и как философская угроза, ставя под вопрос связь личного чувственного восприятия и истины. С точки зрения Фуко, стремление к каталогизации, упорядочиванию, разделению — это не только способ познания, но и способ проявить власть, овладеть хаосом.

      Цитируя Декарта, который, рассуждая о познавательных способностях, походя упоминает безумцев, противопоставляемых ему самому, Фуко отмечает, что именно так в общественном сознании происходит демаркация: они не мы, а мы — не они. Потому и потребовалось исключить «ненормальных» из общества, поместить их туда, где те подвергаются исправлению через надзор и дисциплину (то же самое можно сказать обо всех учреждениях социальной нормализации: школах, тюрьмах, армии).

      Жак Деррида выступил с критикой Фуко, предположив, что всё куда более запущенно: разум может быть безумен в своем стремлении к упорядочению. Стремление к классификации походит на симптоматику обсессивно-компульсивного расстройства, а активное отстаивание принципов рационального мышления может напоминать маниакальность.

      По мнению Деррида, структура безумия и сумасшествия устроена сложнее, чем предполагают жесткие культурные коды, которыми оперирует сам Фуко, пусть даже выступающий против репрессивных практик.

      С опытом изучения других культур выяснилось, что понимание безумия может отличаться от общества к обществу. Существует даже такое явление, как культуральный синдром — форма патологического поведения, которая характерна для какой-либо страны и почти не наблюдается в других культурах.

      Скажем, японский культуральный синдром тайдзин кёфусё заключается в страхе оскорбить окружающих взглядом, запахом или действиями. Частью общего национального этического кодекса японцев является стремление не доставлять другим людям беспокойства и неудобства (мэйваку).

      Причинить мэйваку могут разговоры по телефону в общественном месте, сильный запах парфюма и косметики, публичное проявление переживаний. Таким образом, опасение оказаться неудобным или раздражающим находит подтверждение в культуре, где всё вокруг убеждает: не привлекай к себе внимания, будь тихим, пахни нейтрально.

      По словам специалистов, расстройство в виде множественной личности практически не встречается в азиатских культурах, склонных к коллективизму. А вот западная склонность к индивидуализации предполагает реакцию на травму умножением личности (и готовность диагностов обнаружить такое расстройство).

      Так где же норма теперь?

      Сегодня существует ряд подходов к тому, что называть психической нормой, но ни один из них не предоставляет исчерпывающего ответа.

      Статистическое понимание нормы предполагает, что существует диапазон значений, который измеряется по среднему индивиду. Там, где значения выходят за пределы средних показателей, можно предположить акцентуацию. Выделяют также пограничные состояния, которые располагаются между нормой и патологией. Однако даже зная средние арифметические значения, нельзя поставить диагноз или утверждать, что требуется коррекция. Например, статистической нормой не является асексуальность, однако существуют люди, которые не испытывают влечения и комфортно ощущают себя без сексуальных контактов.

      Идеальное представление о норме предполагает, что существует идеальный образец состояния, к которому нужно стремиться. Такая точка зрения несет на себе печать субъективности, поскольку параметры идеального формируются определенным дискурсом и конкретной группой лиц.

      Нетрудно догадаться, что в реальности идеального субъекта не существует — на то он и идеальный.

      Адаптационная точка зрения предполагает, что нормой является то, что позволяет индивиду лучше приспособиться к текущим условиям. Но в современном мире условия меняются быстро, а наша психофизиология часто за ними не поспевает. Скажем, потребность наших предков наесться впрок (кто знает, когда удастся поохотиться в следующий раз?) приводит сегодняшних горожан к карусели невротического обжорства, быстрого вознаграждения и депрессии.

      Говоря о расстройствах сегодня, в первую очередь принимают во внимание то, является ли человек дисфункциональным (может ли добиваться целей) и не наносит ли вреда себе и окружающим. Также специалисты предполагают, что легкие расстройства, которые можно проработать с психологом (нарушения воли и внимания) есть у всех, просто многие предпочитают игнорировать их или бороться самостоятельно. Такие расстройства могут и не перейти в следующие регистры — невротический (навязчивые состояния при сохранении критического взгляда на них) и психотический (галлюцинации, бредовые состояния), — но если такое произойдет, уже потребуется помощь психотерапевта и психиатра.

      Так или иначе, вопрос соотношения патологии нормы не выглядит таким однозначным, как когда-то. Даже общего определения сумасшествия, исходя из признаков, не существует, поскольку психические расстройства разнообразны по проявлениям и симптоматике.

      Из-за лучших побуждений «классической эпохи» в популярной культуре прочно закрепился образ психиатрической лечебницы как мрачного и жуткого места, а не общественного центра, где человек с ментальными проблемами может получить поддержку. Поэтому многие люди, нуждающиеся в помощи, не решаются пойти к специалисту из-за недоверия и опасений. В особенности это актуально для стран, где всё ещев ходу дисциплинарные методы.

      Тем не менее современные квалифицированные психиатры опираются на гуманистические принципы и профессиональную этику. Сегодня в мире набирает силу психоактивизм — движение, которое стремится исследовать границы нормы, сделать психические заболевания обсуждаемыми, а отношение к ним — спокойным и вдумчивым.

      Выходят, в том числе и в России, новые научно-популярные книги о ментальных расстройствах и нейроотличиях. А это значит, что мы все получаем шанс не оказаться за стенами — бетонными или невидимыми — если что-то вдруг пойдет не так.

      Советский учебный диафильм об истории психиатрии (набор слайдов)

      Лечение психических расстройств в домашних условиях

      Как лечить народными средствами психоз в домашних условиях.

      Вопрос от: Аноним

      Хотелось бы узнать про лечение психоза в домашних условиях. Возможно ли это? У сестры опять обострение. Можем ли мы что-то сделать для нее или придется опять отправлять в больницу? Для этого нужно ехать в областной центр, а это сложно сделать по ряду причин. Чем можно дома улучшить состояние таких больных?

      Лечением психоза в домашних условиях допустимо заниматься после консультации с психиатром, исключив шизофрению и другие тяжелые психические заболевания. Частота психозов достигает 3-5 случаев на сто человек. Это не такое уж редко встречающееся состояние. Возникновение этого патологического состояния психики может иметь органическую, интоксикационную, психогенную и соматогенную природу.

      Перечень заболеваний, проявляющих себя психозами, обширен. Яркой психотической симптоматикой является появление бреда, галлюцинаций, двигательных расстройств. Начинать лечение следует до их проявления. На начальном этапе психоза нужно обратить внимание на появление необычных увлечений и нетипичного поведения.

      Больной начинает проявлять подозрительность к окружающим, стремится к изоляции, снижает активность и не может концентрировать внимание. У него может наступать апатия и безразличие ко всему окружающему, нервозность. Теряется мотивация соблюдать гигиену и ухаживать за собой, нарушается сон, пропадает аппетит.

      Лечение основывается на медикаментозной терапии. Чем раньше оно будет начато, тем больше шансов избежать тяжелых расстройств личности и инвалидности. В сложных случаях больной получает помощь в стационаре. В случае психоза легкой степени бывает достаточно консультативной помощи с назначением необходимого лечения.

      В помощь к медикаментам можно применять ароматерапию и настои успокаивающих трав, но только с разрешения доктора. Такие средства являются вспомогательными и ни в коем случае не заменяют лекарства. Таблетки придется пить в любом случае. Из общих рекомендаций таким больным показано соблюдение режима, сбалансированное питание. Им необходимо избегать стрессов, перегрузок, инфекций.

      • Вернуть психическое состояние в норму поможет применение сбора из бессмертника (100 г), почек березы (100 г), зверобоя (10 г), ромашки (10 г). Сырье тщательно перемешать и хранить в стеклянной таре с крышкой. Для приготовления настоя 1 ст. л. сбора настаивают в 500 мл кипятка полчаса и фильтруют. Принимают на ночь по 1 стакану с добавлением чайной ложки меда.
      • Для нормализации сна используют двухкомпонентный сбор из корня валерианы и душицы (1:2). Берут 20 г сырья, заливают стаканом воды и томят на слабом огне 15 минут, после чего настаивают в течение часа. Принимать перед сном по 1/2 стакана 2 недели.

      • При обострении психоза полезно пить чай из мяты, зверобоя, пиона, пустырника, шиповника, ромашки, мелиссы. Эти травы окажут седативное действие, снизят тревожность.
      • Для нормализации психики можно вдыхать эфирные масла и делать ароматический массаж. Для этого подходят эфиры бергамота, иланг-иланга, герани, розы, апельсина, кедра. Их же можно добавлять в ароматические ванны. Для этого нужно добавить 3-5 капель в соль или молоко, а затем развести в воде.

      Лечение психических расстройств в клиниках и домашних условиях — методы и препараты.

      Современный ритм жизни ставит мозг человека и его сознание перед постоянными испытаниями, и выдержать их получается не всегда. Практика лечения психических расстройств у пациентов подразумевает, кроме медикаментозных средств, психологическую терапию. Повреждения психики давно перестали быть устрашающим диагнозом, который приводил в специализированную больницу. Современная медицина успешно решает большинство подобных проблем.

      Лечение психических заболеваний

      Современный подход к лечению психических болезней предполагает комплексное применение различных методов биологического воздействия с психотерапией и мероприятиями по социально-трудовой реабилитации больных. Терапевтическая тактика должна быть клинически обоснованной, т.е. должен быть правильно поставлен диагноз, определена психопатологическая симптоматика, острота состояния, индивидуальные особенности личности больного и его физического состояния. Терапия должна быть динамичной — зависеть от изменения состояния больного, стадии развития болезни. Если в остром психозе больному проводят медикаментозное лечение, то при выходе из психоза все большее значение приобретают меры психотерапевтического воздействия и социальной реадаптации. Способ введения лекарств также определяется состоянием больного, его остротой и тяжестью. Обычно психотропные средства назначают внутрь (таблетки, драже, порошки, капли, сироп) или в виде внутримышечных инъекций. В ряде случаев используют внутривенный способ введения (для быстроты эффекта) или внутривенное капельное вливание. Препараты назначают с учетом возможных побочных явлений и осложнений. Тщательно анализируются все показания и противопоказания.

      Лечение может быть как амбулаторным, так и стационарным. Это определяется в зависимости от состояния больного, возможных последствий заболевания как для самого больного, так и для окружающих, а в ряде случаев — желанием пациента. При выраженных психических расстройствах лечение обычно начинают в стационаре, а затем, по миновании остроты состояния, продолжают в амбулаторных условиях. Задачей амбулаторного лечения с подобных случаях является стабилизация состояния или дальнейшее его улучшение и углубление ремиссии. Однако, в амбулаторных условиях возможна не только поддерживающая терапия, но и купирующая или корригирующая самоболезненное состояние. Подобное купирующее лечение назначается пациентам со стертыми психическими эпизодами, реактивными состояниями, не требующими госпитализации. Корригирующая терапия (психокоррекция) проводится при психических нарушениях пограничного круга (неврозах, психопатиях, невротических реакциях).

      Биологическая терапия обозначает методы лечебного воздействия на биологические процессы, лежащие в основе психических нарушений. Она включает в себя применение психотропных средств (психофармакотерапия), шоковых методов лечения (инсулинокоматозная и электросудорожная терапия), а также других средств — гормонов, витаминов, диеты.

      Психофармакотерапия. С давних пор применялись разные лекарства, влияющие на психику человека. Арсенал таких средств был ограничен некоторыми растительными препаратами (опиум, валериана, кофеин, жень-шень) и минеральными веществами (соли брома). Психофармакотерапия стала бурно развиваться лишь с начала пятидесятых годов, когда был открыт аминазин. Началась буквально новая эра в лечении и содержании психически больных. Одна за другой открывались новые группы препаратов: транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы. В настоящее время продолжаются поиски новых, более эффективных препаратов с минимальными побочными действиями и осложнениями.

      Выделяют несколько групп психотропных препаратов.

      Нейролептики (галоперидол, трифтазин, стелазин, тизерцин, аминазин и др.) — устраняют болезненные расстройства восприятия (галлюцинации), мышления (бред), страх, возбуждение, агрессивность.

      Это основное средство при лечении психозов. Применяют как внутрь, так и в инъекциях. Для амбулаторной поддерживающей терапии используют препараты пролонгированного (длительного) действия. Например, модитен-депо вводят внутримышечно 1 раз в 3-4 недели, семап дают внутрь 1-2 раза в неделю. При применении нейролептиков, особенно больших доз, могут возникать побочные явления и осложнения. Из побочных явлений наиболее часто наблюдаются: тремор рук, скованность движений, маскообразность лица, судорожное сведение отдельных мышц (чаще жевательной, глотательной мускулатуры, мышц языка, губ, глаз), непоседливость (чувство «беспокойства» в ногах с потребностью постоянно двигаться, «не находит себе места»). Даже легкие проявления этих расстройств требуют назначения специальных корректоров (циклодол, паркопан), дозы которых подбираются индивидуально. Такие нейролептики, как эглонил, лепонекс, не вызывают вышеописанных побочных действий и нет необходимости назначать корректоры. Нейролептики очень широко используются в психиатрии: для лечения любых психотических состояний, в том числе шизофрении, инволюционных, алкогольных, реактивных психозов.

      Транквилизаторы (седуксен, элениум, феназенам, тазепам и т.п.) — обладают успокаивающим действием, устраняют эмоциональную напряженность, тревогу, чрезмерное волнение, вызывают расслабление мышц, способствуют засыпанию. Снимая эмоциональное напряжение и тревогу, транквилизаторы способствуют нормализации вегетативно-сосудистых проявлений, в частности, снижению артериального давления, уменьшению сердцебиения, снятию различных «спазмов» и связанных с ними дыхательных и желудочно-кишечных расстройств. У каждого транквилизатора есть свой преимущественный спектр действия. У одних препаратов больше выражен успокаивающий эффект, у других — вместе с успокаивающим расслабляющий, у третьих — снотворный (гипнотический). Этот факт обязательно учитывается при назначении лечения. Если больной страдает бессонницей, рекомендуются такие препараты, как радедорм, эуноктин, рогипнол, способствующие засыпанию и углублению ночного сна. В тех случаях, когда необходимо получить успокаивающий эффектбез мышечной релаксации и снотворного действия (например, чтобы снять повышенное волнение на экзамене, во время ответственной встречи, доклада), применяютсятак называемые дневные транквилизаторы (рудотель, стратиум, грандаксин, уксепам), которые обладают даже некоторым стимулирующим действием. В связи с широким спектром психотропной активности транквилизаторы находят применение не только в психиатрической практике, в частности при лечении неврозов, невротических реакций, патохарактерологических расстройств, но и при многих соматических болезнях.

      Антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин, герфонал, азафен, лудиомил, пиразидол и др.) — повышают болезненно пониженное настроение, устраняют заторможенность психической деятельности и двигательной активности. Выделяют две группы антидепрессантов — со стимулирующим и седативным (успокаивающим) действием. Препараты первой группы (мелипрамин, нуредал) назначают в тех случаях, когда наряду с подавленным настроением присутствует выраженная двигательная и речевая заторможенность. Антидепрессанты второй группы (амитриптилин, триптизол) применяют при сильной тревоге, беспокойстве. При лечении антидепрессантами могут отмечаться побочные действия, такие как сухость во рту, запоры, учащенное сердцебиение, задержка мочеиспускания или, наборот, слюнотечение, понос, урежение пульса, снижение артериального давления. Однако, эти побочные эффекты не опасны для жизни и устраняются с помощью врача.

      Антидепрессанты используют при лечении депрессий различного происхождения: депрессивной фазы маниакально-депрессивного психоза, невротической депрессии, депрессивных состояниях при соматических болезнях. Антидепрессанты, как и другие психотропные средства, назначаются только врачом. Не рекомендуется самостоятельно применять эти препараты во избежание побочных эффектов и неприятных осложнений.

      Психостимуляторы (сиднокарб, кофеин, цефедрин) — повышают психическую (мышление) и двигательную активность, снимают усталость, заторможенность, вялость. Применение ах ограничено определенным кругом расстройств: тяжелые астенические состояния, апатии. Стимуляторы назначаются врачом-психиатром. Возможно привыкание.

      Ноотропы или препараты метаболического действия. Эту группу составляют разные по химической структуре и механизму действия препараты (ноотропил, пирацетам, пиридитол, энцефабол, гаммалон, фенибут), объединяемые общностью оказываемого ими эффекта. Ноотропы повышают умственную работоспособность, общий тонус, улучшают внимание, память, повышают защитные свойства организма. Спектр их применения очень широк. Ноотропы используют при многих психических расстройствах, для снятия похмельного и интоксикационного синдрома у алкоголиков, при атеросклерозе сосудов головного мозга, при нарушениях мозгового кровообращения, при черепно-мозговых травмах и тд. Препараты этой группы практически не вызывают побочных действий. В редких случаях, в основном у пациентов старческого возраста, повышается возбудимость, сексуальное влечение, нарушается сон. Рекомендуется применять ноотропы в первой половине дня, учитывая их активизирующий эффект.

      Стабилизаторы настроения (соли лития) — устраняют болезненные колебания настроения, нормализуют чрезмерно повышенное настроение. Применяют в основном для профилактики депрессивных и маниакальных приступов у больных маниакально-депрессивным психозом (циклотимией), периодической шизофренией. Лечение солями лития проводят под контролем его содержания в сыворотке крови, для чего у больных периодически берут кровь на анализ. Побочные действия и осложнения обычно появляются при передозировке препарата или при наличии тяжелых соматических заболеваний (болезни почек, сердца и кровеносных сосудов, тиреотоксикоз, нарушения обмена). Наиболее часто встречаются мелкий тремор рук, мышечная слабость, усталость, тошнота, которые легко устраняются путем снижения дозировки препарата.

      Инсулино-шоковая терапия. В основе этого метода лежит неспецифическое стрессорное влияние на организм, повышающее его защитные силы. Другими словами, в результате шоковой терапии адаптационные возможности повышаются настолько, что организм сам борется с заболеванием. Лечение состоит в ежедневном введении нарастающих доз инсулина до появления сначала симптомов гипогликемии (снижения содержания сахара в крови), а затем — коматозного состояния (полного выключения сознания). Из комы выводят путем внутривенного введения глюкозы, а также приема сахарного сиропа внутрь. Курс лечения обычно составляет 20-30 ком. Перед проведением лечения больного тщательно обследуют. Инсулинокоматозную терапию проводят только молодым, физически здоровым лицам. Показания к применению этого метода в настоящее время ограничены. Его используют для лечения некоторых форм шизофрении.

      Электросудорожная терапия (ЭСТ). Метод заключается в искусственном вызывании судорожных припадков путем воздействия переменным электрическим током. Механизм действия электросудорожного лечения до настоящего времени недостаточно выяснен. Эффект этого метода связывают с воздействием электрического тока на подкорковые мозговые центры, а также на обменные процессы в центральной нервной системе.

      ЭСТ применяют при эндогенных (психотических) депрессиях в рамках маниакально-депрессивного психоза, шизофрении. Курс лечения — 4-10 шоков. За рубежом этот метод применяют довольно часто из-за достаточно быстрого эффекта и более низкой цены по сравнению с медикаментозным методом лечения. Отечественные психиатры используют ЭСТ довольно редко, лишь в случаях резистентных к психотропным средствам депрессий.

      Все методы биологической терапии проводятся при согласовании с больным или его родственниками, если больной в остром психозе и не дает отчета своим действиям.

      Психотерапия — комплексное психологическое воздействие врача на психику больного. Основным инструментом врача является слово. Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больного. Врач любого профиля, общаясь с больным, оказывает на него психологическое воздействие. Тем более умение беседовать с больным, чтобы проникнуть к нему в душу и завоевать доверие, необходимо врачу-психиатру.

      Целью психотерапии является устранение болезненных симптомов, изменение отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде. Основу всех психотерапевтических воздействий составляют внушение и разъяснение, предлагаемые в различных соотношениях и последовательности.

      Рациональная (разъяснительная) психотерапия — метод воздействия на больного путем логически аргументированного разъяснения. Проводится обычно в форме диалога между врачом и пациентом. Цель такого собеседования — разъяснение причин и характера заболевания, его возможных исходов, необходимости и целесообразности назначенного лечения, исправление неверных представлений пациента о своей болезни. Врач должен обладать ясностью и четкостью мышления, чтобы используя научную логически построенную аргументацию, доступным для понимания языком внушить больному надежду на выздоровление, воодушевить его, помочь преодолеть ложное понимание болезни и ее последствий. Прежде чем в чем-то убеждать больного, врач должен его терпеливо и внимательно выслушать, ибо это имеет огромное значение для установления эмоционального контакта между врачом и пациентом.

      Суггестивная терапия — внушение различных мыслей, включая неприязнь и отвращение (например, к алкоголю). Внушение принимается больным без логической переработки и критического осмысления. В момент внушения пациент воспринимает информацию пассивно, без размышлений. Влияние оказывается в основном на эмоциональную сферу. Внушение осуществляется как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна.

      Внушение в состоянии бодрствования проводится либо в индивидуальном порядке, либо коллективно. Для проведения внушения необходимы соответствующие условия: изолированное от шума затемненное помещение, удобные кресла (чтобы больной расслабился). Большое значение имеет мимика, движения, речь врача, его внешний вид.

      Самовнушение — внушение самому себе представлений, мыслей, чувств, рекомендованных врачом и направленных на устранение болезненных явлений и улучшение общего самочувствия. Реализуется самовнушение через аутогенную тренировку, которой больной обучается с помощью врачапсихотерапевта.

      Гипноз — лечебное внушение, проводимое в состоянии гипнотического сна. Перед началом лечения больному объясняют сущность метода, чтобы он не боялся, не напрягался во время сеанса. Каждый сеанс состоит из трех этапов: усыпление, собственно внушение, выход из гипноза. Число сеансов на курс лечения — 10-15. Можно проводить сеансы гипноза с группой больных. Для этого подбирают пациентов с одинаковой патологией и проблемами.

      Коллективная и групповая психотерапия — взаимное лечебное воздействие пациентов, осуществляемое под руководством врача. Другими словами, этот вид лечения предусматривает не только воздействие врача на больных, но и членов группы друг на друга. Очень важно, чтобы в группе была атмосфера взаимопонимания и доверия, откровенности, заинтересованности в достижении единой цели.

      Семейная психотерапия — лечебное воздействие, направленное на урегулирование межличностных отношений в семье больного. Используется для профилактики и лечения неврозов, реабилитации психически больных после выписки из стационара с целью создания благоприятного микроклимата в семье.

      Поведенческая психотерапия — комплекс психотерапевтических приемов, направленных на разрыв патологических условнорефлекторных связей и выработку желательных форм поведения. Например, этот метод успешно используется при лечении различных страхов (страх темноты, воды, метро). Пациент под руководством врача путем тренировки учит себя преодолевать страх, возникающий в психотравмирующей ситуации.

      Помимо вышеперечисленных методов биологического лечения и психотерапии, широко используются различные физиотерапевтические методы воздействия, включая электросон, иглорефлексотерапию, санаторно-курортное лечение, трудотерапию.

      См.также: Экспертиза психических больных
      Психические заболевания, особенно психозы, изменяют не только психическое состояние больного, но и его социальный статус. Психическая болезнь может привести к утрате трудоспособности, к беспомощности больного, невозможности обслужить себя…
      Внимание! Медицинская энциклопедия приведена на сайте исключительно для ознакомительных целей, и не является пособием для самолечения.

      • Позвонок.Ру не несет ответственности за возможные последствия от применения информации, приведенной в этом разделе. Лечение должно быть назначено врачом!
      • Все, что можно у нас приобрести Вы можете посмотреть . Пожалуйста, не звоните нам по поводу покупки товаров, которых нет в интернет-магазине.

      Как лечить

      В большинстве эпизодов лечить самостоятельно невозможно. Помощь близких и установка самого себя на стремление к норме могут помочь в какой-то степени, но без опытного психотерапевта полное восстановление остается недостижимым. Нужно помнить, что большинство психосоматических расстройств имеют очень большую рецидивность. Это означает, что контролировать состояние бывшего больного требуется постоянно. Лечение таких заболеваний подразумевает следующие:

      1. Осознание причин болезни. Важно, чтобы пациент сам понял, что он нездоров, захотел найти корень расстройства. На этом этапе главный помощник – семья и близкие.
      2. Консультации с врачом. Специалист конкретизирует расстройство, подберет методику лечения, назначит при необходимости транквилизаторы или стимуляторы.
      3. Неукоснительное следование назначений врача. В этот период также важна поддержка и контроль со стороны близких.
      4. После выздоровления нужно следить за эмоциональным фоном, любыми отклонениями от нормального состояния. Большинство расстройств могут возвращаться при совпадении условий их первого появления.

      Кто лечит

      Важно помнить, что самостоятельное лечение фактически не приносит результатов. Определить заболевание, отличить, к примеру, невроз от депрессии может только опытный врач. Еще присутствует диагностика по физиологическим признакам, так как многие болезни провоцируются либо поддерживаются органическими причинами. Психические расстройства лечат у психиатра, психотерапевта и невролога: это дает максимально точный диагноз в каждом конкретном случае.

      С бытовыми неврозами и проблемами в семье следует обращаться к психологу. Он поможет предотвратить развитие серьезных психических патологий на начальном этапе. Главная опасность обращения к таким специалистам в том, что у них нет обязательного медицинского образования, они не имеют права назначать медикаментозное лечение. Среди таких врачей большое количество шарлатанов и откровенных мошенников.

      Методы лечения

      Основных методов два (различаются по способу воздействия на пациента, но важно их соотношение в процессе лечения):

      1. Психофармакотерапия. Предполагает использование биологически активных веществ плюс физическое воздействие на пациента. Все фармсредства разбиты по группам направления действия: нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, ноотропы, стабилизаторы настроения (соли лития), инсулин-шоковое лечение. Отдельно стоит упомянуть ЭСТ (электросудорожная терапия). Ее применение почти не распространено из-за нестабильных непредсказуемых результатов.
      2. Психотерапия. Лечение душевнобольных посредством слова. Разновидностей данного метода огромное множество: от семейного общения до гипноза. Все они направлены на выявление скрытых причин психического заболевания, помощь пациенту в борьбе с ними, в редких случаях (суггестивная терапия) навязывание поведенческой модели больному, если другие методики не помогают.

      Препараты

      Самые распространенные медикаменты этого сегмента в отечественной медицине и их назначение:

      1. Нейролептики. Позволяют снизить уровень дофамина в ЦНС и имеют ярко выраженное успокаивающее действие при обострении психозов: Галоперидол, Промазин, Рисперидон, Кветиапин, Тиаприд. Используют в комбинации с Артаном или Циклодолом.
      2. Транквилизаторы. Направлены, чтобы купировать страха, тревоги, эмоционального напряжения без воздействия на механику мышления и памяти: Диазепам, Феназепам, Алпразолам, Буспирон.
      3. Антидепрессанты. Вызывают эмоциональный подъем, улучшение настроения без эйфорических состояний: Кломипрамин, Гепрал, Бупропион, Прозак.

      Все группы лекарств отпускаются только по рецепту врача или не относятся к открытой продаже. Любое использование психоактивных веществ обязательно должно быть согласовано со специалистом. Иначе, если употреблять их бесконтрольно, возможно радикальное ухудшение состояния вплоть до развития серьезных психических заболеваний (например, шизофрении). Те антидепрессанты или транквилизаторы, которые представлены в аптеках имеют заниженную дозу активного вещества, но опасны при несоблюдении инструкции.

      Лечение гипнозом

      Гипноз считается доказанным эффективным способом терапии различных психосоматических отклонений. Проблема использования его заключается в том, что лечению гипнозом расстройств предрасположен очень малый процент пациентов. Гипнотическое воздействие индивидуально для каждого конкретного человека. Большинство из людей не воспринимают его, а некоторые подвержены мгновенному трансу. К тому же среди «гипнотизеров» большое количество шарлатанов.

      Лечение гомеопатией

      Гомеопатическая медицина, наверное, самое неоднозначное явление в лечебном сообществе. Лечение психических расстройств гомеопатией вполне возможно, если сам пациент верит в средство. Для больных с нарушенным восприятием реальности, скорее будет уместна традиционная терапия. Интересный факт: зацикленность на гомеопатическом лечении и категорический отказ от традиционного, считается разновидностью расстройства психики.

      Отзывы

      Сын рос агрессивным, постоянно дрался (даже в младших классах). При этом хорошо учился. Психиатры предложили давать успокоительные, но сразу начала страдать учеба. Один психолог поссоветов отдать на боевые искусства к хорошему тренеру. Сын изменился буквально за неделю, всю агрессию оставляет на ринге, словно водой смывает. После института устроился работать. Чтобы нормально себя поставить стал выкладываться по полной, брал сверхурочные. Нехватку сна компенсировал стимуляторами: сначала – энергетики, потом – аптечные препараты. По итогу, попал в желтый дом с нервным срывом и острой печенью. Выздоровел – поменял работу. Вывод – не загоняйте себя ради высокой зарплаты. После того как диагностировали неоперабельный рак, резко сдала и начала уже готовиться к смерти. Худела под химиотерапией, почти не вставала с постели. Но семья моя оказалась настойчивой – влияли на меня, поддерживали, ухаживали, заставили посещать театры и музей, занялась вязанием для внуков. И сразу появилось желание жить. Внимание!Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента. Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Понравилась статья? Рассказать друзьям:

      Методы лечения психических заболеваний

      Методы лечения психических заболеваний применяемых в клинике зависят от индивидуальных особенностей формирования нервной системы с учетом соматического состояния.

      Методы лечения психических заболеваний

      Медикаментозная терапия

      • Психотропные препараты (транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, нормотимики, снотворные) – группа препаратов, направленных на снятие тревожности, нормализацию фона настроения, обладающих общим успокаивающим, а некоторые симулирующим или снотворным эффектом; нормализую функцию вегетативной нерсной системы; снимают психотическую симптоматику.
      • Антиконвульсанты – обладают противосудорожной активностью, убирают навязчивости, патологическое влечение, снижают выраженность тремора и тиков.
      • Ноотропы, нейропротекторы, антиоксиданты, аминокислоты, витамины, минералы – питание для мозга, используется в комплексной нейро-метаболической терапии.
      • Сосудорасширяющие препараты, болеутоляющие средства и другие — несут вспомогательную роль в комплексном лечении патологических состояний высшей нервной деятельности.

      Для лечения основного заболевания мы используем методики восстановительного лечения на фоне общеукрепляющей нейрометаболической терапии. Методы лечения психических заболеваний подбираются только в индивидуальном формате. Только таким образом можно достичь желаемого результата.

      Психотерапия

      • Эриксоновский гипноз — пациент вводится в управляемый транс, глубину и интенсивность которого контролирует сам человек. Активизируется подсознательное, которое является важнейшим ресурсом в решении поведенческих проблем и устранении симптомов нервного истощения.
      • Метод десенсибилизации — под руководством специалиста выполняется метод, постепенно снимающий остроту и степень реагирования пациента на негативный раздражитель. Происходит естественный процесс нейтрализации негативного опыта при неврозе, страхе, нервном истощении и психологических травмах.
      • Поведенческая психотерапия — в процессе консультации психотерапевта происходит моделирование навыков оптимального поведения пациента и обучение эффективному самоконтролю.
      • Транзактный анализ – анализируются деструктивные связи (транзакции) человека, его способы защищаться и уходить от проблем. Рассматриваются основные жизненные игры пациента.
      • Когнитивная психотерапия – клиент вместе с психотерапевтом находят логические ошибки в основных мыслях, жизненных принципах и постулатах в ситуации, которая вызывает у него приступы паники, страха и нервного истощения.
      • Психодинамическая психотерапия – психоаналитическая психотерапия, во время которой, за счет понимания своих ценностей, потребностей и поведения, у пациента происходит озарение (инсайт), что приводит к новому позитивному пониманию происходящих с ним событий и процессов.
      • Интегративная трансперсональная психотерапия — совмещение элементов дыхательных техник, телесноориентированной терапии, арттерапии, психосинтеза и психологических консультаций, которые приводят к изменению жизненной позиции клиента в отношении конкретных психотравмирующих ситуаций и мировоззрения в целом.
      • Гештальт-психотерапия – позволяет вернуть человеку его целостность и завершить непрожитые когда-то потребности (завершить гештальт). Достигается ясное сознание внешней и внутренней реальности, тем самым разрушается внутренний конфликт.
      • Экзистенциальная психотерапия – глубинная жизнеизменяющая терапия, которая дает возможность человеку проработать основные противоречия, понять для чего он рожден, определить основные принципы его жизни.

      Психотерапия, как метод лечения психических заболеваний, является весьма важной составляющей в терапии психического расстройства. Мы рекомендуем отнестись к этой методики с полной серьёзностью и строго выполнять все рекомендации нашего врача-психотерапевта.

      Медикаментозная терапия и психотерапия, это главные методы лечения психических заболеваний. Однако не стоит отрицать и дополнительные средства. Дополнительные средства очень часто могут значительно ускорить и закрепить процесс излечения.

      Однако не стоит забывать, что использование вспомогательных методов лечения психических заболеваний могут иметь серьёзные противопоказания и их применение может быть опасным для больного. Поэтому, перед применением этих методик следует проконсультироваться у своего лечащего врача психиатра.

      Вспомогательные методы лечения психических заболеваний

      Физиотерапия

      • МДМ-терапия (мезодиэнцефальная модуляция коры головного мозга)
      • Импульсное магнитное поле
      • Светотерапия
      • Цветотерапия
      • Парафиновые аппликации на шейно-воротниковую зону, общие теплые, хвойные, сульфидные и углекислые ванны, общий массаж или массаж шейно-воротниковой зоны, подводный душ-массаж, сульфидные ванны, хвойные ванны небольшой концентрации.
      • Аромотерапия: активирующие ароматы.

      Иглорефлексотерапия

      Воздействие акупунктурной иглой на биологически активные точки; позволяет существенно ускорить снятие болевого синдрома, мышечных спазмов и других патологических симптомов, гармонизировать вегетативную нервную систему, восстанавливает нормальное функционирование процессов высшей нервной деятельности. Гомеопатическая фармакопунктура является уникальным средством лечебного воздействия на организм при непереносимости конкретных лекарственных средств, нарушении всасывания в желудочно-кишечном тракте. В этом случае приоритет отдается «мягким» фито- и гомеопатическим средствам.

      Гирудотерапия

      Использование медицинской пиявки и препаратов из её секрета с лечебной целью. Снятие отека с головного мозга способствует уменьшению симптоматики, связанных с патологией высшей нервной системы. Широко используются и в неврологии для лечения ишемических инсультов, болевой синдром при остеохондрозе, последствий черепно-мозговых травм, мигрени и других заболеваний.

      Остеопатия

      Это система диагностических и лечебных мануальных приёмов, направленных на выявление и лечение нарушений мышечных зажимов, деятельности опорно-двигательного аппарата и функциональных суставных блокад. Психическая деятельность человека, его качество жизни, пережитые стрессы и психотравмы, пагубные привычки оказывают влияние на позвоночник человека, его осанку и особенности движения. Со временем они формируются в виде мышечных зажимов, нарушающих работу опорно-двигательного аппарата. Мануальная терапия направлена на выявление и ликвидацию этих нарушений, что косвенно приводит к нормализации высшей нервной деятельности.

      Массаж

      Классический, баночный, медовый, раскатка валиком массаж волосистой части головы и шейно-воротниковой зоны; стимуляция или релаксация, в зависимости от состояния высшей нервной системы.

      ЛФК

      Глубокое дыхание, упражнения, направленные на активизацию, занятия на тренажерах. Спортивные занятия на свежем воздухе, бег трусцой, ходьба, плавание, велосипедные прогулки в особенности дают значительный эффект.

      Гимнастика здоровья Кацудзо Ниши

      Любое малейшее нарушение в позвоночнике может отрицательно сказаться на состоянии других частей тела, а также привести к дисгармонии между физическим и психическим состоянием. Поэтому для улучшения общего здоровья организма необходимо вылечить позвоночник.

      Фитотерапия

      Боярышник, валериана, вахта, вероника, донник, душица, зверобой, земляника, иссоп, календула, крапива, ламинария, ландыш, липа, мать и мачеха, мелисса, мордовник, мята, омела, паслен черный, первоцвет, пижма, полынь обыкновенная, пустырник, ромашка, рута, солодка, сушеница топяная, толокнянка, тысячелистник, укроп, фиалка, хмель, чабрец, чистотел, шалфей, шиповник + успокоительный сбор: валериана, вахта, мята, шишки хмеля.

      Диетотерапия

      Стол N 12 (показан при функциональных заболеваниях нервной системы). Стол разнообразный. Исключаются острые приправы, лук, чеснок, огурцы, бобовые; плоды, богатые клетчаткой; шоколад, пирожные, какао, крепкие наваристые мясные супы (действующие возбуждающе на нервную систему), копчености, , алкоголь, крепкий чай, кофе. Несколько ограничивают мясо и соль. Рекомендуются блюда из печени, языка, молочные продукты и бобовые, содержащие соли фосфора.

      Люди, регулярно употребляющие в пищу рыбу, реже сталкиваются с проявлениями стресса. Цельнозерновой хлеб и макароны помогают избавиться от частых перепадов настроения. Среди продуктов, провоцирующих стрессы, выделяют алкоголь и сахар, частое употребление кофе и чая.

      Стоимость услуг в рамках комплексной лечебной программы обходятся пациенту в 2-3 раза дешевле, чем получение аналогичных услуг вне программы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *