Метро стамбула схема

Описание стамбульского метро

  • Стамбульское метро — это самый первый вид транспорта, с которым вы столкнётесь, прилетев в аэропорт Ататюрка, если, конечно, не решите заказать трансфер до отеля (см. Трансфер в Стамбуле). Второй раз ваша встреча со стамбульским метро произойдет, когда вы снова поедете в аэропорт, возвращаясь домой. И всё! Именно так случается у 99% туристов, которые приезжают в Стамбул. Это подтверждает и то, что в электричках метрополитена вне маршрута из/до аэропорта встреча с иностранцами – большая редкость.

Вход на станцию метро Аксарай.

  • Станция метро в аэропорту Ататюрка. Как вы уже успели догадаться, метро в Стамбуле проложено до самого аэропорта Ататюрка. Это очень удобно. Попасть на станцию метро можно как из самого здания аэропорта (двигайтесь из зоны прилёта по указателям), так и войти с улицы.

Полезные ссылки:

  • Путеводитель по Стамбулу
  • Экскурсии в Стамбуле — большая подборка
  • Важно! Метро до второго аэропорта Стамбула Сабиха Гёкчен пока не проложено. Добираться неудобно. Ехать надо на общественном транспорте либо заказывать трансфер. Вообще, аэропорт Сабиха Гёкчен достаточно неудобный. Однако надо отдать должное, что, как правило, туда и летят очень редко. Имейте это ввиду, когда будете выбирать аэропорт прилета (см. Авиабилеты в Стамбул).
  • Время работы стамбульского метро: с 06.00 утра до 00.00.
  • Интервалы движения поездов меняются в зависимости от загруженности. Обычный режим: 7-10 минут. В часы пик – до 5 минут ожидания.
  • Полную схему метро Стамбула можно скачать . Однако такая схема не очень ценна. Самых важных станций метро для туристов – жизненно необходимых – всего несколько. Эти станции отмечены на схеме ниже и подробно описаны в конце статьи.

Схема стамбульского метро с привязкой к скоростному трамваю, фуникулеру и ж/д туннелю Мармарай.

  • Линии метро различаются по цветам и имеют обозначения: М1, М2, М3 и т.д. Некоторые линии метро в Стамбуле имеют развилки, то есть раздваиваются, и тогда обозначаются так: М1А, М1B.
  • Оплату лучше всего производить транспортной картой (Istanbul Card) – так значительно экономнее. Стоимость и подробности читайте здесь: Транспорная карта. Карта покупается и пополняется в терминалах на станциях метро. Оплата происходит при прохождении через турникет, когда вы прикладываете карту к считывающему устройству. Можно также проходить по разовому билету, который тоже продается в терминале, но проезд будет в 1,5 раза дороже, нежели по карте. Это очень невыгодно.
  • Остановки метро (станции) разные: есть неглубокие подземные, есть наземные, отдаленно напоминающие платформы для скоростного трамвая.
  • В целом метро в Стамбуле опрятное, на некоторых станциях можно увидеть музыкантов. Чаще всего они были замечены мной на станциях, ближе к историческому центру города.

В электричке стамбульского метро.

  • Схема метро есть на каждой станции и внутри электричек. На каждой электричке в метро на световом табло написано, до какой станции она следует. В электричке диктор объявляет станции на турецком языке. Иногда то, что он говорит, непонятно, поэтому следите за тем, где вы едете, по вывескам на станциях.
  • Имейте ввиду! Некоторые ветки метро, как я уже говорил, раздваиваются, то есть имеют развилки. Обозначаются они тогда дополнительной буквой: М1А или М1B. Пользоваться такими линиями надо так: посмотрите, какая конечная остановка у нужной вам ветки, и садитесь на электричку, на которой написана эта станция. Электричка пойдет в нужном направлении. Ещё можно действовать так: доехать до развилки, выйти там и дождаться электрички в нужном направлении.
  • Метро Тюнель (Tünel). Иногда к метро в Стамбуле причисляют старинную ветку (1875 год открытия), которая называется «тюнель». На самом деле, это одна из веток фуникулёра. Особого практического значения для туристов она не имеет, так как расположена в отдалении от основных туристических маршрутов. Подробнее см. Фуникулёр в Стамбуле.

Станция линии Мармарай.

  • Метро Мармарай (Marmaray). Это тоже часть метро, но проходит оно под проливом Босфор. Глубина залегания – 60 метров от поверхности Босфора. Время в пути под проливом: 4 минуты. Для достижения основных достопримечательностей не имеет особенного значения. Однако на нём стоит прокатиться, потому что это своеобразная достопримечательность Стамбула – метро проходит под проливом Босфор и является одним из самых глубоких подводных туннелей в мире, к тому же он соединяет Европу и Азию. Самый удобный способ покататься на «подводном метро» такой. Едем на трамвае до остановки Сиркеджи (Sirkeci). Можно, впрочем, прогуляться и пешком – от собора Айя-София до Сиркеджи примерно 900 метров. Идти надо вниз вдоль трамвайной линии. Рядом с трамвайной остановкой находится знаменитый старинный железнодорожный вокзал Сиркеджи. Там же расположен вход на станцию Мармарая, которая тоже называется Сиркеджи. Спускаемся, оплачиваем проезд транспортной картой и едем под проливом Босфор до станции Ускюдар (Uskudar).

Схема линии метро Мармарай с привязкой к скоростному трамваю.

Связка метро со скоростным трамваем

Само по себе метро в Стамбуле не имело бы особого значения, если бы не было связано станциями пересадки с другими видами транспорта. Дело в том, что, например, из аэропорта Ататюрка до центра города только на одном метро добраться нельзя. Это можно сделать, только пересев на скоростной трамвай. Однако не пугайтесь – это не вызывает проблем, потому что на этом направлении метро и трамвай очень гармонично связаны. На самом деле, не все даже сразу понимают, что едут уже на другом виде транспорта.

Фактически линии скоростного трамвая — это продолжение метрополитена. Пересадка между метро и трамваем бывает двух видов.

  • Короткая пересадка – самая удобная. Вы доезжаете до нужной станции, выходите из электрички метро, по указателям следуете на линию трамвая, проходите турникет, оплачивая проход транспортной картой. И всё! Вы уже на линии трамвая. Всё организовано так, будто вы переходите с одной линии метро на другую, только при этом производите оплату за пересадку. (Кстати, оплата при пересадке происходит со скидкой!). Таким образом, например, организована пересадка на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта станция пересадки полезна нам потому, что через неё мы поедем из аэропорта Ататюрка к отелю до района Султанахмет (исторический центр города).

Указатель к станции метро в Базарном квартале Стамбула.

  • Длинная пересадка – не очень удобная, но в целом тоже несложная. Суть её заключается в том, что вы полностью выходите со станции метрополитена и оказываетесь на улице города. Теперь вам надо пройти по улице на станцию скоростного трамвая. На перрон скоростного трамвая заходите через турникет, приложив карту. Проход также будет засчитан со скидкой. Эта пересадка называется длинной, потому что по улице порой предстоит пройти достаточно далеко. Например, расстояние между станцией метро Аксарай (Aksaray) и станцией скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa) около 350 метров. Эта пересадочная связка интересна нам, если мы едем с главного автовокзала Стамбула (Otogar) к отелю до района Султанахмет (исторический центр города). Надо понимать, что на такую пересадку необходимо закладывать больше времени, когда планируете маршрут, потому что нужно не только дойти до места, но ещё и разобраться, куда именно идти.

Кстати! Метро в Стамбуле имеет связку не только со скоростным трамваем, но и с метробусом. Это что-то вроде скоростного автобуса, который движется по специальной выделенной полосе, минуя городские пробки. Однако этот вид транспорта для туристов по большому счету бесполезен, он важен для жителей города, которые добираются из спальных районов. Чаще всего вы будете пользоваться скоростным трамваем, метро и паромами.

На станции метро.

Важные маршруты на метро в Стамбуле для туристов

Большинство направлений в метро не имеет абсолютно никакого интереса для туристов, потому что они ведут в спальные районы Стамбула. Важных маршрутов всего два.

  • Аэропорт Ататюрка – Исторический центр Стамбула. Этот маршрут – самый востребованный, так туристы добираются из аэропорта имени Ататюрка (станция Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani)) до станции Султанахмет (Sultanahmet).

В аэропорту Ататюрка идем на станцию метро Ататюрк Хавалимани (Ataturk Havalimani). Это линия метро М1А. Едем до станции метро Зейтинбурну (Zeytinburnu). Выходим из вагона и совершаем пересадку на скоростной трамвай, станция которого тоже называется Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта линия трамвая Т1. Далее едем до остановки трамвая Султанахмет (Sultanahmet).

Информационное табло на станции Аксарай.

  • Автовокзал – Исторический центр Стамбула. Этот маршрут полезен, если вы приехали в Стамбул на автобусе, либо собираетесь после посещения Стамбула поехать дальше по стране, например, в Каппадокию.

На главном автовокзале города идем на станцию метро Отогар (Otogar). Это линия метро М1А. Едем до станции метро Аксарай (Aksaray). Выходим со станции метро на улицу. Далее переходим на светофоре через бульвар Adnan Menderes Vatan Blv. На другой стороне будет парк. Обойдите парк справа и выйдите на улицу Murat Paşa Sok. Идите по этой улице до пересечения с улицей Turgut Ozal Millet Cad. Как раз на пересечение этих улиц будет остановка скоростного трамвая Юсуфпаша (Yusufpaşa). Время на пересадку (если знаете, как идти) – 5 минут. Если едете первый раз, то заложите ещё минут 15 на то, чтоб «разобраться, как идти». Расстояние, которое надо пройти по улице, около 350 метров. Теперь садимся на скоростной трамвай и едем до остановки Султанахмет (Sultanahmet).

Музыканты на станции метро.

История метро Стамбула

Метро Стамбула — самый удобный и демократичный вид городского транспорта. Всевозможные проекты и планы развития подземного сообщения появлялись в стратегии развития инфраструктуры Стамбула в разное время с начала XX века: в 1912, 1936, 1951 гг. До этого существовал один вид подземного сообщения — фуникулер Тюнель (с 1875 года). По этой причине метро Стамбула считается одним из старейших в мире. Наконец, непосредственно строительство метрополитена началось только в 1992 году. Продвигалось оно исключительно медленно по той причине, что Стамбул — старинный город (изначально Византий, затем Константинополь), и по мере прокладывания подземных коммуникаций были сделаны разные ценные археологические находки.

Еще один фактор осложнял строительство: город расположен в сейсмически активной зоне. Здесь нередки землетрясения, поэтому строительство метро требовало особых технологий. Оно велось открытым образом с учетом того, чтобы будущий метрополитен выдерживал колебания почвы до 9-ти баллов по шкале Рихтера. Метро Стамбула открылось только в 2000 году и сейчас оно насчитывает 4 действующие линии, еще три проектируются.

Первая линия — это так называемое легкое метро, позволяет добраться из международного аэропорта Ататюрка в центр города. 16 сентября состоялось торжественное открытие ветки метро от Таксим до Левент. Она насчитывала всего 6 станций. Первые поезда, ходившие по этой ветке, представляли собой относительно небольшие 4-хвагонные составы фирмы Alstom. Через 9 лет эту линию продлили до Ататюрк Оно Санайи. В это же время на рельсы поставили новые поезда корейско-турецкой компании EUROTEM. В 2014 году эта линия была снова продлена (до Еникапы), а по новому метромосту через залив Золотой Рог прошла еще одна ветка. В целом эта линия стамбульского метро насчитывает 16 станций и имеет общую протяженность 23 километра.

В августе 2012 года была открыта еще одна линия метрополитена протяженностью 22 километра. Она расположена в азиатской части города и насчитывает 15 станций. Открытие этой линии особым образом выделило стамбульское метро — оно стало первым в мире, расположенным одновременно в Европе и Азии городским метро.

Еще одна, небольшая ветка всего на 4 станции проложена по берегу Босфорского пролива с европейской стороны. Но на этом власти Стамбула не ограничились. Город с каждым годом становится все более густонаселенным. Кроме того, ежегодно сюда приезжают миллионы туристов. Все это создает колоссальную нагрузку на его транспортную систему. Чтобы решить эту проблему, на 2015-2030 годы планируется открытие еще трех линий метро:

  • одна из них будет проложена на северо-востоке и будет включать 19 станций,
  • вторая — на северной линии 1 и будет состоять из 15 станций метро,
  • третья линия, которая сейчас условно называется ММ, соединит Левент и Хисарюстю.

Что собой представляет система метро в Стамбуле

Ни один приезжающий в город гость даже не сомневается, есть ли метро в Стамбуле. Это один из самых важных способов городского транспортного сообщения, и в таком большом мегаполисе, как Стамбул, он должен быть обязательно. Тем более что стамбульское метро — одно из старейших в мире. Метрополитен здесь — система скоростного транспорта, главным образом, подземного, но не только — есть и другие его разновидности. Данный вид сообщений берет на себя около 8,2 % всего пассажиропотока мегаполиса, а это составляет более 600 тысяч человек ежедневно.

Линии метро представляют собой не единую систему, а несколько разрозненных «веток». Обычно чтобы пересесть с одной ветки метрополитена на другую, нужно воспользоваться каким-нибудь промежуточным транспортом (автобусами, такси) или пройти некоторую часть пути пешком. На данный момент есть 62 дейсÑ ‚вующие станции метро. Строятся еще 23. Чтобы разобраться, как пользоваться метро в Стамбуле, важно иметь представление о его основных ветках. Вход в стамбульское метро обозначается, как и в московском, буквой М. Буква очерчена синим кругом со стрелкой красного цвета.

Станции и линии метро. Как пользоваться метрополитеном Стамбула

Первая линия — М1
Первая линия метро обозначается на карте красным цветом и называется М1. Она соединяет основные станции Havalimanı — Аксарай — Еникапы. Скоростной поезд преодолевает расстояние от одной конечной станции до другой всего за 32 минуты. Расстояние между ними — 19,5 км.

Эта ветка удобна тем, что соединяет важные пункты сообщения: аэропорты, автовокзалы и пр. Линия М1 идет от станции метро аэропорт Ататюрк до района города под названием Аксарай. По пути следования расположен и автовокзал Байрампаша. Район Аксарай для туристов представляет интерес тем, что в нем есть огромное количество отелей разной ценовой категории, а неподалеку расположен район Лалели, на котором много больших рынков, оптовых магазинов и складов. Сюда приезжают коммерсанты, заинтересованные в выгодных оптовых закупках.

На ветке есть и важная станция Zeytinburnu. Если сойти на ней и пересесть на скоростной трамвай № Т1, то можно легко добраться до центра туризма — исторического района мегаполиса, который называется Султанахмет. От нее же можно добраться до ж/д вокзала Сиркеджи и морских причалов в районе Эминёню. А от станции Аксарай рукой подать до причала Йеникапы. От него отходят паромы в Бандырму и Ялову. В 2014 году линия М1 была продлена, благодаря чему теперь с ее помощью стало легче добраться до аэропорта Сабиха Гекчен и района Таксим.

Вторая линия — М2
Вторая ветка метро немного короче первой — 16 км — и соединяет конечные станции Yenikapı и Hacıosman. Она называется М2 и обозначается на картах зеленым цветом. Время, за которое поезд проходит от одной конечной станции до другой, равно 27 минутам. Ветка М2 соединяет районы Истикляль, Таксим и Бейоглу с Аксараем и причалом Йеникапы.

Третья линия — М3
Третья ветка — соответственно, М3 — проложена по направлению Kirazlı – Olimpiyat – MetroKent. Она ведет в спальные районы города. На схеме ее можно распознать по голубому цвету. Протяженность линии М3 равна 15,9 км, а время движения от одной конечной до другой — 20 минутам.

Четвертая линия — М4
Следующая по нумерации — розовая линия М4 — соединяет станции Kartal и Kadıköy. Длина — 22,7 км, а время в пути — 30 минут. Она проложена от спальных районов мегаполиса до пристани Кадыкёй.

В Стамбуле есть также радио метро, оповещающее пассажиров обо всех новостях этого вида транспорта.

Подводное метро Мармарай
Еще одна разновидность стамбульского метро — Мармарай (название происходит от словосочетаний «Мраморное море» и «рельсы»). Это подводное метро Турции, проложенное под проливом Босфор. Проект Мармарай включает также и модернизацию веток, которые проходят вдоль МраморнÐ

¾го моря (от станции Гебзе до Халкали).

Тоннель подводного метро залегает на глубине 60 метров под поверхностью залива. Это второе по глубине залегания метро в мире (после японского Сэйкан). Сам проект подводного тоннеля Мармарай обошелся Турции в 3,5 млрд долларов, а вместе со всей инфраструктурой — все 5.

Первые пассажиры смогли прокатиться на подземном метро 29 октября 2013 года. Тоннель, пролегающий под Босфором, состоит из 11-ти сейсмоустойчивых секций. Одна такая секция имеет длину 130 метров и весит 18 тысяч тонн. Въезд в подводное метро на азиатской стороне пролива находится в Айрылыкчешме, на европейском берегу — в Казлычешме. Первые 2 недели стамбульцы и гости города могли пользоваться подводным тоннелем бесплатно. Сейчас проезд по нему стоит столько же, сколько и на обычных ветках метро.

Сколько стоит проездной билет и как его купить

Оплатить проезд в метро в Стамбуле можно несколькими разными способами. То, сколько стоит проезд в метро, зависит от способа оплаты. Если платить жетонами, то стоимость проезда обойдется в разы дороже, чем при оплате специальной пластиковой картой.

Оплата проезда жетонами
Жетон на одну поездку на метрополитене стоит 3 турецкие лиры. Купить его можно прямо на станции в специальном автомате. Такие автоматы имеют меню на английском, немецком и турецком языках и принимают купюры по 5, 10, 20 лир. После внесения оплаты требуется нажать на кнопку, после чего автомат отсчитает необходимое количество жетонов.

Внимание: не все автоматы принимают купюры по 20 лир. Лучше платить банкнотами меньшего достоинства. Жетоны опускаются в турникет на входе на станцию.

Покупка İstanbulKart
Но если есть желание сэкономить на проезде (причем, существенно), то лучше купить пластиковую карту İstanbulKart (Истамбулкарт). Она стоит дороже жетонов, но в итоге ее стоимость окупается уже через несколько поездок на метро или другом виде транспорта. Продается карта также:

  • в особых киосках в аэропортах,
  • на железнодорожных вокзалах
  • и на станциях транспорта в районах Эминёню, Таксим, Аксарай и др.

Эти киоски можно узнать по названию İstanbulkart satiş noktasi. Залоговая стоимость Истамбулкарт:

  • в чехле — 7 лир,
  • без чехла — 6.

Если вы возвращаете карту (это можно сделать только в киосках), залоговая стоимость вам возмещается. При использовании Истамбулкарт стоимость проезда в метро в Стамбуле значительно снижается. К примеру:

  • первая поездка на метро обойдется уже не 3 лиры (жетон), а 1,95,
  • вторая будет стоить еще дешевле — всего 1,25 турецкие лиры,
  • третья — 1,
  • последующие поездки и того дешевле — по 0,75.

Как пользоваться автоматом
Купить и пополнить İstanbulKart можно как в киосках, так и в автоматах. Автоматом пользоваться просто. В купюроприемник опускаются купюры достоинством 5, 10 или 20 лир. Желательно заранее прикинуть, сколько нужно на проезд, поскольку сдачу автомат не выдает — все, что поступило в купюроприемник, окажется на счету карты. Меню автоматов на трех языках: английском, немецком и турецком. Чтобы узнать баланс карты, необходимо положить ее в специальное окошечко и оплатить операцию. На экране автомата высветится баланс данной карты, и вы сразу же сможете пополнить счет.

Истамбулкарт не имеет срока пригодности: купленной в прошлом году картой вполне можно рассчитаться и в этом году, и в следующем. Карта прикладывается магнитной стороной к специальному аппарату в автобусе или турникету в метро, который считывает с нее все данные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *