Михайловский замок Петербург

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Майя_Пешкова Михайловский замок
На набережной реки Фонтанки стоит величественный дворец, причудливый силуэт которого заставляет вспомнить постройки Средневековой Европы. Это Михайловский замок — «крепость» царя Павла I, которого часто, особенно в последнее время, называют русским Гамлетом. Стены русского дворца, не открывшие и доныне всех своих тайн, видели события не менее мрачные, чем Эльсинор — замок принца Датского.


Миха́йловский за́мок, Инженерный замок — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII—XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена, называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского)
Строительство

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781—1782 годов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца.

Указ о строительстве замка — многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, созданного архитектором Растрелли, где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича.

Федор Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки
Замок был построен в 1797—1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) 1797 года. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I, желав. Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

В.И.Баженов

Винсенто Бренна
Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него. В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси. Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников, а еще на стадии создания проекта Павел привлекал А.-Ф.-Г.Виолье.

Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди — мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца — наборный паркет.


По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно


8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. После убийства императора, через 40 дней после новоселья, Михайловский замок был покинут Романовыми и на два десятилетия пришел в запустение. Когда Александру I понадобилось серебро для роскошного сервиза — свадебного подарка сестре Анне Павловне, королеве Нидерландов, на переплавку пошли серебряные врата из дворцовой церкви. Николай I приказал архитекторам «добывать» во дворце мрамор для постройки Нового Эрмитажа.

Военный инженерно-технический университет
В 1823 году замок заняло Главное инженерное училище (сейчас ставшее Военный инженерно-технический университет) от которого пошло его второе название. С февраля 1823 года замок официально носит название «Инженерный». В 1820 году Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка. Подъемные мосты были убраны, а каналы засыпаны. В последующие годы замок постепенно терял первозданный облик. В 1829—1835 годы была произведена перестройка и перепланировка интерьеров для нужд инженерного училища (архитектор А. Я. Андреев). В 1893—1894 годах замок перестраивался архитектором Н. Л. Шевяковым.

Военный парад у Михайловского замка.А.Бенуа

Лебяжий канал.А.Болотов

Ф. Алексеев. Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля. 1800
Во время Великой Отечественной войны (1941—1945гг) в Михайловском замке располагался госпиталь. В советское время в замке располагались различные учреждения: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах — грубо закрашены.


В 1991 году треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею, в 1995 году музею подарен весь замок. 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста — часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.
Наталья Ромианова,Л.Караваджо

Рокотов — Портрет Екатерины II

Бруни_-_Мадонна Альба

Ваза с композицией Дафнис и Хлоя В залах замка открыты постоянные экспозиции — «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры».

Вид с Мойки
В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью.
Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями».

Генеральный план, рисунок В.Бренна
Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.
В комплекс сооружений замка входили:

Дворец

Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)

Вид на Михайловский замок и восстановленный Трёхчастный мост

Трёхчастный мост. Центральный пролёт
Трёхчастный мост
Горнверк, на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)

Кленовая улица
Два павильона Кордегардий Михайловского замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века. Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма. «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I».

Ваза с композицией пейзаж со стадом
«Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним».
Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) — Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней (легенду о ней см. ниже). «Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже».

Венецианов — Оплакивание Христа
«Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду, разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера, поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком» Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры.

«Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные». В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.


Историки искусства отмечают успех архитектора, сумевшего справиться со сложной задачей
Фасады замка


Западный фасад с выступающей апсидой церкви

Южный (главный) фасад (со стороны площади Коннетабля)

Восточный фасад

Северный фасад (вид со стороны Летнего сада)

Помещения дворца

Общий Столовый зал
входил в анфиладу парадных покоев императрицы Марии Федоровны. Его отделка была осуществлена по проекту архитектора Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. с использованием 2 люстр на пятьдесят свечей, исполненные по рисункам Дж. Кварнеги и предназначавшиеся первоначально для Георгиевского зала Зимнего дворца и двух каминов из сибирского порфира. В середине XIX века Общий Столовый Зал разделен на три самостоятельных помещения, в которых располагались классы Главного Инженерного училища. В процессе проведения реставрационных работ 2002—2003 годов восстановлен первоначальный объем этого зала.
Тронная императрицы Марии Федоровны

была исполнена по проекту Винченцо Бренны в 1799—1801 гг. Стены помещения, в котором стоял трон, были затянуты малиновым бархатом. В центре потолка в окружении частично вызолоченной и раскрашенной лепки помещался плафон «Суд Париса» работы художника Я. Меттенлейтера, в аллегорической форме прославлявший красоту хозяйки замка. В 1859 году по проекту К. А. Ухтомского в восточной стене зала (возле которой прежде размещался трон), была устроена полуциркульная арка, объединившая бывшие тронная и Предтронная комнаты императрицы, в которых устроили Модельный зал Главного Инженерного училища. Реставрация Тронной Марии Федоровны произведена в 2002—2003 гг.


Всего в Михайловском замке тронных зал было пять: две — самого государя-императора, потом государыни, великого князя и наследника Александра Павловича и его брата Константина, имевшего титул цесаревича.
Георгиевский зал


примыкал к Круглому Тронному залу императора и служил кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена. Зал был неоднократно перестроен в XIX—XX веках, при этом первоначальный вид зала был утерян. Наиболее существенные изменения произошли в 1843 году. в 1953-1954 годах в зале проводились реставрационные работы, был частично реконструирован его первоначальный облик, при этом воссоздав многие элементы исторического убранства. В 2007 году строители полностью реконструировали чердачное перекрытие. Работы, проведенные в рамках проекта «Экономическое развитие Санкт-Петербурга», финансировались Министерством культуры при участии Международного банка реконструкции и развития
Мраморная галерея — помещение, предназначавшееся для торжественного собрания кавалеров мальтийского Ордена.



40 дней замка при Павле I



Павел на портрете работы С. Щукина
Павел одна из самых неоднозначных, странных и загадочных фигур русской истории. И его дом, его замок очень похож на него, жизнь обоих окутана легендами и мифами, содержание которых напоминает готический роман или мистический триллер.

Петербургский замок Павла I построен на месте Летнего дворца Елизаветы Петровны, созданного ее любимым архитектором Растрелли. Именно в нем в 1754 году и родился будущий император. Спустя сорок семь лет он будет убит на этом же месте, уже в новом дворце.

В XVIII веке Михайловский замок куда больше походил на своих средневековых предков, которыми грезил царь. Со всех сторон дворец, на короткое время отнявший право называться «главной императорской резиденцией» у знаменитого и великолепного Зимнего Дворца, был окружен водой. С севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский отделяли замок от остального города. Через этот «ров» во дворец можно было попасть по трем подъемным мостам, охранявшимися часовыми и даже пушками. Но видимая неприступность Михайловского замка не спасла его первого хозяина. 1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец, а уже в ночь с 11 на 12 марта император был убит.

Убийство императора Павла I, гравюра из французской исторической книги, 1880-е годы
Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Рассказывают, что для подкрепления веры в необходимость подобного решения был пущен слух о том, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю — дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя — Михайловский

Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советчик Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом об добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын военный историк — Михайловский-Данилевский, Александр Иванович.


Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло свое отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры


Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота»,»повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам».На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Парадная лестница

Последний концерт в Общем Столовом зале состоялся 10 марта 1801 года, на нем, в частности, выступала мадам Шевалье (которой однажды удалось задеть сердце императора тем, что она пела в платье цвета стен Михайловского замка). А в ночь с 11 на 12 марта 1801 года, Павел был убит в собственной спальне. После смерти Павла царская семья вернулась в Зимний дворец, замок потерял значение парадной резиденции, перешел в ведение Министерства Императорского двора и постепенно пришел в запустение.

Существуют легенды, связанные с убийством Павла в замке: рассказывает, что за несколько месяцев до смерти императора появилась в Петербурге юродивая (по некоторым версиям — Ксения Петербургская), которая предрекла, что жить ему столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца.

«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» сорок семь символов. Сорок седьмой год шел Павлу, когда он был убит. В 1901 году в очерках, изданных к 200-летнему юбилею Петербурга, В. М. Суходрев упоминает об этом тексте как о существующем, то же повторяет В. Я. Курбатов в 1913 году. В дальнейшем о надписи больше не упоминают, она исчезла, оставив черные точки на поле фриза над Воскресенскими воротами замка (места крепления букв).В настоящее время при последней реконструкции надпись восстановлена.


Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной). По другой — это был традиционный цвет мальтийского ордена Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасились в тот же цвет.


Анна Лопухина (Гагарина) — фаворитка императора
По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца.




Роспись потолков. Галереи Рафаэля

Позолоченная лепнина


Лепной декор стен


Позолоченный кесонный потолок

Классическая роспись потолка под ренессанс
Лепнина и кессоны с позолотой

Геральдика на потолке
Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке.

Возможен бесплатный вход без очереди для туристов, купивших «Карту гостя Санкт-Петербурга».
Памятники

Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам.

Памятник Петру I перед главным фасадом замка

Памятник Павлу I во дворе замка

В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук», отлитый в 1745—1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли, сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым. На нём укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским, И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского. В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.


Михайловский замок — воплощение романтической средневековой фантазия эксцентричного царя, после случившегося в его стенах убийства, был обречен на печальную известность…

Ныне в Михайловском замке расположен филиал Русского музея. Постепенно восстанавливаются интерьеры и внешний облик дворца, даже появился небольшой ров у его стен. Подробнее о судьбе императора Павла и его семье Вы можете узнать ознакомившись с экпозицией «История замка и его обитателей».

Посещение Михайловского замка может стать для каждого занимательным и волнующим приключением. Просто позвольте фантазии оживить легенды самого таинственного дворца Петербурга для вас.


Литература

Михайловский замок Василия Баженова. — Санкт-Петербургская панорама. — 1992. — С. 28-30.
Послереволюционная литература
Памятники архитектуры Ленинграда. — 4-е изд. — Л.: Стройиздат, 1976. — С. 138—143
. Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184
. Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы. — Л.: 1928. — С. 210—212
. Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // Архитектура и строительство Ленинграда. — 1946. — В. июнь. — С. 25-29
Фото интерьеров-http://www.flatproject.ru . Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева. — 1983.. — № 8.. — С. 180—184
Архитектура и интерьер

Инженерный замок (Санкт-Петербург): фото и отзывы

Вот так романтично, пожалуй, больше никто не строил замок! Только представьте: покрасить сооружение цветом перчатки любимой женщины! Уровень романтики зашкаливает! А кто же этот герой супер-любовник? Павел Первый! А что же это за здание? Михайловский замок. Пора отправляться в Санкт-Петербург.

Достопримечательность еще носит название Инженерный замок! Построено сооружение было в 18-19 веках как императорский дворец! Павел Первый принимал активное участие в строительстве: первые эскизы, да и сам замысел! Знающие люди утверждают, что именно Михайловский замок стал жирной точкой (но, безусловно, прекрасной) в истории городского зодчества 18 века!
Расположился дворец в самом центре северной столицы – улица Садовая под номером два. Некогда на этом месте стоял летний дворец Елизаветы – был выполнен из дерева самим Растрелли! Но зачем ворошить прошлое – есть у нас Михайловский замок теперь, да и ладно!
Работа над реализацией плана началась еще в 1784 году. Сложность была лишь в том, что проект был не один – император черпал вдохновения из своих путешествий, а потом приезжал и в порыве страсти ваял новые эскизы зданий! В итоге голова шла кругом – 13 проектов, а выбрать надо только один!
На счастье, пришёл Василий Иванович Баженов, который соединил воедино все предпочтения Павла и нарисовал проект современного дворца. Воплощал в жизнь план архитектор по имени Винченцо Бренна. Некоторые говорят, что и здание придумал тоже он, но это мнение ошибочно! Запомним раз и навсегда: придумал Баженов, строил Бренна!
Павлу Петровичу не терпелось – он постоянно подгонял строительство, приказывал чтобы работы велись даже ночью! Число рабочих перевалило за цифру в 6 тысяч!
Кстати, а почему именно Михайловский? Причина кроется в находящемся в замке храме Михаилу Архангелу. Считается, что этот святой был покровителем дома Романовых. Второе название произошло из-за расположившегося в здании в начале 19 века Главного инженерного училища.
Замок освятили в день Михаила Архангела в 1800 году. Все работы полностью были закончены спустя год! Счастье Павла было недолгим – через всего лишь 40 дней после новоселья императора убили. Семья Романовых сразу же покинула дворец. Постепенно сооружение разграбили. Например, из дворца вывезли весь мрамор для Нового Эрмитажа, а серебряные ворота переплавили на сервиз – в подарок на свадьбу Анне Петровне.
Затем в стенах сооружения разместилось упомянутое выше училище. Пришлось делать некоторую перепланировку – так постепенно от роскоши замка ничего не осталось.
Лишь в последнее десятилетие 20 века люди стали задумываться, о том, что здание пора восстанавливать! Сооружение передали во владение Государственному Русскому музею. Интерьер и внешний вид замка полностью отреставрировали. В залах, по которым некогда гулял вдохновленный Павел, разместили коллекции музея. Например, «Античные сюжеты в русском искусстве».

Илья Винницкий в своей книге «Нечто о привидениях» в главе » Об одном нехорошем доме и его обитателях» пишет о том, что впервые рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке» вышел под заглавием «Последнее привидение Инженерного замка» В основе произведения – воспоминания бывшего инженерного капитана И.С. Запорожского, услышанные Лесковым в июле 1881г. Место действия – Михайловский замок («дом с привидениями») в готическом духе. Время действия – осенью 1859 или 1860 г.г. Обитатели замка – кадеты. В центре произведения – история о кощунственной шутке, учиненной старшим кадетом у гроба ненавистного ему начальника училища и о последующей расплате.

ГЛАВНАЯ ИДЕЯ – сверхъестественные явления, возникающие по ходу действия, объясняются самым естественным путем. Финальная трогательная сцена решила судьбу произведения.

Также Винницким отмечаются 2 коренных принципа поэтики Лескова: метод мифотворчества и «принцип многократной зашифрованности, разнопланового кодированного текста». В рассказе поднимает 3 темы :

  • «готическая» тема Замка (включение в повествование богатых исторических ассоциаций и мотива родовой вины);
  • тема Детей (важнейшие мотивы «опасных шалостей»);
  • тема Привидений (которых, разумеется, нет, но которые до поры до времени имеют большую власть над фантазией обитателей замка).

Тема привидений на тот период (1860-е – вторая половина 70-х) была самой модной. В обществе возникают 2 направления: мистицизм (религиозно идеалистическое воззрение, основанное на мистике; учение о том, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно экстатическим способом) и спиритизм (верование в возможность необычайных проявлений духов в мире физическом).

Между представителями этих веяний идут постоянные споры. Д.И. Менделеев является разоблачителем спиритизма вплоть до 80-х г.г. Дискуссия происходит как диалог двух глухих: благородная цель, поставленная перед сотрудниками комиссии Менделеевым, в результате оказалась недостижимой: непереубежденные спириты ещё больше утвердились в своих верованиях, духи продолжали занимать умы, публика разочаровалась в невозможности науки доказать или опровергнуть что-нибудь. 80-е – продолжение споров о привидениях. Появляется спиритический журнал «Ребус», где происходит высмеивание Менделева как борца со спиритизмом. Журнал выступает как пропаганда спиритического учения (печать выдержек из трудов ученых-спиритистов о галлюцинациях, передаче мыслей на расстояние, гипнотизме и пр.). Таким был «спиритический контекст» рассказа о привидении в Инженерном замке.

В третьей главе («О том, как изгнать привидения из замка, если их там нет») Илья Винницкий пишет о том, что Лесков был сильно взволнован «вопросом о духах» будучи мистиком и страдающим галлюцинациями. В одной из заметок он писал: «Не будучи спиртом и всемерно желая, чтобы к исследованию странных явлений этого рода были приложены самые точные практические приемы, я считаю долгом сказать о том, чему был свидетелей». В качестве участника спиритического сеанса Лесков вынужден был признать, что не смог найти «странным явлениям этого рода» удовлетворительного «физического» объяснения. Тем не менее рассказ о привидении в Ин. Замке начинается с явной иронии деятельности спиристов. История, рассказанная Николаем Сергеевичем, подтверждает его мнение о «неосновательности гипотезы о духах», с которой боролась комиссия: призраков в замке нет, в них верят только дети, «малыши», напуганные старшими кадетами; «серый человек», которого так боялись, обернулся несчастной вдовой генерала => страшный сон рассеялся. Сам Лесков в предыстории к одному из своих «святочных рассказов» писал о том, что произведения такого жанра требуют «какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка».

По словам одной исследовательницы творчества Лескова, «Лесков особенно настойчиво стремился к разоблачению чудесного и мистического, давая подобным явлениям реалистические объяснения». Другое более точное разъяснение самого Лескова выглядит следующим образом: писателя интересует не фантастика, а то, как фантастическое, суеверное, «трансцендентное чувство» возникает в «каждом отдельном человеке» и в «определенном социуме». Другими словами, рассказ Лескова — это некое социологическое исследование страхов и галлюцинаций. Суеверия, по Лескову, опасны тем, что искажают окружающую человека действительность. Но бороться с суевериями нереально – привидения существуют для тех, кто их видит. И тут никакие доводы помочь разубедить не смогут.

Исследовательница «спиритических» интересов Лескова Morgues заметила, что подобно «кадетскому» серое привидение мучило воображение писателя весной 1883 год (сказалось нервозное состояние писателя). При этом скоро, по словам Лескова, «наступило облегчение, сник серый призрак, возвратилась способность спокойнее всё воспринимать». Как очистить замок от привидений, которых в нем нет?

Хотя «нечистой силы» в рассказе Лескова на самом деле нет, всё же что-то сверхъестественное присутствует в нем (события разворачиваются нелогично – суеверные дети быстро «излечиваются» от суеверия). То, что случилось в стенах замка в 1859 или 1860, имеет для души кадетов и для истории таинственного дворца провиденциальное значение. Агент трансцендентной силы – серый человек, о котором поведал кадетам священник, «батя». Слова священника можно, конечно, принять за аллегорию, но слишком конкретно описан «призрак»: время появления, человеческая форма, таинственный цвет и т.д. (что сильно подействовало на воображение ребенка). Но это не означает, что «батя» — суеверный: его серый человек – воплощение моральной категории, сила, способная действовать тайно, но осмысленно и справедливо. Он мистик.

Однако суеверные кадеты не поняли этих таинственных намеков: для них серый человек – такое же жуткое и непредсказуемое привидение, как и все другие страшилища. Понятно, что то серое привидение, появившееся у грома Ламновского, сразу воспринято как грозный «серый человек». Ни то, ни другое объяснение не верно: «привидение» оказалось реальным человеком (вдовой покойного). В героях, как и предсказал священник, просыпается совесть: им становится стыдно слышать, если кто-то радуется чьей бы то ни было смерти.

В конце произведения привидение исчезает=> серый человек наказал и помиловал?

Также Винницкий выдвигает предположение, что образ серого гостя был заимствован «батей» в своем рассказе у Штиллинга (Угроза Богданович Световостоков). В оригинале он — вечный странник. Именно серому человеку Юнг-Штиллинг доверил изложение собственной теории духоведения. В центре этой теории – идея об «узилище мертвых» Гадесе (души праведников -в рай, души грешников – в ад, те, кто делал и хорошие, и плохие дела, томился в местечке под названием Гедес). Последние могут посещать наш мир и открываться могут «только иному и только тогда, когда в состоянии бывают набрать себе грубую видимую покрышку из паров». Увидеть могут те, у кого «особое чувство в душе» (люди с болезненным отклонением). Серый человек учил, что есть принципиальная разница между мистицизмом и суеверием (Суеверие – это не вера видениям, а присвоение им таких сил, которые они не имеют и которые мы применяем для самосовершенствования). По Штиллингу, нужно верить серому человеку, а не привидению: он — посланник небес и никогда не ошибается.

Скорее всего, прототип священника из лесковского рассказа вынес из александровской эпохи.

В 60-70-е гг возвращение интереса к мистицизму. Видно, обращение к штиллинговскому персонажу соотетсвует целиком и полностью «вкусу и духу» эпохи. Есть все основания утверждать, что образ штиллинговского серого проповедника её в 70-е гг привлек пристальное внимание Лескова и воплотился в одном из его самых загадочных рассказов.

Проделав небольшое исследование и подводя итоги, мы можем сказать о том, что упоминание о сером человеке у Лескова – возникновение нового символико-мистического уровня. Пророчество священника сбывается: шалуны наказаны. Хотя ужасное привидение оказалось вдовой, не может ли серый человек скинуться ею, дабы очистить грешные души шалунов и одновременно избавить от страха? Таким образом, изображение вдовы генерала Ламновского как серого привидения, может быть осмыслено как соединение штиллинговского образов серого человека-совести и вдовы Сердцеправы, олицетворяющей любовь к ближнему. События происходят чудесным образом, избавление замка от привидения придает ещё большую необыкновенность происходящему. Действие рассказа как бы переносится из земного в духовный план: серый человек действительно рядом, он воплощает совесть, ещё не известную проказливым ребятам. Избавление детских душ от парализующего страха прочно связывается автором с очищением/пробуждением души (Мы всегда помнили нашу непростительную шалость и благославляющую руку последнего привидения Инженерного замка, которое одно имело простить нас по святому праву любви. С этих же пор прекратились в корпусе и страхи, и привидения. То, которое мы видели, было последним).

Самое главное – не только дети избавляются от страха в финале рассказа, но и сам мрачный Инженерный замок. Место, которое имеет дурную репутацию, лишается своих привидений. Здесь прослеживается мотив избавления от старого проклятия (традиционный финал готического романа). Только понятого не «суеверно», а «духовно-мистически».

Михайловский или Инженерный замок Санкт-Петербурга.
Это не только исторический и архитектурный памятник. Это мистический замок-дворец императора Павла I, ставший предсказателем его смерти. Вокруг него вьются легенды и предания прошлых веков и даже сейчас в замке все еще много мистического и необъяснимого.

В некоторых исторических источниках утверждается, что название связано с явлением архангела Михаила или его посланника караульному солдату на месте, где впоследствии был возведён замок (возможно в память об этом у моста стоит маленький солдатик в нише). Именно так ранее объяснялось решение государя, сразу же после начала строительства называть замок «Михайловским».

Дворец строили аврально… Павел спешил, отнимая строительные и отделочные материалы у других объектов. И вот вам первая легенда. В фундамент были заложены не только монеты (как положено на удачу). Павел лично заложил еще и памятные кирпичи из яшмы.

О строительстве замка-дворца и его истории в павловские времена и после него у меня есть отдельный пост…
Михайловский замок. История и трагическая судьба

8 (21) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящён, но работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года. Убийство императора состоялось через 40 дней после новоселья…

В нише у моста стоят на посту и днем и ночью стойкие оловянные солдатики. Даже тень видна императора.

Некоторые считают, что это подпоручик Киже, этакий поручик Ржевский времен Павла I. Он принесет удачу, если вы попадете в его голову монеткой. Тогда он ругнется…
Слушайте внимательно, то место куда он Вас пошлет и есть для вас земля обетованная… (шутка).
Подпоручик не единственный мистический страж Михайловского замка.
Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по темным коридорам.
Это уже не шутка. Его силуэт видели сразу после его смерти, затем в годы революционных перемен. Даже в пору советского антирелигиозного махрового атеизма, призрак регулярно заставлял стучать зубами от страха.
Дух убитого императора пугает и религиозных людей и атеистов. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом… даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете – старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни…
Существует поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих… а душу 48-го, забирает с собой… впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И душу он может забрать только если на небе яркая Луна.
Внимание! Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно при встрече опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет… в противном случае, возможны неприятности.

Шалит и портрет императора… кому интересно, смотрите видео в посте под ссылкой ниже.
Кроме того, согласно легенд в подземельях Михайловского замка спрятан ларец с великими христианскими реликвиями Мальтийского ордена, включая «Грааль». Это легенда основана не на пустом месте! Я о ней уже подробно писал, поэтому не буду повторяться.
Легенда о Михайловском замке…
Во время Великой Отечественной войны, руководству города от военных поступили сведения от погибшего монаха о потайном помещении под подвалами замка где находится серебряный ларец с христианскими реликвиями и неким мистическим предметом, позволявшим перемещаться во времени и заглядывать в грядущее.

После войны во дворце работала комиссия по аномальным явлениям. Являлось ли причиной желание найти ларец или частые жалобы на привидения, выяснить уже невозможно. Но комиссия состоявшая из советских ученых-атеистов насчитала в замке более 17 необъяснимых фактов и ночных необъяснимых свечений (приведений). Материалы были засекречены — пугать религиозное население и веселить коммунистов никто не собирался.

В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Удивительно, но при проведении ремонта в нем был найден старинный плафон (огромная картина на потолок) с главного зала Екатерининского дворца. Ранее плафон считался утерянным. Сейчас он на своем историческом месте. Плафон был свернут в громадный рулон, который тихо лежал у углу заваленный разным старинным хламом. А ведь там проходили инвентаризации весь советский период! Писал об этом подробный пост на Майле, со временем перенесу.

Из светских легенд — якобы цвет стен был выбран таким в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной).
Но пора перейти к главное легенде и к трагедии замка — убийству Павла I

Жестокое убийство императора Павла I в Михайловском замке породило множество легенд. По свидетельствам, за несколько дней до убийства к Павлу являлся дух Петра I, который предупреждал своего внука о грозящей ему опасности. Говорили и о том, что в день самого убийства Павел увидел в одном из зеркал отражение самого себя со сломанной шеей.
В день гибели Павел был весел. Но за завтраком вдруг погрустнел, затем резко встал и произнес «Чему быть, того не миновать!»
Некоторые исследователи считают, что Павел знал о скорой гибели и пытался ее избежать во дворце. Есть легенда, что иеросхимонах Авель назвал Павлу примерную дату его смерти. Павел верил предсказателям и именно этому старцу, потому что он точно предсказал дату смерти его матери – Екатерины Великой. Якобы Павел спросил его о своей смерти и услышал в ответ — «Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем».
Надпись эта была измененным текстом псалма Давида (Пс. 92:6):
“ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ”

Эту надпись с медными буквами, по распоряжению Павла строители привезли от Исаакиевской церкви, а для Исаакия его «сперли» у Воскресенского Новодевичьего монастыря.
Возможно святостью теста Павел хотел снять с себя «проклятье» предсказания. А возможно просто отдал себя в руки Бога.
В надписи 47 букв, и Павел I был убит именно на 47 году жизни.
Когда заговорщики пришли убивать Павла он мог воспользоваться тайных ходом, который был в его спальне. Времени для этого было достаточно. Но почему-то Павел не захотел… о том что он прятался от заговорщиков в камине, вполне возможно, выдумки убийц.
Из Михайловского замка был прорыт подземных ход в Воронцовский дворец. 3,5 км! Это был по тем временам самый длинный подземный ход в России, а возможно и в мире. Некоторые историки считают что именно по нему заговорщики и вошли во дворец.
Вот план помещений замка. Как было совершено убийство писать не буду, Гуггл об этом расскажет не хуже меня.

Добиться от него отречения от престола заговорщикам не получилось и…
Как известно, император скончался от апокалипсического удара… табакеркой по голове (черный юмор тех времен).
Не все знают, что Павел (впервые для России) вместо изображения своего профиля приказал чеканить на серебряном рубле надпись:
«НЕ НАМ, НЕ НАМ, А ИМЯНИ ТВОЕМУ.»
К религии император относился всерьез.

Исследователи вообще считают цифру 4 магической для Павла. Общий срок царствования Павла — 4 года, 4 месяца и 4 дня. Михайловский замок (его главное и любимое детище) строился 4 года. И лишь 40 дней императору удалось в нем прожить.

Гравюра Утвайта по рисунку Филиппото.
Павел пытался сделать замок неприступным. Возможно он предвидел будущие потрясения (по некоторым сведениям ему предсказали будущее всех Романовых) и Павел хотел защитить потомков, построить для них защищенный дом-крепость. Которую бы охраняли и солдаты и пушки и сам Господь Бог.

Со всех сторон дворец был окружен водой — с севера и востока реками Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналами Церковный и Вознесенский. Во дворец можно было попасть только по трем подъемным мостам, очень жестко охранявшимся. Кроме штыков, Павла защищали и орудия и потайные ходы и многочисленные тайные комнаты замка.

Но все это Павлу это не помогло. Пророчество старца сбылось… а его замок, вместо защитника самодержавия в России, превратился в мистическое «грязное» место — никто более не отважился доверить замку свою жизнь, ведь он не смог защитить даже своего создателя, императора Павла.
Так случилось, что Павел I умер на том же месте, где и родился. Здание Михайловского замка он возвел на месте деревянного Летнего дворца, где 1 октября (20 сентября) 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила его на свет…

Образ призрака активно использовался старшими кадетами Николаевского Инженерного училища, обосновавшемся в Михайловском замке, для запугивания младших.
Известность призраку Павла принёс рассказ Н.С. Лескова «Привидение в Инженерном замке».

В советское время были жалобы на хлопанье дверей, шаги, непроизвольно открывающие окна в замке в ночное время (что вело к срабатыванию сигнализации). В 1980-е годы сотрудники Комиссии по аномальным явлениям при Русском Географическом Обществе Российской Академии Наук провели ограниченное и неофициальное исследование предполагаемой аномальной активности в здании (что просто удивительно для того времени).
Исследование заключалось в подробном опросе сотрудников, съёмке помещений на плёночный фотоаппарат, измерении магнитного поля и даже исследование помещений местом «рамки» или «лозоходством». Выводы исследования держатся в секрете.

Перед главным входом Петр I на любимом коне с женским именем Лизетта. «Прадеду правнук», гласит надпись на памятнике. Одно копыто коня похоже на женскую тножку и есть интересная легенда по этому поводу. Фото ножки и подробности под ссылкой ниже.
Памятник Петру у Михайловского замка

Они уже давно встретились — прадед с правнуком… уверен им было о чем рассказать друг другу. Будь жив Павел, история России точно сложилась бы по другому. И не факт что была бы менее великой, Павел готовился в союзе с Наполеоном взять Индию. По крайней мере, войны с Наполеоном уж точно удалось бы избежать, но явно пришлось бы вместе с Наполеоном воевать с Англией и захватывать Индию. Даже не знаю что лучше.
Некоторые фото и инфа (С) Википедия и др. интернет
Михайловский замок. История и трагическая судьба
История строительства замка и его фасады
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Внутренние интерьеры Михайловского замка. Второй этаж
Выставка «Сага о Романовых»

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Тронный зал.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.

Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.

Рекомендуем посмотреть на Тракайский замок.

Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

История

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице.

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» — отдел Русского музея.

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

Михайловский дворец и Михайловский замок

У многих в головах возникает путаница, когда речь заходит об одном из них. Я тоже не сразу разобралась, пока не увидела их почти одновременно. Как то получалось, что, хоть они и рядом находятся, но вот не случалось до сих пор прогуляться и запутаться окончательно, увидев эти два шедевра так не похожие друг на друга, но с похожим названием. Потом пришлось разбираться где дворец, а где замок… Потом выяснять, что не смотря на схожее название, ничего общего между ними нет.

На помощь мне пришла Екатерина – наш экскурсовод.

Уф! Теперь попробую по порядку.

Рядом со Спасом на крови раскинулся старинный Михайловский сад. Ажурные решетки его ограды сразу привлекают внимание и вызывают восхищение, как впрочем и все в Санкт-Петербурге. В тени развесистых деревьев этого уникального ландшафтного памятника спасаются от жары мамы с детьми, студенты и, конечно, туристы. Сад примыкает к Михайловскому дворцу, в котором ныне располагается Государственный Русский музей.

Строился дворец для младшего брата императоров Александра Первого и Николая Первого великого князя Михаила Павловича, где тот и проживал со своей семьей. Вот откуда взялось название сада и дворца.

Михаил – последний сын императора Павла Первого. Царствовать ему не пришлось.

В 1825году Михаил с молодой женой въезжает в только что отстроенный дворец, который сразу стал украшением столицы. «Ни пером описать, ни в сказке сказать», так говорили о новом творении архитектора Карла Росси петербуржцы, восторгаясь его красотой.

Дворец был для князя и домом, и местом службы. Здесь размещалась вся княжеская семья, здесь же устраивались приемы, шумные балы…

Позже император Александр Третий задумал выкупить у родственников Михаила дворец, не желая, чтобы здание, принадлежащее Дому Романовых и государству Российскому, оказалось во владениях заграничных граждан, которые являлись наследниками князя. Это как всегда история запутанная (для меня по крайней мере. Вечно лень мне с родственными линиями разбираться подробно). Осуществил задуманное отцом император Николай Второй. Он и передал здание Государственному Русскому музею. Туда же были переданы произведения искусств из огромной коллекции отца, ранее находящиеся в Гатчинском дворце.

А вот у Михайловского Замка далеко не такая простая история.

Как я уже писала раньше, здание вызвало у меня чувство необъяснимой тревоги. Вид у него загадочный и угрюмый. Наверное, такой отпечаток наложили на него событие произошедшие здесь много лет назад.

Раньше на месте этой громады, более похожей на средневековую крепость, стоял деревянный Летний дворец императрицы Елизаветы, где родился сын Екатерины Второй будущий император Павел Первый. Позже он произнес судьбоносную фразу: «Хочу умереть там, где родился».

Павел не любил свою мать, обвиняя ее в убийстве отца. После ее смерти он не пожелал жить там, где она жила – в Зимнем дворце – и распорядился заложить для себя Михайловский замок. Сам Павел Первый принял активное участие в разработке проекта.

Замок сильно отличался от Петербургских дворцов того времени. Император повсюду видел угрозу своей жизни и его дворец должен был стать неприступной крепостью.

Так он и выглядит до сих пор. Со всех сторон Михайловский замок окружен водой. Подъемные мосты и усиленный гарнизон были призваны обеспечивать безопасность владельцу.

Михайловским замок назван в честь Архангела Михаила, которого Павел считал своим покровителем. К замку примыкает церковь Архангела Михаила.

Над воротами замка надпись «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней» Эта надпись в 47 букв тоже стала судьбоносной для императора. Одна из городских юродивых предсказала ему жить столько лет, сколько букв в надписи над воротами его замка.

Император был убит в возрасте 47 лет.

Замечательно это строение тем, что с какой стороны к нему не подойдешь, замок имеет абсолютно разный вид. Каждый раз кажется, что перед тобой новое здание.Необычен для Петербурга даже цвет здания. О выборе цвета тоже ходит легенда, что он соответствует цвету перчатки, оброненной на балу фавориткой императора Анной Лопухиной. Саксонский посланник Розенцвейг писал: «У дворца имя архангела и краски любовницы».

Въехав в замок в феврале 1801 года, Павел прожил в нем всего 40 дней. В ночь с 10 на 11 марта после приема, отправляясь в свои покои, император остановился у зеркала и вдруг произнес странную фразу: «Как забавно, я вижу себя с шеей на сторону, — и засмеявшись добавил – Чему быть, того не миновать».

Император был зверски убит заговорщиками в своей спальне. Его сумасбродное царствование вызывало массу недовольств, и отряд гвардейских офицеров, непонятно как пробравшийся в эту неприступную крепость, забили императора до смерти.

Двадцать лет после этих страшных событий никто из семейства Романовых не желал приближаться к замку. События же обрастали все новыми и новыми слухами, легендами. Говорят, что и по сей день по замку по ночам бродит призрак Павла. Тень его часто появляется по ночам в оконном проеме, наводя ужас на задержавшихся прохожих. Смельчаки же пытаются разговаривать с призраком. выкрикивая в створ ворот вопросы, на которые отвечает раскатистое эхо, если император желает общаться, и оглушительная тишина, если призрак не в настроении.

Через двадцать лет здание было передано Инженерному училищу, отсюда и его второе название Инженерный.

В настоящее время здание передано Государственному Русскому музею.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *