Содержание
Минерально-сырьевые ресурсы — важный потенциал для экономического развития страны
1. Минерально-сырьевые ресурсы — важный потенциал для экономического развития страны.
2. Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса — главный резерв превращения России в относительно недалеком будущем в ведущую экономическую державу с высоким уровнем жизни для большинства населения.
3. Анализ экономических процессов, происходящих в мире, требует всесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающих предприятий крупных финансово-промышленных корпорации межотраслевого профиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
4. Развитие добывающего комплекса должно регулироваться государством чисто рыночными методами, при этом государство должно всячески способствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающего комплекса.
5. Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающего комплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что они не могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовых поступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций в собственную перерабатывающую промышленность.
6. Из-за низкой доли труда в себестоимости добываемого сырья и относительно высокой стоимости рабочего места в добывающих отраслях сырьевые ресурсы не могут быть основой повышения жизненного уровня большинства населения страны.
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала.
Российская экономика в ХХI веке, по крайней мере, в первой его половине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальная ценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяет рассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развития страны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсного потенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран. Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной из важнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику.
Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов
Хозяйственное освоение природных ресурсов России создает реальные возможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числе иностранного капитала; за счет экспорта природных ресурсов обеспечивается значительная часть валютных поступлений.
Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:
— географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;
— преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, переработку и передел минерального сырья;
— наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;
— огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.
Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным и оцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28 трлн. дол. США, однако оценка их рентабельной части составляет лишь1,5 трлн. дол. США.
Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое место в мире, по запасам нефти — второе после Саудовской Аравии, угля — третье после США и Китая, золота — третье после ЮАР и США и т.д. Помимо непосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минерального сырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей, перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.
Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:
Обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированию прочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимые потребности как промышленности, так и сельского хозяйства.
Вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; его продукция продолжает оставаться основным источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.
Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и потенциал.
Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или же связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности.
Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное дополнение государств, в рамках единого экономического пространства, обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет оказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке.
Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее время должна стать структурная перестройка национальной экономики на основе имеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенного повышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, что необходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которые складывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляции от мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровень эффективности работы обрабатывающей промышленности, не конкурентоспособность большей части ее продукции на Мировом рынке и, как следствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятий данного сектора экономики.
Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний.
Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточным инвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простого воспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслей МСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20 лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третей основных фондов находится за чертой физического износа.
В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должен иметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромный минерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественной обрабатывающей промышленности должно производиться на основе ее всесторонней интеграции с добывающими отраслями.
Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, при всесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп — корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать с транснациональными корпорациями Запада.
Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающей промышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособных технологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы — все это заставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовые средства на внутреннем и мировом рынках капитала.
Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:
устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами их переработки;
повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающий путь развития;
дальнейшее развитие сырьевой базы;
поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение его структуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленной продукции;
развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.
Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп на базе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической, нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития — объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческими структурами.
Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономики России как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений, существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятости населения, как фактор формирования прорывных критических технологий, как фактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК и промышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России, СНГ и мирового сообщества.
Природно-ресурсная политика России.
Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, в частности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс их освоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельных собственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а для достижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.
В централизованно управляемой экономике природопользование находилось вне сферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некоторое время государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многих десятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Но сейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступает место более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающему необходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственные процессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран с развитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективного государственного вмешательства в долговременные проекты освоения природных ресурсов.
Современная стратегия рационального ресурсопотребления не может базироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это тем более относится к переходным состояниям экономического развития, а значит, и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует — даже наши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающие технологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечивает решение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивой экономической безопасности.
В России, следовательно, необходимо реализовать такой принцип рационального природопользования, как органическое сочетание рыночных механизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления и ресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержки последних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:
а) правового обеспечения,
б) финансово-кредитной поддержки,
в) инфраструктурного и информационного обеспечения,
г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.
Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации и др. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная и многоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектами исследователями выделяются аспекты технико-технологические. Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно быть поставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности.
Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок в области технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешней непродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется) многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемым технологическим укладам. При этом у нас господствует «третий (ресурсозатратный) уклад», пройденный развитыми странами уже в конце70-х годов, а «четвертый технологический уклад», связанный с переходом на ресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в ряде производств ВПК.
Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по ряду направлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимо обеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли и сферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующих отечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новые разработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладов предстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотребление предпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, в отраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. В целях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующих организационно-экономических условий. Рыночный механизм, как уже отмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемых проблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованного государственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистоты биосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Во всех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегда результативно) регулируется именно природопользование вне зависимости от существующих форм собственности на землю и ее недра, от форм хозяйствования.
Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечение рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала России с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществление принципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективное ресурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмов комплексного решения задач рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новых методов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состояния природной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров на основе цифровых геоинформационных систем.
В этой связи стратегической целью государственной политики в сфере восполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов на ближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровней воспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированное потребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные на повышение социально-экономического потенциала страны, качества жизни населения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания, усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производства и потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокая ответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитических решений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдение национальной безопасности России.
При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блока являются
завершение перехода к рациональному сочетанию административных и экономических методов государственного регулирования в области природопользования;
формирование эффективной системы органов государственного управления в сфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер их деятельности;
развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного и инвестиционного процессов в сфере природопользования;
оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестиции при воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов;
развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции в сфере природных ресурсов;
осуществление государственной поддержки научных исследований как важнейшей исходной части технологического цикла в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
создание условий для сбалансированного природопользования как основного фактора устойчивого развития страны;
обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов и субъектов Российской Федерации в сфере природопользования;
учет региональных особенностей и потребностей природопользования при совершенствовании структуры экономики России в целом.
Речь идет о противодействии монопольному поведению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающих нормы природопользования…
На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решение следующих проблем:
совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числе усиление административной и уголовной ответственности за его нарушение;
углубление и совершенствование экономического механизма природопользования;
уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентации режимов природопользования;
разработку механизма аудита в области природопользования;
расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платной основе;
создание действенного механизма финансового обеспечения программ и мероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов;
формирование критериев и требований к разграничению государственной и иных видов собственности на природные ресурсы;
создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых и иных видов естественных богатств.
В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на
завершении создания унифицированной системы нормативно-правового обеспечения;
реализации государственной политики в области природопользования;
переходе к управлению и регулированию природопользования на основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы между центром и субъектами;
развитии (реформировании) системы налогообложения в сфере природопользования с преимущественным замещением акцизов рентными платежами;
внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования;
введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов;
создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений.
В связи с этим необходимо
разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового, экономического, учетно-статистического обеспечения рационального природопользования;
завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы за пользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот;
продолжить совершенствование системы платежей за право пользования недрами, включая возможность получения недропользователями льгот за истощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащих дефицитные полезные ископаемые.
В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переход в основном к рентным платежам, повысить эффективность государственного управления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма в области отношений собственности на природные ресурсы, усилить административную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересов при привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства, углубление экономического механизма природопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации, разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природных ресурсов…
Для реализации государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередных следует предусмотреть следующие основные меры:
ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минерального сырья (марганца, хрома, урана и др.);
приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезных ископаемых;
развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления, оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа и агрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которых отсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральных удобрений;
повышение комплексности использования минерального сырья;
разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ, внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной к геологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносных регионов России;
расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мирового океана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов.
В качестве завершающего общего вывода следует отметить, что сложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выхода России из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новой основе свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства на ближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплекса страны. От уровня рациональности, продуманной ответственности и масштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющей степени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, создание материально-технической базы для производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решение продовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственной безопасности России в области продуктов питания; изменение структуры внешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира; решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющих будущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплекса страны — важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретения былой мощи на качественно новой основе.
Список литературы
Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г.
Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г.
Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г.
Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М. 1997 г.
Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г.
Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г.
Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г.
Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск. 1997 г.
Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI веков. М. 1995.
Информация о работе «Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России» Раздел: География
Количество знаков с пробелами: 34650
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0
Похожие работы
145079 3 10
… , Россия не может выйти из системного кризиса, продолжить рыночные преобразования и создать условия для формирования социально ориентированной рыночной экономики. 2.2 Проблема ускорения темпов экономического роста в России Центральной проблемой экономико-политических дискуссий 2002-2003 гг. была проблема экономического роста. В дискуссии приняли участие практически все ведущие политики и …
30012 0 2
… : труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N): Y=f(L,К,N) Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства. В экономической теории принято выделять факторы, лежащие как на …
43393 1 1
… факторов получила более глубокое и расширительное толкование. К ним обычно относят: — труд; — землю; — капитал; — предпринимательскую способность; — научно-технический прогресс. Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Например, так труд весьма производителен, если работник использует современное оборудование и материалы под руководством способного предпринимателя в …
394125 9 10
… образования не в полной мере нацелено на цели и задачи экономических реформ, и вместе с тем, в недостаточной мере предпринимаются шаги для совершенствования управления образовательным фактором экономического роста Павлодарской области. В частности, из данных, приведенных в подразделе 2 раздела 2, мы видим, что для Павлодарского региона характерна проблема снижения численности населения, и только …
ПОЛНЫЙ СПЕКТР УСЛУГ В ОБЛАСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯСОЗДАВАЯ ПУТЬ В БУДУЩЕЕ…
ОЦЕНКА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА НЕДР СУБЪЕКТА
Природные ресурсы представляют собой важное звено в системе «природа-хозяйство-население». Эффективное государственное управление природными ресурсами невозможно без достаточно полной информации о количестве, качестве и экономической ценности природных ресурсов (отдельных и в комплексе) и природных объектов в границах каждого административно-территориального образования.
Для обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды нужны не только натуральные, физические данные о количестве и качестве природных ресурсов, но и стоимостные. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов. Планомерное экономическое регулирование этих взаимных воздействий возможно только на основе стоимостных (денежных) оценок природных ресурсов, позволяющих объективно определить их роль и полезность в общественном производстве и важность для общества. В отличие от оценки в натуральных показателях, денежная оценка обладает большей гибкостью и универсальностью. Она позволяет в обобщенном виде оценивать объемы природных ресурсов, улавливать различия в их качественных характеристиках и, когда это необходимо, сопоставлять и суммировать ресурсы различных видов.
Стоимостная оценка недр субъектов необходима при решении задач, возникающих при принятии управленческих решений в части освоения, развития и воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), реализации инвестиционных проектов, выбора приоритетных направлений геологоразведочных работ и ряда других вопросов на уровне субъектов.
Минерально-сырьевой потенциал (МСП) – совокупность минеральных ресурсов, доступная для реального вовлечения в хозяйственную деятельность человека при современных технических и социально-экономических возможностях общества. МСП включает разведанные балансовые запасы полезных ископаемых и прогнозные ресурсы. Экономически оцененный МСП в административно-территориальном аспекте входит в состав национального богатства.
Вопросам методологии, методики и практики расчетов адекватной стоимостной оценки природных ресурсов, в том числе и минеральных, посвящено немало работ. При этом различаются как методические подходы, так и уровень решаемых задач – от стоимостной оценки отдельного участка недр до оценки минеральных ресурсов в составе национального богатства страны или региона.
Среди методических подходов к стоимостной оценке недр наиболее продуктивны работы специалистов Всероссийского научно-исследовательского института экономики минерального сырья и недропользования (ВИЭМС) и Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А.П.Карпинского (ВСЕГЕИ). Главное достоинство этих несколько различающихся между собой подходов в том, что при всех признаваемых их авторами недостатках и недоработках они доведены до практических расчетов на примере отдельных субъектов РФ и Российской Федерации, регионов и стран мир.
Согласно методике, разработанной специалистами ВИЭМС под МСП субъекта (потенциальной валовой ценностью запасов, учтенных Государственным балансом запасов, и прогнозных (перспективных) ресурсов) понимается стоимость остаточных балансовых запасов категории A+B+C1+C2 и прогнозных (перспективных) ресурсов категорий P1+P2+P3 (C3+Д0+Д1) всех полезных ископаемых месторождений и участков недр с учетом перевода прогнозных ресурсов в запасы условной категории C2 в ценах на дату оценки.
По методике, разработанной ВСЕГЕИ, потенциальная стоимость – это денежный эквивалент минерального сырья вне зависимости от степени его подготовки к извлечению, т.е. так, как будто все полезные ископаемые уже добыты, переработаны и складированы в виде конечного товарного продукта, готового к продаже по мировым ценам. Валовая потенциальная стоимость минеральных ресурсов в пределах рудного района, региона, субъекта РФ и страны в целом определяется их суммированием.
Изложенная методика, несмотря на относительную простоту и универсальность, имеет серьезные недостатки, в частности :
- «ценность недр» определяется на всю массу ресурсов и запасов без учета реальной и перспективной потребности в продуктах их переработки, неизбежных потерь сырья от недр до потребителя, полноты использования комплексных руд и фактора времени;
- оценка ресурсного потенциала производится косвенным путем через затраты, вложенные на ранних стадиях освоения — на геологическое изучение территории, выявление и разведку месторождений, что в принципе является ошибочным подходом, поскольку при этом не учитываются масштабы запасов, качество сырья, условия размещения и освоения объекта разработки, эффективность ГРР (рудные объекты, подготовленные для освоения с высокой экономической эффективностью, будут иметь меньшую ценность, чем равные по масштабам и качеству запасов месторождения, но разведанные с большей затратой средств);
- экспертная оценка понижающих коэффициентов весьма условна: фактические затраты на подготовку разведанных запасов важнейших видов минерального сырья составляют не 7-70 %, а первые проценты от стоимости конечной продукции, получаемой из добытой руды.
На основании изучения существующих методических подходов, предлагаемых специалистами в области стоимостной оценки недр, нами выработаны следующие принципы для оценки минерально-сырьевого потенциала недр региона.
- Оценка МСП региона проводится как с учетом административно-территориального деления региона, так и в целом по региону.
- Оценка МСП каждого региона проводится путем суммирования запасов и прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых района и затем расчета их общей стоимости. Стоимости запасов отдельных видов полезных ископаемых суммируются для определения МСП региона.
- Источником информации по запасам и прогнозным ресурсам является федеральные и региональные Государственные балансы запасов, в зависимости от принадлежности и значения сырья.
- При расчете МСП учитываются прогнозные ресурсы категории P1и P2.
- При расчетах используются среднегодовые цены, сложившиеся по состоянию на расчетную дату.
- Приведение ресурсов различных категорий к запасам категории проводится в соответствии с коэффициентами приведения, отраженными в Долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России .
Таблица 1. Коэффициенты приведения ресурсов различных категорий к запасам категории
Категория прогнозных ресурсов | Коэффициент пересчета ресурсов в категорию С2 |
P1 | 0,5 |
P2 | 0,25 |
Для оценки минерально-сырьевого потенциала региона проводится расчет следующих показателей:
- Плотность запасов минерального сырья – показатель, характеризующий наличие запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых на единицу площади. Единица измерения – тыс. т/км2. Рассчитывается как отношение суммы запасов и ресурсов (приведенных к категории C2) различных видов полезных ископаемых региона к площади региона.
- Минерально-сырьевой потенциал региона — потенциальная валовая ценность запасов, учтенных Государственным балансом запасов, и прогнозных (перспективных) ресурсов — стоимость остаточных балансовых запасов категории A+B+C1+C2 и прогнозных (перспективных) ресурсов категорий P1+P2 всех полезных ископаемых месторождений и участков недр с учетом перевода прогнозных ресурсов в запасы условной категории C2 в ценах на дату оценки. Единица измерения – тыс. долл. Рассчитывается путем умножения запасов и прогнозных ресурсов (приведенных к категории C2) по видам полезных ископаемых на цену с последующим суммированием получившихся стоимостей.
- Удельный минерально-сырьевой потенциал региона – показатель, характеризующий величину МСП, приходящуюся на единицу площади или численности населения. Единица измерения – тыс. долл./км2; тыс. долл./чел. Рассчитывается путем делении МСП региона на площадь или численность населения региона.
Для примера кратко опишем оценку МСП Ставропольского края.
Оценка минерально-сырьевого потенциала (МСП) Ставропольского края произведена по 71 месторождению углеводородного сырья (40 – нефтяных, 16 – газовых, 6 – газонефтяных, 7 – газоконденсатных, 2 – нефтегазоконденсатных месторождения); по 1 месторождению титана; по 1 месторождению циркония; по 4 месторождениям (5 участкам) стекольного сырья; по 1 месторождению борных руд; по 25 месторождениям (62 участкам) подземных минеральных вод; по 21 месторождению (80 участкам) питьевых и технических подземных вод; по 242 месторождениям и участкам общераспространенных полезных ископаемых (87 месторождениям и участкам валунно-песчано-гравийных смесей, 34 месторождениям и участкам строительных песков, 64 месторождениям и участкам кирпично-черепичного сырья, 8 месторождениям и участкам керамзитовой глины, 49 месторождениям и участкам строительных и пильных камней).
Информационной базой для определения количества запасов и прогнозных ресурсов, положенных в определение МСП региона, послужили Государственный баланс запасов полезных ископаемых (для месторождений сырья федерального значения); Государственный баланс запасов по общераспространенным полезным ископаемым Ставропольского края (для месторождений сырья местного значения).
Для расчета показателей МСП Ставропольского края использованы среднегодовые цены по видам сырья. Источником ценовой информации послужили данные Федеральной службы государственной статистики и данные сети Интернет.
Плотность запасов минерального сырья
Показатель плотности минерального сырья позволяет судить о наличии или отсутствии месторождений полезных ископаемых в районе, количестве полезных ископаемых на км2 территории. Согласно проведенным расчетам, плотность запасов минерального сырья на территории Ставропольского края составляет 137,4 тыс. т/км2. При этом следует отметить, что имеются регионы, где месторождения запасов полезных ископаемых отсутствуют – Степановский район, города Георгиевск и Невинномыск.
Рисунок 1
Плотность запасов минерального сырья (тыс. т./км2)
К территориям с малой плотностью запасов (до 25 тыс.т/км2) можно отнести Александровский, Андроповский, Апанасенковский, Арзгирский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Новоселицкий, Труновский, Туркменский и Шпаковский районы края, а также город Ставрополь. В этих районах в основном имеются месторождения запасов общераспространенных полезных ископаемых, питьевых и технических подземных вод. В некоторых районах (Арзгирский, Изобильненский, Ипатовский, Новоалександровский, Труновский, Шпаковский) присутствуют месторождения углеводородного сырья, но запасы их незначительны. Среди территорий с малой плотностью запасов можно выделить районы, запасы общераспространенных полезных ископаемых в которых практически отсутствуют: Андроповский (незначительные запасы керамзитовой глины, находящиеся в нераспределенном фонде) и Новоселицкий (незначительное количество запасов известняка-ракушечника в нераспределенном фонде). При этом в данной категории по плотности запасов минерального сырья можно выделить районы, обладающие значительными запасами общераспространенных полезных ископаемых. Это Грачевский район, имеющий значительные запасы строительных песков; Ипатовский район с запасами кирпичных суглинков; Новоалександровский район с крупным месторождением песчано-гравийной смеси; Шпаковский район со значительными запасами строительных песков, суглинков и известняка-ракушечника.
К территориям со средней плотность запасов (до 100 тыс.т/км2) относятся районы: Благодарненский, Георгиевский, Кочубеевский, Красногвардейский, Курский, Минераловодский, Нефтекумский, Петровский, Предгорный. В этом сегменте можно выделить районы, богатые в основном одним видом полезных ископаемых – Георгиевский, Кочубеевский, Курский, Петровский (общераспространенные полезные ископаемые), Красногвардейский и Минераловодский (минеральные воды). Нефтекумский район богат запасами углеводородного сырья и питьевой и технической воды, все богатство Предогорного района составляют подземные воды – минеральные и питьевые и технические. Благодарненский район богат углеводородным и строительным сырьем, общераспространенными полезными ископаемыми: строительные и силикатные пески, глина, известняк-ракушечник и известняк.
Территории с большой плотностью запасов минерального сырья (более 100 тыс. т/км2) – Буденновский, Кировский, Левокумский и Советский районы, города Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Лермонтов, Пятигорск. Здесь можно выделить три подгруппы: с показателем плотности запасов минерального сырья до 300 тыс. т/км2 (Буденновский, Левокумский и Советский районы, города Железноводск, Кисловодск, Лермонтов); город Пятигорск с плотностью запасов 377,7 тыс.т/км2; и две территории с аномально высокими показателями плотности запасов — Кировский район (3 862,9 тыс.т/км2) и город-курорт Ессентуки (1 856,6 тыс.т/км2). В Будденовском районе имеются запасы углеводородного сырья, однако наибольшее количество запасов района сосредоточено в крупном месторождении подземных вод – Прикумское месторождение минеральных подземных вод (ММПВ). Кировский район богат месторождениями валунно-песчано-гравийных смесей, однако наибольший вес в запасах данной территории имеет крупное месторождение питьевых подземных вод – Малкинское. Его запасы позволяют району находиться на первом месте в Ставропольском крае по показателю плотности запасов минерального сырья. Еще один район, богатый углеводородным сырьем, но имеющий большой показатель плотности запасов минерального сырья за счет запасов питьевых подземных вод Северо-Левокумского месторождения – Левокумский район. В Советском районе имеются значительные запасы песчано-гравийных смесей, однако основное количество запасов приходится на Зеленокумское месторождение питьевых подземных вод. В городах-курортах Железноводск, Кисловодск, Пятигорск и городе Лермонтов имеются только запасы минеральных подземных вод, и хотя количество запасов здесь не такое большое в сравнении с другими районами Ставропольского края, но площадь территории позволяет им быть в лидирующей группе по показателю плотности запасов. Город-курорт Ессентуки за счет запасов питьевых вод Ессентукского месторождения и небольшой площади занимает второе место по показателю плотности запасов минерального сырья (1 856,6 тыс.т/км2).
Минерально-сырьевой потенциал Ставропольского края, оцененный в соответствие с предложенной методикой и принятыми расчетными данными, составил 54,98 млрд. долл. Наибольшую долю в МСП края составляют минеральные подземные воды – 43,5% (23,89 млрд. долл.). Доля углеводородного сырья (нефть, газы горючие, конденсат) составляет 32,7% (17,96 млрд. долл.), доля общераспространенных полезных ископаемых (валунно-песчано-гравийные смеси, строительные пески, кирпично-черепичное сырье, керамзитовая глина, строительные и пильные камни) – 15,4% (8,46 млрд. долл.), доля питьевых и технических подземных вод – 6,2% (3,38 млрд. долл.), доля металлических полезных ископаемых (титан и цирконий) – 1,7% (0,96 млрд. долл.), доля неметаллических полезных ископаемых (стекольное сырье и борные руды) – 0,6% (0,32 млрд. долл.) (рис. 2).
Рисунок 2
Доли отдельных видов полезных ископаемых в общем МСП Ставропольского края
Из 32,7% МСП, приходящегося на углеводородное сырье, на нефть приходится 29,6%, на горючие газы – 2,9%, на конденсат – 0,2%.
15,4% МСП, приходящиеся на общераспространенные полезные ископаемые, распределяются следующим образом: 1,6% приходится на валунно-песчано-гравийные смеси, 0,8% — на строительные пески, 1,2% – на кирпично-черепичное сырье, 0,1% — на керамзитовую глину, 11,7% — на строительные камни.
По металлическим полезным ископаемым МСП распределен между титаном – 1,6% и цирконием – 0,2%, по неметаллическим полезным ископаемым – 0,1% приходится на стекольное сырье, 0,5% — на борные руды.
78,6% запасов и прогнозных ресурсов углеводородного сырья, составляющих МСП Ставропольского края, находятся в распределенном фонде, 21,4% — в нераспределенном фонде. По металлическим полезным ископаемым в нераспределенном фонде находятся все 100% запасов и прогнозных ресурсов, составляющих МСП края; по неметаллическим полезным ископаемым 9,8% — в распределенном фонде, 90,2 – в нераспределенном фонде; по минеральным подземным водам – 71,2% и 28,8%, по питьевым и техническим подземным водам – 86,8% и 13,2%, по общераспространенным полезным ископаемым – 66,8% и 33,2% соответственно
Распределение МСП по районам Ставропольского края представлено на рисунке 3.
Рисунок 3
Минерально-сырьевой потенциал Ставропольского края по районам (тыс. долл.)
Здесь также как и в случае с плотностью запасов минерального сырья, присутствует Степановский район, города Георгиевск и Невинномыск, не имеющие минерально-сырьевого потенциала (поскольку запасы месторождений на данных территориях отсутствуют).
В группу с наименьшим МСП (до 60 000 тыс. долл.) попали Андроповский, Апанасенковский, Новоселицкий, Труновский районы и город Ставрополь. В этих районах запасы имеются по 1-2 видам полезных ископаемых, при этом запасы эти не значительны и практически все отнесены к нераспределенному фонду.
В следующую группу с МСП до 600 000 тыс. долл. попадают Александровский, Арзгирский, Красногвардейский, Новоалександровский, Советский, Туркменский районы, город-курорт Ессентуки и город Лермонтов. МСП Александровского района на 97% формируется месторождениями ОПИ, причем практически одним месторождением песчаника – Голубинское-2.
В Арзгирском и Новоалександровском районах МСП формируется месторождениями углеводородного сырья (30,9% и 75,4% соответственно) и месторождениями ОПИ (61,4% и 24,6% соответственно). Красногвардейский и Советский районы, город-курорт Ессентуки и город Лермонтов богаты подземными водами: минеральные воды (Красногвардейский район – 62,5%; город-курорт Ессентуки – 89,3%; город Лермонтов – 100%) и питьевые и технические воды (Красногвардейский район – 35,4%; Советский район – 68,4%; город-курорт Ессентуки – 10,7%).
В Советском районе помимо подземных вод имеются запасы общераспространенных полезных ископаемых, причем большая часть из них находится в нераспределенном фонде. Большую часть богатства Туркменского района составляет углеводородное сырье – 96,2%, при этом 89,9% из них находятся в распределенном фонде.
Георгиевский, Грачёвский, Изобильненский, Ипатовский, Кочубеевский, Курский, Петровский и Шпаковский районы, города-курорты Железноводск и Кисловодск попали в наиболее многочисленную группу с МСП до 3 000 000 тыс. долл. Изобильненский, Кочубеевский, Петровский, Шпаковский богаты общераспространенными полезными ископаемыми – 94,9%, 100%; 91,2% и 99,4% соответственно. Значительные запасы ОПИ, находящиеся в нераспределенном фонде, имеются в Кочубеевском районе (валунно-песчано-гравийной смеси) и Шпаковском районе (суглинки). Богатство Георгиевский района, городов-курортов Железноводск и Кисловодск формируются минеральными подземными водами (70,1%, 100% и 100% соответственно). Все запасы находятся в распределенном фонде. МСП Ипатовского и Курского районов складываются несколькими видами полезных ископаемых: минеральные воды (Ипатовский – 29,2% и Курский – 47%); углеводородное сырье (Ипатовский – 46,2% и Курский – 40,2%); ОПИ (Ипатовский – 24,6% и Курский – 12,5%). МСП Грачевского района на 76,1% складывается из запасов титана и циркония Бешпагирского месторождения, находящегося в нераспределенном фонде.
Наибольшим МСП обладают Благодарненский, Буденновский, Кировский, Левокумский, Минераловодский, Нефтекумский, Предгорный районы и город-курорт Пятигорск. В этой группе минерально-сырьевой потенциал территорий формируется за счет запасов углеводородного сырья (Буденновский – 96,4%, Левокумский – 85,9%, Нефтекумский районы – 97,9%), за счет запасов минеральных подземных вод (Минераловодский – 98,4%, Предгорный районы – 92,1% и город-курорт Пятигорск – 100%), за счет запасов минеральных и питьевых и технических подземных вод (Кировский – 55,8% и 35,4%). Кроме того, в Предгорном районе расположено месторождение запасов борных руд – Гора Золотой Курган, находящаяся в нераспределенном фонде (5,7%). МСП Благодарненского района, занимающего 1-ое место по данному показателю, формируется, в основном, за счет запасов месторождений углеводородного сырья (62,3%) и строительных и пильных камней (36,0%). Значительное количество запасов углеводородного сырья в Благодарненском районе (38,5 из 62,3%) находится в нераспределенном фонде. Также в нераспределенном фонде есть месторождения запасов стекольного сырья (0,3%), строительных песков (0,3%) и известяка-ракушечника (10,3%).
Запасы УГВ Будённовского района, находящиеся в нераспределенном фонде не столь значительны – 9 из 96,4%.
Все запасы минеральных вод Кировского района находятся в нераспределенном фонде, кроме того, в нераспределенном фонде имеются крупные запасы валунно-песчано-гравийной смеси (1,2 из 8,8%).
В Левокумском районе практически все запасы УГВ (84,3 из 85,9%) относятся к распределенному фонду, при этом по запасам питьевых вод, наоборот большее количество запасов относится к нераспределенному фонд (9 из 13,5%).
18,7% из 97,9% запасов углеводородного сырья Нефтекумского района относятся к нераспределенному фонду.
По Минераловодскому району к нераспределенному фонду отнесены 5,1 из 98,4% запасов минеральных вод; по Предгорному – 28,6 из 92,1%; по городу-курорту Пятигорск – 28,4 из 100%.
На основании полученных данных были рассчитаны показатели удельного МСП на км2 площади и на душу населения, которые позволяют дать объективную оценку району не только на основании общего МСП, но и учитывая его площадь и население, что отражает реальную картину с обеспеченностью минеральным сырьем и возможности его использования (рис. 4, 5).
Рисунок 4
Удельный минерально-сырьевой потенциал Ставропольского края по районам (тыс. долл. /км2)
Рисунок 5
Удельный минерально-сырьевой потенциал Ставропольского края по районам (тыс. долл. /чел)
Таким образом, оценка и анализ МСП края (области) позволяет получить полную информацию о состоянии края с точки зрения использования минеральных ресурсов, понять и оценить возможности перспективного развития, обеспечить развитие края и отдельных его областей и регионов.
Литература:
- А.Я. Кац, С.А. Кимельман, Н.К. Никитина. Богатство недр как элемент национального богатства. — Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — №4, 2002 г.
- Н.К. Никитина, О.В. Муравьева. Опыт стоимостной оценки недр и составления геолого-экономических карт регионов России. — Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — №2, 2004 г.
- В.Л. Яковлев, С.И. Бурыкин. К вопросу об оценке стоимости минеральных ресурсов в недрах. – Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — №5, 1997 г.
- Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (Утверждена приказом Минприроды России от 16.07.2008 №151).
Ресурсно-сырьевой потенциал регионов России
Регион | % | Регион | % |
Россия | Волгоградская область | 1,85 | |
Кемеровская область | 8,68 | Алтайский край | 1,84 |
Красноярский край | 8,16 | Краснодарский край | 1,76 |
Республика Саха (Якутия) | 7,76 | Республика Бурятия | 1,61 |
Пермский край | 7,20 | Тюменская область | 1,32 |
Белгородская область | 5,39 | Ханты-Мансийский АО | 1,29 |
Иркутская область | 4,62 | Амурская область | 1,25 |
Свердловская область | 4,28 | Республика Коми | 1,23 |
Мурманская область | 2,41 | Хабаровский край | 1,23 |
Магаданская область | 2,36 | Челябинская область | 1,21 |
Приморский край | 2,20 | Оренбургская область | 1,20 |
Забайкальский край | 2,10 | Республика Тыва | 1,11 |
Курская область | 2,04 | Саратовская область | 1,10 |
Ямало-Ненецкий АО | 1,93 | Республика Башкортостан | 1,06 |
Минерально-сырьевой потенциал Южного ФО не играет существенной роли в его экономике, хотя здесь и сосредоточено около 3/4 общероссийских запасов термальных вод, около 2/5 запасов вольфрама и менее 1/3 запасов термальных вод. В небольших количествах здесь есть цементное сырье (1/7), молибден (примерно 1/10), а также уголь, газ, нефть, медь, золото, свинец.
В Приволжском федеральном округе помимо запасов нефти (более 1/10), здесь сосредоточены уникальные запасы калийных солей (почти 100%), крупные ресурсы фосфоритов (3/5), цинка (1/5), меди (1/6), цементного сырья и серебра (1/7). Есть небольшие месторождения золота, никеля, хрома, свинца, железных руд, титана, угля.
На территории Уральского ФО сосредоточены уникальные запасы природного газа (3/4 общероссийских), нефти (2/3), более 1/4 запасов марганцевых руд, 1/7 – железных руд, менее 1/10 меди и цинка, золота и серебра.
Сибирский ФО выделяется крупным ресурсным потенциалом прежде всего твердых полезных ископаемых. Здесь сосредоточено почти 9/10 общероссийских запасов свинца и платины, 8/10 – угля и молибдена, 7/10 – никеля и меди, 2/3 – цинка и марганца, примерно 2/5 – серебра и золота, 1/3 – вольфрама, 1/6 – титана, 1/10 – железных руд. Несколько меньше – запасы бокситов, олова, нефти и газа.
Дальневосточный ФО выделяется запасами рудных полезных ископаемых и алмазов. Здесь сосредоточено более 9/10 запасов олова, 8/10 – алмазов, 2/5 – золота, 1/4 — запасов вольфрама, 1/10 – свинца и угля. На шельфе Охотского моря обнаружены значительные запасы углеводородного сырья.
Земельные и водные ресурсы не только самые большие из естественных богатств, они имеют многоцелевое назначение, используются во всех отраслях и сферах экономики.
Региональное распределение земельных ресурсов отличается резкой неравномерность. Разрыв в землеобеспечении между Европейской и Азиатской частями страны (на 1 жителя) достигает 11-кратной величины, а между федеральными округами (Центральный и Дальневосточный) – 55 раз.
Территориальное распределение водных ресурсов по стране сходно с распределением земельных ресурсов. Водообеспеченность по экономическим зонам различается в 10 раз, по федеральным округам (Центральный и Дальневосточный) – 78 раз.
Потенциал населения – совокупность количественных параметров, которые характеризуют современное население территории любого масштаба (региона). Его величина, структура, региональная дифференциация сильно воздействует на ход экономического развития и его территориальную специфику.
Вместе с тем не следует путать понятие «потенциал населения» с понятием «демографический потенциал», который представляет собой показатель потенциального роста населения на основе уже сложившейся половозрастной структуры и динамики фертильности, брачности и других составляющих показателей и определяется как изменение численности населения за 25 лет (за поколение).
Из собственно демографических характеристик региона главная – численность населения. Исследуются процессы, приводящие к изменению численности и структуры населения, т.е. динамики численности населения, которая за год складывается из естественного прироста (разность числа рождений и смертей) и сальдо миграций (разность между числом приехавших и выехавших). Показатели числа рождений, смертей (абсолютные и на 1000 жителей) характеризуют естественное движение населения, а числа мигрантов (приехавших и выехавших с переменой постоянного места жительства) – механическое движение.
Показатели естественного движения населения в целом довольно инерционны, т.е. устойчивы по годам, поскольку определяются медленно изменяющимися факторами – структурой населения по полу и возрасту, уровнем экономического развития, образом жизни и социально-культурными запросами населения. Но при сильных общественных сдвигах они могут меняться и относительно быстро, особенно рождаемость, а затем и смертность.
На разные стороны экономической жизни оказывает влияние и этнический (национальный) состав населения. Каждый народ, исторически адаптируясь к природным условиям населяемого им региона, обладает специфическими производственными навыками, характерными особенностями, традициями в питании, одежде, жилье, поведении (сильно сказывается в этом отношении и влияние религии) и даже развивающиеся процессы интеграции, унификации образа жизни не в состоянии разрушить эту специфику. Учет трудовых навыков и традиций населения необходим для эффективного размещения производства и более полного использования трудовых ресурсов.
Возрастно-половая структура населения имеет значение для определения потребности в услугах различного вида учреждений обслуживания (образования, здравоохранения), ассортимента товаров в торговле, спроса на квартиры с разным числом комнат (в зависимости от размера семьи). Эта структура имеет прямое отношение и к выявлению существующего и перспективного трудового потенциала региона, который определяется исходя из количественной и качественной его оценки. Формирование, распределение и использование трудовых ресурсов осуществляются, как правило, в пределах определенного региона и тесно связаны прежде всего с его народнохозяйственной структурой, специализацией и общим уровнем развития. Все большее значение приобретает образовательный уровень трудовых ресурсов (доля лиц со средним, средним специальным и высшем образованием среди занятых в экономике), который имеет определенные различия между регионами страны.
Самостоятельное значение имеет анализ материального благополучия и социально-культурного развития населения.
При оценке экономического потенциала региона особое значение придают анализу структуры населения региона, которая бывает:
− поселенческая – распределение жителей по населенным пунктам разных типов и размеров;
− демографическая – распределение по полу, возрасту, семьям разного состава;
− социальная – распределение по социальным слоям (стратам);
− образовательно-квалификационная – соотношение различных групп по уровню образования и квалификации.
Производственный потенциал региона характеризует потенциальные возможности производства, протекающего в его пределах, которые определяются особенностями функционирования хозяйственной системы территории. Являясь частью национальной экономики, региональный хозяйственный комплекс представляет собой целенаправленно складывающееся динамичное устойчивое региональное или локальное сочетание предприятий и отраслей, объединяемых тесными внутренними связями.
Успешное функционирование регионального хозяйственного комплекса зависит от максимального учета региональных факторов и особенностей, характер сочетания которых на определенной территории оказывает прямое влияние на формирование и развитие экономики региона, определяет специализацию региона, специфические особенности управления производством, социальными процессами.
Хозяйственный комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями:
● по производству товаров: промышленность, сельское хозяйство, строительство, прочие отрасли по производству товаров;
● по оказанию рыночных услуг: транспорт, связь, шоссейное хозяйство, торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, организации, обслуживающие сельское хозяйство, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, страхование, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование. Культура и искусство;
● по оказанию нерыночных услуг: жилищно-коммунальное хозяйство, дорожное хозяйство, организации, обслуживающие сельское хозяйство, наука и научное обслуживание, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, управление.
Если хозяйственный комплекс региона рассматривать, базируясь на системно-структурной точке зрения, то структура экономики может быть представлена в виде локальных систем: по сферам деятельность (промышленность, сельское хозяйство и т.д.), по отраслям производства, по разделению произведенных материальных благ и услуг для внутрирегиональных потребностей и для межрегионального перераспределения, по уровню занятости и т.д.
Структура регионального хозяйственного комплекса – индикатор эффективности его функционирования. По происходящим изменениям структуры можно судить об их характере − прогрессивным, стимулирующим динамичное саморазвитие, или регрессивным, ведущим к депрессии экономики.
Один из основоположников региональной науки У. Айзард считал отраслевую структуру региона важнейшим фактором экономического роста. Он придерживался мнения о зависимости циклических колебаний от отраслевой структуры и в соответствии с этим формулировал ограничивающие условия – выпуск любой отдельной отрасли не должен превышать 40% суммарного валового выпуска (это условие отражает мнение, что район, где имеется только одна отрасль, будет нездоровым в экономическом отношении). Такое ограничение отражает простую гипотезу, согласно которой чрезмерная концентрация производства в одном районе может привести к резким циклическим колебаниям, распространяющимся на всю систему.
Отраслевая структура региона представляет собой совокупность отраслей хозяйственного комплекса региона, характеризующаяся определенными пропорциями и взаимосвязями. Динамика ее изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутренних потребностей, место региона в территориальном разделении труда.
В соответствии с общественным территориальным разделением труда в составе регионального хозяйственного комплекса выделяют функциональные группы отраслей – специализирующиеся и обслуживающие.
Отрасли специализации играют ведущую роль в экономике региона, составляют основу регионального хозяйственного комплекса и характеризуются следующими признаками:
− выделением в национальном и региональном производстве;
− формированием регионального комплекса, наиболее эффективных и важных его звеньев;
− наличием высокой степени концентрации производства в регионе (в отличие от отраслей местного значения, которые сравнительно равномерно размещение по территории);
− производством в больших масштабах важнейших видов дешевой или дефицитной продукции, влиянием на уровень развития всех других отраслей;
− участием в межрегиональном обмене.
Различают сложившуюся и эффективную специализации.
Под сложившейся специализацией региона понимают концентрацию на территории региона конкретных видов производства, удовлетворяющих не только собственные потребности в продукции, но и потребности других регионов. Под эффективной специализацией региона следует понимать преимущественное развитие в регионе определенных, как правило, крупномасштабных отраслей производства, наиболее эффективно использующих местный ресурсный потенциал для удовлетворения потребностей национальной экономики. Эффективность региональной специализации должна оцениваться с позиций наиболее рационального территориального разделения труда в масштабе страны и наиболее производительного использования ресурсов региона.
Инновационный потенциал – один из важнейших факторов развития экономики региона. Инновационная деятельность предусматривает более эффективное использование ресурсного потенциала региона, укрепление и расширение хозяйственных связей, повышение интенсивности инвестиционных процессов на всех уровнях социально-экономической системы, развитие инфраструктурной базы и повышение роли инноваций в системе экономических интересов региона.
Инновационный процесс, являясь одним из важнейших факторов развития регионов, отличает ряд проблем, отражающих специфику каждой конкретной территории. Среди них выделяют:
− нарастание технологического отставания от экономически развитых стран;
− низкая конкурентоспособность отечественной продукции материальной сферы на мировых ранках;
− недостаточное финансирование фундаментальной и прикладной наук в наукоемких и передовых отраслях;
− физическое и моральное старение материально-технической базы научных учреждений (НИИ, КБ, ПТИ);
− низкая оплата труда и недостаток молодых специалистов в среде научного персонала, занятого исследованиями и разработками;
− низкий удельный вес затрат на технические инновации в объеме отгруженной продукции;
− недостаточно детализированная разработка концепции инновационного развития регионов, прежде всего, старопромышленных и др.;