Морской музей таллина

Создать своё мероприятие

Полный билет Дети 9–18 лет/ студенты/ISIC/ITIC Семейный билет**
Вся Лётная гавань (aнгар + временная выставка + все музейные корабли) 15 € 8 € 30 €
Все музейные корабли 6 € 3 € 12 €
Годовая карточка для посещения Mорского музея*** 50 € 25 € 75 €

Aудиогид 2 €

Дети 0–8 лет посещают музей бесплатно!

** Семейный билет: до 2 взрослых и их дети до 18 лет.

*** Обладатель годового билета Морского музея имеет право на неограниченное число посещений Лётной гавани в течение года начиная с даты приобретения билета. Годовой билет сопровождается некоторыми особыми скидками. Годовой билет продаётся в кассах Лётной гавани .

Для групп из 10 человек и более — 10-процентная скидка!

Для пенсионеров (65+) по средам – льготная цена и экскурсия! .

Посещение Лётной гавани включает:

  1. Посещение экспозици Лётной гавани;
  2. Ознакомление с «Суур Тыллом» и другими музейными судами.

Морской музей Эстонии посещают бесплатно:

  • Обладатели карточки Tallinn Card;https://www.visittallinn.ee/rus/tallinncard
  • Дети до 16-и лет с особыми потребностями (на основании справки) с сопровождающим;
  • 16-летние дети с глубокими или тяжелыми отклонениями в сопровождении взрослого (на основании справки) и сопровождающего;
  • Репрессированные (на основании справки);
  • Военнослужащие Эстонской Республики в форме;
  • Прошедшие обучение Морского музея Эстонии и аттестованные гиды;
  • Музейные работники Эстонии на основании служебного документа;
  • Обладатели карты ICOM;
  • Обладатели пресс-карты;
  • Обладатели карты WFTGA CULTOUR CARD;
  • Педагоги-сопровождающие на музейных уроках (1 взрослый на каждых 6 дошкольников и на каждых 10 школьников);
  • Водители туристических автобусов групп (до 2-х водителей на одну группу).

Как добраться, стоимость билетов, режим работы

Добраться до Лётной гавани можно или пешком из старого города или на автобусе №73, или на автобусе City Tour. Так же можно подъехать на своей машине, парковка перед ангаром бесплатная.

Взрослый билет стоит 15€, детский с 9 лет и студенческий при предъявлении соответствующего документа — 8€. Это самый дорогой музей Эстонии. Еще 2€ стоит пользование аудиогидом на русском языке. Аудиогид можно брать один на двоих, там два гнезда для наушников, наушники прилагаются. Билеты действительны в течении трех месяцев со дня покупки, но войти вы можете только один раз. Можно в один день посетить музей в Лётной гавани, а на следующий день зайти в «Толстую Маргариту».

Ангар для гидросамолетов со стороны входа

Все суда в гавани посещаются по этому же билету за 15€, доплачивать за них не нужно. Зимой на новогодних каникулах билеты перед ледоколом «Суур Тылл» никто не проверял совсем. Т.е. его можно было посетить вообще бесплатно.

Будьте внимательны, с октября по апрель музей не работает по понедельникам, как и многие другие музеи Таллина. В первый наш заезд в столицу Эстонии мы так пролетели.

Стоимость билетов и расписание работы лучше уточняйте на официальном сайте Морского музея Эстонии

В музее действует гардероб самообслуживания, т.е. как в школе вешаете свою верхнюю одежду без номерка на крючок. Вещи никто не охраняет. Вот они преимущества маленького города.Особо ценные предметы можно сдать в камеру хранения.

Осмотр начинается с условно второго этажа. Условно, потому что это не полноценный этаж, а просто помост с которого приятно рассматривать крупногабаритные экспонаты. Такой же построен в морском музее Лиссабона, например. Все подписи к экспонатам выполнены на трех языках — эстонском, русском и английском.

Симулятор полетов

Обзор экспозиции

Ангар для гидросамолетов

Официально прямо на фасаде ангара была написано, что музей рассказывает об истории мореходства в Эстонии с 1918 по 2018 год, т.е. исторический период охвачен совсем небольшой. Эстония лишь 100 лет назад обрела независимость и в прошлом году это событие отмечалось разнообразными мероприятиями.

Здание музея это бывший ангар для гидросамолетов постройки 1916-1917 года. Ангар входил в состав оборонительных сооружений Петра Великого Российской империи. В 1918-1940 годах ангар использовался эстонскими ВВС для хранения и ремонта гидросамолетов. Здание представляло из себя одно из выдающихся инженерно технических сооружений XX века. Исторически данная постройка была одним из первых в мире уникальных сооружений с такими большими железобетонными куполами без опор. Толщина слоя бетона конструкции в форме тонкой корки купола составляет всего 8 см. Купол Пантеона в Риме на самой вершине имеет толщину 1 метр, почувствуйте разницу.

За прошедшее столетие здание ангара изрядно обветшало и пришло в негодность. Английская версия статьи в Википедии подчеркивает, что это случилось в советское время, хотя к моменту реставрации после развала Союза прошло 19 лет, а русская помалкивает по этому поводу. В фойе музея висят фотографии полуразрушенной конструкции. Восстановительные работы начали в 2010 году. 70% средств выделил Европейский фонд регионального развития и лишь 30% было взято из бюджета Эстонии. Проект реставрации ангаров в Лётной гавани был удостоен гран-при Europa Nostra за сохранение и восстановление культурного наследия.

Живописные черные подтеки на куполах сделали специально во время реставрации, чтобы подчеркнуть возраст здания.

Самый старинный эстонский корабль

Корабль «Маасилинна» самый древний экспонат музея. Предположительно, он был построен в XVI веке на острове Сааремаа местными корабелами. Это старейшее эстонское судно, найденное под водой и сохраняемое в музее. Первоначальное имя корабля неизвестно. Корабль назвали по имени замка на острове Сааремаа.

«Маасилинна» была найдена в проливе Вяйкевян, разделяющим острова Сааремаа и Муху в 1985 году членами клуба подводной археологии Эстонского Морского музея. После тщательных подготовительных работ в 1987 году корабль подняли со дна морского.

Корабль «Маасилинна» самый древний экспонат музея

Далее выставлены лодки долбленки, как первые плавательные средства местных племен, их начали делать еще до изобретения пилы. Аудиогид сообщил нам, что для изготовления долбленок использовали осину.

Лодка долбленка в Морском музее Эстонии

От долбленок текст аудиогида плавно перетек сразу в 20 — 24 сентября 1944 года и поведал нам о массовом исходе эстонцев в Швецию. Бедняги переправлялись на примитивных рыбацких лодках, многие утонули. Ближайший шведский остров удален от эстонского берега на 180 км. Сталинский режим был беспощаден к пособникам фашистов и классовым врагам. А разве какой-нибудь другой режим за содействие врагу во время жесточайшей войны будет выдавать талоны на усиленное питание?

В этом же отделе представлены эстонские буера — это такие лодки под парусом поставленные на полозья. В Прибалтике и Ленинградской области буерный спорт зимой был весьма популярен, проводились всесоюзные соревнования. Среди победителей от Эстонской ССР встречаются и русские и эстонские фамилии.

Подводная лодка «Лембит»

Самым грандиозным экспонатом музея по праву является настоящая дизельная подводная лодка «Лембит». Её построили в 1935-1936 года на верфях Великобритании. В русской статье в Википедии сказано, что деньги на постройку подлодок «Лембит» и «Калев» были добыты путем продажи бывших эсминцев российского флота, захваченных англичанами во время Первой мировой войны. Английская версия статьи ничего не говорит о финансировании постройки, мягко помалкивает. А в музее я читала, что дополнительные средства на строительство собирали граждане Эстонии, средств от продажи бывших русских судов не хватило. Любопытно, как англичане ловко обставили заказ строительства подлодок для молодой республики. Они вроде как подарили Эстонии корабли, чтобы те их продали и сделали заказ.

Подводная лодка «Лембит» с носа

До 1940 года подводная лодка «Лембит» являлась гордостью ВМФ Эстонии, высшим классом подводного кораблестроения того времени. Вместе с субмариной-близнецом «Калевом» они по сей день являются единственными подводными лодками в истории мореходства Эстонии. «Лембит» пережила и Вторую мировую войну, и длительную службу в составе ВМФ СССР. Корабль «Калев» пропал без вести во время войны. После вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году в состав экипажа были влиты советские моряки, из эстонцев пожелали остаться на службе всего 5 человек. В конце 1941 года всех эстонских моряков с лодки списали, опасались видать за их благонадежность. Про героический путь экипажа в годы Второй мировой войны вы можете почитать в Википедии. На русском языке про «Лембит» размещена самая большая статья, что и не мудрено. С 1940-1979 годы лодка несла службу в составе Балтийского ВМФ СССР.

Подводная лодка «Лембит»

От всех этих политических дрязг предлагаю вам перенестись в быт экипажа подводной лодки. На мой взгляд он очень аскетичен. Экипаж подлодки состоял всего из 32 человек в эстонское время и 38 человек в советское, а спальных мест на борту было ровно половина, и большинство из них располагалось над торпедными аппаратами и прочими механизмами. При погружении все члены экипажа должны были быстро переместиться в нос корабля, чтобы помочь ему нырнуть. Только у капитана была маленькая отдельная каюта размером больше похожая на шкаф. Офицерский состав спал на таких же койках, что и простые матросы в общем помещении. А чтобы сходить в туалет простому матросу нужно было пройти из одного конца лодки в другой попутно отдав честь всем офицерам и так же обратно. На лодке есть небольшая кухня, но использовали её только на береговой стоянке, в походе довольствовались сухомяткой и консервами.

Торпедные аппараты в носовом отсеке «Лембит»

Под водой «Лембит» мог находиться всего 24 часа, потом ему надо было всплывать и пополнять запасы кислорода. По запасам воды, еды и топлива лодка могла совершать автономное плавание в течении месяца, но по факту она никогда не бывала в таких длительных походах. В подводном положении лодка развивала скорость 8 узлов (16 км/ч), в надводном положении 16 узлов (35 км/ч). Максимальная глубина погружения — 100 метров, но в Балтийском море больше и не надо, оно относительно мелкое и лодка была предназначена для прибрежных операций.

На таких кроватях спал экипаж «Лембит»

Туристы в лодку спускаются так же, как и экипаж через те же люки. При большом наплыве народа в период новогодних праздников смотрители ограничивают проход в лодку, придется немного подождать своей очереди, чтобы не давится в тесных отсеках толпами.

Гидросамолет Short 184

Гидросамолет Short 184 вошел в историю в качестве самолета, который осуществил первую успешную торпедную атаку. Самолет сконструирован знаменитым авиазаводом Short Brothers в 1915 году. Размах крыла 20 метров, экипаж состоит из 2х человек.

Макет гидросамолета Short 184, единственный экземпляр в мире

На вооружении военно-воздушных сил Эстонии стояло 8 таких самолетов, они использовались в 1919-1933 годах. Базировались они прямо в этом ангаре для гидросамолетов. Ни одного гидроплана модели Short Type 184 не сохранилось. Для экспозиции Морского музея Эстонии была изготовлена единственная копия этого гидросамолета в натуральную величину.

Вдоль одной из стен музея выставлены многочисленные зенитки, береговые пушки советского производства. Все можно трогать, крутить в разумных пределах, возле каждого экспоната стоят интерактивные экраны, рассказывающие об его истории.

Ледокол «Суур Тылл»

Ледокол пришвартован к причалу за ангаром для гидросамолетов. Он находится на плаву. Корабль был построен в 1914 году в Германии по заказу Российской империи. В официальной брошюре музея ошибка, там написано, что это было в Польше. Но в 1914 году город Штеттин принадлежал Германии. У ледокола была непростая судьба. Он ходил под флагами Российской империи, Финляндии, Советского Союза и Эстонской республики. Это один из трех сохранившихся на Балтике паровых ледоколов начала XX столетия.

Ледокол «Суур Тылл»

На борту ледокола открыта солидная кают-компания и капитанская каюта, помещения для экипажа корабля, экспозиция об истории ледокола, машинное и котельное помещения и множество других настоящих и интересных экспонатов. По сравнению с подводной лодкой служащие на ледоколе работали просто в шикарных условиях. Отдельные каюты были у всех офицеров, на судне была настоящая столовая, в кают-компании стоит пианино.

Во время нашего визита палубу серьезно припорошило снегом и было очень скользко. И как только экипаж умудрялся не падать при качке.

Вид побережья в районе Лётной гавани

Подарки

Рядом на причале стоят еще несколько судов — подарков независимой Эстонии от новых союзников.

  1. Пограничный корабль PVL-109 «Валвас» был построен в США в 1943 году как гидрографическое судно-верхостав. До 1976 года нес ледокольную службу на Аляске, а в 1997 году после модернизации его подарили Эстонии.
  2. Минный тральщик «Калев» был спущен на воду в 1967 году и нес службу в составе ВМФ Германии вплоть до 1997 года, после чего его так же подарили Эстонии.
  3. Корабль «Torm» построили в 1968 году на верфи в Бергене. В 1994 году норвежцы подарили независимым прибалтийским республикам по одному кораблю этого класса.

На фото ниже показан общий вид на причал, на котором установлены суда-подарки. К сожалению, яхто хранилище их загораживает. Самое старое американское судно справа на плаву.

Общий вид на суда-подарки и яхтохранилище

В общем меня терзают смутные подозрения, что союзники сильно сэкономили на утилизации, сплавив эти видавшие виды суда в Эстонию.

Подводная лодка О.Герн

Из интересных экспонатов на улице выставлена реплика старинной подводной лодки 1854 года постройки. Это чудо построили и испытали в Таллине. В то время шла Крымская война (1853-1856 годов) и англо-французская эскадра войдя в Финский залив, объявила морскую блокаду России. Чтобы незаметно добраться до вражеских кораблей и атаковать их из под воды, О.Герн спроектировал и построил деревянную подлодку. в ней было место для 4 членов команды, из которых двое вращали большое маховичное колесо, один стоял у руля и следил за компасом, а четвертый отвечал за помпу и пороховую мину.

Реплика старинной подводной лодки 1854 года постройки. 5 метров в длину

Строительство лодки длилось всего пару месяцев. Во время ходовых испытаний выяснилось, что под водой она довольно плохо управляется, а корпус недостаточно герметичен. Лодку разобрали в порту, а О.Герн продолжил проектирование и строительство подводных лодок в Санкт-Петербурге. Всего он построил 4 разных по конструкции подводных аппаратов.

Сбоку от ангара для гидросамолетов — детская площадка с качелями

В общем нам понравился музей. Однозначно рекомендую не пожалеть 15€ и посетить его. Вас ждет интересная экспозиция и иной взгляд на взаимоотношения СССР и маленькой, но гордой Эстонии. На посещение музея нам потребовалось 2,5 часа. Мы брали аудиогид и потом читали многое из представленных материалов. К аттракционам стояли небольшие очереди, но дело было на новогодних каникулах, это традиционно высокий туристический сезон в Таллине.

Возможно вам будет интересно почитать про самые привлекательные для туристов районы города со ссылками на конкретные отели и апартаменты и фотографиями. Узнать алгоритм поиска дешевых парковок рядом с центром. В столице Эстонии можно остановиться в доме со стеной XIV века и камином или снять апартаменты в здании, где жил Довлатов и это не будет стоить фантастически дорого.

>Морской музей Леннусадам

Что представляет собой музей

«Летная гавань» (а по-эстонски Леннусадам) — это огромный ангар для гидросамолетов, построенный на берегу Финского залива и только в 2012 году переоборудованный под филиал Морского музея Эстонии. Однако экспозиция здесь расположилась не только под крышей, но и вокруг, в порту: в акватории музея под открытом небом выставлены как современные корабли и яхты, так и старинные лодки, пароходы, военные суда. В гавани музея собрана самая большая коллекция старинных кораблей в Эстонии!

Две главные достопримечательности музея, привлекающие сюда посетителей — ледокол «Суур Тылу» (Suur Tõll), построенный еще в 1914 году, и действующая подлодка «Лембит» (Lembit). Чтобы осмотреть эти два судна, непременно стоит приехать в Летную гавань хотя бы на пару часов. Где еще вам предложат спуститься в подлодку и проведут по отреставрированным каютам ледокола?

Еще одна фишка музея, покорившая меня почти сразу, связана с разумным внедрением технологий. Прогуливаясь по подвесным мостикам и любуясь развешанными глубоководными минами и торпедами, изучая эволюцию олимпийских парусных лодок, разбираясь, как работает корабельный руль, вы всегда можете подойти к установленному рядом с группой экспонатов мультимедийному экрану и получить массу информации по теме. Здесь вам и расскажут основные факты, которые точно стоит узнать, и покажут архивные фотографии и видеокадры, и объяснят, как всё устроено. Более того, эти образовательные материалы можно скопировать на специальную пластиковую карту, выданную вам на входе, а после отправить себе на электронную почту и изучить уже дома, никуда не торопясь.

Интерактивные гиды предлагают и мини-игры для детей, что не может не радовать: в таком музее ребенок точно не заскучает.

Любопытно, что помимо гражданского морского транспорта в музее представлено и немало военной техники: пушки и автоматы, которыми были оснащены корабли, военные самолеты, аэропланы и даже танки! И всё, что не висит под куполом ангара, можно потрогать, покрутить, даже вскарабкаться наверх — музей полностью контактный.

Пройдя весь подвесной мост, спускающийся по периметру ангара и позволяющий изучить подвешенные лодки, яхты, снаряды и орудия, мы оказались внизу, где нас ждало ещё больше интерактивных площадок. Целая серия специальных симуляторов и игровых установок заставила меня вновь почувствовать себя ребенком.

Я с готовностью попробовала управлять военным самолетом (петли у меня получались хорошо, а вот вести самолет по заданному курсу — нет, не быть мне пилотом!), отправилась в пятиминутное путешествие по дну Мирового океана, примерила форму эстонских военных моряков разных лет, выяснила, почему летит самолет, складывая бумажный самолетик, и даже испытала себя в качестве раба, крутящего педали, чтобы галера плыла.

Несколько часов пролетели совсем незаметно!

Как живут подводники

Одним из самых ярких впечатлений в тот день стал спуск на действующую подводную лодку «Лембит». Многие посетители прямиком направляются сюда, оставив осмотр остальных экспонатов самым любознательным, а симуляторы и игры детям. Учитывайте это, выбирая время для посещения музея: выходные, праздники и каникулы — это пиковые дни, так что на посещение подлодки выстроится очередь. Однако нам повезло: утром буднего дня желающих осмотреть Леннусадам было немного.

Спустившись вниз сквозь узкий люк, я оказалась в огромном коридоре из железных панелей и труб. Это и есть подлодка. Перебираясь из отсека в отсек, я постоянно забывала наклоняться, поэтому то головой, то плечом задевала трубы или обшивку дверей-люков. Оказавшись в блоке управления, я сразу же устремилась в кресло рулевого, пока мои подруги осматривали подзорную трубу и пытались что-нибудь через нее увидеть. К сожалению, труба закрыта, зато открыты для доступа каюты, так что мы отправились изучать их.

Проходя через первую, мы поразились, в каких стесненных условиях живут подводники: крошечные жесткие откидные кровати с истертой красной обивкой, такого же размера ящики для хранения всего необходимого да небольшой столик, — вот вся меблировка.

Каково было наше удивление, когда мы оказались в следующей каюте и поняли, что предыдущая была офицерской и места в ней было еще много: в каюте рядовых матросов кровати были еще уже и короче, а ящичков в два раза больше. Это неудивительно, ведь матросы спали по очереди: один на дежурстве, а второй в это время довольствуется несколькими часами сна в шуме и духоте.

Уборная была не больше обычного шкафа, а кухня, где еду готовили на всю команду из 15–20 человек, умещалась в небольшом закутке, куда влезла только плита, мойка и шкаф для хранения продуктов. В обоих концах подлодки сплошные трубы: заглянув в их гущу, можно разглядеть двигатель. И повсюду слышен гул и гудение. Побывав внутри подводной лодки, я по-настоящему оценила героизм подводников: месяцами находиться в таком крошечном помещении в условиях постоянного шума, духоты, давления, да еще выполняя при этом приказания и соблюдая устав — это действительно огромный труд!

На борту ледокола

Осмотр ледокола «Суур Тылл» производит совсем иное впечатление. В первую очередь потому, что перед нами последний ледокол, созданный по приказу последнего российского императора Николая II. Это не рядовое судно, оно строилось с расчетом на то, что здесь будут нести службу только самые достойные. Неслучайно здесь предусмотрено немало кают для высших чинов.

Спустившись с верхней палубы вниз, мы попадаем в просторные коридоры, ведущие к каютам и служебным помещениям. Восстановленные интерьеры начала XX века удивляют комфортом: красные ковровые дорожки в коридорах и каютах, деревянные панели на стенах, письменные столы из массива красного дерева, бархатные портьеры, колонны, буфеты… Всё то, что мы привыкли считать роскошью круизных кораблей прошлого столетия, можно отыскать здесь.

Гуляя по коридорам ледокола, я ловила себя на мысли, что примерно так выглядел и легендарный «Титаник»: конечно, здесь нет бального зала и роскошной парадной лестницы, как в фильме Джеймса Кэмерона, зато есть просторная столовая, умывальники прямо в каютах, а также огромная (по меркам корабля) ванная комната для высших чинов.

В некоторые каюты можно только заглянуть, но в несколько можно войти, чтобы осмотреть содержимое стола и шкафов. Здесь нет личных вещей моряков, зато есть навигационные приборы, бортовые дневники, карты, а также образцы формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *