Мост во владивостоке

Владивосток. Часть 1: мосты и панорамы

Владивосток часто сравнивают с Севастополем, Мурманском или Одессой. Но я бы сказал, роднит их только непохожесть на другие русские города. Друг с другом у них сходства ещё меньше: если на реках в нашей континентальной стране строили по векам наработанным шаблонам, то каждый морской город России — это эксперимент с формой. В прошлой части я рассказывал о судах и кораблях Владивостока, теперь же полюбуемся городом с моря, островов, сопок и, конечно же, МОСТОВ.
Между Владивостоком и Севастополем есть одно принципиальное различие: Севастополь стоит на разветвлённой бухте, а Владивосток — на разветвлённом полуострове. Более того: Севастополь — город на бухте, как ни взгляни, а вот положение Владивостока можно понимать по-разному в зависимости от масштаба карты. В ближайшем приближении он тоже стоит на бухте Золотой Рог, своё название вполне оправдывающей формой. Центр — как раз на сгибе рога с внешней стороны, главная в городе Светланская улица идёт над северным берегом, а Золотой мост пересекает бухту примерно там, где на карте к воде выходит цифра «3». Западнее бухты — длинный полуостров Шкота, переходящий в мыс Эгершельд, и так как второе название более звучное, я буду чаще использовать его. С юга — полуостров Чуркин, в который врезаются бухты Диомид, Улисс и Патрокл на проливе Босфор Восточный: большинство «греческих» названий здесь происходит от кораблей.
В следующем приближении вдруг оказывается, что всё это великолепие лежит на кончике полуострова Муравьёва-Амурского, у основания которого стоит город-спутник Артём с аэропортом Кневичи. За Босфором Восточным же — целый «домашний» архипелаг Императрицы Евгении. Первые три острова в нём обитаемы, и даже на карте прекрасно виден Русский мост через пролив.
Еесли же подняться ещё выше — то становится ясно, что Владивосток стоит в заливе Петра Великого, распадающемся здесь на Амурский и Уссурийский заливы по разные стороны полуострова. Амурский — меньше, тише и теплее, поэтому в основном город глядит на него. Уссурийский зато чище, поэтому по его берегу тянется владивостокская «ривьера». А на том берегу — городок Большой Камень, где раньше строили военные корабли, а теперь будут строить гигантские газовозы.
1а.

Но при этом длина полуострова Муравьёва-Амурского более 40 километров, ширина в той части, где он застроен от берега до берега — около 10 километров, так что с земли понять устройство Владивостока очень сложно. Сначала полюбуемся городом извне, то есть с сопок и пляжей Русского острова. Доминанта Владивостока — сопка Орлиное гнездо (209м), увенчанная телебашней. Правее — Золотой мост, который я покажу отдельно:
2.

Левее же хорошо видна Крестовая сопка на Эгершельде, на которой нет ни леса, ни домов. Скалистую вершину действительно венчает маленький крест, а у Советов были на неё другие планы: обычно Владик характеризуют «нашим Сан-Франциско», но кому-то в крайкоме, видать, был милее Рио-де-Жайнеро. По родившемуся в 1970-х годах замыслу на вершине Крестовой сопки, как Христос на горе Корковадо, должен был стоять колоссальный Ильич, указующий могучей дланью в океан. С реализацией проекта, однако провозились до Перестройки, а теперь вот тренды новые — кому-то в верхах пришла в голову идея более буквального косплея Рио. Обратите внимание на передний план — кадр снят не с Босфора Восточного, а с бухты Новик, вдающейся в остров Русский примерно на 80% его ширины. В 1899 году из неё прокопали канал к Босфору Восточному, прямо напротив устья Золотого Рога, где теперь контейнерный терминал:

3.

Крутые берега Эгершельда, поросшие высотками, как гусеница паразитическим грибом:
4.

По центру, правее двух свечек, видна Тигровая сопка у основания полуострова Шкота. С другой стороны Золотого Рога — полуостров Чуркин, «фасад» которого образует грузный мыс Голдобина меж Золотым Рогом и следующей бухтой Диомид:
5.

В этом безумном узоре берега даже башен управления движение судов целых две, и это для неподготовленного человека создаёт заметную путаницу: друг на друга они похожи, но расположены в совершенно разных местах. Вторая башня стоит на полуострове Назимова меж следующими бухтами Улисс и Патрокл:
6.

Над Улиссом — спальные районы, за которыми высится плосковерхая гора со звучным названием Холодильник:
7.

Над Патроклом — три трубы Владивостокской ТЭЦ-2 (1969-72, 437 МВТ — уровень большинства московских ТЭЦ), доминанта городского пейзажа со стороны Уссурийского залива, чью воду электростанция использует для охлаждения..
8.

Сам же Патрокл — пожалуй, самая живописная из бухт Владивостока, может быть потому, что город до её скалистых берегов едва-едва дошёл. Вот вид с Русского моста, на переднем плане мыс Иродова, а в самой бухте притаился «Быстрый» — второй после флагмана корабль Тихоокеанского флота:
9.

На той стороне Патрокла, на фоне Ливадийских гор и гигантской верфи в городке Большой Камень — узкий длинный полуостров Басаргина, больше похожий на остров, прицепившийся к берегу тонкой косой:
10.

Мечта каждого жителя и гостя Города Нашенского — побывать на этих антропоморфных скалах, известных здесь как Пять Пальцев:
11.

Но просто так попасть туда нельзя — начало полуострова занимает режимный институт гидроакустики, работающий конечно же по торпедам, подлодкам и военным кораблям. Тем не менее, вот рассказ про полуостров Басаргин аж в двух частях. На конце полуостров разветвляется, и скалы с кадра выше обращены вглубь Босфора Восточного, а мыс Басаргина с маяком (1957) и ведущим к нему верёвочным мостиком отмечает выход в Уссурийский залив. На той стороне синеют горы Сихотэ-Алиня, другим концом за 1000 километров отсюда выходящие к Ванино. Возможно, прямо по курсу Пидан (1333м), главная вершина Ливадийского хребта, на которой, якобы, обитает нечто наподобие «человека-мотылька» из американских страшилок. Впрочем, учитывая, что восхождение на Пидан — самый популярный туристический маршрут Приморья, привидеться гостям этой горы могло и не такое.
12.

Итак, посмотрев на город извне, зайдём в Золотой Рог. Открывает бухту кошка Токаревского. Хотя по мне так это не кошка, а крыса, или вернее её хвост — тонюсенькая коса от оконечности Эгершельда. У окончания её, на маленьком островке, доступном вброд, стоит Маяк (1910). Летом на него толпами ходит народ, а зимой на льду вокруг валяются нерпы и лают друг на друга громче всех собак.
13.

Чуть выше — ещё одна цепочка маяков Шкотовского створа (1910), почти как на главной улице в Ванино:
14.

Ни со стороны Чуркина, ни со стороны Эгершельда у Золотого Рога нет набережных — куда нужнее здесь портовые терминалы:
15.

Самые зрелищные из которых — угольные. В первую очередь благодаря гигантским пульверизаторам, не дающим едкой пыли разлететься на город:
16.

Перспектива Золотого Рога (вид с Чуркина) упирается в Корабельную набережную и центральную площадь Борцов За Власть Советов На Дальнем Востоке. По генплану 1965 года на ней должны были стоять две высотки — администрации Приморья и Дальневосточного пароходства. Первую, высотой 75 метров, построили лишь в 1983 году почти что над Транссибом, вторую же строить даже не начинали, и потому с 2011 года на её месте сооружается Спасо-Преображенский собор. Под высоткой видны колонны морского вокзала, большую часть которого закрывает паром, курсирующий в Южную Корею и Японию. За ним скрыт железнодорожный вокзал, конечная Транссиба, и последний тоннель великая магистраль преодолевает как раз под площадью. По центру видна мощная сталинка Дальрыбвтуза (1951) и фасады домов начала ХХ века, построенных немецкими купцами — Лангелитье, Даттаном, Кунстом и Альберсом. Под ними — катера «пригородного» морского вокзала, слева направо «Лотос», «Москва» и «Пассат». Всех их я показывал подробнее в прошлой части, как и военные корабли, оставшиеся за правым краем кадра.
17.

И легко подумать, что здесь — конец бухты и пахнущая ржавчиной стоячай вода, но нет. Золотой Рог круто поворачивает — прямо под Золотой мост. За мостом — сопка Буссе, не телебашней увенчанная, а радиовышкой, построенной там ещё до революции для нужд Владивостокской крепости:
18.

Идею вылепить из Владика «Советский Сан-Франциско» озвучил ещё Хрущёв в 1960-х годах в рамках проекта «догоним и перегоним Америку». За океаном на генсека, в душе оставшегося сельским парнем с донецкого завода, неизгладимое впечатление произвели небоскрёбы Нью-Йорка, у нас превратившиеся в Новый Арбат; кукуруза, у нас на десятилетия ставшая мемом, и холмистый Сан-Франциско на другой стороне Тихого океана. Но пейзаж на Босфоре Восточном был живописен и до всех городов, а главный атрибут «города в стиле диско» советским строителям повторить не удалось — конечно же, речь о мосте Золотые Ворота. Вообще, парадокс, но СССР очень плохо давались большие мосты — крупнейший советский мост (в Саратове) даже не превзошёл по длине крупнейшего царского моста (в Хабаровске), а из первой десятки самых длинных мостов России 8 были построены в постсоветское время. И есть среди них сложнейшие — например, 4-километровый мост на вечной мерзлоте на Ямале. Не очень понимаю, каким образом, но считанные годы спустя после разрухи 1990-х отечественное мостостроение вышло на такой уровень, какой и не снился Советам. Россия в этой отрасли в конце «нулевых» вплотную подошла к прорыву в число мировых лидеров — не по количеству, конечно (тут перед Китаем все равны), а по сложности и масштабу отдельных проектов. И повод построить «нашему Сан-Франциско» свои Золотые Ворота дал саммит стран Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС), который в 2012 году решили провести во Владивостоке. Площадку саммита было решено построить на острове Русском, а потом передать её под кампус Дальневосточного университета. А к острову Русскому от аэропорта Кневичи проложили на полсотни километров Гостевой маршрут — во Владивостоке это почти такой же устоявшийся термин, как в Ташкенте — Президентская трасса: прямая скоростная транспортная ось, близостью к которой в городе определяется благоустройство. В Ташкенте, правда, на трассе ещё и обрубили большинство въездов с боковых улиц, а во Владивостоке с его безумным рельефом проектировщикам и без того хватало забот — на пути Гостевого маршрута лежали сопки, проливы и бухты. С конца 2000-х годов в Городе Нашенском закипела Великая стройка:
19.

Первое её звено — наименее известный, самый простой, но вместе с тем и самый длинный (4,3 километра) Низководный мост, представляющий собой эстакаду из 80 пролётов над мелководными верховьями Амурского залива:
20.

В теории это кратчайший выезд из города к аэропорту Кневичи и трассе «автомобильного Транссиба», которую, кстати, замкнули между Читой и Хабаровском примерно тогда же — в 2010 году. На практике я не ездил по этому мосту ни разу — междугородние автобусы почему-то ходят по старой дороге через Трудовое и Артём. Низководный мост — это часть объездной, и от его окончания налево уходит извилистая дорога по незастроенным сопкам Уссурийского залива, а направо — улица Маковского и проспект 100-летия Владивостока к центру города.
21.

Где высится важнейший из тройки Золотой мост, название своё получивший вовсе не из-за стоимости, а из-за того, что проходит над Золотым Рогом. Над центром он нависает потрясающе эффектно, но из центра к мосту не так просто попасть — въезд на него куда выше по склону.
22.

Обща длина моста — 2,1 километра, и теоретически в нём 9 пролётов. Но здесь это не главное: за мостом в бухте стоит судоремонтный Дальзавод, а значит мост ни в коем случае не должен был помешать судоходству. Уложить эстакаду на множестве быков или подвесить один пролёт на высоту несколько десятков метров — это задачи, по сложности своей не сопоставимые. Главный пролёт Золотого моста имеет длину 737 метров, а висит в 60 метрах над водой. В пилонах необычной «растопыренной» формы — 225 метров, то есть они выше всех окрестных сопок, а потому по Светланке и по Чуркину неподготовленный человек ходит преимущественно с задранной головой. Сказывается и расположение в центре города — именно Золотой мост стал новой доминантой Владивостока. В пейзаж он вписался исключительно удачно — сложно поверить, что каких-то 10 лет назад его тут не было.
23.

Но главный логистически, по размеру Золотой мост не идёт ни в какое сравнение с Русским мостом, перекинутым через Босфор Восточный. Русский он опять же не от избытка национальной гордости, а потому что на остров Русский ведёт. Расположенный на окраине, он почти не попадает в городские панорамы, и во весь рост виден разве что с Эгершельда. Но масштаб… Масштаб его сверхчеловеческий, а потому необъясним без цифр.
24.

Полная длина моста опять же не очень-то велика — 3100 метров. Но уникален Русский мост своим центральным пролётом в 70 метрах над водой, даже не одним из самых длинных, а просто самым длинным в мире среди вантовых мостов — 1104м. Правда, есть ещё десятка два более длинных пролётов у висячих мостов, в том числе мировой лидер Акаси-Кайкё (1991м) в Японии и те самые Золотые Ворота (1280м) в Сан-Франциско. Но вантовые мосты мощнее и надёжнее — их не пошатнуть ветром и не прогнуть избыточной нагрузкой в одном месте. Недостаток же у вантовых мостов по сути один — длину их пролёта ограничивает высота пилонов:
25.

Высота пилонов Русского моста — 321 метр, и на момент постройки они уступали лишь пилонам виадука Мийо во Франции (343м), перекинутого, впрочем, не через пролив, а через глубокую долину небольшой речки. В 2016 году мост на Босфоре Восточном потеснил на третье место ещё и мост Султана Селима Грозного на настоящем Босфоре, да и то всего на один метр. В бывшем СССР выше этих пилонов лишь несколько небоскрёбов Петербурга и Москвы, телебашни столиц, парочка металлических вышек да десяток заводских труб. Но в общем погоня за рекордами пустое дело — размер моста определяется в первую очередь размером преграды, а владивостокскими гигантами могла бы гордиться абсолютно любая страна.
26.

Масштаб Владивостокских мостов под сомнение поставить не получилось, кажется, ни у кого — хоть с СССР сравнивай, хоть с Европой или Китаем. По затратам Золотой и Русский вышли существенно дороже большинства эстакадных или висячих мостов, но среди вантовых их цена опять же на мировом уровне — 2,5 миллиарда долларов за весь Гостевой маршрут, то есть примерно по миллиарду за каждый. Мост Селима Грозного вышел чуть дешевле, а мост Сутун (второй по длине пролёта среди вантовых) в Китае — в полтора раза дороже. Поэтому самый спорный вопрос — нужность. Русский мост ведёт практически в тупик, через десяток километров заканчивается даже асфальтовая дорога, а демография во Владивостоке не такая, чтобы город попёр строиться за пролив. ДВФУ — тоже не такого значения вуз, чтобы ради него одного городить один из лучших мостов мира. В общем, относительно нужности Русского моста у меня правда есть сомнения, а вот Золотой мост очень сильно разгрузил городские магистрали от пробок и для жителей мрачного Чуркина стал спасением: объезжать бухту можно и час, мост же переносит в город за считанные минуты. Как бы то ни было, в самом Владивостоке из встреченных мне людей нужность мостов, по крайней мере Золотого, не ставил под сомнение никто. Свои мосты в Городе Нашенском любят:
27.

Есть и ещё один важный момент — опыт. Для отечественного строительства эти мосты стали выпускным экзаменом, свидетельством возможности построить мост любой сложности. Если бы проект провалился (не в прямом смысле слова, конечно) и превратился в долгострой, это было бы обидно и позорно, но на практике не очень-то критично. В Крыму позволить себе фиаско после всех громких слов о мосте Россия уже не могла, но начиная проект, уже знала, что он нам по силам… При этом на Владивостокских мостах разорился «Мостовик» из Омска, похоронив таким образом и Омское метро. Но сами специалисты никуда не делись, а ресурсов и компетенции России хватает пока что, кажется, на одну такую стройку единовременно. Из Владивостока мостострой отправился сначала в Сочи, потом в Крым, а в общем ждут большого моста у нас сейчас три места — Салехард, Сахалин и Якутск.
27а.

С мостов открываются отличные виды, но сначала отправимся к смотровым площадкам. Самая известная из таковых находится на склоне (не вершине!) Орлиного Гнезда, в старом кампусе ДВФУ, с момента моей поездки окончательно переехавшего на Русский. Эти кадры уже исторические — зимой начался снос корпусов, и разве что памятник Кириллу и Мефодию не тронут:
28.

Вот он, самый канонический вид Владивостока. Устье Золотого Рога, длинный тонкий Эгершельд, Чуркин с обоими мостами (у левого края кадра — не труба, а пилон), остров Русский на заднем плане и синие горы Хасанского района за блестящим Амурским заливом.
29.

Центр поближе. Обратите внимание на перемену — когда снимался кадр выше, заканчивались учения «Восток-2018», и эти же корабли несколькими днями ранее мы видели в Татарском проливе близ Холмска. Морское судно — штука покрупнее иных домов, а потому пейзаж владивостокских берегов меняется непрерывно. Тут в кадре флагман «Варяг» и новый корвет «Совершенный» (либо «Громкий»), построенный в 2012-17 годах в Комсомольске-на-Амуре. О «Варяге» и «Быстром» (с кадра №9) я рассказывал в прошлой части, а на 33-м причале у самого центра — их дом. Ниже «Варяга» виден музеефицированный старичок «Красный Вымпел» (1910) и маленький Флотский храм Андрея Первозванного (2005). Левее — высотка «Хаятт»: два отеля начали строить к саммиту АТЭС-2012, но не успели в срок, и теперь это местные долгострои: покупать их никто не хочет, зато деньги за содержание и ремонты капают, частично попадая в кого надо карман. На Шкота же хорошо видны Крестовая сопка и товарная часть станции Владивостока, практически официальный конец Транссиба (хотя фактически я бы сказал, что таковой стоит искать в Находке).
30.

Центр скрыт за краем сопки, сюда заглядывая лишь собором у площади. Выше строится первый на Дальнем Востоке небоскрёб — 45-этажный «Аквамарин». Начинали стройку, по словам местных, китайцы, но пройдя самый сложный этап и переняв опыт, наши их благополучно выжали, уверен, создав этим симметричные проблемы каким-нибудь коллегам в Поднебесной. Слева в кадре привокзальная площадь — Морской вокзал (1959-66) у берега, железнодорожный вокзал (1909-11) за ним и почтамт 1970-х годов на месте штаба Владивостокской крепости.
31.

Эта часть города лучше видна с Золотого моста — только снимать её можно лишь на ходу из окна автобуса: пеший проход по мосту закрыт, а из машины обзор закрывают заграждения. Но высота даже так впечатляет, и не ясно, едешь ты или летишь?
32.

Особенно эффектны виды в самом начале моста. Вот например Светланка — её меньшая, но самая красивая часть близ площади. Слева за собором — ближайшая к центру Тигровая сопка и грандиознейший сталинский дом (1936-39), всему Владивостоку известный, почему-то, как Серая лошадь.
33.

На Светланке же как будт опрямо под мостом, а на самом деле в двух кварталах от него хорошо заметно высокое голубое здание с колоннадой на углу. Оно строилось в 1909-11 годах как штаб Сибирской флотилии (то есть — Тихоокеанского флота), но из-за революции так им и не стало. До постройки высотки тут обитала администрация Приморья, затем — комсомол, а ныне и вовсе банк. Левее — торговый дом Чурина (1916), крупнейшего во Владивостоке тех лет русского купца, так что даже в Харбине хлеб а-ля рюсс называют чуринским. Бетонный корпус напротив — конструктивистский Дом офицеров Тихоокеанского флота (1933)… но впрочем, приметных зданий на Светланке столько, что прогулка по ней не влезет в один пост. Сейчас нам интереснее устройство города — следующая улица проходит выше крыш предыдущей:
34.

Золотой мост выводит на Чуркин, и отсюда сам смотрится роскошнее всего:
35.

Слева от его пилонов просматривается унылое здание Драмтеатра имени Горького (1975) и сталинка Городской думы (1955). Поставили её что надо — пешком я к этой башне не подходил ни разу, но издали видел, кажется, чаще любого другого владивостокского здания.
36.

Теперь вернёмся на смотровую площадку и пойдём взглядом выше по Золотому Рогу. Под площадкой — верхняя станция фуникулёра, построенного в 1962 году по личному распоряжению Хрущёва: для косплея Сан-Франциско это определённо было проще, чем подвесной мост. Первоначально основной ролью фуникулёра была доставка студентов меж разными площадками ДВГУ на склоне, но сейчас его основной контингент — туристы. В начале нашей поездки он работал, но через считанные дни закрылся на ремонт, надеюсь что не «вялотекущий».
37.

За фуникулёром прекрасно виден Дальзавод, пущенный в 1887 году. Он в общем и дал жизнь Тихоокеанскому флоту: прежде корабли отсюда приходилось гонять на ремонт в порты иностранных колоний, до которых путь был куда ближе, чем до Европейской России, но тоже далёк. Дальзавод исправно работает и ныне, и например «Бурный» (систершип «Быстрого») сидит в его доке с 2005 года. Впрочем, у судов, зашедших сюда в не столь давние времена, ремонт проходит гораздо быстрее. А исторический центр завода у старейших краснокирпичных корпусов недавно переделали в очаровательную набережную Цесаревича Николая — получилось не хуже московских Красного Октября или Нескучного сада.
38.

Посмотрим выше по берегу. Ласточки внизу, как и леопарда на торце корпуса над смотровой площадке — не случайность: стрит-артом Владивосток вообще богат. Обратите внимание на два храма — кирху Святого Павла (1907-09) внизу справа и костёл Богородицы (1909-21) вверху слева: Владивосток, как Одесса или Астрахань, отличался редкой в Старом свете многонациональностью. Самыми многочисленными были выходцы из Китая, Японии и Кореи, но самым влиятельными — немцы и американцы. При этом гости с запада жили больше в восточной части центра, а гости с востока — в западной. Хотя слишком уж условны эти понятия там, где солнце садится за китайские сопки, а Америка на востоке за линией перемены дат.
39.

Зато армяне вездесущи, солидная их община была в своё время даже в Сингапуре, так что не удивительно, что Владивостоке у подножья новых башен-близнецов стоит армянская церковь Сурб-Геворк (1909). А вот мечети здесь нет до сих пор, и кажется, даже до революции не было.
40.

Отдельный жанр владивостокских сюжетов — вид сквозь ванты. На костёл, например:
41.

Или на трубы ТЭЦ-2:
42.

Оба прошлых кадра сняты со Шкота. Тот, где трубы — с Тигровой сопки, вершина которой, увы, заросла:
43.

Вид на костёл же я снял с Эгершельда, с Токаревской сопки практически у маяка. Вид на Золотой мост с кадра №18 — тоже отсюда, а вот поймать одним кадром оба берега узкого длинного полуострова у меня так и не получилось.
44.

Берег Амурского залива живописно изрезан, в бухтах чередуются промзоны и марины, а замыкает перспективу основанная в 1911 году ТЭЦ-1 с одинокой высокой трубой. Район за ней — окраина, но окраина престижная и потому интенсивно строящаяся:
45.

А вот так сам Эгершельд выглядит с Русского моста, под который по глади Босфора Восточного готовится зайти ближайшее судно:
46.

Думаю, на карте из начала поста вас должна была озадачить подпись «сопка Холодильник». Да, во Владивостоке правда есть такая гора, высшая точка в границах городской застройки (258м), своё нынешнее название получившая из-за холодильных погребов Владивостокской крепости. Крепость эту искать не стоит — она пронизывает город и острова десятками объектов, часть из которых музеефицированы, часть заброшены, а часть по-прежнему используются по прямому назначению. Строительство её началось в 1889 году, а особенно активизировалось после русско-японской войны: морской державой стать России так и не удалось, но вместо мощнейших в мире флотов мы строили мощнейшие в мире береговые крепости. Аналогичным образом и сейчас Россия не может выставить таких воздушных армад, как главный «вероятный противник», но самым бесспорным лидерством из всех видов оружия обладает именно в средствах ПВО. В ту же Крымскую войну непобедимые на море англичане даже не пытались подойти к Петербургу — считалось, что с моря его взять невозможно. Но Петербургская крепость к началу ХХ века успела устареть, и к 1910-м годам именно Владивосток был самым укреплённым от морских атак портом мира. Однако и интервенты в 1918-м, и большевики в 1922-м занимали город без боя, войны Владик знал лишь криминальные в 1990-х годах, так что не сделала крепость ни единого боевого выстрела и тем более ни один снаряд по ней не прилетел. О крепости у меня будет пара постов, но выделить её из города откровенно сложно:
47.

С Холодильника, меж тем, от стоящих на склоне орудий, открываются свои роскошные виды. Другая сторона Орлиного Гнезда за промзоной у станции Первая Речка:
48.

Русский мост рафинировано грандиозен:
49.

А это просто Владивосток как он есть — сопки делают красивыми даже советские микрорайоны делают красивыми, но жить на них ужасно неудобно:
50.

Со стороны Уссурийского залива город постепенно растворяется в сопках. По долине Первой речки, к остаткам заводам с говорящим названием «Дальхимпром» тянется промзона. Через долину же в 1972 году был перекинут Рудневский мост необычной вогнутой формы. Его архитектор ещё до окончания строительства был арестован, а вот почему и как — мнения владивостокцев расходятся: то ли за нарушения в проекте, то ли по ложному обвинению в нарушениях, которые в последствии уже на самом деле понаделали преемники. Как бы то ни было, мост считался опасным и всё советское время был закрыт. В 1993 году, когда город заполонили «праворукие японки», Виктор Черепков (местный Колоритный мэр) волевым решением открыл проезд по «горе-мосту». С тех пор от моста периодически то кусок от него отвалится, то опора треснет, и порой мост закрывается надолго, но рано или поздно всегда вновь открывается — ведь пробки во Владивостоке достойны московских. При одном из закрытий выяснилось, что у Рудневского моста даже хозяина не было, юридический статус у него был примерно как у накатанных колей посреди поля. В 2012 году, однако, город взял мост на баланс, и видимо привёл в порядок — сейчас по нему ездят исправно.
51.

Дальше — огромный для черты города карьер стройматериалов, разрабатывающийся с 1970-х годов. На другой стороне Первой речки, в районе, известном владивостокцам как Луговая, блестит Зелёный угол — рынок подержанных японских машин. То есть по сути дела место, где формировалось постсоветское лицо Дальнего Востока, его идентичность. Ведь если Дальний Восток от России отделится — то на гербе его, вне всяких сомнений, будет Правый руль! Зелёный угол, конечно, после всех автопошлин и рублевых обвалов уже не тот, но всё ещё чрезвычайно колоритен, и мы туда дойдём в одном из дальнейших постов.
52.

А вот так Холодильник выглядит «со спины», с музеефицированного Седьмого форта на сопке Торопова (168м):
53.

Самый интересный вид отсюда открывается на север, на низководный мост с кадра №19. Однако и центр просматривается самобытно:
54.

Вид вдоль Амурского залива через бухту Кирпичного Завода. За трубой ТЭЦ-1 — остров Русский, хорошо заметен выход из узкой бухты Новик:
55.

Самые же высокие сопки Владивостока тянутся хребтом вдоль объездной, напрямик соединяющей Низководный мост с Русским. Вот скажем вид с горы Попова (426м), увенчанной Третьим фортом Императрицы Екатерины. Здесь хорошо видно всё обилие сопок:
56.

За трубами ТЭЦ-2 блестит гигантская ракушка Океанариума. Он открылся уже существенно позже саммита АТЭС, но удался на славу — мы запросто там провели целый день. Про Океанариум будет отдельный пост, причём в главе уже не Владивостока, а Приморья.
56а.

А вдаль по заливу Петра Великого уходит в марево архипелаг Императрицы Евгении. За Босфором Восточным — Сапёрный мыс Русского острова, за длинной бухтой Новик — его основная часть. Дальше — остров Попова, скрывающий за своей парой вершин остров Рейнеке, а вдалеке какие-то другие, уже не обитаемые острова.
57.

В следующей части — про общий колорит Владивостока, теперь не в панорамах, а в деталях.
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК-2018
Сахалин и Курилы. Обзор поездки и оглавление №1.
Приморье и Приамурье. Обзор поездки и Оглавление №2.
Дальневосточная кухня (и колорит). Морепродукты.
Дальневосточная кухня (и колорит). Дикоросы и импорт.
Сахалин — см. оглавление №1.
Курилы — см. оглавление №2.
Владивосток
Суда Владивостока.
Виды и МОСТЫ.
Широта крымская, долгота колымская. Общий колорит.
Вокзал и набережная.
Светланка.
Центр — запад.
Центр — восток.
Миллионка и Японский квартал.
Эгершельд.
Луговая и Чуркин.
За Первой речкой.
Владивостокская крепость. Музейное.
Владивостокская крепость. Руинное.
Остров Русский. Кампус.
Остров Русский. Дальняя часть.
Остров Попова.
Приморье
Общее о регионе.
Живой мир Приморья. Океанариум.
Живой мир Приморья. Сафари-парк.
Хасанский район. Славянка.
Хасанский район. Мыс Гамова.
Хасанский район. Краскино и Хасан.
Большой Камень.
Находка и Врангель.
Чистоводное.
Кавалерово и Ольга.
Дальнегорск и Рудная Пристань.
Уссурийск. Общий колорит.
Уссурийск. Центр.
Уссурийск. Разное.
Уссурийск. Утёсное.
Спасск-Дальний.
Приамурье
Хабаровск. Общий колорит.
Хабаровск. Амурский утёс.
Хабаровск. Улица Муравьёва-Амурского.
Хабаровск. Дома и улицы.
Хабаровск. Мост и База КАФ.
Биробиджан.
Благовещенск. Набережная Амура.
Благовещенск. Старый город.
Благовещенск. Промзона Зеи.
Благовещенск. Окраины.
Приграничный Китай
Фуюань. По Амуру на «Полесье».
Фуаюнь. Китайцы у себя дома.
Фуюань. Город.
Фуюань. Площадь Солнца.

Какой мост во Владивостоке круче?

Горожане рассказали, какой мост им нравится больше

12:06, 12 апреля 2019 Общество

Фото: Александр Хитров, РИА VladNews

Владивосток словно всегда был с мостами через бухту Золотой Рог и на остров Русский. Многие горожане с трудом вспоминают, что когда-то их не было. Какой мост больше всего нравится жителям дальневосточной столицы, выяснил корреспондент РИА VladNews.

Большая часть опрошенных владивостокцев проголосовала за то, что мост на остров Русский им нравится намного больше, чем мост через бухту Золотой Рог.

Согласно исторической справке, этот мост на остров Русский является вторым в мире по высоте пилонов — после виадука Мийо во Франции (343 метра — выше Эйфелевой башни). Ему же принадлежит и мировой рекорд по длине пролета вантовых мостов — 1104 метра.

«Я помню, что было сложно до моста, но насколько — уже забылось. Сейчас мы за двадцать минут добираемся до города с острова и счастливы. Кажется, что этот мост всегда был у нас, хотя он не так давно построен» — сказала жительница острова Русский Марина.

«Мост на Русский гораздо длиннее, больше, Золотой мне кажется обычным мостом».

«Круче на Русский, потому что оттуда теперь легко добираться. С Чуркина не было особых проблем с дорогой».

«Золотой мост дал главную пользу в том, что район Чуркин облагородился и стал более цивилизованным. Но для меня лично мост на Русский — самый лучший, длинный, романтичный, с такими шикарными видами, что каждому туристу по нему надо проехать несколько раз».

«Для меня мост на Русский круче даже Крымского».

Напомним, мост через бухту Золотой Рог и на остров Русский были построены к саммиту АТЭС-2012.

Во Владивостоке без осадков, +17°C

Местами в крае пройдут кратковременные дожди

сегодня, 08:29

Часть Владивостока останется без света 7 июня

Время проведения плановых работ с 9:00 до 17:00

сегодня, 08:33

Пять авиарейсов вылетают из Владивостока с задержкой

Изменения в расписании

сегодня, 08:40

Восемь междугородных рейса из Владивостока отменены 7 июня

В расписании владивостокского автовокзала произошли изменения

сегодня, 08:42

Во Владивостоке телефонные мошенники представлялись сотрудниками полиции

Злоумышленники предстанут перед судом

сегодня, 09:30

История

Идея строительства моста через Золотой Рог была выдвинута ещё в конце XIX века. В разное время её реализации мешали русско-японская война, Первая мировая, революция, Вторая мировая война и перестройка.

В 1959 году Никита Сергеевич Хрущёв выдвинул лозунг сделать Владивосток городом лучшим, чем Сан-Франциско. В 1969 году мост был включён в генеральный план застройки города, но так и не был построен.

30 декабря 2005 года губернатор Приморского края Сергей Дарькин подписал постановление «О строительстве моста через бухту Золотой Рог», и через 9 месяцев были оглашены итоги тендера на проектирование. Проект мостового перехода был разработан в 2007 году консорциумом проектировочных организаций OAO «Ленгипротранс», ЗАО «Гипростроймост — Санкт-Петербург», Приморгражданпроект (Владивосток) и Leonhardt, Andre und Partner (Германия). ЗАО «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» является генеральным проектировщиком всего объекта, включая вантовый мост, тоннель и транспортные развязки.

18 июня 2008 года были подведены итоги конкурса на строительство моста. Генеральным подрядчиком стала Тихоокеанская мостостроительная компания (ТМК), субподрядчиками — Дальмостострой, Примавтодор и ряд других организаций. Строительство моста, разбитое на шесть этапов, шло параллельно с созданием рабочей документации. Сдача объекта принимающей комиссии состоялась в 2012 году.

25 июля 2008 года: началось строительство туннеля под площадью фуникулёра для въезда на мост со стороны ул. Гоголя. Длина туннеля составит 250 м, высота — 5,7 м, ширина — 2 × 9 м (по две полосы в обе стороны, направления движения разделены сплошной бетонной стеной).

  • Площадь фуникулёра, 20.08.2005

  • Начало строительства, 08.08.2008

  • Бетонирование туннеля, 15.10.2008

5 августа 2009 года: для опор путепровода моста через Золотой Рог во Владивостоке пробурена первая скважина.

10 сентября 2009 года: мостовики начали бетонирование первого пилона моста через бухту Золотой Рог.

17 ноября 2009 года: на проектную высоту выведены седьмая и шестая опоры моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, расположенные со стороны центра города. Продолжается укладка бетона в пилоны-близнецы — это самые высокие опоры (№ 8, 9), находящиеся на противоположных сторонах бухты Золотой Рог. Мостостроители приступили к установке главных ригелей на временные опоры, на которые будет надвигаться пролётное строение моста.

14 января 2010 года: первый пилон моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке, который строится в районе 36 причала, достиг высоты 40 метров.

28 февраля 2010 года: примерно в 6 часов утра произошло возгорание опалубки опоры № 9 (пилон) со стороны мыса Чуркина. Предположительно причиной пожара могли стать тепловые пушки, поддерживающие температурный режим.

12 декабря 2011 года: в 20:09 произошло возгорание бетонируемой опалубки, огонь быстро охватил конструкцию, площадь пожара составила примерно 500 квадратных метров. Пожару присвоили наивысшую третью степень для строящихся объектов, пожар удалось локализовать в 2 часа 41 минуту 13 декабря. Жертв и пострадавших нет.

14 апреля 2012 года: была установлена центральная секция моста, соединившая его северную и южную части.

28 апреля 2012 года: в 14:30 была завершена сварка заключительного шва на пролёте моста.

11 августа 2012 года: в 11:00 состоялась торжественная церемония открытия моста через бухту Золотой Рог.

С 2012 года по мосту в течение трёх лет осуществлялось движение пешеходов. Однако по заявлению прокуратуры Приморского края суд признал недействующим приказ департамента дорожного хозяйства администрации Приморья, разрешающий пешеходное движение по мосту через бухту Золотой Рог, и с 18 августа 2015 года пешее передвижение по мосту было запрещено. Было, в частности, сказано, что приказ, разрешавший движение пешеходов, противоречил федеральным законам о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, Градостроительному кодексу РФ, поскольку пешеходное движение по объекту не предусмотрено проектной документацией моста, и фактически осуществлялось по технологическим проходам шириной до 0,75 м, предназначенным только для обслуживания моста Отмечалось также, что мост закрыли для пешеходов после плановой проверки совместно с ФСБ.

Параметры

Строительство моста через бухту Золотой Рог, 15.01.2012 г.Строительство туннеля для въезда на мост через бухту Золотой Рог, 15.10.2008 г.

Мост через бухту Золотой рог во Владивостоке построен из российской стали, собранной в блоки на Находкинском судоремонтном заводе. Ванты для сооружения изготовила французская фирма «Фрейссине Интернасьональ энд Компани».

  • Длина моста — 1388,09 м.
  • Протяжённость мостового перехода по основному створу — 2,1 км.
  • Схема мостового перехода 49,98+2×90+100+737+100+2×90+41,94 м в виде вантового двухпилонного пролётного строения. Ванты расположены веером.
  • Число полос движения — 6.
  • Габарит проезжей части 9,5+1+9,5+2×4,25 м.
  • Подмостовой габарит по высоте — 64,25 м. Это даёт возможность свободно проходить под мостом любым крупным судам.
  • Главный пролёт — 737 м.
  • Высота пилонов от уровня ростверков — 226,25 м.
  • Размеры железобетонной плиты под пилон — 36×64×12 м.
  • Всего длина эстакад, подходов — 331,2 м.
  • Габарит — 9,65×2+0,7×2 м.
  • Ветровая нагрузка (способность выдерживать порывы ветра до определённой скорости) — до 47 м/с.
  • Сейсмическая нагрузка (способность выдерживать землетрясения до определённого балла) — 8 баллов.

Проектом предусмотрено строительство автодорожного тоннеля под четыре полосы движения — две полосы в прямом направлении и две — в обратном. Длина тоннеля — около 250 м. Между направлениями движения сплошная общая стенка. Габарит проезда по ширине каждого направления — 9,0 м, по высоте — 5,7 м. Сооружён открытым способом.

Заявленная стоимость строительства — 17 906 695 348 руб. в текущих ценах 2011 года. 19 877 200 000 рублей, что соответствует примерно $605 000 000 — общий объём финансирования на 2012 год (по информации ЗАО «ТМК»).

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Колюшев И.Е. Визитная карточка Владивостока // Дороги. Инновации в строительстве : журнал. — Санкт-Петербург, 2011. — № март.
  2. Во Владивостоке открыли два скандальных моста к саммиту АТЭС. NEWSru.com (28 апреля 2012). — Во Владивостоке 11 августа 2012 года открыли сразу два новых моста — через бухту Золотой Рог и Амурский залив. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  3. 1 2 Открыт мост через Золотой Рог. Российская газета (11 августа 2012). — В 11 часов утра состоялась торжественная церемония открытия моста. Дата обращения 14 августа 2012.
  4. Мост через бухту Золотой Рог открыт (Фото). vladtime.ru (11 августа 2012). — Строительству моста в своё время мешали русско-японская война, Первая мировая война, революция, перестройка и развал СССР. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  5. 1 2 Во Владивостоке соединён мост через бухту Золотой Рог (ФОТО, ВИДЕО). NewsVL.ru (14 апреля 2012). — 14 апреля 2012 года рабочие осуществили подъём замковой панели. Впереди сварочные работы. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  6. Автомобильные дороги, 09-2009
  7. Дальневосточный капитал (журнал), № 6 (106), Июнь 2009
  8. Дальневосточный капитал (журнал), № 4, Апрель 2009
  9. Комсомольская Правда Владивосток, 19-26 октября 2006 г.
  10. Во Владивостоке начинается строительство моста через бухту Золотой Рог (Приморье). REGNUM (24 июля 2008). — C 25 июля 2012 года официально начинается строительство моста через бухту Золотой Рог. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  11. Началась активная фаза строительства моста через бухту Золотой Рог (ФОТО). NewsVL.ru (25 июля 2008). — Сегодня в районе кольца фуникулера строители начали вскрытие скальной породы и прокладку тоннеля. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  12. Для опор путепровода моста через Золотой Рог во Владивостоке пробурена первая скважина. // primamedia.ru. Дата обращения 10 октября 2012. Архивировано 21 ноября 2012 года.
  13. Пилон моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке «подгорел». PrimaMedia.Ru (4 марта 2010). — Причиной пожара мог стать выход из строя обогревающих приборов. Дата обращения 27 апреля 2010. Архивировано 4 апреля 2012 года.
  14. Строящийся мост для саммита АТЭС горит во Владивостоке. Neva24.ru (14 августа 2012). — Во Владивостоке уже несколько часов горит опалубка моста через бухту Золотой Рог. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  15. Строители во Владивостоке завершили стыковку моста через бухту Золотой Рог. Интерфакс (28 апреля 2012). — Строители моста завершили сварку по закреплению центральной панели. Дата обращения 14 августа 2012.
  16. Строители моста через Золотой Рог завершили сварку «золотого шва» (ФОТО). NewsVL.ru (28 апреля 2012). — С помощью робота-полуавтомата строители закончили сварку последних 15 сантиметров «золотого шва» моста. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  17. Суд запретил ходить пешком по Золотому мосту во Владивостоке
  18. Приморцы и туристы возмущены закрытием Золотого моста для пешеходов на YouTube
  19. 28.08.2015. Золотой мост закрыт. Часть 1 на YouTube
  20. 28.08.2015. Золотой мост закрыт. Часть 2 на YouTube
  21. Программа «Сталкер» от 29.08.2015 на YouTube
  22. Золотой мост во Владивостоке закрыли для пешеходов после плановой проверки совместно с ФСБ
  23. Цену строительства моста во Владивостоке завысили на 889 млн рублей. Коммерсантъ (20 августа 2014). Дата обращения 1 августа 2015. Архивировано 23 августа 2014 года.
  24. Руководители «ТМК», строившей Золотой мост и космодром «Восточный», признались в хищении 100 млн рублей. Росбалт. Дата обращения 31 марта 2016.
  25. Жители Владивостока приняли участие в обсуждении названия моста через бухту Золотой Рог (недоступная ссылка). Пресс-служба администрации Владивостока (20 октября 2010). Дата обращения 1 августа 2015. Архивировано 1 августа 2015 года.
  26. Вантовые мосты Владивостока получили официальные названия. Издательская компания «Золотой Рог» (5 сентября 2012). Дата обращения 1 августа 2015. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  27. Долгожданные мосты Владивостока получили имена. Пресс-служба администрации Владивостока (4 сентября 2012). Дата обращения 2 августа 2015. Архивировано 31 мая 2014 года.
  28. 1 2 Глава Владивостока Игорь Пушкарев поздравил горожан с замыканием моста через Золотой Рог. Primorye24.ru (16 апреля 2012). — Мост строился из стальных блоков на Находкинском судоремонтном заводе, ванты изготовила французская фирма «Фрейссине Интернасьональ энд Компани». Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.
  29. 1 2 35м/с — для моста предел. vladtime.ru (14 августа 2012). — Согласно проекту, мост может выдержать сильную ветровую нагрузку – до 47 м/с, и серьезную сейсмическую нагрузку – порядка 8 баллов. Дата обращения 14 августа 2012. Архивировано 18 августа 2012 года.

Вантовые мосты во Владивостоке

Парящие в воздухе вантовые исполины Владивостока, словно ажурные кружева, украшают побережье столицы Приморского края, претендуя на роль главного символа города и архитектурного чуда XXI века.

Подвесные мосты сами по себе сложные в техническом исполнении конструкции, поскольку сооружаются не на традиционных быках, устанавливаемых на дне водоёма через определённое количество метров: их дорожное полотно крепится стальными тросами – вантами к одной либо нескольким мощным железобетонным опорам – пилонам, расположенным на берегах водоёма или противоположных сторонах другого природного препятствия. По сравнению с висячими мостами, у которых дорожное полотно посредством вертикальных стальных канатов подвешено к основному несущему тросу, вантовые же обеспечивают большую неподвижность дорожного полотна. Ванты у них протянуты непосредственно к верхушке пилона, если предусмотрен классический или веерный вид моста, либо крепятся поочередно, спускаясь от вершины пилона вниз – в стиле арфы.

Необходимость сооружения моста через пролив Босфор Восточный, отсекающий от материковой части Владивостока остров Русский, возникала, начиная с 30-х годов прошлого столетия, а идея строительства моста через бухту Золотой Рог для улучшения транспортного сообщения между отдалёнными городскими районами озвучивалась ещё в конце позапрошлого века.

Однако реализация этих проектов так и не состоялась по разным причинам: мешали войны – Русско-японская, Первая и Вторая мировые, революция, затем сложности восстановления народного хозяйства после разрушения, позже – перестройка.

Решение о начале строительства принято в администрации губернатора Приморского края лишь в конце 2005 года, строительные работы начались в 2008 году, а их окончание предполагалось осуществить к проведению саммита АТЭС в 2012 году.

Успешная сдача вантовых мостов в эксплуатацию состоялась в августе 2012 года. По многим техническим показателям уникальные сооружения приморской столицы превосходят подобные конструкции в мире. Свою главную задачу сооружения выполняют, не усложняя судоходство по проливу и бухте, не мешая деятельности пассажирского порта, Первомайского судоремонтного завода, частей военно-морского флота.

Ещё с тех времён, когда Владивосток представлял собой небольшое поселение на берегу бухты Золотой Рог, попасть на казалось бы близкую соседнюю улицу оказывалось сложнее, чем в обычном посёлке на равнине, а чтобы обогнуть бухту по периметру, порой уходило около месяца. Но, памятуя заветы Великого Петра, о мосте даже речь никто не заводил: соединив берега, облегчили бы проникновение врага на материк. Лишь с развитием торговли в конце XIX века впервые появилась потребность ускорить доставку грузов через бухту, но красавец-мост возник в центре Владивостока только спустя более чем столетие, разгрузив наконец-то от пробок Светланскую улицу и украсив мыс Чуркин и Корабельную набережную необычными конструкциями пилонов в виде символа победы – римской буквы V.

Проектированием занимались высококвалифицированные специалисты из Германии, Санкт-Петербурга, Дальнего Востока, а сооружение всего комплекса вместе с транспортной развязкой и туннелем осуществляла Тихоокеанская мостостроительная компания вместе с субподрядчиками – Примавтодором, Дальмостостроем и другими организациями.

Золотой мост отличился большинством своих технических показателей, которые превосходят параметры известных вантовых мостов мира. Протяжённость конструкции достигла 1388 м, высота пилонов превышает 200 м, длина центрального отрезка особенно внушительна – 737 м, а подмостовой габарит один из наибольших в мире – 65 м и способен пропустить даже крупнотоннажные океанские суда. По мосту тянутся шесть полос для движения автотранспорта и пешеходная дорожка. Сооружению не грозят землетрясения до 8 баллов и шквальные ветры, характерные для Владивостока, скоростью до 47 м/с, а ванты, изготовленные французской фирмой «Фрейссине Интернасьональ энд Компани», гарантированно способны прослужить 100 лет.

Украшенный подсветкой, Золотой мост в ночное время с высоты птичьего полёта напоминает формой сияющий рог, символично подчеркивая своё географическое месторасположение. Воздушный, парящий над волнами бухты, мост – настоящая гордость владивостокцев и любимое место для фотосессий туристов и жителей города.

Достопримечательности рядом с Золотым мостом

V-образные пилоны с вантовой паутиной видны из самых отдалённых уголков приморской столицы. Осмотр Золотого моста часто совпадает с обзорной экскурсией по Владивостоку.

Многие гости города совмещают прогулку по Корабельной набережной, любуясь удивительным строением, с посещением основных достопримечательностей побережья: скульптурного памятника в честь Основателей Владивостока, мемориала боевой славы Тихоокеанского флота с башней Т-34, корабельным орудием и маячным колоколом. По дороге в Адмиральский сквер любуются золочёными куполами Часовни Андрея Первозванного, осматривают скульптуру Ильи Муромца и Арку цесаревича Николая.

Туристы с детьми посещают Выставочный центр и Театр кукол, расположенные совсем рядом в Светланском переулке, а также знакомятся с экспозицией Музея Тихоокеанского флота в Матросском сквере, минуя памятники Морякам торгового флота, Адмиралу Невельскому и Экипажу шхуны Крейсерок.

Известная достопримечательность мыса Чуркин на противоположном берегу – современное здание Государственного театра оперы и балета, названное недавно Приморской сценой Мариинского театра. Для оформления его залов использовались только натуральные материалы, создающие особенную объёмную акустику во время концертов классической музыки и оперных спектаклей.

Русский мост

Многие десятилетия остров Русский оставался закрытым для обычных граждан в связи с размещением на нём военного объекта. Только к середине 90-х годов прошлого столетия чистые пляжи стали доступны жителям и гостям Владивостока. Однако путешествие на пароме или зафрахтованном катере занимало довольно продолжительное время – от 40 минут до 2-х часов в зависимости от той точки на острове, куда следовали пассажиры. Мост через пролив Босфор Восточный сократил время следования на остров автотранспортом до 10 минут и стал настоящим рекордсменом среди аналогичных сооружений мира по многим параметрам.

Длина центрального руслового пролёта путепровода на момент строительства не имела аналогов и составила 1104 м.

Высота пилонов, уходящих сваями на глубину от 46 м на мысе Новосильского до 77 м на полуострове Назимова материковой части города, не уступает размерам небоскрёбов и достигает 324 м.

Общая протяжённость путепровода свыше 3 км, а высота над уровнем воды — 70 м. Русский мост уже Золотого, его проезжая часть состоит всего из четырёх полос движения автотранспорта – по две в каждую сторону.

Особого внимания заслуживает вантовая система, созданная всё той же французской фирмой «Фрейссине Интернасьональ энд Компани», общий вес которой превышает 3700 тонн. Лирики-журналисты назвали её арфой для океанских ветров. Самая длинная из «струн» почти 580 м, самая короткая – свыше 135 м, число прядей в каждой из вант колеблется от 13 до 85.
Проект Русского моста создавался специалистами «НПО Мостовик», строительство осуществляла компания «УСК МОСТ» вместе с субподрядчиками «СК Мост» и «НПО Мостовик». Строители работали в сложных погодных условиях при шквалистом ветре и температурах воздуха от 36 градусов мороза до показателей термометра 37 градусов выше нуля, а последний, «золотой», сварочный шов пришлось осуществлять в ночное время, поскольку нагретый на солнце металл не позволял сделать точную подгонку конструкций.

Открытие моста стало подарком городу ко дню рождения и происходило шумно и торжественно при участии высокопоставленных чиновников и главных лиц страны. Безусловно, Русский мост станет важнейшим объектом, сыгравшим значительную роль в развитии Владивостока и всего дальневосточного региона.

Интересные объекты Русского острова

Главная цель, ради которой туристы пересекают по Русскому мосту пролив Босфор Восточный, — ознакомление с достопримечательностями Русского острова и отдых «на краю земли». Уникальное расположение небольшого клочка суши влечёт туристов-романтиков, находящих на острове не только прекрасные пляжи, но и многие интересные исторические объекты, приоткрывающие завесу изолированного прошлого этой пяди земли у кромки Тихого океана.

В первую очередь стоит воспользоваться экскурсией по фортификационным сооружениям – части знаменитой Владивостокской крепости, спуститься в пещеры 367 батареи, полюбоваться величием Русского моста во всей его красе с высоты Новосильцевской батареи, посетить музей на Ворошиловской батарее, если посчастливится – понаблюдать бесстрашные прыжки в воду клиф-дайверов на скалистом мысе Тобизина, а зимой – отважное покорение океанских волн зимними сёрферами.

В бухте Новик, разделяющей остров на две части, в зимний период собираются любители подлёдной рыбалки, бухта Бабкина летом популярна у семей с маленькими детьми – её акватория небольшая и хорошо прогреваемая солнцем, а оттого тёплая для купания малышей. Пляжи острова на любой вкус: каменистые – в Островной, Чернышова, Иванцова бухтах; галечные и песчаные – в бухтах Рында, Филипповского, Боярин, Новый Джигит, Воевода.

Среди культурных памятников острова – Свято-Серафимовский мужской монастырь, выросший из небольшой походной церкви при воинской части.

Вантовые мосты во Владивостоке

В ряду достопримечательностей Владивостока, видное место занимают два вантовых моста – Русский и Золотой. Эти грандиозные сооружения известны не только в России, но и во всем мире. «Золотой мост» — один из пяти крупнейших мостов на планете, а «Русский мост» — даже занесен в книгу рекордов Гиннеса. Длина его главного пролета составляет 1104 метров, а высота первых пилонов — 324 метра.

Владивосток расположен на территории полуостровов Муравьева-Амурского и Песчаного, омывается водами Уссурийского и Амурского заливов. В черте города – более 50 островов. Рек, ручьев тоже в достатке. В таких географических условиях наличие сообщения между районами – жизненная необходимость для города. Об этом говорилось еще с конца 19 века. В наши дни, в связи с быстрым развитием инфраструктуры Владивостока, его и без того широкая сеть мостов уже не справлялась с коммуникативными потребностями года.

Оригинальность конструкции вантовых мостов заключается в том, что он крепится с помощью прямых стальных тросов – вантов, непосредственно к пилону, что позволяет достаточно крепко фиксировать полотно. Такая система имеет преимущества перед опорными мостами. Например, при перепадах высоты берегов, быстром течении, большой глубине, активном судоходстве, т.е. при наличии причин, затрудняющих установку опор, предпочтение отдают строительству именно вантовых мостов.

Мосты Владивостока строились с 2008 по 2012 года. Их масштабность не может не поражать. Самый удивительный — Русский мост. Вес всей конструкции около 23 тыс. тонн. Высота над водой 70 метров, а ширина почти 30 метров. Архитекторы предусмотрели две двухсторонние полосы для движения автомобилей и даже дорожки для пешеходов. Также он выполнен с учетом всех требований сейсмобезопасности.

Эти восхитительные и легкие с виду конструкции возводились в достаточно жестких климатических условиях. Строителям приходилось преодолевать шквальный ветер, волны, порой достигающие шести метров, критические температуры воздуха. Огромные финансовые ресурсы, рекордное количество металла и бетона были затрачены за время строительства этих мотов. Их создатели использовали в строительстве наиболее прогрессивные методы при конструировании вант. Их общая длина около 54 тыс. метров, срок службы вант рассчитан на 100 лет, а вес всей системы — 3720 тонн.

Двухслойная оболочка вант выполнена специально для защиты от вибрационных воздействий. Внутренний слой выполнен из высокопрочного полиэтилена, выкрашенного в черный цвет, а наружный более тонкий слой – цветов Российского флага.

Вантовые мосты Владивостока, административного центра Приморского края, сочетают в себе достижения высоких современных технологий и гармонично вписываются в ландшафт города. Изысканный, ажурный вид этих поистине уникальных сооружений, завораживает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *