Музей комиксов в брюсселе

Комиксы на стенах домов Брюсселя

Маршрут Комиксов в Брюсселе проведет Вас вдоль нескольких стен и зданий по всей центральной части города, а также районов Laeken и Auderghem с огромными граффити самых популярных персонажей франко-бельгийских комиксов. Среди них Вам встретится Тинтин, Смурф, Астерикс, Лаки Люк, Гастон, Джил Джордан и многие другие. Проект был основан местными властями в 1991. Власти сотрудничали с бельгийским Центром Комиксов, чтобы почтить долгую историю Бельгийского искусства комиксов.

Запись относится к месту:
Брюссель

Комиксы — настоящая гордость Бельгии, оформившаяся в отдельное самостоятельное искусство. Здесь насчитывается более 700 авторов комиксов — больше чем в какой-либо другой стране мира. В бельгийской столице Вы можете найти десятки специализированных магазинов, статуй, граффити, баров и музеев, посвященными искусству. Больше нигде в этом мире комиксы так сильно не внедрены в действительность и в воображение людей.

В ранние десятилетия 20-го века комиксы не были автономными публикациями. Они издавались в газетах и еженедельных журналах, как эпизоды. В начале 1900-х появились первые популярные французские комиксы, включая Becassine и Les Pieds Nickeles. Первое крупномасштабное производство комиксов в Бельгии началось во второй половине 1920-х. Во время этого периода в Бельгии были созданы многие молодежные журналы, как Zonneland и Petits Belges.

Одним из самых ранних легендарных бельгийских комиксов были Приключения Тинтина от Жоржа Реми, изданные в 1929. В 1934 венгр Пол Винклер начал издавать приключения Микки-Мауса, очень быстро ставшие популярными. Успех этой инициативы вдохновил других издателей запускать периодические издания. Появились сотни журналов, печатающих главным образом импортный материал. Ведущий комический журнал Spirou был запущен как раз в этот период.

Когда началась Вторая мировая война, возможность импортировать американские комиксы исчезла. Это дало шанс многим молодым художникам показать себя в мире мультипликации. Сначала они продолжили незаконченные американские истории Супермена и Флэша Гордона, но позже начали создавать их собственных героев и истории. За следующие 50 лет развился мощный внутренний рынок, поддержанный десятками издателей.

Сегодня франко-бельгийские комиксы переведены на большинстве европейских языков, а некоторые из них пользуются даже международным успехом.

Квест в поисках стен, разрисованных героями бельгийских комиксов, это одна из самых интересных вещей, которую вы можете сделать в Брюсселе. Я прошел этот маршрут за 4 дня, уделяя этой теме ежедневно по 2-3 часа в среднем. Официально комиксовых стен в Брюсселе порядка 50, неофициально, думаю, раза в два больше. Найденные в интернете и наименее устаревшие карты маршрута выдают около 40, и количество изображений регулярно пополняется. Охота за комиксами позволяет попасть в совершенно нетуристические районы города, вдали от шоколадных бутиков и писающих мальчиков.

Бельгия — комиксная супердержава мирового значения. В середине 20 века в Бельгии работали (пардон-творили!) десятки художников комиксов. «Девятое искусство», термин, появившийся с легкой руки франкоязычных бельгийцев, ставит комиксы вслед за архитектурой, скульптурой, живописью, танцем, музыкой, поэзией, кино и телевидением. Можете пересчитать, действительно получается девятое. В наши дни звезда бельгийского комикса несколько потускнела, пальму первенства перехватили японские школьницы со своими покемонами. Тем не менее, сегодня в Бельгии работает новое поколение комикс-художников, а классические произведения украшают теперь стены городских домов. Делается это, во-первых, чтобы увековечить, насколько это слово применимо к стенке старого дома, национальное культурное достояние. Во-вторых, из эстетических соображений, чтобы стены выглядели не так уныло. В большинстве случаев эти расписные стены встречаются в не самых престижных и не самых безопасных городских районах, населенных иммигрантами из Африки и арабских стран. Впрочем, это добавляет «квесту» экзотики. Первые картинки встретились мне еще до того, как я дошел до своего гестхауза.
Нам, взращенным на Чебурашке, оценить по-настоящему это искусство более затруднительно, чем бельгийцам. Ни одного из комиксов, кроме кое-чего из Тинтина, лично я не читал. Более подробную информацию можно получить на http://visitbrussels.be/bitc/BE_en/content/9820/the-47-walls-of-the-comic-strip-walk-in-detail.do

«Якари», одно из новых дополнений к брюссельскому комикс-маршруту, еще не появившееся на карте. Карту можно скачать в интернете или получить в городском туристическом бюро. Якари на ней вы вряд ли найдете, картинке всего 2-3 года. Расположена она в двух шагах от моего геста в квартале Сан-Жиль.

Переходим в квартал Мароль, когда-то это был рабочий район Брюсселя, сегодня здесь живут, в основном, арабские иммигранты. Сей шедевр зовется «Скауты патруля бобров», избавьте меня от подстрочного перевода. Скажем так, бельгийцам все эти персонажи знакомы с детства, как нам Чебурашка, кот Леопольд и ежик в тумане.

Автомобили безжалостно паркуются у стен, не позволяя найти нормальную точку для съемки. «Маленький Жожо», находится тоже в Мароле, недалеко от предыдущей «стены». Эти изображения были открыты в середине 90-х годов. Открытие каждой новой росписи сопровождается небольшой инаугурацией с фотокорреспондентами и приглашением публики. Что-то вроде открытия нового памятника.



Эту стенку я довольно долго искал, потому что на карте она была обозначена здесь и именно здесь, и только задрав голову я обнаружил, что она возвышается над крышей соседнего дома и не сразу заметна. Одна из старых «фресок». Называется просто «Кот», или, как написано на табличке «Кот и его издевательство над собой» (??, насмехательство?, cat and his self-mockery). У каждой «фрески» маршрута имеется табличка, сообщающая название и порядковый номер в городском маршруте комиксов. Находится на большой городской магистрали с многочисленными арабскими едальными заведениями.

В самом сердце квартала Мароль, возле площади блошиного рынка стоит этот домик. Буль и Билл, или что-то вроде того. 1992-й год. Вокруг работали экскаваторы, сносили какую-то соседнюю постройку. На фото заметен ковш работающего экскаватора. Надеюсь, этот домик пока не снесли.


Чуть выше в том же Мароле на стенах двух соседних домов находятся две фрески, «Блонден и Сираж» и «Одилон Вержюс» (так, может хватит коверкать названия и перейти на латиницу?) Припаркованная машина, как всегда, очень к месту. Разделяют эти две стены буквально двадцать метров. Здание с куполом в лесах — Дворец Правосудия, монстр кварала Мароль. По преданию, архитектор дворца умер в процессе его строительства от проклятий жителей, выселенных с места строительства, когда было разрушено полквартала.




Квик и Флюпке, творения Эрже, величайшего комиксовода всея Бельгии, более известного своим Тинтином. Надо заметить, что роспись на стену как правило наносит не сам автор комиксов, а другие художники. Когда эта фреска открывалась в середине 90-х, Эрже уже не было в живых.

Святой Петр и Люцифер, герои комикса oh my sweet heaven или что-то вроде того, позируют на стене дома возле Дворца Правосудия.



Эта стенка на моей карте не была обозначена. Не знаю, является ли она частью официального комикс-маршрута. Легко заметить, что в нижней части она попорчена художниками с какого-нибудь соседнего двора. Кстати, хороший вопрос — как удается сохранить в чистоте все эти стенки, расположенные в не самых лучших городских районах. Так вот, кое-где я заметил, что их постоянно подкрашивают, реставтируют и содержат в свежем состоянии. Возможно, есть некая статья городского бюджета. А может просто добровольцы.


Однa из самых новых и тоже не обозначенных на карте росписей, появившаяся в 2011 году. Йоко Тсуно, нелегко было найти, пришлось идти по каким-то совершенно загаженным дворам и под мостами железной дороги. Судя по описанию в интернете, очень продвинутая эмансипированная и коммуникативная японская комсомолка-астронавт.


Чтобы дойти сюда, пришлось пройти через арабскую барахолку. Изабель взирает на проходящих арабских женщин со стены обшарпанного дома в Андерлехте.Соседний район известен своим футбольным клубом и пивоварней Кантийон.


Совершенно другая часть города. То ли где-то на горке у королевского дворца, то ли вообще в восточных кварталах, уже сам не помню. Эта картинка тоже не внесена в официальный комикс-маршрут. Затрудняюсь сказать, имеет ли она вообще отношение к комиксам. В Брюсселе немало домов в стиле арт-нуве, расписанных в начале 20 века, так что, возможно, на полпути между арт-нуве и комиксами.

Во второй день дислоцируюсь, в основном, в городском центре. Следующая группа находится в центре в «нижней» части Брюсселя. «Юный Альберт» и «Месье Жан» находятся почти рядом друг с другом, по дороге из Мароля к Писающему мальчику.



В двух шагах от Мальчика приходим к Оливеру Рамье, одной из самых празднично украшенных комикс-фресок. Обратите внимание на ограждение у стены. Это отличает стенки, входящие в «официальный» маршрут. Следят, чтобы граждане не справляли мелкие физиологические потребности на произведения девятого искусства.


Суперстар бельгийских комиксов Тинтин, капитан Хэддок и Сноуи позируют на улице, ведущей к центральной площади города. Странно, что такая легендарная личность как Тинтин представлена на стенах Брюсселя довольно скромно. Есть еще станция метро с его изображениями, я там не был, а также на городском вокзале есть еще одно черно-белое изображение.


«Пассаж», одно из самых реалистичных настенных изображений и ближайшее к центру города.


Самое известная фреска всего Брюсселя и самая первая, появилась в 1991 году. На ней изображены два пидара. Вопрос о половой принадлежности и ориентации данных персонажей очень спорный. Известно, что темноволосому персонажу впоследствии пририсовали серьги и придали некоторые женские половые признаки, вследствие чего оно приняло еще более гермафродитную форму. Зато прилегающий квартал не оставляет сомнений в ориентации его завсегдатаев: на окнах радужные флаги и заведения с названиями boys’ boudoir и тому подобные.


Виктор Саквиль, шпион его величества короля Англии, и сопровождающая его дама, расположены в двух шагах от предыдущей пары, их половая принадлежность дискуссий не вызывает.


Рик Хошет, или что-то вроде того, то ли пытается спасти прекрасную даму от грабителя с ножом, то ли удирает от ревнивого мужа.


Больше других в плане местонахождения повезло Скорпиону, который позирует на стене в очень хорошем районе города недалеко от королевского дворца и квартала музеев.


Продолжение следует. Во второй части я заберусь в более отдаленные районы Брюсселя, куда редко ступает нога случайного туриста-комиксовода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *