Музей лаковой миниатюры

Музей хрусталя и лаковой миниатюры во Владимире

Экспозиция музея хрусталя и лаковой миниатюры представлена в здании старообрядческой Троицкой церкви, построенной в 1916 году к 300-летию Дома Романовых в псевдорусском стиле.

Службы в храме велись вплоть до 1928 года, после чего он был закрыт. В разные годы внутри церкви был склад и женское общежитие, пока в 1974 году внутри не был открыт музей.

В экспозиции представлены хрустальные вазы всевозможных форм и расцветок, бокалы и фужеры, сахарницы, рюмки, стеклянные фигурки и шкатулки. Все они выполнены в трех разных техниках: литые, гранёные или гравированные. Под белоснежными церковными сводами и витражными окнами изделия смотрятся особенно монументально. Стеклянные полки подсвечены галогеном, благодаря чему краски в художественных работах мастеров становятся более насыщенными. В коллекции есть как дореволюционные изделия, так и современные.

Также в музее можно увидеть коллекции вышивок и лаковых миниатюр. Большинство ярких пейзажных миниатюр с золотистым узором по периметру выполнены мастерами из села Мстёра: в них отражены сюжеты из старых русских сказок или классических литературных произведений.

Музей хрусталя и лаковой миниатюры входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

vladimirdar

Полное название — Музей хрусталя и лаковой миниатюры города Владимир. Казалось бы — банальная экспозиция стекла. Ан, нет! Звучит, конечно, обыденно. И, что может сравниться, к примеру, с впечатлением от Золотых ворот, что находятся совсем неподалеку!? Давайте-ка, заглянем, как говорится, за фасад Троицкой церкви, где и находится этот интересный объект культурного наследия нашей родины.

Всего 35 фото
Немного о самой Старообрядческой Троицкой церкви. Была она построена в 1916 году к 300-летию Дома Романовых, и как ни странно, проработала до 1928 года. Деньги на строительство были пожертвованы владимирскими купцами-старообрядцами. И, церковь оказалась последней культовой постройкой Владимира. Жители называют её «Красной» из за того. что сложена она из красного кирпича, так называемой, крестовой кладкой. Сочетает в своей архитектуре многие стили, и, скорее, относится к псевдорусскому, который широко был распространен в дореволюционный период строительства в России. В качестве аналогичного примера этого стиля можно привести Исторический музей и Верхние торговые ряды (ГУМ) в Москве. Потом, в церкви был склад и женское общежитие. Очень любопытно, как там, под сводами, жилось последовательницам Клары Цеткин? ))) В 60-е церковь хотели снести, но общественность воспротивилась, и, власти уступили. Храм начали реставрировать, и, уже, в 1974 году в нем открылась выставка Владимиро-Суздальского музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
Церковь стоит на площади, как я и говорил, у Золотых ворот, и с точки зрения строителей коммунизма, действительно не вписывается в архитектурный ансамбль этой площади, фактически закрывая городской дворец культуры a la «60-е». Однако, нас, все же, интересует хрусталь, как наследие уникальных русских стекольных мастеров. Мне, также, было любопытно, как будет размещена экспозиция хрустая в таком огромном объеме бывшего храма и какое впечатление я получу от неё.
Сначала, мы поднялись по узким лестничкам на хоры церкви, где и размещается экспозиция лаковой миниатюры и вышивки. На фото ниже видны эти самые хоры. Лаковая миниатюра понравилась, более, сказать мне нечего. Все мы знаем как она выглядит, характер росписей, и какого рода сюжеты в ней используются.
2.

Пришло время хрусталя. Выставка расположена на первом этаже церкви. Над ней возносится основной купол храма, со стилизованной современной отделкой. Ощущение несоразмерности масштабов и высот объема церкви и экспозиции сразу бросается в глаза. Но, потом, к этому быстро привыкаешь. Заранее предполагая, что фотографии экспонатов могут выглядеть довольно молчаливо, я решил разнообразить отчет, именно, своими вольными названиями хрустальных изделий, привлекшими моё внимание (названия будут всплывать при наведении курсора на фотографию — удобно с Yandex-ом). Засим, давайте, приступим к осмотру экспозиции. Надеюсь мои названия композиций не будут сильно вас напрягать. Ну, вот, захотелось мне так!!… )))
3.

Осмотрев экспозицию коллекций хрусталя я был крайне доволен. Композиции представлены самыми разнообразными экспонатами различных времен и эпох. Применяется динамичная градиентная галогеновая подсветка экспонатов, и, это здорово, так как от этого, каждое изделие непрерывно меняет свой облик, характер и звучание. Звучание — это метафора; иногда, я именно так чувствую произведения искусства. Можно стоять у экспоната и ловить именно свой оттенок, блеск, образ, интенсивность и эхо меняющихся внутренних отголосков своих чувств.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Как же, все таки, наше сознание пытается навязать заранее своё мнение и представление о предмете. Всё оказалось очень, даже, good. Впечатление я получил колоссальное, и, удовольствие, тоже. Наверное, остается стандартно посоветовать посетить всем эту выставку. Однако, еще раз скажу, что осматривать её рекомендуется с погружением, проникая в замысел авторов, их чувства и эмоции, иначе, можно скатиться до уровня осмотра «шкафов с хрустальной посудой». В этом смысле, именно эмоции мастеров и были мне интересны.
Я, определенно, был впечатлен нашим духовным наследием в этом секторе русских ремесел. Все таки, мастер вкладывает душу в изделие, делая такой посыл, осознавая его или нет, а, отпечаток его мыслей и чувств остается в любом случае. И, поскольку это не шоу, не арт-инсталляция, старайтесь отбросить свой скепсис, изначальные суждения и воспринимайте эту экспозицию как новую встречу с уникальными авторскими мыслями, чувствами и фантазиями. В свою очередь, я постарался передать своё видение и впечатления от посещения этого замечательного места, где формы, отражения, оттенки цветов создают неповторимую атмосферу хрустального Чуда.
35.

Мы вышли из сводчатого подвала церкви, где находятся выход и магазины по продаже сувениров и изделий из хрусталя. Светило яркое майское солнце и этот день клонился к закату. Встреча с Владимиром и его древней и новой историей заканчивалась. Чувства удовлетворения переполняли меня. Такого большого количества информации, впечатлений и чувств я давно не испытывал и был доволен и счастлив. Все же, путешествия помогают заново обрести смысл своей жизни, узнать то, чего ты не знал и не видел, пережить это, прочувствовать, получить новый невиданный творческий толчок. Что еще нужно, чтобы быть счастливым!?! )
© Vladimir d’Ar
Владимирская водонапорная башня — музей Старого Владимира
Боголюбский Богородичный монастырь во Владимире
Золотые Ворота Владимира
Успенский собор во Владимире

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *