Содержание
Альянц Арена
Стадион УЕФА 4-й категории
Мюнхен
21 октября 2002
апрель 2005
30 мая 2005
€340 млн
Херцог и де Мойрон
Allianz Arena München Stadion GmbH
75 000
67 812 (на международных матчах)
«Бавария»
105 х 68 м
«Альянц Арена» на Викискладе
«Альянц Арена» подсвечена красным, когда на ней выступает «Бавария»; голубым — когда играл «Мюнхен 1860»; белым — когда играет сборная Германии
«Алья́нц Аре́на» (нем. Allianz Arena) — футбольный стадион на севере Мюнхена. Вместимость стадиона составляет 75 000 зрителей, включая 2152 бизнес-места, 1374 места в VIP-ложах и 227 мест для инвалидов с колясками. На международных матчах максимальная вместимость стадиона уменьшается до 70 000 зрителей. С сезона 2005/06 свои домашние игры на «Альянц Арене» проводит: «Бавария». Кроме того, на стадионе проводились матчи чемпионата мира 2006 года и финал Лиги чемпионов 2011/12. Изначально арена находилась в совладении двоих клубов «Бавария» и «Мюнхен 1860», но затем «Бавария» приобрела долю «Мюнхена 1860» и стала единственным владельцем стадиона.
Технические характеристики стадиона
Ряды кресел на пустом стадионеСтадион без зрителейИспытание подсветки в начале 2005Западная трибуна
Стадион находится на севере района Мюнхена Швабинг-Фрайманн (нем. Schwabing-Freimann), на территории Фрёттманингской пустоши (нем. Fröttmaninger Heide). 16 января 2006 года власти одобрили расширение стадиона до 69 901 места для того, чтобы при отсутствии большого количества прессы на играх Бундеслиги и кубка Германии он вмещал 69 000 зрителей. На играх Лиги чемпионов, Кубка УЕФА, а также международных встречах вместимость осталась на уровне 66 тыс. зрителей. Все места на стадионе находятся под крышей.
«Альянц Арена» имеет 106 лож с 1374 местами. Кроме того, на стадионе есть 2 детских сада/группы продлённого дня, «Мир LEGO» и клубный магазин «Баварии» площадью 800 м². Всё это находится внутри стадиона, где также изначально располагались магазин атрибутики «Мюнхена 1860» и выставочные места фирм Medion, Deutsche Telekom и Audi. На этом месте в мае 2012 открылся музей «Мир истории „Баварии“». С внешней стороны к стадиону прилегают множество киосков для болельщиков. На территории в 6500 м² находится большое количество точек питания. Четырёхэтажная парковка на 9800 автомобилей, относящаяся к стадиону, является одной из самых больших парковок в Европе. Севернее и южнее арены есть ещё 350 парковочных мест, предназначенных для автобусов с болельщиками. Билеты продаются в общей сложности в 55 кассах стадиона.
С сезона 2006/2007 сектора 112 и 113 на играх лиги и кубка являются стоячими, лишь на международных играх согласно требованиям ФИФА и УЕФА на специальных балках устанавливаются кресла.
«Альянц Арену» из-за её формы часто называют «надувная лодка» (нем. Schlauchboot), «автомобильная шина» (нем. Autoreifen), «воздушная подушка» (нем. Luftkissen).
Фасад и крыша состоят из 2760 подушек, которые надуваются сухим воздухом, давление в них равно 3,5 гПа. Толщина этилфлуорэтилена, из которого состоят подушки — 0,2 мм. Каждая подушка в отдельности может освещаться красным, синим и белым цветами и их оттенками. Когда на стадионе свой матч проводит одна из домашних команд, он освещается её цветом (для «Баварии» это красный, для «Мюнхена 1860» — синий), а если на арене играет играет сборная Германии, то подушки освещаются белым. Стоимость освещения составляет приблизительно 50 € в час. Это освещение настолько сильное, что ясными ночами «Альянц Арену» хорошо видно с альпийских вершин, то есть с расстояния примерно в 75 км. Под крышей установлены шторки, которые во время игры могут быть закрыты для защиты от солнечного света.
С юга к арене прилегает парк-эспланада длиной в 543 м и шириной в 136 м. По его слегка искривлённым дорожкам зрители могут добраться от станции метро «Фрёттманинг» (нем. Fröttmaning) и парковки до стадиона.
По данным полиции из-за изначально постоянной смены цветов освещения арены среднее количество аварий увеличилось на 10 в день. Поэтому менять цвет освещения можно только по вечерам и только каждые полчаса (а также запрещены комбинации подсветки вроде красно-синей или сине-белой).
Ультрас и другие фанатские группировки на некоторых домашних играх выражали протест против увеличения количества сидячих мест и других ограничений, касающихся в первую очередь фанатов: например, запрета мегафонов и больших натяжных баннеров, ограничения длины рукоятки флагов до одного метра.
Финансовая сторона
«Альянц Арена» во время строительства (август 2004)
Застройщиком и владельцем «Альянц Арены» является основанное в 2001 году предприятие «Allianz Arena München Stadion GmbH», которое на данный момент является 100 % дочерним предприятием финансового подразделения «Баварии». Постройка стадиона осуществлялась австрийской строительной компанией «Alpine Holding». Коммерческим директором арены с 2004 года является Петер Керспе (до 13 июля 2005 вместе с Берндом Раухом). Изначально вышеупомянутое предприятие (а значит и стадион) находились в равном совладении финансовых отделений «Баварии» и «Мюнхена 1860». Арендная плата, которую сначала уплачивали оба клуба, шла на погашение долгов при строительстве. 27 апреля 2006 из-за финансовых проблем клуб «Мюнхен 1860» продал свою долю «Баварии» за 11 миллионов евро. С тех пор «Бавария» является единоличным владельцем «Альянц Арены». При составлении договора была предусмотрена опция обратного выкупа своей доли «Мюнхеном 1860» до 2010 года, но клуб отказался от неё в ноябре 2007 года.
Права на название стадиона имеет немецкая страховая компания «Allianz», которая приобрела их сроком на 30 лет взамен на спонсирование. Согласно уставу УЕФА, при проведении международных игр (игры сборных, Лиги чемпионов, Лиги Европы) в названии стадиона имя спонсора не должно упоминаться. Для таких случаев используются альтернативные имена «Арена чемпионата мира ФИФА в Мюнхене» или просто «Арена Мюнхен». Затраты лишь на постройку стадиона составили около 286 миллионов евро (общая стоимость составила 340 миллионов). Кроме того, потребовалось ещё 210 миллионов евро из муниципального бюджета для создания необходимой инфраструктуры вокруг арены.
Тем не менее, уплата кредитов протекает быстрее, чем ожидалось. Предполагалось, что долги будут погашены к 2018 году, то есть на 10 лет раньше срока. 20 ноября 2014 года генеральный директор клуба Карл-Хайнц Румменигге сообщил, что мюнхенская «Бавария» полностью расплатилась за строительство стадиона «Альянц Арена» на 16 лет раньше срока.
История
21 октября 2001 года состоялся референдум, на котором должно было решиться, будет ли построен новый стадион именно на этом месте и должен ли город создать необходимую инфраструктуру. Примерно 2/3 принявших участие высказались за постройку нового стадиона. Незадолго до того предложение по реконструкции Олимпийского стадиона было отклонено его архитектором Гюнтером Бенишем. На основании этого был проведён конкурс архитекторов, на котором из изначально 8 предложенных моделей к финальному голосованию были отобраны 2.
По шлангам в подушки закачивается воздух, а находящиеся рядом с плёнкой трубы со светящимся веществом обеспечивают свечение
Конкурс выиграло швейцарское архитекторское бюро «Херцог и де Мёрон». Они разработали план стадиона, похожего на «Санкт-Якоб Парк» в Базеле — стадиона с прозрачной оболочкой из этилфлуорэтиленовой плёнки, которую можно будет подсвечивать изнутри и которая будет самоочищаться. Постройка арены началась осенью 2002, фундамент был заложен 21 октября. В конце апреля 2005 строительные работы завершились.
Коррупционный скандал
В марте 2004 года разразился коррупционный скандал, связанный со стадионом.
9 марта 2004 года по подозрению во взяточничестве и злоупотреблении полномочиями при проведении конкурса на постройку стадиона были задержаны тогдашний президент «Мюнхена 1860» Карл-Хайнц Вильдмозер-старший, двое его сыновей и ещё два человека. 12 марта 2004 года Вильдмозер-старший был выпущен из-под стражи. Через 3 дня он сообщил о своём уходе с поста президента клуба. Возбужденное против него дело было приостановлено 18 мая за отсутствием достаточных доказательств.
Его сын, Карл-Хайнц Вильдмозер-младший, остался под арестом. В августе 2004 года против него было выдвинуто обвинение в злоупотреблении полномочиями, взяточничестве и сокрытии имущества от обложения налогами. По слухам, заказ на постройку стадиона был отдан компании «Alpine» по «явно завышенной цене», поскольку Вильдмозер-младший предоставлял этой компании данные о других участниках тендера и получил за это «гонорар» в размере 2,8 миллионов евро. Он был в законном порядке осуждён на 4,5 года лишения свободы за взяточничество и злоупотребление своими должностными полномочиями. В августе 2006 верховный суд Германии отклонил апелляцию и оставил первоначальный приговор в силе.
Открытие
«Альянц Арена» была открыта 30 мая 2005 года товарищеским матчем между «Мюнхеном 1860» и «Нюрнбергом». Первый официальный гол на арене забил игрок мюнхенского клуба Патрик Мильхраум. Игра закончилась со счётом 3:2 в пользу хозяев. На следующий день на стадионе прошла встреча между «Баварией» и немецкой сборной. Баварцы победили 4:2. На обеих играх был аншлаг, были проданы все 66 000 билетов. Первая игра Бундеслиги на «Альянц Арене» состоялась 5 августа 2005, когда «Бавария» принимала «Боруссию» из Мёнхенгладбаха и выиграла со счётом 3:0.
Внутренний вид стадиона на игре «Бавария» — «Мюнхен 1860» 2 июня 2005 года
Чемпионат мира по футболу 2006 года
Вывеска «Альянц Арена» на Доме искусства в Мюнхене летом 2006Почтовая марка с изображением «Альянц Арены», выпущенная по поводу чемпионата мира
«Альянц Арена» была одним из стадионов, на которых проводился чемпионат мира 2006 года. В течение мирового футбольного первенства стадион назывался «Стадион чемпионата мира ФИФА в Мюнхене». Специально к чемпионату мира со стадиона была демонтирована вывеска «Альянц Арена» и на его протяжении она украшала мюнхенский дом искусства. Затраты на демонтаж и перевозку составили около 150 тысяч евро.
Во время чемпионата мира по футболу 2006 года на стадионе состоялись следующие матчи:
Время местное
Дата | Время | Команда 1 | Счёт | Команда 2 | Стадия | Зрители |
9 июня 2006 | 18:00 | Германия | 4:2 | Коста-Рика | Группа А (матч открытия) | 69451 |
14 июня 2006 | 18:00 | Тунис | 2:2 | Саудовская Аравия | Группа Н | 69451 |
18 июня 2006 | 18:00 | Бразилия | 2:0 | Австралия | Группа F | 69451 |
21 июня 2006 | 21:00 | Кот-д’Ивуар | 3:2 | Сербия и Черногория | Группа С | 69451 |
24 июня 2006 | 17:00 | Германия | 2:0 | Швеция | 1/8 финала | 69451 |
5 июля 2006 | 21:00 | Португалия | 0:1 | Франция | Полуфинал | 69451 |
-
«Альянц Арена» с прилегающей инфраструктурой
-
Внутренний вид
-
Фасад
-
Фотография с воздуха
-
Верхний ярус
> Арена на будущих турнирах
- В 2020 Альянц Арена частично примет Чемпионат Европы по футболу.
- В 2024 на Альянц Арене пройдут матчи Чемпионата Европы по футболу.
> См. также
- Олимпийский стадион (Мюнхен)
- Грюнвальдер
Альянц Арена в Мюнхене — один из самых красочных стадионов мира
Адрес: Германия, Мюнхен
Начало строительства: 2002 год
Окончание строительства: 2005 год
Вместимость: 75 000 (2017 г.)
Домашняя команда: ФК Бавария, Сборная Германии по футболу
Координаты: 48°13’07.3″N 11°37’29.1″E
Одной из главных достопримечательностей Мюнхена можно смело назвать современную Альянц Арену, являющуюся домашним стадионом для великой «Баварии».
Стадион с высоты птичьего полёта
Эта знаменитая команда, в которой играют только звезды первой величины, не раз доказывала свое право называться сильнейшим клубом Старого Света. Естественно, у такой команды должна быть и великолепная арена, на которой с комфортом могут наблюдать за ее игрой многочисленные поклонники. Чтобы воочию увидеть это чудо современной спортивной архитектуры, необходимо отправиться в район Фретттманингской пустоши. Именно там, во время официальной игры мюнхенской «Баварии», зажигается ослепительным ярко-красным цветом Альянц Арена.
В те дни, когда свои матчи в Мюнхене проводит сборная команда Германии по футболу, стадион вспыхивает тысячами белых огней. К слову, ранее внешняя часть здания могла загореться и синим цветом, происходило это тогда, когда на поле выходила команда «Мюнхен 1860», которая в настоящее время не может выбраться из Второй Бундеслиги. Стоит отметить, что прекрасная и полностью безопасная для посетителей Альянц Арена, является первым на нашей огромной планете стадионом, который может в любой момент, при помощи нажатия специальной кнопки, в мгновение ока изменить свой цвет.
Общий вид на стадион
Описать все великолепие мюнхенского стадиона словами, довольно трудно: ведущие архитекторы и дизайнеры позаботились о том, чтобы даже у болельщиков, часто посещающих Альянц Арену, при подъезде к ней возникало чувство восторга и гордости за любимую команду. На домашней арене «Баварии» сейчас могут с комфортом разместиться чуть более 71 000 человек. Естественно, этот показатель не идет ни в какое сравнение с каталонским Камп Ноу, Сантьяго Бернабеу или бразильским «Маракана», однако в любом случае этот стадион, по мнению ФИФА и авторитетных архитекторов, признан одним из самых комфортных и самых красивых в мире.
В документальных фильмах и циклах телепередач о футбольном клубе «Бавария» всегда делается основной акцент на домашнюю арену, которая, наверняка, вошла бы в список «спортивных чудес мира», если бы такой существовал. К слову, скорее всего, в самом ближайшем будущем такой список наверняка появится, ведь многие футбольные стадионы сейчас являются показателем технологического прогресса и демонстрируют гениальность многих архитекторов, занимающихся проектированием спортивных сооружений. Более того, на полях многих великих арен, в том числе и на Альянц Арене, считают за честь выступить самые знаменитые певцы и музыкальные группы.
Альянц Арена — история
Великолепный стадион был построен не по решению руководства баварского клуба, а согласно проведенному референдуму (!). Больше двух третей опрошенных высказались за строительство нового стадиона, который должен был бы принадлежать «Баварии» и «Мюнхен 1860». Кроме этого, арена должна была соответствовать всем правилам ФИФА и могла бы принимать официальные матчи Чемпионатов Мира и Европы. Для того чтобы выбрать наиболее интересный план будущего строительства, среди ведущих архитекторских бюро был проведен конкурс. В нем безоговорочную победу одержали швейцарцы из «Herzog & de Meuron Architekten», основанном в 1978 году двумя архитекторами, которые в будущем стали еще и одними из лучших педагогов Гарварда.
Талантливые специалисты из швейцарского бюро разработали план, согласно которому внешний фасад стадиона будет выполнен из ультрасовременного, на тот период времени, материала — этилфлуорэтиленовой плёнки. Эта пленка, образующая многочисленные подушки, могла не только подсвечиваться изнутри, что и стало одной из главных «изюминок» Альянц Арены, но и не нуждалась в чистке, а это сокращало бюджет на обслуживание.
Стадион в ночном освещении
21 октября 2002 года стартовало, грандиозное по своему размаху, строительство величественной мюнхенской Альянц Арены. Увы, работы по возведению домашней арены «Баварии» и «Мюнхен 1860» были омрачены скандалом. В 2004 году был задержан полицией сын президента клуба «Мюнхен 1860». Он был обвинен во взяточничестве и коррупции: за преступления Карл-Хайнц Вильдмозер-младший был приговорен к четырем с половиной годам лишения свободы. Однако этот неприятный момент не стал серьезным препятствием, и уже 30 мая 2005 года Альянц Арена зажглась своими огнями.
Первый матч на стадионе провел клуб «Мюнхен 1860», который с трудом победил «Нюрнберг» со счетом 3:2. Уже 31 мая на поле вышли игроки легендарной «Баварии», им противостояла сборная команда Германии! И в этот раз победу праздновали вторые хозяева Альянц Арены, матч завершился со счетом 4:2 в пользу «Баварии». Однако первый официальный матч, популярной во всем мире Бундеслиги, состоялся на новом стадионе лишь в начале августа. «Бавария» принимала у себя в гостях «Боруссию» из города Мёнхенгладбаха. Победа хозяев Альянц Арены 5 августа 2005 года была безоговорочной – 3:0.
Руководство «Баварии» не желало делить такой роскошный стадион с клубом из Второй лиги — «Мюнхен 1860», который не мог похвастаться огромным бюджетом. Поэтому, спустя некоторое время, мюнхенская «Бавария» выкупает все права на Альянц Арену и может наслаждаться ее фантастической ярко-красной подсветкой, которая, все же, иногда меняется на ослепительно-белую. Делить стадион со сборной командой Германии по футболу «Бавария» считает для себя за честь, не то что с «середнячком», посредственно выступающим даже во Второй Бундеслиге.
Альянц Арена — наши дни
В настоящий момент, как уже говорилось выше, на официальных матчах мюнхенской «Баварии» в рамках Бундеслиги может присутствовать чуть более 71 000 человек. Правда, во время проведения международных матчей, на которые распространяются требования УЕФА и ФИФА, вместимость стадиона снижается.
1374 места рассчитаны на персон, которые не привыкли экономить и отказывать себе в комфорте и даже роскоши: цены на билеты в ВИП –зону Альянц Арены чрезвычайно высоки. Немного дешевле цены на, так называемые, бизнес – места: их на домашней арене мюнхенской «Баварии» — 2152. Великолепный немецкий стадион полностью соответствует всем требованиям УЕФА, на нем даже имеются специальные места для инвалидов, вынужденных передвигаться на колясках.
Все сиденья выполнены из высокопрочного материала и, даже «разъяренный» неудачным результатом болельщик, не сможет их повредить. Кроме этого, все сиденья имеют округлую форму: отсутствие острых углов – еще одна мера, направленная на обеспечение безопасности болельщиков.
Было бы в корне неправильно сказать о том, что Альянц Арена, известная каждому поклоннику футбола, просто стадион. Это огромный комплекс, который включает в себя даже детский сад и “мир» популярнейшего конструктора LEGO. Кроме этого, на огромной площади арены на 800 квадратных метров расположен магазин, где каждый поклонник футбольного клуба «Баварии» сможет приобрести его символику и сувениры. Ранее Альянц Арена была еще и местом, где проводила свои выставки компания из Ингольштадта Audi. Теперь выставка, а точнее музей, здесь один: все его экспонаты – это история мюнхенского клуба. Болельщики, приехавшие посмотреть матч любимой команды на автомобиле, могут припарковать свое транспортное средство на специальной парковке, состоящей из четырех (!) ярусов. Она может принять у себя ни много, ни мало 9 600 машин. Кроме этого, предусмотрена и парковка для автобусов, на которых добираются до стадиона многочисленные фанаты других команд Бундеслиги.
Трибуны стадиона
Побывать в Мюнхене и не увидеть прекрасную Альянц Арену непростительная ошибка, ведь этот стадион – поистине фантастическое зрелище, особенно в вечернее время, когда загораются его «подушки». К слову, в настоящий момент уже невозможно увидеть частую смену цветов, а также их сочетание. Дело все в том, что как только сумерки опускаются на Мюнхен, а Альянц Арена загорается, она становится причиной многочисленных дорожно-транспортных происшествий. Как говорилось выше, и коренные жители города, даже находясь за рулем автомобиля, на время впадают в немой шок от ярких красок. Теперь красный цвет на белый может меняться не чаще, чем один раз в полчаса, это значительно снизило количество ДТП, хотя нисколько не повлияло на красочность Альянц Арены. Многие утверждают, что когда наступает ясная ночь, ярко-красные или ослепительно-белые огни стадиона «Баварии» видны почти за 80 километров.
Если туристу, приехавшему в Мюнхен, посчастливится «застать» один из официальных матчей, ему следует обязательно приобрести билет в одной из 54-х касс. Правда, нельзя забывать и о строгих правилах: например, пронос на территорию баннера с большими буквами или мегафона, карается внушительным штрафом.
Футбольное поле стадиона
Кроме этого, на Альянц Арене существует строгое ограничение на размер флагов команды. По этой причине, лучшим решением будет приобретение специальной атрибутики в огромном фан — магазине одного из самых красивых стадионов мира.
Рейтинг достопримечательности
Стадион появился в Мюнхене к Чемпионату мира по футболу-2006.
В начале 2000-х руководство немецких футбольных клубов «Бавария» и «Мюнхен-1860» приняло окончательное решение: дальше так жить нельзя! Болельщики обеих команд уже давно жаловались на невыносимые условия просмотра матчей любимых клубов. Стадион, который делили команды, построенный еще к Олимпийским играм 1972 года, несмотря на свои очевидные архитектурные достоинства, был лишь частично крытым. Зимой там было холодно, а весной—осенью зрителей периодически заливало дождем. К тому же футбольное поле от трибуны отделяли дорожки и прочие легкоатлетические сооружения, что существенно отдаляло от глаз разворачивавшееся перед ними спортивное действо и пропорционально этому снижало получаемое от него удовольствие. Последней каплей стал выбор Германии в качестве страны-хозяина Чемпионата мира по футболу-2006. Принимать турнир такого уровня на старом стадионе было признано позорным, а так как Германия является настоящим государством для народа, что бы там кто ни утверждал, мюнхенские футбольные боссы решили: новой арене быть. Так Европу и весь остальной мир осчастливили появлением одного из лучших и красивейших стадионов современности.
Первым постоянным стадионом и «Баварии», и «Мюнхена-1860» стал «Грюнвальдер Штадион», построенный в 1911 году и дважды с тех пор реконструированный (1959, 1979). Его трибуны ранее вмещали в среднем около 40 000 зрителей, большинству из которых приходилось стоять под открытым небом. На особо интересные матчи сюда набивалось более 50 тысяч болельщиков (рекорд 58 000). Стадион существует и в настоящий момент, используется для игр молодежных команд двух клубов. Его вместимость сократилась вдвое.
Новый крупный стадион для проведения легкоатлетических и футбольных соревнований в Мюнхене построили к Олимпийским играм 1972 года. Арена, спроектированная немецким архитектором Гюнтером Бенишем, запоминалась прежде всего благодаря придуманным инженером Фраем Отто гигантским перекрытиям-оболочкам из органического стекла и куполам, накрывающим часть трибун стадиона и некоторые участки Олимпийского парка, в котором он находился. Воздушность и прозрачность этих мюнхенских конструкций, похожих на паутину, специально противопоставлялись суровой тоталитарной монументальности Олимпиаштадиона в Берлине, возведенного при Гитлере в 1936 году. Проект Бениша-Отто должен был символизировать новую, демократическую, открытую миру Германию.
Как известно, знакомство планеты с новой Германией было несколько испорчено арабскими террористами из «Черного сентября». Это, впрочем, никак не помешало «Баварии» после окончания Олимпиады переехать на Олимпийский стадион («Мюнхен-1860» присоединился к ней только в 1995 году). Несмотря на свою для начала 1970-х инновационность, к концу 1990-х Олимпиаштадион объективно устарел. Прозрачные тонкие купола не могли обеспечить достаточной защиты от дождя и снега, часть трибун вовсе оставалась открытой; футбольное поле от зрителей отделяло широкое легкоатлетическое пространство; инфраструктура арены также перестала соответствовать запросам публики, все чаще приходящей на футбол семьями.
Идею строительства нового стадиона руководство обоих клубов вынашивало четыре с лишним года. Будучи впервые озвучена в марте 1997 года, она натолкнулась на непонимание городских властей Мюнхена, отказавшихся участвовать в финансировании проекта и предложивших вместо возведения новой реконструировать старую олимпийскую арену. Дебаты заинтересованных сторон закончились только в начале 2001 года после того, как Гюнтер Бениш, архитектор Олимпиаштадиона, запретил трогать свое творение. Руководству Мюнхена ничего не оставалось кроме как, скрепя сердце, согласиться на строительство стадиона «с нуля».
Первым делом для него выбрали участок в северной части города, и по европейскому обыкновению объявили архитектурный конкурс. Согласно его условиям, арена должна была вмещать 66 тысяч зрителей и на случай осадков иметь выдвижную крышу. В общей сложности в финальном раунде творческого соревнования участвовало 8 проектов. Вот некоторые из них:
Предложение американского архитектора Питера Эйзенмана и компании Populous, мирового лидера в проектировании спортивных сооружений.
Вариант дортмундского бюро Gerber Architekten.
Фирма Murphy/Jahn из Чикаго.
Но победил в конкурсе проект известнейших швейцарских архитекторов, лауреатов Притцкеровской премии Жака Херцога и Пьера де Мёрона, как обычно предложивших для реализации эффектный художественный образ. Последний создавался с использованием ультрасовременных, практически экспериментальных материалов.
Проект Херцога-де Мёрона предполагал строительство футбольной арены на специальном длинном стилобате. Внутри стилобата размещался автомобильный паркинг для зрителей, а его крыша использовалась в качестве пешеходной эспланады, ведущей от ближайшей станции «городской электрички» к главному входу в стадион. На скриншоте из «Гуглоземли» железнодорожная станция белеет в левом нижнем углу, «Алльянц-Арена» расположилась вверху, и их объединяет как раз паркинг-эспланада с волнообразными пешеходными дорожками.
Предложенное швейцарцами решение позволило практически полностью отказаться от плоскостных автостоянок.
Эспланада-паркинг в процессе строительства. Задание на проектирование требовало создания по крайней мере 12 000 парковочных мест и было практически выполнено. 9800 автомобилей могут разместиться в четырехэтажном паркинге, еще 1200 штук на двух подземных уровнях непосредственно под стадионом. 350 мест для автобусов зарезервированы на двух стоянках на поверхности. Там же могут оставить свое средство передвижения и 130 уважающих спорт инвалидов.
Паркинг встроен в перепад рельефа и имеет криволинейную форму.
Собственно футбольная арена, благодаря своему своеобразному внешнему виду, получила у благодарных зрителей прозвища «надувная лодка» и «летающая тарелка».
Структурно стадион состоит из 8 секций: четырех угловых и четырех средних.
Каждая средняя секция состоит из 10 расположенных параллельно друг другу железобетонных рам и центрального ядра с лестницами. Колонны, образующие рамы, гасят вертикальные и горизонтальные колебания. Последние вызываются периодически случающимся неравномерным распределением зрителей на трибунах и, соответственно, неравномерной нагрузкой на каркас стадиона.
Крыша арены образована десятками длиннопролетных стальных консольных балок.
В общей сложности на строительство стадиона, продолжавшееся с 2002 по 2005 годы, ушло 120 000 куб. м бетона и 22 000 тонн стали. Еще 85 000 кубометров и 14 000 тонн ушли на возведение паркинга-эспланады. Бюджет проекта, изначально составлявший 286 млн евро, в конечном итоге вырос до 340 млн. Дополнительные 210 млн евро власти Мюнхена и Баварии потратили на улучшение окрестной инфраструктуры. Какую-то часть этих денег совершенно привычным для нас способом разворовали, но в конечном итоге зло было жесточайше наказано: за строительные аферы президента футбольного клуба «Мюнхен-1860» Карла-Хайнца Вильдмозера под улюлюканье общественности посадили в тюрьму.
Права на название для арены на 30 ближайших лет были куплены за миллионы евроденег немецким страховым гигантом Allianz. Сейчас стадион называется Allianz Arena, однако во время проведения там международных футбольных матчей (чемпионат мира-2006, игры еврокубков) из-за чудовищной жадности ФИФА и УЕФА переименовывается во что-нибудь нейтральное: типа Fußball-Arena München.
Изначально Allianz Arena на паритетных правах принадлежала обоим мюнхенским футбольным клубам, но из-за финансовых проблем «Мюнхена-1860», вызванных в том числе жуликоватостью и вороватостью его президента, эта команда была вынуждена продать свою долю в спорткомплексе. В настоящий момент единственным его владельцем является «Бавария».
Как и требовалось по условиям архитектурного конкурса, арена может с удобством вместить 66 000 зрителей (включая 2000 на местах повышенной комфортности), 400 журналистов, 165 инвалидов и 174 человека со знаком качества в люксовых ложах. Более того, на стадионе предусмотрена возможность трансформации нижних угловых секций (более 10 000 мест для сидения) в популярные в Германии стоячие места. Это позволяет увеличить вместимость стадиона более чем на 3000 человек и довести общее возможное количество зрителей до 69 901.
Сиденья Allianz Arena. Продолжительное рассматривание этой фотографии может вогнать вас в транс.
В подтрибунных помещениях расположились 4 командные раздевалки (2 для «домашних» клубов и 2 гостевые), 4 раздевалки для тренеров, 2 — для судей и делегатов матча, 2 тренажерных зала, 2 магазина по продаже сувенирной атрибутики, несколько ресторанов и бесчисленные точки по продаже фаст-фуда, в общей сложности 550 туалетных кабинок (это самое важное), пресс-клуб, микст-зона, административные помещения и конференц-залы, 54 кассы и даже целый детский сад, где можно избавиться от собственных детей, чтобы получить настоящее удовольствие от футбольного матча.
Болельщиков обслуживает 28 киосков по продаже еды и напитков. В среднем за 4,5 часа работы в день матча они продают до 20 000 настоящих баварских сосисок, 15 000 порций безалкогольных прохладительных напитков и, что самое главное, 40 000 бокалов вкусного пива.
В местном парке развлечений имеется даже объемный лего-макет стадиона, где все желающие могут подробно рассмотреть его устройство.
Самой же эффектной чертой в художественном образе арены являются ее фасады, облицованные специальными ромбовидными воздушными подушками.Подушки изготовлены из специального ультратонкого полимерного материала ETFE (этилен тетрафлуоро-этилена). Он не только эстетически приятно выглядит, но и вполне надежно защищает внутренности арены от дождя и снега, будучи к тому же пожароустойчивым.
Всего для Allianz Arena понадобилось 2784 таких панели общей площадью более 60 000 кв. м. Материал, из которого изготовлена облицовка, — полупрозрачный, что сделало возможной уникальную систему подсветки стадиона. Каждая воздушная подушка оборудована четырьмя светильниками. 3,5-метровый корпус светильника содержит шесть люминесцентных ламп (58 Вт) и позволяет освещать внешнюю поверхность арены тремя цветами: белым, красным и синим. На схеме светильники обозначены цифрой 3.
Белый цвет используется для матчей сборных и других международных соревнований, красным арена освещается в дни игр «Баварии», синим — «Мюнхена-1860».
Возможна и двухцветная подсветка.
Интенсивность освещения также регулируется. К сожалению, серьезной недоработкой архитекторов является то, что они не предусмотрели возможность использования фасадов стадиона для размещения объявлений о важности автономных пожарных извещателей, демонстрации государственного флага ФРГ или психоделических узоров, успокаивающих баварский электорат и внушающих ему мысли о сильной и процветающей Германии.
Ярко освещенная Allianz Arena — вероятно, один из самых узнаваемых сейчас стадионов мира.
Вся история баварской архитектуры в одном кадре: старейшая церковь Мюнхена Хайлиг-Кройц-Кирхе (начало XIII века) и Allianz Arena (начало XXI века). Здания разделяет 300 метров и 800 лет.
Экскурсия на «Альянц Арену» — стадион FC «Bayern» Мюнхен
Экскурсия на «Альянц Арена» будет интересна не только фанатам футбола, но также и тем, кто хотя бы отдаленно слышал о знаменитой команде «Бавария» Мюнхен. Здание стадиона, несомненно, стоит посещения, ведь оно по праву считается одним из шедевров современного дизайна.
Несмотря на то, что это сооружение расположено в пределах Мюнхена, чтобы добраться до него из Старой части города потребуется некоторое время. И если вы находитесь в Мюнхене впервые, могут возникнуть некоторые сложности. Уже на месте можно заказать один из вариантов экскурсии на «Альянс Арена» Мюнхен. Однако проводиться она будет на немецком языке… Реже проходят англоязычные туры.
Наилучшим вариантом в данном случае для русскоговорящих клиентов является заказ экскурсии в мюнхенской туристической компании «Ваш гид в Баварии». Вам не придется долго искать стадион с помощью карты, петлять по городу и спрашивать прохожих. Турфирма, при необходимости, организует комфортную доставку от отеля к месту назначения, а также обратно в отель, в точно назначенное время.
Стоимость и условия экскурсии на «Allianz Arena» стадион мюнхенской «Баварии»
Стадион «Альянц Арена» является одним из самых известных в мире и здесь есть на что посмотреть. Он по праву считается воплощением современного дизайна и передовых технологий, а уже сама его необычная архитектура заставит ваше сердце забиться от восторга.
Конструкция здания выполнена в форме шины, на которой закреплено 2760 воздушных панелей из этилфлуорэтилена. Потрясающе стадион выглядит в вечернее время благодаря синей, красной или белой подсветке, в зависимости от команды, играющей в этот день.