Народы каких языковых семей

Этноязыковой состав населения России

  1. Этнический состав населения // Россия. Электронный энциклопедический словарь.
  2. Исключениями, выделенные жирным шрифтом, здесь являются: эскимосы и алеуты (в большей части проживающие на Аляске в США), но также относящиеся к малым коренным народам России; а также лезгины, цахуры, удины, почти половина которых проживает также на территории соседнего Азербайджана; и таты, большая часть которых также живёт в Азербайджане, но имеет языковой статус только в России (в Дагестане).
  3. Демоскоп. Национальный состав населения РСФСР — 1989
  4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года — Национальный состав населения — 2002
  5. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  6. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  7. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения по регионам.: см.
  8. В том числе: казаки (140028 чел., 2002 г.), поморы (6571 чел., 2002 г.). По переписи 1989 г. они не выделялись ни в составе русских, ни отдельно.
  9. Численность, удельный вес и половой состав украинского населения России, 1926–2010 гг. / Завьялов А. В. Социальная адаптация украинских иммигрантов : монография / А. В. Завьялов. – Иркутск : Изд-во ИГУ, 2017. – 179 с.
  10. По переписи 1989 г. русины включались в состав украинцев, по переписи 2002 и 2010 г. — отдельно
  11. По переписи 1989 г. хемшилы включались в состав армян, по переписи 2002 и 2010 г. — отдельно
  12. По переписи 1989 г. включая, по переписям 2002 и 2010 г. исключая памирские народы (памирские таджики, бадахшанцы): рушанцы (27 чел., 2002 г.), баджуйцы (21 чел., 2002 г.), шугнанцы (14 чел, 2002 г.).
  13. По переписи 1989 г. езиды включались в состав курдов, по переписи 2002 и 2010 г. — отдельно
  14. По переписи 1989 г. включались в состав таджиков, по переписи 2002 г. — отдельно в «другие» (в основном перечне) и отдельно в перечне вариантов самоопределения национальности 2002 (: рушанцы (27 чел.), баджуйцы (21 чел.), шугнанцы (14 чел.), 2002)), по переписи 2010 — в составе обобщённого «памирцы»
  15. 1 2 По переписи 2010 года было выделено обобщённое «пакистанцы», в которые входят как индоарийские народы (пенджабцы, синдхи и др.), так и немногочисленные ираноязычные народы (белуджи)
  16. По переписям 1989 и 2002 гг. выделялись англичане, по переписи 2010 г. — обобщенное понятие «британцы», включающее, помимо англичан, также и шотландцев, и кельтоязычных валлийцев
  17. 1 2 По переписи 1989 г. хиндустанцы (индийцы хиндиязычные), бенгальцы, тамилы (дравидийские и другие народы Индии) объединялись в состав понятия «Народы Индии и Пакистана» (535 чел., 1989 г.), по переписи 2002 г. индийцы хиндиязычные (4980 чел., 2002 г.), бенгальцы и др. выделялись отдельными категориями, по переписи 2010 года они обобщены в понятия «бангладешцы» (бенгальцы и др. — всего 392 чел., 2010 г.), «индийцы» (включая неиндоарийские дравидийские и другие народы Индии — всего 4058 чел., 2010 г.), «пакистанцы» (включая как индоарийские народы, так и ираноязычные народы Пакистана — всего 507 чел., 2010 г.).
  18. В том числе греки-урумы (54 чел., 2002 г., 1 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись.
  19. В том числе латгальцы (1622 чел., 2002 г., 1089 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись.
  20. В том числе арнауты (5 чел., 2002 г.)
  21. В том числе кряшены (24668 чел., 2002 г.; 34822 чел., 2010 г.), сибирские татары (9611 чел., 2002 г.; 6779 чел., 2010 г.), астраханские татары (2003 чел., 2002 г.; 7 чел., 2010 г.), мишари (786 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись.
  22. В том числе тувинцы-тоджинцы (4442 чел., 2002 г.; 1858 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись.
  23. По переписи 1989 г. включая; по переписи 2002 г. исключая родственные алтайцам народности: кумандинцы (3114 чел., 2002 г.), телеуты (2650 чел., 2002 г.), теленгиты (2399 чел., 2002 г.), тубалары (1565 чел., 2002 г.), челканцы (855 чел., 2002 г.); по переписи 2010 г. в состав алтайцев вновь включены этногруппы: теленгиты (3712 чел., 2010 г.), тубалары (1965 чел., 2010 г.), челканцы (1 181 чел., 2010 г.).
  24. 1 2 3 По переписи 1989 г. включались в состав алтайцев, по переписи 2002 г. — отдельно, по переписи 2010 г. — вновь в составе алтайцев, но в качестве этногруппы алтайцев
  25. По переписи 1989 г. нагайбаки включались в состав татар.
  26. Сойоты (в Бурятии) изначально говорили на одном из самодийских языков, затем были ассимилированы тюрками и перешли на сойотско-цатанский язык (близкий тувинскому), однако, затем полностью перешли на бурятский язык (см.), сохранив культурную самобытность. По переписи 1989 года и ранее сойоты включались в состав бурят, по переписи 2002 и 2010 г. — отдельно.
  27. 1 2 По переписи 1989 г. включались в состав алтайцев, по переписи 2002 и 2010 г. — отдельно
  28. По переписи 1989 г. чулымцы включались в состав хакас, по переписям 2002 и 2010 гг. — отдельно.
  29. По переписи 1989 г. и ранее тазы не выделялись, а включались в состав удэгейцев и нанайцев (с конца XIX века часть удэгейцев и нанайцев перешли на близкий китайскому тазский язык (диалект китайского с элементами нанайского и удэгейского), образовав тазскую народность, однако затем перешли в основном на русский язык: по переписи 2002 г. лишь 5 человек владели тазским языком) (см.).
  30. В том числе андо-цезские народы: андийцы (21808 чел., 2002 г.; 11789 чел., 2010 г.), дидойцы (цезы) (15256 чел., 2002 г.; 11683 чел., 2010 г.), ахвахцы (6376 чел., 2002 г.; 7930 чел.; 2010 г.), багулалы (40 чел., 2002 г.; 5 чел., 2010 г.), бежтинцы (6198 чел., 2002 г.; 5958 чел., 2010 г.), ботлихцы (16 чел., 2002 г.; 3508 чел., 2010 г.), гинухцы (531 чел., 2002 г.; 443 чел., 2010 г.), годоберинцы (39 чел., 2002 г.; 427 чел., 2010 г.), гунзибцы (998 чел., 2002 г.; 918 чел., 2010 г.), каратинцы (6052 чел., 2002 г.; 4787 чел., 2010 г.), тиндинцы (44 чел., 2002 г.; 635 чел., 2010 г.), хваршины (128 чел., 2002 г.; 527 чел., 2010 г.), чамалинцы (12 чел., 2002 г.; 24 чел., 2010 г.), а также арчинцы (89 чел., 2002 г.; 12 чел., 2010 г.). По переписи 1989 г. андо-цезские народы и арчинцы не выделялись ни в составе аварцев, ни отдельно.
  31. В том числе: кубачинцы (88 чел., 2002 г.; 120 чел., 2010 г.), кайтагцы (5 чел., 2002 г.; 7 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись ни в составе даргинцев, ни отдельно.
  32. По переписи 1989 г. шапсуги включались в состав адыгейцев, по переписям 2002 и 2010 гг. — отдельно
  33. По переписи 1989 г. бесермяне включались в состав удмуртов, по переписям 2002 и 2010 гг. — отдельно.
  34. В том числе: мегрелы (433 чел., 2002 г.; 600 чел., 2010 г.), аджарцы (252 чел., 2002 г.; 211 чел., 2010 г.), лазы (221 чел., 2002 г.; 160 чел., 2010 г.), ингилойцы (63 чел., 2002 г.; 98 чел., 2010 г.), сваны (41 чел., 2002 г.; 45 чел., 2010 г.). По переписи 1989 г. они не выделялись.
  35. Камчадалы — первоначальное название ительмен — говорят на русском языке — представляют собой потомков ранне пришлого (с конца XVIII века) русского населения, смешанного с местными ительменами и др. народами. По переписи 1989 г. включали в состав русских.
  36. В том числе юги (19 чел., 2002 г.; 1 чел., 2010 г.), которые по переписи 1989 г. не выделялись. Югский язык считается вымершим.

Президиум РАН: происхождение и родственные связи языков народов России

«В мире насчитывается более 6 тысяч языков. На территории Евразии их около 1000, а в России — около 200», — начинает свой доклад Анна Владимировна Дыбо, член-корреспондент РАН и один из обладателей мегагрантов 2016 года. Генеалогической классификацией языков, которая позволяет выделять языковые семьи, восходящие к общему предку, занимается сравнительно-историческое языкознание, оно же лингвистическая компаративистика, а московская школа лингвистической компаративистики — одна из ведущих в мире. Рассказываем о научном сообщении на очередном заседании Президиума РАН 26 сентября.

Родство языков

Язык — это система знаков и отношений между ними. Феномен языкового родства обеспечивается тем, что знаки, в частности, их звуковые оболочки, на протяжении языковой истории сохраняют преемственность, то есть не меняются значительно. Как лингвист может доказать родство языков? Допустим, у нас есть два языка с некоторыми сходными знаками. Задача ученого — построить язык-посредник, из форм которого по однозначным систематическим правилам можно вывести формы реально представленных языков. Если это возможно, то родство языков доказано.

Как исторически объясняется родство языков?

Существует некий праязык, носитель которого — социум. С течением времени в языке происходят исторические изменения, которые незаметны внутри социума. Как только связь между членами общества разрывается, изменения в языке начинают идти разными путями. И когда разница становится настолько принципиальной, что мешает коммуникации членов разных образовавшихся социумов, можно говорить о появлении новых, отличающихся друг от друга, но родственных языков.

Лингвист-компаративист, занимаясь реконструкцией языка-посредника для двух потенциально родственных языков, фактически воссоздает праязык той или иной языковой семьи. Таким образом и пишется генеалогическое языковое древо.

Языковые семьи и группы России

Самая многочисленная на территории нашей страны — индоевропейская языковая семья, представленная в первую очередь славянскими языками, которые выделились в 1400-1300 гг до н.э.

Кроме того, на территории России проживают носители иранских (осетинский и татский — дагестанский) и индоарийских (цыганские диалекты) языков, также относящихся к индоевропейской семье. Между этими группами очевидны родственные связи, более того индоиранские заимствования есть в финно-угорском языке, поскольку финно-угры в течение тысячелетий жили в соседстве с индоиранскими народами.

Алтайская языковая семья

Праалтайский язык, предположительно распался около 6 тыс. до н.э. Он включает в себя тунгусо-маньчжурские, тюркские, монгольские, а также японский и корейский языки. На территории России особенно распространены тюркские языки. Эта группа занимает второе место после славянской по численности носителей. К тюркским языкам относятся, например, башкирский, татарский, чувашский, якутский, хакасский и другие. Компаративисты говорят о сходстве тюркских языков с пракитайским.

Калмыцкий и бурятский языки относятся к монгольской группе алтайской семьи. В прамонгольском языке много заимствований из пратюркского и пракитайского.

Тунгусо-маньсжурская группа представлена эвенкийским, эвенским, негидальским, нанайским и другими языками. Все они исчезающие.

Уральская языковая семья

Уральские языки распались в III тыс. до н. э. на две большие группы: финно-угорские и самодийские. Прафинноугорский, распавшийся во 2 тыс. до н.э., содержит значительное количество заимствований из праиндоиранского. Самодийский, который распался на рубеже эры, демонстрирует пратюркские и праенисейские контакты.

На финских языках говорят карелы, вепсы, ижорцы, водь, коми, марийцы, мордва, удмурты, саамы. Угорских языков в России два: хантыйский и мансийский (а на третьем угорском говорят венгры). Все самодийские языки исчезающие либо уже исчезнувшие.

Праязык — один на всех?

Еще в 1903 году датский лингвист Хольгер Педерсен высказал идею глобального сравнения нескольких языковых семей. Он же ввел термин «ностратические языки» (От латинского «noster», — «наш», — так как это языки, которые распространены ближе всего к тому месту, где их родство открыли). Тогда это не получило отклика в научной среде. Но к середине XX века языковые семьи были хорошо изучены, и возник вопрос: а можно ли углубить исследования и свести все мировые языки к одному общему предку.

Мнения компаративистов разделились. Одни считали, что такие глубокие исследования невозможны, поскольку реконструкция на основе реконструкции не может обеспечить точный анализ. Другие решили, что можно использовать строгие научные методы и сравнивать реконструкции праязыков разных языковых семей друг с другом.

Научную форму ностратической гипотезе придал московский славист Владислав Маркович Иллич-Свитыч, установив системные закономерности между реконструкциями. Именно с именем Иллича-Свитыча связано становление Московской школы компаративистики в 60-ые годы. Владислав Маркович считал, что если заниматься только сравнением языков внутри семьи, то это может привести к «построению многочисленных одинаково невероятных и в равной степени произвольных протосистем». Необходимо внешнее сравнение (то есть сравнение праязыков), которое обеспечивает максимально объективный вариант исторической реконструкции.

Появилось новое направление лингвистики — макрокомпаративистика, которая занимается изучением языковых макросемей. Не следует путать это понятие с ностратической гипотезой, которая занимается только изучением языков, входящих в ностратическую макросемью.

Московская школа одна из немногих, кто занимается макрокомпартивистикой (также идеи существования макросемей развивают в Венгрии, Польше, Чехословакии, Голландии, США). Ученые Анна Дыбо, Георгий Старостин (сын и продолжатель дела Сергея Старостина), Олег Мудрак и другие исследователи сейчас активно занимаются развитием ностратической теории.

По-видимому, ностратическая макросемья распалась в 13 тыс. до н.э., считает Анна Дыбо. К ностратической макросемье относят индоевропейские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские, а также иногда афразийские и эскимосско-алеутские языки.

Помимо ностратической макросемьи, сейчас уже точно выделяют сино-кавказскую, которая включает в себя сино-тибетские, сино-кавказские, енисейские, бурушаски и баскский. Предлагают включать сюда также языки североамериканских индейцев. Предположительное время распада этой макросемьи — несколько десятков тысяч лет до н.э.

Анна Дыбо не исключает возможность родства между макросемьями Евразии, в которые входят все языки народов России. А это уже говорит о возможности существования единого праязыка.

Важно понимать, что историческое языкознание в совокупности со смежными дисциплинами (например, с генетикой) позволяет реконструировать историю человечества.

Сохранить языковое богатство

Перед лингвистами, кроме задачи реконструкции праязыка, стоит задача сохранения исчезающих языков — на территории России таких около 70. Здесь мнения членов Президиума РАН разделились. Академик Андрей Анатольевич Зализняк выдвинул гипотезу, что, возможно, через 50-100 лет в России останется всего десяток языков. Глобализация делает этот процесс неизбежным. Задача ученых — зафиксировать языковые системы, которые есть сейчас.

Другого мнения придерживается этнолог и историк Владимир Александрович Тишков. Он считает, что языки, даже становясь домашними, бытовыми, могут жить столетиями. Более того, сейчас, во многом благодаря лингвистам, запускается механизм ревитализации языков.

В конце заседания было решено предоставить письменное сообщение о достижениях лингвистов-компаративистов руководству страны, поскольку достижения российских языковедов, действительно, очень важны в мировом масштабе как в рамках исследования происхождения и родства языков, так и в области сохранения языкового многообразия.

Название видео

На заседании также были рассмотрены вопросы:

О присуждении премии имени И.М. Виноградова 2016 года члену-корреспонденту РАН Сергею Владимировичу Конягину за работу в области теории чисел.

О присуждении золотой медали имени Н.Н. Семенова 2016 года академику РАН Сергею Михайловичу Алдошину за вклад в развитие химической физики.

О присуждении золотой медали имени М.Ф. Иванова 2016 года академику РАН Николаю Александровичу Балакиреву за работу в отрасли клеточного пушного звероводства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *