Назовите проблемы машиностроения

Современные проблемы машиностроения и возможные пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Организационно-экономические проблемы авиационно-космические комплексов

УДК 658.5

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАШИНОСТРОЕНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. И. Тукуреев, Е. Г. Корепанова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: slavkinfish@mail.ru

Рассматриваются актуальные проблемы российского машиностроения и возможные пути их решения. Приводятся примеры программ обмена студентами, аналоги которых можно сделать в России.

Ключевые слова: машиностроение, оборудование, модернизация, предприятие, обмен кадрами, промышленность.

MODERN PROBLEMS OF DOMESTIC MECHANICAL ENGINEERING AND POSSIBLE SOLUTIONS

V. I. Tukureev, E. G. Korepanova

Keywords: mechanical engineering, equipment, modernization, enterprise, personnel exchange, industry.

Машиностроительный комплекс в большинстве развитых стран признается ведущей отраслью производства. В настоящий момент в данной отрасли происходит слияние в крупные структуры. От уровня развития машиностроения зависит производительность труда, успешная деятельность ведущих отраслей экономики, обеспечение научно-технического прогресса страны в целом. Перспективы экономического и социального развития страны предъявляют новые требования к уровню машиностроения. Не лишним будет изучить функционирование машиностроения в странах, лидирующих в данном сфере на мировом рынке. Данная отрасль является двигательной силой для других отраслей промышленности в стране.

Для улучшения ситуации в российском машиностроении можно предпринять несколько действий, которые могут поспособствовать достижению конкурентно способного уровня. В частности: модернизация старого оборудования, поддержка государства на региональном и федеральном уровнях, создание новых предприятий там, где они действительно нужны.

Кроме того, можно перенять опыт немецких коллег. В Германии выстроена цепочка от изготовления материалов и узлов деталей до сборочного процесса и транспортировки готовой продукции . Каждый этап проверяется и контролируется. Чтобы применить такую систему в России необходимо поднимать общий уровень кадров по стране, улучшать качество материалов, используемых в изготовлении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время на многих заводах и предприятиях России широкое распространение получила

практика глубокой модернизации имеющихся станков, которые были произведены в СССР . С помощью таких улучшений предприятия получают возможность использовать современные технологии, опираясь на мировые стандарты. Также это позволяет сэкономить немалую сумму денег. Зарубежная практика показывает, что модернизация и переоснащение старого оборудования проходит очень успешно и продуктивно. Многие странны Европы, выкупают у российских компаний станки, реставрируют их, а затем продают как новое оборудование, затрачивая при этом не так много средств. Для отечественных компаний решением многих проблем может стать именно модернизация старого оборудования своими силами, чем покупка нового. Кроме того, нужно понимать, что модернизировать множество предприятий сразу — невозможно. Для этого нет необходимых финансовых и человеческих ресурсов. Одной из основных задач государства является выбор приоритетных направлений машиностроения, которые смогут вывести страну на мировой рынок.

Имеющееся отставание России от лидеров машиностроения необходимо ликвидировать с помощью государственной поддержки. Сложившаяся ситуация должна решаться на двух уровнях — федеральном и региональном. Таможенные пошлины, транспортные и другие налоги сильно занижают чистую прибыль предприятий. Данные меры могут служить решениями в сложившейся ситуации.

Также одним из основных факторов повышения конкурентоспособности машиностроения предприятия должны отталкиваться от потребителей, а кон-

Решетневские чтения. 2017

кретно — от экономико-географического положения. В рейтинге «Топ-100 машиностроительных компаний 2015 года» судостроительные предприятия базируются на море (Калининград, Санкт-Петербург, Владивосток), авиационные заводы находятся в Москве и Московской области, так как Москва — один из мировых центров авиасообщения . Россия — страна больших расстояний, затраты на транспортировку техники являются существенными и в некоторых случаях решающими.

Одним из наиболее логичных решений будет строительство или восстановление предприятий в тех регионах, где это необходимо. Например, предприятия, которые изготавливают нефте и газодобывающее оборудование, должны базироваться в местах, где есть разработанные месторождения данных полезных ископаемых.

Немаловажным аспектом повышения общего уровня машиностроения в стране является взаимовыгодное сотрудничество между предприятиями в плане обмена опытом и кадрами. Региональная поддержка может заключаться в субсидировании за счет средств из бюджета, программ помощи по трудоустройству населения и обеспечения их жильем. Также, средств из бюджета могло бы хватить на технологическое переоснащение и перевооружение основного оборудования на предприятиях. Такая практика имеет место быть только в Москве или ближайших к ней регионах.

В США существует программа Work and Travel, благодаря которой студенты со всего мира могут получить работу на 3-4 месяца в любой части страны . Данная программа является примером обмена опытом между людьми со всего мира. Похожие программы, которые пользуются спросом, существуют в Канаде и Европе. В России существует только обмен студентами между отечественными университетами и зарубежными студентами-партнерами, но после ввода санкций все меньше студентов едет за границу для обучения и обмена опытом.

Для начала, необходимо сотрудничество с консульствами стран, которые выдают студенческие визы. Ведь для многих получение визы является отталкивающим фактом при обучении за границей. Если упростить её выдачу, то уехать учиться станет проще. Это увеличит поток обмена студентами между Россией и зарубежьем. Кроме того, следует отметить, что предоставление гарантированных мест в вузах и на предприятиях для зарубежных студентов положительно скажутся на взаимоотношениях между отечественными и заграничными предприятиями, учебными заведениями.

Подводя итоги вышеописанного можно сказать, что у России есть большой потенциал для развития машиностроения до конкурентоспособного уровня на мировом рынке. Однако существует немало препятствий для этого. Такие проблемы как плохое качество материалов и старое оборудование можно решить в ближайшие 3-5 лет. В долгосрочной перспективе необходимо готовить новых специалистов, пользоваться наработками коллег из-за рубежа. Не последнюю роль в решении этих проблем будут играть поддержка государства в лице финансирования и министерства образования.

Библиографические ссылки

1. Информационно-аналитический портал «Конкуренция и рынок». . URL: http ://konkir.ru/sites/default/files/archive/kir_60 .pdf (дата обращения: 18.09.2013).

2. Машиностроительный портал «Сделано у нас». . URL: https://sdelanounas.ru/ blogs/70601/ (дата обращения: 19.11.2015).

3. Деловой портал «Управление Производством». . URL: http://www.up-pro.ru/ library/production_management/productivity/100mashine ry.html (дата обращения: 08.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Центр международного обмена. . URL: http://workandtravel.iec.ru/ (дата обращения: 21.08.2017).

Главные проблемы машиностроения РФ

РФ имеет достаточный человеческий, научный и ресурсный потенциал, который обязан лечь в основание результативной национальной экономики. Но брошенный взгляд на отечественную финансовую действительность указывает на потребность формирования условий комплемент арности данных факторов и механизмов, приводящих в действие производство благ, что требует мобилизации усилий со стороны всех субъектов финансовой системы. В свою очередь данные фундаментальные механизмы реализуются в рамках отечественного машиностроения, который больше прочих хозяйственных отраслей пострадал в период последнего финансового кризиса. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Машиностроительный сектор, являясь основой промышленной производственной деятельности Отечественной Федерации, требует к решению своих проблем основательного и взвешенного подхода, что определено целым рядом факторов:

— машиностроительная отрасль, выступая в качестве катализатора научно-технического прогресса в разнообразных отраслях народного хозяйства, является по сути одной из немногих отраслей обрабатывающей промышленной сфере, развитие которой оказывает самое непосредственное воздействие на техническую оснащенность всех секторов экономики, насыщая их главными фондами большого технического уровня;

— машиностроительного комплекса без преувеличения принято считать самой трудной отраслью промышленной сфере, производящей широко дифференцированную изделия: от наиболее динамичной части главных фондов (орудий труда) до привычных всем бытовых приборов и автомобилей;

— многие машиностроительные компании работают на оборонный комплекс, по этой причине развитие данной отрасли обуславливает обороноспособность государства;

— большинство отечественных компаний машиностроения, выпуская больше 75% изделий своей специализации, достигли монополистического положения в занимаемом секторе экономики, что обуславливает необычайную финансовую и социальную значимость данных субъектов хозяйствования;

— по числу занятых (порядка 35% от трудоспособного населения) и по стоимости выпускаемых товаров машиностроительная отрасль, который насчитывает тысячелетнюю историю величайших научных побед, до сих пор занимает первое место среди всех отраслей промышленной производственной деятельности;

— в среднем 15% ВВП РФ, порядка 20% производимой отечественными промышленными отраслями изделий и 25% стоимости их главных фондов приходится на часть машиностроения. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Все перечисленное подтверждает существенность рационального управления компаниями машиностроительного комплекса РФ, занимающего в системе экономической областях отношений поистине уникальное положение.

Следовательно, картина финансового состояния, как в общем отечественного машиностроения, так и некоторых его отраслевых составляющих, представляет больший научный интерес, в чем выражается актуальность темы данного изучения.

Сегодня машиностроительная отрасль РФ объединяет в себе 12 значительных отраслей, образованных сотнями дифференцированных под отраслей, изделия которых принято подразделять на: предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды ВПК. Но, принимая в расчет фактор закрытости информации о функционирования компаний ВПК РФ, данная статья посвящена анализу проблем компаниям машиностроительного комплекса РФ, удовлетворяющим гражданские потребности юридических и физических лиц.

Современная отечественная промышленность, продолжает тяготеть в сторону добывающего сектора экономики, который в течение последних 4 отчетных лет увеличил свои масштабы на 36,20% против 25,58% со стороны обрабатывающих отраслей и на общем фоне прироста объемов отгруженной промышленными компаниями изделий на 31,39%. В данном аспекте наиболее информативным, на наш взгляд, является тот факт, что за последние 20 лет часть машиностроения в структуре российского промышленного выпуска уменьшилась с 22,90% до 12,93%, а та же характеристика топливной промышленной сфере напротив увеличилась с 12,30% в 1990 г. до 31,84% в 2010 г. и до 34,74% по итогам января-июня 2011 г.

Как отмечается ранее машиностроительная отрасль — наиболее пострадавшая в период кризиса 2008 года отрасль промышленной сфере РФ. Данное положение дел определено первоначально тем, что итоги хозяйственной функционирования компаний машиностроительного комплекса находятся в значительной зависимости от платежеспособности отраслей, на спрос которых они ориентируются. Так, неся потери в экономической устойчивости, субъекты разнообразных отраслей отечественной промышленной сфере были вынуждены с конца 2008 года существенно уменьшить объемы заказов машиностроительных товаров. Что же касается последнего отчетного года, то, на первый взгляд, прекрасные показатели прироста объемов производства по всем направлениям машиностроения — лучшие итоги среди всех отраслей обрабатывающей промышленной сфере- не выносят критики докризисного периода. Таким образом, успех машиностроения в 2010 году во многом определен фактором низкой базы для сравнения. В свою очередь в сопоставлении индекса производства по главным машиностроительным направлениям за первое полугодие 2011 г. с итогами за тот же период 2010 г. показательным является факт некоторого замедления темпов роста объемов производства, которые лишь в выпуске транспортных средств и оборудования смогли достичь докризисного уровня, что объясняется запуском программы утилизации изношенных автомобилей. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Для более полного описания ситуации, которая сформировалась в отраслях машиностроительного комплекса РФ, проанализируем сведения, представленные в агрегированной форме в табл.1, что позволяете сделать следующие выводы:

— прирост объемов отгруженных товаров отечественным машиностроительным комплексом в 2010 году (22,44%) был самым существенным среди всех обрабатывающих отраслей, но отставание от докризисного уровня также было самым существенным (20,99%);

— часть компаний машиностроения в общем объеме изделий обрабатывающей промышленной сфере в 2010 г. увеличилась до 19,95% (19,08% — 2009 г., 20,30% — 2008 г., 21,81% — 2007 г.), при этом являясь далеко не самой большой за последние 4 года. Но и данный очень скромный уровень (для развитых государств установлена «планка» не ниже 35-40%) за первое полугодие текущего 2011 г. уменьшился до 18,68%, что, на наш взгляд, большей частью вызвано постепенным свертыванием утилизационной программы на фоне приращения ресурсо добычи;

— главной вклад в прирост в 2010 г. (при сравнении с 2009 г.) объемов отгруженной машиностроительная отраслям изделий, согласно данным Росстат и публикациям аналитических агентств, обеспечили производители легковых автомобилей, грузовых вагонов, турбин и генераторов большой мощности. При этом увеличение объемов производства в указанных отраслях в течение 2010 г. в существенной мере было обеспечено бюджетными средствами, за счет которых финансировалась стартовавшая 8 марта 2010 г. программа утилизации изношенных автомобилей (рост натурального объема выпуска легковых автомобилей в 2 раза при сравнении с 2009 г.) и ряд инфраструктурных проектов в области железнодорожного транспорта (рост на 210% при сравнении с 2009 г. и на 117,8% по отношению к 2008 г. натурального объема производства грузовых вагонов) и в энергетике (восстановление Саяно-Шушенской ГЭС);

— производственная ситуация в большинстве машиностроительных отраслей, деятельность которых сконцентрирована на выпуске специализированного оборудования и зависит от платежеспособности соответствующих закупающих его отраслей, оставалась на протяжении последних полутора лет тяжелой: объемы производства сельскохозяйственной техники, строительного (экскаваторы, тракторы на гусеничном ходу), металлургического оборудования были существенно меньше, чем в докризисный период хозяйствования;

— при снижении объемов производства в отечественном гражданском авиастроении выпуск вертолетов, оставаясь на большом уровне, и по результатам 2010 г. в сравнении с 2008 г. прибавил 17,2%, что является одной только из пяти благоприятных тенденций в анализируемом периоде;

— величина сальдированного экономического итога за анализируемый период по описанным выше причинам уменьшилась, и по отношению к 2007 г. наибольшие потери в данном аспекте характерны для транспортного машиностроения, экономические итоги которого к концу 2010 г. были на 78,83% скромнее, нежели в 2007 г. Но, по результатам первого полугодия 2011 г. сектор «Производство транспортных средств и оборудования» продемонстрировал величину сальдо прибылей и убытков в размере 32,6 млрд. руб., что в 2,4 раза больше итога за весь 2010 г. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Нужно отметить, что среднегодовая количество рабочих компаний, специализирующихся на машиностроении и оборудования, в период 2007-2010 гг. показала устойчивую тенденцию к уменьшению (на 23,26% за период). В свою очередь компании, относящиеся к сектору по выпуску электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также по производству транспортных средств и оборудования, в 2008 г. несколько увеличили количество своих сотрудников, но общеэкономических областей снижение не обошел стороной и эти отрасли, по этой причине к концу 2010 г. данные машиностроительные направления также демонстрировали отток кадров на 13,71% и 13,75% (по отношению к итогам 2008 г.) соответственно.

При этом можно предположить, что процесс уменьшения среднегодовой количеству рабочих машиностроения происходит под воздействием таких факторов, как:

— динамичное внедрение в производственный процесс инноваций и модернизация главного оборудования;

— слияние промышленных компаний, приводящее к высвобождению рабочих схожих специальностей (юридических, экономической областях, экономических, бухгалтерских подразделений и т.п.);

— существенное уменьшение масштабов выпуска машиностроительных товаров в натуральном выражении;

— низкий в сравнении с общероссийским уровнем оплаты труда в исследуемых отраслях. Попытаемся выяснить истинные причины сложившейся ситуации. Затрагивая вопрос объемов и структуры инвестиций в главной капитал отраслей российской обрабатывающей промышленной сфере, следует отметить, что в стоимостном выражении изменение их величины, представленное в табл.4, говорит о том, что на общем фоне финансового провала 2009 г. итоги 2010 г., демонстрируя прирост на 18,33%, выглядят очень утешительно. Но в абсолютных величинах объем инвестиций остается на очень скромном для промышленной сфере уровне и вероятно покрывает минимальные потребности компаний в обновлении производственной базы. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Следовательно, из представленной совокупности факторов, оказывающих воздействие на уменьшение кадрового состава машиностроительного комплекса РФ, следует исключить процесс динамичного внедрения инноваций и модернизации основных фондов.

В свою очередь фактор слияния промышленных компаний, влекущего уменьшение количеству рабочих одинаковых специальностей, также нельзя рассматривать как наиболее значимый, ведь объем компаний — членов отрасли — в период 2007-2010 гг. непрерывно возрастает. Таким образом, можно отметить, что главными детерминантами сложившейся тенденции отрицательного перемены количеству сотрудников компаний машиностроения РФ являются зачастую колоссальное уменьшение масштабов выпуска изделий в натуральном выражении и низкий в сравнении с общероссийским уровнем оплаты труда в исследуемых отраслях.

Продолжая тему инвестиционных вливаний в развитие российского машиностроения, нужно отметить, что, согласно данным официальной статистики, главным фактором, сдерживающим в 2010-2011 гг. инвестиционную динамичность компаний, реализовывающих деятельность в рамках машиностроения, являлся недостаток собственных экономических средств, эту причину отметили в среднем 71% руководителей компаний. При этом при сравнении с прошедшими годами, уменьшилось количество респондентов, указавших среди факторов, ограничивающих их инвестиционную деятельность, не определенность финансовой ситуации в стране (с 48% в 2009 г. до 31% в 2010 г.), недостаточный спрос на изделия (с 29% в 2009 г. до 25% в 2010 г.) и больший процент коммерческого кредита (с 36% в 2009 г. до 31% в 2010 г.). Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Что же касается главных источников финансирования инвестиций в главной капитал, то для большинства компаний машиностроения в 2010 г. ими являлись собственные средства, их использовали порядка 70% респондентов. При этом среди субъектов топливной промышленной сфере на применение собственных средств указали в среднем 95% руководителей. В 2011 г. респонденты, по-прежнему, ориентируются на собственные средства, за счет которых собираются осуществлять инвестиционную деятельность (79% компаний). Использовать кредитные и заемные средства предполагают 35%, а бюджетные средства — 5% компаний.

В подтверждение всему приведенному выше, отметим, что согласно официальным статистическим данным в 2010 г. при сравнении с 2009 г. на 21,9% увеличился объем экспорта отечественной машиностроительных товаров, но это лишь 95% от уровня 2008 г. При этом, на фоне прироста зарубежных поставок, часть экспорта машиностроения в общепромышленных масштабах отечественного экспорта за 2010 г. уменьшилась с 4,6% в 2009 г. до 4,3%. Следовательно, можно судить о низкой конкурентоспособности российского машиностроения и отрицательной структуре отечественной экономики. Так, часть экспорта изделий ТЭКа в общем объеме отечественного экспорта за 2010 г. составила 70,8% против 69,6% годом ранее. И надо заметить, эта цифра, несмотря ни на что, остается примерно на одном уровне уже много лет.

Итак, подводя результат анализу условий функционирования компаний отечественного машиностроения, было выявлено, что на в данное время по оценкам большинства аналитиков для отечественной экономики характерна тенденция устойчивого роста потребности в изделий машиностроительных отраслей. Несомненным представляется и механизм взаимного воздействия уровня развития науки и техники в стране на структуру её машиностроения и наоборот роль машиностроительного комплекса нашей страны, как локомотива научно-технического прогресса во всех отраслях экономики. Но за период с 2007 по 2010 гг. в отечественном машиностроении значительно уменьшился объем выпуска (в натуральных величинах) многих видов изделий. Причин было выявлено достаточно много (табл.5), но главные из них, на наш взгляд, — уменьшение платежеспособного спроса заказчиков и низкая конкурентоспособность изделий машиностроительной отрасли, что усугубляется сырьевой зависимостью российской экономики. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

В ситуации, характеризующейся узостью рынка и низкой конкурентоспособностью, машиностроители оказались в чрезвычайно трудных условиях выживания. К этому следует добавить немало главный факт: машиностроительные отрасли изначально создавались как единые хозяйственные комплексы, объединявшие в своем составе компании, родственные по характеру выпускаемых товаров, технологическим процессам, сложившимся хозяйственным связям. В нынешних условиях данное единство превратилось в чистую формальность и к настоящему моменту можно говорить лишь о совокупности независимых, предпринимающих попытки бороться за выживание компаний, а — не мощного промышленной машиностроительной отрасли. По этой причине одной из главных проблем функционирования производственных субъектов машиностроения РФ на в данное время является их существование, как в большинстве своем аморфных структур, состоящих из самостоятельных компаний, зачастую входящих в состав отраслевых акционерных обществ. Последние, по понятным причинам не заинтересованы в интенсификации процесса модернизации производственной базы машиностроительных компаний, как основы стратегически результативного развития, а их деятельность сконцентрирована главным образом на вытягивании «последних сил» из входящих в их состав компаний.

Следовательно, менеджменту компаний отечественного машиностроения в рамках первоочередных мероприятий, направленных на приобретение значительных застойных явлений в их развитии, на наш взгляд, требуется изменить первоначально стереотип депрессивного мышления в рамках управления хозяйственной деятельностью вверенных структур, стремясь к повышению степени экономической устойчивости за счет оптимизации продуктового портфеля под непрерывно меняющиеся потребности отечественного и глобального рынка. А в данном аспекте нужно незамедлительно преобразовываться на маркетинговые методы ведения предпринимательской деятельности, и, в частности, «становиться на рельсы» промышленного маркетинга, имеющего свою уникальную, по отношению к традиционной теории и практике потребительского маркетинга, специфику. Портал машиностроения//Основные проблемы современного машиностроительного комплекса России. — URL: http://www.mashportal.ru/machinery_russia-22127.aspx

Основные проблемы машиностроительного комплекса

Машиностроение – это отрасль, которая включает в себя: общее машиностроение, специализирующейся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство военной техники и вооружения и рад других подотраслей и производств (около 300). Мы видим, как много отраслей составляет машиностроительный комплекс, отсюда следует большое количество проблем и задач, которые рассматриваются ниже.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

— низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

— простои многих предприятий;

— низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

— основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обновление и уклон на развитие других отраслей;

— необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

— несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

— низкое качество и надежность выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин, т.к. раньше Россия была ориентирована на внутренний рынок.

Основными направлениями развития машиностроительного комплекса Россиив условиях перехода к рыночными отношениям можно должны быть такие действия, как:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

— поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

— прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

— изменение амортизационной политики;

— введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

— формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной и предметной специализацией;

— расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико-экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

— балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности;

— транспортные связи;

— объем капитальных вложений;

— себестоимость продукции;

— производительность труда;

— потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

— связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса.

Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

— комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

— производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

— дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

— развитие микропроцессорной техники;

— оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

— использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *