Никарагуанский канал Никарагуа

Современный проект

Параметры

Ожидается, что параметры канала составят:

  • глубина 26—30 метров;
  • ширина — 230—530 метров;
  • длина — 278 километров (в том числе — 105 км по водам озера Никарагуа).

Примерное время прохождения канала судном (кораблём) будет составлять около 30 часов.

Канал должен будет обеспечить прохождение контейнеровозов вместимостью до 25 000 TEU и танкеров с дедвейтом в 320—400 тысяч тонн нефти. За год через канал сможет проходить 5 100 судов.

Решение о строительстве

4 июня 2012 года Национальное собрание Никарагуа одобрило (61 «за», 25 «против») проект строительства «Великого трансокеанского канала Никарагуа» (исп. Gran Canal Interoceánico por Nicaragua), который соединит воды Тихого и Атлантического океанов. Предполагается, что новый межокеанский канал станет более длинной, широкой и глубокой альтернативой Панамскому каналу и серьёзно разгрузит морской трафик (предполагается до 5 % от мирового).

В 2013 году власти Никарагуа отдали планируемый канал в концессию на 50 лет гонконгской компании «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd» (HKND) и её владельцу Ван Цзину (Wang Jing).

Финансирование

Ориентировочная стоимость проекта составляет 40 млрд долларов (по альтернативным данным — 50 млрд). По условиям концессии, HKND ежегодно выплачивает Республике Никарагуа по 10 млн долл. США в течение 10 лет (всего 100 млн долл.) и часть доходов от каждого субпроекта в размере 1 % на начальном этапе, с последовательным увеличением суммы выплат до 99 %. Кроме того, инвестор передаёт Республике Никарагуа оборудование и инфраструктуру субпроектов (после завершения периода действия концессии), а также акции предприятия по схеме последовательного увеличения от 1 до 99 % на протяжении всего максимально допустимого срока концессии (сто лет). Таким образом, никарагуанское государство не вкладывает собственные финансовые средства в реализацию проекта, но через 50 лет получит в своё распоряжение 51 % концессии, а ещё через 50 лет станет собственником 99 % акций.

Инфраструктура

В проекте, кроме канала, предусмотрено строительство двух морских портов на каждой стороне канала (Брито и Пунта-Агила), нефтепровода, аэропорта к северу от города Ривас, создание зоны свободной торговли Брито, строительство курорта в городе Сан-Лоренцо, строительство дороги для восстановления дорожной сети, нарушенной при строительстве канала.

Иностранные участники

Китай заинтересован в строительстве канала в связи с возможностью транспортировки по нему больших объёмов нефти, которые он намерен закупать в Венесуэле. В реализации проекта предполагается участие России.

Реализацию проекта осуществляет HKND-Group, частная транснациональная компания со штаб-квартирой в Гонконге. Основными партнёрами HKND-Group по строительству канала являются: China Railway Construction Corporation (Китай), McKinsey & Company (США), Environmental Resource Management (ЕС).

Маршрут

Окончательный вариант маршрута канала от устья реки Брито к югу от города Ривас на Тихоокеанском побережье до устья реки Пунта-Горда (Рама) (около острова Бенадо, южная граница берега Москитов) на Атлантическом побережье был продемонстрирован представителями китайской компании HKND Group 7 июля 2014 года в Никарагуа.

Хроника строительства

Подготовка к строительству канала (строительство подъездных путей к местам грядущих экскаваторных работ) началась 22 декабря 2014 года. Начало строительства сопровождалось протестами противников строительства.

Непосредственно при строительстве канала будут задействованы 200 тысяч рабочих, а всего оно даст работу примерно миллиону никарагуанцев и жителям приграничных стран. Начало строительства канала было намечено на 2019 год, а завершение строительства — на 2029-й..

По состоянию на май 2017 года проект заморожен, китайские инвестиции отсутствуют.

Исторические проекты (XVI—XIX веков)

Идея постройки такого канала существовала весьма давно, однако в конечном итоге межокеанский канал был построен в Панаме (см. Панамский канал).

Проект 1888 года.

Ещё в XVI веке, по словам историка Гомара, испанский король Карл V наметил исследование перешейка на территории Никарагуа с целью соединения двух океанов. В 1795 году предлагалось перерезать перешеек каналом через озеро Никарагуа и реку Сан-Хуан.

Первая попытка топографического исследования перешейка с целью прокладки канала была сделана в 1830 году по повелению голландского короля Вильгельма II, в 1837 году топографическую разведку повторно произвели Эд. Барнет и Эд. Бельчер. Второй проект канала был разработан Бейли и принцем Луи Наполеоном, третий — американским инженером Чайльдсом в 1852 году и Томэ де Гамондом в 1858 году.

Тем временем США стали использовать водные пути Никарагуанского перешейка, основав пароходную компанию, с Вандербильтом во главе, для отправки товаров транзитом в Калифорнию; при помощи взрывов они расширили самые опасные проходы среди стремнин Сан-Хуана, и их пароходы с 1854 года стали за 2 дня проходить расстояние в 265 км от Сан-Хуана дель Норте (Грейтаун) на берегу Карибского (Антильского) моря до западного берега озера Никарагуа. Отсюда сообщение по перешейку до Тихого океана шло сухим путём. В 1872—1873 годах дальнейшие разведки перешейка сделаны были Буллем. Около 1877 года были начаты научные исследования Дарьенского и Панамского перешейков, результатом которых стали проекты, склонявшиеся к проведению канала через озеро Никарагуа.

Характерной чертой одного из проектов, а именно Бланше, было расширение площади озера Никарагуа затоплением долин Рио-Гранде и Сан-Хуана и образование водохранилища, сходного по положению с Мраморным морем между Босфором и Дарданеллами. Проект Вирле д’Ау (Aoust), предлагавшийся на международном конгрессе коммерческой географии в 1878 году, предполагал осушить озеро Никарагуа шлюзами, направив одну часть вод его в Атлантический, другую — в Тихий океан, и использовать осушенное русло для канала; при этом предполагалось, что часть издержек по проведению канала окупится возделыванием плодороднейших земель осушенного озера (700 тыс. га).

Карикатура XIX в.: «Следующее дельце Дяди Сэма»

За этим проектом последовали другие, и в 1880 году образовалась «Северо-Американская компания» для постройки Никарагуанского канала в конкуренцию Панамскому каналу. Однако компания эта распалась, и позже образовалась новая американская; действовавшая затем компания «Maritime Canal С° of N.», приняла проект американского инженера Менаколя (1885 г.), по которому предполагалось построить по длине канала всего 7 шлюзов — 4 на западной и 3 на восточной стороне его. Длина канала от Грейтауна, на берегу Карибского моря, до мыса Брито, на берегу Тихого океана — 271,7 км; из них требовалось прорыть около 64 км или даже менее (до 45 км), а остальная линия канала должна была пролечь по уже существующим рекам и озёрам. Предполагалось, что проход судов по каналу осуществлялся бы за 30 часов. Компания Никарагуанского канала вошла в соглашение с республиками Никарагуа и Коста-Рикой и в феврале 1889 года приступила к работам.

По этому проекту Никарагуанский канал начинался от гавани Грейтаун у устья Сан-Хуана и шёл по долине реки Десеадо, а не по руслу Сан-Хуана для избежания мелководья и других препятствий, а затем, посредством 1, 2 и 3 шлюзов, на расстоянии 5,05, 16,96 и 20,18 км от Грейтауна, поднимался на высоты 9,45, 18,59 и 32 м; Десеадо и Хуанилья (рукав Сан-Хуана), пересекались каналом, и излишек их вод отводился в побочные каналы, тогда как верхнее течение Десеадо использовалось между шлюзами 1—3. К западу от 3-го шлюза лежал водораздел между рекой Сан-Хуан и озером Никарагуа, который, на расстоянии 4,69 км в длину предполагалось перерезать; средняя высота его на 66,21 м выше уровня Атлантического океана. В 60 км от места своего начала канал достигал реки Сан-Хуан, где перегораживался плотиной Очоа на высоте 17,07 м, так что на остальное расстояние в 103,86 км до озера Никарагуа, уровень вод которого на 33,53 м выше уровня моря, оставался всего один уклон в 1,21 м. Река Сан-Карлос, впадающая в Сан-Хуан близ Очоа, должна была быть отведена или запружена. По ту или западную сторону озера Никарагуа канал, согласно проекту Менаколя, шёл по долине реки Лахос, пересекал главный водораздел на высоте 46,63 м над уровнем моря, питался водами Рио Гранде и её притока Тола и следовал далее по долине Рио Гранде до Брито на Великом океане, пройдя расстояние в 261,7 км от Грейтауна. Шлюзы предполагались в 198,12 м длины, 24,38 м ширины, а глубина канала в самых мелких местах 8,53 м, между тем как ширина его по дну от 24 — 36,57 м, а на поверхности 56,08 — 87,78 м (в Сан-Хуане даже от 152,40 — 477,20 м). В Сан-Хуане, между стремнинами Торо, предполагалось провести большие дноуглубительные работы.

Хотя перешеек Никарагуанского канала гораздо шире, чем Панамский, но зато на нём совсем нет крутых гор, и, кроме того, здесь можно воспользоваться большим озером и судоходными реками. Несмотря на то, что Панамский канал имеет длину всего 65,2 км (по суше), а Никарагуанский канал в 4 раза его длиннее, тем не менее последний будет стоить много дешевле, так как прорывать его придётся всего на длине 45 км, а вынутые материалы могут идти на постройку плотин и гигантских запруд.

Компании Никарагуанского канала так и не удалось собрать весь необходимый для постройки канала капитал в 100 млн долл. или убедить правительство США взять постройку его в свои руки. К концу 1891 года произведены были следующие работы: построено 18 км железной дороги, необходимой для ведения работ, и сделана часть работ по устройству гавани Грейтауна; землечерпательные работы произведены на длине в 2 км. С 1894 года работы шли оживлённее.

Критика

Директор Центра молекулярной биологии при Университете Центральной Америки, президент Академии наук Никарагуа Хорхе Уэте-Перес (исп. Jorge Huete-Pérez) в интервью журналу New Scientist заявил, что сооружение Никарагуанского канала вызовет региональную экологическую катастрофу, уничтожит экосистему озера Никарагуа, приведёт к вымиранию тысяч биологических видов. Он же и профессор зоологии и эволюционной биологии Констанцского университета Аксель Майер (нем. Axel Meyer) в статье, опубликованной авторитетным научным журналом Nature, указывают, что строительство Никарагуанского канала уничтожит порядка четырёхсот тысяч гектаров тропических лесов и болот, приведёт к экологической катастрофе в Никарагуа и других странах, поставит под угрозу существование биосферного заповедника Босавас (исп. Reserva de Bosawás), биологического заповедника Индио Маис (исп. Reserva biológica Indio Maíz) и северной части природного заповедника Серро Сильва (англ.).

Ведущий научный сотрудник Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН Н. М. Яковлева указывает, что строительство канала может уничтожить уникальный природный заповедник, каким является озеро Никарагуа, и привести к повышению концентрации ядовитых веществ в воде озера, что, по её словам, лишит нормального орошения шестьсот тысяч гектаров земли. Яковлева пишет также, что закон, позволяющий строить Никарагуанский канал, нарушает 24 статьи никарагуанской конституции.

Посольство США в Манагуа потребовало от властей Никарагуа раскрыть все детали экологического мониторинга и проведения тендеров по строительству Никарагуанского канала.

14 июня 2015 года тысячи никарагуанских крестьян вышли на акцию протеста в городе Хуигальпа против строительства канала. По их мнению, из-за него они лишатся своих земель, и будет нанесён ущерб экосистеме озера Никарагуа — основного источника пресной воды для страны.

Примечания

  1. Nicaragua-Chinese partnership announces planned route for proposed inter-oceanic canal Архивировано 3 сентября 2014 года. (англ.)
  2. Протесты в Никарагуа — очередная цветная революция? (24 апреля 2018.). Дата обращения 20 ноября 2018.
  3. В Никарагуа началось строительство конкурента Панамского канала // Правда.ру
  4. Панама номер два // коммерсант.ру, 25.12.2006 (недоступная ссылка — история, копия)
  5. 1 2 3 Новости. Никарагуа. Транспорт
  6. В Никарагуа представлен проект межокеанского канала стоимостью $40 млрд
  7. 1 2 3 Представлен финальный маршрут никарагуанского канала
  8. Is the Nicaraguan mega-canal failure good news for indigenous communities? | openDemocracy
  9. В Никарагуа представлен проект межокеанского канала стоимостью $40 млрд
  10. Панама номер два
  11. Гонконгская компания HKND, которую возглавляет китайский юрист Вен Цзин, будет строить аналог Панамского канала в Никарагуа.
  12. 1 2 Никарагуанский канал: большая игра
  13. Nicaragua canal plan not a joke — Chinese businessman, BBC News, <http://www.bbc.co.uk/news/world-latin-america-23058301>. Проверено 26 июня 2013. (англ.)
  14. 1 2 Схватка Китая с США стартовала: о первом бое противников Никарагуанского канала с полицией
  15. Альтернативу Панамскому каналу начнут строить в 2014 году. Дата обращения 13 января 2014.
  16. Китай получил концессию на строительство нового транс-американского канала
  17. Россия будет участвовать в строительстве Никарагуанского канала // Полит.ру, 6 мая 2014
  18. Project Partners
  19. ЭКОНОМИКА: НИКАРАГУА-КАНАЛ-СТРОИТЕЛЬСТВО
  20. Four Years Later, China-Backed Nicaragua Canal Struggles to Take Off the Ground, MAY 8, 2017
  21. Nuwer, Rachel. Stop Nicaragua’s canal and save thousands of species (англ.). New Scientist (31 March 2014). Дата обращения 14 июня 2015.
  22. Meyer, Axel; Huete-Pérez, Jorge A. Conservation: Nicaragua Canal could wreak environmental ruin (англ.). Nature (19 February 2014). Дата обращения 25 августа 2014.
  23. Howard, Brian Clark. Nicaraguan Canal Could Wreck Environment, Scientists Say (англ.). Национальное географическое общество (14 February 2014). Дата обращения 14 июня 2015.
  24. Яковлева, Наиля Магитовна. Никарагуанский канал: большая игра. perspektivy.info. Фонд исторической перспективы (25 ноября 2013). Дата обращения 15 августа 2014.
  25. США намерены помешать строительству Никарагуанского канала. / Антон Крылов, 7 января 2015. // Деловая газета «Взгляд».
  26. Тысячи крестьян в Никарагуа протестуют против межокеанского канала. В мире. РИА Новости (14 июня 2015). Дата обращения 14 июня 2015.
  27. Ward, Alexander. Mass protests in Nicaragua as farmers claim planned canal will ‘sell country to the Chinese’ (англ.), The Independent (14 June 2015). Дата обращения 15 июня 2015.

Ссылки

  • Официальный сайт HKND Group
  • Официальная страница проекта Никарагуанского канала (es) (недоступная ссылка с 21-09-2015 )
  • Никарагуанский канал: претендент на стройку века // РИА Новости, 19.09.2014
  • Никарагуанский канал в цифрах и графиках // РИА Новости (исп.)
  • Никарагуанский канал: мечты и реальность // ИноСМИ, 10.06.2013
  • Большой никарагуанский канал, или Китайский ребус для США (недоступная ссылка) // Русская народная линия, 17.01.2014
  • От океана до океана // //9tv.co.il, 14.06.2013
  • Никарагуанский канал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Gran Canal Interoceánico de Nicaragua unirá los ríos Brito y Punta Gorda
  • Крымский сценарий для Никарагуа // Свободная пресса
  • Сайт вз.ру. Антон Крылов, 7 января 2015, США намерены помешать строительству Никарагуанского канала.
  • Сайт коммерсант.ру, Максим Сорчинов, Панама номер два, 25.12.2006

На Западе испугались сотрудничества России и Никарагуа, которое в последнее время развивается динамичными темпами.

За последние годы Никарагуа получила от России танки Т-72, патрульные катера, два корвета, учебно-боевые самолёты Як-130, зенитки ЗУ-23-2, вертолёты Ми-17, броневики «Тигр». Россия на 90% покрывает потребности никарагуанских ВС в амуниции.

В Никарагуа создан военный тренировочный центр, в работе которого приняли участие до 400 российских специалистов. Россотрудничество открыло в Никарагуа Русский центр для популяризации русской культуры и языка.

Есть у Манагуа и Москвы и инфраструктурные проекты — планы прокладки Никарагуанского канала. Он будет конкурентом Панамского канала, который контролируют американцы, и позволит соединить Тихий и Атлантический океаны, сократив пути транспортировки товаров из Южной Америки (2,8 млн.т. в год), в том числе венесуэльской нефти, в чем особенно заинтересован Китай — основной потребитель этой нефти.

США и их союзники против Никарагуанского канала. Россия, Китай, Никарагуа, Куба и Венесуэла — «за». Никарагуанской экономике канал принесёт огромную пользу. Он позволит взимать плату за транзит грузов, а сам транзит оживит социально-экономическую обстановку в стране.

Строительство канала создаст дополнительно 25 тысяч рабочих мест, привлечёт иностранные инвестиции. А самое главное, что это прибыль на века. Однажды построенный канал никуда уже не исчезнет и будет постоянным экономическим активом для никарагуанцев.

Россия возобновила геополитический задел, созданный ещё в советские времена, когда СССР поддерживал тесные политические и экономические связи с Никарагуа. Эта страна обладает стратегически важным положением, являясь, как и остальная Центральная Америка, «задним двором» США.

Вашингтон привык к полному контролю над этой территорией. Он привык сам пробираться на «задние дворы» других государств и угрожать им оттуда. Так американцы и НАТО оказались в Прибалтика, Грузии, Украине, Молдавии. Теперь времена безальтернативного контроля Вашингтона над Центральной Америкой постепенно уходят в прошлое.

В 1912-1933 гг. Никарагуа находилась под американской оккупацией. В дальнейшем американцы регулярно вмешивались во внутренние дела никарагуанцев. Уйдя из страны в 1933 г., Вашингтон установил там проамериканский авторитарный режим клана Сомосы, который правил до 1979 г. С 1981 до 1989 гг. в Никарагуа шла гражданская война, начавшаяся не без содействия американцев.

Никарагуанцы прекрасно осведомлены об особенностях отношений их родины с Соединенными Штатами. Хотя Вашингтону удалось мобилизовать часть «пятой колонны» для протестов против строительства канала, этот проект остаётся актуальным. В XIX в. американцы сами хотели прорыть такой канал, и оседлать оба — и Панамский, и Никарагуанский. Не получилось. Сейчас Манагуа, Москва и Пекин взялись за этот проект без одобрения американцев, что очень бесит последних.

Появление Никарагуанского канала (начало работ запланировано на 2019 г., полный ввод в эксплуатацию — на 2029 г.) послужит трамплином для дальнейшего развития российско-никарагуанских и китайско-никарагуанских связей. Сотрудничество будет идти по нарастающей. Это значит, влияние США в регионе будет двигаться по убывающей.

Российский геополитик Леонид Ивашов отметил, что наше присутствие в Никарагуа позволит нам физически подобраться ближе к США. Неплохо! Глядишь, американцы станут сговорчивее и трижды подумают, прежде чем начинать очередную войнушку у наших границ.

Строительство Никарагуанского канала возобновят Россия и Китай

Морские грузоперевозки – основа мировой торговли, в которой громадную роль играют две артерии – Суэцкий и Панамский каналы. Первый связывает Средиземное море с Красным и открывает путь в Азию без плавания вокруг Африки, второй связывает Тихий и Атлантический океаны. С момента постройки (1869 г. и 1920 г. соответственно) конкурентов у путей не было, пока не появился проект под названием Никарагуанский канал.

Китайские инвесторы декларировали планы по вложению 50 млрд долларов в инфраструктуру, что вызвало волнение в США. Американские интересы сосредоточены в Панаме, и США не хотят появления конкурента. Несмотря на перспективность проекта, строительство заглохло на этапе подготовки, но в будущем возможно его возобновление.

Никарагуанский канал – исторический проект

Планы по соединению океанов через территорию современного Никарагуа строились ещё в XVI веке. Активно разрабатываться проект начал в XIX столетии сначала как более выгодный канал, в сравнении с Панамским, а затем как его прямой конкурент. Далее топографической разведки не продвинулись ни одни энтузиасты. А желающих проложить Никарагуанский канал было много: США, Франция, Испания, Нидерланды, частные компании разных стран. Объяснялось это просто: участок, по которому планировалось проложить русло, был длиннее, но удобнее, чем на Панамском перешейке. Отсутствовали горы и перепады высот, канал пересекал большое озеро, были перспективы речного судоходства по Центральной Америке.

После запуска Панамского канала, другие проекты свернули, и на долгие годы установился один маршрут из Атлантики в Тихий океан. Status quo сохранялся до 2012 года, когда Парламент Никарагуа проголосовал за строительство межокеанского пути по территории страны, а инвестором стала китайская компания.

Первая попытка строительства канала в Никарагуа

Китайская история в Никарагуа начиналась очень хорошо: был подписан меморандум о передаче готового проекта в концессию на 50 лет медийной компании из Гонконга «HK Nicaragua Canal Development Investment Co Ltd». Её владелец обязался вложить в проект 40-50 миллиардов долларов. Каждый год на протяжении 10 лет HKND обязывалась выплачивать по 10 млн никарагуанскому правительству, которое также получало 1% прибыли с перевозок в начале работы канала и 99% спустя 100 лет. С этого момента к стране переходили права собственности на объект.

В планах было строительство канала глубиной от 26 до 30 метров, шириной 230-530 метров, а его длина составляла 278 километров, 150 из которых проходили по водам озера. Пропускная способность в год – 5,1 тысячи судов вместимостью до 25 тысяч TEU для контейнеровозов и дедвейтом 320-400 тысяч тонн нефти для танкеров. По всем показателям проект соответствовал современным требованиям, в отличие от Панамского.

Помимо самого канала планировалось строительство двух портов (на берегу Карибского моря и Тихого океана), аэропорта, нефтепровода, новой дороги и даже курортного городка.

Несмотря на грандиозный размах проекта и постепенное вовлечение новых инвесторов (из США и ЕС), окончилось всё печально. Подрядчики успели начать лишь подготовительный этап – строительство дорог к местам экскаваторных работ. Причиной стало фактическое разорение главного инвестора – Ван Цзин вложился в запуск телекоммуникационных спутников, что обернулось финансовым провалом. Параллельно упал китайский фондовый рынок. Большая часть его богатства испарилась, и с 2015 года о нём ничего не слышно. Никарагуанский канал оказался заморожен, но в 2018 году о нём заговорили вновь.

Отношения Никарагуа и России: участие в строительстве

Взаимоотношения двух стран за последние годы наладились. Особенно успешным является сотрудничество в военной сфере. Никарагуа закупает у России танки Т-72, самолёты, вертолёты и другую технику. Высшая точка взаимопонимания была достигнута по Крыму – Манагуа признала вхождение полуострова в состав России. Учитывая такую теплоту в отношениях, появились разговоры о возобновлении строительства Никарагуанского канала с привлечением российских инвестиций.

Но планы идут дальше обустройства водной артерии. Никарагуа может стать для России площадкой для давления на США, что в контексте нынешнего геополитического противостояния выглядит сильным ударом по влиянию Штатов в Центральной Америке. Также возможно привлечение к проекту Ирана и Китая, который сейчас вкладывается в углубление и модернизацию Панамского канала. Несмотря на это, Поднебесная вряд ли откажется от дополнительного и независимого от влияния Штатов пути транспортировки венесуэльской нефти.

В целом, перспективы Никарагуанского канала выглядят очень туманно. Будущее проекта, если он всё-таки будет возобновлён, зависит от решительности США, которые воспринимают вмешательство других стран в дела Центральной Америки как вторжение в свою сферу влияния; стабильности режима Даниэля Ортеги; позиции Китая и множества других факторов. Но если строительству будет дан зелёный свет, то планета получит не только удобный морской путь, но и точку политического противостояния ведущих мировых держав.

Михаил Татаринов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *