Осень по старинным календарям

Вселенная, время, календарь

Страница 3 — 5 — Мы — союз народов России

1. Вырежи из Приложения фигуры людей в костюмах некоторых народов России. Составь из фигур весёлый хоровод. Если затрудняешься, загляни в учебник.

В центре запиши названия других народов России, которые ты знаешь.

2. Рассмотри карту в учебнике на с. 4-5. Найди на ней название той части Российской Федерации, где ты живешь. Дополни этим название предложение:

Я живу в Московской области.

3. Представь союз разных частей России в образе волшебного цветка. На одном из его лепестков красиво напиши название своей части Российской Федерации.Длинное название можно обозначить сокращенно первыми буквами слов, Например, Ямало-Ненецкий автономный округ -ЯНАО.

На других лепестках цветка напиши названия частей России, где живут твои родные или друзья.
4. Узнай у старших или догадайся сам, как иногда в документах сокращенно пишут название Российская Федерация.

Запиши свой ответ: РФ.

5. Это рамочка — для фотографий, рисунков или стихотворения, рассказа о самом интересном в твоей республике (области, крае, округе, городе, селе). Вместе со старшими оформи ее себе на память.

Красная площадь в Москве

Наш «Космический корабль» — Земля

Страница 8 — 9

1. Как ты представляешь себе Землю — наш «космический корабль»? Нарисуй.

Земля — наш космический корабль

2. Заполни пропуски в тексте.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется горизонт. Граница этой поверхности получила название линия горизонта.

3. Обозначь на схемах стороны горизонта. Схему №1 заполни с помощью учебника. Закрой её ладонью или листом бумаги. Постарайся заполнить схему №2 самостоятельно, а затем проверь себя.

4. Практическая работа «Компас».

1) Рассмотрите компас. С помощью рисунка изучите его устройство. Покажите и назовите части компаса.

Устройство компаса

*Картушка — круговая шкала (пластина с делениями) с обозначением сторон горизонта.

2) Выполни все действия по инструкции и определи стороны горизонта.

Как пользоваться компасом — Положи компас на ровную горизонтальную поверхность. — Оттяните предохранитель и подождите, пока стрелка остановится. — Поверните компас так, чтобы синий конец стрелки совпал с буквой С, а красный — с буквой Ю. Тогда все буквы укажут направления сторон горизонта. — Закончив работу, поставьте стрелку на предохранитель.

3. Расставьте на рабочем столе таблички с обозначением основных сторон света.
4. Допишите.

Компас — это прибор для определения сторон горизонта.

5. Разгадай кроссворд.

  1. Модель Земли (глобус).
  2. Самая северная точка нашей планеты (Северный полюс).
  3. Самая южная точка нашей планеты (Южный полюс).
  4. Огромные водные пространства на Земле (океаны).
  5. Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой (материки).

6. С помощью глобуса или самостоятельно определи материки по контуру. Подпиши названия материков.

Материки

Время

Страница 12 — 13

1. Придумай рисунки-символы, обозначающие прошлое, настоящее и будущее. Объясни (устно), почему тебе захотелось сделать именно такие рисунки.

Прошлое

Настоящее

Будущее

2. Пронумеруй единицы измерения в порядке их увеличения.

Единицы измерения времени

Подумай, какие единицы измерения времени можно определить по часам, а какие — по календарю.

По часам можно определить: часы, минуты, секунды. По календарю можно определить: год, месяц, неделю, сутки.

3. Практическая работа «Часы».
1) Рассмотрите часы. С помощью рисунка изучите их устройство. Покажите и назовите части часов.

2) Понаблюдайте за движением стрелок. Какая их них самая «быстрая», а какая — самая «медленная»?

Самая «быстрая» стрелка на часах — секундная стрелка. Самая «медленная» стрелка на часах — часовая стрелка.

Когда учитель подаст сигнал определите по часам. Запишите время.

Время: 10 часов 20 минут 32 секунды.

3) На модели часов установите различное время и определите его. Покажите это время, нарисовав стрелки.

Слева на часах: 12 часов 39 минут. В центре на часах: 5 часов 20 минут. Справа на часах 11 часов 00 минут.

4) Допишите.

Часы — это прибор для измерения времени.

Погода

Страница 22 — 23

1. Практическая работа «Термометр».

1) С помощью фотографии и текста рабочей тетради изучите устройство уличного термометра. Покажите и назовите его основные части.

Основные части термометра — стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала (пластина с делениями). Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы ты видишь ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов.

2) Сравните термометры: уличный, комнатный, водный, медицинский. В чем их сходство и различия?

Сходство разных термометрах, то что все они используются для измерения температуры. Различия разных термометрах заключается в сферах их применения, а также в диапазоне температур, нанесенном на шкалу.

3) Прочитайте, как записывают температуру, и выполните упражнения.

Число градусов тепла записывают со знаком «+», а число градусов мороза — со знаком «-«. Вместе слова «градус» ставится маленький кружочек.

Например +10, -10. Если медицинский термометр показывает температуру выше +37, значит человек заболел.

Запиши числами:

десть градусов тепла — +10°C десять градусов мороза — -10°C ноль градусов — 0°C шесть градусов выше нуля — +6°C шесть градусов ниже ноля — -6°C

Запиши словами:

+5°C — пять градусов тепла. -7°C — семь градусов мороза.

4) Пользуясь соответствующими термометрами, определите температуру воздуха, воды, своего тела. Заполните таблицу.

Температура воздуха Температура воды Температура тела
(отметить галочкой)
в классе на улице в стакане №1 в стакане №2 менее +37°C +37°C более +37°C
+24°C -15°C 10°C 50°C

5) Запиши определение.

Термометр — это прибор для измерения температуры.

Страница 24 — 25

2. Какие явления погоды изображены на фотографиях? Подпишите.

Дождь ⚫

Гроза ⚫

Град ⚪

Радуга ⚫

Снег ⚫

Туман ⚫

Отметь (закрась кружок) те явления, которые тебе приходилось наблюдать.
3. Для обозначения явлений погоды используются условные знаки. Рассмотри их и научись рисовать.

Обозначения явлений природы
4. Запиши определение с помощью учебника или самостоятельно.

Погода — это сочетание температуры воздуха и осадков, ветра и облачности.

Народный календарь

Страница 30 — 31

Страница 36. Осень.

Осенние месяцы

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).
4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора — очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится «прямо над головой», лучи его падают «отвесно», это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

День осеннего равноденствия — 23 сентября

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево — улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.
4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух — это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки — близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.
4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги «Зелёные страницы» или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался — приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна. Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Определяем по атласу определителю Плешакова.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:


4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

См. фото.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги «Зелёные страницы».

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка.

Сойка — лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек — резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название…

ИГРА «Высокий дуб»

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: «Люба!». Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

Урок окружающего мира «Народный календарь» (2 класс)

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

Разработка урока по окружающему миру

во 2 классе

«Народный календарь»

Автор-составитель:

Монастырная Елена Евгеньевна
учитель начальных классов

1 квалификационной категории
НРМОБУ «Лемпинская СОШ»

ХМАО – Югра, Нефтеюганского р-на

с. Лемпино

2013 год

Урок окружающего мира во 2 классе

по учебнику А.А. Плешакова и М. Ю. Новицкой «Окружающий мир»,

УМК «Перспектива».

Тема: Народный календарь

Целевые установки урока

Предметные результаты:

  • познакомиться с обыкновенным календарём, православным календарём и с древним календарём коренных народов Севера.

  • наблюдать за хозяйственной деятельностью народов Севера и связывать с народным календарём.

  • знать некоторые народные приметы на погоду;

  • наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе.

Метапредметные результаты:

  • сравнивать современный календарь с древними календарями других народов;

  • сопоставлять реальные наблюдения и данные народных примет своего края;

  • проверять народный прогноз погоды по ближайшему дню — погодоуказателю;

  • сравнивать результат с прогнозом метеорологов;

  • соотносить народные приметы с ощущениями разных органов чувств;

  • вести работу с литературой школьного этнокраеведческого музея: находить нужную информацию.

Личностные результаты:

  • понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.

Участники: учащиеся 2 класса.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедиапроектор, слайдовая презентация по теме урока, куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах, подготовленные к выступлению ученики 3-4 классов с сообщениями, рекомендации для занятий в семье.

Оборудование для учащихся: современный календарь на парте, таблички с названием месяцев по хантыйскому календарю, счётные палочки, учебник и рабочая тетрадь для детей.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока.

(Приветствие; проверка готовности к уроку; посадка и настрой на работу.)

Настрой детей на работу:

— Быть активными,

— выполнять задание быстро, но внимательно,

— слышать учителя с первого раза,

— не грубить друг другу, не обижать товарищей,

— быть сдержанными, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников – во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

  1. Актуализация знаний и умений.

— Ребята, послушайте загадки и попробуйте отгадать:

Солнце печёт,

Липа цветёт,

Рожь поспевает –

Когда это бывает? (летом)

Слайд №1 «Природа в летнее время»

— Назовите летние месяцы (июнь, июль, август).

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает –

Когда это бывает? (осенью)

Слайд №2 «Природа в осеннее время»

— Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (зимой)

Слайд №3 «Природа в зимнее время»

— Назовите зимние месяцы (декабрь, январь и февраль).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

Слайд №4 «Природа в весеннее время»

— Назовите весенние месяцы (март, апрель и май).

-Ребята, если пройдет и лето, и осень, и зима, и весна, то одним словом что это пройдёт? (год)

-Ребята, сколько месяцев в году? (12 месяцев)

— Вспомните, какой прибор служит для измерения времени?

— Может загадка поможет ответить на данный вопрос?

Сам дней не знает,

А другим указывает (календарь).

Слайд №5 «Изображение современного календаря»

— Давайте вспомним, что же такое календарь?

— Календарь — распределение по дням и месяцам отдельных видов деятельности людей и способ счисления дней в году.

(Дети рассматривают обыкновенные календари на парте)

— Посмотрите на свои календари и скажите, сколько месяцев в году современного календаря?

— С какого месяца начинается год?

— Сколько времён года проходит по данному календарю?

— Ребята, календарь, в котором 12 месяцев распределены по четырём временам года называется солнечный.

— Солнечным он назван ещё и потому, что он составлен на основе наблюдений за изменениями в природе по солнцу.

— Значит современный календарь, который стоит у вас на партах — это солнечный календарь.

Слайд №6 «Вопросы рубрики»

Учитель предлагает детям ответить на вопросы рубрики «Вспомним» на с.44 учебника:

  • Какими календарями пользуются в твоей семье?

  • Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?

  • Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

  1. Целеполагание.

— Ребята, нам сейчас не сложно узнать, какой будет погода завтра и даже через неделю. Можно послушать прогноз погоды по радио, телевизору, заглянуть в Интернет.

Учитель берёт кукол — помощников в национальных костюмах и говорит:

— А теперь представьте себе, что мы перенеслись на много лет назад. На 200 лет. Или даже на 300. Эти дети (указывает на кукол-помощников) собираются завтра рано-рано утром пойти в лес. Как они могут узнать, какой будет погода? Давайте послушаем их разговор.

Учитель разыгрывает кукольную сценку:

Девочка:

— Ну что, пойдём завтра в лес, как задумали?

Мальчик:

— Пойдём, конечно.

Девочка:

— А если дождь?

Мальчик:

— Так ты на солнце посмотри!

  1. Аналитический этап.

Учитель продолжает:

— Что за странный разговор, ребята?

— Разве можно по виду солнца предсказать, какой будет погода?

— Как называются наблюдения за природой, по которым можно предсказывать погоду? (приметы)

— Сейчас я прочитаю вам, что рассказывает об этом учебник. А вы внимательно слушайте и постарайтесь услышать те приметы, которые пригодятся нашим помощникам для похода в лес». Учитель читает текст на с.44-45 учебника. После прочтения берёт кукол и предлагает ученикам подсказать им подходящие приметы из тех, что только что прозвучали.

Работа с приметами:

  • Красное небо на закате – к ветру или дождю.

  • Если солнце садится в облака — жди дождя.

  • Ясная луна – к морозу.

  • Шишки хвойных деревьев раскрываются – к сухой погоде.

  • Ласточки низко летают – к дождю.

  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, на нижние ветви – к ветру, на снег – к оттепели.

— Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю приметы, а вы постарайтесь найти к ним подходящие рисунки в учебнике. (Выбранные рисунки дети «подчёркивают» счётной палочкой).

— И ещё подумайте, какие органы чувств помогают наблюдать эти явления. Какие ещё органы чувств вам знакомы? Давайте перечислим их.

  1. Тренировочные упражнения.

Далее учащиеся выполняют задание №1 на с.30 рабочей тетради.

— Прочитайте народные приметы.

— Какому народу принадлежат приведённые в задании приметы на погоду?

— Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

(Ребята устно отвечают)

  1. Аналитический этап.

Слайд №7 «Изображение православного календаря»

Продолжая урок, учитель показывает детям православный календарь и сообщает:

— В этом календаре каждый день посвящён памяти какого-либо святого человека или события Священной истории. Например, есть дни, посвящённые святым Марии, Елене, Наталье. Их имена привычны для нашего слуха. Встречаются и диковинные, непривычные для нас, редкие имена. Вот, например, святая Фёкла. А вот святой Луппа. Красным цветом в этом календаре выделены и другие дни, не такие, как в том календаре, с которым мы работали на прошлом уроке. Как вы думаете, что это за календарь?

Учитель выслушивает мнения учеников и поясняет:

— В старину простые люди, крестьяне, таких календарей не имели, а в своей жизни ориентировались на церковные службы, посвящённые святым людям, и давали имена святых дням их памяти. Так складывался особый устный народный календарь. Он помогал людям считать время в году, соотносить наблюдения за погодой с днями памяти определённых святых и таким образом составлять прогноз погоды, чтобы выполнять необходимые сельскохозяйственные и домашние работы в соответствии с сезонными изменениями в природе. (Идёт работа с учебником стр. 46-47)

  1. Тренировочные упражнения.

Учитель предлагает детям рассмотреть рисунки внизу с. 46 учебника и спрашивает:

— О каких днях народного календаря хотел рассказать нам художник?

— Как вы это поняли?

-Подумайте, какую зиму обещают людям улетающие журавли. Почему?

  1. Физкультминутка

Игра «в сову». Дети стоят у парт. По сигналу водящего «День!» свободно двигаются, по сигналу «Ночь, сова летит!» замирают на месте.

  1. Тренировочные упражнения.

— Ребята, мы с вами живём по солнечному современному календарю, узнали о православном календаре, но у каждого народа имеется свой древний народный календарь.

  • Задание № 3 на с.31 рабочей тетради.

— Рассмотрите старинные календари народов России. Попробуйте объяснить (устно), как они помогают следить за ходом времени.

  1. Региональный компонент.

  • — Ребята, разные народы по-своему вели календарь. Коренные жители нашего края, ханты, тоже имеют свой древний календарь.

— Самый древний календарь народов ханты — лунный, в котором смена месяцев основана на фазах луны, отсюда и название календаря – лунный. По лунному календарю жили древние коренные народы нашей местности: ханты. Древние ханты имели свой лунный календарь, в котором, оказывается, был тринадцатый месяц.

Слайд №8 «Модель хантыйского народного календаря»

— Лунный календарь тоже основан на смене времён года и связан с трудом людей. А начинается этот календарь с весны, когда снег тает и снова подмерзает, образуя наст.

Слайд № 9 «Наст»

Наст – заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

Начинает лунный календарь месяц март.

Название каждого месяца в этом календаре у народов ханты особенное. Оно связано с трудом людей и изменениями в природе. Так, например месяц февраль называется «Месяц метелей», так как в этот месяц наблюдались в природе сильные метели.

  • — Изучать народный календарь мы начнём с весенних месяцев, так как начало года в календаре народов ханты приходится на весну. На нашем уроке присутствуют ученики 3-4 классов. Они помогут познакомить вас с лунным календарём народов ханты.

-Посмотрите на календарь, который стоит на вашем столе, и назовите весенние месяцы (март, апрель, май).

-Как называется первый весенний месяц по обычному календарю? (март)

— Март — Березол (по русскому народному календарю) – т.к. брали берёзовый сок.

— А сейчас мы узнаем, как этот месяц называется у народов ханты в лунном календаре (выходят ученики 3-4 классов).

Слайд № 10 «Труд людей в марте»

1-ый ученик:

— Я месяц март. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц малого наста», т.к. в марте снег тает и снова подмерзает, образуя наст. В марте люди начинают заготавливать дрова на следующую зиму, продолжается строительство начатых домов и строений. Традиционно в этот месяц проходит охота за лосем.

— А теперь вспомните, как называется второй весенний месяц по обычному календарю?

— Апрель — Цветень (по русскому народному календарю) – цветение садов.

-Послушайте, как этот месяц называется у народов ханты в лунном календаре.

Слайд № 11 «Прилёт ворона», слайд 12 «Труд людей в апреле».

2-ой ученик:

— Я месяц апрель. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц большого наста». У апреля есть другое название «Месяц ворона», открывается он 7 апреля – Вороньим праздником. Ворона почиталась как вестник весны, в этот месяц люди продолжают заготавливать дрова, продолжается строительство домов. В конце апреля заканчивается охота на лося, проходит лосинный праздник в честь этого зверя, так как лось кормит человека в самую голодную весеннюю пору.

— Вспомните, как называется третий весенний месяц по обычному календарю?

Май — Травень (по русскому народному календарю) – луга покрываются травами.

— А как же этот месяц называется у народа ханты? Вам расскажет ученик 4 класса… В его сообщении встретятся незнакомые вам слова (объяснение учителя):

Нерест – метание икры самками рыб.

Метать (в данном случае) – значит производить потомство.

Слайд № 13 «Труд людей в мае»

3-ий ученик:

— Я месяц май. А по хантыйскому календарю я называюсь «Месяц нереста рыб». В этот месяц рыбы вымётывают икру. На десятый – пятнадцатый день открывается охота на водоплавающих птиц. Мужчины в этот месяц готовят лодки из осины, а зимние покрытия чума меняют на берестяные.

XI. Физкультминутка

— Вы немного устали – отдохнём. Сейчас я буду называть месяцы из лунного календаря народов ханты. Если названный месяц относится к весне, то вы должны подпрыгнуть; если же не относится – хлопнуть в ладоши и постучать ногами.

XII. Региональный компонент.

-Ребята, давайте ещё раз назовём, как называются весенние месяцы по лунному календарю народа ханты (месяц малого наста, месяц большого наста, месяц нереста рыб)

  • А теперь мы узнаем название остальных месяцев по лунному календарю народов ханты (выходят по — очереди ученики 2 класса с табличками на груди):

4-ый ученик:

— Я месяц июнь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц высокой воды».

5-ый ученик:

— Я месяц июль. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц спадающей воды».

6-ой ученик:

— Я месяц август. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц сбора ягод».

— Эти месяцы какого времени года?

7-ой ученик:

— Я месяц сентябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц опадания листьев».

8-ой ученик:

— Я месяц октябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц замерзания водоёмов».

9-ый ученик:

— Я месяц ноябрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц застывания Оби».

— После осени какое время года?

10-ый ученик:

— Я месяц декабрь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц коротких дней».

11-ый ученик:

— Я месяц январь. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц сильных морозов».

12-ый ученик:

— Я месяц февраль. По хантыйскому календарю я называюсь «Месяц метелей».

  • Ребята, давайте построимся так, чтобы у нас получился обычный современный календарь.

— С какого месяца он начинается? (с января)

— А теперь построимся так, чтобы у нас получился лунный древний календарь народов ханты.

— С какого месяца он начинается? (с марта)

— Ребята, мы с вами поговорили обо всех 12-ти месяцах лунного календаря.

(Стук в дверь)

— А это кто ещё? (заходит 13-ый месяц)

13-ый ученик:

— Здравствуйте! А вот и я. Про меня забыли? А некоторые старики помнят меня и называют «Месяцем гагары»

Слайд № 14 «Природа родного края»

XI. Выводы и обобщения.

— Ребята, как вы понимаете сочетание слов «народный календарь»?

(Календарь составил народ)

— О каких народных календарях шла речь на уроке?

(Говорили о православном календаре, о древнем лунном календаре народов ханты)

— Что вы запомнили о православном календаре?

— Что вы знаете о древнем лунном календаре народов ханты?

(Учитель зачитывает вывод учебника на с.47)

— Что бы вы хотели добавить к сказанному? Как поняли главную мысль урока?

— Как называется календарь, по которому мы с вами живём? (солнечный)

— Какие народные приметы вы запомнили?

— Постарайтесь в течение года соотносить свои наблюдения за природой с народными приметами, проверять, оправдываются ли эти приметы, и делиться своим опытом с товарищами по классу.

XIII. Домашнее задание.

  • Теоретический материал на с. 44-47 учебника;

  • Вопросы рубрики «Проверь себя»;

  • Задание № 2 на с. 30 рабочей тетради.

— Посетите этнокраеведческий музей школы и запишите приметы народов Севера о погоде.

— Соотнесите свои наблюдения за природой с народными приметами родного края, проверьте, оправдываются ли эти приметы.

XIV. Рекомендации для занятий в семье.

Вместе с ребёнком постарайтесь понаблюдать за изменениями во внешнем виде растений, поведением животных, за явлениями в мире неживой природы и соотнести их с погодой текущего времени или предугадать погоду на несколько дней вперёд.

Список литературы:

  1. «Окружающий мир» рабочие программы УМК «Перспектива» 1-4 классы.

  2. «Окружающий мир» методическое пособие УМК «Перспектива» 2 класс Москва «Просвещение» 2012 год.

  3. Учебник «Окружающий мир» (1 часть) 2 класс А.А. Плешаков,

М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2011 год.

  1. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» (1 часть) 2 класс А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Москва «Просвещение» 2011 год.

  2. Журнал «Югра» № 5 май , 1997 год.

  3. Энциклопедия Российских праздников «РЕСПЕКС», 1997 год.

  4. Энциклопедия ХМАО, 2000 год.

  5. Л.А. Пиманова. Программа по краеведению для учащихся 1-2 кл. «Мы – дети природы» Ханты – Мансийск 1996 год.

  6. Журнал «Северные просторы», статья «Экологический календарь»

  7. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М.,1990 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Современный календарь.

  1. Модель солнечного календаря.

  1. Православный календарь.

  1. Модель древнего лунного календаря ханты.

  1. Куклы в хантыйских национальных костюмах.

  1. Коренные жители ХМАО – Югры: ханты.

  1. Наст.

  1. Труд жителей Югры.

  1. Лето нашего края.

  1. Родной край в зимнее время.

  1. Природа Югры осенью.

  1. Природа Югры весной.

  1. Хантыйский праздник «Прилёт ворона»

  1. Животный мир Югры.

Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время л не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным

Исконный народ моего края – славяне. Они, а позднее и русские крестьяне, отмечали приход осени трижды, это называлось «осенины».

  1. Первые осенины – проходили 14 сентября (по старому стилю 1 сентября). Завершился сбор урожая, крестьяне благодарили землю-матушку за ее дары. Совершали обряд обновления огня: во всех очагах его гасили, а после, высекая искру, зажигали новый
  2. Вторые осенины – 21 сентября, в день осеннего равноденствия. С этого дня три недели длилась теплая, светлая пора – бабье лето.
  3. Третьи осенины – приходились на 27 сентября. По преданиям, все птицы и змеи отправлялись на зиму в дивную небесную страну Ирий.

Православная церковь примкнула к народной традиции и приурочила к старинным праздникам новые, христианские, так, что они получились «смешанными»:

14 сентября – в день Симеона Столпника, или же, как его называли крестьяне, Симеона Летопроводца. Теплый Семенов день сулил хорошую погоду на всю осень. В конце XV века Иван III повелел начинать с этой даты новый год.

21 сентября – день Рождества Богородицы.

27 сентября – Воздвижение креста Господня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *