Основные методы изучения природы

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

К основным методам исследования живой природы относятся:

— метод наблюдения. Дает возможность анализировать и описывать биологические явления. Для того, чтобы выяснить сущность явления, необходимо прежде всего собрать фактический материал и описать его. Этот метод широко распространен в зоологии, ботанике, экологии;

— сравнительный метод. Позволяет через сопоставление изучать сходство и различие организмов и их частей. На его принципах основана систематика, создана клеточная теория;

— исторический метод. Выясняет закономерности появления и развития организмов, становления их структуры и функции;

— экспериментальный метод. Связан с созданием ситуации, которая помогает исследовать свойства и явления живой природы. Этот метод позволяет изучить явления изолированно и добиваться их повторяемости при воспроизведении экспериментальных условий. Эксперимент обеспечивает более глубокое по сравнению с другими методами проникновение в сущность явления;

— моделирование. Представляет собой метод изучения явления или процесса через воспроизведение его самого или его существенных свойств в виде модели.

Биологические знания широко используются в практической деятельности человека. Живая природа дает человеку большое количество материалов и продуктов. Чтобы суметь получить необходимые продукты, а потом – правильно их использовать, важно знать их свойства.

Биологические знания позволяют эффективнее обеспечивать человечество продуктами питания. Знание особенностей живых организмов, их изменений под воздействием человека позволяют получать надежные и все большие урожаи. Понимание биологических процессов в организме человека является научным фундаментом медицины. Сведения о строении и функционировании организмов животных – ветеринарии. Сведения о способах лечения заболеваний необходимы для развития фармакологии. При помощи селекции и генной инженерии получают новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов, что увеличивает эффективность сельского хозяйства. Достижения микробиологии способствовали развитию пищевой, фармацевтической промышленности, сельского хозяйства, медицины. Современные методы селекции и генетики микроорганизмов позволили использовать бактерии в решении глобальных проблем человечества, таких как недостаток пищевого белка и загрязнения окружающей среды. Созданы штаммы микроорганизмов, которые в промышленных масштабах вырабатывают белки, витамины, лекарственные препараты, вакцины и другие необходимые человеку вещества. Использование методов биологической очистки является одним из самых эффективных и недорогих методов утилизации отходов жизнедеятельности, производства.

От прогресса биологоческих наук зависит решение важнейших задач современности, таких как охрана природы, повышение продуктивности растений, животных, почвы, создание безотходных типов производства.

86.Перечислите основные методы научного познания.

  • •1. Предмет философии
  • •2. Охарактеризуйте специфику философских проблем.
  • •3. Раскройте отношение философии с другими формами познания и культуры.
  • •4. Перечислите функции философии в современном мире
  • •5. Перечислите культурно-исторические типы философии.
  • •6. Какие философские школы существовали в истории европейской философии?
  • •7. Какие вопросы интересовали философов древности на Востоке и на Западе?
  • •8. Что такое йога?
  • •9. Раскройте понятие «дао».
  • •10. Охарактеризуйте основные школы древнегреческой философии.
  • •11.Чем отличается философия досократиков от мифа?
  • •12.Раскройте основные проблемы философии Сократа
  • •13.Охарактеризуйте понимание человека и государства в философии Платона и Аристотеля
  • •14.Дайте сравнительный анализ теорий познания Сократа, Платона и Аристотеля.
  • •15.В чем состоит «забота о себе» по мнению Сенеки?
  • •18.Дайте сравнительный анализ концепций человека в философии Средневековья и Возрождения.
  • •20. Как понимал природу власти н. Макиавелли?
  • •21. Каково историческое значение социальных утопий Возрождения?
  • •22. В чём специфика философских проблем в эпоху Нового времени?
  • •23. В чём вы видите различие эмпиризма и рационализма?
  • •24. Чья философская позиция вам ближе – ф. Бэкона или р. Декарта – и почему?
  • •25. Каковы основные идеи философии Просвещения?
  • •29.Ницше и Шопенгауэр
  • •30. «Отчуждение» по Марксу
  • •32. В чём вы видите своеобразие русской философии?
  • •33. На что ориентировалась русская философия в разные периоды своего развития?
  • •34. Как понимается человек и бог в философии в. Соловьёва?
  • •35. Что такое позитивизм и прагматизм как философские направления?
  • •36. Является язык средством познания или источником ошибок в философии л. Витгенштейна?
  • •37. В чём трудности проверки и опровержения знания с точки зрения постпозитивизма?
  • •38. Каково главное свойство сознания в феноменологии э. Гуссерля?
  • •39. В чём фундаментальность онтологии м. Хайдеггера?
  • •40. Что такое «экзистенция» у к.Ясперса?
  • •41.Охарактеризуйте антропологический поворот в философии хх века.
  • •42. Что такое герменевтика?
  • •43. В чём заключается «герменевтический круг»?
  • •44. Почему в герменевтике взаимосвязаны истина и метод?
  • •45. Проведите различие понимания и объяснения?
  • •46. Раскройте роль диалога в познании.
  • •47. Что такое постмодерн в философии?
  • •48. Правомерно ли понимание знания как формы власти?
  • •49. Сравните понятие языка и дискурса.
  • •50. Как вы понимаете тезис о смерти и бессмертии человека?
  • •51. Что такое деконструкция – метод или искусство?
  • •52. Охарактеризуйте основные концепции бытия в философии
  • •53. Приведите аргументы в защиту принципа единства и (или) многообразия мира
  • •54. Дайте определения основных понятий онтологии: материя, движение, пространство, время, отражение, возможность, действительность, причинность, необходимость и др.
  • •55. Каков смысл основных законов и категорий диалектики?
  • •57.В чём состоит различие теоретического и практического, категориального и экзистенциального постижения бытия?
  • •59 Каковы особенности процесса происхождения человека?
  • •60 Назовите основные аспекты антропосоциогенеза.
  • •76. Опишите специфику общения как речевого акта.
  • •77. Дайте определения понятиям – язык, речь, текст, дискурс.
  • •78. Есть ли у книги будущее в эпоху масс-медиа?
  • •79. Охарактеризуйте основные позиции в теории познания.
  • •80. Что такое «субъект» и «объект» познания?
  • •81.Современые концепции истины
  • •86.Перечислите основные методы научного познания.
  • •87.Какова роль вненаучного знания в науке и культуре?
  • •88.Определите специфику гуманитарных наук.
  • •89.Какие проблемы поднимает философия техники?
  • •90.Научно-технический прогресс- благо или зло?
  • •101. Что такое индивидуализм, конформизм, коллективизм?
  • •102. В чём отличие морали от права?
  • •103. Что такое гуманизм?
  • •104. Как вы понимаете соотношение добра и зла?
  • •105. Дайте сравнительный анализ основных форм общественного сознания.
  • •106. Проанализируйте распространенные определения культуры.
  • •107.В чем состоит различие природы, культуры и цивилизации?
  • •108. Какие концепции культуры вы знаете?
  • •110.Что такое цивилизованный человек?

>Науки о природе. Методы изучения природы

Тема: Вселенная

Урок: Науки о природе. Методы изучения природы

3. Наблюдение

Для того чтобы проделать метод – наблюдение, необходимо сначала выбрать объект, цель, поставить задачи. Затем необходимо подобрать необходимые методы и средства для познания выбранного феномена, явления или объекта. И только потом можно производить наблюдение.

Наблюдения бывают разными, например, прямыми (когда непосредственно наблюдают за поведением какого-либо объекта) или косвенными (когда информация собирается на основе физических признаков свершившихся действий). Наблюдения могут проводиться с применением технических средств или без них.

Например, энтомолог – ученый, который занимается изучением насекомых, может наблюдать за поведением муравьев с помощью увеличительного стекла. А орнитолог – ученый, который занимается изучением птиц, будет наблюдать за их поведением с помощью бинокля, слушать пение с помощью приборов, позволяющих услышать даже те звуки, которые не воспринимает человеческое ухо.

Необходимо отметить, в чем заключается разница между научным и обыденным наблюдением. Научное наблюдение требует собранности, аккуратности, внимательности, определенной последовательности. Исследователь не должен распылять свое внимание на какие-либо другие окружающие предметы, явления или живые организмы. Так, если ученый наблюдает за тем, как паук определенного вида плетет свою паутину, то он не может рассеивать свое внимание на поведение других пауков или живых организмов, находящихся вокруг места наблюдения.

7. Практическая работа

Наблюдение за ростом корней и листьев лука

Оборудование и материалы: прозрачный скан с водой, луковица, линейка.

Необходимо проделать такой эксперимент: опустить в стакан с водой луковицу корнями в воду. Поставить в теплое, хорошо освещенное место на 2-3 дня и вести наблюдение. Измеряя рост корней и листьев лука, записывать значения в таблицу.

Дата

Длина корней

Длина листьев лука

Свои наблюдения проводите в течение 2-3 недель, соответственно, получится много данных, которые вы опишете в выводах. Обобщите результаты по длине корней и длине листьев лука, а также попробуйте написать, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.

На следующем уроке мы поговорим о том, как древние люди представляли себе Вселенную.

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5. – М.: Астрель.

3. Строганов В.И., Сухова Т.С. Природоведение 5. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Презентации по природоведению для 5 класса (Источник).

2. Уроки биологии (Источник).

3. Grandars.ru (Источник).

Рекомендованное домашнее задание

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: Учеб. для 3,5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – с. 148, задания и вопросы. 3., 6.

2. Объясните, зачем нужны и какие методы применяют для познания окружающего мира?

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за поведением бабочки. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. *Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

Методы изучения природы

Метод — способ изучения природы. Методами изучения природы являются эксперимент, наблю­дение, измерение.

Наблюдение. Узнать, что происходит с телами природы в естественных для них условиях, че­ловеку помогают органы чувств — зрение, слух, осязание, обоняние. Этот простой способ познания природы называется наблюдением.Несмотря на изобретение разнообразных научных приборов и инструментов, способ наблюдения не утратил своего значения и в современном природоведении.

Органы чувств помогают человеку в познании природы

Наблюдение — познание тел и явлений природы в естественных для них условиях обитания посред­ством органов чувств.

Эксперимент. Часто исследователям природы результатов наблюдений оказывается недостаточно. Тогда они используют другие методы изучения природы, в частности эксперимент.

Например, эксперимент проводят с целью поиска лучших условий выращивания сельскохозяйствен­ных культур. Исследователи искусственно изме­няют эти условия. На одних опытных участках растения высевают раньше, на других — позже. Наблюдая за их ростом и развитием, делают вывод о лучших сроках посева. Чтобы выяснить, как вли­яет свет на рост растений, их высевают на участках с разным освещением. По-разному увлажняя опыт­ные участки, выясняют, какое количество влаги лучше влияет на рост растений.

Таким образом, с помощью эксперимента исследо­ватели определяют лучшие условия для получения максимального урожая.

Эксперимент — это изучение тел и явлений в спе­циально созданных условиях.

Ни один эксперимент не обходится без наблюде­ния, причём эксперимент можно неоднократно по­вторять.

Измерения. Исследование природы становится более точным, если в процессе наблюдения либо эксперимента проводить измерения.

Измерять — означает сопоставить, сравнить с эта­лоном. Эталон — это мера, образец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *