Содержание
Географическое положение Москвы
Город находится в центре европейской части России и занимает площадь в 2,5 тысячи квадратных километров. К слову, территория Москвы примерно сопоставима с площадью такого государства как Люксембург. Столица Российской Федерации расположена в часовом поясе UTC+3 (разница во времени с Лондоном составляет три часа).
Город расположен в среднем течении Москвы-реки, на обоих ее берегах. Помимо этой реки, в пределах города протекают десятки других мелких водотоков (Химка, Пресня, Сетунь, Яуза, Нищенка и прочие). Многие из них заключены в коллекторы. В пределах Москвы также насчитывается не менее двух сотен водоемов – озер и прудов.
Географическое положение Москвы, в общем и целом, можно считать выгодным. Давайте перечислим главные его черты:
- Город расположен в регионе с благоприятными агроклиматическими условиями.
- Москва отличается крайне выгодным транспортно-географическим положением.
- Столица находится в междуречье Волги и Оки и, посредством речных путей, имеет выход в бассейны Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Население
Какая численность населения в городе Москва на сегодняшний день? Однозначного ответа на этот вопрос никто дать не может. Проблема подсчета реального количества жителей актуальна для всех мегаполисов Земли. И Москва в этом плане – не исключение.
По данным Росстата на 2018 год население Москвы составляет 12,5 млн человек. Однако, по мнению мера столицы Сергея Собянина, официальная статистика не всегда отражает объективную реальность. По его словам, в пределах Московской агломерации (включая пригородную зону в 60-70 км от МКАД) проживает не менее 25 миллионов человек. А вот в жизнь огромного мегаполиса, так или иначе, втянуто как минимум 40 миллионов человек.
Если верить данным всероссийских переписей населения, рубеж в один миллион жителей Москва преодолела еще в конце XIX века. На сегодняшний день, это второй по населенности мегаполис в Европе после Стамбула.
В Москве проживает огромное количество различных национальностей и этносов. Это русские (92 %), украинцы (1,4 %), татары (1,3 %), армяне (1 %), азербайджанцы, евреи, белорусы, таджики, молдаване, узбеки и прочие. Процент русских в этнической структуре населения Москвы превышает средний показатель по России в 80 %.
Административное деление и архитектурная планировка
Согласно современному административно-территориальному делению, в Москве выделяются округа, районы и поселения. Последняя единица была учреждена лишь в 2012 году, в результате так называемого проекта по расширению столичной территории. Всего административных округов в Москве двенадцать:
- Центральный.
- Северный.
- Северо-Восточный.
- Восточный.
- Юго-Восточный.
- Южный.
- Юго-Западный.
- Западный.
- Северо-Западный.
- Новомосковский.
- Троицкий.
- Зеленоградский.
Планировка города Москвы – радиально-кольцевая. Причем, четко выраженная. Основные улицы лучами сходятся к историческому центру – Боровицкому холму, на котором возвышается краснокирпичный Кремль. Улицы-кольца делят городскую территорию на ряд отдельных частей – Арбат, Таганку, Китай-город, Замоскворечье и другие районы.
На протяжении последнего столетия Москва не один раз расширяла свои административные границы. Так, еще в 30-х годах прошлого века Битцевский лес считался глубокой окраиной города. Но позднее за ним вырос ряд новых микрорайонов и жилых кварталов. Последнее, и самое грандиозное расширение столицы произошло в 2011 году. Тогда к городской территории присоединили Люберцы и еще 160 тысяч гектаров земли. Таким образом, рубежи мегаполиса вышли к границе с Калужской областью.
Общественный транспорт Москвы
Москва – крупный мегаполис с хорошо развитой системой общественного транспорта. Здесь функционируют:
- Автобусы.
- Троллейбусы.
- Метрополитен.
- Трамваи.
- Легкое метро.
- Монорельсовая дорога.
- Такси.
- Речные трамвайчики.
- Фуникулеры.
Метро – оптимальный и наиболее удобный способ добраться из точки А в точку Б. Московский метрополитен ежедневно перевозит около 8 миллионов человек. Он включает в себя 14 линий и насчитывает 215 станций. Многие из них являются настоящими произведениями архитектуры и искусства. По годовому пассажиропотоку это первая система метро в Европе.
Наземный транспорт города представлен автобусами, троллейбусами, трамваями, а также маршрутными такси. Троллейбусы в Москве перевозят пассажиров с 30-х годов. Сегодня троллейбусная сеть насчитывает более сотни разных маршрутов. Московские автобусы делятся на регулярные (обычные) и скоростные, которые ездят по специально выделенным полосам. Существуют в российской столице и ночные автобусные маршруты.
Согласно статистике, в Москве насчитывается около 3,5 миллионов велосипедов. Однако первые километры велосипедных дорожек появились здесь лишь в 2011 году. Сегодня общая протяженность оборудованных велотрасс уже превысила отметку в 100 километров. В летний период в городе работают станции по прокату «железных коней».
Географическое положение
Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на юге) и Мещёрской низменности (на юго-востоке). Территория города на 2006 год составляет 1081 км², что делает его самым маленьким по площади субъектом Российской Федерации. До 1 июля 2012 года основная часть (877 км²) находилась внутри кольцевой автомагистрали (МКАД), остальные 204 км² — за кольцевой автодорогой. После присоединения 2 новых округов площадь территории города увеличилась почти в 2.4 раза и составила 2550 км². В сентябре 2014 года в честь 867-летия Москвы специалисты Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) определили координаты географического центра Москвы (по центру масс всех частей города, с учетом Зеленограда): 55,558741° с.ш., 37,378847° в.д. (55°33ʹ31,46ʺ с.ш., 37°22ʹ43,84ʺ в.д.)
Средняя высота над уровнем моря составляет 186 м. Наивысшая точка находится на Теплостанской возвышенности и составляет 255 м. Протяжённость Москвы (без учёта чересполосных участков) с севера на юг в пределах МКАД — 38 км, за пределами МКАД — 51,7 км, с запада на восток — 39,7 км.
Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки, на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Таракановка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах.
См. также: Московские водоёмы и Москва (река)
Литература
- Селиванов А.Ф., Забелин И.Е.,. Москва // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Москва в темах | ||
---|---|---|
Столицы Европы | ||
История | Название города • Ранняя история • Великое княжество Московское • Российская Империя • Великая Отечественная война • Послевоенный период • Советский период • Постсоветский период | |
Символы | Герб • Гимн • Знамя • Флаг | |
География | География • Московское время • Климат • Природа • Экология • Флора • Фауна | |
Власть и управление | Мэр • Устав • Городская дума • Посольства • Представительство субъектов РФ • Международные организации • Администрация • Правительство | |
События и мероприятия | Фестивали • День города | |
Административно-территориальное деление |
Административные округа • Районы • Муниципальные образования • Список районов и муниципальных образований Москвы • История административного деления • Почтовое деление • Городская епархия | |
Население | Религия • Почётные граждане • Динамика населения Москвы • Численность населения Москвы | |
Образование и наука | Школы • Вузы | |
Здравоохранение | Учреждения здравоохранения | |
Экономика | Предприятия • Промышленность | |
Транспортная система | Транспортные организации Москвы • Общественный транспорт: Метрополитен • Автобус • Троллейбус • Трамвай • Железнодорожный транспорт • Речной трамвай • Маршрутное такси • Аэропорты • Железнодорожные вокзалы: Станции и платформы • Автовокзалы | |
Связь | Интернет • Телевидение • Радиостанции • Почта • СМИ | |
Культура | Театры • Музеи • Кинотеатры • Московский международный кинофестиваль • Библиотеки • Цирки • Достопримечательности • Москва в произведениях искусства | |
Спорт | Спортивные сооружения | |
Планировка и архитектура | Московская агломерация • Московский Кремль • Москва-Сити • Улицы • Проспекты • Площади • Сады и парки • Мосты • Список московской городской скульптуры • Фонтаны | |
См. также | Населённые пункты • Подмосковье • Река • Города-побратимы • Города-партнёры • Бездомные животные | |
Портал «Москва» • Проект «Москва» |
Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкесия • Карелия • Коми • Крым • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия — Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия
Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский
Амурская • Архангельская • Астраханская • Белгородская • Брянская • Владимирская • Волгоградская • Вологодская • Воронежская • Ивановская • Иркутская • Калининградская • Калужская • Кемеровская • Кировская • Костромская • Курганская • Курская • Ленинградская • Липецкая • Магаданская • Московская • Мурманская • Нижегородская • Новгородская • Новосибирская • Омская • Оренбургская • Орловская • Пензенская • Псковская • Ростовская • Рязанская • Самарская • Саратовская • Сахалинская • Свердловская • Смоленская • Тамбовская • Тверская • Томская • Тульская • Тюменская • Ульяновская • Челябинская • Ярославская
Москва • Санкт-Петербург • Севастополь
Еврейская
Ненецкий • Ханты-Мансийский • Чукотский • Ямало-Ненецкий
география москвы банк, география москвы депо, география москвы индекс, география москвы карта
Характеристика транспортной сети Центрального экономического района
Информация » Характеристика Центрального экономического района РФ » Характеристика транспортной сети Центрального экономического района
Страница 1
Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального экономического округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов.
Важной особенностью типологии транспортной сети Центрального экономического района наряду с относительно высокой еѐ густотой, превышающей аналогичные показатели в других экономических районах, является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций универсальных наземных видов транспорта к Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей. Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей –канал им. Москвы, соединяющий столицу с Волгой, и р. Москва –позволяющая осуществлять связь с р.Окой, а по ним с другими регионамиокруга, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.
В пригородах Москвы действуют три крупных аэропорта – Домодедово, Шереметьево и Внуково, соединяющих столицу со многими регионами нашей страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Аэродромная сеть имеется во многих городах, областных и промышленных центров.
Газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы обеспечивают прокачку соответствующей продукции к крупным еѐ потребителям и транспортировку продукции к другим регионам и на экспорт.
Ведущую роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт вследствие его ведущей роли в транспортном обслуживании округа и тематической направленностью настоящего учебника будет рассмотрен ниже в специальном разделе.
Автомобильный транспорт района в последние годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем в других экономических районах. Размещение автомобильных дорог по территории района колеблется в существенных пределах. Наибольшая плотность автомобильных коммуникаций сосредоточена в регионах наибольшего развития экономики – в Московской, Белгородской, Липецкой, Курской и Тульской областях, в которых густота дорог в расчете на 1 тыс.кв.км превышает 200 км. Наименьшие показатели наблюдаются в относительно менее экономически развитых Костромской и Владимирской областях, где она не достигает 100 км/1000 кв.км.
Автомобильным транспортом осуществляются перевозки грузов в основном в местных и международных сообщениях. С реформированием экономики и переводом ее на рыночные принципы хозяйствования автомобильный транспорт все чаще применяется для транспортировки ценных и скоропортящихся грузов на расстояние до 1500-2000 км и более, а на международных направлениях и до 4-5 тыс.км. Междугородние дальнепробежные перевозки осуществляются между Москвой и другими крупными экономическими центрами округа и регионами Северного Кавказа, Поволжья, Европейского Севера. Международные направления автомобильных дорог Центрального федерального округа обеспечивают связи с европейскими странами СНГ (Белоруссией, Украиной и Молдовой), а также практически со всеми странами дальнего зарубежья в Европе. Наиболее интенсивные связи со странами СНГ, с Финляндией, государствами Балтии, Германией, Польшей, Нидерландами, Швецией. Объемы международных перевозок по автомобильным дорогам округа достигают 12 млн. т.
Внутренний водный транспорт не играет существенной роли в обслуживании населения и экономики округа. Судоходные пути, обеспечивающие перевозки в округе, составляют р. Волга в пределах Ярославской, Костромской, Ивановской, Тверской и Московской областей. Эта часть реки входит в состав единой глубоководной системы европейской части России. Основной лимитирующий судоходство показатель – гарантированная глубина — составляет на этом участке Волги 4,0 м. Канал им. Москвы (также часть единой глубоководной системы) имеет протяженность 127 км и соединяет Волгу с р. Москвой, одновременно подавая значительный объем воды для обеспечения потребностей населения и промышленности города. Для транспортных целей используются также реки Ока, Москва, Теза (Ивановская обл.), Клязьма, Мокша, верхний Дон, Унжа и др.
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Больше по географии:
Проблемы и перспективы развития Китая
Китай в настоящее время является космической и ядерной державой. По производству ВВП Китай на 7-м месте в мире. Построение рыночной экономики осуществляется в Китае под руководством Коммунистической партии на основе пятилетних планов. Экономика сохраняет свою многоукладность. При высоких темпах эко …
Экология
В области экологии правительство Ирана приняло кардинальные меры по борьбе с загрязнением воздуха в таких больших городах, как Тегеран, Арак, Тебриз и Мешхед. Был разработан комплексный план, предусматривающий уменьшение использования бензина, оснащение двигателей легковых машин “Пейкан” инжектором …
Африка: общий обзор
Африка — второй по величине после Евразии материк Земли. Вместе с относящимися к ней островами ее площадь — 30,3 млн км2, без островов — 29,5 млн км2. Африканский материк тесно связан с Евразией; их разделяют только Красное и Средиземное моря. Африка и Евразия составляют единый массив суши восточно …
Общая характеристика транспортной системы. Центральный экономический район обслуживает широко разветвленная система транспортных коммуникаций всех видов (за исключением морского) современного транспорта. Конфигурация транспортной сети в значительной мере определяется размещением производительных сил и прежде всего наличием сформировавшейся и продолжающей развиваться одной из крупнейших в мире Московской агломерации, а также обеспечением связей Центрального экономического округа с другими регионами страны и с зарубежными странами, транзитных перевозок пассажиров и грузов.
Важной особенностью типологии транспортной сети Центрального экономического района наряду с относительно высокой еѐ густотой, превышающей аналогичные показатели в других экономических районах, является лучеобразные подходы транспортных коммуникаций универсальных наземных видов транспорта к Москве, являющейся наиболее крупным транспортным узлом страны. В Москве сходятся 11 направлений железных дорог, 15 направлений автомобильных магистралей. Подходы к Москве обеспечивают также два направления внутренних водных путей -канал им. Москвы, соединяющий столицу с Волгой, и р. Москва -позволяющая осуществлять связь с р.Окой, а по ним с другими регионамиокруга, Приволжским и Северо-Западным федеральными округами.
В пригородах Москвы действуют три крупных аэропорта — Домодедово, Шереметьево и Внуково, соединяющих столицу со многими регионами нашей страны, государствами ближнего и дальнего зарубежья. Аэродромная сеть имеется во многих городах, областных и промышленных центров.
Газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы обеспечивают прокачку соответствующей продукции к крупным еѐ потребителям и транспортировку продукции к другим регионам и на экспорт.
Ведущую роль в обеспечении транспортных потребностей округа играют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт вследствие его ведущей роли в транспортном обслуживании округа и тематической направленностью настоящего учебника будет рассмотрен ниже в специальном разделе.
Автомобильный транспорт района в последние годы развивается достаточно высокими темпами и используется по причинам, отмечавшимся выше как средство сообщения не только на короткие расстояния, но и для обеспечения перевозок на дальних междугородных линиях и на перевозках со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Протяжение автомобильных дорог с твердым покрытием в границах округа составляет 116,5 тыс.км. Средняя густота дорог в расчете на 1000 кв.км составляет 179 км, что существенно выше, чем в других экономических районах.
Еще статьи по географии
Экологическое картографирование
Экологическая обстановка, усложняющиеся с каждым десятилетием активной промышленной деятельности человека заставляет искать все более и более совершенные методики наблюдения за окружающей пр …
Анализ социально-экономического развития региона
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое развитие рег …
Деятельность геологического ветра
В природе постоянно протекает процесс перемещения воздушных масс. Отсюда появляется такое понятие, как «ветер». Под геологической деятельностью ветра понимается изменение поверхности земли п …