Содержание
Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
(СПбГК)
Алексей Васильев
Россия Россия, Санкт-Петербург
Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 3
Изображения по теме на Викискладе
![]() |
Объект культурного наследия России федерального значения рег. № 781410106070006 (ЕГРОКН) объект № 7810112000 (БД Викигида) |
Санкт-Петербургская Ордена Ленина государственная консерватория имени Николая Андреевича Римского-Корсакова — высшее музыкальное учебное заведение в Санкт-Петербурге, первая консерватория России. Основана Высочайшим указом от 17 (29) октября 1861 года в качестве училища на базе Музыкальных классов Русского музыкального общества, открытых двумя годами ранее, по инициативе пианиста, композитора и дирижёра Антона Рубинштейна. В соответствии с § 1 устава, музыкальное училище было учреждено под непосредственным покровительством великой княгини Елены Павловны. В дальнейшем училище было переименовано в консерваторию. Официальное открытие состоялось 8 (20) сентября 1862 года.
История
Условия приёма, 1894 год.
Главным инициатором создания Консерватории и первым её артистическим директором был Антон Рубинштейн, он же стал первым профессором по классу фортепиано. Среди педагогов, преподававших в Консерватории в первые годы её существования — Антон Рубинштейн, Теодор Лешетицкий (фортепиано), Генрик Венявский, Леопольд Ауэр (скрипка), Карл Давыдов (виолончель), Чезаре Чиарди (флейта), Эрнесто Каваллини (кларнет), Николай Заремба (теория музыки), Джованни Ферреро (контрабас), Альберт Цабель (арфа) и другие выдающиеся музыканты.
Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.
Санкт-Петербургская консерватория, 1913 г. Фото К. К. Буллы.
В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков. Его деятельность знаменовала собой новый этап в формировании профессионального композиторского и теоретического образования. Римский-Корсаков — автор первых учебных программ и учебников по гармонии и теории композиции, не потерявших актуальности до наших дней. За годы преподавания в Консерватории (1871—1908) Римский-Корсаков воспитал многих выдающихся музыкантов, некоторые из которых, как Анатолий Лядов и Максимилиан Штейнберг, в дальнейшем сами стали профессорами Консерватории.
В 1876 году директором консерватории является Карл Юльевич Давыдов. Одну из важнейших задач консерватории он видел, наряду с подготовкой композиторов, солистов-певцов и инструменталистов, в том, чтобы воспитать большое количество культурных музыкантов для оркестров, театров и музыкальных школ.
В течение всего директорства Давыдова огромное внимание уделялось разработке учебных программ и экзаменационных требований. Особенно тщательно уточнялись требования для поступления и окончания консерватории. При Давыдове стал действовать новый устав, который утверждал значение консерватории как высшего учебного заведения.
В соответствии с общей установкой К. Ю. Давыдова был значительно расширен приём. Количество учеников выросло почти вдвое. Увеличилось и количество бесплатных вакансий, а для ряда учащихся была установлена льготная плата за обучение. В начале своей директорской деятельности Давыдов явился инициатором организации Общества для вспомоществования учащимся и устройства общежития для нуждающихся учеников.
Стремление увеличить количество выпускаемых музыкантов привело Давыдова к мысли создать подготовительное училище. Проект такого училища получил одобрение, был подобран состав преподавателей и разработаны специальные правила. Однако этот замысел остался неосуществленным из-за ухода Давыдова.
Причиной его ухода послужил ряд конфликтов с царскими чиновниками, требовавшими сократить льготы учащимся по плате за обучение, чтобы затруднить доступ в консерваторию студентам непривилегированных сословий. Не соглашаясь с дирекцией, К. Ю. Давыдов подал заявление об отставке и в 1887 году покинул консерваторию.
В воспоминаниях современников мы встречаем в высшей степени благожелательные отзывы о Давыдове и о времени его директорства в консерватории. Период руководства консерваторией К. Ю. Давыдовым — одна из самых важных эпох в истории развития консерватории.
В 1905 году ректором Консерватории был избран композитор Александр Глазунов, остававшийся на этой должности до 1928 года.
После Октябрьской революции 1917 года Петроградская консерватория в 1918 году становится государственным учреждением.
До 1956 года в состав Ленинградской консерватории входил военно-морской факультет.
По состоянию на начало XXI века Консерватория подведомственна Министерству культуры Российской Федерации и имеет 7 факультетов:
- Фортепианный
- Оркестровый
- Вокальный
- Режиссёрский
- Дирижёрско-композиторский
- Народных инструментов
- Музыковедческий
Кафедры
Факультет | Кафедры |
---|---|
Фортепианный факультет | специального фортепиано, органа и клавесина; концертмейстерского мастерства; методики фортепианного исполнительства; педагогики и специализированного общего курса фортепиано (для композиторов, музыковедов и дирижёров) |
Оркестровый факультет | камерного ансамбля, скрипки и альта, виолончели, контрабаса, арфы и квартета; деревянных духовых инструментов; медных духовых инструментов |
Факультет народных инструментов | струнных народных инструментов; баяна и аккордеона; ансамбля, инструментовки и дирижирования |
Факультет композиции и дирижирования | специальной композиции и импровизации; оркестровки и общего курса композиции; оперно-симфонического дирижирования; хорового дирижирования |
Вокальный факультет | сольного пения; камерного пения; оперной подготовки |
Режиссёрский факультет |
|
Музыковедческий факультет | истории русской музыки; истории зарубежной музыки; теории музыки; теории и истории музыкальных форм и жанров; музыкальной критики; древнерусского певческого искусства, этномузыкологии |
Примечания
- Э. Консерватории в России // Музыкальный словарь: Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель — М.: Музыкальное издательство П. И. Юргенсона, 1901. — Т. 2. — С. 662–664.
- Высочайше утвержденный устав музыкального училища при Русском музыкальном обществе // Полное собрание законов Российской империи, собрание второе. — CПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1863. — Т. XXXVI, отделение второе, 1861, № 37491. — С. 358—360.
- Чайковский уволен с поста ректора Петербургской консерватории | Газета. Ru: Хроника дня.
- Александр Чайковский сдал дела | Санкт-Петербургские ведомости: Хроника
- Алексей Васильев назначен и.о. ректора Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. mkrf.ru. Дата обращения 24 октября 2015.
- Выборы ректора Санкт-Петербургской государственной консерватории | Санкт-Петербургская консерватория (недоступная ссылка). www.conservatory.ru. Дата обращения 28 декабря 2016. Архивировано 29 декабря 2016 года.
- Балетмейстерский анализ партитуры — Юрий Гамалей, анализ клавира — И. Е. Желтоногова, сценарная драматургия балета — Людмила Линькова), источниковедение — Наталия Дунаева, история театра — Исаак Гликман, основы режиссуры — Юрий Красовский, история изобразительного искусства — Татьяна Ильина, история зарубежной музыки — Наталья Дегтярёва.
- Росбалт 1 декабря 2017 года Дмитрий Губин Трехгрошовая опера
> Литература
- «Ленинградская консерватория в воспоминаниях» / ред. Г. Г. Тигранов. — Л.: Музыка, 1987
История консерваторий
Исторический смысл слова «консерватория»
Изначально под «консерваторией» (от лат. conservare — сохранять) понимался приют для беспризорных в Италии. Такие приюты впервые появились в Венеции в XVI веке, в них детям-сиротам давали начальное образование. Наряду с ремеслами, там обучали пению: многочисленным храмам требовались церковные певчие.
Постепенно преподавание музыки стало занимать в этих учреждениях основное место, обучаться могли не только воспитанники приюта, но и, за плату, сторонние желающие. Проводились занятия по пению и по игре на разных инструментах. «Консерватории», утратив свою прежнюю роль, по сути, превратились в музыкальные учебные заведения низкого уровня. Первую же консерваторию как высшее, по тем временам, заведение, где преподается музыкальное искусство, — итал. conservatorio di Santa Maria di Loreto в Неаполе — открыл Джованни ди Тапия в 1537 году.
Влиятельные консерватории XVIII—XX вв.
Консерватория Сан-Пьетро-а-Майелла, Неаполь. (Работает и сейчас. Создана на основе первой в мире консерватории St Maria di Loreto.) Изобр. заимств. со стр. https://it.wikipedia.org/wiki/Conservatorio_di_San_Pietro_a_Majella
До середины XVIII века обучение музыке, кроме нескольких учреждений в Италии (в основном, в Неаполе) и церковных «приютов с музыкальным уклоном», осуществлялось только индивидуально (так, композитор И. С. Бах в 1690-е гг. учился у старшего брата). Однако с конца XVIII века в Европе началась волна открытия солидных музыкальных заведений, подобных действующим ныне консерваториям. Её предвестниками, помимо эволюции общественных потребностей, явились успехи в создании инструментов с надлежащим качеством звука и введение темперированного строя.
Влиятельные консерватории в XVIII—XIX вв. возникли в Париже (1795), Праге (1811), Вене (1819) и во многих городах Германии: Лейпциге (1843), Мюнхене (1846), Берлине (1850), Кельне (1850), Дрездене (1856), Штутгарте (1857), Франкфурте (1878). Все это вывело обучение музыке на новый организационный уровень. Но ключевую роль в подготовке исполнителей, по-прежнему, играли отдельные педагоги: например, Ф. Лист, преподавая в Веймаре, явился наставником десятков пианистов того времени. В Азии и других частях света культура музыкального образования в XVIII—XIX вв. явно отставала от европейской. Тем не менее, в Рио де Жанейро (1847), Бостоне (1853), Гаване (1885) и др. городах Америки тоже появились свои консерватории, пусть и не столь авторитетные.
Первые консерватории в Украине и России
В Российской империи самое первое учреждение, именуемое «консерватория», было открыто в 1787 г. в Кременчуге (Украина); учредителем стал известный итальянский композитор Джузеппе Сарти.
Но эра обучения музыке в России на европейском уровне началась значительно позже и связана с появлением консерваторий в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). Они были созданы усилиями братьев А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов и вскоре смогли не только соперничать с иностранными музыкальными учебными заведениями, но и превзойти их. Например, в Санкт-Петербургской консерватории сформировались получившие мировое признание школы: пианистическая — А. Н. Есиповой, скрипичная — Л. С. Ауэра, виолончельная — А. В. Вержбиловича.
До революции 1917 года в консерваториях России существовало две ступени: детская (например, Я. Хейфец был принят в 9 лет) и основная. Такое положение сохранялось и сразу после революции, до середины 1920-х гг. Для поступления требовалось наличие музыкальной одарённости и определённый уровень профессиональной подготовки. Обучение было платным, но сильные ученики могли претендовать на частичное или полное освобождение от денежного взноса.
Советская консерваторская школа
Годы Советской власти стали периодом расцвета музыкального образования. Большой вклад в его развитие внесли консерватории Москвы, Ленинграда, Киева. Музыкальные вузы были созданы во всех союзных республиках. В этой системе работали крупнейшие деятели культуры: А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз, В. Я. Шебалин, А. И. Ямпольский, У. А.-Г. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, Д. Д. Шостакович, и многие другие. В середине 1970-х гг. в СССР в музыкальных вузах обучалось свыше 20 тыс. человек.
Консерватории СССР дали миру крупнейших музыкантов — таких, как пианисты С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, певицы Е. В. Образцова, М. Л. Биешу, дирижёры Ю. Х. Темирканов, М. А. Янсонс, альтист Ю. А. Башмет, скрипачи В. В. Репин, С. В. Стадлер. Вообще, практически все значительные концертные исполнители в СССР прошли обучение в консерваториях. И позднее, несмотря на тяжелый кризис 1990-х гг., уровень преподавания не рухнул. Ю. А. Башмет высказался следующим образом: «Московская консерватория по-прежнему остается лучшей. Те, кто работал ассистентами, теперь знаменитые музыканты, уважаемые профессора, крупные творческие личности. В других странах нет такого широкого и комплексного подхода к музыкальному образованию, как в моей альма-матер».
Консерватории в современной России
Назначение и статус консерваторий в РФ
По своему статусу консерватории в России после 1991 г. являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, науки, искусства и культуры, и являющимися образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Они действуют на основе уставов (см. как пример), утверждаемых Приказом Министерства культуры Российской Федерации.
Список консерваторий России
Всего в России по состоянию на 2016 год тринадцать консерваторий. Крупнейшие и наиболее престижные — в Санкт-Петербурге (около 1000 студентов) и Москве (около 1300). Ниже приведен список с годами открытия в скобках: • Санкт-Петербургская консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова (1862) • Московская консерватория им. П. И. Чайковского (1866) • Саратовская консерватория им. Л. В. Собинова (1912) • Волгоградская консерватория им. П. А. Серебрякова (1917) • Уральская консерватория им. М. П. Мусоргского (1934) • Казанская консерватория им. Н. Г. Жиганова (1945) • Нижегородская консерватория им. М. И. Глинки (1946) • Новосибирская консерватория им. М. И. Глинки (1956) • Петрозаводская консерватория им. А. К. Глазунова (1967) • Ростовская консерватория им. С. В. Рахманинова (1967) • Астраханская консерватория (1969) • Магнитогорская консерватория им. М. И. Глинки (1993) • Тольяттинская консерватория(1998).
Порядок приёма и обучения
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова: современный вид
Для поступления в консерваторию в РФ необходимо иметь полное среднее образование и музыкальную подготовку в объеме Средней Специальной музыкальной школы (ССМШ) Альтернативный вариант — обычная детская музыкальная школа (ДМШ) и затем училище при консерватории. Среди поступающих немало таких, кто уже в детстве проявили себя как музыканты-вундеркинды. Есть «бюджетные» и «платные» студенты.
Студенты проходят профессиональное обучение специальности (на исполнительских факультетах это игра на конкретном музыкальном инструменте), общий курс фортепиано, теорию музыки, есть оркестровые и ансамблевые классы, хор. Кроме лекций и групповых семинаров, профессор два часа в неделю индивидуально занимается с каждым учеником по специальности. Поэтому есть понятие «класс такого-то педагога», отсутствующее в технических вузах. Среди педагогов много действующих артистов с мировыми именами (в технических вузах аналогом выступает ситуация, когда крупный ученый преподаёт по совместительству). Лучшие студенты становятся лауреатами конкурсов ещё до выпуска.
Консерватория готовит концертных исполнителей классической музыки, музыковедов, будущих музыкальных педагогов для училищ и ДМШ. Даёт диплом государственного образца. При этом подготовка изготовителей инструментов, специалистов по акустике, записывающей аппаратуре и т. п. в задачи консерватории не входит.
Образовательные учреждения при консерваториях
При консерваториях имеются музыкальные училища, ориентированные на поступление туда после одновременного окончания ДМШ и девятого (ранее — восьмого) класса общеобразовательной школы. Это своего рода техникумы с четырехлетним сроком обучения. Пример такого училища — Академическое музыкальное училище при Московской консерватории. Их следует отличать от училищ более низкого ранга, готовящих музыкальных работников для детских садов и учителей музыки для средних школ.
Имеются Специальные музыкальные школы-десятилетки (ныне «одиннадцатилетки»), самая сильная из которых — в Москве. Во многих случаях продвинутому ученику ДМШ рекомендуют перейти в ССМШ ещё в начальных классах, так как уровень обучения там намного выше. Талантливые ученики приезжают в московскую ССМШ со всей России.
При консерваториях могут работать различные музыкальные курсы и для детей, и для взрослых (в 1960-е гг. при некоторых «настоящих» консерваториях даже существовали народные консерватории, обучавшие взрослых не музыкантов на довольно приличном уровне), иногда проводятся лекции для желающих по вопросам искусства. Концерты в стенах консерватории доступны для всех и обычно бесплатны. Консерватории также регулярно становятся площадками для различных конкурсов.
Зарубежные консерватории
Терминология
Зарубежные музыкальные учреждения, по сути, являющиеся консерваториями, могут носить различные названия. Это могут быть как «консерватории», так и «музыкальные академии», «высшие школы музыки», «факультеты музыки». Встречаются наименования типа «École supérieure de musique» (Франция), «Konservatorium», «Hochschule für Musik» (немецкоязычные страны), 音楽学部 (Япония; там нет отдельных учреждений, это всегда факультеты музыки такого-то университета). В мире имеются сотни консерваторий; на протяжении XX в. они возникли во всех развитых странах.
Сопоставление с консерваториями России
Традиции музыкального образования за границей заметно отличаются от советских и российских. В целом, зарубежные музыкальные учреждения превосходят российские по уровню даваемой «общей подготовки» по вспомогательным дисциплинам (типа теории музыки, истории, эстетики), но уступают в главном — достигаемом мастерстве студента как исполнителя.
В результате, если в России/СССР практически все великие музыканты-исполнители прошли подготовку в «настоящих» консерваториях — то за рубежом такие исполнители (по крайней мере, до 1930—1940-х гг.) обычно являлись частными учениками какого-либо талантливого педагога из старших поколений. Это связано с меньшим индивидуальным вниманием ученикам. За рубежом хорошим вариантом является сочетание: общее музыкальное образование в рамках консерватории плюс индивидуальные уроки у сильного педагога с заслуженной исполнительской репутацией. Ситуация несколько сблизилась с советской в послевоенные годы.
Некоторые крупные зарубежные музыкальные вузы
Джульярдская школа музыки. Вход в здание
Консерваторий в мире много (см. список). Например, в Германии их 38, в Италии 57, в Китае 11. Они могут быть самостоятельными учреждениями или входить в состав университетов.
Ниже перечислены некоторые влиятельные в своих странах музыкальные вузы: • Брюссельская консерватория (Бельгия) • Королевская академия музыки при университете Лондона (Великобритания) • Кёртисовский институт музыки (США) • Джульярдская школа (США) • Академия имени Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия) • Мюнхенская высшая школа музыки и театра (Германия) • Венский университет музыки и исполнительского искусства (Австрия) • Национальная музыкальная академия (София) (Болгария) • Парижская Высшая национальная консерватория музыки и танца (Франция) • Шанхайская консерватория (КНР) • Консерватория Санта-Чечилия в Риме (Италия) • Национальная консерватория (Мексика) в Мехико (Мексика). Первые семь из перечисленных входят в недавний (2016 год) рейтинг наиболее успешных консерваторий, хотя надежность подобных рейтингов всегда неоднозначна.
В последние десятилетия резко возрастает интерес к получению высшего музыкального образования в странах Юго-Восточной Азии. Пока там нет традиций, но среди призёров международных конкурсов становится все больше артистов из Японии, Кореи, Китая; многие из них получили образование в российских или европейских консерваториях (примеры — южнокорейская скрипачка Ли Джихе, китайский пианист Лан Лан).
Роль выходцев из России в зарубежных консерваториях
Политические и национальные обстоятельства в начале 1920-х и в 1990-х гг. заставили эмигрировать многих видных российских музыкантов. Имели место также единичные факты отъезда в 1970—1980-е годы. Большинство уехавших не только блестяще проявили себя лично, но и создали школы; туда потянулись и ученики из России. Примером из послереволюционной эпохи может быть отъезд Л. С. Ауэра (тогда же уехали его ученики Ц. Ганзен, Я. Хейфец и др.), из 1970-х В. И. Маргулиса (работавшего затем в Высшей музыкальной школе Фрайбурга и в Калифорнии), а из 1990-х — эмиграция З. Н. Брона, которому новая страна — Германия — обязана созданием скрипичной школы. Выходцы из России способствовали повышению уровня обучения в иностранных консерваториях, привнеся принятую в России индивидуальность музыкального образования, которой недоставало зарубежным учреждениям в первой половине XX века.
Преподаватели российского происхождения способствовали пропаганде за границей русского и советского репертуара — музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Д. Д. Шостаковича, в немалой степени помогая межкультурным контактам.