Пигмеи народ Африки

Почему пигмеи маленького роста?

Иногда мы называем «пигмеем» какого-либо низкорослого взрослого человека. Может быть тому человеку это слышать и обидно, а вот настоящим африканским пигмеям — ничуть.

Слово «пигмей» в переводе с греческого обозначает «величиной с кулак». Эта народность, относящаяся к негрилльскому типу негроидной расы, распространена в тропических лесах Центральной Африки, Руанды, Заира, Камеруна, Габона, а также на Филиппинах, в Малайзии и Тайланде. Численность их невелика — всего около 280 000 человек.

Физические параметры пигмеев весьма своеобразны: тёмно-коричневый цвет кожи, курчавые волосы, относительно тонкие губы и маленький рост — от 145 до 155 см для взрослого человека. Строение тела пропорционально, поэтому среди своего народа пигмеи не кажутся такими уж маленькими. По сравнению с обычным человеком, взрослый пигмей выглядит как его уменьшенная копия.

Род занятий пигмеев — собирательство и охота. Сравнительно недавно они научились добывать огонь, но до сих пор не делают орудий из камня. Основное их оружие на охоте — стрелы с отравленными наконечниками. Пигмеев постоянно притесняют более рослые и многочисленные африканские племена. Поэтому они вынуждены по несколько раз в году «переезжать» на менее плодородные территории.

До сих пор для учёных остаётся загадкой столь низкий рост пигмеев. По одной из версий, такие физические параметры были «созданы» природой для того, чтобы облегчить охоту пигмеев в лесу — сделать их менее заметными. Также было высказано предположение, что маленький рост связан со скудным питанием и плохими условиями проживания пигмеев, т.е., эти причины могли спровоцировать задержку развития. Но эти догадки неверны, т.к. в тех же условиях, буквально по соседству с племенами пигмеев в Кении проживают племена Сумбуру и Масаи. Средний рост их представителей составляет два метра. К тому же эксперимент, в ходе которого пигмеев много и сытно кормили, результатов не дал.

Ещё один феномен народности пигмеев — это их крайне малая продолжительность жизни. Средний пигмейский мужчина живёт от 16 до 25 лет. Женщины живут немногим дольше. Женщины 40 лет у них считаются уже сильно пожилыми старушками. Кроме того, из-за отсутствия медицины как таковой, смертность пигмеев высока вследствие различных инфекционным заболеваний.

Малая продолжительность жизни отодвинула естественное половое созревание пигмейских женщин. Так, репродуктивным возрастом у них является период с 12 до 28 лет. В возрасте 28-29 лет наступает менопауза. Учёные считают, что именно поэтому организм пигмеев развивается только до 12 лет и их рост остаётся на уровне подросткового (в нашем понимании). После 12 лет организм тратит свои силы на зарождение и поддержание потомства, не имея возможности своего дальнейшего развития.

Учёные сходятся во мнении, что маленький рост является следствием короткой продолжительности жизни, сравнивая земной срок слона и мыши. В общем, всё в природе взаимосвязано.

Народность пигмеев до сих пор хранит в себе много загадок. Изучение её особенностей может дать ключ к разгадке тайн эволюции.

Этнологи рассматривают понятие «пигмеи» как народ, проживающий в экваториальных лесах и мигрирующий от стоянки к стоянке в зависимости от времени года. Считается, что это самые древние обитатели бассейна реки Конго. Согласно последним подсчетам, численность пигмеев в мире варьирует от 150 тыс. до 300 тыс. чел. Абсолютное большинство из них проживает в странах Центральной Африки: Бурунди, Габоне, ДРК, Заире, Камеруне, Конго, Руанде, Экваториальной Гвинее, Уганде и ЦАР.

Термин «пигмей» имеет европейское происхождение. Охотники 19-го века так называли всех аборигенов Центральной Африки в силу их отличительных культурных и физических особенностей. Несмотря на то, что именно о габонских пигмеях впервые упоминается европейцами, они до недавнего времени не привлекали внимание исследователей, более интересовавшихся народностями, проживающими в соседних с Габоном странах – Камеруне и Конго, где чаще встречаются племена Бака и Бакола.

Пигмеи – достаточно собирательное понятие, используемое для обозначения всех «лесных людей», хотя они подразделяются на несколько народностей или племен, каждое из которых имеет свой язык, культуру, верования и обряды. В Габоне можно встретить представителей нескольких этнических групп, таких как: Акова, Акула, Бабонго, Бака, Бакойа и Бакуйи. Эти племена рассредоточены по всем девяти провинциям страны, и, по последним данным, их общая численность в Габоне составляет от 15 до 20 тыс. чел.

В начале 60-х годов, габонским правительством была начата Программа по переселению и объединению пигмейских поселений. Ее суть состояла в расселении пигмеев вдоль основных дорог страны, с организацией совместных поселений и навязыванию им оседлого образа жизни. Но, хотя правительственная программа имела некоторый успех, они и по сегодняшний день предпочитают селиться небольшими закрытыми от посторонних глаз деревнями по шесть – семь семей подальше от цивилизации и ведут достаточно замкнутый образ жизни.

Тем не менее, в последнее время у пигмеев стали появляться произведенные промышленным путем одежда, медикаменты, мыло, консервы, некоторые продукты питания и даже дешевое вино. Их основным родом занятий продолжает оставаться охота, рыбная ловля, земледелие и собирательство.

Обычно деревня состоит из 6-8 хижин, каждая из которых может вместить до 20 человек. Традиционные жилища строятся полностью из лесных материалов. Несущий каркас хижины составляют изогнутые деревянные жерди, накрытые широкими плоскими листьями для защиты от дождя. Такая конструкция сооружается достаточно быстро, и очень удобна для кочевого образа жизни лесных охотников.

Центральным сооружением в поселении является хижина мужчин. Это важный элемент верований пигмеев. Ее структура отражает части человеческого тела, а завешенная задняя часть сакральна. Вход в хижину намеренно низок, так что каждому входящему приходится склонять голову, что означает его доброжелательный настрой.

Пигмеи живут практически за счет леса. Охотятся они круглый год, хотя в сезон дождей их задача облегчается, так как передвижения животных становятся более предсказуемыми. В основном охотой занимаются мужчины, но тактика охоты в различных регионах Габона может различаться. Например, в Ластурсвилле и Лебамба (юго-восток и юг Габона соответственно), мужчины и женщины охотятся вместе, используя для этого плетеные сети.

Почти все необходимое для охоты или рыбалки изготавливается вручную с применением нехитрых материалов, за исключением ружей, которые пигмеи обычно выменивают на мясо. Мелкая дичь ловится с помощью силков. Лук и стрелы используются для более крупных животных. Наконечники стрел обычно смазываются ядом, изготавливаемым из произрастающих в лесу растений. На небольших расчищенных участках женщины выращивают маис, маниок и картофель.

Самым большим по численности в Габоне является племя Бабонго. Именно оно, одним из самых первых, еще в середине 19-го столетия было описано европейскими исследователями. Ученые до сих пор не могут точно сказать, при каких обстоятельствах и когда племя появилось в Габоне. Предполагается, что ранее этот народ занимался преимущественно земледелием, вследствие чего, для стоянок выбирались низменности и лесной массив рядом с саванной.

Племя Бабонго является носителем религии бвити. Это система верований, одним из неотъемлемых компонентов которой является прием коры растения ибога, обладающей мощным психотропным компонентом ибогаин. Прием ибоги сопровождается длительными церемониями с танцами, песнопениями и ритуальным омовением на третий-четвертый день. Юноша, прошедший обряд инициации «бвити» с неизменным применением этого растения, становится настоящим мужчиной – «баанзи», с правом пребывания в хижине мужчин. При этом, важной частью ритуала является общение с предками и получение от них указаний.

Бабонго верят, что они были первыми людьми на земле. Согласно их представлениям, лес является местом, где обитают Макои – духи, которые могут быть злыми и милостивыми одновременно. Их можно вызывать из леса посредством барабанного боя, и нужно умиротворять на каждом шагу: для всякого действия есть свой ритуал и бесчисленные формы церемоний.

Религия племени предусматривает достаточно экзотическую церемонию прощания с умершими. Согласно верованию, когда кто-либо умирает, его дух будет оставаться в поселении и тревожить жителей, поэтому деревня нуждается в очищении. Это делается посредством барабанного боя, соответствующих танцев и пения. Женщины омывают тело в хижине умершего и заворачивают его в одежду. Затем мужчины несут тело на кладбище в лес для захоронения. Женщины разрисовывают свои лица белой глиной в знак очищения, затем танцами и пениями умиротворяют дух умершего. Церемония прощания достаточно продолжительна и занимает три дня и три ночи.

За пределами леса пигмеи все равно остаются вне общества, дискриминируемые населением, без широкого доступа к образованию, трудоустройству и медицинской помощи они не могут себя чувствовать защищенными.

В последние годы со стороны габонского правительства пигмеям уделяется довольно много внимания. В сотрудничестве с международными организациями проводятся национальные программы по образованию, развития и медицинскому обслуживанию национальных меньшинств. Многие представители пигмейских племен уже трудятся на лесозаготовительных предприятиях, где не требуется квалифицированный труд, а также в сфере туризма.

Функционирующее в стране неправительственное Движение в защиту коренных народностей, аборигенов и пигмеев Габона способствует развитию диплога пигмеев с властью.

Одной из важных задач, стоящих перед габонским правительством на сегодняшний день, является так провести ассимиляцию пигмеев в общество, чтобы сохранить при этом традиции, культуру, язык и самобытность древнейших габонских народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *