Почаевская лавра

История Почаевской Лавры

Согласно истории, монастырь был основан монахами Киево-Печерской лавры, бежавшими от нашествия татар в 1240 году. Самое первое летописное упоминание о храме датируется 1527 годом.

Позже местной помещицей Анной Гойской монастырю было даровано значительные земельные угодья, фамильные имения и чудотворный образ Божьей Матери. А спустя ещё некоторое время был построен новый храм монастыря, благодаря Фёдору и Еве Домашевским.

Существует известный факт о том, что во время одного из нападений огромного турецко-татарского войска после чтения молитв мирянами над собором расступились тучи и появилась Богородица в окружении ангелов, а рядом с ней – Иов Почаевский. Именно времена его деятельности ознаменовали расцвет монастыря.

Был в истории монастыря и греко-католический период. В это время были сооружены:

  • главный храм Лавры — Свято-Успенский;
  • трапезная;
  • монашеские кельи.

Средства на реконструкцию были выделены известным магнатом М. В. Потоцким, а архитектор Ян Готфрид Гофман превратил храм в настоящий шедевр православной культуры. Также там действовала Почаевская типография, за время работы которой было издано более 187 книг.

После польского восстания указом императора Николая I монастырь был передан Русской Православной Церкви. В 1833 году собор получил статус лавры. В начале XX века храм пережил трудные времена (оккупация австро-венгерскими войсками), и лишь после освобождения была полностью восстановлена его духовная жизнь:

  • возобновилось богослужение;
  • возвращены вывезенные насильно монахи;
  • привезены украденные святыни.

Во время Второй мировой войны Почаев снова оказался в разрухе и забвении:

  • у обители был отобран весь сельскохозяйственный инвентарь и продукты питания;
  • закрывались детские приюты и приходская школа;
  • прекратилась практически вся духовная жизнь (за исключением богослужений);
  • были изгнаны все послушники и молодые монахи;
  • значительно сократилось число людей, населяющих Почаевскую Лавру.

Вслед за изменениями социальными и экономическими, вызванными военными действиями, менялись и высокие чины служителей Православной Церкви, но молитвенные службы в монастыре продолжались вопреки всему.

Конец 1950-х-1960-х годов – это период гонений на монастырь. Причиной тому стала антицерковная политика, проводимая властью. И снова святая обитель выстояла, так как стойкость служителем храма к таким действиям была очень сильна.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Конец XX-начало XXI века, несмотря на свою значительную сложность во многих вопросах, ознаменовался обновлением Лавры. И это было заметно во всём, а именно:

  • проводились всевозможные празднования;
  • осуществляли паломничество многие известные церковнослужители;
  • увеличилось число монахов и прихожан;
  • пополнились шедеврами иконописного искусства стены монастырей;
  • появились первые печатные издания;
  • действовала воскресная школа;
  • были восстановлены гостиницы для паломников, возведение мельницы, сад и пасека;
  • открылись различные мастерские;
  • построена и освящена новая часовня.

Именно в эти годы Почаевская Лавра стала одной из главных святынь православного мира, которой остаётся и до сегодняшнего дня.

Иконы Почаевской Лавры

Самыми известными и почитаемыми Святыми Почаевской Лавры являются:

  • Преподобный Иов;
  • Преподобный Амфилохий.

Святой Иов стал духовным оберегом монастыря, его жизнь и деяния дали храму новую жизнь и вложили основы православия в умы и души людей. Святой Амфилохий – один из величайших подвижников Лавры, прошедший сложный, но праведный жизненный путь и ставший великим чудотворцем на все времена.

Среди множества иконописных шедевров, находящихся в храме, самым известным и почитаемым является Почаевская икона Божьей Матери, которая прошла всю многовековую историю непростого становления храма и стала символом христианской веры для всех православных людей во всём мире.

Также великий храм наполнен посланиями богомудрых старцев. Старцы Почаевской Лавры на протяжении многих лет учили духовности всех приходящих. Их пророчества стали основой православия на все времена, ибо в них изложены главные постулаты христианства, основой который была, есть и остаётся Божья вера – вечная и благодатная.

Почаевская Лавра – величайшее произведение православной истории и культуры. Она – прекрасный пример того, как истинная вера способна пройти сквозь времена, преодолеть все преграды – и остаться навсегда вечной благодатью, данной людям Богом.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о Свято-Успенской Почаевской Лавре:

НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/ Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали… Светлые люди среди нас «Однажды я отпевал молодую женщину,— вспоминает отец Лонгин.— Была зима. Смотрю, после отпевания на могиле остались четверо мальчишек. Все ушли, а они стоят совсем замерзшие, в резиновых сапожках на босу ногу и не идут никуда. На улице мороз градусов 20. А самый маленький из Ð… ПРОЧТИТЕ, НЕ ПОЖАЛЕЙТЕ ВРЕМЕНИ! Смотри: вера станет открытой, доступной всем; никого за нее не будут гнать или притеснять. Очень много случайного народа придет в Церковь, в том числе и в духовенство. Так всегда было в дни благополучные, еще со времени Константина Святого. Многие из-за денег придут в храм, мн… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,…

Церковный бизнес, расцветший сегодня буйным цветом и, несмотря ни на какие тяготы жизни большинства людей (а во многом и благодаря им) набирающий обороты – удручающее явление. “Торговля” именем Бога не имеет ничего общего с истинной духовностью и Верой. У каждого, безусловно, свой способ веры и “взаимоотношения” с Богом и церковью, но это не тема сегодняшнего фоторассказа. Я, как и многие другие, верю в силу места, в его неслучайность (богоизбранность), если речь идет о старинных, намоленных церквях и храмах. Поэтому такие места, как Киевская Лавра, о которой я писала накануне Рождества, и Почаевская Лавра для меня значат очень много. И еще больше стали значить после того, как… Но обо всем по порядку.

1.

Почаевская Лавра находится на западе Украины за 70 километров от города Тернополя и за 24 километра от города Кременец, о котором я рассказывала вчера.

Первые исторические сведения о Лавре относятся к началу XIII столетия, ко временам нашествия татарского хана Батыя на Киевскую Русь.

После разгрома Киева и уничтожения его святынь некоторые православные иноки из святых киевских пещер бежали на запад и поселились в предместьях Почаевской горы. Основателем и первоподвижником на Почаевской горе был Преподобный Мефодий.

Не зная о самом главном празднике Лавры – Чудотворной Почаевской Иконы Божией Матери, который отмечается ежегодно пятого августа, мы приехали именно накануне праздника. Со всех уголков Украины, а также из России, других соседних государств съезжались верующие. Прибывали автобусы с иконами на ветровом стекле. Ждали приезда Блаженнейшего митрополита Киевский и всея Украины Владимир и Божественной Литургии по случаю праздника. Иконе свыше 400 лет, ее почитают как одну из самых больших святынь Русской Церкви.

На Святую Волынь икону привез из Константинополя греческий митрополит Иеофит. Путешествуя по Волыни, митрополит для отдыха остановился в имении Урля у благочестивой православной помещицы Анны Гойской. Пробыв несколько дней, Митрополит благословил и оставил ей за гостеприимство икону Пресвятой Богородицы. В 1597 году в имении Анны Гойской случилось чудо – от Иконы Божьей Матери исцелился ее слепорожденный брат Филлип.
От Иконы начало происходить много чудес. Анна Гойская решила отдать ее монахам, которые жили на Почаевской горе. В том же самом году Икону перенесли в Почаев, а обители было подарено значительный земельный участок, что официально подтверждало статус монастыря.
Так Царица Небесная увековечила Свою Славу на Почаевской горе еще одной святыней: Чудотворной Иконой. Чудотворная Икона находится в Успенском соборе над Царскими вратами в звездноподобном киоте:

2.

Поэтому подготовка к празднованию шла полным ходом.

Гостевые комнаты лаврской гостиницы были переполнены, запахи готовящейся еды для мирян доносились из гостиного дома. Но несмотря на многолюдье, мы оказывались у святынь в такие минуты, когда по странному стечению обстоятельств толпы верующих куда-то исчезали. Как так получалось, мне до сих пор непонятно. Как будто кто за руку и на праздник привел, и по Лавре вел. Удалось приложиться к Чудотворной Иконе Пресвятой Богородицы, которую опускают с ее высокого места буквально на несколько часов по праздникам…

Здесь же, на территории Лавры, по преданиям хранится отпечаток Целительной стопы Пресвятой Богородицы.

По народным сказаниям, записанным в старинных книгах, Явление Божьей Матери на горе Почаевской было в 1240 году. Пресвятая Богородица явилась нескольким монахам и пастуху, которого звали Иоанн. На месте, где произошло это явление, Царица Небесная оставила отпечаток Своей правой стопы. Из этого места начал струиться источник целительной воды, от которого и поныне получают исцеление от всяких болезней верующие люди.
Первые годы существования обители совпали с трудным временем для Руси. Татарские войска представляли сильную угрозу для русской земли. Они предавали огню и мечу все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из вражеских отрядом оказался под Почаевом. В тот момент один монах проходил мимо горы, завершая молитвы. Какой-то татарин, в надежде получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отнятую голову, донес ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу, удививши всех.
Наследник Анны Гойской Андрей Фирлей, будучи лютеранином, причинял обители много бед, желая закрыть монастырь и забрать имения себе. В 1623 году он направил в монастырь своих слуг, которые ограбили обитель и украли Чудотворную Икону. Один раз, позвав гостей, он одел свою жену в священницкие ризы, дал ей в руки Святую Чашу и принес Чудотворную Икону для насмехательства. Но тотчас на жену Фирлея «напал лютый бес, которым она была одержима» до тех пор, пока икону не вернули в монастырь.
В 1674 году один почаевский монах находился в турецкой неволе. Он искренне молился Пресвятой Богородице в день ее Успения, и был чудесным образом перенесен в монастырь. В Лавре и ныне хранятся цепи, которые сковывали его руки.

В 1675 году огромное войско турецкого султана Магомета IV под руководством визиря Кара-Мустафы вошло на русские земли, уничтожая все на своем пути. Пятидесятитысячная конница турок и татар подступила к стенам незащищенного православного Почаевского монастыря. Помощи можно было ждать только от Защитницы обители Царицы Небесной и блаженного угодника Иова. 5 августа турки пошли на штурм. Игумен монастыря отец Иосиф (Добромирский) вместе с братией и беженцами начали служить акафист перед Почаевской чудотворной иконой Богородицы. В это время над Свято-Троицким храмом явилась сама Богородица с небесными ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки, и начали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали самих стрельцов. Ужас и паника охватили захватчиков, и они кинулись бежать.

Вот такие вот истории о чудесах дошли до наших дней.

Так выглядит ранним утром Свято-Успенский собор Почаевской Лавры:

3.

4.

5.

6.

7.
Расположена Лавра на высокой каменистой горе, которая возвышается над всей округой на 75 метров. Гору с трех сторон окружает городок Новый Почаев:

8.
На протяжении многовековой своей истории территория храма прирастала новыми сооружениями:
• Успенский собор (1771—1782 гг., арх. Г.Гофман)
• Троицкий собор (1906—1912 гг., арх. А. Щусев)
• келии (1771—1780 гг.)
• Архиерейский дом (1825)
• звонница (1861—1869 гг.) высотой 65 м
• надвратный корпус (1835)

Наше внимание привлекли мозаики Собора Святой Троицы. Поинтересовались. Оказывается, Собор Святой Троицы был заложен ещё в 1899 году, но только в 1906 году возобновили строительные работы. И уже через пять лет на ровном и просторном месте вырос могучий собор-богатырь. Удивительные мозаики, вернее — эскизы, по которым они сделаны, принадлежат Николаю Константиновичу Рериху. К сожалению, на официальном сайте Почаевской Лавры нет упоминания о том, что автором мозаик, украшающих стены Троицкого Собора Почаевской лавры на Тернопольщине является Н.К.Рерих. Как и упоминания о том, что на эту работу художника когда-то благословил Киевский митрополит Флавиан. “Коньюнктура” нынче другая.

Но зная о неподдельной православной вере Н. Рериха, о множестве его церковных росписей, о его неподдельном интересе в изучении основ христианства, чувствуешь и понимаешь, что эти работы – плод его духа. Вот эти мозаики:

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Но несмотря на художественность и духовность созданных образов, “в последнее время церковь очень враждебно настроена против всего, что связано с именем Рерихов. В церковных кругах сложилось нетерпимое и даже агрессивное отношение к их культурному наследию. Церковь сознательно нагнетает напряжённость между отечественным православием и рериховским движением, происходят постоянные нападки на философские труды семьи Рерихов, особенно на Учение Живой Этики, главная цель которого — это совершенствование человека на пути духовной эволюции”. Источник

25.

В Почаевской Лавре покоятся нетленные мощи преподобного Иова (1551-1651). Еще в раннем возрасте он был благочестивым отроком, и в 12 лет принял монашество в Угорницкой обители с именем Иов. В 30 лет его посвятили в священники, а вскоре после этого он принял великую схиму с именем Иоанн. Более 20 лет он пробыл игуменом в Дубенском монастыре на Волыни. За благочестивую жизнь Господь прославил его чудотворением еще при жизни, а после его блаженного успения, которое наступило 28 октября 1651 года, множество людей видели необыкновенное сияние над его могилой, обращались за помощью к Преподобному, получали ее, а также исцелялись от болезней. В 1659 году 28 августа, в присутствии Киевского Митрополита Дионисия и множества людей, были подняты с земли нетленные мощи Препрдобного Иова, игумена Почаевского, которые сейчас почивают в Пещерном храме и ежедневно открываются людям для поклонения.

Мощи преподобного Амфилохия покоятся здесь же. В двадцатом веке в Почаевской Лавре пролил новый свет веры и благочестия преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894-1971). Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925 году выбирает тернистый путь спасения и поступает в Почаевскую Лавру. В труде и смирении виполняет молодой инок возложенный на него обет. Вскоре он стрижется в монахи с именем Иосиф. Выполняя монашескую работу, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно стает известным как костоправ. Один раз он своим мужеством и смелостью отстоял закрытие Троицкого Собора. После этого отца Иосифа было арестовано и отправлено в психиатрическую больницу. Власти запретили ему возвращаться в Лавру. После того, как один раз по указанию властей его побили почти до смерти, отец Иосиф был принят в схиму под именем Амфилохий. По милости Божьей преподобный еще много лет помогал людям, получил от Господа дары ясновидения и исцеления. Десятки, если не сотни тысяч людей, исцелил Преподобный. Вся жизнь святого было служение Господу и ближнему. После его смерти 1 января 1971 года на могиле старца стали случаться чудеса и исцеления, которые не заканчиваются и поныне.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в пещерном храме. Память его празднуется 31 мая.

Дополнительную информацию, расписание богослужений, а также время посещения Святынь вы можете узнать на официальном сайте Почаевской Лавры или по телефону +38 (03546) 6-12-18. Также при Лавре есть гостиничный комплекс, в котором можно забронировать места (на официальном сайте или по телефону).

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В СВЯТО-УСПЕНСКОЙ ПОЧАЕВСКОЙ ЛАВРЕ
5-00 Полуночница
5-45 Акафист перед Чудотворной иконой Богородицы в Успенском соборе
6-00 Ранняя литургия в Пещерной церкви
7-45 Акафист у мощей Преподобного Иова в Пещерной церкви
9-00 Поздняя литургия в Успенском соборе
11-30 Заказные молебны в Успенском соборе
17-00 Вечернее богослужения
Панихиды по усопшим совершаются после ранней и поздней литургии. Вычитки над душевнобольными совершаются ежедневно в Похвальной церкви в 11-00 (кроме праздничных и воскресных дней). Маслособорование совершается каждый понедельник и четверг в 6-00 в Похвальной церкви (кроме праздничных дней).

Застали мы и Крестный ход:

26.

27.

28.

Территория Лавры видоизменяется и дальше, идут строительные работы, как нам объяснили, по сооружению гостевых помещений:

29.

30.

31.

История

Начало

Почаевская лавра, 1800

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, которые бежали от нашествия татар в 1240 году. Первое летописное упоминание датируется 1527 годом.

Эпоха Иова Почаевского

В 1597 году монастырь получил в дар от местной помещицы Анны Гойской значительные земельные угодия, имения и чудотворный образ Божьей Матери. В 1649 году на средства Фёдора и Евы Домашевских построен новый каменный храм монастыря.

Расцвет монастыря приходится на первую половину XVII века в связи с деятельностью игумена Иоанна Железа, он же Иов Почаевский.

2 августа 1675 года пятидесятитысячное турецко-татарское войско под руководством хана Нурредина подступило к Почаеву. Жители соседних поселений сбежались к монастырю, который был обнесён в ту пору только грубым деревянным частоколом. Все, кто только в силе был держать оружие, как из числа монахов, так и из числа мирян, стали на защиту обители. По преданию, во время чтения акафиста перед Почаевской иконой Божьей Матери на небе вдруг расступились тучи, и над собором появилась сама Богородица в блестящем сиянии, окружённая ангелами, а рядом с ней молящийся Иов Почаевский. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда.

Греко-католический период

Успенский собор (1771—1791)

C 1713 по 1831 год Почаевский монастырь был греко-католическим. На протяжении 1720—1740 годов архитектор П. Гжицкий спроектировал и построил двухэтажные корпуса братских келий с трапезной. В этот период были построены: главный храм Лавры — Свято-Успенский (1771—1791), трапезная, монашеские кельи. Средства на реконструкцию монастыря выделял Николай Потоцкий, архитектор — Ян Готфрид Гофман. Общая композиция комплекса — террасная, здания расположены на склонах с постепенным повышением к главному — Успенскому собору. Главный фасад украшают две башни, по католической традиции — под углом 45° к главной оси, подчёркивают всефасадность собора — характерную черту украинских церквей. В целом композиция с одним центральным куполом на восьмерике и двумя боковыми башнями созвучна лучшим образцам украинского барокко — соборам Троицкого монастыря в Чернигове и Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине.

С 1730 года действовала Почаевская типография, издавшая 187 книг. Лавра богато украшена настенными росписями, скульптурами и орнаментами.

В лоне Русской православной церкви

В 1831 году, после подавления польского восстания 1830—1831 годов, монастырь указом императора Николая I был передан Русской православной церкви, большинство монахов василиан вынуждены были покинуть обитель. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением ей четвёртого места в числе тех, что существовали в Российской империи. В соборном храме над царскими вратами разместили чудотворную Почаевскую икону Божей Матери. В 1842 году на средства графини Анны Орловой-Чесменской для храма Святой Троицы была сооружена серебряная рака, в которой покоились мощи преподобного Иова Почаевского. В 1861—1869 годах была сооружена барочная колокольня высотой 65 м. В 1906—1912 годах архитектором Алексеем Щусевым был построен нынешний Троицкий собор в древнерусском (новгородско-псковском) стиле. В 1915—1916 годах оккупационными австро-венгерскими войсками 16 из 18 православных монахов были отправлены в концентрационный лагерь (двоих иноков укрыли у себя местные жители). В доме игумена было размещено кафе-шантан, а в трапезной церкви устроен был кинематограф — иконостас служил декорацией, а место престола служило экраном. После освобождения Почаева русскими в 1916 году было восстановлено богослужение, вернулись монахи, святыни, вывезенные в Житомир, были возвращены.

Почаевская Лавра во время Второй мировой войны и в послевоенные годы

Пятиярусная колокольня высотой 65 метровВодонапорная башня

В 1939 году в истории монастыря начался новый период — «советский». 1 сентября 1939 года гитлеровская Германия вторглась в Польшу (на территории которой находился монастырь). В середине сентября Советский Союз по Пакту Молотова — Риббентропа с Германией от 24 августа 1939 года без боев занял восточную часть Польши. Так Почаев оказался в границах Советского Союза.

По словам очевидцев — старых монахов, которые жили в Лавре, в 1939 году после прихода советских войск у обители забрали все сельскохозяйственные машины, весь инвентарь, весь скот, запасы зерна, продукты питания и т. д. Прекратили существовать детские приюты, приходская школа; прекратилась жизнь на территории монастыря, за исключением богослужений. Всех послушников и молодых монахов выгнали из Лавры, оставили только пожилых людей. Число насельников Почаевской Лавры уменьшилось от 300 до 80 человек.

Вслед за присоединением Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР было осуществлено воссоединение западноукраинских и белорусских епархий с Русской Православной Церковью, после чего архиепископом Волынским и Луцким и вместе с тем священно-архимандритом Почаевской Лавры был назначен архиепископ (с 9 марта 1941 года — митрополит) Николай (Ярушевич). Эту каноническую связь не разорвала даже Вторая мировая война. Архиепископ Алексий (Громадский), вместе со своими викарными епископами Острожским Симоном (Ивановским) и Луцким Поликарпом (Сикорским), которые были рукоположены митрополитом Дионисием, вошли в молитвенное общение с Русской Церковью, заняв перед самой войной Волынскую и Житомирскую кафедру. Таким образом, даже во время немецкой оккупации Волыни молитвенное общение Почаева с Русской Церковью продолжалось. Владыка Алексий служил в Почаеве и вместе с другими епископами совершал здесь архиерейские хиротонии. Есть свидетельства, что владыке Алексию удалось даже организовать в Лавре Пастырские курсы.

Не остался монастырь в стороне и от раскола в Православной церкви на Украине, оккупированной немцами. 18 августа 1941 года епископы, оставшиеся верными Московской Патриархии, собрались в Почаевской Лавре и, опираясь на постановления Поместного Московского Собора 1917—1918 годов о даровании Церкви на Украине автономии, подтвержденные в 1922 году Патриархом Тихоном, а также на Постановление № 362 о самоуправлении церковных епархий, провозгласили создание Украинской автономной православной церкви. 25 ноября 1941 года новый Собор епископов в Почаевской Лавре избрал митрополита Алексия (Громадского) Экзархом Украины.

В 2011—2013 годах был построен Преображенский собор.

Гонения на монастырь в конце 1950-х-1960-х годах

Вход в лавруТроицкий соборЛетний алтарьПродажа куполов для храмов

На период правления в СССР Никиты Хрущева, который активно проводил антицерковную политику, пришлись самые большие гонения на Лавру от коммунистических властей. Целью гонения было тотальное и планомерное искоренение религии и монастыри попали под «горячую руку» в первую очередь. Процесс ликвидации монастырей начался в 1958 году, когда значительно повысился налог, установленный в 1945 году, на здания и монастырские угодья. Теперь монастыри должны были платить ежегодно 4 тысячи рублей за одну сотку земли. Так, Почаевский монастырь должен был выплачивать 400 тысяч рублей за свои 10 га пахотной земли.

Вскоре, эти земельные участки, которые обеспечивали монастыри продуктами питания, были отобраны (Постановление Совета министров СССР от 16 октября 1961 года). У Лавры были конфискованы поля и сады, теплица и пасека, огород, сушилка, водокачка, состав и прочее. В 1961 году у неё отобрали так называемый «архиерейский дом», находившийся на территории Лавры, «Святые ворота» с прилегающими к ним помещениями, затем небольшой жилой корпус. В результате вообще были отобраны все здания, прилегающие к Лавре. В доме нынешней семинарии, что стоит у подъёма к Святым Воротам, власть быстро устроила «музей атеизма» так, чтобы ни один паломник не смог пройти мимо. Много ценных вещей и книг перешло в музей. Гостиницу для паломников переоборудовали в психиатрическую лечебницу. Лавре было запрещено нанимать рабочих для работ в мастерских или для сельскохозяйственных работ. Запрещено было проводить любые ремонтно-реставрационные работы. Молодых монахов в монастыре принимать запрещали, старые справиться с работой не могли, тем более не были в состоянии платить грабительские налоги. Монастырь держался за счёт народных пожертвований. Но власти нашли способ, как искоренить и народные пожертвования: упомянутым выше постановлением 1961 года запрещались все «организованные паломничества к святым местам», изымались монастырские гостиницы, запрещалось также ночевать в монастырских церквях.

И такой «мягкий» способ закрытия монастыря не сработал. Тогда власти начали прямое, жестокое давление на всех связанных с Лаврой людей: монахов, послушников, богомольцев. К монахам (несмотря на сан и возраст) монастыря милиция и КГБ применяли в данный период: жестокие физические и психологические издевательства, лишение прописки в монастыре, сфабрикованные медицинские комиссии (физически и психически здоровых монахов часто насильно забирали в психбольницы, обнаруживали у них несуществующие инфекционные заболевания, физически непригодных к службе в армии монахов, могли насильно забрать в вооруженные силы), побои и, наконец, суды, аресты, отправление в тюрьмы и лагеря. Также беспощадные издевательства применялись и к верующим лавры, богомольцам, защитникам монастыря. Жестоко карались те люди, которые помогали монастырю, или могли оказывать сопротивление незаконным действиям милиции и КГБ. Также верующим (даже паломникам) не разрешалось ночевать на территории монастыря, не разрешалось принимать верующим в свои дома на ночевку паломников.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру.

В 1961 году в Почаевской Лавре было 140 монахов, через несколько лет их осталось только 35. И все же монастырь выстоял, в чём сыграли роль такие выдающиеся факторы, как достаточно сильная стойкость к гонениям среди тогдашних монахов и то, что монастырь был расположен не в большом городе, а в простом городке Почаев в глубине Украины, чем не обращал на себя особого внимания.

Лавра в конце ХХ — начале ХХІ столетий

Духовная семинарияБывший экскурсионный офисЧасовня в честь 2000-летия Рождества ХристоваВ подземном храме Иова Почаевского

23 июля 1975 в Лавре с особенным размахом отпраздновали 300-летие освобождения обители от турок (при Збаражской войне 1675 года). Лавра принимала у себя многих иерархов, клириков, паломников, богомольцев. Всенощное бдение совершалось с чтением акафиста перед чудотворным образом Почаевскои иконы Божьей Матери. На празднование собралось много народа, огромной чередой подходили верующие для елеосвящения. За Божественной литургией после чтения Евангелия митрополит Львовский и Тернопольский Николай объявил слово Святейшего Патриарха Московского Пимена, в котором он благодарил всех за совместную молитву, поздравляя братию лавры с праздником.

В 1970—1980 годах Лавра все ещё была под давлением Советской власти и КГБ. Так известно, что ещё весной 1985 года представители высшей киевской власти распорядились останавливать все автобусы, направлявшиеся в Лавру, чтобы люди не смогли отпраздновать в ней Пасху.

В середине 1980-х годов Почаевская Лавра сблизилась с Троице-Сергиевой Лаврой. Численность почаевскои братии в это время немного увеличилось за счет иноков Сергиевой обители.

В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси в Лавре собралось много тысяч паломников, Божественную литургию служил целый сонм иерархов во главе с митрополитом Варшавским и всей Польши Василием. С тем, кроме этих торжеств, Лавре было предоставлено разрешение на прописку молодых послушников и монахов, то, в чём власть отказывала уже десятки лет. Число монастырской братии снова начало расти. Уже в те годы Почаевская Лавра становилась одной из главных святынь православного мира.

5 августа 1990 года Лавра отмечала 750-летие со дня основания. В этот день её посетил новоизбранный Патриарх Московский Алексий II, возглавивший праздничные торжества. Это было первое в истории посещение Московским Патриархом Почаевской Лавры. В это время по благословению наместника Лавры архимандрита Онуфрия (Березовского) (1988—1990) стали появляться первые печатные издания, рассказывали о жизни обители, были открыты Свято-Духовский скит, а затем и воскресная школа, монахов стали приглашать для преподавания Закона Божия в местную среднюю школу, а детский хор на богослужения в Лавре.

В 1992 году наместник Почаевской Лавры епископ Иаков (Панчук) поддержал митрополита Филарета (Денисенко) в обособлении от Русской православной церкви, которое позже переросло в раскол в Украинской Православной Церкви. Епископ Иаков пропагандировал среди монахов идею создания независимой Украинской Православной Церкви, но братия Лавры негативно относились к этому. Постепенно конфликт достиг своего апогея на праздник Вознесения 1992 года, когда Иаков самовольно стал поминать Патриарха Константинопольского и снятого с должности митрополита Киевского и всея Украины и лишенного сана Харьковским собором епископов Украинской православной церкви Московского патриархата Филарета и Президента Украины Леонида Кравчука. После литургии, во время обеда в трапезной братия потребовали у Иакова объяснить эти нововведения, ответа на что наместник не дал. Ночью братия ударили в набат, вошла в покои наместника и вместе с группой богомольцев и без насилия попросила покинуть монастырь, и с торжественным пением братии «Достойно есть» епископу Иакову пришлось оставить монастырь.

Новым наместником Лавры был избран иеромонах Феодор (Гаюн), в том же 1992 году на праздник Почаевской иконы Божьей Матери возведённый в сан епископа. Во время его наместничества Лавре были возвращены часть её бывших угодий, сады и некоторые монастырские постройки. Бывший музей атеизма превратили в Богословскую школу, превращённую позднее в Почаевскую духовную семинарию. Бывшую психиатрическую больницу начали перестраивать под гостиницу для паломников. В 1997 году владыку Феодора перевели на Каменец-Подольскую епископскую кафедру, и братия избрали своим наместником архимандрита Владимира (Мороза). Сразу же после его избрания произошло важное изменение в статусе монастыря: он стал ставропигиальный, то есть подчиненным управлению только митрополиту Киевскому Владимиру (Сабодану). С приходом нового наместника в Лавре начался новый наиболее интенсивный этап ремонтных и строительных работ: восстановление Успенского собора, реставрация колокольни, мощение двора перед Троицким собором… Также произошло восстановление гостиницы для паломников, возведение двух мельниц, устройство монастырского сада и пасеки, открытие различных мастерских, бетонирование дороги и прочее. К 2000-летию Рождества Христова на лаврском дворе была построена и освящена новая часовня.

Наместники

  1. Преподобный Мефодий Первоначальник Почаевский (конец XII — начало XIII)
  2. Преподобный игумен Иов Почаевский (1604—1648)
  3. Самуил (Добрянокий) (1648—1658)
  4. Дорофей (Третьякович) (1658—1659)
  5. Досифей (1659—1666)
  6. Ефрем (Шацкий) (1666—1668)
  7. Софроний (Подчаевский) (1668—1669)
  8. Каллист (Мековский) (1669—1675)
  9. Феодосий (Левицкий) (1675—1683)
  10. Иосиф (Добромирский) ((1675) 1683—1689)
  11. Кассиан (Рыбчинский) (1689—1690)
  12. Евфимий (Моравский) (1690—1693)
  13. Иннокентий (Ягельницкий) (1693)
  14. Иакинф (Жуковский) (1693—1699)
  15. Иосиф (Саевич) (1699—1711)
  16. Лука (Палеховский) (1711—1714)
  17. Юстиниан (Радзикевич) (1714—1715)
  18. Арсений (Качеровский) (1715—1716)
  19. Пахомий (Заблоцкий) (1716—1720)
  20. Гедеон (Левицкий) (1720)
  21. Антоний (Рафальский) (1832—1834)
  22. Григорий (Немоловский) (1834—1848)
  23. Неофит (Лелннович) (1848—1860)
  24. Архимандрит Амвросий (Лотоцкий) (1860—1865)
  25. Архимандрит Феодосий (1865—1868)
  26. Архимандрит Павел (июль 1868 — декабрь 1868)
  27. Архимандрит Михаил (1868—1871)
  28. Архимандрит Смарагд (1871—1872)
  29. Архимандрит Иоанн (Якубович) (1872—1883)
  30. Архимандрит Геронтий (1883—1884)
  31. Архимандрит Валентин (1884—1886)
  32. Архимандрит Модест (Стрельбицкий) (1886—1891)
  33. Архимандрит Ириней (1891—1895)
  34. Архимандрит Филарет (1895—1900)
  35. Архимандрит Амвросий (Булгаков) (9 сентября 1897 — сентябрь 1909)
  36. Архимандрит Тимолай (Ерин) (1905—1912)
  37. Архимандрит Паисий (1912—1920)
  38. Архимандрит Дамаскин (Малюта) (1920—1931)
  39. Архимандрит Паисий (1931 (повторно))
  40. Архимандрит Никодим (Гонтаренко) (1931—1932)
  41. Архимандрит Пантелеймон (Рудык) (1931—1940)
  42. Архимандрит Панкратий (Гладков) (1941—1943)
  43. Архимандрит Панкратий (Кашперук) (1943—1946)
  44. Архимандрит Елисей (Абрамчук) (1946)
  45. Архимандрит Иосиф (Забарный) (1946—1950)
  46. Архимандрит Иннокентий (Леоферов) (1950—1953)
  47. Архимандрит Севастиан (Пилипчук) (1953—1962)
  48. Игумен Варфоломей (Бабяк) (1962—1964)
  49. Архимандрит Августин (Шкварко) (1964—1970)
  50. Архимандрит Самуил (Волынец) (1971—1974)
  51. Архимандрит Иаков (Панчук) (1974—1982)
  52. Архимандрит Николай (Шкрумко) (1982—1985)
  53. Архимандрит Марк (Петровцы) (1985—1988)
  54. Архимандрит Онуфрий (Березовский) (1988—1990)
  55. Епископ Иаков (Панчук) (1990—1992)
  56. Епископ Феодор (Гаюн) (1992—1996)
  57. Митрополит Владимир (Мороз) (с 1996)

Примечания

  1. Минюст Украины отменил передачу сооружений Почаевской лавры Украинской православной церкви. ТАСС (23 ноября 2018). Дата обращения 24 ноября 2018.
  2. Почаевская Успенская лавра
  3. Свято-Успенская Почаевская лавра — Свято-Успенский собор.
  4. Стиль бароко в архітектурі українських церков. (укр.)
  5. Из дневника П. Г. Дивова. 1831 год. // Русская старина. — 1899, декабрь. — С. 524—542.
  6. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви по проекту Положения о временном Высшем управлении Православной Церкви на Украине 7 (20) Сентября 1918 года. // Собрание определений и постановлений священного собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. М., 1994. Вып. 4. C. 15-19.>
  7. ГРАМОТА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА, СВЯТЕЙШЕГО ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ НИКОЛАЮ, МИТРОПОЛИТУ КЕССАРИЙСКОМУ, МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ ПРЕСТОЛА ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА от 12(25) марта 1922 г. № 340. //»Церковные Ведомости», № 4, 1/14 мая 1922 г. C.1-3.
  8. Постановление Святейшего Патиарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви, от 7/20 ноября 1920 года № 362 // «Церковные Ведомости», № 1, 15/28 марта 1922 г. С. 2-3
  9. Василий (Родзянко). Моя судьба. Воспоминания — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2015, 416 с., — с. 315 ISBN 978-5-7533-0985-3
  10. Православные наместники | Жить в Почаеве

mir_mak


Свято-Успенская Почаевская лавра, или Почаевский православный мужской монастырь – крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на западной Украине. Уступает он только Киево-Печерской лавре в Киеве.
Расположена лавра, в центре небольшого города Почаев, в семидесяти километрах от Тернополя.
2.

Поскольку лавра находится на высоком холме, заметить ее можно еще издалека. Создается впечатление, что монастырь парит в воздухе, воткнувшись своими куполами в самое небо.
Монашеский скит на этом месте был основан монахами из Киево-Печерской лавры, которые спасались бегством от нашествия монголо-татар в 1240 году. По преданию, им явилась Богородица, оставив след своей стопы на скале, из которого впоследствии забил Святой источник. Это явление стало знаком для монахов, что здесь они будут под защитой самой Божьей Матери.
Слухи об этом чудесном событии стали привлекать сюда все больше и больше верующих христиан. Многие из них оставались с монахами, пополняя число братии. Возникла необходимость в постройке первой деревянной церкви у подножия горы (сейчас на ее месте стоит часовня).
3.

Со временем деревянную церковь сменила каменная Свято-Успенская церковь, положившая начало храмового праздника Успения Божией Матери.
Так, постепенно, с конца 16-го столетия монастырь становится центром духовной жизни на западных землях Руси.
В 1597 году , местная помещица Анна Гойская, передает в дар монастырю значительные земельные угодья, имения и великую святыню — чудотворный образ Божьей Матери, которую ей подарил греческий митрополит Неофит, и от которой произошло чудесное исцеление ее брата, страдавшего врожденной слепотой.
Икону стали именовать Почаевской и она стала второй святыней монастыря.
Чудотворный образ и заступничество самой Богородицы еще не раз выручало обитель в течении последующих четырех столетий.
4.

С приходом в наместники обители Иова Железо (Преподобного Иова Почаевского), в жизни монастыря начинается новая эпоха. Благодаря ему, в монастыре была открыта школа и типография. А в 1649 году построена на самой вершине горы церковь, в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, до этого след оставался под открытым небом более 400 лет.
Тогда же, обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, келии для монахов, различные хозяйственные сооружения, на самой вершине горы был вырыт колодец , а у ее подножия — пруд.
Умер преподобный Иов Почаевский в 1651 году, в возрасте 100 лет. Его нетленные мощи хранятся в Пещерном храме и считаются чудотворными.
5.

Летом 1675 года, пятидесятитысячное турецкое войско окружило монастырь с целью его захвата. Всю ночь осажденные монахи усердно молились перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Утром, во время пения акафиста произошло чудо — над куполами Свято-Троицкой церкви явилась сама Царица Небесная в окружении ангелов и Преподобного Иова Почаевского, молящегося Богородице о спасение своей обители.
Враг был поражен увиденным и отступил от монастыря.
6.

Не берусь пересказывать всю историю Почаевской лавры и жизнеописания ее сподвижников, в одном посте всего не уместить.
Предлагаю просто полюбоваться видами обители, тем более, что она действительно того заслуживает.
7.

Слева — водонапорная башня.
8.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородице.
9.

Днем монахов в монастыре почти не заметно. Практически бегом, мимо пронеслись два представителя монастырской братии.
10.

Широкий монашеский шаг.
11.

В этот день мне повезло, людей было не много, а в небе не было ни одного облака.
12.

Территория Лавры находится в безупречном состоянии: плитка, клумбы, цветы, газоны, и просто идеальная чистота.
13.

14.

15.

Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаикой по эскизам Николая Рериха.
16.

17.

Внутреннее убранство лаврских храмов также потрясает свои великолепием, но много щелкать фотоаппаратом внутри, как-то рука не поднимается.
18.

19.

20.

Летний алтарь.
21.

65-ти метровая колокольня.
22. 23.

24.

Главный вход в лавру – Святые лаврские ворота, вернее с этой стороны – ее главный выход.
25.

Гулять по территории лавры – одно удовольствие.
26.

27.

28.

29.

С холма открывается чудесный вид на окрестности.
30.

Вдалеке можно разглядеть купола Свято-Духовского скита – первого монашеского поселения на Почаевской земле.
31.

32.

Монастырский сад и огород.
33.

34.

Хоздвор Почаевского монастыря.
35.

Вход в Пещерный храм где хранятся мощи Преподобного Иова Почаевского.
36.

Самая главная святыня Почаевской обители – след Богородицы.
37.

В наши дни, Почаевская лавра имеет огромное духовное значение для христиан всего мира.
Почаевский монастырь ежегодно посещает более миллиона паломников
38.

Неподалеку от Почаевского монастыря, в селе Онишковцы, находится целебный источник Святой Анны.
Многие паломники используют его как обязательное дополнение к посещению монастыря.
39.

Около источника оборудованы раздевалки и прочие удобства, так что никаких специальных приготовлений, кроме как готовности окунуться в воду, температура которой не выше 4-х градусов Цельсия – круглогодично, не понадобится
40.

История возникновения источника, относятся все к тем же временам татаро-монгольского нашествия. На месте разрушенной ними церкви, чудесным образом появилась икона Святой Анны. Нашедшие икону жители села Онишковцы, отнесли ее в свой сельский храм. Но, на следующее утро, икона загадочным образом вернулась на место своего появления. История повторилась несколько раз, пока местные жители решили ее больше не перемещать, смекнув что Праведная Анна сама выбрала это место, освятив его появлением своего образа.
Спустя некоторое время, в память об этих событиях, здесь была построена часовня, около которой забил Святой Источник.
41.

В советские времена часовню закрыли, а источник засыпали землей. Только в 1991 году, усилиями местных жителей источник был расчищен и перестроен в специальную купальню. Иногда его называют озером Святой Анны.
42.

Библия повествует, что Святые Иоаким и Анна, прожив долгую и праведную жизнь так и не стали родителями. Но даже на склоне лет, они не переставали усердно молиться Богу, соблюдать пост и не терять надежды на чудо. В конце концов, Бог услышал их молитвы и подарил им дочь Марию – мать Иисуса Христа.
С тех пор Святая Анна почитается в христианстве как покровительница матерей и материнства.

43.

44.

Если нет желания окунаться в целебные воды в общей купели, это можно сделать в отдельных кабинках.
45.

46.

47.

48.

49.

Поскольку вода в источнике обогащена кремнием и серебром, кроме духовного оздоровления, она также благотворно влияет и на физическое здоровье человека.
50.

51.

Очень правильная молитва, на табличке слева!
52.

Несколько лавок, с церковной атрибутикой, и большим выбором женских облачений для купания в источнике.
53.

54.

Колодец, в котором можно самостоятельно набрать святой воды.
55.

56.

57.

Благодарственные слова.

Здесь информация для тех, кто впервые собирается поехать в Почаев. Я постаралась дать конкретные и точные сведения, которые, я надеюсь, помогут желающим посетить эти прекрасные места сориентироваться в пространстве и во времени.
Как добраться из Киева.
Ближайшая от Почаева железнодорожная станция находится в г. Радивилов. До Радивилова можно доехать:
1. Поездом № 013 «Харьков-Ужгород»: отправление из Киева — 20:12 , прибытие в Радивилов — 03:59.
2. Поездом № 137К, «Киев-Ивано-Франковск»: отправление — 21:21, прибытие в Радивилов — 05:17.
Конечно, второй поезд более удобный, так как вам не прийдется просыпаться в полчетвертого утра и коротать время до рассвета на вокзале.
От Радивилова до Почаева — 25 км. Преодолеть это расстояние можно на маршрутном автобусе «Радивилов-Почаев», который ходит крайне редко и нерегулярно, так что, возможно, придется брать его штурмом. Можно, также, воспользоваться услугами местных таксистов, которые за умеренную (по киевским меркам) плату доставят вас прямо к воротам Лавры.
Но я не советую вам сразу уезжать из Радивилова, так как поселиться в Лаврскую гостиницу можно только с 13:00, а до этого вам придется коротать время на одной из лавочек возле нее. Лучше побродить по Радивилову, вдохнуть запах конского навоза на его утренних улочках. Следует заметить, что в Радивилове местные жители передвигаются преимущественно на велосипедах и повозках, и, за редким исключением, на машинах, так что с экологией там все в порядке. В центре имеются несколько магазинчиков и рынок. Практически в городке нет кафе, так что провиантом следует запастись еще в Киеве. Можно для разнообразия зайти в местный компьютерый клуб, почитать на сайте Почаевской Лавры про ее историю (особенно меня поразил рассказ о 60-х годах 20-го столетия), а также отослать весточку родным и близким.
К полудню можно вернуться на вокзал, сесть в такси и минут через 40 вы будете в Почаеве.
Как поселиться в Лаврской гостинице.
На сайте Почаевской лавры есть телефоны, по которым можно заранее забронировать места в гостинице, однако это касается только паломнических групп. Единичных паломников расселяют по факту имеющихся мест. Как правило, свободные места в гостинице есть. Может не быть мест только в особо чтимые праздничные дни и дни престольных праздников, а именно 11-12 мая (день памяти преп. Амфилохия Почаевского), 2-5 августа (Почаевской иконы Божьей матери), 8-10 сентября (обретение мощей преп. Иова Почаевского), а также на Успение Пресвятой Богородицы и День Святой Троицы.
Лавра предлагает несколько вариантов келий для паломников: «люкс», «полулюкс» и общая. Об их отличиях и стоимости можно прочитать на сайте Лавры. Оплата принимается на 10 дней вперед, потом ее можно продлить. Время освобождения келий (а значит и заселения) — 13:00.
При гостинице имеется трапезная для паломников. Она открыта с 13:00 до 16:00 и с 20:30 до 22:30 (в субботу и предпраздничные дни — до 23:00).
Святыни Почаевской Лавры.
Почаевская Лавра хранит особо почитаемые святыни: Чудотворную икону Божьей Матери, Цельбоносную стопу Божьей Матери, святые мощи преп. Иова и Амфилохия Почаевских.
Служба проводится в нескольких храмах. Это Успенский и Троицкий соборы, Пещерный храм преп. Иова Почаевского и храм Похвалы Пресвятой Богородицы. Расписание служб размещается в холле гостиницы.
Окрестности Почаевской Лавры.
Недалеко от Почаевской Лавры находится монашеское кладбище, где в свое время был похоронен преп. Амфилохий Почаевский. Оно открыто ежедневно с 8 до 17 часов. Богослужение в местном храме Рождества Богородицы проводится по субботам в период от Пасхи до Покрова Богородицы с 9:00.
В двух километрах от Почаевской Лавры находится Свято-Духов скит. Добраться до него можно на такси, или, что намного приятнее, пешком, пройдя по дороге, которая ведет к скиту через живописнейшие поля с ярко-желтыми цветами. Наместник скита принимает посетителей по будням с 10:30 до 17:00, в субботу — с 10:30 до 13:00.
Источник св. Анны находится в 30 километрах от Лавры. Добраться до него можно на такси. Он представляет из себя купальню под открытым небом. Температура воды круглый год держится на отметке +4 градуса. В любую погоду здесь можно увидеть купающихся богомольцев, которые надеются обрести здоровье, ведь вода источника славится своими чудесными целебными свойствами. Не забудьте захватить с собой рубаху для купания.
Ходят слухи, что источник св. Анны захватили «леонтиевцы», поэтому некоторые священники Почаевской Лавры не благословляют туда ездит, но так как этих «леонтиевцев» никто не видел и, вообще, официального определения по ним нет, я полагаю, что на эти слухи не стоит обращать внимание.
Послушания.
В Почаевской Лавре возможно временное или постояное устройство на послушание или работу. Для этого необходимо обратиться к привратнику в центральной привратне Братского корпуса или предварительно по телефону 8-03546-6-12-18.
Я буду очень рада, если мои заметки помогут желающим успешно совершить паломническую поездку в Почаевскую Лавру.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *