Почему для марийцев?

Марийская традиционная религия (язычество) включает в себя исторически сложившуюся систему представлений, ритуалов, этических норм, основанных на вере в сверхъестественное. Религиозные верования марийцев охватывали все сферы жизни общества, определяли образ жизни народа, характер, мировоззрение и ценностные ориентации.
Древние марийские культы связаны с природой, лесом, деревьями. Самыми почитаемыми деревьями были береза и рябина. Поклонение силам природы (солнцу, воде и ветру) занимало центральное место в религии народа мари. В качестве тотемных животных почитались медведь, лось, водоплавающая птица. С развитием производящих отраслей, земледелия и животноводства традиционные культы дополнялись верованиями и ритуалами, связанными с сельскохозяйственным циклом. Так в верованиях марийцев оформились культ природы (почитание растений, животных, птиц, небесных светил, объектов и явлений земной природы), семейно-родовой культ (почитание домашнего очага, культ огня, духов), культ предков, аграрный культ (общинное почитание покровителей земледелия – божеств земли, неба, стихийных сил природы). Постепенно оформился культ божеств, сформировалось представление о делении божеств на главных и подчиненных. В пантеоне марийских богов главное место занимало божество Кугу Юмо (Верховный Бог), который олицетворял весь окружающий мир, Вселенную (Сандалык). Также марийцы почитали небо, Солнце, Луну, звезды, гром и молнию, тучи, землю, огонь и воду, а также высшие силы, регулирующие судьбы.
Марийцы считают, что любой человек, независимо от национальности и вероисповедания, является частью Космоса, Вселенского Бога. В этом отношении все люди равны и достойны уважения, справедливого отношения к ним отношения. Поэтому марийцы всегда отличались веротерпимостью и уважительным отношением к религиозным чувствам иноверцев. Они считали, что религия каждого народа имеет право на существование, достойна почитания, поскольку все религиозные обряды направлены на облагораживание земной жизни, улучшение её качества, расширение возможностей людей и способствует приобщению божественных сил и божественной милости к повседневным нуждам.
Национальные праздники марийцев сопровождались языческими ритуалами. Зимний новогодний праздник Шорыкйол марийцы посвящали будущему урожаю и приплоду скота. Весенний праздник Ӱарня посвящался весенне-летним полевым работам. Перед их началом устраивалось моление сохе – «Агавайрем». Совершалось жертвоприношение хлебом. Завершение весеннего сева знаменовал летний праздник Сӱрем, на котором изгоняли злых духов не только с полей, но и из домов и построек. Сбор нового урожая завершался большим осенним праздником Угиндепайрем.
Почитатели марийской традиционной религии, уважая права и свободы представителей других конфессий, ожидают такого же уважительного отношения к себе и совершаемым культовым действиям. Они считают, что поклонение Единому Богу – Вселенной в наше время является весьма своевременным и достаточно привлекательным для современного поколения людей, заинтересованных в сохранении первозданной природы.
Почитатели марийской религии считают своим гражданским и религиозным долгом соблюдать правовые нормы и законы Российской Федерации и Республики Марий Эл.
Традиционная марийская религия ставит перед собой духовно-исторические задачи объединения усилий верующих по защите их жизненных интересов, окружающей нас природы, животного и растительного мира, а также достижения материального достатка, житейского благополучия, нравственного регулирования и высокого культурного уровня отношений между людьми.
В настоящее время все больше внимания уделяется осмыслению роли и места религии в жизни марийского этноса, в развитии его духовной культуры.
Материал подготовлен Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл

История и особенности

Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов, известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Большого Белого Бога (Ош Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, окончательно оформились и утвердился образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).

Последователи Марийской традиционной религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу.

С начала 2000-х годов произошло организационное оформление и регистрация в качестве нескольких местных и объединяющей их региональной централизованной религиозной организации Республики Марий Эл. Впервые было официально закреплено единое конфессиональное наименование марийская традиционная религия (мар. Марий Юмыйӱла). В настоящее время зарегистрированы четыре районные религиозные организации.

Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарём, при этом всегда учитывается положение Луны и Солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кӱсото). Молением руководит онаеҥ (‘карт, карт кугыза).

Г. Яковлев выделяет, что у луговых марийцев есть 140 богов, а у горных — около 70. Впрочем, часть этих богов, вероятно, возникла из-за неправильного перевода.

Главным богом является Кугу-Юмо — Великий Бог, обитающий на небе, возглавляет всех небесных и низших богов. По преданиям, ветер — его дыхание, радуга — лук. Также упоминается Кугурак — «старейшина» — иногда почитается также верховным богом:

Прими в дар жеребёнка молодого в знак нашего почтения и уважения, не давай в обиду злым духам

Из других богов и духов у марийцев можно назвать:

  • Пурышо — бог судьбы, заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей;
  • Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить;
  • Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд;
  • Туня Юмо — бог вселенной;
  • Тул он Кугу Юмо — бог огня (возможно, просто атрибут Кугу-Юмо), также и Сурт Кугу Юмо — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога;
  • Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли;
  • Тылзе-Юмо — бог Луны;
  • Ужара-Юмо — бог утренней зари.

В современное время моления производятся богам:

  • Поро Ош Кугу Юмо — (дословный перевод: Добрый Белый Большой Бог) верховный, самый главный бог;
  • Шочынава — (дословный перевод: Мама, которая родила все сущее) богиня рождения;
  • Тӱнямбал сергалыш.

Многие исследователи антиподом Куго-Юмо считают Кереметя. Следует отметить, что места для жертвоприношений у Куго-Юмо и Кереметя отдельные. Места поклонения божествам называются Юмо-ото («божий остров» или «божественная роща»):

  • Мер-ото — общественное место поклонения, где молятся всей общиной;
  • Тукым-ото — семейно-родовое место поклонения.

По характеру моления также различаются на:

  • случайные моления (например, о ниспослании дождя);
  • общинные — крупные праздники (Семык, Агавайрем, Сӱрем и др.);
  • частные (семейные) — свадьба, рождение детей, похороны и др.

Ссылки

  • Современные представления марийцев о Боге
  • Краткий список понятий
  • Роща Кугу Юмо

Боги

Боги-демиурги: Кугу-Юмо • Йын
Основные боги: Мланде-Ава • Илыш-Шочын-Ава • Пыл-Ава • Юмын удыр • Юмын эрге • Вуд-Ава • Вюд удыр • Тул-Ава • Мардеж-ава • Тылызе • Кече • Кече удыр • Тиште-Юмо • Йомшоэнгер • Кожла • Киямат Тора
Низшие боги: Волгенче • Ужара • Шудыр

Мифические существа

Колымаш • Водыж • Мужо • Овда • Пёсьеносые • Вувер • Млит • Пийкайык • Тоштыен • Азырен • Таргылтыш

Мифические земли

Кюй курык (Каменные горы) • Шудыр Ер (Звёздное озеро) • Вес Вер (Загробный мир)

Священные места

Юмынпу • Марийские священные рощи (Кюсото) • Гора Чумбылат • Немдинский мост • Купрансолинская роща • Цепельская роща • Шарангская роща • Роща Арпынгель

Мифические герои

Кугуен • Курык ен • Ошмазик • Сур мари • Кукарка • Немда • Онар • Пан • Кокша

Обряды

Карт (жрец) • Мужан • Шаге • Локтызо • Локты- колты- • Ю • Улдаш • Кюсо-Кумалтыш • Мер-Кумалтыш • Тиште-Кумалтыш • Погребальные обряды • Культ предков

Праздники

Агавайрем • Семык • Сорта • Сюрем • Угинде • Шорыкйол • Шурмангше кече (День Рыси)

Синкретические движения
Этнические движения Европейские Восточные

Марий Эл

Бронзовый век представлен в марийском крае Усть-Ветлужским могильником, который относится к сейминско-турбинскому феномену и отражает миграции индоевропейских народов.

Финно-угорские племена населяли территорию современной европейской части России с доисторических времен. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Так как марийская письменность — тисте использовалась исключительно для записей хозяйственно-экономической информации, а татарские письменные источники были уничтожены при взятии Казани, почти все письменные сведения об истории средней Волги связаны с русскими источниками.

Черемисы (современное название — марийцы) впервые достоверно упоминаются в X веке в письме хазарского царя Иосифа сановнику кордовского халифа Хасдаю ибн Шафруту. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой марийцы, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. С XIII по XVI век марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства.

С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским и славяно-финским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и в 1221 году Нижний Новгород. Таким образом, марийцы попали в сферу влияния Киевской Руси. Постепенно западные марийцы по принятии христианства ославянились, нежелающие принимать христианство бежали на восток. В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях. В 1551 году земли горных мари (правобережье Волги) попали под контроль Русского царства, а в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить Русскому царству дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей для постоянного содержания военных гарнизонов (в 1583 году основан Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск — ныне Йошкар-Ола, Яранск, Санчурск) и последующим заселением русскими региона.

Принудительная христианизация привела к тому, что марийцы ушли в леса, оставляя пустыми целые деревни. При Петре I марийцев начали призывать в армию, упразднили тарханное сословие. Наряду с этим началось научное исследование территории, появились первые письменные памятники марийского языка на кириллице. Первая марийская грамматика Пуцека-Григоровича появилась в 1775 году. Положение марийцев оставалось достаточно сложным, и в 1775 году они массово поддержали восстание Пугачёва.

В 1872 году открылась Казанская учительская семинария, одной из задач которой было обучение представителей волжских народов, в том числе марийцев. Это дало серьёзный импульс развитию образования и культуры (в том числе национальной) в регионе.

До Октябрьской революции марийцы (как и большинство народов России) не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Костромской, Нижегородской, Уфимской и Пермской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в Республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 % мари проживают вне пределов своей республики, в том числе 4,1 % вне пределов России.

После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область. В 1922 году область сильно пострадала от охватившего Поволжье голода. В мае 1922 году в Марийской автономной области голодающими числились по официальным данным 466 486 человек (из них 164 429 детей).

В 1920-е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. Эти годы, как и в других национальных республиках, ознаменовались активным развитием национально-культурного строительства.

15 июля 1929 года Марийская автономная область вошла в состав вновь образованного Нижегородского (с 1932 — Горьковского) края. 5 декабря 1936 года Горьковский край был упразднён, Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР, непосредственно входящую в РСФСР.

5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР), не выходя из РСФСР. 9 декабря 1992 года — Республика Марий Эл (поправка к Закону вступила в силу с момента опубликования в «Российской газете» 12 января 1993 года). Название — по этническому самоназванию её коренного населения — мари («мужчина, муж»). Марий «мари, мариец, марийский», эл «страна, край».

В 1936 году на территории республике было решено построить целлюлозно-бумажный комбинат, призванный обеспечить импорт-замещение производственных товаров. Было объявлено о всесоюзной стройке на территории Лопатинского затона. 26 августа 1939 года решением Верховного Совета РСФСР был создан Лопатинский район с районным центром в посёлке Лопатино при строящемся целлюлозно-бумажном комбинате. В 1940 году посёлок был переименован в Волжск и ему был присвоен статус города. В связи с переименованием район также был переименован в Волжский район. Строительство машиностроительных предприятий дало толчок развитию Волжска, который вскоре стал крупным промышленным центром наряду с Йошкар-Олой.

В годы войны были призваны на фронт свыше 130 тысяч человек. Вернулись домой немногим более 56 тысяч человек. На территории республики были размещены и трудоустроены трудящиеся, эвакуированные из западных областей СССР. В республике вступили в строй предприятия, перебазированные из Москвы, Ленинграда, Одессы и др. городов. В Йошкар-Олу был переведен ряд научно-исследовательских учреждений Ленинграда. В послевоенные пятилетки в республике возникли новые крупные предприятия машиностроительной, приборостроительной и др. отраслей промышленности.

1972 год — открытие первого университета на территории республики (Марийский государственный университет — МарГУ).

В октябре 1990 года принята Декларация о государственном суверенитете, с 1992 года современное название — Марийская Республика (Марий Эл).

1995 год — преобразование Марийского политехнического института (МПИ) в Марийский государственный технический университет (в 2012 году преобразован в университетский комплекс Поволжский государственный технологический университет — ПГТУ).

В 2000-х в столице республики городе Йошкар-Ола были построены и реконструированы многие объекты культуры, такие, как Царевококшайский кремль, набережная, Архангельская слобода, бульвар Чавайна, бульвар Победы и др.

Население

Этническая карта Марий Эл Основная статья: Население Марий Эл

Численность населения республики по данным Росстата составляет 680 397 чел. (2019). Плотность населения — 29,11 чел./км2 (2019). Городское население — 66,34 % (2018).

Национальный состав

В городском населении Йошкар-Олы и Волжска, а также ряде сёл в окрестностях Йошкар-Олы и на западе республики преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе — горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл.

Народ 1926 год,
тыс. чел. ()
1939 год,
тыс. чел. ()
1959 год,
тыс. чел. ()
1970 год,
тыс. чел. ()
1979 год,
тыс. чел. ()
1989 год,
тыс. чел. ()
2002 год,
тыс. чел. ()
2010 год,
тыс. чел.
Русские 210,0 (43,6 %) 267,0 (46,1 %) 309,5 (47,8 %) 320,8 (46,9 %) 334,6 (47,5 %) 356,0 (47,5 %) 345,5 (47,5 %) 313,9 (45,1 %)
Марийцы 248,0 (51,4 %) 273,3 (47,2 %) 279,5 (43,1 %) 299,2 (43,7 %) 306,6 (43,5 %) 324,3 (43,3 %) 312,2 (42,9 %) 290,9 (41,8 %)
Татары 20,2 (4,2 %) 27,1 (4,7 %) 38,8 (6,0 %) 40,3 (5,9 %) 40,9 (5,8 %) 43,9 (5,9 %) 43,4 (6,0 %) 38,4 (5,5 %)
Чуваши 2,2 5,5 9,1 (1,4 %) 9,0 (1,3 %) 8,1 (1,1 %) 9,0 (1,2 %) 7,4 (1,0 %) 6,0
Украинцы 1,8 2,7 4,6 4,5 5,3 5,1 3,6
Удмурты 1,2 1,4 2,5 2,6 2,5 2,5 2,2 1,9
Белорусы 1,2 1,2 1,4 1,4
Мордва 1,6 1,6 1,7 1,7 1,7 1,3
Азербайджанцы 1,2
Армяне 1,1
Немцы 1,3

Показаны народы c численностью более 1000 человек

Татары в Марий Эл Основная статья: Расселение татар в России

Татары проживают в основном в Йошкар-Оле, Волжске и компактно в Звениговском, Мари-Турекском, Медведевском, Моркинском, Параньгинском районах. В республике 36 населённых пунктов с преобладанием татар, 19 школ с преподаванием татарского языка. Действует общество татарской культуры, Республиканский центр татарской культуры. На татарском языке издаётся газета, выходит телепередача.

Крымские татары

18 мая 1944 года по приказу Сталина крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. Большая часть депортированных была поселена в Узбекистане и прилегающих районах Казахстана и Таджикистана, небольшие группы были отправлены в Марийскую АССР, на Урал, в Костромскую область. В течение 12 лет до 1956 года поселённым в Марийской АССР крымским татарам было запрещено покидать места принудительного поселения. После снятия запрета большая часть крымских татар уехала из республики, в основном в Узбекистан, где проживала на тот момент основная часть народа.

Населённые пункты с численностью населения более 2 тысяч человек

Йошкар-Ола ↗268 272
Волжск ↘54 519
Козьмодемьянск ↘20 327
Медведево ↗18 527
Звенигово ↘11 379
Советский ↗10 498
Морки ↘9142
Сернур ↘8300
Семёновка ↗6751
Красногорский ↘6240
Оршанка ↗6064
Новый Торъял ↘5940
Параньга ↘5432
Куженер ↘4973
Мари-Турек ↘4466
Краснооктябрьский ↘4377
Килемары ↘3999
Приволжский ↗3955
Руэм ↗4276
Сурок ↘2970
Юрино ↘2984
Суслонгер ↘2882
Знаменский ↗2822
Шелангер ↗2293
Силикатный ↗2102
Помары ↗2014

Политика и власть

Глава Республики Марий Эл Александр Александрович Евстифеев

6 апреля 2017 года на должность исполняющего обязанности главы Республики Марий Эл был назначен Александр Александрович Евстифеев. 10 сентября 2017 года Евстифеев одержал победу на досрочных выборах главы республики.

Последние выборы в Государственное Собрание прошли 14 сентября 2014 года.

Политическое устройство

Основной закон республики — Конституция Республики Марий Эл.

Государственная власть в Республике Марий Эл осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной и судебной власти самостоятельны.

Законодательную функцию выполняет Государственное Собрание Республики Марий Эл, состоящее из 52 депутатов. Из них 26 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, другие 26 депутатов избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Срок полномочий депутатов одного созыва составляет пять лет.

Исполнительную власть осуществляют:

  • Глава Республики Марий Эл, является главой республики и высшим должностным лицом в системе исполнительной власти
  • правительство Республики Марий Эл
  • администрация главы Республики Марий Эл
  • прочие органы исполнительной власти

Судебную власть осуществляют: Верховный суд Республики Марий Эл, Арбитражный суд Республики Марий Эл, Конституционный суд Республики Марий Эл, районные суды и мировые судьи, которые входят в судебную систему Российской Федерации.

Экономика

По данным Маристата, валовой региональный продукт по Республике Марий Эл за 2012 год составил 117,0893 миллиардов рублей.

Посевные площади:
год 1959 1990 1995 2000 2005 2010 2015
тыс. гектар 656 603 585,6 500,5 400,8 299,5 292,3

Инфраструктура

На территории республики действует один аэропорт федерального значения (Йошкар-Ола). В Марий Эл есть железнодорожный вокзал (Йошкар-Ола) и два автовокзала (Йошкар-Ола, Волжск), 14 железнодорожных станций, 51 пассажирская автостанция, речной порт в городе Козьмодемьянске на р. Волге, четыре порта местного значения, приспособления для разгрузки барж. Судоходство по Волге, Ветлуге и Суре.

Осуществляют деятельность 66 туроператорских и турагентских фирм, 44 гостиницы, гостевых дома и хостелы, 30 санаториев, оздоровительных комплексов и пансионатов с лечением, 9 туристских комплексов и 18 баз отдыха, а также 82 точки изготовления и продажи изделий народных художественных промыслов и сувениров.

Промышленность

Ведущие отрасли промышленности — машиностроение и металлообработка (металлорежущий инструмент, приборы, средства автоматизации, предприятий торговли и общественного питания), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, лёгкая и пищевая (мясо-молочная). Главные промышленные центры — города Йошкар-Ола, Волжск.

Сельское хозяйство

Ведущая отрасль сельского хозяйства — животноводство (молочное и мясо-молочное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, козоводство). Выращивают зерновые (ячмень, овёс, рожь, пшеница) и кормовые культуры, лён-долгунец, хмель, овощи, картофель.

Образование

В 1990-е годы в дневных государственных и муниципальных школах республики произошло резко увеличение числа детей, изучающих луговой марийский язык: с 18944 в 1990 году до 59154 в 2000 году. Численность детей, изучающих горный марийский язык, возросла не так значительно: с 3155 в 1990 году до 4267 в 2000 году. Но уже в начале 2000-х количество детей, изучающих эти языки, сократилось: в 2004 году луговой марийский язык изучали 34686 учеников, а марийский горный 3162 ученика.

Республика Марий Эл с 2010—2011 учебного года участвует в проведении эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» (включает «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», и «Основы светской этики»).

Высшее образование

Основная статья: Список высших учебных заведений Марий Эл

На территории республики расположено три высших учебных заведения:

  • Поволжский государственный технологический университет (ПГТУ);
  • Марийский государственный университет (МарГУ);
  • Межрегиональный открытый социальный институт (МОСИ).

Кроме того, по состоянию на 2015 год формально было представлено пять филиалов вузов, головные организации которых расположены в других субъектах Российской Федерации, однако действующей лицензией обладал только один — Волжский филиал ПГТУ.

См. также

Портал «Марий Эл»

] в Викиучебнике

] в Викицитатнике

Марий Эл в Викитеке

на Викискладе

Марий Эл в Викиновостях

] в Викигиде

► Марий Эл

  1. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг. (xls). Росстат.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  2. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг. (xls). Росстат.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  3. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг. MS Excel документ
  4. Валовый региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг. MS Excel документ
  5. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг. (xls). Росстат.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  6. 1 2 Оценка численности населения на 1 января 2019 г. и в среднем за 2018 г.. Дата обращения 14 марта 2019.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  7. Закон Республики Марий Эл от 26 октября 1995 года № 290-III (ред. от 10.03.2011) «О языках в Республике Марий Эл».
  8. Конституция Республики Марий Эл. Глава 1. Основы конституционного строя. Наименования Республика Марий Эл и Марий Эл равнозначны.
  9. Конституция Марий Эл
  10. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Мари́й Эл / председ. Ю.С. Осипов и др., отв. ред. С.Л. Кравец. — Большая Российская Энциклопедия (в 30 т.). — Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2012. — Т. 19. Маниковский — Меотида. — С. 115-125. — 766 с. — 60 000 экз. — ISBN 978-5-85270-353-8.
  11. С. Герберштейн о занятиях марийцев и их участии в русско-казанских отношениях конца XV — начала XVI веков, 1523.
  12. Старикова Е. П. Голод 1921—1922 гг. и изъятие церковных ценностей (на примере Марийского края) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2015. — № 2 (63). — С. 54
  13. История // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 99. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  14. Закон РФ от 9 декабря 1992 г. N 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России»
  15. «Российской газете» 12 января 1993 года С. 4. (недоступная ссылка)
  16. 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  17. Маристат. Окончательные итоги ВПН-2010. Национальный состав населения (недоступная ссылка). Дата обращения 19 февраля 2011. Архивировано 30 мая 2012 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  18. Татарский энциклопедический словарь. — Казань, 1999.
  19. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (2017-07-31). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  20. Семёновское территориальное управление администрации городского округа «Город Йошкар-Ола». Численность населения. 2016 год. Дата обращения 25 марта 2016. Архивировано 25 марта 2016 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  21. Паспорт муниципального образования «Руэмское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл (по состоянию на 01 января 2018 года). Дата обращения 24 июля 2018.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  22. 1 2 Паспорт муниципального образования «Кундышское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл (по состоянию на 1 января 2017 года). Дата обращения 2 декабря 2017.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  23. Паспорт муниципального образования «Знаменское сельское поселение» Медведевского района Республики Марий Эл (по состоянию на 1 января 2013 года). Дата обращения 3 декабря 2014. Архивировано 3 декабря 2014 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  24. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения городов, районов, городских и сельских населённых пунктов
  25. Путин освободил от должности главу Марий Эл Маркелова. РИА Новости (2017-04-06). Дата обращения 6 апреля 2017.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  26. Александр Евстифеев назначен врио Главы Республики Марий Эл. официальный сайт Президента России (6 апреля 2017 года).Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  27. Евстифеев после подсчета всех бюллетеней побеждает на выборах главы Марий Эл. ТАСС – информационное агентство России (11 сентября 2017 г.).Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  28. Валовой региональный продукт по Республике Марий Эл за 2012 год.
  29. Основные показатели сельского хозяйства по республикам, краям и областям // Сельское хозяйство СССР. Статистический сборник (1960). — Москва: Госстатиздат ЦСУ СССР, 1960. — С. 498. — 667 с. — 10 000 экз.
  30. 1 2 Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Растениеводство. 14.1 Посевные площади всех культур // Регионы России. Социально экономические показатели. 2002. — Москва, 2002. — С. 490. — 863 с. — 1600 экз. — ISBN 5-89476-108-5.
  31. 1 2 Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Растениеводство. 14.5 Посевные площади сельскохозяйственных культур // Регионы России. Социально экономические показатели. 2016. — Москва, 2016. — С. 726. — 1326 с. — ISBN 978-5-89476-428-3.
  32. О развитии сферы туризма в Республике Марий Эл. Комитет Республики Марий Эл по туризму. Дата обращения 21 апреля 2016.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  33. С. 23. (недоступная ссылка). Дата обращения 20 июня 2015. Архивировано 20 июня 2015 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.
  34. На пресс-конференции в Москве рассказали об итогах преподавания ОПК. Архивная копия от 7 января 2011 на Wayback Machine // Томский православный информационный портал, 06.11.2010.
  35. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования 2015 года — Республика Марий Эл (недоступная ссылка). Министерство образования и науки Российской Федерации. Дата обращения 30 декабря 2015. Архивировано 15 февраля 2016 года.Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.

Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.

  • Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.

Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло. Время, выделенное для выполнения скриптов, истекло.

135 лет со дня рождения. Кармазин (Эвайн) Гурий Гаврилович (1882 – 1938)

Просветитель, ученый-языковед

Кармазин Гурий Гаврилович — видный марийский языковед, активный участник языкового строительства 20-30-х годов, доцент (1929).

Родился 15 (28) марта 1882 г. в дер. Ишимово Бирского уезда Уфимской губернии. Окончил учительскую семинарию в Бирске, затем в течение многих лет работал в различных сельских школах России.

В культурную жизнь своего народа вошел еще в дореволюционное время как литератор-переводчик. Им создано и переведено на марийский язык немало стихотворений, песен. В 1914 г. совместно с В.М.Васильевым он издал букварь для первоначального обучения грамоте марийских детей.

В языковедческую науку вступил в 1918 г. со статьей «Основы транскрипции языка народа мари», в которой затронул насущные вопросы марийской орфографии. К активной исследовательской работе приобщился в 20-х годах. Приехав в Марийский край в 1923 г., он сразу оказался в гуще языкового строительства. Был включен в состав комиссии по созданию новых слов при научно-методическом бюро облоно. В 1924 г. составил список лингвистических терминов и список слов для включения в литературный язык. Основное кредо в его словотворчестве — опора на внутренние возможности родного языка.

Г.Г.Кармазин вместе с В.М.Васильевым являлся одним из ведущих специалистов по вопросам языкового строительства. Велики его заслуги в совершенствовании и развитии литературного языка. Это — его словотворческая деятельность, совершенствование марийского правописания и создание грамматик родного языка. Он являлся одним из авторов усовершенствованной орфографии 1925 г., был инициатором и идейным руководителем движения за латинизацию марийского алфавита, принимал активное участие в разработке вопросов алфавита и орфографии перед первой языковой конференцией в середине 30-х год

Его позиция в вопросах алфавита и орфографии основывалась на учете фонетических особенностей родного языка.

Важное место в лингвистической деятельности Г.Г.Кармазина занимает исследование теоретических вопросов марийского языка. В 1926 г. он издал грамматику марийского языка в двух книгах. Это первое наиболее точное описание структуры марийского языка, изданное в Марийском крае. Она была задумана как учебник для школ, но его значение вышло далеко за рамки обыкновенного учебного пособия. В 1925 г. им опубликован учебник марийского языка для русских. В 1935 г. у него вышла еще одна грамматика марийского языка.

Г.Г.Кармазин одним из первых среди марийцев начал заниматься сравнительным исследованием марийского языка. В 20—30-х годах он опубликовал статьи «Из истории финно-угорских гласных в исходе именительного падежа единственного числа имен с двухсложной основой в марийском языке» (1928), «О происхождении словообразовательных суффиксов глаголов в марийском языке» (1931) и т.д.

В 1926-1929 гг. Г.Г.Кармазин учился в аспирантуре при Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИИОН) под научным руководством Н.Я.Марра. После аспирантуры некоторое время преподавал марийский язык в Казанском восточно-педагогическом институте, где получил звание доцента. В 1930 году возвратился в Йошкар-Олу и до конца своей жизни работал в Марийском научно-исследовательском институте.

Г.Г.Кармазин оставил богатое научное наследие. За свою недолгую жизнь он написал около 40 разнообразных работ. Среди них девять букварей, три грамматики, более 20 научных исследований и т.д.

Литература:

Марийские лингвисты: биобилиогр. сб. – Йошкар-Ола,2016. – С. 270-274.

Марийцы

Марийцы

Современное самоназвание

мар. марий, мары, маре, мӓрӹ

Численность и ареал

Всего:

  • 557 000 чел.

Россия Россия
547 605 (2010 г.), 604 298 (перепись 2002)

    • Марий Эл Марий Эл:
      290 863 (2010 г.), 312 178 (2002)
    • Башкортостан Башкортостан:
      103 658 (2010 г.), 105 829 (2002)
    • Кировская область Кировская область:
      29 598 (2010 г.), 38 390 (2002)
    • Свердловская область Свердловская область:
      23 801 (2010 г.), 27 863 (2002)
    • Татарстан Татарстан:
      18 848 (2010 г.), 18 787 (2002)
    • Удмуртия Удмуртия:
      8067 (2010 г.), 8985 (2002)
    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
      7289 (2010 г.), 7309 (2002)
    • Нижегородская область Нижегородская область:
      6415 (2010 г.), 7757 (2002)
    • Пермский край Пермский край:
      4121 (2010 г.)
    • Чувашия Чувашия:
      3648 (2010 г.)

Казахстан Казахстан:
4416 (перепись 2009)
Украина Украина:
4130 (перепись 2001)
Белоруссия Белоруссия:
416 (перепись 2009)
Эстония Эстония:
241 (перепись 2011)

ЛатвияЛатвия:
234 (оценка 2019)

Археологическая культура

Ананьинская культура
Городецкая культура
Древнемарийская культура

Язык

марийский, горномарийский, русский язык

Религия

марийская традиционная религия, православие

Расовый тип

субуральский тип

Входит в

финно-угорские народы

Родственные народы

мокша, эрзя

Мари́йцы (мар. мари, марий, мары, маре, мере, мӓрӹ; другое название черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий в основном в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.

Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.

Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском), горномарийском и северо-западном марийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия.

История

Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии (1593)

Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее — с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев. После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 ноября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.

Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трёх восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.

Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.

См. также: История Марийского края

Численность и расселение

Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.

Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)

Численность марийцев по данным переписей населения (человек):

1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2002 2010
СССР 428192 ↗ 481587 ↗ 504205 ↗ 598628 ↗ 621961 ↗ 670868
Российская Федерация (Российская империя, РСФСР) 375439 ↗ 428001 ↗ 476382 ↗ 498006 ↗ 581082 ↗ 599637 ↗ 643698 ↘ 604298 ↘ 547605
Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР) 247979 ↗ 273332 ↗ 279450 ↗ 299179 ↗ 306627 ↗ 324349 ↘ 312178 ↘ 290863
Кировская область (Вятская губерния) 144918 ↘59741 ↘57008 ↘52570 ↘51682 ↘47910 ↘44496 ↘38930 ↘29598
Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР) 80608 ↘79298 ↗ 90163 ↗ 93902 ↗ 109638 ↘ 106793 ↘ 105768 ▬105829 ↘103658

Семья Луговых марийцев Церёвококшайского уезда Казанской губернии. Российская империя, начало XX века Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:

  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;
  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;
  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;
  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;
  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;
  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;
  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;
  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.

Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.

Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)

(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):

Доля марийцев по районам и городам России
Район (округ) Субъект РФ % марийцев
МР Волжский Марий Эл 86,9
МР Горномарийский Марий Эл 85,8
МР Моркинский Марий Эл 81,2
МР Сернурский Марий Эл 76,6
МР Мишкинский Башкортостан 71,5
МР Куженерский Марий Эл 69,2
МР Новоторъяльский Марий Эл 67,4
МР Советский Марий Эл 65,5
МР Оршанский Марий Эл 55,6
МР Мари-Турекский Марий Эл 49,5
МР Звениговский Марий Эл 49,3
МР Килемарский Марий Эл 47,2
МР Калтасинский Башкортостан 45,9
МР Параньгинский Марий Эл 43,2
МР Медведевский Марий Эл 42,5
ГО Козьмодемьянск Марий Эл 30,9
МР Пижанский Кировская 30,3
МР Кикнурский Кировская 29,5
МР Краснокамский Башкирия 26,5
ГО Йошкар-Ола Марий Эл 23,6
МР Бирский Башкортостан 20,5

Известные марийцы

  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл.
  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед.
  • Борисов Иосиф Алексеевич (Тыныш Осып) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР.
  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари.
  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор.
  • Васин Ким Кириллович — писатель.
  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец.
  • Григорьев Александр Владимирович — художник.
  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер.
  • Ефруш Георгий Захарович — писатель.
  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель.
  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл.
  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель.
  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр.
  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер.
  • Казаков Николай Иванович — поэт.
  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Колумб Валентин Христофорович — поэт.
  • Конаков Александр Фёдорович — драматург.
  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР.
  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель.
  • Луппов Анатолий Борисович — композитор.
  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари.
  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик.
  • Николаев Сергей Николаевич — драматург.
  • Олык Ипай — поэт.
  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель.
  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог.
  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт.
  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза.
  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист.
  • Сави Владимир Алексеевич — писатель.
  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр.
  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист.
  • Сапаев Эрик Никитич — композитор.
  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари.
  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант.
  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург.
  • Чалай Васлий — поэт, прозаик.
  • Четкарёв Ксенофонт Архипович — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.
  • Шабдар Осып — писатель.
  • Шадт Булат — поэт.
  • Шкетан Яков Павлович — писатель.
  • Элексейн Яков Алексеевич — прозаик.
  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель.
  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор.
  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор.
  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель.
  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист.
  • Юксерн Василий Степанович — писатель.
  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф.
  • Ямбердов Иван Михайлович — художник.

В искусстве

  • В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть» В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».
  • Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов.
  • В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.
  • В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.
  • В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.

> См. также ► Марийцы

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всероссийская перепись населения 2002 года
  3. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. Архивировано 1 мая 2012 года. (Национальный состав населения Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine.rar)
  4. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
  5. Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009
  6. Population by ethnic nationality, sex and place of residence, 31 December 2011 (эст.). Дата обращения 3 июня 2019.
  7. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.01.2019. (латыш.)
  8. 1 2 Народы мира: Энциклопедия / под. ред. Минц Л. М. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г, — 638 c.: ил. С. 334 — ISBN 5-373-01057-3
  9. Марийцы, 2005, с. 5.
  10. Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519.
  11. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.
  12. Иордан // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 152. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.
  13. Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг.
  14. Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.
  15. Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству
  16. Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи, Вятской и Уфимской губерниям
  17. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям.
  18. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  19. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  20. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  21. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  22. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  23. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.
  24. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России.
  25. Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по национальности, полу и субъектам Российской Федерации.
  26. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. По империи. Черемисское.
  27. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Вятская. Черемисское.
  28. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Уфимская. Черемисское.
  29. В. В. Бунак. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, М., 1924, стр. 138
  30. Моисеев В. Г., Козинцев А. Г. Антропологическое своеобразие уралоязычных народов. Этнографическое обозрение 1998 № 2 С. 148
  31. Марийцы, 2005, с. 27.
  32. Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519—520.
  33. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. Распространенность владения языками в России (2002 г.)
  34. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей.
  35. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации.
  36. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации.
  37. Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230
  38. Последние язычники Европы
  39. Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.
  40. Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам, полу и уровню образования (c. 868).
  41. Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации (c. 6).
  42. >. Число марийских деревень — более 240
  43. статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан (недоступная ссылка)
  44. Делу – время, потехе – час. «Пеледыш пайрем» – для всех нас!. Сельские вести (6 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  45. Пеледыш пайрем. Сельские вести (7 июня 2016). Дата обращения 3 июня 2019.
  46. Пижанский краеведческий музей. Пижанский краеведческий музей (2014). Дата обращения 3 июня 2019.
  47. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Марийцы, 2005, с. 252.
  48. История марийской литературы, 1989, с. 122.
  49. 1 2 3 Марийцы, 2005, с. 269.
  50. Васикова Лидия Петровна // Кто есть кто в Марий Эл / Сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2002. — С. 85—86. — 704 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87898-197-1.
  51. 1 2 3 4 Марийцы, 2005, с. 267.
  52. 1 2 3 4 Марийцы, 2005, с. 266.
  53. Марийцы, 2005, с. 279.
  54. История марийской литературы, 1989, с. 106.
  55. 1 2 История марийской литературы, 1989, с. 100.
  56. История марийской литературы, 1989, с. 41.
  57. Зотин Владислав Максимович.
  58. Выборы президента Республики Марий Эл.
  59. Зотин Владислав Максимович.
  60. Марийцы, 2005, с. 270.
  61. 1 2 Марийцы, 2005, с. 276.
  62. Кириллова Сарра Степановна. Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Дата обращения 3 июня 2019.
  63. Марийцы, 2005, с. 271.
  64. Коршунов Константин Максимович.
  65. Посёлок Мари-Турек // Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 176—186. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.
  66. Марийцы, 2005, с. 275.
  67. Прохоров Зинон Филиппович. Сайт «Герои страны».
  68. История марийской литературы, 1989, с. 99.
  69. История марийской литературы, 1989, с. 353.
  70. Кошкина Д. В Марий Эл открыли парк в честь первого Героя Советского Союза по национальности мари. Марийская правда. Новости Республики Марий Эл (30 июля 2015). Дата обращения 25 июля 2018.
  71. История марийской литературы, 1989, с. 277.
  72. Четкарев Ксенофонт Архипович — краткая биография на сайте «Марийская история в лицах»
  73. Шадт Булат // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 122—124. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.
  74. История марийской литературы, 1989, с. 61.
  75. Марийцы, 2005, с. 277.
  76. Марийцы, 2005, с. 268.
  77. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С. 197. — 200 с.
  78. «Комендант города Бугульмы» (недоступная ссылка). Дата обращения 20 декабря 2013. Архивировано 20 декабря 2013 года.

  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161
  • История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — 432 с. — 3000 экз.
  • Марийцы. Историко-этнографические очерки. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. — 336 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94950-027-X.
  • Марийцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3. Архивная копия от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.
  • М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.
  • С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.
  • Интернет-журнал «Кидшер» («На пульсе»)
  • MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырёх языках: марийском, русском, эстонском и английском
  • Марийцы
  • История марийского этноса
  • Этническая карта марийцев в ПФО на уровне сельского поселения

Волжские

Народы: марийцы (в т. ч. горные (в т .ч. лесные) и лугово-восточные (в т. ч. луговые и восточные), также ветлужские марийцы, северо-западные и барские) • мордва (в т. ч. каратаи, мокша, терюхане, шокша, эрзя)

Племена: вяда • меря • мещера • мурома • буртасы1

Пермские

Народы: коми-зыряне (в т. ч.: ижемцы, язьвинцы2, верхневычегодцы, нижневычегодцы, вымичи, печорцы, прилузцы, сысольцы, удорцы) •

коми-пермяки (в т. ч. зюздинцы, язьвинцы2) • удмурты • бесермяне

Прибалтийские

Народы: вепсы • водь (в т. ч.: кревинги) • ижора • карелы (в т. ч.: ливвики, людики, тверские карелы, финские карелы) • ливы • сету • финны (в т. ч. ингерманландцы, (в т. ч. савакоты, эвремейсы), квены) • эстонцы (в т. ч.: выру)

Племена: чудь • сумь • емь • корела • весь • нарова (предположительно)

Саамы

Народы: саамы (в т. ч. сколты; саамы в Норвегии • России • Финляндии • Швеции)

Севернофинские3

Племена: биармы • емь • тоймичи • чудь заволочская

Угры

Народы: венгры (в т. ч.: секеи, ясы, чангоши, мадьярабы) • манси • ханты

1 Этническая принадлежность буртасов является дискуссионной. 2 Коми-язьвинцы — группа, которую иногда выделяют как промежуточную между коми-зырянами и коми-пермяками. 3 Севернофинские племена — группа, с выделением которой согласны не все исследователи. Состав этой группы также дискуссионен.

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *