Потребительский фактор

При размещении и развития той или иной отрасли важным фактором является имеющийся потребитель готовой продукции. Поэтому многие виды производства продукции, особенно повседневного потребления, целесообразно размещать п рядом с потребителем. К регионов и центров потребления тяготеют преимущественно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения. Это в первую очередь производство хлебобулочных изделий, мясо-молочные продукты и др. и товары первой необходимостисті.

К местам потребления тяготеет производство строительных материалов и железобетонных изделий. Перевозка этих изделий на большие расстояния значительно повышает их стоимость, что является невыгодным как для производителя, так и с потребителя. Иногда стоимость перевозки дороже стоимости самой продукции. Поэтому устанавливается расчетный радиус целесообразности таких. Перевоззок.

Ряд производств, в частности легкой и пищевой промышленности, концентрируется в крупных региональных центрах. Это швейное, трикотажное и обувное производство, молоко и мясокомбинаты, производство подсолнечного масла, кондитерских изделий, изделий из пластмасс, мебельные фабрики и т.д.. Для данных отраслей производства сырьевые ресурсы, которые они потребляют, завозятся без особых и небольших транспортных затратах и из других районов. Сюда относят также большинство отраслей сельскохозяйственного машиностроения, производства фосфорных и азотных удобрений (на базе переработки природного газазу).

В крупных городах и региональных центрах размещаются теплоэлектростанции (ТЭС). Они обеспечивают подачу тепла как для промышленности, так и коммунального хозяйства, объектов социально-культурного приз значение и непосредственно населениюя.

С целью обеспечения машиностроения стальным прокатом и литьем в крупных машиностроительных центрах создается металлургия, которая работает на металлоломе, который в виде отходов заготавливают машиностроительные заводы. Такие заводы по производству литых заготовок расположены в крупных машиностроительных регионах (Донецк,. Днепропетровск,. Запорожье,. Одесса,. Харьков и др..).

Значительную роль потребительского фактора играет концентрация населения в крупных городах и регионах, так как население является не только источником трудовых ресурсов, но и потребителем производим!

136 Транспортный фактор устойчивого развития производительных сил

Это фактор считается одним из наиболее влиятельных при размещении производства в зависимости от размеров транспортных расходов размещения производства тяготеет либо к сырью, или к потребителям. Интенсивность и его воздействия зависит от расхода сырья и топлива на единицу производимой продукции и способа транспортировки. Дешевые грузы и материалоемкие, песок, гравий, щебень, стеновые материалы, руды черных и к ольорових металлов перевозить на большие расстояния невыгодно, так как транспортные расходы могут превышать стоимость продукции. Здесь, как правило, стоимость транспортных перевозок составляет 25% и более, то ди как стоимость дорогостоящих грузов (сахар, хлопок, шерсть, шелк-сырец, машины) в затратах на единицу продукции не превышает 3-53-5%.

Практика утверждает, что дешевые грузы целесообразно перевозить такими видами транспорта, который обеспечивает самую низкую стоимость единицы груза. Это водный и трубопроводный транспорт. Так, например, речным тран нспортом на Украине перевозится более 80% минеральных и строительных материалов. На эту же продукцию в каботажных перевозках внутри страны морским транспортом приходится более 50%. Однако и речной и морской транспорт не могут обеспечить перевозку грузов по всей стране, поэтому массовые перевозки грузов осуществляются преимущественно железнодорожным и автомобильным транспортом. При этом сыпучие минерал ьни грузы, лес, некоторые виды сельскохозяйственной продукции перевозятся в большей степени железной дороге, а компактные малогабаритные — автомобильным транспортом. Исключением составляет сельхозсырья, которая пере возится на небольшие расстояния автомобильным транспортом (сахарная свекла — до сахарозаводов, овощи и фрукты — до консервных заводов и т.д. тощо).

В нынешний период экономического развития, как внутри страны, так и за ее рамках широко используется тяжеловесный автотранспорт, который доставляет продукцию от товаропроизводителя к непосредственному потр живачив. Влияние транспортного фактора на размещение производства определяется путем суммирования производственных и транспортных расходов и установление удельного веса последних в общих затратах. Сравнительная харак теристик расходов дает возможность определить эффективность использования транспортных средств в перевозке в качестве сырья и материалов, так и готовой продукцииії.

Для рационального использования имеющихся видов транспортных средств и с целью ликвидации нерациональных перевозок грузов осуществляется районирования производства и потребления важнейших видов изготовления вляемои продукции. Усиление регионализации производства способствует рациональной территориальной организации промышленности и сельского хозяйства, а районирования потребления определяет наиболее оптимальные зон и сбыта готовой продукцииї.

Тема 2 Факторы рпс и их экономическая оценка.

Научная разработка принципов размещения требует. Изучения и познания объективных закономерностей территориальной организации ПС, а также тщательного анализа множества факторов, влияющих на развитие и размещение различных отраслей народного хозяйства.

Факторами РПС называют всю совокупность аргументов (причин), обуславливающих выбор места для отдельных предприятий, их групп и отраслей.

При изменении состава факторов должны изменятся и места размещения объектов. Каждый район имеет набор определенных факторов, которые определяются приемлемость его территории для размещения конкретных объектов. Общими группами факторов являются, следующие пять:

  1. Природные –количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, условий их использования, климатические, гидрогеологические условия и др.

  2. Экологические –природоохранные и конструктивные мероприятия с целью бережливого использования природных ресурсов и обеспечения благоприятных экологических условий для жизни и деятельности:

  3. Технические –достигнутый и возможный уровень техники и технологии.

  4. Социально –демографические –обеспеченность производства трудовыми ресурсами, состояние производственной и социальной инфраструктуры.

  5. Экономические –стоимость капвложений сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, производственные связи, транспортное положение и др.

Оценивая факторы размещения, анализируется структура затрат на производство, соотношения материальных и других затрат, трудоемкость и фондоемкость в разных отраслях. Непосредственное влияние на выбор вариантов размещение производства имеет соотношение основных технико-экономических показателей производства –трудо, -материального –капиталоемкость, энергоемкость с обязательным учетом потребительского фактора.

Рассмотрим отдельные важные факторы каждой группы.

Сырьевой фактор.

Известно, что затраты на сырье и материалы во многих отраслях составляют больше половины всех затрат. Такие производства называются материалоемкими. Степень материалоемкости определяется отношением суммы затрат на сырье к объему промышленной продукции (в денежном или натуральном выражении). Однако это требует детальной информации и определенных расчетов. Поэтому проще будет сопоставить натуральные величины: массу сырья, необходимого для производства 1 тонны готовой продукции и массу готовой продукции. Если отношение превышает единицу незначительно, то эта продукция нематериалоемкая.

Если сырья нужно в несколько раз больше, то такая продукция материалоемкая.

Учитывая это, предприятия располагают либо возле сырьевых баз, либо на определенном расположении от них.

Такие отрасли, как горно-добывающая промышленность, калийная, лесопильная, сахарная располагается возле сырьевых баз. Характерным примером может быть цветная металлургия: добыча и обогащение руды рядом, а получение металла возле источников энергии.

Таким образом, высокоматериалоемкие отрасли имеют четко выраженную сырьевую ориентацию. Это цветная металлургия черная металлургия, тяжелое машиностроение, некоторые отрасли химии (сода, калийные удобрения и др.) промышленность строительных материалов (цемент, гипс, кирпичи), легкая и перерабатывающая промышленность (первичная переработка, производство сахара, растительного масла)

Характерным признаком таких отраслей являются их концентрация.

Однако, рядом с ними могут существовать отрасли, для которых не важно расположение сырьевой базы. Это отрасли точного машиностроения, приборостроения, оптико-механических устройств, электроника. Для этих нематериалоемких отраслей доминирующим фактором является наличие трудовых ресурсов.

Топливно-энергетический фактор.

Признаком энергоемкости продукции является часть топливо энергетических затрат в себестоимости продукции. Исходя из этого, различают три группы отраслей:

  1. высокоэнергоемкие, где часть затрат на топливо и энергию составляет 30…45% и превышают затраты на сырье и материалы.

  2. Среднеэнергоемкие –доля затрат на топливо и энергию составляют 15…20%.

  3. Неэнергоемкие –доля не превышает 6%

Примеры производство титана, магния, меди, вискозного шелка

Это электро и теплоемкие производства.

Много теплоносителей потребляется при производстве хлебобулочных изделий, в содовом производстве, производстве синтетического каучука, цемента, стекла и др.

Все виды теплоемких производств располагаются конечно вблизи топливных баз или на пути транспортировки топлива. Это наиболее характерный для ТЭЦ (Донбасса и Приднепровье) Штеровская, Зуевская, Северодонецкая, Луганская, Углегорная, Мироновская, Приднепровская, Криворожская ТЭЦ потребляют до 10 млн. тонн условных топлива в год.

Водный фактор

Практически все виды промышленного производства являются потребителями пресной воды. Поэтому этот фактор имеет большое, а нередко и решающее значение.

Наиболее водоемким является производство сельхоз. продукции на орошаемых землях (южные районы Украины, Крым)

Основная вода потребляется из Днепра и его притоков. Но водные ресурсы у нас ограничены. Реализованы проекты переброса воды из одних рек в другие (каналами Днепр-Кривой Рог, Днепр-Донбасс, Северокрымский). В расчете на одного жителя у нас расходуется до 87м3воды в год.

В связи с дефицитом воды стали строить водохранилища, которые затем стали превращаться в сточные каналы.

Оптимальным являются перевод промышленных предприятий на замкнутый оборотный цикл.

Фактор рабочей силы (трудовой)

Этот фактор определяется количеством затраченного труда на производство единицы продукции, числом работников на определенное количество продукции или количеством продукции на одного работника. Индикатором трудоемкости служит также показатель части зарплаты в себестоимости изготовление продукции.

По трудоемкости продукция также делится на три группы:

Высокотрудоемкая продукция –имеет большие затраты труда в человеко-часах на единицу продукции. Это сложная бытовая техника, продукция систем управления и т.п.

Нетрудоемкая продукция характерна для металлоемкой продукции: доменное и прокатное оборудование и т.п.

Отрасли первой размещаются в местах со свободными трудовыми ресурсами. Для женщин целесообразно создавать предприятия легкой и пищевой промышленности (текстильные, обувные фабрики, кондитерские фабрики).

Нужно отметить, что некоторые отрасли требуют высококвалифицированных работников (радиокосмическая, электронная, авиационная промышленность и др.). Такие отрасли группируются вокруг крупных научных центров соответствующего профиля. Некоторые фирмы на Западе имеют в своем составе крупные исследовательские центры. Они выступают специализированными центрами наукоемкой продукции.

Потребительский фактор

Этот фактор действует в противоположном направлении сырьевому и топливно-энергетическому факторам.

К районам и центрам потребления тяготеющих преимущественно те отрасли, которые заняты обслуживанием населения (производство товаров народного потребления) или потребляют малотранспортабельную продукцию (хлебобулочные изделия и кондитерские изделия, молочная продукция).

К местам потребления тяготеют предприятия по производству железобетонных изделий и ряда строительных материалов.

Ряд производств, как правило, концентрируется в больших центрах (швейные, мебельные фабрики, мясокомбинаты и др.), поскольку сырье для них без особых затрат может быть доставлено из других районов.

Транспортный фактор.

Этот фактор –один из наиболее влиятельных при размещении производства. В зависимости от транспортных затрат производство тяготеет или ближе к сырью, или к потребителям. При этом арбитром выступает затраты сырья и топлива. Если они превышают массу готовой продукции более чем в двое, то предпочтение отдается сырьевым и топливным районам. Если нет (например, производство суперфосфора, макаронных изделий, печенья), то предприятия необходимо размещать возле потребителя.

Фактор научно-технического прогресса.

ИТП оказывает большое влияние на размещение производства

Пример 1) каучук вначале делали из картофельного спирта, поэтому заводы располагались в картофельных районах. Затем спирт научились получать из нефтепродуктов. Заводы переместились вдоль трасс нефтепереводов.

Высоковольтные линии позволили передавать электроэнергию на большие расстояния, что дало возможность строить предприятия вдали от источников энергии.

Наука в долгу перед отраслями, производящими материалоемкую продукцию.

Но есть и негативное влияние НТП на экономику. Увеличивая масштабы производства (за 15 лет объемы промышленного производства в мире удваиваются), НТП способствует поиску новых месторождений, добычи и переработке экономически невыгодных полезных ископаемых (низкий процент нужного вещества), что удорожает продукцию путем дополнительных сырьевых и энергетических затрат на обогащения сырья.

Факторы рыночной конъюнктуры.

Конъюнктура рынка –это соотношения между имеющимися на рынке материальными ценностями и услугами и потребностями в них. Стимулом к развитию производства является рост спроса на изготовляемую продукцию и наоборот, уменьшение спроса ведет к сокращению производства.

Благоприятная конъюнктура на рынке некоторых товаров сельского хозяйственного производства определило специализациею целых стран (Куба –сахар и табак, Центральная Америка –бананы, Шри-Ланка –чай, Сингапур –арахис, Таджикистан –хлопок и др).

Рыночная конъюнктура возникает под большим влиянием НТП. Там, где используются новейшие технологии, там ниже себестоимость и выше качество. Такая продукция пользуется большим спросом. В результате конкурентной борьбы побеждают сильнейшие.

К сожалению Украина, имеющая практически изношенное оборудование и отсталую технологию, только со стороны наблюдает за конкурентной борьбой.

Пока не произойдет структурная перестройка экономики, не будут реконструированы производства, не внедрены новейшие технологии Украина будет все больше отдалятся от мирового рынка.

Фактор экономико-географического положения.

Этот фактор характеризует совокупность пространственных отношений данного объекта с другими, влияющими на его развитие и функционирование.

Есть макро-мезо и микроположения.

Макроположения –это место предприятия в системе стран, мезоположения –место внутри страны, микроположения –место внутри региона.

Влияние этого фактора заключается в том, что объект или район должен иметь определенные экономические выгоды при оптимальном взаимодействии предприятий. Этот фактор способствует созданию больших транспортных узлов, где сходятся линии сухопутного транспорта (Харьков, Донецк, Львов), сухопутного и речного (Киев, Днепропетровск, Запорожье), сухопутного и морского (Николаев, Одесса Мариуполь).

С этим фактором связано создание экономических зон, формирующихся около больших центров.

Экологический фактор.

Сейчас этот фактор –один из решающих. Самое большое влияние на загрязнение атмосферы оказывает энергетическая и угольная промышленность (46% вредных выбросов). Металлургия -30,7%, остальное –химическая, нефтехимическая и др. отрасли. На их долю приходится свыше 40% выбросов углеводородов. В Донбассе в катастрофическом положении (относительно) находится Горловка, Рубежное, Константиновка, Авдеевка, Краматорск.

Чрезвычайно напряженное положение на Украине с состоянием водных ресурсов. В реки Украины ежегодно сбрасывается 2,7млрд. м3грязных стоков. Основная их часть сбрасывается в реки Донецкого и Преднепровского районов (66%).

Существенное техногенное влияние в настоящее время испытывают подземные водоносные горизонты. В долинах Донца, рек Заподного Донбасса, Крыма, Закарпатья зафиксировано больше 200 источников стойкого загрязнения эксплуатируемых водных горизонтов, что привело в негодность 6% разведенных запасов, а почти 24% на грани ликвидации.

Селяне тоже внесли «достойный» вклад в экологию. Имея почти 40% мирового запаса чернозема, они 33% почв превратили в негодность из-за невосполнимой эрозии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *