Урок-исследование «Почва и ее состав» по учебнику А.А. Плешакова «Природоведение. 3-й класс» (1–4)
- Сузанская Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цели:
- формировать у учащихся понятие “почва”;
- ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
- продолжать учить детей выделять существенные признаки предметов (почвы и полезных ископаемых), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- коллекции полезных ископаемых,
- образцы почвы,
- прозрачные стаканы с водой,
- палочки,
- стекло (лабораторное),
- колба,
- спиртовка,
- штатив,
- держатель,
- промокательная бумага.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя
Учитель: Ребята! Сегодня на урок я принесла подарок своего друга, капитана дальнего плавания. Эта бутылка необычная. Она долго плавала по морям и океанам. В ней карта острова Чиа – Хоа, на котором произошло несчастье. Там истощились запасы полезных ископаемых. Люди просят о помощи. Ребята! Сумеем ли мы, помочь им в беде — найти новые месторождения.
Чтобы отправиться в опасное путешествие, нужно быть не только смелыми, находчивыми, сильными и решительными, но и хорошо знать природу.
Давайте проверим, хорошо ли вы знаете полезные ископаемые.
I. Проверка домашнего задания
1. Игра “перекличка полезных ископаемых”
Учитель: назовите известные вам полезные ископаемые.
Дети: К полезным ископаемым относятся песок, глина, торф, каменный уголь, железная руда, известняк, мрамор, нефть, гранит, природный газ.
Учитель: В книгах по истории описывается один случай. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком полезном ископаемом идет речь.
2. В VII веке арабы напали на Константинополь. Огромное количество кораблей окружило город с моря. Однажды, когда ветер дул от города в сторону кораблей, византийцы выкатили на берег большие сосуды и вылили из них в воду коричневую жидкость. Ветер погнал эту жидкость к кораблям. Арабы не обратили на это внимания. Когда жидкость окружила корабли, византийцы подожгли ее. Произошло чудо – море загорелось. Перепуганные арабы не успели опомниться, как огонь охватил их корабли. Так был уничтожен весь арабский флот, ведь он был построен из дерева.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что это была за жидкость?
Дети: Эта жидкость – нефть.
Учитель: Какое основное свойство нефти?
Дети: Основное свойство нефти – горючесть.
3. Определение полезного ископаемого по внешним признакам, свойствам
Учитель: Сейчас мы проверим, как вы умеете определять полезные ископаемые по их внешним признакам и свойствам.
(Учитель вызывает ученика к доске. Ученик выбирает образец полезного ископаемого и описывает его).
Ученик: это полезное ископаемое темно-коричневого цвета, легче воды, хрупкое, пористое, хорошо впитывает влагу, горючее.
Дети: это торф.
Учитель: Ребята, а почему раньше торфяники считались святыми местами?
Какое растение действовало как йод?
Дети: Раньше торфяники считались святыми, потому что излечивали больных с незаживающими ранами.
Дети: Это мох сфагнум. Он убивал микробы и залечивал раны.
Учитель: Во время Великой Отечественной войны раненые партизаны страдали от гнойных ран, потому что у них не было необходимых медикаментов. Тогда к ранам стали прикладывать сухой мох сфагнум, который рос на болоте, и они быстро заживали. Вот почему из торфа и делают лекарства.
Из каких полезных ископаемых еще делают лекарства?
Дети: Лекарства делают из нефти и каменного угля.
4. Цифровой диктант
Учитель: Я вижу вы готовы к более серьезным испытаниям. Перед вами на партах лежит схема цифрового диктанта.
Задание: на листе бумаги укажите свою фамилию и вариант. Внимательно слушайте и пишите цифру, соответствующую правильному ответу.
I вариант | II вариант | |
1 | Нефть | 3 |
2 | Природный газ | 4 |
3 | Каменный уголь | 1 |
4 | Торф | 2 |
5 | Железная руда | 6 |
6 | Известняки | 5 |
7 | Песок | 8 |
8 | Гранит | 7 |
а) прочный, хорошо полируется, необычайно красивая горная порода. Используется для украшения зданий метро, сооружения памятников;
б) растительного происхождения, темного бурого цвета, хрупкий, пористый, тускло горит;
в) твердая и тяжелая, бурого и красного цвета, похожа на камень, из нее выплавляют метал;
г) ярко горит, выделяет тепло, черного цвета, хрупкий, растительного происхождения; на фарфоровой поверхности оставляет черную линию;
д) легко пропускает воду, используют в строительстве, изготовляют стекло;
е) маслянистая жидкость темно-коричневого цвета, горит коптящим пламенем;
ж) от огня загорается, горит синим пламенем, из него получают искусственные ткани, резину, пластмассы.
Работа в парах. Взаимопроверка. Выставление оценок.
Ответы:
I вариант: 8, 4, 5, 3, 7, 1, 2;
II вариант 7, 2, 6, 1, 8, 3, 4.
5. Игра “Знаешь ли ты условные знаки”
Учитель: Посетив остров, месторождения полезных ископаемых мы будем обязательно обозначать специальными знаками. Давайте проверим, как вы знаете условные знаки.
Задание: cоединить стрелочками знак и полезное ископаемое.
Самопроверка. На парте в конвертах лежат карточки с готовыми ответами.
6. Минутка отдыха
Учитель: Закройте глаза. Представьте, что мы плывем на корабле. Послушайте шум морских волн и крики чаек. (Включается фонограмма)
II. Изучение нового материала
Учитель: Попав на остров, мы не сможем обойтись без пищи. Нам придется самим добывать ее. Интересно прорастут ли наши зерна в той почве? В бутылке было немного почвы с острова. И мы сможем прямо сейчас ее исследовать. Итак, мы превращаемся в исследователей.
И поможет нам ответить на вопросы новая тема – “Почва и ее состав”.
Учитель: Что мы называем почвой?
Дети: Почва – это верхний слой земли, на котором растут растения.
Учитель: Посмотрите, как выглядит почва на срезе.
Дети рассматривают схему – разрез верхних слоев земли
Практическая работа. Состав почвы.
Учитель: Сейчас мы узнаем, из чего состоит почва.
Опыт № 1
Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Учитель: Размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону.
(Дети делают запись в рабочих тетрадях)
Опыт № 2
Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?
Дети: В почве есть вода.
Опыт № 3
Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.
Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?
Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.
Опыт № 4
Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?
Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.
Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?
Дети: Песок поверх которого осела глина.
Учитель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть песок и глина.
Опыт № 5
Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?
Дети: Это похоже на соль.
(Дети рассматривают налет на стекле)
Учитель: Правильно. Это соли. А для чего нужны соли в почве?
Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.
Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.
Какие выводы можно сделать?
Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.
Учитель: Пользуясь тетрадями, перечислите, из чего состоит почва.
Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.
III. Закрепление материала
1. Игра “Хлопки”.
Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.
Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)
Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.
Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?
Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.
Учитель: Какое главное свойство почвы?
Дети: Плодородие – главное свойство почвы.
2. Работа с учебником
Учитель: откройте страницу 55 учебника “Природоведение”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.
Дети: В тексте мы узнали, что в почве обитают мелкие животные.
Учитель: Что вы знаете об этих животных?
Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.
Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.
Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.
IV. Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Почему землю называют кормилицей?
Всякий ли слой земли можно назвать почвой?
Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. Но, наверняка, этих знаний не достаточно, чтобы спокойно и уверенно отправиться в опасное путешествие. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается, почему пропали полезные ископаемые на острове. А также продолжим готовиться к увлекательному путешествию на остров Чиа – Хоа. Нам еще много предстоит узнать, чтобы мы смогли помочь жителям, попавшим в беду.
V. Домашнее задание
Учитель: Ребята, чтобы проверить как вы усвоили новую тему, дома вам нужно будет разгадать кроссворд.
Кроссворд
Почва.Практическая работа №6 Свойства почвы
Тема: Почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»
Цели:
Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и свойствах.
Развивающие: развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, развивать познавательную активность, навыки исследовательского подхода(опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой, воспитывать интерес к учебному предмету, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве природы через рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, внутренняя позиция школьника как ответственного ученика, доброжелательное отношение к окружающим, мотивация к творческому труду, работе на результат.
Предметные: обучающиеся учатся проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование, исследовать с помощью опытов состав и свойства почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.
Метапредметные:
Регулятивные: обучающиеся научатся понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем, планировать своё высказывание и свои действия в течение урока, оценивать свою деятельность.
Познавательные: обучающиеся научатся понимать содержание текста, фиксировать результаты опытов в листе наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи в природе, проявлять индивидуальные творческие способности.
Коммуникативные: обучающиеся научатся включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Форма урока: урок – исследование
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование:
1) для опытов: образцы почвы, стаканчики с водой, палочки, держатель, спиртовка, чашечка, фильтрованная бумага, спички, стекло, колба
2) иллюстрации животных и растений Крыма, презентация «Почва», на доске – кроссворд, тема и план урока
3) таблички для рефлексии
4) светофоры у учащихся
Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
II Проверка домашнего задания
Викторина «Удивительное вещество»
(«Да» — хлопок, «Нет» — не делать хлопка»)
1. Может ли вода двигаться вверх?
(Да, Круговорот воды в природе)
2. Можно ли принести воды в решете?
(Да. Когда она замёрзнет)
3. Вода в морях и океанах пресная?
(Нет. Солёная)
4. Главная причина нехватки пресной воды на земле – это её загрязнение? (Да)
5. Нужно ли беречь воду? (Да). Как?
III Актуализация знаний учащихся
Актуализация опорных знаний учащихся.
На доске кроссворд: — Тема нашего урока зашифрована в кроссворде
П |
Р |
О |
С |
Т |
Р |
Е |
Л |
|||||||
М |
О |
Ж |
Ж |
Е |
В |
Е |
Л |
Ь |
Н |
И |
К |
|||
У |
С |
А |
Ч |
|||||||||||
Ж |
У |
Р |
А |
В |
Л |
Ь |
||||||||
Г |
А |
Д |
Ю |
К |
А |
— Я показываю иллюстрации, вы называете предмет, изображенный на них, название этого предмета мы записываем в кроссворд. (иллюстрации: прострел, можжевельник, усач, журавль, гадюка)
— Какой общей темой можно объединить эти названия? (Растения и животные, занесённые в Красную книгу Крыма).
IV Самоопределение к деятельности
— Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце? (Почва)
— Так какова тема нашего урока?
— Какие цели и задачи мы будем сегодня решать?
На доске тема и план урока
-
Что такое почва
-
Основное свойство почвы
-
Состав почвы
-
Значение и охрана почвы
V Мотивация учебной деятельности
Создание проблемной ситуации
— Почему в кроссворде записаны названия растений и животных, а тема урока «Почва»?
В конце урока вы должны ответить на этот вопрос.
VI Изучение нового материала
1 Понятие о почве
Работа по рисунку в учебнике на стр.64
— Подумайте, что такое почва?
— Найдите определение понятия «Почва» в тексте.
— Как вы понимаете «плодородный слой земли»?
— Из каких слов оно состоит (Плодородный)
Вывод: Плодородие — способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.
— Почему же почва плодородна?
(Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни)
— Чтобы ответить на этот вопрос, надо изучить состав почвы. Что нам в этом поможет? (опыты)
Почву изучают ученые. Замечательный русский ученый Виктор Владимирович Докучаев изучал почву, ее состав, свойства. (Слайд)
Ученый, который изучает почву, называется почвовед (ведает, изучает почву)
2 Практическая работа поискового характера
— Представьте, что вы почвоведы и работаете в учебной лаборатории, поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны (инструктаж по технике безопасности)
Для четкости нашей работы каждая парта получила лист, куда будет записывать результаты наблюдений
Опыт №1
— Бросим кусочек почвы в стакан с водой. Что вы наблюдаете? (из почвы идут пузырьки)
Вывод:- Что находится в почве? (воздух — запись в листе наблюдений)
— Для чего нужен воздух в почве (чтобы дышали корни растений и животных)
Опыт №2
— Почву нагреем на огне. Над почвой подержим стекло. Что вы наблюдаете? (стекло стало влажным)
Вывод: — Что находится в почве? (вода – запись в листе наблюдений)
— Зачем в почве вода? (Вода- вещество, необходимое для жизни растений)
Опыт №3
— Будем продолжать нагревать почву. Что вы почувствовали? (неприятный запах и дым)
— Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его еще называют гумус. Именно он придает почве темный цвет и от его количества зависит плодородие почвы. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
Вывод: — Что еще содержится в почве? (перегной — запись в листе наблюдений).
Опыт №4
— Прокаленную почву, в которой перегной сгорел, насыплем в стакан с водой и размешаем.
— Что вы наблюдаете? (на дне стакана песчинки)
Вывод: — В состав почвы входят песок и глина. Песок – хороший разрыхлитель, он обеспечивает доступ воздуха с корнем. Глина хорошо удерживает воду.
— Что запишем в листе наблюдений? (песок и глина)
Опыт №5
— Профильтровываем воду, в которой находилась почва. Несколько капель поместим на стекло и подержим его над огнем?
— Что вы наблюдаете? (вода испарилась, появился белый налет).
— Н что это похоже? (на соль).
Вывод: В состав почвы входят минеральные соли (запись в листе наблюдений)
Минеральные соли образуются в почве из перегноя под действием бактерий.
— Какое значение имеют минеральные соли? (Ими питаются растения, без них растения не могут расти).
3 Подведение итогов практической работы
— Что входит в состав почвы?
Физминутка
VII Закрепление изученного материала
1 Презентация «Почва»
2 Работа в группах (3 группы получают задания).
Первая группа «как образуется почва»
Вторая группа «Животные , которые создают и повышают плодородие почвы»
Третья группа «Отчего почва разрушается»
3 Значение почвы и её охрана
— Как люди должны относиться к почве?
Слайд: «Беречь землю – это значит разумно, по – хозяйски её использовать, сохранять и украшать во имя нынешнего и будущего поколения».
VIII Рефлексия
Перед вами вопросы. Вы читаете их и записываете ответы (проверка- работа в парах)
1 Верхний плодородный слой земли (почва)
2 Главное свойство почвы (плодородие)
3 Выбери и запиши, какие вещества не входят в состав почвы: песок, вода, стекло, глина, воздух, бумага, перегной, минеральные соли.
4 Самая богатая перегноем почва (чернозем)
— Вы сегодня прекрасно справились с ролью исследователей.
— Что вы узнали на уроке?
— Что особенно понравилось?
— В чем испытывали затруднение?
— Оцените свою работу (светофоры)
IX Итог урока
— В начале урока у нас был вопрос:
Почему в кроссворде записаны названия растений и животных, а тема урока «почва»?
— Кто может ответить на этот вопрос?
X Домашнее задание
— Я предлагаю выбрать домашнее задание на следующий урок:
1 Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы (стр.64-68)
2 Подготовить сообщение о почвах нашего края
3 Подготовить рисунок по теме «Берегите почву».