Приведите примеры природных комплексов

Взаимодействие компонентов ПТК

РЕЛЬЕФ -Большое влияние на современную природу оказало кайнозойское горообразование, которое привело к существенной перестройке всех компонентов природы на огромных территориях возникших гор и появлению многих совершенно новых ПТК

а) С климатом

б) С водами

в) С почвами

г) С растительностью

д) С животным миром

а) С рельефом

б) С климатом

в) С почвами

г) С растительностью

д) С животным миром

ПОЧВЫ -В. В. Докучаев назвал почву «зеркалом» природы, подчёркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы, является результатом этого взаимодействия.

а) С рельефом -Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.

б) С климатом -Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата

в) С водами -Подземные воды принимают участие в формировании почв (почвенных горизонтов). При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений.

г) С растительностью -Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно, поэтому здесь, в лесостепной и северной части степной зон, формируются самые богатые перегноем почвы — чернозёмы.

д) С животным миром

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

а) С рельефом

б) С климатом

в) С водами

г) С почвами

д) С животным миром

ЖИВОТНЫЙ МИР -Видовое разнообразие животных, обитающих на территории России, велико. Каждый вид приспособился к определённым условиям существования, поэтому распространение животных зависит в большей степени от климатических условий, растительности и, косвенно, характера почв.

а) С рельефом

б) С климатом

в) С водами

г) С почвами

д) С растительностью

> См. также

  • Биогеоценоз
  • Экосистема
  • Физико-географическое районирование

Природный комплекс 7 класс

Дата __/__/__

Тема: Природный комплекс

Цель: Изучить природный комплекс и его особенности

Задачи:

  1. Сформировать знания о составе природного комплекса;
  2. Развивать умение работать с картой;
  3. Воспитывать интерес к предмету

Оборудование: Физическая карта мира, таблица «Природный комплекс»

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие. Выявление отсутствующих.

II. Проверка д/з

Что такое?

(ответы учащихся)

  1. стихи?йное бе?дствие (природное явление, носящее чрезвычайный характер и приводящее к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей)
  2. сель (поток с очень большой концентрацией минеральных частиц, камней и обломков горных пород (до 50—60 % объёма потока), внезапно возникающий в бассейнах небольших горных рек и сухих логов и вызванный, как правило, ливневыми осадками или бурным таянием снегов)
  3. оползень (сползание и отрыв масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести)
  4. пожар (неконтролируемый процесс горения, причиняющий материальный ущерб, вред жизни и здоровью людей, интересам общества и государства)

урока

Усвоение новой темы

Проблемный вопрос: Какое взаимовлияние и взаимодействие оказывают компоненты природных комплексов друг на друга?

Природный комплекс (сочетание компонентов природы: горных пород, воды, воздуха, организмов;

географическая оболочка – крупнейший ПК; важнейшие закономерности географической оболочки: целостность, круговорот веществ и энергии, ритмичность, зональность; несколько видов круговорота веществ и энергии: круговорот воздуха в атмосфере, круговорот воды, биологический круговорот, круговорот веществ и энергии в земной коре и др.; океанические воды в круговороте обновляются через 3 тысячи лет, а в атмосфере за 10 дней)

2. Биологический круговорот (непрерывно с участием тепла и влаги)

3. Круговорот веществ и энергии в земной коре (основные силы энергия Солнца и внутренняя энергия Земли – рис. 32 на стр. 54; благодаря незамкнутости круговоротов происходит развитие компонентов природы и в целом географической оболочки)

4. Ритмичность (суточная – приливы и отливы, изменение направления ветра, нагревание и охлаждение горных пород в течение суток; годовая – перемена годовой температуры, осадков, времен года, режим рек, животных; ритмы, охватывающие сотни и тысячи лет – землетрясения, горообразование, похолодания, потепления климата, засухи, наводнения – через 11, 22-23, 80-90 лет и т. д.)

5. Природно-территориальные комплексы (крупнейшие – материки и океаны; формируются в течение длительного времени, у каждого ПТК имеются свои определенные границы; антропогенные природные комплексы – созданные человеком – пашни, сады, огород и т. д.)

1.Основная причина разнообразности природных зон в Евразии (большая площадь материка)

2. Чередование природных зон на равнинах (широтная зональность)

3. Антропогенные природные комплексы (сады и водохранилища)

Презентация к уроку по географии (7 класс) на тему: Природные комплексы

Слайд 1

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ И ОКЕАНА

Слайд 2

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Географическая оболочка, являясь целостной, неоднородна на разных широтах, на суше и в океане.

Слайд 3

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Близ экватора, где много тепла и влаги, природа отличается богатством живых организмов, более быстро проходящими природными процессами.

Слайд 4

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ В полярных областях, где мало тепла и влаги, природа характеризуется бедностью жизни и медленно текущими природными процессами.

Слайд 5

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ На одних и тех же широтах природа также может быть различной. От чего это зависит?

Слайд 6

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Это зависит от рельефа, от удалённости от океана. Географическую оболочку можно разделить на разные по размерам участки, территории или природно-территориальные комплексы (сокращённо природные комплексы , или ПК )

Слайд 7

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Природный комплекс состоит из компонентов природы: горных пород, климата, воздушных масс, воды, почв, растений, животных.

Слайд 8

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ СУШИ Запиши определение: ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС – это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Каждый ПК имеет границы, обладает природным единством, проявляющимся в его внешнем облике.

Слайд 9

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОКЕАНА Из каких природных компонентов состоят ПК океана?

Слайд 10

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОКЕАНА ПК океана состоят из следующих компонентов: воды с растворёнными в ней газами, растений, животных, горных пород, рельефа дна.

Слайд 11

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОКЕАНА В Мировом океане выделяются крупные ПК – отдельные океаны и менее крупные – моря, заливы, проливы и пр.

Слайд 12

ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОКЕАНА Кроме того, в океане различают ПК поверхностных слоёв воды, различных толщ воды и океанического дна.

Слайд 13

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПК различаются по размерам. Самый большой ПК Земли – географическая оболочка.

Слайд 14

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ Очень большие ПК – это материки и океаны. Образование их обусловлено строением земной коры.

Слайд 15

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ На материках и океанах выделяют менее крупные ПК – части материков и океанов. В зависимости от географической широты бывают ПК экваториальных лесов, тропических пустынь, тайги и т.д .

Слайд 16

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ Примерами мелких ПК могут служить, например, овраг, холм, пещера, озеро, речная долина, морской залив.

Слайд 17

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ Испытывают ли ПК влияние человека? Какое? Может ли человек создавать новые ПК? Какие?

Слайд 18

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ КОМПЛЕКСОВ ПК испытывают на себе огромное влияние человека . Человек создал новые ПК : поля, сады, города, сёла, парки, пруды и др. Такие ПК называются антропогенными .

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 14 пересказ и учить конспект урока!

Слайд 20

Спасибо за внимание!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *