Проливы соединяющие тихий океан

Происхождение названия

Сэр Френсис Дрейк считался первым мореплавателем, чей корабль прошёл через этот пролив. Назвать его в честь пирата предложил сэр Шеклтон, командовавший британской географической экспедицией в Антарктику в 1914–17 гг.

В 1578 г. капитан Дрейк на пяти превосходно снаряжённых кораблях пришёл к Южной Америке в поисках несметных сокровищ, поскольку королева Елизавета поддержала грабительские планы пирата-адмирала. Испанские колонии Нового света казались лакомым и беззащитным куском.

На выходе из Магелланова пролива сильнейшая зимняя буря (июль – самый ветреный и холодный месяц) разметала флотилию, а флагманский трёхмачтовый галеон «Пеликан» забросила намного южнее. Стихийность этого события не смутила Железного Пирата, и он объявил первооткрывателем пролива себя.

Пролив Дрейка на карте мира

Вероятно, не он был первым европейцем, побывавшим в этих грозных водах. За 50 лет до него здесь проходил испанский «Сан Лесмес», которым командовал Франсиско де Осис, направлявшийся к Молуккским островам. Так же, как корабли Дрейка, его судно попало в шторм, и было унесено к югу. Сохранились записи, в которых капитан упоминает, что матросы видели «край земли», то есть отрытое водное пространство.

Пролив Дрейка на карте мира в испаноязычных странах называется морем Осиса. В остальном мире победила британская точка зрения на историю великих географических открытий.

Капитан Дрейк отправился на север вдоль тихоокеанского берега обеих Америк. Есть исторические записи, которые позволяют предположить, что сэр Френсис отправился к северу, потому что пожелал совершить ещё одно великое географическое открытие, а именно, проход из Тихого океана в Атлантику вокруг северного побережья Америки.

На широте штата Вирджиния, где берег круто сворачивает к западу, он передумал, и отправился домой через Тихий океан. Таким образом пиратский рейд превратился в первое для английских мореплавателей кругосветное путешествие.

Гидрометеорология пролива

Пролив Дрейка на карте мира в прежние времена считали частью Южного океана. Позже это название вышло из научного оборота, но во второй половине 20 в. вернулось, потому что особенности циркуляции воды и воздушных масс в южных частях Индийского, Атлантического и Тихого океанов (выше 60 параллели) позволяют рассматривать их как единую систему.

Здесь походит мощное (расход воды 125 млн куб. км) течение. На старых картах оно носило поэтическое имя «Западных ветров», что связано с другой климатической особенностью – здесь почти всегда дует сильный ветер с запада.

Современное название – Антарктическое циркумполярное течение – отражает движение воды по окружности, вокруг полюса. Его появление после разделения материков связывают (не вполне обоснованно) с падением крупного метеорита, след которого обнаружен геофизическими методами в море Росса у берегов земли Виктории.

Направление течения совпадает с вращением Земли, что даёт течению дополнительный импульс. Возможно, именно поэтому оно существует до сих пор.

Вместе с постоянными ветрами течение создаёт преграду для более тёплых вод умеренных широт. С ним связывают глобальные изменения климата Антарктики. До образования пролива там было намного теплее, что подтверждается многочисленными находками остатков ископаемой жизни.

Циркумполярное течение, пересекающее все меридианы, постепенно превратило окружённый им материк в планетарный «холодильник».

Климат пролива Дрейка

Погодные показатели обычно не выходят за пределы, соответствующие умеренному климату. В южной части климат приближается к субантарктическому. Географическое положение пролива порождает ряд важных особенностей многолетних изменений погоды, которые имеют решающее значение для судоходства.

Скорость воздушных потоков резко возрастает, когда они, наталкиваясь на Анды, огибают их с юга и проходят через узкий просвет в проливе Дрейка. Поэтому здесь находится самый «штормовой» регион планеты.

Штормы налетают 1–2 раза в неделю, а зимой почти ежедневно. Самые сильные ветры (с порывами до 40 м/с) зафиксированы к северу от мыса Горн. Ветер такой силы называется ураганным и соответствует максимальному значению по шкале Бофорта – 12 баллам. Высота волн в шторм может достигать 12–15 м (примерно с пятиэтажный дом).

Показатель min max
Температура воздуха в декабре-апреле, град. Цельсия -2 +14
Температура воздуха в апреле-декабре, град. Цельсия -5 +7
Температура воды на поверхности, град. Цельсия -1 +5,9
Max скорость ветра, м/с 35
Осадки, мм/год 1000 1500
Средняя солёность воды, % 35

Граница плавучих льдов находится между 35 и 56 параллелями, поэтому в проливе, особенно в южной его части, встречаются айсберги, дрейфующие вслед за течением к востоку. В 2011 г. появились сделанные из космоса снимки гигантской ледяной глыбы. Площадь её видимой поверхности была сравнима с размерами княжества Люксембург.

Пролив находится в зоне конвергенции, которая может считаться границей Южного океана. Здесь встречаются холодные антарктические воды с более тёплыми течениями умеренных широт.

Эта полоса проходит между северной границей плавучих льдов и линией наибольшего оледенения, в среднем на 53 градусе ю. ш. Граница эта невидима, но вовсе не воображаема. Она разделяет акватории с различными составами воды, флорой и фауной, климатическими условиями.

Несмотря на свою грозную и заслуженную славу «кладбища кораблей», пролив Дрейка может быть тихим в течение двух дней, которые нужны, чтобы пройти через него. Погода здесь меняется часто и резко. Это отражено в поговорке моряков: «drake maybe shake or lake» («Дрейк может быть трясучкой или озером»).

Около 25% водной поверхности покрыто льдом. Зимой граница замерзания смещается к северу, изредка, в самые холодные годы, доходя до Патагонии. В конце лета (февраль) пролив обычно освобождается от льда. Здесь часто бывают густые туманы и фантастически прекрасные кратные радуги.

Природные особенности

Растительность на берегах скудная. Кроме небольших лесов антарктического бука, флора представлена в основном несколькими видами лишайников.

Воды пролива Дрейка богаты планктоном. Особенно много здесь мельчайших ракообразных, называемых крилем. Он имеет огромное значение в питании синих и плавниковых китов, кальмаров, императорских пингвинов, тюленей-крабоедов. Из рыб самый массовый вид – антарктическая треска.

Здесь обитают удивительные хладнокровные виды, «ледяные рыбы». Их называют бескровными, потому что в их крови нет гемоглобина. Встречается несколько видов дельфинов.

Многочисленные острова в проливе служат приютом для птичьих базаров (буревестники, поморники, альбатросы, фрегаты). Морские котики и другие тюленеобразные (например, морской леопард, который умеет прогрызать полынью в ледяном покрове) часть года проводят здесь, потому что холодные антарктические воды, богатые планктоном, обеспечивают им надёжную кормовую базу.

Пингвины (антарктический, Адели, золотоволосый) делят холодные пляжи с тюленями. Отмели на побережьях пролива заселены и более мелкими животными. Здесь обитают осьминоги, мидии, баланусы, крабы, креветки.

Интересные факты о проливе

  1. Пролив Дрейка настолько велик, что не все учёные соглашаются считать его проливом.
  2. Моряки эпохи великих географических открытий называли мыс Горн «Дьяволовой пастью» и «Старым людоедом» и сложили множество страшных легенд о нём.
  3. Этим водам присвоены почётные титулы «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые».
  4. Английская королева Елизавета I высоко ценила мужество людей, совершивших трудный и опасный проход через пролив. Она повелела выдавать медную серьгу всем морякам, обогнувшим мыс Горн. Обладателям этой награды полагалась бесплатная выпивка в трактирах по всему миру. Позже появились серебряные и золотые серьги для тех, кто прошёл проливом дважды и трижды.
  5. Френсис Дрейк в этом походе нашел столь богатую добычу, что её хватило на приобретение собственного замка, Бакленд-эбби в Девоншире.
  6. В современном мире проход через пролив по-прежнему считается трудным и чрезвычайно почётным. Возник аналог елизаветинской серьге. Туристам, прошедшим пролив Дрейка, выдают специальный сертификат; правда, бесплатным пивом он не обеспечивается.
  7. Регулярного морского сообщения через пролив по-прежнему нет, и круизные линии здесь не проходят. Только крупные суда класса «Панамакс» могут относительно безопасно пользоваться этим путём.
  8. Мировое океанографическое сообщество ведёт здесь постоянные наблюдения. Данные, полученные научными станциями в проливе Дрейка, позволили уточнить картину океанических течений и создать ряд совершенно новых моделей глобальной циркуляции.
  9. Город Ушуайя на Огненной Земле (северная граница пролива) с населением 60 тыс. человек – самый южный в мире. Отсюда идёт сообщение (в том числе, туристическое) с Антарктидой через пролив Дрейка.
  10. Поблизости от Ушуайи находится самая южная в мире железная дорога (7 км путей соединяют город и Национальный парк).
  11. Остров и мыс Горн в 1945 г. стали территорией Национального парка Кабо-де-Орнос. Здесь же находятся знаменитый чилийский маяк и станция ВМФ Чили.
  12. В 2010 г. русский путешественник Фёдор Конюхов, совершивший более 50 уникальных экспедиций, поставил на мысе Горн деревянный крест православного образца в память о всех моряках, чьи жизни забрал суровый мыс Горн.
  13. Проливы Магеллана и Бигля, расположенные севернее, намного спокойнее, так как защищены островами Огненной Земли. Но по этой же причине они часто покрыты льдом. Кроме того, они проходимы только для пароходов, а парусникам в тесных извилистых протоках между островами не хватает места для маневрирования.

Ураганный ветер и сильное течение препятствуют в проливе судоходству. Дрейк, пусть и случайно, нашёл новый путь из океана в океан. На карте мира появился проход, не ограничивающий размер судна (как Панамский канал) или его тип, или сезон.

Оформление статьи: Владимир Великий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *