Религия в ирландии

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

В социальной организации, так же как и во многих явлениях материальной культуры, ирландцы длительное время сохраняли немало древних черт, давно уже исчезнувших у других народов Европы. Еще в XIX в. в Ирландии можно было встретить пережитки старого родового строя древних кельтов — клановой системы, представляющие значительный интерес для изучения общего хода развития родового общества в Европе. Ирландский клан, как один из классических примеров родового строя, упоминал Ф. Энгельс в своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отмечая чрезвычайную живучесть родового строя у кельтов. Многие пережитки родовых институтов (коллективная родовая собственность на землю, власть вождя или старейшины рода, остатки матриархата, обычай усыновления и пр.) неоднократно отмечали путешественники, наблюдавшие жизнь ирландцев в XVIII — начале XIX в. Энгельс писал, что сельское население настолько живет представлениями родового строя, что «землевладелец, у которого крестьянин арендует землю, представляется последнему все еще своего рода вождем клана, обязанным распоряжаться землей в интересах всех»1. Однако в XIX в. Англия разгромила клановую систему, видя в ней опору борьбы ирландцев за свободу. Развитие капиталистических отношений способствовало исчезновению пережитков кланового строя даже в отсталых районах Конноута. Отголоски его сохранились в прибавлении к фамилиям древних клановых имен, а также в обычае начинать фамилию с приставками «Мае», как и в Шотландии (только у ирландцев пишется Мс), или «О» (например, О’Брайен, что значило раньше «внук клана Брайен»).

Р XVII—XVIII вв. в Ирландии повсеместно существовала сельская община. Некоторые пережитки ее сохранялись и в XIX в. Каждый крестьянин самостоятельно арендовал у лендлорда определенный участок земли, но затем общинники соединяли участки и делили их между собой, учитывая при этом качество земли каждого участка. Болота и пастбища находились в общем пользовании. Время от времени проводились переделы. Владельцы земли были связаны между собой соблюдением определенных правил землепользования. Посевы, выгон скота на горные пастбища и свободный выпас скота на пашне после уборки урожая приурочивался к твердо зафиксированным традиционным датам. Община производила совместно ряд сельскохозяйственных работ. Сообща выполняли работы по возведению домов, обязательным было участие всех общинников в семейных обрядах, праздниках и пр.

Распространившаяся во время аграрного переворота система краткосрочной аренды, сгон прежних арендаторов с земли привели к почти полному исчезновению сельской общины у ирландцев. Существующие в настоящее время тесные экономические и социальные связи между живущими в одной округе фермерами можно считать лишь слабыми отголосками общинных отношений. Мелкие фермеры не могут жить совершенно изолированными от своих соседей, они вынуждены часто прибегать к взаимопомощи при ряде сельскохозяйственных работ, уборке урожая, добыче торфа, при строительстве дома и пр. Мелкие фермеры часто одалживают друг другу сельскохозяйственные орудия, инвентарь. Нередко за этой взаимопомощью скрывается и эксплуатация более зажиточными фермерами своих бедных соседей, которые работают на них за ссуду машин, лошади и пр.

Связь между фермерами-соседями существует не только во время сельскохозяйственных работ, но и в организации их досуга, в проведении вместе различных праздников. Старики в зимнее время собираются вместе на чьей-либо ферме у очага. Этот обычай носит старое гэльское название «coirling».

Для фермерской молодежи основное развлечение, доступное в любую пору года,— танцы, а летом и национальные спортивные игры. Наиболее популярной игрой является харлинг (разновидность хоккея). В нее ирландцы играют не только зимой, но и летом, на специальной лужайке. В харлинг играют и ирландские девушки. Не меньшей любовью пользуется гэльский футбол, правила игры его несколько отличаются от правил обычного футбола. Более обеспеченные слои сельских и городских жителей занимаются и другими спортивными играми — поло, теннисом, гольфом.

Разнообразие в жизнь сельских жителей вносит воскресная поездка в ближайший город или село — в церковь и, особенно, на периодические ярмарки. Традиционные ярмарки по продаже крупного и мелкого скота, овец и лошадей бывают в феврале, мае, августе и ноябре. Безлюдные в обычное время улицы и площади провинциальных городков в эти дни заполняются шумной толпой окрестных фермеров. В дни ярмарок устраиваются спортивные состязания, игры, танцы, открыты кинотеатры, работают кабачки. На ярмарочной площади выступают предсказатели, фокусники, акробаты, скрипачи, певцы баллад и пр.

Улучшившееся в последнее время автобусное сообщение между городами дает возможность фермерам и в обычные дни чаще бывать в городах, посещать кинотеатры, стадионы. Несмотря на некоторую замкнутость, характерную вообще для хуторских поселений, фермеров нельзя считать оторванными от внешней жизни. Газеты, радио связывают с внешним миром даже такие отдаленные районы, как Аранские острова.

Круг развлечений промышленных рабочих во многом сходен с сельским: те же танцы, те же спортивные игры (харлинг, футбол и др*), только, может быть, более частое посещение кино и театров. Уличная жизнь, сеть кафе не так развита, как во многих других европейских странах.

Общественная жизнь населения тесно связана с политической жизнью страны. Господствующее положение в ирландской политике занимают две буржуазные партии — «Фианна Файл» и «Фине Гал». Последняя представляет крайне правые слои крупной ирландской буржуазии. Эти партии, привлекая на свою сторону другие, более мелкие буржуазные группировки, ведут борьбу за власть.

Среди рабочих все более растет влияние Ирландской рабочей лиги, которая с 1962 г. стала именоваться Ирландской рабочей партией. В ее программе указано, что основной целью рабочего движения является построение социализма. Ирландская рабочая партия стремится объединить рабочих севера и юга, общность интересов которых уже определилась их участием в едином для всей Ирландии профсоюзном движении.

В Ирландии сильны традиции национально-освободительного движения XIX—XX вв.

Ирландцы тщательно хранят реликвии прошлых боев, отмечают годовщины наиболее выдающихся событий освободительной борьбы. Так, в 1961 г. торжественным парадом войск в Дублине было отмечено 45 лет со дня восстания 1916 г.— одного из самых крупных выступлений ирландцев против английского господства.

Религия

Подавляющее большинство ирландцев исповедует католическую религию (76% на всем острове и 94% в Ирландской республике). Большинство протестантов живет в Ольстере. Они принадлежат главным образом к пресвитерианской церкви Шотландии и к англиканской церкви. Во время голода 1847 г. англичане, пользуясь бедственным положением ирландцев, обращали их в протестантство за небольшую помощь продовольствием или деньгами, и долгое время соседи-католики презрительно называли таких протестантов «супниками». Религиозная рознь особенно сильна была в Ольстере. Именно эту рознь использовала Англия при разделе Ирландии. Сейчас между рабочими разных вероисповеданий нет острой вражды, но она проявляется еще среди мелкой буржуазии. В среде рабочих часты смешанные браки, причем не всегда жена принимает веру мужа или наоборот— муж веру жены; нередко они остаются верными каждый своей религии.

Ирландский народ все еще религиозен, хотя среди молодежи, особенно в рабочей среде, велико число атеистов и еще больше пассивно религиозных. Католические священники повсюду еще имеют влияние на жителей своего прихода. Через воскресные школы церковь стремится воздействовать и|;на подрастающее поколение. Влияние католической церкви в известной мере объясняется тем, что в течение ряда веков ирландцы видели в ней союзника и опору в своей борьбе с протестантской Англией.

Католики отмечают праздники в честь католических святых. День святого Патрика стал национальным праздником ирландцев, популярным и среди протестантов. Святой Патрик считается основателем христианской церкви в Ирландии. Во многих городах в этот день (17 марта) устраивают пышные процессии и народные гуляния. Как и у других европейских народов, самые большие христианские праздники ирландцев — рождество и пасха.

У ирландских протестантов, как и у англичан и особенно у шотландцев, по воскресеньям не принято работать, развлекаться, куда-либо ездить; этот день стараются проводить в кругу семьи. Многие старые верования древних кельтов переплелись у ирландцев с христианскими религиозными представлениями. Так, среди древних кельтов был распространен культ священных источников и колодцев. Церковь поддерживала этот культ, приписывая целебные действия источников покровительству какого-нибудь святого. И сейчас в определенные дни совершаются процессии во главе с католическим священником к особо почитаемым святым источникам. Особенно интересен так называемый источник забвения на Аранских островах, вода которого, по преданию, помогает заглушить тоску по родине. К нему приходили перед отъездом в Америку.

В XIX в. у ирландцев сохранялось еще немало пережитков древних верований о феях и эльфах, оказывающих благотворное или дурное влияние на человеческие дела, о колдунах, портящих скот, о ведьмах и пр. Отголоски этих древних верований можно найти в фольклоре.

Церковь Ирландии в XX веке

Противостояния между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эта статья конституции была отменена в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы. В 1949—1951 годах широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внёс законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своём письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребёнка принадлежит не правительству, а родителям, о чём премьер-министр и сообщил Брауну. Показательно, что министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63 % голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.

Северная Ирландия. Кровь, ненависть, туризм

А вот сейчас про реально страшный опыт. Нигде в Великобритании я не ощущал себя настолько неуютно, как в Дерри. Особенно если отойти чуть в сторону от центра, в рабочие районы. Туда я, конечно, сразу и отправился.
Века противостояния англичан и ирландцев будто впитались в каждый кирпич, булыжник мостовой. Именно здесь случилось Кровавое Воскресение, то самое Bloody Sunday, о котором – великий хит группы U2. Жуткая бойня, которая не прощена и забыта даже сейчас.
То и дело ловишь себя на ощущении, что в спину тебе кто-то смотрит через прицел. Громко сказал, что Британия рулит? Ирландцы за такое могут пристрелить. Заметил вслух, что «католичество – это круто», а Ирландия должна быть единой? Англичане могут забить клюшками для гольфа. Католики еще недавно способны были убить за то, что ты надел оранжевую куртку. Протестанты – за зеленые штаны.
А еще попробуйте зайти в квартал Богсайд и назвать там Дерри на английский манер – Лондондерри. Хотя нет, не делайте так ни за что! Лучше читайте репортаж о городе, который дышит ненавистью и угрозой.
1 Праздный турист, каким-то случайным образом заглянувший в этот город, может покрутиться в центре и уехать, так ни о чём и не догадавшись.



2 Не станем ему в этом мешать, а сами отправимся в “плохие” районы Дерри, откуда всё началось, и кажется, до конца не закончилось. Но сначала сделаем круг по “приличной” части города.

3 Я уже показывал сходства и различия Северной и Южной Ирландии на примере деревень. Так вот, в городах эти различия чувствуются ещё сильнее. Грубо говоря, оказавшись в Дерри, ты сразу чувствуешь, что находишься именно в Великобритании. Ирландия — совсем другая.

4 И дело здесь совсем не только в присутствии британских флагов (в районе, куда мы собираемся, вы ни одного не увидите, разве что сожжённый).


5 Просто визуально Дерри — типичная Англия, какой она может быть на окраине Лондона или в рабочем квартале Манчестера.

6 Плюс непременные стандарты городской инфраструктуры, по которым легко и без подсказки узнаются именно британские территории, где бы они не находились. Светофоры, фонари, почтовые ящики.

7 Удивляет скорее другое: насколько далеко разошлись дорожки двух стран на одном острове, ведь самостоятельной Ирландии нет ещё и ста лет! В то же время, давайте вспомним мою зимнюю поездку по Финляндии: там ещё можно узнать бывшие российские города, но как же сильно они различаются!

8 Центр Дерри переполнен детьми.

9 Всему виной канун праздника Хэллоуин, который отмечают в обеих Ирландиях повсеместно, это чуть и ни главный народный праздник в этих краях.

10 Само собой, ведь Ирландия и есть родина Хэлоуина! Нажимайте на стрелки, чтобы посмотреть все фотографии в галерее.




11 В исторической части города всё-таки есть, чему понравиться. Но мы здесь не ради красоты.


12 Напряги чувствуются уже здесь: одна улица оказывается внезапно перегороженной огромным забором с плотной сеткой в верхней части.

13 Попасть на другую сторону лишь по короткому тоннелю, дверь в который закрывается в 9 вечера. Непреодолимые стены между улицами вещь вполне привычная для другого североирландского города, Белфаста. Об этом мы ещё поговорим.

14 Теперь же отправляемся в “спальный” Дерри, район Богсайд, где и подожгли сухие ветки этнического пожара сорок пять лет назад.

15 Старый Дерри окружён крепостной стеной, там жила и живёт “элита”. На другой стороне реки — новые кварталы.

16 Богсайд застроен простыми двух-трёхэтажными домиками. Одни районы построены по подобию советских микрорайонов с общими дворами, иные это просто длинные улицы домов впритык и в ряд.


17 В чём был весь сыр-бор конфликта? Тёрки между католиками-ирландцами и протестантами-англичанами, живущими в Северной Ирландии длились не первое столетие, но к концу 1960-х годов достигли своего пика. Католики были более бедным и обделённым в правах слоем населения. Когда они решили взять свои права самостоятельно, получилась почти революционная ситуация. Как пишет мой знакомый, живущий в Ирландииleesider:

Первая кровь пролилась во время ежегодного протестантского парада в память об одном из средневековых сражений. Парад проходил через населённую католиками часть города. Ирландцы посчитали это жуткой провокацией. Началась массовая драка, с использованием камней и других тяжёлых предметов, а полиция применила слезоточивый газ против католиков-националистов. На следующий день масла в огонь подлил тогдашний премьер-министр Ирландии Джек Линч, пообещавший выслать ирландские войска к границе. Само собой, ирландская армия никакую границу переходить не собиралась, но католиков Дерри было уже не остановить и выяснение религиозно-гражданских отношений затянулось на долгих 30 лет.
В 1969 году район был объявлен зоной “свободного Дерри” и в течение трёх лет находился под контролем повстанцев ИРА, ирландской республиканской армии. Не путать с вооружёнными силами республики Ирландия.
А в 1972-м здесь случилось “кровавое воскресенье”. Когда британские войска открыли огонь по демонстрантам и убили 13 безоружных людей, в том числе женщин и детей, в том числе — в спину. Этот расстрел стал катализатором войны насилия, столкновений и терактов. Англичане вину не признали, следствие сказало, что солдаты оборонялись. Лишь в 1998 году (когда официально было заключено мирное соглашение в Белфасте) расследование было возобновлено, длилось целых 12 лет (самое долгое следствие и в истории UK) и только в 2010 году премьер-министр страны Дэвид Кэмерон принёс извинения семьям погибших от имени государства.
Кстати, очень любопытный факт: среди участников Кровавого воскресенья на стороне британских войск был полковник Майкл Джексон, тот самый, что 27 лет спустя в ходе вторжения в Косово (будучи уже генералом) отказался выполнить приказ вышестоящего американского генерала о блокировании российских военных в аэропорту «Слатина», заявив американцам: «я не собираюсь из-за вас начинать третью мировую войну».
18 Рассказывать о конфликте можно долго и много, но чтобы прочитать о нём, лучше найти тематические источники или хотя бы изучить Википедию. Я же покажу, как выглядит Богсайд теперь. Сегодня это место массового паломничества и туристический магнит, хотя непонятно, как рабочее гетто может стать местом для туристов. Но сюда водят туры, рассказывают истории и показывают граффити, посвящённые тому противостоянию.




19 Говорят, что и сегодня, через почти два десятилетия перемирия, ИРА продолжает подпольно существовать, а её члены по-прежнему вынашивают идеи отделения от Великобритании.

20 Богсайд стал местом сбора всякого разного рода националистов, сепаратистов и террористов. На площади свободного Дерри можно видеть (внезапно) знак организации ХЕЗБОЛЛА и палестинский флаг, хотя непонятно, как они связаны с далёкой им Ирландией. В которой, кстати, организация признана террористической.


21 Футбольные фанаты тоже отмечаются.

22 Сопротивление продолжается. Главу республиканцев Дерри Тони Тэйлора кинули за решётку. Как считают его сторонники, незаконно.


23 Так площадь Свободного Дерри выглядит сверху. А мы идём дальше.

24 “Нетуристический” Богсайд представляет собой обыкновенную пролетарскую помойку. Грязное гетто с кучей заборов.

25 Место, где даже соседи не доверяют друг другу и стремятся от них отгородиться забором.



26 И правильно: кто знает, чем эта милая бабуля занималась сорок лет назад?

27 И кто знает, какая судьба ждёт этих парней лет через десять.

28 Все эти модные европейские игры в отделение до добра не доведут. Тем более, что скоро Великобритания выйдет из ЕС, а Северная Ирландия окажется в конкретном проигрыше, если не в засаде. Бедные станут жить ещё беднее.

29 Хотя я, конечно, очень хотел бы ошибаться.

30 Вид из католического Богсайда на протестантский Лондондерри.

31 Если сюда соберётесь — не светите камерой и не гуляйте после захода солнца. Это я так, на всякий случай. У меня проблем не было.

32 Или просто купите тур, ежели сцыкотно.

33 В 1998 году было подписано Белфастское соглашение, по которому католики и протестанты были официально уравнены в правах, регион получил автономию и несколько межирландских советов, а республика Ирландия отказалась от притязаний на северную часть острова.

Сегодня здесь «спокойно». Гражданская война в Северной Ирландии закончилась совсем недавно, но в то же время и давно — в 1998 году. Тридцатилетний открытый конфликт между католиками и протестантами, ирландцами и англичанами, лоялистами и республиканцами был завершён, хотя суть проблемы никуда не делась. Напряженная атмосфера чувствуется и сегодня, да это видно и по фотографиям.
Но Дерри — цветочки. Белфаст, вот где реальная жесть. Дальше мы туда и отправимся!
Метки: Великобритания, Дерри, Европа, Ирландия, Фото, Фотопоездки, война, гетто, города, история, квадрокоптер

Протестантизм в Северной Ирландии

Кентерберийский собор на картине 1821 года — один из символов британского протестантизма

Протестантизм в Великобритании — крупнейшее направление христианства в стране. По данным исследовательского центра Pew Research Center (англ.)русск. в 2010 году в Великобритании проживало 33,82 млн протестантов, которые составляли 54,5 % населения этой страны. Согласно этому же источнику, по числу протестантов Великобритания находится на шестом месте в мире и на первом месте в Европе.

Этнически, протестантами являются большинство верующих англичан, шотландцев, валлийцев, корнцев, американцев, ямайцев, африканеров, цыган, шведов, корейцев, немцев, датчан, норвежцев, финнов, йоруба, голландцев и др.

В XIX веке Великобритания была мировым центром глобального распространения протестантизма, действуя через многочисленные миссионерские общества (такие, как Лондонское миссионерское общество, Церковное миссионерское общество, Внутренняя китайская миссия, Баптистское миссионерское общество). В настоящее время (2001 год) 10,7 тыс. британских поданных служат миссионерами в 198 странах и территориях мира, что делает Британию самой «миссионерской» страной Европы.

Исторический обзор

См. также: Реформация в Англии и Реформация в ШотландииКороль Англии Генрих VIII провёл в стране «Реформацию сверху»

Христианство проникло в Великобританию, предположительно, во II веке. Сохранились упоминания о смерти первого британского мученика — Альбана (III или нач. IV века). Распространению христианства на Британских островах способствовали Ниниан, Патрик и Колумба. В течение последующих столетий кельтская церковь постепенно подчинилась Риму.

Предтечей Реформации в Англии называют библейского переводчика Джона Уиклифа. Однако, непосредственный разрыв с папством осуществил в личных целях английский король Генрих VIII. При нём архиепископом Кентерберийским был выбран Томас Кранмер — один из отцов английской Реформации. Дальнейшие реформы церкви в направлении протестантизма были осуществлены в правлении Эдуарда VI. После краткой католической реставрации при Марии I, прозванной «Кровавой Марией» и «Марией католичкой», на трон взошла Елизавета I, при которой английская церковь окончательно выбрала «средний путь» между католицизмом и кальвинизмом.

В 1559 году проповедь радикального протестанта Джона Нокса в Шотландии спровоцировала начало протестантской революции, впоследствии приведшей к созданию пресвитерианской в вероучении Церкви Шотландии. Позже, в Великобритании и Северной Ирландии возникнут другие кальвинистские организации — Конгрегационалистский союз Ирландии (1829), Свободная церковь Шотландии (1843), Союз уэльских индепендентов (1872, конгрегационалисты), Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (1893), Объединённая свободная церковь Шотландии (1900), Не-подписывающая пресвитерианская церковь Ирландии (1910, восходит к общинам, не подписывающим при рукоположении Вестминстерское исповедание веры), Свободная пресвитерианская церковь Ольстера (1951), Ассоциация пресвитерианских церквей Шотландии (1989), Свободная церковь Шотландии (продолжающаяся) (2000 год). В 1972 году пресвитерианская и конгрегационалистская церкви Англии объединились, создав Объединённую реформатскую церковь. Позже к ним присоединились Реформаторская ассоциация церквей Христа (1981) и Конгрегационалистский союз Шотландии (2000). Не присоединившиеся общины создали Евангельское братство конгрегационалистских церквей (1967) и Конгрегациональную федерацию (1972).

Жена Джона Баньяна ходатайствует об его освобождении из тюрьмы (картина 1874 года)

В 1609 году часть английских пуритан во главе с Джоном Смитом переселились в Амстердам, где среди них, под влиянием меннонитов, была образована первая в мире баптистская община. Через три года, в 1612 году, часть амстердамских баптистов вернулась на родину в Англию и основала первую баптистскую церковь. Во времена правления в Англии Стюартов баптисты (как и остальные сепаратистские пуритане) находились на нелегальном положении. Самыми выдающимися предводителями пуритан были Джон Мильтон и Джон Баньян, отсидевший три тюремных срока. Продолжающиеся преследования пуритан стали главной причиной их массового переселения в Северную Америку, продолжавшегося весь XVII век.

В середине XVII века в Англии зародилось ещё одно религиозное движение — квакеры. К 1660 году численность квакеров достигла 80 тыс. человек.

Первый лютеранский приход в Великобритании был образован в 1668 году для иностранцев, проживающих в Лондоне. Через пять лет была построена первая лютеранская кирха. В 1948 году в стране был создан Лютеранский совет Великобритании, объединивший различные этнические приходы (немецкие, латышские, норвежские, датские, эстонские, шведские, финский, исландский, венгерский). Широкую автономию в совете имеет Лютеранская церковь в Великобритании (образована в 1962), объединяющая англоязычные приходы, а также приходы, использующие польский, китайский, суахили, амхарский и эритрейский языки. В 1954 году была создана независимая Евангелическая лютеранская церковь Англии.

В XVIII веке под влиянием Джона Уэсли в лоне англиканской церкви возникло движение, стремившееся возродить церковь и вернуть её ко временам раннего христианства. Впоследствии, движение вылилось в создание методистской церкви.

«Цитадель» Армии Спасения, построенная в 1893-96 гг. (фото сер. 1970-х годов)

В 1829 году в английском Плимуте появилась первая в мире церковь плимутских братьев. В 1865 году методистский священник Уильям Бут основал в Лондоне благотворительную организацию, со временем переименованную в Армию Спасения.

Уильям Айнгс, уроженец Англии, принял в США адвентизм и в 1878 году вернулся на родину, став первым адвентистским миссионером в Великобритании. В 1880 году адвентисты крестили первых английских верующих, ещё через три года в Саутгемптоне была организована первая в стране адвентистская церковь. К 1953 году в стране было 7 тыс. адвентистов, к 1978 году, благодаря иммиграции эта цифра выросла до 13 тыс. верующих.

Пионером пятидесятнического движения в Великобритании называют англиканского священника Александра Бодди (1854—1930). Участник Уэльского пробуждения, Бодди заинтересовался новостями о пятидесятническом пробуждении в Норвегии, лично встретился с Томасом Барраттом в 1906 году и убедил его посетить Англию. В 1915 году братья Джеффрис стали у истоков Пятидесятнической церкви «Елим», в следующем году Даниэл Уильямс основал Апостольскую церковь. Первая британская Ассамблея Бога была создана в 1924 году в Бирмингеме. Во второй половине XX века в Великобритании появились ряд независимых неопятидесятнических движений. В 1969 году Ноэл Стэнтон основал «Армию Иисуса», в 1974 году Роджер Форстер — Христианское братство «Ихтус». В 1980 году Терри Вирго основал сеть апостольских церквей «Новые рубежи». Джеральд Коутс является основателем и лидером движения «Пионер», Барни Кумбс — сеть церквей «Соль и свет».

Современное положение

Богослужение в англиканском Соборе святого Павла, 2008 год

Численность и доля протестантов в общем населении Великобритании снижается. Происходит это за счёт массового оттока верующих из традиционных протестантских союзов страны. Исследование, проведённое в 2005-10 годах показало, что число членов методистских и пресвитерианских церквей сократилось в указанный период на 19 %; англиканских и баптистских — на 5 %. Среди крупных конфессии рост был зафиксирован только у пятидесятников (27 %). Согласно прогнозам, численность британских протестантов продолжит снижаться и далее.

Англиканство

Крупнейшей церковью страны остаётся Церковь Англии (Church of England), насчитывающая 25 млн верующих и 16,2 тыс. приходов. При этом, воскресные богослужения в приходах Церкви Англии еженедельно посещают лишь 1 млн человек. На территории Шотландии действует Шотландская епископальная церковь (Scottish Episcopal Church) (44,3 тыс.). Англикане Уэльса объединены в Церковь Уэльса (Church in Wales) (78 тыс.). Ещё одна англиканская церковь — Церковь Ирландии (Church of Ireland) (365 тыс.) действует на территории острова Ирландия; примерно 35 % прихожан церкви являются жителями Республики Ирландия, остальные 65 % — британцы из Северной Ирландии.

Кальвинизм

Вторую (после англикан) конфессиональную группу в Великобритании представляют пресвитериане, реформаторы и конгрегационалисты (1,85 млн в 2005 году). Церковь Шотландии (Church of Scotland) насчитывает свыше 1,5 тыс. приходов и 1,149 млн верующих. На острове Ирландия служит Пресвитерианская церковь Ирландии (Presbyterian Church in Ireland) (240 тыс., 545 приходов), при этом подавляющее большинство её прихожан (96 %) являются жителями британской Северной Ирландии, а остальные 4 % верующих — жителями Республики Ирландия. Пресвитериане Уэльса объединены в Пресвитерианскую церковь Уэльса (Presbyterian Church of Wales) (28 тыс.). Объединённая реформатская церковь (United Reformed Church) сообщает о 68 тыс. верующих в 1,5 тыс. приходах, объединяет в себе как пресвитериан Англии и часть пресвитериан Уэльса, так и часть конгрегационалистов Англии, Уэльса и Шотландии. Не вошедшие в ОРЦ конгрегационалисты Англии, Шотландии и часть конгрегационалистов Уэльса образуют Конгрегационалистскую федерацию (Congregational Federation) (10,9 тыс.). Конгрегационалисты Ирландии образуют Конгрегационалистский союз Ирландии (Congregational Union of Ireland) (3,1 тыс.)

Другими церквами этой конфессии являются Союз уэльских индепендентов (Union of Welsh Independents) (23 тыс.), Свободная церковь Шотландии (Free Church of Scotland) (12,5 тыс.), Свободная пресвитерианская церковь Ольстера (Free Presbyterian Church of Ulster) (10 тыс. в Северной Ирландии), Евангельское братство конгрегационалистских церквей (Evangelical Fellowship of Congregational Churches) (5 тыс.), Не-подписывающая пресвитерианская церковь Ирландии (Non-subscribing Presbyterian Church of Ireland) (4 тыс.), Объединённая свободная церковь Шотландии (United Free Church of Scotland) (3,2 тыс.), Ассоциация пресвитерианских церквей Шотландии (Associated Presbyterian Churches) (2,2 тыс.), Свободная пресвитерианская церковь Шотландии (Free Presbyterian Church of Scotland) (1,2 тыс.), Свободная церковь Шотландии, продолжающаяся (Free Church of Scotland (Continuing)) (1 тыс.), Реформаторская пресвитерианская церковь Ирландии (Reformed Presbyterian Church of Ireland), Евангельская пресвитерианская церковь (Evangelical Presbyterian Church in England and Wales) и др.

Пятидесятничество

Пятидесятнический храм в Лондоне (здание бывшего кинотеатра)

Самой быстрорастущей конфессией страны являются пятидесятники (ок. 1 млн). В 1981 году в Великобритании было 98 тыс. пятидесятников. Пятидесятническая церковь «Елим» насчитывает 138 тыс. верующих. Британские Ассамблеи Бога посещают 68 тыс. человек (в Англии — 56 тыс., в Шотландии — 4,3 тыс., в Уэльсе — 3,8 тыс., в Ирландии — 4 тыс.). Апостольской церкви Великобритании принадлежат 10 тыс. жителей страны. Другими международными пятидесятническими союзами являются Новозаветная церковь Бога (28 тыс. взрослых, крещённых членов, 110 приходов), Церковь Бога пророчеств (61 приход, 5 тыс. членов), Объединённая пятидесятническая церковь (51 приход), Церковь четырёхстороннего Евангелия (28 приходов). Значительное число пятидесятников являются прихожанами «этнических» церквей; это афро-карибские пятидесятники (56 тыс. в 2000 году), афро-карибские пятидесятники-единственники (55 тыс. в 2000 году), Цыганское евангельское движение (40 тыс. в 2000 году).

Евангелист неопятидесятнической «Армии Иисуса» проповедует на улице

Стремительно растёт число сторонников пятидесятничества среды выходцев из Африки. Так, африканцы составляют большинство верующих в лондонском «Кенсингтонском храме» (15 тыс. прихожан, объединённых в 50 церквей-ячеек). Африканцы составляют большинство и в Кингсвэйском международном христианском центре (12 тыс. прихожан), претендующем на статус самой крупной церкви Западной Европы. Церковь Пятидесятницы из Ганы создала в стране 112 приходов. Нигерийская Искупленная христианская церковь Божья (80 тыс. взрослых, крещённых членов) открыла в Великобритании более 670 церквей, самой крупной из которых является лондонский «Дом Иисуса» в Брент-Кроссе (3,5 тыс. прихожан). Ряд других лондонских мегацерквей также являются пятидесятническими. Это Хиллсонг-Лондон (10 тыс.), Церковь «Новое вино» в Вулидже (5 тыс.), Городская церковь «Руах» в Брикстоне (4,2 тыс.) и др.

Отдельную группу составляют независимые британские неопятидесятнические церкви и движения (285 тыс.), такие как «Новые рубежи» (30 тыс. полноправных членов), «Армия Иисуса», Христианское братство «Ихтус», движение «Пионер», движение «Соль и свет» и др. В стране действуют также и международные неопятидесятнические церкви (Ассоциация церквей Виноградника, Всемирная церковь «Царство Божие» и др.).

Методизм

Самой крупной методистской организацией является Методистская церковь Великобритании (Methodist Church of Great Britain) (309 тыс.). В стране также действует Методистская церковь Ирландии (Methodist Church in Ireland) (49,4 тыс., большинство из которых жители Северной Ирландии) и ряд весьма малочисленных методистских церквей (Свободная методистская церковь и др.). Наиболее влиятельны методисты в северо-восточных районах страны, а также в западной части Мидлендса и Корнуолле. Тем не менее, численность методистов неуклонно снижается — в 1981 году в Великобритании было 1,4 млн верующих данной конфессии. Только за 2005-10 года Методистская церковь в Британии вынужденно закрыла 310 приходов.

Баптистская церковь в Бристоле

К методистам примыкает ряд перфекционистских церквей, самой крупной из которых является церковь назарян (4 тыс.). Армия спасения насчитывает 60 тыс. последователей, (при этом в 1981 году в ней было 100 тыс. активных членов).

Баптизм

Немало в Великобритании и баптистов (265 тыс.). Крупнейшая баптистская организация страны — Баптистский союз Великобритании (Baptist Union of Great Britain) насчитывает 129 тыс. крещённых членов в 1994 церквах (2012 год). Помимо этого, в 2010 году в церкви союза посещали 78,6 тыс. детей. Численность верующих данной организации также сокращается; в 1981 году в союзе было 153 тыс. полноправных членов. Другими крупными баптистскими организациями в Великобритании являются Баптистский союз в Шотландии (Baptist Union of Scotland) (11,2 тыс. членов и 167 церквей), Баптистский союз Уэльса (Baptist Union of Wales) (12,4 тыс. и 406 церквей) и Ассоциация баптистских церквей Ирландии (Association of Baptist Churches in Ireland) (8,5 тыс. членов, большинство из которых — жители Северной Ирландии). В стране имеются и другие, весьма малочисленные, баптистские союзы — Старый баптистский союз (Old Baptist Union), Союз баптистов седьмого дня (Seventh Day Baptists) и др.

Лютеранство

Большинство лютеранских церквей (183,5 тыс.) входят в Лютеранский совет Великобритании (179 тыс.). Лютеранская церковь в Великобритании (Lutheran Church in Great Britain) объединяет ок. 3 тыс. верующих, в Евангелической лютеранской церкви Англии (Evangelical Lutheran Church of England) 1,5 тыс. прихожан.

Прочие направления

В стране представлены обе ветви плимутских братьев — «открытые» (105 тыс.) и закрытые (26 тыс.). Церковь адвентистов седьмого дня сообщает о 28,8 тыс. членах в 239 церквах. В Великобритании также действуют:

  • общины квакеров (16,7 тыс.)
  • Британская провинция Моравской церкви (British Province of the Moravian Church),
  • общины Новоапостольской церкви
  • Генеральной ассамблея Унитарианских и Свободных Христианских Церквей (General Assembly of Unitarian and Free Christian Churches) и и др.

Примечания

  1. Christian Population as Percentages of Total Population by Country (англ.) (недоступная ссылка). Pew Research Center (January 2011). Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 7 января 2012 года.
  2. Melton, 2005, p. 551.
  3. 1 2 3 4 5 Patrick Johnstone, Jason Mandryk. United Kingdom // Operation World 2001. — London: Paternoster Publishing, 2001. — 798 p. — (Operation World Series). — ISBN 1-8507-8357-8.
  4. Melton, 2005, p. 550.
  5. William H. Brackney. Chronology // The A to Z of the Baptists. — Scarecrow Press, 2009. — P. xxvii. — 712 p. — ISBN 0810870711.
  6. Margery Post Abbott. Britain // Historical Dictionary of the Friends (Quakers). — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2011. — P. 52-54. — 592 p. — ISBN 0810870886.
  7. Chronology // Historical dictionary of the Salvation Army. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, Incorporated, 2006. — P. xix. — 798 p. — ISBN 0-8108-5344-2.
  8. Gary Land. Great Britain // Historical Dictionary of Seventh-Day Adventists. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2005. — P. 116—117. — 419 p. — ISBN 0810853450.
  9. 1 2 3 4 Dr. Peter Brierley. No15 UK Christianity 2005-2015 (англ.) (недоступная ссылка). Brierley Consultancy. Дата обращения 26 июня 2014. Архивировано 26 февраля 2014 года.
  10. Church of England (англ.). World Council of Churches. Дата обращения 26 июня 2014.
  11. Facts and Stats of the Church of England (англ.). The Church of England. Дата обращения 26 июня 2014.
  12. Scottish Episcopal Church (англ.). World Council of Churches. Дата обращения 26 июня 2014.
  13. Church in Wales (англ.). World Council of Churches. Дата обращения 26 июня 2014.
  14. Church of Ireland (англ.). World Council of Churches. Дата обращения 26 июня 2014.
  15. Robert Benedetto, Donald K. McKim. Appendix 3. Global Demographics of the Reformed Church // Historical Dictionary of the Reformed Churches. — Lanham, Maryland: Scarecrow Press, 2009. — P. 548-560. — 790 p. — ISBN 0810870231.
  16. Church of Scotland (англ.). World Council of Churches. Дата обращения 26 июня 2014.
  17. (англ.). Presbyterian Church in Ireland. Дата обращения 26 июня 2014.
  18. The Presbyterian Church of Wales (англ.). The Presbyterian Church of Wales. Дата обращения 26 июня 2014.
  19. Who we are (англ.) (недоступная ссылка). The United Reformed Church. Дата обращения 26 июня 2014. Архивировано 30 января 2013 года.
  20. Congregational Federation (англ.). reformiert online (26 May 2005). Дата обращения 26 июня 2014.
  21. Congregational Union of Ireland (англ.). reformiert online (5 March 2004). Дата обращения 26 июня 2014.
  22. Union of Welsh Independents (англ.) (недоступная ссылка). The Council for World Mission Europe. Дата обращения 26 июня 2014. Архивировано 31 августа 2014 года.
  23. The Associated Presbyterian Churches of Scotland (англ.). reformiert online (8 April 2003). Дата обращения 26 июня 2014.
  24. BBC — Religion — Christianity: Pentecostalism (англ.). BBC (British Broadcasting Corporation) (2 July 2009). Дата обращения 26 июня 2014.
  25. 1 2 3 4 Религия в современном мире. Великобритания // Настольная книга атеиста / С. Д. Сказкин. — 9-е. — М.: Издательство политической литературы, 1987. — С. 59-61. — 431 с. — 300 000 экз.
  26. 1 2 3 4 Jason Mandryk. United Kingdom // Operation World: The Definitive Prayer Guide to Every Nation. — 7-е изд. — InterVarsity Press, 2010. — 978 p.
  27. England (англ.). Europe Missions. Дата обращения 26 июня 2014.
  28. Scotland (англ.). Europe Missions. Дата обращения 26 июня 2014.
  29. Wales (англ.). Europe Missions. Дата обращения 26 июня 2014.
  30. Ireland (англ.). Europe Missions. Дата обращения 26 июня 2014.
  31. Elim Pentecostal Church: About — Pentecostal Churches (англ.). Elim Foursquare Gospel Alliance. Дата обращения 26 июня 2014.
  32. Andrew Carswell. Hillsong’s message and music has a resonance worldwide that eclipses that of the church’s Aussie birthplace (англ.). The Courier-Mail (13 July 2013). Дата обращения 26 июня 2014.
  33. Statistical Information (англ.). The World Methodist Council (2012). Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 30 апреля 2013 года.
  34. Membership and Minister Statistics — The Methodist Church in Ireland (англ.). The Methodist Church in Ireland (2012). Дата обращения 26 июня 2014.
  35. Statistics by World Area (англ.) (недоступная ссылка). Church of the Nazarene. Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 10 марта 2014 года.
  36. Flavius Raslau. The Baptist World: Part 2: Where are We? (англ.) (недоступная ссылка) (13 May 2011). Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 18 мая 2013 года.
  37. 1 2 3 Statistics (англ.) (недоступная ссылка). Baptist World Alliance. Дата обращения 15 марта 2014. Архивировано 27 июня 2012 года.
  38. Clive Field. Baptist Union Statistics, 2010 (англ.). British Religion in Numbers (11 February 2011). Дата обращения 26 июня 2014.
  39. 1 2 2011 World Lutheran Membership Details (англ.). Lutheran World Federation (15 January 2012). Дата обращения 15 марта 2014.
  40. United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (англ.). Adventist Atlas (2011). Дата обращения 26 июня 2014.
  41. Friends World Committee for Consultation. World Distribution of Quakers, 2000 (англ.). QuakerInfo.com (2000). Дата обращения 26 июня 2014.

Ирландская диаспора

После 1840 г. эмиграция стала массовой и постоянной. Считая тех, кто отправился в Великобританию, около 10 миллионов ирландцев мигрировали после 1700 года. Общий поток мигрантов был больше, чем само население Ирландии в 1830-е. С 1830 по 1914 год, почти 5 миллионов ирландцев отправились в одни только Соединённые Штаты. В 21 веке, по оценкам демографов, около 80 миллионов человек во всём мире имеют ирландское происхождение, среди них 41 млн американцев, которые указывают своим основным этническим происхождением именно ирландское.

Такие страны, как Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, ЮАР, а также Барбадос и Ямайка, имеют в своём национальном составе большое количество людей ирландского происхождения, которые зачастую составляют основу католической церкви этих стран.

Большие ирландские общины существуют и в некоторых европейских странах, например, в Испании, Франции и Германии.

Основной причиной эмиграции считается Ирландский картофельный голод 1840-х годов. Именно он вынудил миллионы ирландцев бежать из страны. ирландия история население культура

Термин «ирландская диаспора» интерпретируется по-разному. Один из вариантов предлагает само ирландское правительство: членами ирландской диаспоры являются все лица ирландского происхождения, проживающие за пределами острова Ирландия. Эта интерпретация подразумевает всех ирландских граждан, которые эмигрировали за границу и их детей, которые являются гражданами Ирландии по происхождению и в соответствии с ирландским законодательством. В рамках данного юридического определения ирландская диаспора гораздо меньше — около 3 млн человек. Ирландское правительство признаёт и другую интерпретацию этого термина, по которой численность ирландской диаспоры достигает 80 млн человек, однако, она не признаёт никаких правовых обязательств по отношению к этим лицам.

Религия в Ирландии

Основной религией в Ирландии является христианство. Основная конфессия — католицизм, который исповедует более 73 % населения страны. Большинство остального населения придерживается одной из различных протестантских конфессий, крупнейшей из которых является Англиканская церковь Ирландии. Численность мусульманской общины растёт в основном за счёт иммиграции. Еврейская община на острове малочисленна.

Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда, второй по численности является община протестантов, и вместе они охватывают подавляющее большинство населения острова. Между прочим, считается, что цвета ирландского флага символизируют католицизм (зелёный), протестантизм (оранжевый) и единство и согласие между ними. Зелёный цвет на флаге является традиционным цветом Ирландии и восходит к гэльской традиции, символизирует традиционное католическое общество Ирландии. Оранжевый, как цвет протестантов, происходит от Вильгельма Оранского, предводителя протестантов на Британских островах.

Ниже приведена диаграмма данных о религиозной ситуации в Ирландии на 2006

Сохранилось не столь много сведений о дохристианских ирландских верованиях. Чаще всего их объединяют с кельтскими религиозными верованиями и практиками. Религия кельтов была политеистической и анимистической. О кельтском многобожии известно сравнительно мало, в значительной степени вследствие того, что языческие кельты ничего не писали о своей религии. Тем не менее, можно изучать их религию благодаря литературе раннего христианского периода, комментариям классических греческих и римских ученых и археологическим находкам.

Другие литературные источники были созданы в населённых кельтами странах — Уэльсе и Ирландии во времена христианского средневекового периода, спустя несколько веков после исчезновения кельтского язычества. Эти источники представлены в форме мифологических преданий.

Ирландская мифология входит в корпус мифологии кельтской. К ирландской эпической традиции, дошедшей до нас в средневековых рукописях, относятся саги, которые условно можно поделить на четыре группы, или цикла, а именно:

1. Мифологический цикл;

2. Уладский цикл;

3. Цикл Финна (или Оссиана);

4. Исторический цикл.

В сагах так называемого Мифологического цикла все главные персонажи принадлежат к Tuatha De Danann, «Племенам богини Дану», легендарному народу, который, как принято считать, победил фоморов и заселил Ирландию перед тем, как туда приплыли сыновья Миля, предки ирландцев, вытеснивших Племена богини Дану. Саги Уладского цикла (цикла «Красной ветви») посвящены главным образом войнам короля Конхобара из Ульстера (Улада), и, в первую очередь, жизни и деяниям самого знаменитого из них — Кухулина. Саги, относящиеся к Циклу Финна, повествуют о герое Финне Мак Кумале и его воинах (фениях). Этот цикл называют иногда Циклом Оссиана, так как большинство входящих в него поэтических текстов традиционно приписывается сыну Финна Ойсину, или Оссиану (под этим именем он известен благодаря «Песням Оссиана» Джеймса Макферсона). Так называемый Исторический цикл — самый пестрый, в него входят разрозненные саги, группирующиеся вокруг отдельных верховных или местных королей Ирландии. При этом в каждом из четырех названных циклов содержится эпический материал, восходящий к общему индоевропейскому наследию и предположительно являвшийся компонентом духовной традиции кельтских народов в эпоху до переселения на эти острова. Однако в трудах средневековых ирландских монахов-историков главные персонажи эпических преданий выстроены в единую хронологическую цепь — от времен потопа до начала вторжения в Ирландию викингов. Правление короля Конхобара в Ульстере относят к первому веку до н.э.; Финн и его воины жили и сражались во времена короля Кормака Мак Арта, который был верховным королем Ирландии, вероятно, в III в. н. э.; предания же, относящиеся к Историческому циклу, группируются вокруг королей, правивших Ирландией в II — VIII вв. н. э.

Считается, что с 432 года Святой Патрик, уроженец Римской Британии, начал распространять среди ирландцев христианство. В соответствии с так называемой «поздней традицией» (первая запись датируется 1726 годом) растение белого клевера использовалось святым Патриком для иллюстрации догмата Святой Троицы. Посмертный характер этой легенды (возникшей спустя 1200 лет после смерти святого Патрика), а также отсутствие соответствующих подтверждений в записях самого святого, заставляют задуматься о вопросах ее достоверности.

Утверждение в Ирландии христианства в V веке стало рубежом не только в ее собственной истории, но и в жизни всего кельтского мира, на огромных территориях которого не осталось больше ни одного уголка, питающегося исключительно собственными традициями. Завоевание Ирландии, для которого некогда, по мнению Тацита, у Рима не хватило всего одного легиона, совершилось новой религией мирно, безболезненно и оказалось на редкость прочным. Последнее утверждение давно сделалось общим местом научных исследований и популярных работ, и все же с ним стоит обходиться повнимательней.

Религия в Северной Ирландии

Северная Ирландия — это отдельная история. Данная область поделена на католиков и протестантов (согласно результатам последней переписи населения, протестантов — 53 процента, католиков — 44 процента). На протяжении последних сорока лет численность католиков постепенно растет, протестантов становится меньше. И все же это протестантский регион — протестантизм там зародился в XVI веке, с появлением британских поселенцев. Религия, политика и повседневное бытие в Северной Ирландии неразделимы. Даже сегодня, в редкий период относительно прочного мира, жизнь в регионе идет под знаком религиозного раскола. В зависимости от вероисповедания североирландцы выбирают место жительства (район в городе, деревню или район в сельской местности), супругов, школы для своих детей, футбольные команды, за которые они болеют. Что касается конфессий в Северной Ирландии, на этой арене конкуренцию Римско-католической церкви составляют две крупные протестантские организации: пресвитерианская церковь Ирландии, ведущая свою историю от шотландских поселенцев XVII века, и ирландская церковь (независимая англиканская церковь).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *