Религия в Калмыкии

Калмыки вошли в топ-5 самых воинственных народов планеты

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали, комментирует свой топ-5 “Русская Семерка”.

Вышеперечисленные “племена” наряду с калмыками не сравниваются между собой по каким-либо показателям рейтинга. Но калмыки идут в этом списке под номером 4 (после маори, гурков и даяков).

“Среди народов России, одни из самых воинственных – калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится, как «отколовшиеся», что обозначает ойратов, не принявших ислам. Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев. Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска великого полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана. В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии, и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и отныне с XVII века – калмыки стали постоянными участниками в русской армии. Говорят, что боевой клич «ура», когда-то произошел от калмыкского «уралан», что значит «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовало 3 калмыцких полка, численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высшими орденами России”, пишет сайт.

О других “племенах” в публикации также дается подобная небольшая справка, из ярких и кровавых деталей долженствующих составить достаточно стереотипный образ “самых воинственных”.

Между тем, один из комментаторов отмечает: “Калмыки – это те же самые западные монголы – торгуты, дурбуты и ойраты. Это хан Аюш, после поражения от царицы Монголии Мандухай они откочевали на запад, 15-й век (царица Мандухай собиралась обьеденить обратно монголов, а торгуты и ойраты воспротивились и убили сына царицы, и жестоко поплатились) и по сей день монголы и калмыки прекрасно могут разговаривать между собой язык почти одинаковый – как русский и украинский”.

Интересно, что сами представители калмыцкого народа – действительно одного из монгольских – не спешат отрицать соотнесение с “племенами, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры”.

Более того, в комментариях недавней публикации АРД “Героя России Вячеславу Мархаеву” – о бурятском полковнике, представить к высокому воинскому званию которого просят ветераны Чеченской войны, некоторые читатели из Калмыкии посчитали обойденными вниманием и героев-этнических калмыков.

“В Калмыкии всем известен подвиг Санала Хантыева в первую чеченскую войну. Был простым солдатом-срочником. Его взвод на четырех БТРах попал в засаду. Два последних были повреждены и не могли продолжать движение. Офицеры бросили солдат и сбежали на двух оставшихся машинах. Боевики окружили солдат, предлагая сдаться.

В таких условиях молодой 19-летний парень взял командование на себя. Вдохнул уверенность в своих сослуживцев и руководил обороной до подхода наших войск. Через двое суток подошла подмога. В родной части думали, что они погибли. Командование представило его к званию Герой России, но наградили солдата раненного в том бою, русского по национальности. Санала Хантыева наградили орденом Мужества. Он мог бы стать первым Героем России за Чеченскую компанию.

Двум калмыкам за Чеченскую компанию было присвоено звание Героя Российской Федерации! Это Николай Баиров (посмертно) и Баатр Гиндеев!”, пишет читатель АРД из Калмыкии. Вполне справедливо замечая, что наш сайт – общемонгольский.

Особенности Элисты

Неофициальное название города звучит как буддийская столица России. В некоторых источниках есть информация, что и всей Европы. Это происходит благодаря тому, что в Элисте находится большое количество различных пагод, статуй Будды и молельных ступ. В калмыцкие храмы часто наведывался даже сам Далай-лама.

Еще одной отличительной особенностью города стали шахматы и все интересные традиции, которые связаны с этим видом спорта. Их привил населению первый президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Чтобы оставить след в истории, здесь возведен Шахматный город, в котором установлен памятник знаменитому Остапу Бендеру. В Элисте сосредоточено много различных скульптур, статуй, постаментов и памятников. Каждое творение отличается своей красотой, историей, грацией, а также уникальной задумкой. Здесь можно легко встретить рядом новые европейские скульптуры и буддийские статуи. Власти города заботятся об их сохранности и о том, чтобы они представляли собой единый интересный ансамбль.

Благодаря этим стараниям облик города становится интересным и запоминающимся как для местных жителей, так и для приезжих гостей, которых не перестает удивлять необычная, а местами даже забавная архитектура.

Элиста находится в том же часов поясе, что и столица России. Город занимает площадь 93 квадратных метров и вмещает в себя население более 100 тысяч человек. Здесь присутствуют различные народы и национальности. Преобладающее большинство людей, проживающих на данной площади, составляют русские и калмыки. Религий на данной территории также несколько видов, но самой распространенной остается буддизм.

В столице Калмыкии степной и резко континентальный климат. Поэтому осадков в течение года здесь выпадает мало, а средняя температура по всей площади страны достигает 8 градусов. Влажность находится на уровне 20%, воздух – сухой. Лето в Элисте очень жаркое и длится относительно долго. С приходом осень начинают идти дожди. В этот период степь начинает оживать. Зима в городе не сохраняется на долго. Отличительной особенностью данной поры года становятся ветра, которые постоянно меняют свое направление. С приходом весны всю территорию покрывают красивые цветущие тюльпаны.

История столицы Калмыкии

Город берет свое название от слова «элст», которое переводится с калмыцкого языка как песок. В 19 веке император Николай I издает новый указ. Он подразумевал под собой облесение калмыцкой степи, зачем люди и стали переезжать в подобную местность. На территории будущей Элисты стали возводится поселки. В них должны были жить рабочие, задание которых было сажать лес. Официальной датой основания Элисты является 1865 год. В этом время здесь находилось 15 дворов. Село стало быстро набирать популярность и через короткий промежуток времени тут уже проходили самые большие ярмарки.

После того как установилась советская власть в 1920 году образовывается Калмыцкая автономная область. Ее административным центром сначала стала Астрахань. Но спустя 5 лет было принято решение перенести его в Элисту. С 1927 года стали разрабатывать новый план города. В него также вошло одноименное село, которое здесь располагалось изначально. В 1930 году на карте России официально появился город Элиста.

Великая Отечественная война оставил мрачный след в истории города. Немецкие войска с августа по декабрь 1942 оккупировали территорию. После того как фашисты покинули город, от него осталось всего несколько построек. Практически вся Элиста сгорела, от жилых домов, скверов, предприятий и других зданий не осталось ничего. Из уцелевших и значимых для истории построек остались:

  • Крестовоздвиженская церковь, год построения дотируется 1897;
  • Красная школа. Здание было возведёно в 1907 году.

Они обе дошли до наших дней и представляют собой 2 самые старые постройки в столице Калмыкии.

В 1944 году Элисту переименовывают в Степной. С этого дня большего не существовало Калмыцкой автономии. В это время город Степной стал центром Степновского района, который территориально принадлежал к Ставропольскому краю. Все выжившее население Калмыкии ожидало своей печальной участи. Часть людей должны были уехать в Сибирь, остальные – переселиться на территорию дальнего Востока. Город пришел в упадок и восстанавливать его было просто некому.

Такое положение дел продлилось вплоть до 1957 года. В этот период республика Калмыкия празднует свое повторное создание. Город Элиста стал восстанавливать из руин. В скором времени он начал активно развиваться в промышленном и культурном направлении.

За 20 лет, начиная с 1960 года 20 века, здесь создается железнодорожная ветка, которая соединила город с селом Дивное. В этом временном промежутке город построил такие важные объекты, как:

  • аэропорт;
  • университет;
  • национальная библиотека;
  • театр.

Город стал не только развивать свою инфраструктуру и преуспевать в строительстве, но и наполнятся духовно. Начиная с 1988 года в Элисте регистрируются буддийские общины. Это стало благоприятным материалом для того, чтобы в городе стали появляться храмы, монастыри, буддийские школы. Период можно смело охарактеризовать как духовное возрождение Элисты и Калмыцкой республики.

Численность и состав населения Элисты

Первые статистические данные с момента основания о численности населения российского города появились в далеком 1880 году. На то время в селе Элиста были зарегистрированы 331 человек. Со временем населенный пункт стал уверенно разрастаться и активно развиваться. Уже через 8 лет здесь назвали численности в 3 раза больше первоначально живших людей.

Отметку в 10 000 человек город отметил в 30-е года 20 века. В 1973 году официальные данные смоги назвали цифру 50 000 жителей в столице Калмыкии. Причину скачка можно объяснить тем, что люди в послевоенное время стали возвращаться на свою землю. Здесь стала развиваться промышленность, открываться заводы и различные предприятия, что сподвигло людей из ближайших сел, деревень и небольших городов перебираться на постоянное место жительство в столицу Калмыкии. А уже 1980 году число людей, постоянно проживающих на территории Элисты, перевалило отметку в 100 000 человек. Высокий темп роста численности населения объясняется правильно выбранным курсом развития, который стал быстро набирать обороты.

Последние актуальные данные были предоставлены на дату 1 января 2017 года. На эту дату в городе назвали официальную цифру более 103 тысяч человек. Значит, согласно статистике, Элиста занимает 166 строчку в рейтинге страны по численности населения. На сегодняшний день это единственное место на территории Калмыкии, где проживает более ста тысяч человек.

Данные о составе нации в этом городе собираются с начала 1939 года, а не с момента его основания. Факты говорят о том, что в то время здесь проживало всего чуть больше семнадцати тысяч человек. Преобладающее число местных жителей составляли русские люди. Их насчитывалось около 13 тысяч или 75% от общего числа проживающих людей. Второе место занимал коренной народ, который назывался калмыки, составлял лишь 20%. Оставшиеся 5% жителей складывался из таких народов, как:

  • украинцы;
  • армяне;
  • казахи.

С быстрым приростом численности города начинает меняться процентный состав нации. В 2010 году здесь уже называется цифра более 103 тысяч человек. Согласно фактам здесь живет:

  • 65% или более 68 тысяч калмык;
  • 25% или менее 26 тысяч русских;
  • 10% остальных национальностей. Преобладающее большинство осталось за украинцами, казахами и армянами.

Любопытно, но информация об Элисте подтверждает, что в 2010 в городе было официально зарегистрировано 309 цыган.

Одним из самых значимых и страшных событий в истории города называют массовое заражение ВИЧ, которое произошло среди местных жителей.

Элиста имеет небольшие размеры, но, несмотря на это здесь открыты различные научно-исследовательские институты, а также высшие учебные заведения, профильные колледжи и техникумы. Сегодня в разных участках города работают в полную силу 6 филиалов, которые принадлежат к университетам федерального уровня. Открыт Калмыцкий государственный университет. На территории города находятся больше 20 школ и различных гимназий. Факты об Элисте говорят, что на культурное развитие города оказывают большое влияние буддизм, традиции и шахматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *