Саамы численность и место проживания

Места проживания

Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России. Так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тысяч кв. км).

У саамов выделяют четыре основных хозяйственно-культурных типа.

К первому относится наиболее многочисленная группа горных саамов, живущих преимущественно в Швеции, в небольшом числе — в Норвегии и Финляндии. Они занимаются главным образом горным оленеводством и ведут кочевую жизнь.

Вторая группа — оседлые приморские или береговые саамы, к которым принадлежит большинство саамов Норвегии. Их основное занятие — морское рыболовство: летом и осенью — промысел сёмги, а весной — прибрежный лов трески.

Третья группа саамов — так называемые лесные. Они населяют в основном лесные области Швеции и Финляндии и занимаются преимущественно охотой на дикого северного оленя и пушных зверей, а также лесным оленеводством. Образ жизни их полукочевой.

Саамы Кольского полуострова представляют собой совершенно самостоятельную этнографическую группу, которую называют Кольскими саамами (лопарями). Их можно отнести к четвёртому типу, определяющемуся сочетанием оленеводства, рыболовства, охоты и полукочевым, а последние десятилетия оседлым образом жизни.

Источники начала XVII века различали среди Кольских саами 4 племенных группы: терскую лопь (район рек Поноя и Иоканги), лешую (лесную) лопь — район реки Канды и Ковдозера, лопь Верхней земли (район Нотозера) и кончанскую лопь (Кильдин, Мотка, Печенга). Эти группы сильно отличались по языку и хозяйственно-бытовому укладу. В древних новгородских, а затем и московских источниках саамов именовали «терская лопь».

>Саамы

Саа́мы (кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; скандинавы и русские называли их лопари, лопляне или лопь) — малочисленный финно-угорский народ, коренной народ Северной Европы.

Расселение и численность

Территория расселения саамов протянулась с востока на запад более чем на полторы тысячи километров — от восточной оконечности Кольского полуострова через север Финляндии и Норвегии до центральной части Скандинавского полуострова. Саамы живут в Норвегии, России, Финляндии, Швеции, а также, в небольшом количестве, на Украине и в Северной Америке.
Общая численность саамов — от 60 до 80 тысяч человек (по оценке Саамского парламента Финляндии — около 75 тысяч человек), из которых в Норвегии проживает от 40 до 60 тысяч, в Швеции — от 15 до 25 тысяч, в Финляндии — от 6 до 8 тысяч, в России — две тысячи человек.
Численность саамов в Российской империи, СССР и России остаётся примерно на одном уровне уже на протяжении более ста последних лет: в 1897 году — 1812 человек, в 1959 году — 1792 человека; по данным на 2002 года в России проживал 1991 саам. Подавляющее большинство саамов в России проживает в Мурманской области (по данным 2002 года — 1769 человек или 89 %). По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность саамов в России составляла 1771 человек (городское население — 787 человек, сельское — 984).

Центром культурной жизни саамов в России является село Ловозеро. Здесь действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные

Саамские языки

Саамский язык на Кольском полуострове (середина XX века)
Саамские языки относятся к особому подразделению финно-угорских языков уральской языковой семьи, но занимают в ней несколько обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия в финно-угорских языках, в связи с чем некоторые учёные выделяют его в третью, отдельную группу уральских языков наряду с самодийскими и финно-угорскими. С точки зрения антропологии, у саамов мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают сету — загадочную группу людей, живущих неподалёку от Изборска. Учёные с некоторыми оговорками высказывают предположение, что маленькая группа сету, обнаруженная среди балтийских, финских и славянских племён, — «осколок очень древнего населения Европы, может, даже потомки охотников на мамонтов».
Саамский язык-основа распался уже много столетий назад. В настоящее время насчитывается десять разных диалектов — западные (Норвегия, Швеция, часть Финляндии) и восточные (Россия, часть Финляндии), — между которыми образовались настолько большие различия, что взаимопонимание сильно затруднено и финские языковеды считают их отдельными языками (девять живых языков). У шести из них имеются собственные литературные языки. В России были распространены четыре диалекта (языка): йоканьгский (терско-саамский), кильдинский, нотозерский диалект колтта-саамского языка и бабинский (аккала), из них последний в настоящее время (2011) является вымершим.
В Финляндии, как и в Норвегии, саамский язык был признан на официальном уровне лишь в 1992 году, в Швеции ещё позже — в 1999 году.

Алфавит

Первый саамский алфавит был создан на основе латиницы. Первые советские опыты по созданию саамской письменности относятся к концу 1920-х годов. В 1931 был разработан и утверждён унифицированный с алфавитами других народов Севера алфавит на латинской основе. В 1933 и 1934 годах он реформировался. Алфавит 1934 года:
A a B в C c Ç ç Є є D d D̦ d̦ Ʒ ʒ З з E e Ə ə F f G g Ģ ģ H h I i Ь ь J j K k Ķ ķ L l L̡ l̡ M m M̡ m̡ N n N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p R r R̡ r̡ S s Ş ş S̷ s̷ T t T̡ t̡ U u V v V̦ v̦ Z z Z̡ z̡ Ƶ ƶ
Алфавит на основе кириллицы был принят в 1937 году. Он содержал все буквы русского алфавита, кроме Щ щ, а также диграф Нг нг. На нём был издан букварь, после чего издание книг на саамском языке в СССР надолго прекратилось.
В 1970-е годы был поставлен вопрос о восстановлении саамской письменности. Был разработан и принят (в 1982 году) новый алфавит:
А а Ӓ ӓ Б б В в Г г Д д Е е Ё ё Ж ж З з Һ һ
/a/ /*a/ /b/ /v/ /g/ /d//je//jo/ /ʒ/ /z/ /ʰ/
И и Й й Ҋ ҋ Ј ј К к Л л Ӆ ӆ М м Ӎ ӎ Н н Ӊ ӊ
/i/ /j/ // /ç/ /k/ /l/ /ɬ/ /m/ /m̥/ /n/ /n̥/
Ӈ ӈ О о П п Р р Ҏ ҏ С с Т т У у Ф ф Х х Ц ц
/ŋ/ /o/ /p/ /r/ /r̥/ /s/ /t/ /u/ /f/ /x/ /ʦ/
Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ Ыы Ь ь Ҍ ҍ Э э Ӭ ӭ Ю ю Я я
/ʧ/ /ʃ/ /ʃj/ // /ɨ/ /j/ * /e/ /*e//ju//ja/
Полумягкий знак Ҍ (на конце слов и перед следующими согласными) и буквы ӓ, ӭ обозначают полумягкость предыдущих «д», «т», «н».
Саамский язык в других странах
Западносаамская группа южносаамский язык — Норвегия и Швеция
уме-саамский язык (ууме) — Норвегия и Швеция
луле-саамский язык (лууле) — Норвегия и Швеция
пите-саамский язык (пите) — Норвегия и Швеция
северносаамский язык — Норвегия, Швеция и Финляндия
Восточносаамская группа бабинский саамский язык (аккала) † — Россия
кеми-саамский язык † — саамы центральной финской Лапландии
инари-саамский язык — Финляндия
йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) — Россия
кильдинский саамский язык — Россия
колтта-саамский язык — Финляндия, Россия, Норвегия (сколт, включая нотозерский диалект в России)

История саамов

Территория проживания саамов простирается от Северной Норвегии и Швеции через северные области Финляндии до самого Кольского полуострова, принадлежащего России, то есть так называемая Лапландия представляет собой огромную территорию протяжённостью примерно 1500—2000 км и шириной от 200 до 400 км (общей площадью около 400 тысяч км²). Традиционные промыслы саамов — домашнее оленеводство, охота и рыболовство, в меньшей степени земледелие. В период СССР в саамских колхозах развивалось также молочное животноводство и звероводство.

Для исследователей наибольшую загадку представляет происхождение саамов, поскольку саамский и прибалтийско-финские языки восходят к общему языку-основе, но антропологически саамы относятся к другому типу (уральский тип, лапоноидная группа), чем прибалтийско-финские народы, говорящие на языках, находящихся к ним в наиболее близком родстве, но главным образом имеющие балтийский тип. Для разрешения этого противоречия с XIX века было выдвинуто много гипотез. Саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры Комса, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику начиная с IV тысячелетия до н. э. Предположительно в 1500—1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы, когда предки прибалтийских финнов под балтийским и позднее германским влиянием стали переходить к оседлому образу жизни земледельцев и скотоводов, в то время как предки саамов на территории Карелии и Финляндии ассимилировали автохтонное население Фенноскандии. Саамский народ, по всей вероятности, образовался путём слияния многих этнических групп. На это указывают антропологические и генетически различия между живущими на различных территориях этническими группам саамов. Генетические исследования последних лет выявили у современных саамов общие черты с потомками древнего населения Атлантического побережья ледникового периода — современных басков и берберов (общая субгаплогруппа митохондриальной гаплогруппы U). Таких генетических признаков не обнаружено у более южных групп Севера Европы.

Пите-саам из Бейарна (Норвегия) в традиционном саамском костюме
Саамский язык в последующие несколько тысячелетий контактировал с прибалтийско-финскими языками, в первую очередь с финским, а затем со скандинавскими языками и с русским.
Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали всё дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. Вслед за мигрировавшими стадами диких северных оленей предки саамов постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана (это случилось не позже, чем в I тысячелетии н. э.,) и добрались до территорий своего нынешнего проживания. Одновременно они начали переходить к разведению одомашненных северных оленей, но существенным для жизни саамов этот промысел стал только к XVI веку.
Их история в течение последних полутора тысячелетий представляет собой, с одной стороны, медленное отступление под натиском других народов, а с другой стороны, поскольку саамы не создали своего самостоятельного государства, их история является составной частью истории наций и народов, имеющих свою государственность (норвежцев, шведов, финнов, русских), в которых важная роль отводится обложению саамов данью.
Греческий историк Пифей в 325 г. до н. э., вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своём труде «Германия» (Germania) 98 г. н. э. Тацит, говоря о народе фениев (finni), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов и, не расточая особых похвал, изображает их весьма диким народом. В IX веке викинг Халогаланди Оттар упоминает о них в рассказе о Кольском полуострове (terjinns). В русских летописях они впервые упоминаются под 1000 г. («лонь»). В конце XII века датчанин Саксон Грамматик называет саамов искусными лучниками и лыжниками, а также магами и предсказателями.
Название саамов lapp появляется в шведском языке в XII в. и получено, возможно, от викингов, употреблявших его в своих поселениях в окрестностях Ладожского озера. Ранее ими использовался этноним «финны» (finn).
Обложение саамов регулярной данью начинается в большей мере с IX в., когда норвежский конунг предоставил своим приближенным право собирать с саамов дань и торговать с ними. Помимо норвежцев, саамов облагали данью шведы, финны, карелы и русские. Часто бывало так, что за данью, с самого начала состоявшей из пушнины и рыбы, приходили сразу несколько сборщиков. Безжалостное обложение данью, а также продвижение на север норвежских, шведских и финских крестьян оставляло саамам всё меньше земель, пригодных для ведения привычного им образа жизни и хозяйства, они уходили на ещё не обжитые территории. Шведский король уже в середине XIV в. пообещал освободить от уплаты податей тех своих подданных, которые переселятся в Лапландию. То же самое повторилось во второй половине XVII в. при Карле XI.
Право собирать дань короли часто отдавали на откуп своим присным (см. Биркарлы). В Швеции такой порядок был отменён при Густаве I Вазе, и, начиная с этого времени, налоги поступали непосредственно в государственную казну. Право собирать подати с саамов от карел сначала перешло к Новгороду, затем, с конца XV в., к Москве.
В 1251 г. новгородский князь Александр Невский заключил договор с Норвегией, позволявший как Великому Новгороду, так и Норвежскому королевству собирать фиксированную дань с лопарей (не более 5 беличьих шкурок с охотника), живших на территориях Финнмарка и Терского берега. Это двоеданничество приводило к неопределенности статуса данных земель и к периодическим столкновениям между Данией (в унии с которой была Норвегия) и русским государством в XVI—XVII веках (Лапландский спор).
В 1602 году датский король приказал не пропускать русских данщиков в Финмаркен. Ответным шагом кольского воеводы стал аналогичный запрет пропускать датских (норвежских) данщиков на Мурман, пока король не отменит своего указа. Датский король этого не сделал, и, таким образом, с этого года 350-летнее двоеданство лопарей прекратилось. Однако лопари Нявдемского, Пазрецкого и Печенгского приграничных погостов, ежегодно выезжавшие на рыбный промысел в норвежские воды, продолжили «по старине» платить подати и тому, и другому государству.
Необходимым условием оленеводства являлось то, что саамы кочевали с места на место, перегоняя стада оленей с зимних пастбищ на летние. Практически переходу через государственные границы ничто не препятствовало. Основу саамского общества составляла общность семей (siida), которые объединялись на принципах совместного владения землёй, дававшей им средства для существования. Земли выделялась по семьям или по родам.
Обращение в православную веру началось с XI века, но сбор дани шёл гораздо успешнее, нежели распространение новой веры, так как значительное количеств саамов жило на землях, недоступных для большинства других народов. На западных окраинах их владений с XVI века начали строиться лютеранские храмы, в то время как на Кольском полуострове и близлежащих землях в XV—XVI веках основывались православные монастыри, которые закрепощали живших неподалёку саамов, а также часто присваивали лучшие места для ловли рыбы и охотничьи угодья. Православие медленно распространялось среди саамов, и даже в XIX веке среди них ещё встречались приверженцы шаманизма.
Саамы, ставшие подданными Русского государства, с 1764 года считались государственными крестьянами, но им вменялось в обязанность также содержать монастыри. После отмены крепостного права в 1861 году саамы часто становились жертвами торговцев и заимодавцев. Начиная со второй половины XIX в. саамов, так же как североамериканских индейцев, в целях подкупа и обмана всё чаще спаивали алкоголем.
На территориях саамов, находившихся дальше к западу, начиная с 1840-х годов всё больше сторонников приобретало пуританское движение норвежского священника Ларса Леви Лестадиуса, которое вплоть до наших дней пользуется большой популярностью в северных странах. В 1852 г. группой саамов, выступивших с требованием запретить продажу алкоголя, в норвежском городе Каутокейно был убит владелец лавки спиртных напитков и подожжены сама лавка, дом священника и полицейский участок. Это практически единственное в саамской истории выступление, выражавшее протест, было жестоко подавлено. Двоих бунтовщиков казнили, семеро из них умерли в заключении.
Первая книга на саамском языке, представляющая собой карманный молитвенник, была издана в 1619 г., за ней в 1633 г. последовал катехизис. В 1755 г. вновь увидел свет Новый Завет на саамском языке, а в 1811 г. — полный текст Библии.
Жившие южнее современной Лапландии саамы в XVI—XVIII вв. постепенно ассимилировались с другими народами. В середине XVIII в. в Швеции новый размах приобрело движение финских и шведских переселенцев, которое загоняло традиционный хозяйственный уклад саамов во всё более тесные рамки, ведя, среди прочих причин, ко всё большему обнищанию саамского населения. К середине XIX в. положение саамского языка в Швеции было подорвано настолько, что многие сочли излишним сохранять его и дальше. Одной из целей школьных реформ, по-видимому, было достижение шведизации, то есть шведской гегемонии, чему весьма эффективно помогало превращение шведского в язык повседневного общения. В начале XX в. официальная государственная политика изменилась, правительство больше не настаивало на насильственном проведении цивилизаторской программы, но саамское общество к тому времени уже неотвратимо шло к своему распаду.
В Норвегии с конца XVIII в. начинает усиливаться ассимиляционная политика, которая к концу XIX в. официально ставит задачей норвегизацию — превалирование норвежского языка и культуры. Появились первые законы, открыто направленные на достижение ассимиляции. Появление большого числа новых поселений изменило межнациональные пропорции. Значительное количество норвежских посёлков было основано в первую очередь в приграничных районах. До 1905 г. была создана система учреждений, мероприятий и выработаны формы норвегизации. Например, в начале XX в. землю в собственность мог приобрести лишь тот, кто имел норвежское имя и владел норвежским языком. Меры в сфере образования, нацеленные на полную ассимиляцию саамов, действовали вплоть до окончания второй мировой войны и некоторое время после неё. По мнению Нильса Кристи, норвежского криминолога, профессора Университета Осло, «Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов» и её политику в отношении саамов можно назвать геноцидом.
В Финляндии также проявились различные формы финнизации, однако они не были выражены так явно, как в Швеции и Норвегии.
На Кольском полуострове, стратегическое значение которого постепенно снизилось после Северной войны (1700—1721), с 1868 г. для обеспечения безопасности границ селили русских, которым не запрещалось вести торговую и предпринимательскую деятельность. Саамам также пообещали привилегии, если они оставят свой кочевой образ жизни. Вытеснение старого хозяйственного уклада способствовало заключению смешанных браков и обрусению. С 1924 г. советская власть создавала сельсоветы и колхозы, начались репрессии в отношении объявленных кулаками крестьян, зимние пастбища у саамов отобрали, организовав взамен новые центральные усадьбы колхозов. Колоссальные территории были отданы тяжёлой промышленности и армии.
В сфере народного просвещения, тем не менее, имел место некоторый прогресс, распространялась грамотность. В 1933 г. для саамов был выработаны нормы литературного языка на основе латинской графики, который затем в 1937 г. был внезапно запрещён и отменён. В 1933 г. обучение на саамском языке велось в 17 школах. В Мурманске готовили кадры педагогов для саамских школ. После второй мировой войны процесс обрусения ускорился, чему способствовали перестройка хозяйственного уклада и смена образа жизни. Среди саамов наблюдается большой процент безработицы, алкоголизм стал подлинным бедствием для народа. Промышленные отходы, кислотные дожди и тяжёлые металлы в выпадающих метеорологических осадках делают жизнь местного населения все более бесперспективной. В 1989 г. в Мурманской области проживало 1990 саамов, из которых 42,2 % говорило на родном языке. В настоящее время в расписании начальных классов осталось несколько часов саамского языка. В 1980-е гг. был возрождён созданный в 1930-х гг. литературный язык, но уже с письменностью на основе кириллицы.
В Норвегии в начале XX в. появились первые организации саамов, которые боролись против дискриминационного земельного законодательства и политики норвегизации.
Осенью 1944 г. в рамках советско-финского договора о прекращении боевых действий финны атаковали отступавшие немецкие войска, которые в отместку сожгли почти всю Лапландию. Одновременно православные саамы Кольского полуострова (колтты, или скольтские саамы) переселились в Финляндию, так как не хотели становиться подданными СССР после изменения послевоенных границ.
После второй мировой войны в Финляндии и обеих скандинавских странах положение саамов улучшилось, и, параллельно с этим, главным образом начиная с 1960-х гг., возросло национальное самосознание саамов. В 1950—1951 гг. в Норвегии и Швеции был создан единый саамский литературный язык.
С 1953 г. в Финляндии и странах Скандинавии проводятся многочисленные конференции, а в 1956 г. создан Саамский Совет из 15 членов, в который с 1992 г. входят также представители России. В 1974 г. был основан Саамский институт. В обеих скандинавских странах и Финляндии работают отдельные Саамские парламенты (или Народные собрания). В 1990-х гг. появились законы о языке, которые в определённой степени придают саамскому языку статус государственного.
В 1986 г. саамская конференция утвердила саамский национальный флаг и гимн и правила их использования. В последние десятилетия улучшилось и положение школьного обучения на саамском языке. Выходят саамские газеты, журналы, книги, имеются радио- и телепередачи. С 1976 г. саамы являются членами Всемирного совета коренных народов (WCIP).

Современное положение саамов

Саамы относятся к коренным народам — то есть к таким народам, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест. Саамы выполняют и другие требования, по которым народ может быть отнесён к коренному: саамское население само считает себя коренным народом, а также имеет социальные, экономические, культурные и другие институты, делающие данный народ отличающимся от другого населения, обитающего на этой же или на соседних территориях. В связи с этим саамское население Норвегии, России, Финляндии и Швеции подпадает под действие международных правовых документов, касающихся коренных народов, в том числе под действие Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, принятой резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года.
В настоящее время права саамов в той или иной степени законодательно закреплены в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. В частности, в Финляндии саамское население согласно § 17 действующей Конституции страны имеет право на сохранение и развитие своего языка и своей культуры. В этом же параграфе Конституции закреплено право саамов пользоваться своим языком в органах власти. Кроме того, согласно § 121 Конституции на территории Саамского региона саамы имеют автономию в вопросах языка и культуры.
Основные национальные символы саамов — флаг и гимн. Национальный флаг саамов был утверждён в 1986 году на Конференции северных саамов; четыре цвета флага (красный, синий, зелёный и жёлтый) — цвета гакти, традиционного саамского костюма, круг отражает форму саамского бубна и символизирует солнце и луну.
Национальный гимн саамов — положенное на музыку стихотворение норвежского школьного учителя и политического деятеля Исака Сабы (1875—1921). В 1986 году на Саамской конференции стихотворение было принято в качестве национального саамского гимна, а в 1992 году на очередной Саамской конференции была одобрена музыка гимна, написанная композитором Arne Sørli.
Международный день саамов отмечается 6 февраля. Именно в этот день в 1917 г. в норвежском городе Тронхейм состоялось первое саамское собрание, когда норвежские и шведские саамы объединились несмотря на государственные границы для решения общих проблем.
Решение о праздновании было принято в 1992 г. на 15-й конференции Союза саамов, объединяющего представителей этой национальности на всей территории Скандинавии и Кольского полуострова. Праздник отмечается в Норвегии, Швеции, Финляндии и в Мурманской области Российской Федерации, где компактно проживает саамское население.

Саамы – коренные жители Кольского полуострова

Кольский полуостров расположен на крайнем севере России в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белым морями. Почти вся территория расположена за Северным полярным кругом.

Кольский полуостров занимает чуть менее 70 % площади Мурманской области.

Коренным народом, с давних времен проживающим на Кольском полуострове, являются саамы. Этот малочисленный финно-угорский народ скандинавы называли lappar или lapper, русские – «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей».

Лапландия никогда не являлась единым государственным образованием. В настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Швецией, Норвегией, Финляндией и Россией (Кольский полуостров).

Общая численность саамов – от 60 до 80 тысяч, в России проживает всего две тысячи человек (в основном в Мурманской области), причем численность саамов в России на протяжении последних ста лет почти не меняется.

Статус саамов как коренного народа закреплён в Уставе Мурманской области, в селе Ловозеро (центре культурной жизни российских саамов) действует Саамский национальный культурный центр, проводятся различные саамские праздники и фестивали, осуществляет вещание Кольского саамского радио, работает Музей истории, культуры и быта кольских саамов.

На севере Кольского полуострова тундровая растительность, южнее лесотундра и тайга. В западной части располагаются горные массивы Хибины (высота до 1200 м) и Ловозерские тундры (высота до 1120 м).

Хибины

Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Склоны крутые с отдельными снежниками, вершины платообразные. Известны 4 небольших ледника общей площадью 0,1 км². Геологический возраст — около 390 млн лет. В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря).

Хибины были загадочным регионом, где не ступала нога человека. По диким склонам и в густых лесах свободно разгуливали единственные обитатели гор – животные. И только в ХХ веке началось освоение этого безлюдного края.

1916 год была построена железная дорога, соединившая Хибинский регион с Санкт-Петербургом

В 1920 году члены Академии наук СССР нашли в предгорье Хибин неизвестные до тех пор минеральные вещества. Открытие было случайным и в 1921 году началась активная разработка апатитовой руды. Годом позже была открыта так называемая «апатитовая дуга», пролегающая через Апатитовый цирк и горы Кукисвумчорр, Расвумчорр и Поачвумчорр. Сначала месторождениям апатита не придали должного значения, но в 1923 году геологи всерьез задумались над пользой добычи минерала. В 1929 году был создан трест «Апатит» для добычи апатита в Хибинских горах.

Несмотря на скромные размеры, Хибины являются самыми высокими горами российского Заполярья. У подножия расположены города Апатиты и Кировск. У подножия горы Вудъяврчорр – Полярно-альпийский ботанический сад-институт.

Хибины – это ещё и горнолыжный курорт, который сейчас переживает бурное развитие.

Ловозёрские тундры

Ловозёрские тундры (Ловозёрский горный массив, Ловозерье) – горный массив на Кольском полуострове, расположен между Ловозером и Умбозером, восточнее Хибин. Площадь Ловозерья – почти тысяча квадратных километров. Вершины плоские, каменистые, высотой до 1120 метров на горе Ангвундасчорр. Строго говоря – это и не горы, а высокое плато, поднятое над землей на высоту около 1 тыс.м, в форме огромной подковы, концы которой обращены к Ловозеру, а склоны западной тыльной стороны обрываются к Умбозеру.

Горы эти имеют среднюю высоту восемьсот пятьдесят метров. Сложены нефелиновыми сиенитами. Характерной их особенностью является отсутствие ярко выраженных вершин. Горы имеют, скорее, плоские макушки, но склоны – крутые, обрывистые, покрытые в нижней части хвойными лесами. Лесная растительность на вершинах отсутствует.

Наибольшей высоты хребет достигает на западе. Там расположена вершина Ангвундасчоррд. Восточная часть массива занята невысокими холмами высотой до четырехсот метров.

В центре Ловозерских тундр лежит мистическое Сейдозеро. К этому озеру склоны гор обрываются отвесными стенами. А на северо-западе Сейдозеро ограничивает отвесная скала, на которой «изображен» силуэт Куйвы – по саамским преданиям это предводитель захватчиков, которого пригвоздил к скале главный шаман саамов, а дух его вселил в камень. Саамы сторонятся этого места, а туристам не советуют фотографировать здесь. предостерегают от фотографирования здесь. Сейдозеро, вместе с прилегающими склонами и ущельями гор, входит в заказник Сейдъявр.

На территории заказника находятся цирки Раслака — два геологических образования, представляющих собой круглые чаши ледникового происхождения диаметром несколько километров со стенами высотой до 250 метров.

В районе горного массива находится Ловозёрское месторождение редкоземельных металлов, имеющее большие запасы ниобия, цезия, тантала, церия и других металлов, а также циркониевого сырья (эвдиалит). В пределах массива открыты многочисленные месторождения редких, подчас уникальных, коллекционных минералов.

Саамы, которые издавна живут здесь, называют Ловозерские тундры коротко: Луяврурт. Название образовано из саамских слов «лу»-«явр»-«урт», которые означают: «бурный»-«озеро»-«гора», и переводится как «гора у бурного озера». Название «тундры» массив получил потому, что каменистые возвышенности, которые поднимались над лесом, саамы, населявшие эти места, называли тундрами.

Саамы издревле считали горный массив «местом силы», т.е. местом, где присутствуют значимые для людей энергетические поля, а шаманы считали, что здесь располагается переход в другие миры.

Цирки Раслака по причине своего необычного внешнего вида также издревле являлись предметом саамских сказаний и легенд, среди них – легенда о том, что это остатки храмов, построенных много веков назад великанами.

Массив Ловозерские тундры известен разными аномальными явлениями, поэтому сюда неоднократно снаряжались различные экспедиции.

В 1917-1918 годах в Луяврурте побывал Николай Рерих, о чем свидетельствуют его дневники, которые хранятся в библиотеке Лапландского университета. В дневниках Рерих рассказывает о том, что нашел замурованный вход, на котором был замок в виде цветка лотоса.

В 1922 году особым шифровальным отделом ВЧК в район Луяврурта была направлена уникальная экспедиция под руководством Александра Василевича Барченко. Официальной темой экспедиции было экологическое обследование района, который прилегал к Ловозерскому погосту. Однако, действительной целью экспедиции был поиск следов древних цивилизаций.

Экспедиция нашла вход в какую-то пещеру, который был сфотографирован. Возможно, после этого вход был то ли засыпан, то ли замаскирован – последующие экспедиции пока не смогли найти его. Все участники экспедиции были уничтожены, а материалы – засекречены, и продолжают до сих пор такими оставаться. Хотя все же просочилась какая-то информация от уцелевших родственников участников экспедиции, и эта информация – одна из причин все растущего интереса к Луяврурту.

Новая фаза легенд началась во второй половине XX века, когда на волне увлечения уфологией появилась мнение, что цирки Раслака могут быть взлётно-посадочными площадками для инопланетных космических кораблей.

В XX веке геологи, биологи и геофизики пришли к выводу, что Луяврурт – это гиобиогенная зона, т.е. такая зона, где могут возникнуть различные формы жизни.

В снегах Лапландии: 20 редких фото кочевого народа племени саами


Пастух саами.

Народность Саамы, или саами — это жители Лапландии. Есть даже специальная наука, именуемая «лопаристикой,» которая изучает все, что связано с культурой, историей и языком этих людей. На сегодня саамов не больше 80 тысяч, но у них есть собственный гимн, флаг, парламент — и все это несмотря на кочевую жизнь народа, сохраняется свято по сей день.

Мужчина саами на санках.


Фермеры саами ок.1926г.


Семья саами со своими лодками, 1900г.


Кочевая школа саами.


Мужчины саами на крылечке дома.

Сегодня Лапландия поделена между четырьмя странами: Финляндией, Швецией, Норвегией и Россией, которой принадлежит Кольский полуостров. Саамы живут сразу на территории всех этих стран, у каждой из которых свои законы, но ситуация саамов особенная: вне зависимости от того, на территории какой страны они находятся, их права оберегаются международными конвенциями, и никто не в праве их выселить с родных арктических широт. Саамы — коренной народ, они жили на этой территории еще до того, как сформировались современные государства. И потому у них особые права, не подпадающие под законы отдельных государств.

Группа саами у своих жилищ в начале 1900-х.


Девушки саами, конец 1800-х.


Саами из Лапландии, ок.1926 г.


Урок в кочевой школе саами. 1900г.


Саами со своим стадом оленей. 1880-1920.

Территория, на которой живут саамы, примерно равна по площади Норвегии. У этих людей собственный язык, который обычно относят к уральской языковой семье. Традиционно саамы занимаются рыболовством, разводят овец, оленей, ловят пушных зверей.

Мама с детьми. Саами с территории Норвегии.


Семья саами у печи.


Семья саами, конец 1800-х.


Мужчины саами с ездовыми оленями.


Ловля оленя. Шведская сторона Лапландии.


Женщины саами на финской стороне Лапландии.


Дети саами зимой.


Учительница со своим классом. Начало 1930-х.


Девушки саами с шведской стороны.

Впрочем, за полярным кругом живут не только саами — на эту холодную территорию судьба привела самых разных людей — так, о некоторых из них мы писали в статье «Жители севера: серия портретов людей, которые живут за Полярным кругом.»

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *