Содержание
Улицы Риги
Главная в Риге
Улица Бривибас меняла названия и трассы, но ее роль всегда была одной – быть основным путем города.
Древнейшее название пути – Большой Песчаный путь – произошло от ее покрытия. В 1818 году, когда в конце дороги были установлены Александровские ворота (триумфальная арка, ныне стоящая при входе в парк Виестура), улица получила имя Александровской. В 70-х годах XIX века часть улицы назвали бульваром, так она называется и сегодня. В 1923 году и бульвар, и улица получили имя свободы – Бривибас. В 1935 году в Бривибас гатве переименовали бывшее Видземское шоссе. Во время фашистской оккупации магистраль носила имя Гитлера. Большое переименование произошло в 1950 году, когда все улицы от набережной Даугавы и до границы города назвали улицей Ленина. Поэтому до сих пор улицы Кальку, Свертувес, а также гатве, бульвар и улица Бривибас имеют единую нумерацию. Такая же история произошла с улицей Марияс и Чака (Суворова). С восстановлением независимости улицам вернули довоенные названия.
Что касается перетрассировок дороги, то и их было немало. До 1639 года она шла от улицы Смилшу, пока ее не подвели к улице Кальку. Такой она и была, пока с приказом об устройстве эспланады не пришлось путь чуточку укоротить – теперь она начиналась у Элизабетес. Но и это было немало, если учесть, что на плане 1754 года Большой песчаный путь ведет до нынешней улицы Гертрудес. Тогда там находились ворота палисадов Раунас. И позднее улицу Бривибас перепланировали, но уже не так кардинально.
Знаете ли Вы?
Самая короткая улица в Риге – улица Атгриежу (30метров). Самая длинная улица – Яунциема гатве (14765м.)
В конце 19 века – начале 20 новые и переименованные улицы называли строго по районам: в честь топонимов Курземе и Земгале – в Пардаугаве, Видземе и Эстонии – в Петербургском предместье, Латгале и России – в Московском предместье.
Первые улицы в городе были переименованы в 1859 году. С 1919 по 1939 год переименование происходило 16 раз. Рекорд был поставлен в 1923 году, когда новые имена получила 151 улица.
В 1912 году в Риге было 716 улиц, из них 87 находилось в Старой Риге. По данным 1987 года в нашем городе было 1506 улиц.
Как известно, первым настилом рижских улиц служили доски, потом появились и доломитовые мостовые. В 1413 году камнем замостили Ратушную площадь, а через 179 лет летопись повествует уже и о некой мощеной улице. В 1847 году старое булыжное покрытие улицы Тиргоню заменили на современное – из финской брусчатки. До ХХ века, начала эры асфальта, были замощены все улицы Старой Риги.
Когда-то с внутренней стороны городской стены тянулась длинная-предлинная улица, на которой в случае тревоги собирались горожане. Сегодня она, в основном, застроена домами, кроме улиц Уденсвада и Трокшню.
В начале 20 века у Воздушного моста в Риге стоял человек с лошадьми, которых он прицеплял к конкам, помогая трамваям забираться на мост, и отцеплял, когда препятствие было преодолено.
Первое такси в Риге начало курсировать в 1907 году. Вначале, его скорость в центре города не должна была превышать 7 (семь) километров в час.
Мостик Тимма, который перекинут через Городской канал, около Оперного театра, назван в честь профессора Политехникума Тимма. В завещании он попросил свою жену не ставить ему громоздкое надгробие, а построить мостик, чтобы студентам было удобнее добираться из старого города в университет. По другой версии, мост построен для младшего сына Тимма, который любил понежиться в постели по утрам, вследствие чего постоянно опаздывал в Политехникум. Мостик был построен в 1901 году по проекту инженера Крапивянского. Он обошёлся в 16 594 рублей, из которых 9 000 рублей дала вдова Тимма.
Первый мост в Риге был построен в 1297 году в конце нынешней улицы Паста. Он отделял порт от Даугавы. Середина моста была разводной.
В середине 19 века тоже пытались соединить берега Даугавы туннелем, однако посчитали, что завозить в него каждую зиму снег для саней – это неудобно.
Улица Пушкина
Удивительно, как все похоже на сегодняшний день было сто лет назад. Нет, конечно, по городу ходили другие трамваи, а рижане одевались по тогдашней моде. Но те же проблемы, те же юбилеи. Правда, юбилярам тогда исполнялось на сто лет меньше. Но все равно… похоже…
Например, недавно отмечалось двухсотлетие Пушкина, а в 1899 году – столетие. И по этому поводу Петербург порекомендовал местным баронам что-нибудь назвать в его честь. Те не то чтобы восприняли эту идею в штыки, но и особого энтузиазма не выразили.
Быстрее всего дело произошло в Юрмале. Там улицу Йоменскую переименовали в Пушкинскую площадь. Она, правда, и называлась так недолго. На следующий же день владелец Майоренгофа приказал переименовать ее обратно. К счастью, новое название было написано на обратной стороне табличек.
Дольше, но и основательней все происходило в Риге. Сначала гордума получила письмо с предложением генерал-губернатора Лифляндии Суворцева назвать в честь великого поэта Театральный бульвар. Если учесть, что он был самым красивым в городе того времени, то предложение может показаться даже чуть дерзким. Но не необоснованным. Дело в том, что бульвар этот проходил на месте валов, которые когда-то совершенствовались под руководством Абрама Петровича Ганнибала – прадеда Пушкина.
Но «отцы города» этим возмутились и вынесли встречное предложение – назвать в честь великого поэта невзрачную Яковлевскую улицу в Цитадели. Тоже не без причины. Там жила Анна Керн, которой Пушкин посвятил каждому известные строки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
На этом выбор и остановили, так и отпраздновали юбилей.
Но тут создалась Латвийская республика, и поднялась волна латышизации улиц. Пушкинскую улицу назвали в честь латышского просветителя Атиса Кронвальда А чтобы имя Пушкина не совсем стирать с карты Риги, ему выделили короткую улицу Смоленскую (680м.) рядом с улицами Тургенева и Гоголя. Решили, наверное, поместить русских писателей вместе. Хорошо, хоть такая улица у нас есть – маленькая, да удаленькая.
Современные названия упомянутых мест: Майоренгоф – Майори; Йоменская улица – ул. Йомас; бульвар Театра – бульвары Аспазияс и Бастея; ул. Пушкина (1899 – 1923) –бульвар Кронвальда.
http://r1201.narod.ru/streets.htm
Тайны Латвии — самая узкая улица Риги — Розена
Исторический центр Риги хранит в себе немало тайн и загадок, одной из которых является ведущая к Домской площади неприметная улочка, расположенная в самом центре старого города. Эта недлинная, укрывшаяся за домами и центральными улицами улочка старой Риги является самой узкой улицей в городе и название её Розена (Rozena iela).
Именно эта улица, c выстроившимися в ряд и прилепленными друг к другу домами по обеим её сторонам, отличается своей крайней узостью среди и без того нешироких улиц Старой Риги.
По одним данным ширина улицы Розена составляет всего 1 метр 10 сантиметров, по другим — 1 метр 80 сантиметров. Сколько улица в ширину на самом деле мы не знаем, лично не измеряли. Ещё про эту улочку говорят, что человек стоящий посреди неё, руками может достать до стен противоположных домов. Как ни старались достать руками до противоположных стен, так у нас ничего не вышло, может руки длиннее нужны))
На фото, для сравнения, ширина других улиц старого города в Риге
Про улицу Розена ходит несколько легенд и каждая из них связана… ну конечно же, с её узостью.
Одна из легенд гласит о том, что будто бы две дамы в пышных платьях из знатных семей, столкнувшись на улице Розена не смогли разойтись и заспорили кто кому должен уступить дорогу, да так, что не смогли прийти к единому мнению. И если раскопать мостовую улицы, то и по сей день можно будет видеть этих дам спорящих о том, кто уступит дорогу. По второй легенде, две всадницы встретились лицом к лицу на улице и не смогли разъехаться, никто не желал уступать дорогу, считая себя богаче и знатней другой особы.
Улица Розена образовалась в 13-м веке, тогда на ней проживали кузнецы, и прежнее её название исходило из основного рода занятий жителей. Улица называлась Кузнечной. Настоящее название улицы, Розена, появилось лишь в 17-м веке, в честь проживавшего на улице епископа Розена. Когда-то на этой лице находилась первая в городе литейная мастерская, в которой отливались колокола и пушки. К сожалению, до наших дней мастерская не сохранилась.
Со средних веков и по настоящее время улица Розена внешне сохранила старый тип рижской мостовой, с характерным для тех времен уклоном к середине улицы для предотвращения попадания воды в здания.
Ещё одним интересным фактом улицы Розена, является то, что дома, стоящие на ней относятся к другим улицам, одна сторона к улице Тиргоню, другая, к Яуниела.
В начале улицы Розена, на пересечении с улицей Краму (Kramu iela) некогда располагался самый древний винный погреб в городе — винные склады Рижского рата. Первое упоминание о них хранится в рижских манускриптах и датируется 1293 годом. Сейчас винный погреб на улице Розена включен в число достопримечательностей города. В настоящее время на этом месте находится аутентичный исторический ресторан «Rozengrals», выполненный в средневековом стиле.
Благодаря экстерьеру ресторана и атрибутики возле него, улицу овивает дух средневековья, и, гуляя по ней, ты как будто переносишься на несколько столетий назад. Помимо самого убранства улицы, такое чувство помогают воссоздать наряженные в средневековые одеяния зазывалы у ресторана Rozengrals.
Во время раскопок винного погреба «Vinarium Civitatis Rigensis» была найдена старинная матрица для чеканки монет. Позже она была реставрирована специалистами, и теперь находится в зале ресторана. Ресторан предлагает своим посетителям ремейк старинной медной монеты 1293 года в память о посещении латвийской столицы.
История
Большая Песочная улица
Возникновение современной улицы Бривибас и её становление как центральной городской транспортной артерии связано с тем, что это направление исторически было главным в осуществлении торговых отношений между Ригой, Видземе и Псковом. Эта древняя торговая дорога носила название большого Песчаного пути, начиналась в районе современной улицы Смилшу (Песчаной), которая проходит через Старый город; ещё в XII—XIII веках въезд в город Ригу по Песчаной дороге возле современной Пороховой (бывшей Песчаной) башни считался главным въездом в крепостную Ригу со стороны суши.
Эта дорога, которой впоследствии суждено было перерасти в самую представительную улицу Риги, в XIII—XVI веках начиналась именно в этом месте у Песчаных ворот и далее повторяла направление современной улицы. В самом конце XVI века, в связи с переустройством системы рижских укреплений, главные ворота города сместились в сторону улицы Известковой, поэтому и улица стала начинаться в другом месте, там, где в настоящее время проходит бульвар Зигфрида Анны Мейеровица (бывший Бастионный бульвар).
С 1639 года к улице был присоединён участок от Известковых ворот (располагавшихся в участке крепостной стены у улицы Кузнечной и реки Риги (к тому времени уже менявшей своё название на Ридзене) — возле здания современного Рижского русского театра имени Михаила Чехова до бульвара Мейеровица.
Согласно плану рижских улиц, составленному в 1754 году, центральной улицей для рижских предместий являлась по-прежнему Большая Песочная улица, тогда она начиналась от городских укреплений до Большой Кузнечной улицы, которая позже сменила название на Гертрудинскую (Гертрудес) и заканчивалась у ворот Раунас (район современной Тейки, тогда абсолютная городская окраина).
Большая Александровская улица (1818—1923)
Уже после 1812 года, когда произошёл опустошительный пожар, в результате которого выгорели 782 здания, среди которых были жилые дома, складские помещения и Русский гостиный двор, власти Риги встали перед необходимостью провести реформу городских предместий. К переустройству районов пострадавшего города приступили в 1815 году, тогда же территория эспланады была расширена до улицы Елизаветинской, а за ней всю окраинную территорию было позволено застраивать. Тогда же Большую Песчаную дорогу провели по новой трассе, которая полностью совпадала с современной улицей Бривибас на участке от улицы Элизабетес до Воздушного моста.
Знаменитую Александровскую Триумфальную арку было решено установить в конце улицы в 1818 году. Как раз поэтому она и была переименована в Александровскую улицу, а сама мемориальная арка, замыкавшая этот внутригородской участок бывшего Песчаного пути, получила название Александровских ворот. Эта улица в первой половине XIX века являлась первой застроенной улицей города, находящейся на значительном удалении от центра крепости.
В 1859 году происходит срытие валов, и по причине этого Александровскую улицу продлевают до Городского канала (бывшего крепостного рва), при этом в 1861 году происходит новое оформление старого названия — теперь она уже Большая Александровская улица. В 1870—1876 годах отдельный участок этой улицы — от Городского канала до Елизаветинской (фактически от современных Бастионной горки и Памятника Свободы до гостиницы «Radisson Blu Hotel Latvija» и здания Кабинета министров) — получает название Александровского бульвара. И наконец, в самом начале XX века от названия улицы отпадает слово «Большая», и она снова становится Александровской.
Бривибас гатве (1923—1949)
В 1923 году улицу Александровскую переименовывают в улицу Бривибас, равно как и Александровский бульвар — в бульвар Бривибас. Весь участок Петербургского шоссе в черте города, протяжённостью от Воздушного моста до Юглы получает название Видземского шоссе. Окончательно это шоссе до административной границы города в 1935 году переименовывается в Бривибас гатве. В период нацистской оккупации края улица именовалась Гитлерштрассе.
Улица Ленина (1950—1991)
В 1950 году центральная улица города была переименована в честь В. И. Ленина. Помимо бульвара Бривибас, улицы Бривибас и Бривибас гатве, она вобрала в себя историческую улицу Калькю (в период Российской империи — Известковую), то есть начиналась от Комсомольской набережной (ныне — набережная 11 Ноября) и проходила через Старый город.
Я живу на улице Ленина
Мне почту вручил почтальон.
Приходит ко мне каждый день она.
На каждом конверте имя своё
Вижу рядом с именем Ленина!
Живу я на улице Ленина!
К имени вечно великому
Привыкла я.
…
Не забыть, никогда не забыть!
Живу я на улице Ленина,
Живу и буду жить!
Мирдза Кемпе,
перевод Г. Горского
На пересечении с улицей Элизабетес (называвшейся в то время улицей Кирова) по проекту известного латвийского архитектора Эрнеста Шталберга, на высоком гранитном постаменте, был установлен бронзовый монумент В. И. Ленину (скульпторы В. И. Ингал и В. Я. Боголюбов). Этот памятник был демонтирован в августе 1991 года
Улица Ленина запечатлена в большом количестве открыток, туристических буклетов и фотоальбомах советского периода. Многие литераторы Латвии упоминают улицу Ленина в своих произведениях.
Улица Бривибас (1991)
После восстановления независимости решено было восстановить топографический статус-кво: старые названия опять заняли свои места на карте Риги. От главного здания современного РТУ до часов «Лайма» улица снова называется Калькю. Далее, вдоль Памятника Свободы и Эспланады, — бульвар Бривибас. От перекрёстка с улицей Элизабетес до Воздушного моста — собственно улица Бривибас. И далее, до административной границы города Риги (место пересечения с Яунциема гатве) — Бривибас гатве, которая за чертой города переходит в Сигулдское шоссе (направление на Сигулду).
Бульвар и улица Бривибас пересекаются со следующими улицами:
Бривибас гатве пересекается со следующими улицами:
Известные дома и заведения
На углу улиц Бривибас и Дзирнаву, в доме купца Бодрова (не сохранился) в 1838—1839 годах жил Рихард Вагнер. В стоящем на этом месте офисном здании (ранее здесь был музей Lattelekom латвийской телефонной связи) сохранился витраж с портретом Вагнера — копия со старинного витража 1913 года.
- д. 33 — архитектор Эйжен Лаубе, 1912 год.
- д. 34 — архитектор Янис Фридрих Бауманис, 1888 год, здание Верховного суда Латвийской Республики, в первый советский период в 1919 году в нём размещался Рижский городской Совет рабочих депутатов.
- д. 38 — архитектор Эрнест Поле, 1911 год, квартиры президентов второй независимой республики (Гунтиса Ульманиса и Вайры Вике-Фрейберги), а также мемориальный музей известного латышского писателя Андрея Упита (проживал в этом доме в 1951—1970 гг.).
- д. 46 — архитектор Константин Пекшенс
- д. 47 — дом Красткална, архитектор Эйжен Лаубе (1908)
- д. 56 — Церковь Александра Невского
- д. 61 («Угловой дом», 1911, архитектор Оскар Бар) — с 1940 по 1991 год занимал Комитет Государственной Безопасности Латвийской ССР; в настоящее время в здании находится музей, у бывшего центрального входа в здание Комитета в память о жертвах репрессий установлен памятный знак «Черный порог».
- Комплекс жилых домов:
- д. 58 — архитектор Александр Ванагс, 1906 год
- д. 62 — архитектор Эйжен Лаубе, 1908 год
- д. 68 — архитектор Рейнгольд Шмелинг, 1903 год
- д. 72 — арихитектор Макс фон Озмидов, 1909 год.
- д. 75 — здание театра «Дайлес», 1976 год, архитекторы Марта Станя, Имант Якобсонс, Харальд Кандерс.
- д. 76 — архитектор Янис Алкснис, 1909 год.
- д. 90a — здание Видземского рынка (1902 год, расширен в 1907) со входом со стороны улицы Матиса, архитектор-планировщик и мастер строительных работ Рейнгольд Шмелинг.
- д. 96 — бывший Рижский театр оперетты, в настоящее время место расположения популярных ночных клубов.
- д. 99 — доходный дом, спроектированный М.О.Эйзенштейном в 1905 году.
- д. 100 — здание бывшей Первой городской детской поликлиники.
- д. 119 — здание новой церкви Гертруды, построенное по проекту прибалтийско-немецкого строительного мастера Вильгельма фон Стрика в 1903—1906 годы.
- д. 137 — главное здание велосипедной фабрики «Россия», которая была основана в 1886 году 21-летним предпринимателем и инженером-конструктором Александром Лейтнером. На ней были изготовлены и выпущены в массовое пользование первые в истории Российской империи велосипеды. Здание, крышу которого украшает замечательный флюгер в виде «паука», стало третьей по счёту резиденцией этого предприятия.
- д. 155 — завод по производству резино-технических изделий «Варонис» («Герой»), в советское время этот завод являлся филиалом производственного объединения «Сарканайс квадратс».
- д. 190 — доходный дом, построенный в 1911—1912 гг. по проекту архитектора Н. Т. Яковлева.
- д. 191 — Пятое трамвайное депо.
- д. 193 — центральное здание Рижского мотозавода «Саркана звайгзне», на котором в 1958—1961 годах были собраны и выпущены первые в истории СССР мопеды.
- д. 214 — корпуса производственного объединения ВЭФ. Первый корпус, выполняющий функции административного здания, был воздвигнут по проекту Генриха Шеля в 1899 году для нужд электротехнического завода «Унион», из которого в период первой независимой республики «вырос» ВЭФ.