Самый большой вокзал

Вокзал и о его история

Уже в середине 19-го столетия Лейпциг являлся важной действующей немецкой железнодорожной станцией. С 1837 существовал маршрут между Лейпцигом и Дрезденом. В течение года к нему примкнули и другие железнодорожные станции. Их названия соответствовали пунктам назначения. Так появились Магдебургский, Байерский, Тюрингский и Айленбургский вокзалы.

Быстрый прирост населения Лейпцига и количества путешествующих в конце 19 столетия потребовал полной реструктуризации железнодорожной системы. Для упрощения контроля и устранения конкуренции между частными компаниями, государственная дорожная служба выкупила у них станции и сооружения. Чтобы упростить пассажирскую и товарную перевозки, отдельные маленькие станции задумали соединить в один большой железнодорожный вокзал.

Спроектировать и построить новый вокзал, который, как планировалось, заменит сразу четыре старых: Тюрингский, Магдебургский, Берлинский и Дрезденский, было решено в 1906. Правительства Пруссии и Саксонии объявили конкурс на лучший проект. Его выиграли два лейпцигских архитектора: В.Лоссов и М.Х.Кюне (William Lossow, Max Hans Kühne).

16 ноября 1909 был заложен первый камень сегодняшнего главного железнодорожного вокзала Лейпцига. В фундамент здания была замурована капсула с монетами, актуальными газетами, сметой на строительство, а также конкурсной разработкой проекта. Постройка заняла более шести лет. Торжественное завершение этого грандиозного строительства прошло 4-го декабря 1915. Примечально, что самым последним камнем в кладке стал первый когда-то заложенный камень старого Дрезденского вокзала.

Строительство такого колосса стоило более 137 миллионов немецких марок. Эту сумму поделили между собой Саксония: 54,53 миллиона немецких марок, Пруссия: 55,66 миллиона, государственное управление почтовых перевозок: 5,76 миллиона и сам город Лейпциг: 21,1 миллион. Изнутри здание разделили два роскошных зала ожидания: Прусский и Саксонский. Забавно, что имея абсолютно одинаковую форму и размеры, залы отличались друг от друга внутренней отделкой.

Война и полное разрушение

Все эти траты достаточно скоро взлетели на воздух. Во время второй мировой войны вокзалу прилично досталось от бомбардировок. При первой же воздушной атаке на Лейпциг 4-го декабря 1943 года Королевские военно-воздушные силы Великобритании нанесли станции несколько ударов. При этом сгорели ангары товарных экспресс-вагонов на обеих сторонах платформ и огромное количество груза и железнодорожных составов.

Однако, по-настоящему страшная участь настигла Лейпцигский вокзал позже. Налёт 8-го воздушного флота ВВС США 7 июля 1944 нанёс серьёзнейший ущерб, особенно пострадал западный зал (Westhalle). Сброшеная бомба весом в 46 тонн сломала одну из несущих железнобетоных арок вокзала. Это стало причиной цепной реакции обрушения, которая продолжалась более двадцати минут. В результате повредились уцелевшие после бомбёжки несущие железнобетонные арки здания. Крыша западного зала полностью обрушилась. Сотни людей, укрывшихся в подвалах вокзала и между платформами, как пассажиров, так и железнодорожников, погибли.

В связи с массивными разрушениями движение поездов было значительно сокращено, а в апреле 1945 Ляйпцигский железнодорожный вокзал пришёл в полное бездействие.

Восстановление и ремонт

Восстанавливать важнейжий транспортный узел пришлось уже после войны не без помощи советских военных. В марте 1946 снова были задействованы все пути. В 1948 полностью очистили платформы. Менее пострадавший восточный зал был восстановлен в 1949, а 15-го августа 1951 прошло торжественное открытие западного. Полностью до своего довоенного состояния вокзал был восстановлен лишь к концу 1965.

В результате капитального ремонта в 90-х годах прошлого столетия это место превратилось ещё и в современный торговый центр. Именно тогда его площадь увеличилась до рекордных 83-х тысяч квадратных метров. Теперь жители Лейпцига приходят сюда не только для поездок, но и для шоппинга или просто посидеть в кафе. Выбор магазинов на любой вкус и кошелёк, а многие из них работают даже по воскресеньям! Это очень редкое явление в Германии.

По типу расположения подъездных путей этот вокзал не сквозной. То есть, все пути на нём и заканчиваются. Поэтому поезда заезжают сюда только с одной стороны, а чтобы снова начать движение, должны трогаться в обратном направлении. Это типичный признак главной железнодорожной станции в Германии. Из-за такой конструкции вокзал требует больше путей сообщения и, соответственно, большую площадь, чем сквозной пассажирский вокзал с примерно такой же пропускной способностью.

Сегодня Центральный вокзал Лейпцига интересен не только своей архитектурой. Это ещё и место проведения досуга. Его стоит посетить хотя бы один раз, а по возможности и второй, и третий. Он стал настоящей достопримечательностью не только города, но и всей страны, и даже Европы.

Самый большой вокзал Европы


В начале года в твиттере мне написали «Будешь в Лейпциге — загляни на вокзал». Я не отношу себя к ярым жд фанатам, но в голове это дело отложил. Затем, будучи в самом городе, я раза три проходил мимо здания вокзала, но как-то оно меня не вдохновляло на заход внутрь. Да, красивый стиль родом из начала 20 века. Да, там теперь ещё и торговый центр. Но меня как-то больше волновал трамвайный хаб у его дверей, чем сам вокзал.
Тем не менее, на четвёртый раз я всё же решил зайти внутрь и, кажется, тихо крякнул от масштаба.
Вокзал был открыт в 1915 году, в эпоху рассвета железных дорог. Leipzig Hauptbahnhof относится к высшей категории немецких вокзалов и имеет 21 железнодорожный путь (2 из которых под землёй). Вокзал считается крупнейшим по занимаемой площади (83 640 м²) в Европе, хотя по пассажиропотоку он лишь 12-й среди немецких вокзалов дальнего следования.


Старый вокзал города не мог справиться со стремительным ростом населения, поэтому в 1906 году был объявлен архитектурный конкурс. Всего участвовало 76 архитекторов, но первое место разделили проекты Юргена Крёгера из Берлина и Вальтера Вильяма Лоссова с Максом Гансом Кюне из Дрездена. После незначительных корректур за основной план был принят вариант саксонских архитекторов.

Вокзал должны были сдать в 1914 году, но забастовки рабочих 1911 года сорвали этот план. На момент открытия вокзал Лейпцига имел 31 железнодорожный путь и был одним из крупнейших в мире. На строительство ушло 137,05 млн марок, из которых 54,53 млн пришлись на долю Саксонии, 55,66 млн — Пруссии, 5,76 млн — Имперской почты, и 21,1 млн — на город Лейпциг.

Одной из главных особенностей вокзала было его административное и логистическое разделение между Прусскими и Саксонскими железными дорогами вплоть до 1934 года: «прусской» считалась западная часть вокзала, а «саксонской» — восточная.


Во Второй мировой войне вокзал как минимум дважды был объектом авиаударов союзников: 4 декабря 1943 года полностью уничтожили товарную станцию вместе с подвижным составом, а 7 июля 1944 года обрушились массивные своды западной части здания. При этом вокзал продолжал свою работу, закрываясь лишь с апреля по май 1945 года.


В 1954 году после срочных работ по разбору завалов власти ГДР приняли решение полностью восстановить вокзал.

После объединения Германии лейпцигский и кёльнский вокзалы стали пилотными проектами по превращению вокзальных зданий в многофункциональные транспортно-торговые комплексы. Решение было принято в 1994 году, а уже 12 ноября 1997 года на вокзале появился двухэтажный торговый центр и парковка на месте 24-26 путей.



В декабре 2013 года в Лейпциге был открыл жд туннель под центром города. Одна из станций как раз располагается под вокзалом, но это уже немного другая история.

Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в…

Удивительные и увлекательные путешествия начинаются обычно на вокзале. Они разнообразны по архитектурным стилям и комфортабельности, но у всех одно функциональное назначение — принимать и отправлять поезда, а также обеспечить комфортное пребывание пассажиров.

Поезда стали достаточно практичным и быстрым видом транспорта, поэтому отправимся на вокзалы, и узнаем, какой самый большой вокзал в мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *