Санкт-Петербург дацан

Санкт-Петербургский буддийский храм

Монастырь

Санкт-Петербургский буддийский храм
«Дацан Гунзэчойнэй»

59°59′01″ с. ш. 30°15′21″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург

Конфессия

гелугпа

Епархия

Буддийская традиционная сангха России

Архитектурный стиль

модерн

Архитектор

Барановский, Гавриил Васильевич

Основатель

Агван Доржиев

Дата основания

Основные даты

освящение и открытие для верующих — 1915
закрытие и репрессии духовенства — 1935
вторичное открытие — 1990

Известные насельники

Л.-Ш. Тёпкин,
Д.-Х. Самаев

Настоятель

Бадмаев, Буда Бальжиевич

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620561700006 (ЕГРОКН). Объект № 7810437004 (БД Викигида)

Состояние

действующий храм

Сайт

Санкт-Петербургский буддийский храм на Викискладе

Санкт-Петербу́ргский будди́йский храм «Даца́н Гунзэчойнэ́й» (тиб. ཀུན་བརྩེ་ཆོས་གནས་གྲྭ་ཚང; дацан — в российском буддизме означает монастырь; Гунзэчойнэй в переводе с тибетского — источник святого учения Всесострадающего ) — культовое сооружение в Санкт-Петербурге. Относится к Буддийской традиционной сангхе России, школа гелугпа.

Находится по адресу: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»).

Предыстория

По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во времена строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки (подданные Калмыцкого ханства, вошедшего в состав России в 1609 году), трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости после 1706 года. Жили они неподалёку, в Татарской слободе, расположенной за кронверком (в районе Большой Спасской улицы). О том, сколько их было и как долго они пробыли в Петербурге, сведений не сохранилось. В более поздних источниках XVIII — середины XIX веков, однако, нет упоминаний ни о калмыках, ни о каких-либо других представителях буддийской конфессии среди жителей российской столицы.

Буддийская община в Санкт-Петербурге стала складываться лишь в самом конце XIX столетия. Согласно переписи населения 1869 года, в городе проживал лишь один буддист, записавшийся разночинцем. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Селились они, как правило, на Петербургской стороне (буряты) и в Литейных частях (калмыки).

Строительство

Памятная доска об освящении дацана 21 февраля 1913 годаСеверный фасадВид с Елагина острова

В 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России Агван Доржиев получил разрешение на строительство храма в Петербурге. 16 марта 1909 года Доржиев приобрёл на северной окраине города, в Старой Деревне, участок земли площадью 648,51 кв. саженей (2940 м²), уплатив за него 18 тысяч рублей, а также закупил часть необходимых строительных материалов.

Для научного руководства строительством был создан комитет учёных-востоковедов, куда вошли Б. Я. Владимирцов, В. В. Радлов, С. Ф. Ольденбург, Э. Э. Ухтомский, В. Л. Котвич, А. Д. Руднев, Ф. И. Щербатской, Н. К. Рерих, В. П. Шнейдер и др.

Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Строительством руководили Г. В. Барановский и Р. А. Берзен (на заключительном этапе). Средства, необходимые на постройку, были пожертвованы самим Доржиевым (30 тыс. руб), Далай-ламой XIII (50 тыс. руб), ургинским Богдо-гэгэном VIII и собраны среди верующих в Бурятии и Калмыкии. Однако действительные расходы намного превысили указанную в смете сумму на 151 694 рубля.

Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год. Первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым. Освящение храма состоялось 10 августа 1915 года. Первым настоятелем (ширээтэ) стал сам лама Агван Лобсан Доржиев.

В архитектурном плане это один из самых дорогих буддийских храмов, построенных в Европе. В то время как в Бурятии возводились деревянные и кирпичные храмы, дацан в Петербурге построен из колотого гранита .

Позолота, сочетание ярких красок, облицовка и сам архитектурный проект в целом потребовали значительных материальных вложений. Это монументальное произведение искусства знаменито также витражами, изготовленными известным художником Николаем Рерихом, изобразившим на них восемь благих буддийских символов.

Дацан в XX веке

Фасад дацана в летнее время

Регулярные богослужения в дацане прекратились в конце 1916 года, а все монахи, служившие в нём, покинули Петроград, так как у дацана не было средств к существованию. Во время Гражданской войны, в 1919 году храм подвергся разграблению, была уничтожена библиотека, бесследно исчезли собранные Доржиевым архивные документы, освещавшие взаимоотношения России, Англии, Тибета и Китая за последние 30 лет. В 1924 году дацан вновь начал функционировать с разрешения советской власти, религиозная политика которой предполагала «недопустимость оскорбления чувств верующих в ходе борьбы с «религиозными предрассудками» (в частности, именно на деньги советской власти в 1920 году была достроена соборная мечеть в Петрограде).

В 1937 году в ходе репрессий НКВД арестовал немногочисленных монахов и лиц живших при храме (среди них — бурятские религиозные просветители и русские ученые-востоковеды), бездоказательно обвинив их в работе на японскую разведку. В газете «Правда» писалось, что «…японская разведка выступает иногда в костюме религиозных проповедников, буддийских и иных священников. Японские агенты, основывая храмы и монастыри, создают хорошо замаскированные опорные пункты для организации шпионажа и диверсий». По решению тройки НКВД некоторых из арестованных в ленинградском дацане расстреляли, как «участников контрреволюционной шпионской организации» проводящей «активную шпионско-повстанческую работу». Среди расстрелянных был и известный монголист Базар Барадийн, впоследствии оправданный Решением Верховного суда СССР. 13 ноября в Бурятии арестовали 85-летнего Агвана Доржиева, а 29 января 1938 года основатель дацана Гунзэчойнэй после единственного допроса умер в тюремной больнице Улан-Удэ.

После закрытия дацана, и находившейся в нём Монголо-тибетской миссии, здание передаётся во владение физкультурников. В 1939 году о нём упоминает Даниил Хармс в своей повести «Старуха» — персонаж произведения едет в пригородном поезде с Финляндского вокзала на станцию Лисий Нос и делится наблюдениями из окна: «Мы проезжаем Ланскую и Новую Деревню. Вон мелькает золотая верхушка Буддийской пагоды, а вон показалось море».

Во время Великой Отечественной войны в здании была установлена мощная военная радиостанция, причём её антенна располагалась на тросе аэростата заграждения, поднимавшим её высоко в воздух, и тем самым увеличивая дальность действия радиостанции. Она оставалась в здании до 1960-х годов и использовалась в качестве «глушилки». 9 июня 1960 года по ходатайству Ю. Н. Рериха и ряда других востоковедов, здание было передано Академии Наук на правах долгосрочной аренды. Впоследствии в здании бывшего дацана находились лаборатории Зоологического института АН СССР.

25 ноября 1968 года здание храма было объявлено памятником архитектуры местного значения. 9 июля 1990 года решением исполкома Ленгорсовета храм был передан Центральному духовному управлению буддистов СССР.

Настоящее время

Внутри Санкт-Петербургского буддийского храма

В 1991 году храм получил своё нынешнее название — Дацан Гунзэчойнэй, что является его тибетским именем, данным ему при освящении. Новым настоятелем (ширээтэ) был назначен лама-гелонг Данзан-Хайбзун Самаев. Три года спустя в главном алтаре храма был установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, изготовленный монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле — из папье-маше, с последующим покрытием фигуры сусальным золотом. Высокую нефритовую спинку трона Будды (мандорла) украшают изображения различных мифологических существ, образующие яркую цветовую гамму. Высота туловища Будды составляет два с половиной метра, а вместе с троном — около пяти.

Табличка на стене храмаНадвратная табличка

Регистрация буддийской общины и возобновление службы в храме способствовали дальнейшему распространению буддизма в Санкт-Петербурге. К началу 2000 года в городе насчитывалось уже не менее десятка буддийских групп, представляющих различные, в том числе и не тибетские, традиции.

В дацан приезжают тибетские и западные учителя, читают лекции по буддийской философии, дают специальные учения и посвящения мирянам, проводят медитационные ретриты, которые, по вероучению буддистов, служат практикой для накопления благих заслуг и способом самопознания. К 2007 году в храме постоянно проживала группа из десяти лам, получивших религиозное образование в Иволгинском буддийском институте Даши Чойнхорлин. Монахи регулярно совершают молебны за благополучие живых и за лучшее перерождение усопших. Кроме того, в общине ведут приём астрологи и врачи-тибетологи (эмчи-ламы) — специалисты в области традиционной тибетской медицины.

Правила посещения дацана

В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.

Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.

Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.

Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

История храма

Дацану Гунзэчойнэй (что переводится с тибетского как «источник святого учения Всесострадающего») пришлось пройти сквозь лед и пламя, чтобы прийти к тому состоянию, в котором он находится сейчас. Ему не много не мало уже больше 100 лет. Его строили в течение 6 лет с 1909 по 1915 годы при финансировании самого Далай-Ламы и множества верующих с Калмыкии и Бурятии. Правда, немногим после того, как в храме стали проводиться службы, он был покинут монахами. Храм разграбили, множество документов было уничтожено. В итоге по окончании Первой Мировой Войны в дацан стали возвращаться прихожане, но вскоре и это движение начало подавляться под действием правящей партии.

Долгие годы дацан так и переходит из рук в руки одной организации к другой. После того, как Советский Союз распался, храм наконец-таки вернули в управление буддийской общины. С того момента в храме сменилось двое настоятелей, последний из которых — Буда Бальжиевич — также некоторое время боролся за свободу дацана. В конце 90-х годов в храме обосновались сектанты, закрыв вход для всех, кроме своих. Лишь через несколько лет удалось отсудить здание обратно.

Сейчас в храме регулярно проходят лекции, отмечаются различные буддийские праздники, медитативные курсы и просто консультации у лам дацана.

Строение дацана

Для большинства жителей России, привыкших к православным церквям, устройство храма вызывает массу вопросов: что, зачем и почему? Я постараюсь кратко и доступно рассказать вам о самых необычных и интересных составляющих храма.

Двор

Сам двор храма уже является одной из самых ярких частей комплекса. Величественное здание окружает каменный забор, в котором есть три входа, при это работают из них всего два. Парадный — тот, что со стороны Приморского проспекта, — не функционирует. Все посетители входят через две калитки с западной стороны храма.

Первая интересность — это множество барабанов с надписями на тибетском языке по периметру забора в южной части двора. Проходить по ним следует по часовой стрелке или, как говорится в буддизме, по ходу движения солнца. Вы можете увидеть, как прихожане крутят эти барабаны, начиная свой круг по двору. Главное, делать это с добрыми мыслями в своей голове, закладывая смысл в каждое свое действие.

Если пойти дальше вокруг храма, то вы увидите столбы с сотнями разноцветных флажков, повязанных тут и там. Эти флажки называются лунг-та и, как и с барабанами, вешать их так же стоит, думая о добром и светлом; в буддизме вообще рекомендуется их вешать в определенные дни по тибетскому календарю. У каждого цвета — свое значение.

Закончите вы свой обход двора у огромных дверей, ведущих внутрь храма. Его охраняют два льва, символизирующих мужское и женское начало. У них можно попросить соответствующее благословение. Так, я, подойдя к львице, покручу шарик в ее пасти и попрошу ее о благополучии в семье, а вот мужчина, выполнив аналогичную процедуру у льва, попросит о стабильности и успехе в работе.

Дальше ваш путь пролегает вперед — в дацан, через двери, открыть которые у меня самой иногда не хватает сил. Над дверьми высечены надписи на тибетском языке, гласящие, что необходимо очистить свою голову от дурных мыслей и настроиться на благо, прежде чем входить внутрь.

Алтарный зал

Иначе его еще называют дуганом. Это тот зал, войдя в который, вы сразу увидите величественного Будду, мирно смотрящего на каждого посетителя. У каждой из стен дугана расположены статуи различных божеств, а на самих стенах висят изображения разных созданий, символизирующих определенные вещи в буддизме. Алтарный зал поразил меня своей гаммой цветов — флажки на столбах чередуются по цвету, над Буддой располагается огромный зонт, защищающий его от бед и невзгод.

В центре зала сидят ламы во время проведения хуралов (молебнов или обрядов). Прихожане начинают свой путь так же, как и вокруг храма — по ходу движения солнца или по часовой стрелке. Отходя от алтаря с Буддой, следует так же двигаться спиной назад — таким образом принято показывать уважение к Будде. По всему дугану расположены разные символы, несущие сакральный смысл для буддистов. При желании, любой посетитель может оставить пожертвования для храма и для лам, опустив деньги в один из нескольких ящиков. Как говорится на одном из стендов в холле дацана, так люди подавляют в себе жадность и развивают щедрость.

Мне нравится сидеть здесь на одной из скамеечек по краям зала, спрятавшись от общего взгляда. В дугане стоит особая атмосфера, дающая возможность уединиться в тишине и покое, думая обо всем и ни о чем одновременно.

Верхние этажи

Второй этаж — это вотчина настоятеля храма, Буды Бальжиевича. Чтобы посетить его, нужно прийти в его рабочее время с 14:00 до 19:00 в любой день, когда работает дацан, и занять очередь. Сколько раз я приходила в храм — к настоятелю всегда была длинная очередь, все скамейки были заняты, люди набивались в маленькую комнатку ожидания. У него можно проконсультироваться по поводу философии буддизма (по которой он читает лекции по субботам в 20:00), лечению каких-либо заболеваний и личным вопросам.

На третьем этаже, с которого открывается вид на дуган сверху, располагаются кабинеты других лам. Двое из них занимаются тибетской медициной и остеопатией, на сеанс к которым можно записаться в киоске. Остальные ламы, которые работают на этом этаже, консультируют по другим вопросам — естественно, по вопросам буддизма, личным и разным другим. Так, когда я впервые пришла в дацан и совершенно в нем не ориентировалась, я обратилась к одному ламе с вопросом своего гороскопа. Полистав несколько книжек, он рассказал мне, что меня ждет в этом месяце.

Практически ко всем ламам на верхних этажах можно попасть без предварительной записи, но, как правило, к ним выстраивается длинная очередь. Так что если захотите посетить кого-то из них, то придется немного потолкаться.

Столовая

Некоторые люди приходят в дацан исключительно ради столовой, в которой можно попробовать настоящую бурятскую кухню. Для меня столовая является неотъемлемой частью храма, так как она дополняет эту восточную, загадочную атмосферу. Чтобы попасть в столовую, при входе в здание вам необходимо повернуть налево и спуститься вниз. Стены небольшого зала расписаны какими-то красочными бурятскими рисунками, описывающими их жизнь в старину. В остальном, комната совсем непримечательная — стулья из пластика, несколько столов, небольшое окошко, в котором выдаются и принимаются заказы.

Если вы хотите тут перекусить, то не рассчитывайте на какой-то уровень обслуживания: вы сами подходите к оконцу, говорите, что хотите, и тут же получаете это. Оплата, конечно, только наличными. Главное блюдо этой столовой — бурятские «хинкали» (это моя личная ассоциация, но так говорить, конечно, не стоит), которые называются буузами. Даже если я прихожу не голодная, я никогда не могу отказать себе в удовольствии скушать 3-4 штучки — настолько они вкусные, да и готовятся вручную девушками-бурятками, работающими в дацане. Помимо бууз, в меню вы найдете несколько вариаций супов, салатов и чай. Средний чек на одного человека — около 150-200 рублей.

Столовая открыта с 12:00 до 19:00 (кроме среды).

Киоск

Это первое, что видит посетитель дацана после того, как откроет величественные двери. Киоск располагается левее входа в дуган (алтарный зал). Основной ассортимент — это различная литература на тему буддизма и его философии, благовония, четки, тибетские флажки и хадаки. Оплата, как и в столовой, только наличными.

Центр ведической культуры — Храм Шри Чайтанья Сарасват Матх

Место отдыха: Санкт-Петербург, Ленинградская обл. Россия Вид отдыха: Музеи. Интересные люди Семейный, отдых с детьми Количество дней: 1 день

Всем, кто увлекается культурой Востока и, особенно Индии, следует посетить это место. Интересует классическая кулинария или глубокие духовные идеи, астрология или йога, архитектура или древний санскрит, — тогда стоит хотя бы раз посетить этот центр.

Этот ведический храм расположен в поселке Лахта.

Это удивительное место. Оно очень красивое. Это настоящий индийский храм, где можно увидеть девушек в красочных сари, церемонии поклонения Божествам и многое, многое другое.

Как и любой действующий храм, ведический центр можно посетить бесплатно. Вас встретят и с радостью все покажут и ответят на любые вопросы.

Лучший день для посещения — суббота, так как там проходят открытые программы для гостей. Примерно с шести часов вечера начинается лекция, на которой можно узнать основы религии. В семь — церемония поклонения Божествам и после нее самая вкусная часть программы — угощение гостей классическими блюдами Индии.

Находится центр в поселке Лахта, что в десяти минутах езды от Старой Деревни или Черной речки.

Добраться можно на маршрутке №210 и №211 от Черной речки.

Адрес: 197229, Санкт-Петербург, пос. Лахта, ул. Морская 15, Лахтинский центр бхакти-йоги.

Программы в Лахтинском храме:

Каждую субботу с 17:00 проводятся мероприятия и праздничные программы для всех: арати, пение бхаджанов, лекция, обед (маха-прасадам).

В остальные дни:

06:00–08:30 —арати, бхаджаны, чтение священый писаний, прасадам

12:00–13:00 —арати, чтение Шримад Бхагаватам, прасадам

19:00–21:00 —арати, бхаджаны, лекция или чтение священых писаний и прасадам

21:30 — закрытие храма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *