Собор святого патрика

Собор Святого Патрика

Собор Святого Патрика — самый большой собор Ирландии, он был возведен возле святого источника Св. Патрика. Первый архиепископ Дублина в 1192 году присвоил ему статус соборной церкви.

Со временем около собора вырос целый комплекс зданий, в том числе и дворец архиепископа.

В эпоху короля Генриха Третьего, в 1225 году была проведена крупная реконструкция церкви, которая длилась 4 года и придала ей вид в стиле ранней английской готики. В конце 13 века собор разросся благодаря пристроенной к нему Часовни Леди, западного нефа и башни Майнота.

Во времена правления короля Эдуарда 6 церковь практически пришла в упадок, утратив свой смысл, так как часть строений была передана для заседаний суда. Здесь же разместили школу, а многие церковные драгоценности, среди которых были различные украшения, предметы интерьера и серебро, были переданы собору Христа.

В 1555 году собор был восстановлен в своем статусе, возвращено все ценности и проведена реставрация.

Начиная с 1783 по 1871 года, собор был выбран для проведения церемоний посвящения в рыцари. По сей день, несмотря на то, что сегодня эта церемония проводится в зале Дублинского замка, в соборе можно увидеть гербы посвященных рыцарей.

«Мифы и факты»

Великолепная достопримечательность Дублина имеет немало интересных историй, в одной из них вы узнаете, что во время очередной реставрации был обнаружен древний кельтский крест, который можно видеть среди драгоценной церковной утвари.

В ходе завоевания Ирландии, лорд Оливер Кромвель устроил для своих лошадей в нефе собора конюшню. Этим поступком он показал отношение к англиканской церкви.

В каждом из углублений в стене расположена бронзовая табличка с портретом одного из известнейших ирландских писателей – уроженцев Дублина. Трое из писателей были удостоены в свое время Нобелевской премии в области литературы. Это Джордж Бернард Шоу, Уильям Батлер Йетс и Сэмюэль Беккет.

Всего таких табличек в этом памятнике 12, они расположены в хронологическом порядке и посвящены следующим писателям: Jonathan Swift, James Clarence Mangan, Oscar Wilde, George Bernard Show, William Butler Yeats, John Millington Synge, Sean O’Casey, James Joyce, Brendan Behan, Samuel Beckett, Eilis Dillon и Austin Clarke.

Парк у собора создан Эдвардом Сесилем Гиннсеом на рубеже XIX-XX веков.

При входе в сад возле собора первое, что бросается в глаза — клумба, отмечающая место, где находился колодец, воду из которого святой Патрик использовал для крещения ирландцев.

В Ирландии 95% населения – католики, и лишь 5% — представители других конфессий. Поскольку у англиканской церкви очень мало прихожан, собор Святого Патрика и Собор Святого Креста лишь номинально являются церквями, главная их функция – сохранить свой облик.

Таким образом, они превратились в платные музеи, чтобы на эти деньги сохранить внешний вид соборов.

Мессы здесь проходят лишь по определенным дням, когда вход для туристов закрыт.

Ирландцы с уважением отнеслись к тому, что храмы стали англиканскими, не смотря на то, что прихожан было мало, не потребовали, не отобрали, так как считали это грехом – отобрать Божий Дом у верующих людей.

У Дублина своего собора нет, ибо нет средств, поэтому уже 150 лет они собираются перестроить временный собор.

Чтобы построить собор, похожий на собор Святого Патрика или Святого Креста, не может быть и речи.

Именно в этой приходской церкви, которая именуется Собором Святого Патрика, 32 года был деканом Джонатан Свифт. Здесь он прожил последние годы жизни и был похоронен. Здесь же похоронена его Муза – Эстер Джонсон.

Эстер Джонсон — в литературных кругах она известна, как «Стелла – Муза поэта».

Джонатан Свифт умер в возрасте 78 лет. После своей смерти, кроме своих произведений, он оставил несколько загадок. Согласно завещанию Свифта, была оставлена большая часть его состояния на строительство психиатрической больницы.

«Госпиталь Святого Патрика для имбецилов» был открыт в Дублине в 1757 году и существует по сей день, являясь старейшей в Ирландии психиатрической клиникой.

Свое тело он завещал для научных исследований, в ходе которых узнали, что у него было хроническое воспаление среднего уха. Он все время рассказывал, что слышит звон в голове. Сейчас это заболевание легко диагностируется и лечится, а в эпоху Свифта, он вполне мог предполагать, что болен психически.

Если это предположение верно, то можно понять, почему он так и не женился на Эстер Джонс, хотя он знал ее еще ребенком, и она проследовала за ним всю жизнь.

Он ни разу не пришел к ней на свидание один, чтобы не скомпрометировать девушку, ибо на ней пришлось бы жениться.

«Любовь, пускаясь в дальний путь, к нему не проникала в грудь» — писал он о себе.
Кроме того, в завещании было письмо, в котором было написано, как нужно обходиться с психически больными людьми. В то время их связывали, подолгу держали в воде или в закрытых помещениях, и было много ограничений для этих больных.

Сам Свифт по общепринятой градации был человеком странным. Необычайно скрытный от природы, Джонатан Свифт даже прощался с этим миром в двух лицах.

На исходе дней в частном письме человек Свифт предрекал, что умирать ему уготовано «в злобе, как отравленной крысе в своей норе», а в эпитафии, которую сам себе и сочинил, писатель Свифт торжественно сообщал: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этого собора, и суровое негодование уже больше не может терзать его сердце. Иди, путник, подражай, если можешь, ревностному защитнику дела доблестной свободы».

В Джонатане жили два человека: один — острый на язык, талантливый писатель, сатирик. Второй – тихий богобоязненный викарий, живший в уединении, молясь, боявшийся кары небесной.

Как они боролись между собой, можно увидеть в его произведениях.

<По ирландской традиции, когда мужчина делал предложение своей невесте, он спрашивал, хочет ли она быть похоронена с его родными. Это говорило о том, что невесту хотят сделать членом своего клана.
Эстер Джонс не имела права быть похороненной в Соборе Святого Патрика, так как она не являлась священнослужителем, никакого отношения не имела к королевской семье, не была известным политическим деятелем и не пожертвовала огромной суммы, чтобы покоиться здесь.

Но Джонатан Свифт все же похоронил ее в соборе, чтобы и после своей смерти она была рядом с ним.

Слева от входа в собор расположен баптистерий, сооруженный в 1190-е годы — это самая древняя часть собора.

Рядом огромный деревянный резной монумент Бойлей, возведенный в 1632 году герцогом Корка, Ричардом Бойлем, отцом великого физика Роберта Бойля, аристократом, проводившим политику форсированной колонизации Ирландии, в память о своей жене, Леди Кэтрин.

Золотыми буквами на деревянных панелях написан девиз британской монархии
«Dieu et mon droit» («Бог и моё право»), а также символика старейшего рыцарского ордена в мире, Благороднейшего Ордена Подвязки.

У каждого человека, который приходит в собор, есть своя подушечка.

Одна из наиболее любопытных достопримечательностей собора – деревянная дверь с прорубленным отверстием из несохранившегося здания капитула, известная как «Дверь примирения». В 1492 году вражда Батлеров из Ормонда и Фитцджеральдов из Килдэра обострилась до предела.

В разгар погони «Черный Джеймс» Батлер спрятался за дверью – тогда Джеральд Фитцджеральд прорубил дыру и протянул руку, — так кланы помирились.

На протяжении всего существования собора он неразрывно связан с культурой Ирландии. Многие проповеди Свифта, а также «ирландские трактаты» были написаны именно в этот период. Он выделял собственные средства на нужды церкви, содержал больницу Святого Патрика и женский приют для бедных.

Сегодня собор является местом проведения многих общественных церемоний и весьма привлекательной достопримечательностью Ирландии. Ежегодно в ноябре здесь отмечают Ирландский День Памяти, на котором присутствует президент страны.

Как добраться

История

Собор Святого Патрика был построен около святого источника св. Патрика на острове между двумя рукавами реки Поддл. В 1192 году первый архиепископ Дублина Джон Комин присвоил церкви Святого Патрика, одной из четырёх церквей Дублина, статус соборной церкви. С течением времени около собора появился целый комплекс зданий, включая дворец архиепископа. Юридическое управление собором было разделено между деканом и архиепископом.

Доподлинно неизвестно, когда соборной церкви был предан статус собора. Вероятнее всего это произошло до 1212 года. По приказу английского короля Генриха III в 1225 году начата реконструкция собора, продолжавшаяся в течение четырёх лет. В результате собор приобрёл вид в стиле ранней английской готики. Примерно в 1270 году к собору была пристроена Часовня Леди. Башня Майнота и западный неф были восстановлены между 1362 и 1370, после большого пожара.

Со времени постройки и на протяжении всей истории собора наибольшей проблемой являлись подтапливания из-за близости реки Поддл. Происходили даже наводнения, особенно сильное — в конце XVIII века. По этой причине собор никогда не имел подвальных помещений.

В результате английской реформации в 1537 году собор стал принадлежать англиканской ирландской церкви, хотя большинство окружавших собор жителей оставались католиками. Во время конфискации имущества проводимой солдатами Томаса Кромвеля были уничтожены многие рисунки в росписи собора, позже, в 1544 году, из-за запустения разрушился неф собора.

Интерьер собора

При короле Эдуарде VI Собор Святого Патрика оказался в упадке, фактически был в статусе приходской церкви. Король определил часть зданий, разросшегося к тому времени комплекса собора, для использования в качестве здания суда. Средняя школа была устроена и зале священника и деканате, отданном архиепископу после передачи дворца архиепископа Лорду Ирландии. Серебро, драгоценности, украшения и части интерьера Собора Святого Патрика были переданы в Собор Христа. В 1549 году было приказано перекрасить стены собора и украсить цитатами из Священного Писания.

В 1555 году, во время правления Филиппа и Мэри собор был восстановлен в правах, началась реставрация, и по указу королевы возвращены многие ценности ранее изъятые из собора.

В 1560 году на башне Собора Святого Патрика были установлены одни из первых общественных часов в Дублине.

XVII век

К началу XVII века придел Богородицы был разрушен и отделён от остальной части собора. К собору было пристроено несколько новых галерей для размещения разросшегося клира собора.

Во время Содружества в ходе завоевания Ирландии в нефе собора лордом-протектором Оливером Кромвелем была устроена конюшня для своей лошади. Целью этого было продемонстрировать отношение к англиканской церкви, которую он связывал с католичеством и проявлением роялизма.

В 1660 после реставрации монархии в здании собора начались восстановительные работы.

В 1666 году настоятелем собора было предложено отдать предел Богородицы для богослужения общине французских гугенотов, бежавшим в Ирландию из Франции. После небольшого ремонта, 23 декабря 1666 был заключён арендный договор который периодически продлевался до 1816 года когда все гугеноты полностью интегрировались в городское население Дублина. В это время предел Богородицы был известен как L’Eglise Française de S.-Patrick.

Из-за угрозы обрушения крыши, в 1668 году было принято решение о замене, новая построена к 1671 году.

После Славной революции собор ненадолго в 1688—1690 стал католическим, но после поражения якобитов в Ирландии от войск Вильгельма III вновь стал англиканским.

Статус

Скамейка президента Ирландии в соборе

На протяжении всей истории Собора Святого Патрика было соперничество с собором Христа за статус кафедрального. Эта борьба привела к беспрецедентному случаю, когда в одном городе, в одной епархии, два кафедральных собора. Конфронтация сохранялась с значительной напряжённостью со дня основания собора до 1300 года когда было подписано соглашение (Pacis Compositio) с шестью основными пунктами:

  • Посвящение и возведение на престол архиепископа Дублина должно происходить в соборе Христа, но в отчётах указано, что это правило не всегда соблюдалось: два раза церемония проходила в обоих соборах, и как минимум два архиепископа посвящались только в соборе Святого Патрика.
  • В соборе Христа должны были храниться крест, митра и перстень умершего архиепископа.
  • Умершие архиепископы Дублина должны были быть похоронены поочерёдно в двух соборах, если ими в завещании не указывалось иного.
  • Ежегодное освящение елея должно было происходить в Соборе Христа.
  • Оба собора должны действовать как один и равно распределять обязанности.
  • Оба собора в последующие столетия функционировали вместе в епархии, пока в 1871 году собору Святого Патрика не был предан статус Национального, а собору Христа кафедры Дублина.

Ссылки

Собор Святого Патрика (Дублин) на Викискладе

  • Официальный сайт собора
  • St Patrick’s Cathedral (photo gallery) (англ.)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 мая 2019 года.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

LCCN: no91004902 · VIAF: 155012917 · WorldCat VIAF: 155012917

Отзывы Собор Святого Патрика (Ирландия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Святого Патрика в Дублине, Ирландия

Собор Святого Патрика — самый большой собор не только Дублина, но и всей Ирландии. Знаменитым настоятелем его был писатель Джонатан Свифт, известный всему свету своим произведением «Путешествия Гулливера». Собор построен ещё в 12-13 веках у источника Святого Патрика. Особый интерес вызывает архитектура собора.

Построенный в строгом неоготическом стиле, он привлекает внимание своей отделкой, которая проводилась уже в викторианскую эпоху. А также огромные окна, резные панели на стульях, изящная плитка на полу, традиционные готические своды и, конечно, орган.

Как попасть

Собор расположен по адресу Saint Patrick’s Cathedral, Saint Patrick’s Close, Dublin 8. Цена посещения — 6 EUR, дети бесплатно. Попасть на экскурсию можно с 9.00 до 17.30 в будни, а в выходные — до 18.30. Только в воскресенье есть несколько перерывов, не рассчитанных на туристические прогулки.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Заложенная в 1853-м, открытая в 1854-м и окончательно достроенная и освящённая в 1856-м году, Старая Церковь Святого Патрика (Old St. Patrick’s Church, 700 West Adams, Chicago, IL 60661) – одно из старейших общественных зданий в Чикаго, старейшая церковь нашего города, и одно из немногих крупных зданий, построенных до Великого пожара 1871 года и доживших до наших дней. Церковь пережила Великий Чикагский пожар и долгое время была одной из достопримечательностей западного Чикаго. Церковь служила растущей ирландской общине Чикаго в 19 веке. Сегодня храм является домом для большого и активного прихода, основание которого восходит к 1846-ому году, когда конгрегация была создана ирландскими иммигрантами первого поколения.

Ирландские иммигранты провели свою первую службу после официального основания уже несуществующей ныне церкви Святого Патрика в пасхальное утро 1846-го года. Собор Святого Патрика стал первым англоязычным приходом в городе. Нынешнее здание было построено в 1856 году и открыто на Рождество.

Храм стоит до сих пор, помимо церковных служб в нём проходят многочисленные мероприятия, например, фестиваль, известный как “Крупнейший уличный фестиваль в мире”.
В каком-то смысле эта Церковь является памятником трудам и борьбе первых ирландских поселенцев в Чикаго.

В 1830-х годах в Чикаго появились сотни ирландских иммигрантов. Ко времени Гражданской войны город гордился четвертым по величине населением ирландцев в Америке. В отличие от других ведущих городов, таких как Нью-Йорк, Филадельфия и Бостон, эти первые ирландские поселенцы прибывали в Чикаго не сразу, а в течение десятилетий после основания города. Ирландские рабочие и бизнесмены оказали большое влияние на строительство города. Ирландские рабочие построили канал Иллинойс и Мичиган (1836 – 1848), в дополнение ко многим из причалов города, железным дорогам, фермам и сталелитейным заводам. С прибытием ирландцев и других иммигрантов Чикаго стал самым быстрорастущим городом в мире во второй половине 19-го века.

Католическое влияние на Чикаго, особенно со стороны ирландцев, оказалось весьма сильным. Католические школы стали значимыми, многие монахини служили учителями. Католические церкви предоставляли многочисленные социальные услуги, которые помогали прибывающим иммигрантам. Со временем чикагская полиция и Демократическая партия укрепляли связи с ирландской общиной и католицизмом. Примечательно, что двумя мэрами Чикаго в прошлом были Ричард Дж.Дейли и его сын Ричард М. Дейли, оба ирландские католики.

Нынешнее здание церкви было спроектировано в романском стиле двумя “самыми ранними” чикагскими архитекторами: Августом Бауэром и Ашером Картером. В своём творчестве они вдохновлялись кельтской художественной выставкой на колумбийской выставке 1893 года и ирландской “Келлской книгой”.

Келлская книга — богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими (кельтскими) монахами примерно в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех, дошедших до нас. Благодаря великолепной технике исполнения и красоте узоров многие исследователи рассматривают её как наиболее значительное произведение средневекового ирландского искусства.

Томас А. О’Шонесси спроектировал, построил и лично установил 15 витражей Церкви Старого Святого Патрика между 1912 и 1922 годами. Между тем, 12 бортовых окон были воодушевлены кельтскими рисунками из “Келлской книги”.

В 1956 году в Чикаго была возобновлена традиция проводить парад на День Святого Патрика – в рамках 100-летнего юбилея первого парада в честь Святого Патрика в центре Чикаго.

В конце 1970-х и начале 1980-х годов число прихожан резко сократилось.

В 1983 году настоятелем стал Преподобный Джон Дж. Уолл, который настаивал на реконструкции и реставрации здания романской церкви. Он также начал работать над тем, чтобы превратить приход, где было официально зарегистрировано на тот момент всего четыре человека (!!!), в яркое и активное сообщество.

В 1985 году первый “Самый большой в мире уличный праздник», проводимый церковью Святого Патрика, привлёк 5000 человек на Des Plaines Street, и с тех пор этот фестиваль является большим светским и церковным событием.

К 1989 году приход Старого Святого Патрика вырос до 2000, а список подписавшихся на церковную рассылку превысил 10 000. Более того, Старый Святой Патрик открыл первую более чем за четверть века новую католическую гимназию в регионе Чикагской Архиепископии.

В этом же году “Уличный фестиваль”, проводимый Церковью, посетили десятки тысяч человек.

Сейчас, когда приход вырос до 3500 человек, настоятели собора обнаружили, что новые прихожане приезжают не из пригородов или отдалённых районов, как было раньше, – они все из соседних районов.

Выяснилось, что новые прихожане — это или только что приехавшие в Чикаго, или молодые специалисты, или молодожёны. Перед настоятелями встал вопрос о том, как обеспечить необходимым пространством растущую общину.

К югу от церкви, на юго-западном углу улиц Adams и Des Plaines, началось новое строительство.

Также церковь воздвигла новое здание для школы Франциска Ксавьера Варде.

Помимо этого, планируется построить многоуровневый 650-местный гараж и 800-местный зал для проведения фестивалей, детских мероприятий и представлений.

«С момента своего освящения рождественским утром 1856-го года Старый Святой Патрик был священным местом, воплощающим мечты и чаяния сотен тысяч чикагцев. В немногих районах “кирпич и замазка” имели такое большое значение», – писала Эллен Скерретт, редактор журнала “На перепутье” в статье “Старый Святой Патрик и ирландцы Чикаго”.

Церковь Святого Патрика – не только памятник, напоминающий нам о старом Чикаго, это прежде всего Храм, являющийся оплотом традиционной веры в нашем штате.

Кроме того, самая старая католическая церковь нашего города — это символ прогресса и борьбы за лучшую жизнь для будущих поколений чикагцев.

masterok

Католический собор святого Патрика – быть может, самый известный храм Нью-Йорка. Окружённый небоскрёбами Пятой авеню, он ничуть не теряется на их фоне: стометровые готические шпили – заметный ориентир в «каменных джунглях» Манхэттена.
История храма отражает историю самого города.
Фото 2.

У собора есть предшественник – куда более скромный «старый» собор святого Патрика на Милберри-стрит, тоже на Манхэттене. Построенный в 1809-1815 годах, он долгое время являлся центром римско-католической епархии Нью-Йорка. Однако к середине XIX века иммигрантов-католиков (ирландцев, итальянцев, выходцев из Австро-Венгрии) в городе стало столько, что небольшая церковь перестала их вмещать. В 1853 году архиепископ Джон Джозеф Хьюз объявил о намерении возвести новый собор в центре острова Манхэттен.
Фото 3.

Идея подверглась осмеянию как «глупость Хьюза»: место, выбранное для строительства, находилось далеко за городской чертой. Но архиепископ был убеждён: настанут времена, когда задуманный им самый красивый в Новом Свете неоготический собор окажется в сердце города. Деньги на возведение храма жертвовали и небогатая паства, и группа очень богатых прихожан (103 бизнесмена).
Фото 4.

Первый камень здания по проекту архитектора Джеймса Ренвика-младшего был заложен в 1858 году. Строительство прерывалось на Гражданскую войну, когда не было ни рабочих рук, ни денег. Собор открыл свои двери для верующих в 1879 году, через пятнадцать лет после смерти архиепископа Хьюза. Но работы продолжались ещё долго после этого: шпили были завершены лишь в 1888 году, часовня Богоматери – в 1900 году, часовня Ченстоховской Божьей Матери добавлена вообще в нашем столетии. Сейчас храм реставрируется. Недавно его шпили, освобождённые от лесов, предстали перед горожанами и туристами не грязно-коричневыми от кислотных дождей и выхлопов, а сияющими, кремово-белыми, какими и были задуманы.
Фото 5.

Собор колоссален: он занимает целый квартал между 50-й и 51-й улицами. Одновременно в нём могут поместиться 2200 человек. Огромные бронзовые двери центрального входа (каждая весом девять тонн) украшены скульптурами святых. Своды храма вздымаются на невероятную высоту и тонут там в полумраке. Изысканная часовня Богоматери, созданная по проекту Чарльза Мэтьюза, освещается через великолепные витражи английской работы – они изготавливались и устанавливались на протяжении четверти века. Алтари часовни святой Елизаветы и часовни святого Иоанна Крестителя создали итальянские мастера. Американский скульптор Уильям Ордвей Партридж изваял находящуюся здесь Пьету, по своим размерам она в три раза больше, чем Пьета Микеланджело. Недалеко от входа можно видеть бюст Иоанна Павла II, установленный в память о визите Папы.
Фото 6.

Собор каждый день живёт интенсивной духовной жизнью, а раз в год, 17 марта, в День святого Патрика, становится настоящим центром Нью-Йорка. В день святого, принесшего христианство в Ирландию, по Пятой авеню парадом проходят до двух миллионов человек, одетых в зелёное (это цвет Ирландии и трилистника, символа Троицы). А предваряет парад праздничная Месса в соборе святого Патрика.
Фото 7.

Главные ворота собора выходят на 5-ю авеню. Выполненные из бронзы, ворота весят более 18 тонн, но настолько хорошо сбалансированы, что могут быть открыты крепкой мужской рукой. Среди святых Нью-Йорка, изображенных на дверях, есть первая канонизированная католической церковью американка Элизабет Энн Сетон. Внутри собора расположена ее бронзовая статуя и алтарь.
Алтарь Святого Сердца, расположенный справа от главного святилища, привлекает к себе самое большое количество верующих. Главная святыня — изображение Девы Марии Гваделупской. В конце храма находится капелла (Lady Chapel) — место, отведенное для молитвы и поклонения.
Фото 8.

Прямо напротив центрального входа в собор через 5-ю авеню расположен один из небоскребов Рокфеллер-центра. Вход в Рокфеллер-центр с 1937 года украшен бронзовой статуей древнегреческого титана Атланта работы Ли Лаури. Особенно эффектными получаются фотографии титана на фоне Кафедрального собора Св. Патрика.
Фото 9.

Интерьер был разработан в стиле английских церквей. Декоративная Капелла Богоматери была построена в 1900 по дизайну Чарльза Т. Мэтьюса, вместе с великолепными витражами из Англии. Ее интерьер постепенно дополнялся в последующие двадцать пять лет. Около часовни находится пьета, созданная в 1906 американским скульптором Уильямом О. Партриджем. Она в три раза больше, чем пьета Микеланджело в Соборе Святого Петра в Риме.
Фото 10.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

источники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *