Состав машиностроительного комплекса

4. Технологические особенности

Специализация – производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей

Рис. 3. Виды специализации

Специализация бывает:

1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)

2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)

3. технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)

4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)

На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.

Кооперирование –это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.

Рис. 4. Кооперирование

Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.

Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.

Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.

5. Проблемы машиностроительного комплекса России

За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.

Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.

Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.

В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.

Список рекомендованной литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений М. Вентана-Граф. 2011.
  2. Экономическая и социальная география. Фромберг А.Э. (2011, 416с.)
  3. Атлас по экономической географии 9 класс из-во Дрофа 2012г.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. (2007, 127с.)
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. (1996, 576с.)
  6. Шпаргалка по экономической географии. (Школьникам, абитуриентам.) (2003, 96с.)

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник — М.: Гардарики, 2000 — 752с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России, М., Московский лицей, 2001. — 189с. :
  3. Сметанин С. И., Конотопов М. В. История черной металлургии России. Москва, изд. «Палеотип» 2002
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. — М.: Дрофа, 2001. — 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

  1. География России. Энциклопедический словарь / Гл. ред. А.П. Горкин.–М.: Бол. Рос. энц., 1998.– 800с.: ил., карты.
  2. Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2002. — 690 с.
  3. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./ Госкомстат России. – М., 2003. – 398с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

  1. ГИА-2013. География: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  2. ГИА-2013. География: тематические и типовые экзаменационные варианты: 25 вариантов / Под ред. Э.М. Амбарцумовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ГИА-2013. ФИПИ-школе)
  3. ГИА-2013 Экзамен в новой форме. География. 9 класс/ ФИПИ авторы — составители: Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова — М.: Астрель, 2012.
  4. Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Амбарцумова Э.М., Дюкова С.Е., Пятунин В.Б. – М.: Интеллект-Центр, 2012.

История

Клаус Вагнер замочник, 1600 год. Двенадцать братьев Менделя. Нюрнберг. Основная статья: История технологии

Исторически первым производство машин было ручным, а продуктами были бытовые машины: водоподъемные рычаги и колёса, ручные мельницы, гончарные круги и трепалки, позже появились веретённые машинки и ткацкие станки, вальцы, простые прессы, строительные рычаги, колесницы, различные корабельные рулевые механизмы, из военной техники — различные камне- и стреломётные, пробивные машины. Особенным значением для развития средневековой Европы оказалось производство тактовых механизмов — часов, навигационных и печатных машин. Затем конечно и паровых машин и двигателей внутреннего сгорания.

Первая успешная сборочная поточная линия на заводе Форда, 1913 год.

Основным обрабатываемыми материалами для машин изначально была древесина, керамика, тросы и ремни, а сам ремесленник в современном понимании был прежде всего столяром владеющим металлическим и каменным инструментом. Постепенно улучшались материалы — заменой и сочетанием древесины с металлами, (а в последнее время и с пластмассами, и с резинами, и с керамикой), вводились всё более специальные инструменты.

Постепенно уходящий в историю инструмент проектировщиков — Кульман

С усложнением техники и общественных отношений появляются мастера-ремесленники, мануфактуры, цеха, заводы. В XX веке появились самые масштабные территориальные объединения — комбинаты-комплексы производящие на одной территории максимальное количество операций. С конца XX века заводы часто объединяются в транснациональные или государственные корпорации которые обладают финансовым капиталом и организуют работу географически не привязанных между собой предприятий.

Совершенствовалась и методика подготовки к производству — от простых рисунков и набросок к эскизам и сложным сборочным чертежам. Со временем появились специальные направляющие или усиливающие устройства и приспособления для рук рабочих, позже и к станкам.

Развитие машиностроения как и всей техники двигалось в направлении эффективного использования мускульной силы человека, за тем исключением что эта сила должна была быть более управляемой и согласованной, чем в других производствах. Изначально стоял вопрос качества (для начала просто собираемости) машин, тесно связанный с точностью изготовления деталей.

Крупнейшие представители отрасли

Мировые компании

Международный центр GE в Цинцинати

Крупнейшие мировые машиностроительные компании на 2005 год

Компания Стоимость фондов, млрд $ Доходы, млрд $ Прибыли, млрд $
General Electric 750,507 (1)* 152,866 (9) 16,819 (4)
General Motors 479,603 193,517 (5) 2,805
Toyota Motor 227,513 172,616 (7) 10,898 (11)
DaimlerChrysler 248,324 176,687 (6) 3,067

*В скобках указана позиция в общем рейтинге по показателю.

General Electric — самая влиятельная в мире машиностроительная компания, с наибольшим размером фондов среди всех корпораций мира, по прибыльности уступает только нефтяным энергогигантам British Petroleum, ExxonMobil и Royal Dutch Shell. Несмотря на то, что в сферу деятельности компании входит множество иных направлений, с момента основания основными являются машиностроение и энергетика.

Среди крупных машиностроителей серьёзная часть — это компании автомобильной промышленности, во многом формирующие высокий уровень потребления и состояние экономики в целом.

Один из крупнейших автосборочных комплексов в мире — китайский FAW в маньчжурском городе Чанчунь.

Российское машиностроение

Офисное здание госкорпорации РостехАвтоВАЗ — мощнейший в восточной Европе и России комплекс крупносерийного производства и сборки Основная статья: Машиностроение России

В России машиностроительные предприятия, как и в мировой практике, зачастую действуют в рамках различных объединений или государственных корпораций: Ростех, Роскосмос, Русские машины, ОСК, Трансмашхолдинг.

Кроме оборонного и транспортного машиностроения выделяются компании электроэнергетического сектора: Силовые машины, группа «Энергомаш», Объединённые машиностроительные заводы, нефтегазового направления: группы ГМС, Интегра, Римера, Кунгур, Борец, а также сельскохозяйственного машиностроения: Ростсельмаш, Челябинский тракторный завод

Крупнейшие машиностроительные комплексы: АвтоВАЗ в Тольятти, КамАЗ в Набережных Челнах, Уралмашзавод в Екатеринбурге,

Образование и наука

Главное здание МВТУ — флагмана машиностроительного образования в России, находится в немецкой слободе — историческом центре московских промыслов

В России во многих школах в рамках программы (трудовое обучение в школе) мальчикам дают основные навыки работы с деревом и металлом, сборки из них различных конструкций, часто обучают работе с машинами. Еще с 1950-х годов в старших классах многих школ обучают черчению, в том числе принципам машиностроительного черчения. Иногда при школах существуют дополнительные углублённые курсы.

Начальное и среднее профессиональное образование в машиностроении, в России как правило осуществляется в профессиональных лицеях и училищах при относительно крупных или важных предприятиях.

Наиболее известные общемашиностроительные высшие учебные заведения в России:

  • Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана
  • Московский государственный технологический университет «Станкин»
  • Санкт-Петербургский политехнический университет
  • Механико-технологические факультеты региональных университетов: Уральского и Сибирского, Самарского, Сибирского университета науки и технологии.

Важным профильным научным центром в России остаётся Московский институт машиноведения, и другие учреждения в рамках Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН

Главное здание МТИ, снимок с самолёта

Довольно сильные машиностроительные школы существуют в Харькове и Днепре.

Крупные технологические высшие школы с машиностроительными направлениями обучения в мире:

  • Массачусетский технологический институт
  • Инженерные факультеты Британских университетов
  • Швейцарская высшая техническая школа Цюриха
  • Берлинский и Штутгартский университеты
  • Марсельская высшая школа механики, Тулонский университет
  • Пекинский политехнический университет, Гуандунский технологический университет (Гуанчжоу)

> Профессиональные объединения

  • Союз машиностроителей России
  • Союз машиностроителей Германии
  • Американское общество инженеров-механиков

Классификация машиностроения по направлениям

Машиностроение делится на три группы:

  • трудоёмкое;
  • металлоёмкое;
  • наукоёмкое.

В свою очередь, эти группы делятся на следующие отраслевые подгруппы:

  • тяжёлое машиностроение;
  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • точное машиностроение;
  • производство металлических изделий и заготовок;
  • ремонт машин и оборудования.

Общее машиностроение

Машиностроительная промышленность является ведущей отраслью народного хозяйства, которое определяет дальнейшее ускорение и развитие научно-технического процесса в других отраслях. Основными задачами машиностроения является непрерывное повышение качества машин и оборудования, совершенствование роста производительности труда на предприятиях. Выполнению этих задач способствуют организация работы на основе современных средств производства, внедрение передовой технологии и прогрессивной технологической оснастки.

Общее машиностроение представлено:

  • транспортным машиностроением, состоящим в свою очередь из следующих отраслей:
    • авиастроение (авиационная промышленность);
    • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
    • железнодорожное машиностроение и вагоностроение;
    • судостроение.
  • сельскохозяйственным машиностроением;
  • производством технологического оборудования для различных отраслей промышленности;
  • оборонным производством, в том числе ракетно-космической отраслью.

Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение — группа отраслей машиностроения, занятых разработкой и производством:

  • металлургического оборудования (металлургия);
  • горно-шахтного оборудования;
  • тяжёлого кузнечно-прессового оборудования;
  • подъёмно-транспортного оборудования и машин (подъёмно-транспортное машиностроение): грузоподъёмных кранов, лифтов, подъёмников (вышек), машин непрерывного транспорта (конвейеров и пр.);
  • тяжёлых экскаваторов;
  • оборудования для генерации и передачи электрической энергии (энергомашиностроение);
  • и другого оборудования.

Разработка и производство технологического оборудования по отраслям:

  • строительное и коммунальное машиностроение;
  • сельскохозяйственное машиностроение;
  • нефтегазовое машиностроение;
  • химическое машиностроение;
  • лесопромышленное машиностроение.

Среднее машиностроение

В состав среднего машиностроения входят:

  • автомобилестроение (автомобильная промышленность);
  • тракторостроение (тракторостроение);
  • станко-инструментальное машиностроение (станкостроение, инструментальная промышленность);
  • разработка и производство технологического оборудования для лёгкой и пищевой промышленности (оборудование лёгкой промышленности, оборудование пищевой промышленности);
  • строительство роботов (робототехника);
  • строительство бытовых приборов (промышленность бытовых приборов и машин).

В советское время Министерством среднего машиностроения (Минсредмаш) называлось ведомство, главными объектами которого были разработка и производство ядерного оружия. Оно было организовано в 1953 году, и в его структуру входили собственные рудники, заводы, НИИ, транспорт, сеть связи, вузы и пр.

Точное машиностроение

Ведущие отрасли точного машиностроения:

  • приборостроение;
  • радиотехническое и электронное машиностроение (радиотехническая и электронная промышленность);
  • электротехническая промышленность.

Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.

Производство металлических изделий и заготовок

  • Производство ножевых изделий, столовых приборов, замочных и скобяных изделий, фурнитуры.
  • Производство массовых металлоизделий (метизов) — проволоки, канатов, гвоздей, крепежа.

Основными элементами развития современного машиностроения является совершенствование средств производства, методов организации производства (к примеру использование технологий серийного и массового изготовления), переход к стандартизации, автоматизации и информационному обеспечению процессов.

Отраслевой состав машиностроительного комплекса

Главные задачи комплекса в процессе перехода на новые виды машин и оборудования.

1. Отраслевой состав машиностроения

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и используемое сырье. По роли и назначению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в три взаимосвязанных группы:

  • — В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:
  • — приборостроение;
  • -химическое машиностроение;
  • -электротехническое машиностроение;
  • -энергетическое машиностроение.
  • — Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие машиностроения:
  • -станкостроение;
  • — инструментальная промышленность.
  • — В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:
  • — дорожно-строительного производства;
  • -производство тракторов и сельскохозяйственной техники;
  • — производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

Тяжелое машиностроение

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз.

Такие базы находятся в: Екатеринбурге, Орске, Красноярске, Иркутске, Новокузнецке, Прокопьевске, Кемерове.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в районах: Урало-Поволжье, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено в: Санкт-Петербурге, Таганроге, Подольске и Белгороде.

Основные центры морского судостроения сформированы в: Санкт-Петербурге, Выборге, Архангельске и Мурманске.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Речные суда производятся в Нижнем Новгороде, Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск, Муром, Демидово. Вагоностроение Нижний Тагил, Калининград, Брянск, Мытищи и Тверь.

Общее машиностроение

Общее машиностроение включает группу отраслей характеризующуюся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкости.

Как правило, предприятия этих отраслей размещаются в районах потребления продукции.

Предприятия этой группы размещены по всей территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости.

Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Одно из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Высококлассные автомобили производят в Москве, среднего класса в Нижнем Новгороде, малолитражные в Москве, Тольятти и Ижевске, микролитражные автомобили в Серпухове.

Основные центры авиационной промышленности Москва, Смоленск, Таганрог, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Ростов на Дону в Сибири — Омск, Новосибирск, Улан-Уде.

  • 2. Проблемы отечественного машиностроения
  • — Проблемы связанные с машиностроительным комплексом
  • — низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства
  • — нарушение технологических связей
  • — простой многих предприятий
  • — низкие темпы обновления оборудования
  • — Необходимость структурной перестройки.
  • — необходимость сокращения диспропорций в темпах роста отдельных отраслей
  • — необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение и т.д.
  • — Проблемы повышения качества производимых машин.
  • — несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам.
  • — низкая надежность производимых машин
  • 3. Задачи комплекса

Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машиностроительном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволяют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплексом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет организационных факторов можно получить значительные объемы дополнительной продукции, необходимой народному хозяйству.

Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от радиационных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и устройств с применением современных средств вычислительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдаленном будущем.

Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями.

Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшелона машиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состояния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы.

Ускоренное обновление производственного аппарата в машиностроении, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавливаются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит многомиллиардную экономию.

Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроительный комплекс — совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществляться одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в производстве машин и оборудования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *