Сравнительная таблица природных зон России 4 класс

особенности годового стока степей

2 Кто из русских учёных был основоположником учения о природных зонах?
3 Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются
закономерно.
4 Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены?
В чём их сходство и в чём различие?
5 Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в
ее пределах не одинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это
объясняется.
6 Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области?) (В данном
случае Воронеж. Воронежская область). Дайте оценку агроклиматических ресурсов
своей республики (края, области) (Воронеж, Воронежская область)
7 По рисунку 53 оцените, какая из природных зон России имеет наибольшую
продуктивность при условии, что человек своей деятельностью не нарушил
природные связи.
Определите, о какой природной зоне идёт речь, если в ней растут а) карликовая
берёза, кедровый стланик, ягель; б) лиственница, кедр, берёза, осина, ольха.
Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных для зоны животных.
9 Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия
сельским хозяйством. В каком из неизвестных вам природных зон есть такие
условия?
10 Составьте характеристику любой природной зоны по плану:
1) особенности географического положения;
2) особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация,
продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их
распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
3) особенности рельефа;
4) особенности годового стока;
5) почвы, и их основные свойства;
6) растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным
условиям;
7) особенности сельского хозяйства;
8) особо охраняемые компоненты природы.

Что такое природная зона?

Природная зона – это территория, для которой характерны однообразные климатические условия, состав почвы, особенности растительного и животного мира. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей в них растительности. Например, зона широколиственных или смешанных лесов, степей.

Солнце освещает и прогревает разные участки земли с разной интенсивностью: больше всего количество солнечного света и тепла приходится на экватор, а меньше – на территории Северного и Южного полюсов. В разные зоны планеты поступает определенное количества света, тепла и влаги, что и определяет формирование природных зон с собственным, уникальным климатом и природой.

Рис. 1. Арктические пустыни.

Площадь России очень велика: она протянулась с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. Поэтому в стране очень четко прослеживается природная зональность. Природные зоны представлены все, за исключением тропической . Самый большой природный комплекс – зона лесов.

На территории представлены все природные зоны, кроме тропической. Рассмотрим краткую характеристику каждой из них.

  • Арктические пустыни. Зона расположена на крайней северной точке страны, покрытой ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7С тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Здесь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, северные олени, тюлени, моржи, чайки, полярные совы, гагарки.
  • Тундра. Отличается длинной холодной зимой и коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, карликовые деревья, ягель. Тундровые почвы сильно заболочены и неплодородны. Обилие болот привлекает в тундру уток, гусей, куликов, черных казарок. По тундре кочуют стада северных оленей в поисках основного корма – ягеля.

Рис. 2. Северные олени.

  • Тайга. Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Зимы достаточно холодные, но летом температура воздуха может прогреться до 20С тепла. Почвы более плодородные, чем в тундре, благодаря чему здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. Но особенно много здесь различных кровососущих насекомых.
  • Смешанные и широколиственные леса. Зона отличается мягким комфортным климатом, обилием солнца и тепла. В лесах представлено большое разнообразие растений, от многовековых высоких дубов до небольших кустарников. Однако в результате человеческой деятельности большие площади лесной зоны уничтожены.

В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы.

  • Степь. Степная зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Деревья и кустарники здесь растут только на берегах рек и водоемов. Отличается очень плодородной почвой – черноземом, из-за чего почти все природные степи распаханы под пашни. В степной зоне обитает много видов грызунов и насекомых.
  • Пустыни. Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Почти круглый год здесь царит сильная жара, с минимальным количеством осадков. Такой климат способны выдерживать только засухоустойчивые растения: перекат-поле, кустарники, полынь. В пустыне обитают змеи, суслики, ежи, ящерицы.

Рис. 3. Пустыня.

  • Субтропики. Эта зона занимает совсем небольшую площадь в России. Для нее характерно жаркое лето и теплая зима. Благодаря мягкому климату животный и растительный мир субтропиков очень разнообразный.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Окружающий мир: Природные зоны России
  • 2. Карта природных зон России
  • 3. Природные зоны горных областей
  • 4. Природа России

Проект по окружающему миру (4 класс) по теме: «Природные зоны России»

Проектная работа по Окружающему миру

4 класс 1 часть

УМК «Перспектива»

Тема проекта: «Природные зоны России»

Цель: 1)Познакомить учащихся с природой России, её обитателями; природными зонами.

2)Сформировать представление о природе России: природных зонах, географическом положении, её обитателях, животном и растительном мире.

3)Составить сравнительную характеристику природных зон.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств.

Метапредметные результаты:

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
  • планировать свои действия в течение урока;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Предметные результаты:

  • ученик будет знать природные зоны России;
  • ученик научиться распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя.
  1. Изучение природных зон;
  2. Определение природных зон по карте;
  3. Изучение арктических пустынь и ледяных зон;
  4. Изучения животного и растительного мира в арктической пустыне;
  5. Изучение Тундры;
  6. Изучения животного и растительного мира в Тундре;
  7. Изучение степи;
  8. Изучение пустыни;
  9. Создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»;
  10. Защита проекта.

Исследовательская деятельность:

1)Создание плана проекта;

2)Создание презентации «Природные зоны России»;

3)Подготовка к презентации;

4)Защита проекта.

План:

1.Расположение зоны.

2. Климат.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

5. Занятия населения зоны.

1. Подготовительный этап

• Опрос учеников: Ребят, а что вы знаете о природных зонах Росии

Вопросы:

— Какие природные зоны вы знаете?

-Что такое Тундра?

-Что такое пустыня?

-Что такое арктическая пустыня?

• Сбор информации из различных источников о природных зонах России

2.Составление плана для заполнения таблицы:

1.Расположение зоны.

2. Климат.

3. Растительный мир.

4. Животный мир.

4. Содержание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»:

План

Ледяные пустыни.

Тундра.

Степь.

Пустыня.

Расположение зоны

Острова Северного Ледовитого океана и узкая полоса вдоль побережья Северного Ледовитого океана Эти пространства покрыты ледниками, снегом, щебнем и обломками камней

В России зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Берингова пролива.

Степи тянутся неширокой сплошной полосой на юге России от западных границ до Алтая. Далее к востоку степные участки имеют очаговое распространение.

Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

Климат.

Климат крайне суровый. Средние январские температуры около -30, к середине июня редко поднимаются выше +5

Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 10—15 °C. Май и сентябрь — это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова.

Средняя температура января на запале -2 °С, а на востоке -20 °С и ниже. Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля 22-23 °С. Сумма активных температур составляет 3500 °С. Осадков выпадает 250-400 мм в год. Летом часты ливни. Устойчивый снежный покров держится до 150 дней в году.

Днем температура воздуха поднимается до 45—50°, в отдельных районах тропиков — даже до 58°, а поверхность земли при этом раскаляется до 80—90°.

Растительный мир.

Арктическая пустыня практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Растения редко достигают высоты 10 см, обычно прижимаются к камням (холодный воздух нагревается от поверхности земли, поэтому растения стремятся как можно плотнее прижаться к относительно тёплой земле.

Растения тундры Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена. Осенью тундра покрывается сизыми полями голубики, оранжевыми — морошки, всюду торчат шляпки грибов.

Злаки: ковыли, типчак, житняк, змеевка, тонконог, мятлик. Помимо злаков, многочисленны представители разнотравья: астрагал, шалфей, гвоздика — и луковичные многолетники, например тюльпаны.

Растения в полупустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Для полупустынь юга страны характерны такие виды растений, как древовидная и корявая солянки, верблюжья колючка, джузгун. На возвышенностях господствуют ковыли и типчак.

Животный мир.

Морж, тюлень, летом есть птичьи базары — летом прилетают и гнездятся гусь, гага, кулик, чистик, кайра,

песец, белый медведь, лемминг.

Животные тундры Многие из них покидают тундру на зиму; некоторые (например, лемминги) бодрствуют под снегом, другие впадают в спячку. Широко распространены песец, горностай, ласка; встречаются волк, лисица; из грызунов — полевки . северный олень из птиц — белый гусь, пуночка, сокол-сапсан. Многочисленны белая и тундряная куропатки , рогатый жаворонок. Из рыб преобладают лососевые. Обильны комары и другие кровососущие насекомые. Типичные обитатели российской тундры — северные олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки. Заболоченность тундры позволяет развиваться большому количеству кровососущих насекомых, активных в летний период. Из-за холодного лета в тундре практически нет пресмыкающихся: низкие температуры ограничивают возможность жизнедеятельности холоднокровных животных

Из грызунов наиболее часто встречаются суслик, полевка, тушканчик и др.

Живут в степи также хорь, барсук, ласка, лисица.

Из птиц типичны для степей дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга. Однако и эти птицы встречаются сейчас редко

Типичными представителями копытных в степях являются туры, антилопы, тарпаны.

Много грызунов — песчанок, тушканчиков и ядовитых паукообразных — скорпионов, тарантулов, каракуртов. Птиц — дрофу, стрепета, жаворонка — можно увидеть не только в степях, но и в полупустынях. Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака; встречаются корсак, волк.

Рефлексия:

— Что вам больше всего понравилось делать?

— Чему вы научились?

— Что вы узнали о природных зонах России?

Урок «Природные зоны России»

Урок по географии.

Тема урока: «Природные зоны России»

Цели урока.

Образовательная.

  • Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.

Развивающая.

  • Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.

Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.

Оборудование: Карта «Природные зоны России», атлас,фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.

Тип урока. Обобщающее повторение.

План урока

1. Актуализация.

2. Работа с картами атласа.

3. Закрепление.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуализация.

Опрос цепочка.

— Что такое ПТК?

(Природный территориальный комплекс — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).

— Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).

— В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).

— Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например, с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации…Для этого уровня характерны природные зоны, области.

Глобальный уровень — это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.

2. Работа с картами атласа.

Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: » Почему природа России не везде одинакова?»

Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним, как называется закономерность смены природных зон на равнинах.

(Природная зональность).

Как происходит смена природных зон ?

(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг)

По карте определить природные зоны России..

— Арктические пустыни.

— Тундра.

1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.

Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).

Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.

— Лесотундра.

1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.

— Тайга

1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.

— Лесная зона.

1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.

— Степи и пустыни.

1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.

2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.

Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.

Главные признаки степей:

— Травянистый покров образует плотную дерновину;

— Степи от лугов отличаются наличием ковыля;

— Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи — это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.

— Пустыни:

Делаем записи в тетрадь со слайдов.

— Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом)
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему » Природные зоны России», выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.

3. Закрепление.

Таблица чертится на доске.

Название природной зоны

Географическое положение

Типичный облик

Климатические условия

Почвы

Растительный и животный мир

Использование человеком

Проблемы и перспективы

Арктич.пустыни

Острова Северного Ледовитого океана

Поверхность покрыта снегом

Зима долгая и суровая

Мхи, лишайники

Загрязнение

Тундра и лесотундра

Побережье С.л. океана

Многолетняя мерзлота

Суровый климат

Тундрово-глеевые

Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень.

Вырубка леса, браконьерство….

Тайга

Хвойные породы

Природные условия неодинаковы

Отличается недостатком тепла

Малоплодородные таежные и горно- таежные

Широколиственные, мелколиственные леса

Лесные ресурсы, пушнина

Вырубка лесов, охота браконьерство:

Лесная зона

Южная часть русской равнины и юг Д.В.

Разнообразна

Своеобразные условия

Дерново- подзолистые

Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел

ВедениеС/Х

Вырубка леса, эрозии

Степи

Юг Европейской части, сибирь

Хвойно- широколиственные леса

Свое-образ-ные

чернозем

Злаки, ковыль, типчак

ведениеС\Х

Распаханность степей

Полупустыни и пустыни

Юг Прикаспия. Кавказ

Пески и каменистая пустыня

Пустыня

сероземы

Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны..

Пастбищное животноводство

Сухость климата, высокая испаряемость

Вопросы на закрепление

1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).

2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).

3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).

4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).

5. Почему медведь «белый»? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).

6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).

7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).

8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).

9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).

10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).

11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).

12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).

13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)

14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).

15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)

4. Подведение итогов. Рефлексия. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :» Природные зоны России».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *