Содержание
особенности годового стока степей
2 Кто из русских учёных был основоположником учения о природных зонах?
3 Назовите все природные зоны России. Докажите, что они размещаются
закономерно.
4 Назовите безлесные зоны нашей страны. Где они расположены?
В чём их сходство и в чём различие?
5 Какая природная зона нашей страны занимает наибольшую территорию? Найдите в
ее пределах не одинаковые по условиям природы районы и подумайте, чем это
объясняется.
6 Какие природные зоны есть в вашей республике (крае, области?) (В данном
случае Воронеж. Воронежская область). Дайте оценку агроклиматических ресурсов
своей республики (края, области) (Воронеж, Воронежская область)
7 По рисунку 53 оцените, какая из природных зон России имеет наибольшую
продуктивность при условии, что человек своей деятельностью не нарушил
природные связи.
Определите, о какой природной зоне идёт речь, если в ней растут а) карликовая
берёза, кедровый стланик, ягель; б) лиственница, кедр, берёза, осина, ольха.
Назовите характерные для обеих зон почвы и типичных для зоны животных.
9 Назовите оптимальные природные условия, необходимые для успешного занятия
сельским хозяйством. В каком из неизвестных вам природных зон есть такие
условия?
10 Составьте характеристику любой природной зоны по плану:
1) особенности географического положения;
2) особенности климата: средние температуры января и июля, суммарная радиация,
продолжительность теплого и холодного периодов, количество осадков и их
распределение по сезонам года, коэффициент увлажнения;
3) особенности рельефа;
4) особенности годового стока;
5) почвы, и их основные свойства;
6) растительный и животный мир, их приспособленность к данным природным
условиям;
7) особенности сельского хозяйства;
8) особо охраняемые компоненты природы.
Что такое природная зона?
Природная зона – это территория, для которой характерны однообразные климатические условия, состав почвы, особенности растительного и животного мира. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей в них растительности. Например, зона широколиственных или смешанных лесов, степей.
Солнце освещает и прогревает разные участки земли с разной интенсивностью: больше всего количество солнечного света и тепла приходится на экватор, а меньше – на территории Северного и Южного полюсов. В разные зоны планеты поступает определенное количества света, тепла и влаги, что и определяет формирование природных зон с собственным, уникальным климатом и природой.
Рис. 1. Арктические пустыни.
Площадь России очень велика: она протянулась с запада на восток и с севера на юг на тысячи километров. Поэтому в стране очень четко прослеживается природная зональность. Природные зоны представлены все, за исключением тропической . Самый большой природный комплекс – зона лесов.
На территории представлены все природные зоны, кроме тропической. Рассмотрим краткую характеристику каждой из них.
- Арктические пустыни. Зона расположена на крайней северной точке страны, покрытой ледниками. Климат очень суровый, холодный, и даже летом температура редко поднимается выше 5-7С тепла. Это царство вечного холода, и выдержать такие условия способны лишь немногие растения и животные. Здесь можно встретить только мхи и лишайники. В арктической пустыне обитают белые медведи, северные олени, тюлени, моржи, чайки, полярные совы, гагарки.
- Тундра. Отличается длинной холодной зимой и коротким прохладным летом. Растительность очень скудная: мхи, лишайники, травы, карликовые деревья, ягель. Тундровые почвы сильно заболочены и неплодородны. Обилие болот привлекает в тундру уток, гусей, куликов, черных казарок. По тундре кочуют стада северных оленей в поисках основного корма – ягеля.
Рис. 2. Северные олени.
- Тайга. Это царство хвойных деревьев, где климат уже заметно мягче. Зимы достаточно холодные, но летом температура воздуха может прогреться до 20С тепла. Почвы более плодородные, чем в тундре, благодаря чему здесь произрастают большие выносливые деревья: кедр, ель, сосна, пихта, лиственница, береза, ольха. В лесах много грибов и ягод. В тайге обитает рысь, росомаха, бурый медведь, заяц, белка, соболь. Но особенно много здесь различных кровососущих насекомых.
- Смешанные и широколиственные леса. Зона отличается мягким комфортным климатом, обилием солнца и тепла. В лесах представлено большое разнообразие растений, от многовековых высоких дубов до небольших кустарников. Однако в результате человеческой деятельности большие площади лесной зоны уничтожены.
В лесах ярко выражена ярусность: верхний ярус занимают высокие деревья (дуб, граб, сосна, ель), средний ярус – деревья пониже (береза, ольха, липа), ниже растут различные кустарники (бузина, малина, шиповник), а самый нижний ярус занимают травы.
- Степь. Степная зона выглядит как бескрайняя равнина с богатой травянистой растительностью. Деревья и кустарники здесь растут только на берегах рек и водоемов. Отличается очень плодородной почвой – черноземом, из-за чего почти все природные степи распаханы под пашни. В степной зоне обитает много видов грызунов и насекомых.
- Пустыни. Территория с песчаной, каменистой или глинистой поверхностью. Почти круглый год здесь царит сильная жара, с минимальным количеством осадков. Такой климат способны выдерживать только засухоустойчивые растения: перекат-поле, кустарники, полынь. В пустыне обитают змеи, суслики, ежи, ящерицы.
Рис. 3. Пустыня.
- Субтропики. Эта зона занимает совсем небольшую площадь в России. Для нее характерно жаркое лето и теплая зима. Благодаря мягкому климату животный и растительный мир субтропиков очень разнообразный.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- 1. Окружающий мир: Природные зоны России
- 2. Карта природных зон России
- 3. Природные зоны горных областей
- 4. Природа России
Проект по окружающему миру (4 класс) по теме: «Природные зоны России»
Проектная работа по Окружающему миру
4 класс 1 часть
УМК «Перспектива»
Тема проекта: «Природные зоны России»
Цель: 1)Познакомить учащихся с природой России, её обитателями; природными зонами.
2)Сформировать представление о природе России: природных зонах, географическом положении, её обитателях, животном и растительном мире.
3)Составить сравнительную характеристику природных зон.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
- целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств.
Метапредметные результаты:
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- планировать свои действия в течение урока;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.
Предметные результаты:
- ученик будет знать природные зоны России;
- ученик научиться распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя.
- Изучение природных зон;
- Определение природных зон по карте;
- Изучение арктических пустынь и ледяных зон;
- Изучения животного и растительного мира в арктической пустыне;
- Изучение Тундры;
- Изучения животного и растительного мира в Тундре;
- Изучение степи;
- Изучение пустыни;
- Создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»;
- Защита проекта.
Исследовательская деятельность:
1)Создание плана проекта;
2)Создание презентации «Природные зоны России»;
3)Подготовка к презентации;
4)Защита проекта.
План:
1.Расположение зоны.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
5. Занятия населения зоны.
1. Подготовительный этап
• Опрос учеников: Ребят, а что вы знаете о природных зонах Росии
Вопросы:
— Какие природные зоны вы знаете?
-Что такое Тундра?
-Что такое пустыня?
-Что такое арктическая пустыня?
• Сбор информации из различных источников о природных зонах России
2.Составление плана для заполнения таблицы:
1.Расположение зоны.
2. Климат.
3. Растительный мир.
4. Животный мир.
4. Содержание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»:
План |
Ледяные пустыни. |
Тундра. |
Степь. |
Пустыня. |
Расположение зоны |
Острова Северного Ледовитого океана и узкая полоса вдоль побережья Северного Ледовитого океана Эти пространства покрыты ледниками, снегом, щебнем и обломками камней |
В России зона тундр занимает побережье морей Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Берингова пролива. |
Степи тянутся неширокой сплошной полосой на юге России от западных границ до Алтая. Далее к востоку степные участки имеют очаговое распространение. |
Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона. |
Климат. |
Климат крайне суровый. Средние январские температуры около -30, к середине июня редко поднимаются выше +5 |
Средняя температура самого тёплого месяца (июля или августа) в тундре составляет 10—15 °C. Май и сентябрь — это весна и осень тундры. Именно в мае сходит снежный покров, а уже в начале октября обычно устанавливается снова. |
Средняя температура января на запале -2 °С, а на востоке -20 °С и ниже. Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля 22-23 °С. Сумма активных температур составляет 3500 °С. Осадков выпадает 250-400 мм в год. Летом часты ливни. Устойчивый снежный покров держится до 150 дней в году. |
Днем температура воздуха поднимается до 45—50°, в отдельных районах тропиков — даже до 58°, а поверхность земли при этом раскаляется до 80—90°. |
Растительный мир. |
Арктическая пустыня практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Растения редко достигают высоты 10 см, обычно прижимаются к камням (холодный воздух нагревается от поверхности земли, поэтому растения стремятся как можно плотнее прижаться к относительно тёплой земле. |
Растения тундры Растительный мир тундры состоит из лишайников, мхов, осоки, карликовые деревца, еще и морошка, вороника и другие растения. Летом тундра расцветает. За короткое полярное лето растения должны успеть отцвести и дать семена. Осенью тундра покрывается сизыми полями голубики, оранжевыми — морошки, всюду торчат шляпки грибов. |
Злаки: ковыли, типчак, житняк, змеевка, тонконог, мятлик. Помимо злаков, многочисленны представители разнотравья: астрагал, шалфей, гвоздика — и луковичные многолетники, например тюльпаны. |
Растения в полупустынях обычно невысокие, засухоустойчивые. Для полупустынь юга страны характерны такие виды растений, как древовидная и корявая солянки, верблюжья колючка, джузгун. На возвышенностях господствуют ковыли и типчак. |
Животный мир. |
Морж, тюлень, летом есть птичьи базары — летом прилетают и гнездятся гусь, гага, кулик, чистик, кайра, песец, белый медведь, лемминг. |
Животные тундры Многие из них покидают тундру на зиму; некоторые (например, лемминги) бодрствуют под снегом, другие впадают в спячку. Широко распространены песец, горностай, ласка; встречаются волк, лисица; из грызунов — полевки . северный олень из птиц — белый гусь, пуночка, сокол-сапсан. Многочисленны белая и тундряная куропатки , рогатый жаворонок. Из рыб преобладают лососевые. Обильны комары и другие кровососущие насекомые. Типичные обитатели российской тундры — северные олени, лисицы, снежные бараны, волки, лемминги и зайцы-русаки. Заболоченность тундры позволяет развиваться большому количеству кровососущих насекомых, активных в летний период. Из-за холодного лета в тундре практически нет пресмыкающихся: низкие температуры ограничивают возможность жизнедеятельности холоднокровных животных |
Из грызунов наиболее часто встречаются суслик, полевка, тушканчик и др. Живут в степи также хорь, барсук, ласка, лисица. Из птиц типичны для степей дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга. Однако и эти птицы встречаются сейчас редко Типичными представителями копытных в степях являются туры, антилопы, тарпаны. |
Много грызунов — песчанок, тушканчиков и ядовитых паукообразных — скорпионов, тарантулов, каракуртов. Птиц — дрофу, стрепета, жаворонка — можно увидеть не только в степях, но и в полупустынях. Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака; встречаются корсак, волк. |
Рефлексия:
— Что вам больше всего понравилось делать?
— Чему вы научились?
— Что вы узнали о природных зонах России?
Урок «Природные зоны России»
Урок по географии.
Тема урока: «Природные зоны России»
Цели урока.
Образовательная.
-
Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.
Развивающая.
-
Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах — широтной зональности.
Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
Оборудование: Карта «Природные зоны России», атлас,фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.
Тип урока. Обобщающее повторение.
План урока
1. Актуализация.
2. Работа с картами атласа.
3. Закрепление.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация.
Опрос цепочка.
— Что такое ПТК?
(Природный территориальный комплекс — это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).
— Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).
— В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).
— Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например, с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации…Для этого уровня характерны природные зоны, области.
Глобальный уровень — это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.
2. Работа с картами атласа.
Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: » Почему природа России не везде одинакова?»
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним, как называется закономерность смены природных зон на равнинах.
(Природная зональность).
Как происходит смена природных зон ?
(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг)
По карте определить природные зоны России..
— Арктические пустыни.
— Тундра.
1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.
Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).
Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
— Лесотундра.
1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.
— Тайга
1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.
— Лесная зона.
1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.
— Степи и пустыни.
1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.
Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.
Главные признаки степей:
— Травянистый покров образует плотную дерновину;
— Степи от лугов отличаются наличием ковыля;
— Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи — это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
— Пустыни:
Делаем записи в тетрадь со слайдов.
— Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом)
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему » Природные зоны России», выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.
3. Закрепление.
Таблица чертится на доске.
Название природной зоны |
Географическое положение |
Типичный облик |
Климатические условия |
Почвы |
Растительный и животный мир |
Использование человеком |
Проблемы и перспективы |
Арктич.пустыни |
Острова Северного Ледовитого океана |
Поверхность покрыта снегом |
Зима долгая и суровая |
Мхи, лишайники |
Загрязнение |
||
Тундра и лесотундра |
Побережье С.л. океана |
Многолетняя мерзлота |
Суровый климат |
Тундрово-глеевые |
Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень. |
Вырубка леса, браконьерство…. |
|
Тайга |
Хвойные породы |
Природные условия неодинаковы |
Отличается недостатком тепла |
Малоплодородные таежные и горно- таежные |
Широколиственные, мелколиственные леса |
Лесные ресурсы, пушнина |
Вырубка лесов, охота браконьерство: |
Лесная зона |
Южная часть русской равнины и юг Д.В. |
Разнообразна |
Своеобразные условия |
Дерново- подзолистые |
Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел |
ВедениеС/Х |
Вырубка леса, эрозии |
Степи |
Юг Европейской части, сибирь |
Хвойно- широколиственные леса |
Свое-образ-ные |
чернозем |
Злаки, ковыль, типчак |
ведениеС\Х |
Распаханность степей |
Полупустыни и пустыни |
Юг Прикаспия. Кавказ |
Пески и каменистая пустыня |
Пустыня |
сероземы |
Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны.. |
Пастбищное животноводство |
Сухость климата, высокая испаряемость |
Вопросы на закрепление
1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему медведь «белый»? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).
6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).
7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).
8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя — неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).
10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).
11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).
12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)
14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).
15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные — в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)
4. Подведение итогов. Рефлексия. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :» Природные зоны России».