Столица древнерусского государства

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке

Краткое описание

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.

Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских». (Материал на сайте «Потому.Ру»)

В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI–XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI–XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.

Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

Какой город стал столицей Древнерусского государства?

Армине, всё дело в том, что судя по всему и даже по последним событиям, наша истинная история нам неведома. История постоянно пишется и переписывается «под себя» каждым новым правительством — у царя была своя история с «блестящими» Рюриками и Романовыми, у коммунистов — своя с царями-кровопийцами и революционерами Разиным, Пугачёвым, Спартаком, сейчас на наших глазах пишется новая история с большевиками-тиранам­и, Сталиным-монстром и царями-мучениками.

Только исходя из этого уже можно смело предполагать, что при Романовых была своя история, где вообще не было места последнему рюриковичу Ивану IV, даже на памятнике 1000-я Руси. А при Рюриках тоже скрывалась какая то правда о событиях в период до них. Когда вообще по их мнению Русь была разделена и подвергалась постоянным опасностям со всех сторон. И именно Рюрики её спасли. А вот у Ломоносова были другие данные, какие то летописи, источники, которые бесследно пропали после его смерти.

Кроме того известно, что при Ельцине Яковлевым и Волкогоновым архивы не только вычищались вагонами, но многие документы заменялись фальшивками об изготовлении которых имел конкретные факты депутат Илюхин. Древние летописи ранее чистились и при Петре, и при Екатерина, и при тех же Иванах III и IV. При Романовых нашу историю вообще переписывали немцы и поляки. Вот тогда то и появились всякие «иги», «орды» и цари спасители. Сами монголы про завоевание ими России вообще узнали только при большевиках.

Возможно, что и мы не знаем ничего о своих самых древних столицах времён Гардарики, Алтайских мегалитов, Аркаима и Гипербореи.

Ну а если по нынешней официальной истории, то тут всё просто:

Первой столицей Древнерусского государства стал город Ладога, где в 862—864 годах «сидел» Рюрик сразу после призвания на Русь.

Затем Новгород в 864—882 годах, где варяг Рюрик с братьями правил первым гособразованием в составе западно-двинских кривичей (город Полоцк), финно-угорские племен мери (город Ростов) и мурома (город Муром).

Затем в 882—1243 годах столица перемещается в Киев. С территорией от Тамани на юге, верховьев Вислы на западе, верховьев Северной Двины на севере и притоков Волги на востоке.

Позже — Владимир в 1243—1389 годы.А вот в Галицкой Руси были свои столицы — Галич, Холм, а потом и Львов.

Потом (в 1389—1712 годах) дело доходит и до Москвы. Хотя время Древней Руси уже и подходило к концу.

А позже столичными градами были:

Санкт-Петербург (Петроград) в 1712—1918 годы.

И Москва с 1918 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *