Традиции и обычаи Индии

Традиции и обычаи Индии

Индия – удивительная страна, где на сравнительно небольшой территории сочетаются несколько направлений религий, духовные течения (мусульмане, индусы, джайны, буддисты, сикхи и христиане).

Самым главным стремлением к такому совместному существованию является желание уважать друг друга, а также традиции и обычаи своей родины.

В Индии мирно соседствуют следующие религиозные сообщества – это индусы (около 79%), христиане (3%), мусульмане (12%), сикхи (1%), буддисты, джайны, парсы.

Собираясь в путешествие по Индии, вы должны учитывать правила, законы и традиции местного населения. Это поможет вам максимально сблизиться и прочувствовать сердцем эту страну.

В северной части Индии люди приветствуют друг друга, говоря «Рам», «Намаскар», «Намасте».

При произнесения приветствия «Намасте», человек слаживает ладони лодочкой. Сей жест является традиционным в Индии. Индийцы приветливо улыбнутся и останутся довольными, если вы их так поприветствуете.

Если вы – мужчина, индус без сомнений протянет вам руку для рукопожатия. Это в Индии жест гостеприимства дружелюбия.

Что касается индианок, то столь свободные нравы не свойственны для них, в отличие от Запада. Они избегают всякого рода тактильного контакта с другими людьми. Обязательно учитывайте этот обычай. Не стоит трогать индийскую женщину за руку, класть ей руку на плечо (это касается и мужчин).

В своих домах индусы всегда рады видеть гостей. Они для них всегда желанны. Поэтому если вы не слишком знакомы, даже поверхностно, вас поймут и отнесутся снисходительно. У индусов принято многие блюда кушать руками, пальцами правой руки.

Если вас пригласили к столу, и вы тоже хотите есть руками, не забывайте о правилах этого обычая. На протяжении всей трапезы индусы несколько раз моют руки – в самом начале, перед едой, и перед подачей каждого блюда. Для этого подаются чаши с лимонной водой. Первым кушать начинает хозяин дома, за ним следуют остальные. Хорошим тоном считается съесть все, что лежит в вашей тарелке.

При подаче чая не стоит бросать свою недоеденную пищу и тут же принимать участие в чаепитии. Перед чаем последует четкое приглашение присоединиться пить чай. Всегда оставляйте чашку пустой перед своим уходом.

Зачастую вместо тарелок подают пальмовые листья, не стоит принимать их за подстилку. Учитывайте этот обычай.

Имена у индусов очень длинные и своеобразные. Имя, как правило, состоит из нескольких слов. Сначала идет собственно имя индийца, затем имя его отца, название касты, к которой он относится, и название места его проживания. Фамилии здесь как таковой нет. У женщины, выходящей замуж за индуса, остается ее имя, в документах лишь отмечается, чья это жена.

Интересной приметой считается, если ваши туфли подошвой обращены в сторону индийца – это явное неуважение к находящемся. Довольно вульгарным жестом считается показывание предметов пальцев, для этого используйте жест подбородка или вытянутой руки.

При посещении храмов также есть особые предписания. Например, запрещено входить в обуви. Вы можете сдать обувь при входе или же надеть небольшие чехлы на свои туфли. Не стоит брать в храм какие-либо кожаные изделия. Это считается оскорблением.

Во многих храмах запрещена фото- и видеосъемка. Следует спросить разрешения, прежде чем начать фотографировать.

Индусы – очень гостеприимный и доброжелательный народ. Они настолько рады видеть у себя в гостях туристов, что разрешают им даже присутствовать на некоторых религиозных обрядах.

Собираясь посетить святые места, не забывайте, что одежда должна быть скромной и максимально закрытой. Не рекомендуется надевать шорты, юбки, топы. В некоторые храмы (сикхские) вход разрешен только с платком на голове (для женщин), закрытыми плечами и длинной юбке (или брюках). В традицию входит делать небольшие пожертвования храмам и святилищам.

В Индии существует обычай глубокого приветствия старших, наставников религии в знак величайшего к ним уважения. Индус кланяется и касается своих ног, затем выпрямляется и прикасается к своей голове.

Если вы также хотите отдать дань уважения старому индусу, достаточным будет просто прикоснуться к его ногам своими руками.

Очень часто, при совершении определенных религиозных обрядов, мужчины и женщины разделяются. Это происходит в основном в местах поклонения и храмах. Следуйте данной традиции.

Очень благоговейно индийцы относятся к предметам святотатства и поклонения, поэтому, если вы при себе имеете четки (джапамала), не носите их на виду. Это является неуважением к священным порядкам.

Что касается внешнего вида индианок, то здесь также существуют свои порядки. В Индии не принято носить распущенные волосы любой длины. Их завязывают в пучок или косу.

Если вы молодожены или просто влюбленная пара, старайтесь не проявлять своих чувств прилюдно (поцелуи, объятия). Это не принято среди местных жителей. Старайтесь также не держаться за руки в публичных местах. Это неприличный жест.

В разговорах с индусами никогда не повышайте голос; не стоит кричать или злиться. Они могут перестать с вами общаться.

Относитесь с уважением ко всем священным местам – алтарям, ступам, шива-лингамам. Никогда не садитесь верхом, чтобы сфотографироваться, на них.

Уважайте и почитайте чужие традиции, и индусы ответят вам небывалым радушием и гостеприимством.

Теперь проникнем в самые интересные и необычные обычаи и традиции Индии.

Самым священным животным в Индии считается корова. Мы можете обратить внимание на огромное количество рогатого скота, вольно гуляющего по улицам. Если животное устало и решило прилечь прям посреди дороги, никто не вправе помешать ему. Вам придется развернуться и объехать по соседней дороге.

Наехать на корову – не только страшный грех, но и противозаконное деяние. За это может грозить солидный срок, вплоть до пожизненного заключения. Корова – это святое, зато быков часто эксплуатируют в сельском хозяйстве, за исключением посвященных богу Шиве.

Все те продукты, которые получают в ходе переработки коровьего молока, считаются лечебными. Те люди, которые употребляют большое количество топленого молока, считаются благополучными и обеспеченными.

Поэтому относитесь с уважением и понимаем к этим обычаям, которые так дороги для каждого индуса.

Особый трепет и заботу индийцы испытывают к обезьянам, которые обитают в храмах, специально им посвященных. С огромным удовольствием обезьянок подкармливают и индусы, и сами туристы. Местные мартышки так привыкли к этому, что зачастую пристают к людям, протягивая лапки и дергая одежду. Ну какой человек устоит перед этими жалобными глазами и тоненькими ручками, ухватившими их за подол?!!

Поэтому, решив посетить храм для обезьян, захватите с собой лакомство. Отмахивание от обезьян может спровоцировать у них агрессию. Мартышки могут даже укусить.

Самым известным обезьяньим владением является Дворец ветров, в которых мохнатые жители чувствуют себя полноправными владельцами. Местное население не рекомендует посещать это место. Здесь обезьяны более агрессивно настроены по отношению к посетителям.

Гордостью и небывалой красой Индии являются павлины. Эти величественные птицы начинают пение ранним утром и продолжают его демонстрировать повсюду и всем в течение всего дня.

Традиционной женской одеждой в Индии считается сари. Невероятных расцветок, этот длинный кусок материи волшебным образом превращается в прекрасную форму.

Сари носят и полные, и худые женщины – оно идет исключительно всем, делая ее привлекательной и одновременно скромной. Разнообразие моделей, тканей и расцветок превращает сари в самую изысканную и невероятно красивую одежду мира.
Пожалуй, самой изысканной и диковинной традицией индийского населения является роспись тела из пасты хны.

Это очень красивый и безопасный древнеиндийский ритуал, который напоминает нанесение рисунка из глазури на торты. Перед процедурой кожу натирают соком лимона или маслом эвкалипта. Затем из специального тюбика конусовидной формы выдавливается паста.

Как только она подсохнет, ее аккуратно снимают. получившийся рисунок очень долго держится, если его не мочить водой. Если в пасту добавить чай, индиго, кофе с сахаром, оттенки рисунка будут еще красочней и разнообразней.

В этой статье мы рассказали лишь о малой доле индийских традиций и обычаев. Индия – поистине загадочная страна, которую так никогда и не познаешь до конца.

Уважайте и цените культуру индусов!

Ваша оценка!

Пожалуй, Индия – самая экзотическая из всех азиатских стран: только здесь можно увидеть такое пестрое многоцветье красок и услышать такую широкую гамму звуков. Только здесь можно созерцать корову, важно шествующую по городской улице рядом с «Мерседесом» и велорикшей; и никто не вправе ее прогнать, а только может осторожно объехать. И только в Индии в мутные, грязные воды Ганга смело заходят все подряд, уповая на его божественные силы, и совершают омовение. Нигде больше не услышишь такого льющегося непрерывной переливчатой струей неземного вокала и не увидишь таких гуттаперчивых танцовщиц, извивающихся так, что, кажется, что у них нет костей.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 июня:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma — промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Именно в этой густонаселенной стране безумная роскошь одних сочетается с ужасающей нищетой других. А здешнему целомудрию влюбленных нужно поучиться пресыщенным европейцам, напрочь забывшим о таких понятиях, как непорочная чистота и возвышенность любовных чувств, и привыкшим обходиться без душевных и сердечных прелюдий в своих отношениях.

Население здесь делится на многочисленные касты, у каждой из которых есть свои обычаи, поэтому их очень много у индийского народа.

Культ священного животного

Традиция обожествлять животных уходит своим корнями в глубокую древность, но до сих пор свято чтится в стране; хотя нарушение в виде оскорбления культового животного уже не карается так жестоко, как раньше, когда человека, обругавшего символ святости приносили ему в жертву. Но по-прежнему закон суров к тем, кто осмеливается небрежно отнестись к тому или иному представителю четвероногих: за это грозит высылка из страны.

В каждом штате свой культ животного, и, чтобы не попасть в неприятное положение, нужно узнать, кого свято чтут в данной местности, и стараться максимально уважительно относиться к священному объекту. Главным культом в стране является корова, которая может спокойно лежать на автотрассе до тех пор, пока ей самой не надоест.

В храмы не разрешается заходить в кожаной обуви и иметь на себе украшения из кожи. В честь священных животных устраиваются специальные торжества и широкие празднества Тайпусам, в которых принимает участие все население, независимо от каст и сословий. Главная цель таких действ– показать победу добра над злом, когда доведенные до экстаза индийцы даже прокалывают себе руку или ногу в знак готовности принести себя в жертву тотемному божеству.

Ритуальные обряды

До сих пор основным способом погребения считается сжигание тела умершего с последующим развеиванием праха над Гангом, а в дальних селениях по-прежнему остается в силе требование самосожжения вдовы на погребальном костре мужа. По мнению индусов, это помогает супругам духовно возвыситься и попасть в рай.

Строго соблюдается обряд приема еды только правой рукой, независимо от того, едят руками или приборами: держать вилку или ложку можно только в правой руке. Левая считается у индусов грязной, потому что ею совершают омовение после посещения туалета: у них не принято пользоваться туалетной бумагой, как и в других азиатских странах с жарким климатом.

Самым главным ярким, красочным и торжественным ритуальным праздником является в Индии свадьба, к которой очень долго готовятся, придерживаясь всех канонов, выработанных многовековыми древними и более современными традициями местного населения.

Пожалуй, свадебный обряд приравнен по значимости только рождению, потому что браки здесь заключаются один раз, не подразумевая разводов ни в этой жизни, ни в семи последующих, о чем трактуют ведические поверья жителей Индии, поэтому с такой ответственностью и широтой подходят здесь к проведению свадебной церемонии, не жалея ни сил, ни средств.

Главное требование накануне свадьбы, предъявляемое невесте – ее целомудрие. Девушка должна быть девственницей, согласно древневедической трактовке союза мужчины и женщины, по которой невеста – «поле», а жених — «сеятель» и единственный владелец его, и только ему позволено бросать семена на это поле.

В случаях, когда мужчина вступает в брак с женщиной, утратившей девственность до свадьбы, их семья подвергается всяческим унижениям, а дети становятся изгоями. Такое же отношение испытывает к себе женщина, вышедшая замуж второй раз или живущая с мужчиной в неофициальном браке.

Выбор будущей жены и мужа – важнейший этап в жизни индийцев, поэтому для влюбленных составляются специальные гороскопы, по которым делается вывод об их физиологической и психологической совместимости; предсказывается, насколько удачным и счастливым будет их союз. Обряд обручения новобрачных обычно проводится у Священного Жертвенного огня брахманом – родовым жрецом.

За несколько дней до свадебной церемонии происходит помолвка-тилак, совершаемая в доме жениха отцом невесты и его родственниками-мужчинами, подчеркивая этим важную роль настоящего мужчины, каким является будущий зять. Потенциальный тесть украшает его лоб особым знаком – симолом согласия принять этого мужчину в свою семью, брахман проводит обряд поклонения Богам, все пришедшие родственники ставят на лбу жениха знак-тилаки и вручают подарки.

Веселая церемония — сангит (своего рода девичник) проходит в доме невесты, в которой участвуют в основном женщины обоих родов. Они усаживаются за праздничным столом с разнообразными вкусными угощениями, а потом танцуют, поют песни и наперебой желают счастья и радости в предстоящей семейной жизни. Также в доме невесты проводится сугахин – ритуал произнесения молитв, восславляющих женщин, ушедших из жизни раньше своих мужей и почитаемых святыми. Будущей жене все собравшиеся желают тоже стать «сугахин», муж которой жив и здоров.

За день до свадебной церемонии осуществляют ритуал-халди, заключающийся в нанесении на руки, ноги и лицо новобрачных пасты из куркумы, придающей, по мнению индусов, праздничное сияние коже.

Перед началом торжества комнаты жениха и невесты украшают специальной свастикой – символом их будущего счастья, успеха и благополучия: «сваст» означает «хорошо». Невесте внушается мысль, что муж подобен божеству, ради которого она будет жить и преданно служить после свадьбы.

Ритуал священнодействия у Жертвенного огня закрепляет согласие девушки считать будущего мужа высшим божеством. А мужчина после этого уверен, что именно она послана ему Богом и принимает жену, как драгоценный дар.

Раньше обычно жених приезжал к нареченной на богато украшенном слоне, сейчас – в автомобильном кортеже. Его встречает теща, поклонившись и поставив на лоб зятю тилак – оберег от злых сил. Встретившись в роскошном шатре, молодые обмениваются гирляндами из цветов в знак любви и верности.

В противовес европейским традициям, все расходы на свадьбу ложатся на семью невесты, поэтому нелегко приходится родителям, у которых несколько дочерей. Только на традиционные свадебные наряды, требующие 16 обязательных элементов украшений, уходит уйма денег, не говоря обо всем остальном. Но вековые обряды для жителей этой удивительной страны дороже денег; как говорил известный герой советского киношедевра: «Восток – дело тонкое.»

Во все времена в жизни индийца особое место занимали ритуалы и обряды. Диапазон их использования невероятно широк. В Индии существуют обряды на все случаи жизни: домашние, храмовые, праздничные, официальные, торжественные и повседневные.

В настоящее время жизнь индусов не совместима со старыми ритуалами и обрядами, однако брахманы стараются их сохранить.

Свадебные обычаи

В Индии можно заключить брак с деревом. По местным обычаям младший брат может жениться только после свадьбы старшего брата. А если младшему брату горит жениться, то выходом из ситуации послужит свадьба старшего брата с деревом.

Для таких целей обычно выбирают платан. Объявляют пару мужем и женой, играют вокруг дерева свадьбу, а в конце празднества срубают дерево под корень, приговаривая: «твоя жена умерла!». Вдовец возвращается домой, а его младший брат теперь может спокойно жениться.

В штате Пенджаб до сих пор распространены свадьбы с деревом, но уже по другой причине. Здесь мужчина может жениться сколько угодно раз, однако на третий брак властями наложен очень строгий запрет. Однако религия не запрещает любить растения, в частности деревья. Поэтому сластолюбцы обходят закон, заключая брак с деревом. После бракосочетания, внезапно овдовев, они вольны жениться на ком душа пожелает.

Женщина тоже может выйти замуж за дерево и получить преданного, молчаливого мужа. Однако ей запрещено «вдоветь». Она обязана до конца дней заботиться о муже и ухаживать за ним.

Сати

Индийский обряд смерти. Его суть заключается в том, что после смерти своего мужа, жена должна следовать за ним.

Поскольку в Индии тела умерших предаются кремации, то и тело живой женщины сжигали на смертном костре ее мужа. Жена должна красиво одеться в последний путь, а лицо ее обязано выражать несказанную радость от предстоящей участи.

Самосжигание вдовы — сати

Обычно радость исчезала с первыми поцелуями пламени, и вдова стремилась выбраться из костра, однако общество осуждает такое бесчестное поведение. Поэтому заботливые родственники умершего мужчины запихивают беглянку палками обратно в костер или просто связывают ее и бросают к мужу. Бывали случаи, когда вдовам ломали конечности, чтобы те не выползали из костра. Более подробно про обряд сати можно узнать из этой статьи.

В прежние времена индийские вдовы находились на краю социальной лестницы, их считали нечистыми. Бедняжек избегали и презирали. По неведомой причине женщину считали виновной в том, что она пережила своего мужа. Поэтому смерть на костре была для нее искуплением вины.

В 1829 британцы запретили этот ритуал. Затем его запрещали в 1956 году и в 1981, однако, несмотря на запреты, этот древний обычай проводится и сегодня.

Сквозь века

Культура Индии складывалась веками, поэтому, несмотря на современный ритм жизни, некоторые старинные устои сохранились и по сей день.

  • В качестве рукопожатия существует особый жест, зовется «намасте». В переводе значит «приветствую в тебе Бога». Чтобы его правильно выполнить, нужно поднести сложенные ладони и пальцы рук на уровень груди.
  • В основном браки создаются не под действием любви, а по четкому выбору родителей. Одним из главных параметров, на что обращают внимание при выборе жениха или невесты, являются религиозные убеждения и кастовая принадлежность.
  • Разводов в Индии практически нет. Многие женятся 1 раз и на всю жизнь.
  • Во многих деревнях землю до сих пор пашут с помощью буйволов и плугов, что на фоне хорошего приема 4G-интернета создает особенный контраст (вместе с разрывом шаблона)
  • Жениху запрещено смотреть на невесту во время свадебной церемонии, он может ее видеть только через отражение в зеркале.
  • Еще издавна существует поверье, что девушка, родившаяся в определенную дату, сулит своему мужу смерть. Поэтому такие «счастливицы» выходили замуж два раза, причем в первый раз – за неодушевленный предмет.
  • Ну, о коровах наверняка знают все. Они здесь спокойно гуляют по улицам а иногда и спят прямо на проезжей части. В Ришикеше специально обученные люди их подкармливают похлебкой
  • Судоходство было основано в Индии, примерно 6 000 лет назад.
  • Продолжая разговор о стране, стоит отметить, что Индия вплоть до 17 века считалась самой экономически устойчивой и одной из самых богатых во всем мире.

Транспорт

В Индии даже обычные дороги имеют несколько интересных нюансов, которые способны у обычного европейца вызвать если не шок, то удивление уж точно.

  • Индийские железные дороги занимают третье место в мире по протяженности, после США и России
  • Поезда здесь часто опаздывают. Не удивляйтесь, если приедете куда-либо с 20-тичасовым опозданием
  • Судя по новостям, бывает, что тоже сбиваются с пути и едут не в ту сторону
  • В Дели строго запрещено курение в машине. Если вдруг вы это сделали, то вам грозит немалый штраф
  • В Мумбаи запрещено оставлять машину с включенным двигателем
  • ПДД здесь мало кто соблюдает. На дорогах — хаос, подчиненный неведомому нам контроллеру
  • По улицам Калькутты можно передвигаться на тележке, которую таскает за собой человек и на такси, заказанному через UBER.
  • Если вы во время поездки заметили на дороге корову, то вам следует быть предельно аккуратным. В случае даже незначительно столкновения с животным, вам грозит штраф, а в некоторых случаях, даже тюремный срок
  • В день пригородные поезда Мумбаи перевозят около 8 миллионов пассажиров. Это больше чем количество жителей некоторых стран
  • В Индии расположена одна из самых высокогорных дорог в мире, соединяющая города Лех и Манали. Особенное удовольствие — проехать ее на старом-добром Royal Enfield

Мы на перевале Тангланг-Ла (5330 м) во время мотопутешествия по Кашмиру и Ладакху

Еще немного интересностей

Как видите, в Индии много интересного. Если не устали, не закрывайте, пожалуйста, страничку.

  • На территории Индии расположено 32 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. В их число входит знаменитый комплекс Тадж-Махал.
  • Несмотря на то, что 80 % индийцев являются последователями индуизма, в Индии можно найти представители всех мировых религий.
  • Индийцы не пользуются туалетной бумагой. Возле каждого толчка расположен краник с водой и ковшиком
  • Практически 40 % индийцев являются вегетарианцами, поэтому страна является самой «травяной» в мире.
  • Самая крупная почтовая система работает в Индии. Здесь вы можете увидеть почту расположенную на высоте порядка 4440 метров, или почтовое отделение, плавающее прямо в озере.
  • Город Варанаси — один из самых древних, существующих сегодня. По легенде он был создан божеством Шива примерно 5 000 лет назад.
  • В роли тарелки индусы часто используют листья бананов.
  • Любители природных особенностей, смогут увидеть в штате Мегхалая так называемые «живые мосты». Они создавались самой природой на протяжении 500 лет.
  • Самые крупные солнечные часы расположены в Дели и Джайпуре.
  • Вы любите сладкое? Тогда вам понравятся различные индийские десерты. Национальная кухня Индии состоит из 140 десертов на любой вкус.
  • Катаясь в автобусе, не удивляйтесь, что в нем нет стекла.
  • Йога была зарождена около 5 000 лет назад и сегодня внесено в т.н. «нематериальное наследие» ЮНЕСКО.
  • Если вы хотите произвести яркое впечатление на индианку, скажите ей что ее походка, подобна той, что имеет слон и тогда, вы покорите ее сердце (честно, не пробовал, но если у Вас есть опыт — поделитесь им, пожалуйста?)
  • В штате Раджастан на дорогах нередко можно встретить верблюдов, запряженных в повозки

Напоследок — моя любимая фотография, которую я назвал коротко «Индия, лето, Ярослав». Как видите, контрасты просто зашкаливают.

Конечно, это далеко не все, что я собрал в своей памяти и на просторах интернета. Список этот буду еще дополнять и расширять, а может быть даже сделаю очередную статью.

Ищете дешёвые авиабилеты?

Индия древняя страна, с таинственной и в большинстве непонятной для европейцев культурой и традициями. Перед поездкой в эту экзотическую страну, нужно, хорошо ознакомится с местными обычаями, чтобы по приезде не было проблем.

Индия – страна-загадка для западного человека

В Индии не принято пожимать друг другу руки, а также целоваться и обниматься при встрече. За проявления нежностей могут заключить под стражу. При приветствии индусы говорят «Намасте» и складывают вмести ладони. С родителями здороваются – кланяясь им в ноги.

Намасте в Индии это не просто приветствие, но и уважительное преклонение, и прославление Всевышнего

Особое отношение в этой стране сложилось к животным. А именно к коровам и обезьянам. Коровы в Индии — священные. Убивать их запрещено. На улицах можно встретить множество этих животных. Если кто-нибудь причинит вред корове, то его ожидает наказание, вплоть до тюремного заключения до конца жизни.

Корова олицетворяет изобилие, чистоту, святость и рассматривается как благословенное животное

Также с привилегиями относятся к обезьянам, которые живут в священных храмах. Их с удовольствием кормят как местное население, так и туристы. Часто эти животные нагло выпрашивают еду у людей, а если не получат своего, то становятся агрессивными и могут укусить.

Обезьян считают священными животными, в Индии их более 40 миллионов

Символом Индии является слон. Во время празднования любого религиозного торжества, непременно изображаются боги с головой слона. Ему поклоняются индусы и доверяют свои тайны.

Слон для Индии – это в первую очередь символ мудрости доброты, это очень благоприятный символ

Мало в какой стране змеи чувствуют себя так свободно, как в Индии. В честь змей построено множество храмов. Их можно встретить не только в парке или на берегу реки, но и у себя в номере. Убийство змеи для индуса большой грех. Каждый день можно увидеть индусов на площадях городов с большим количеством змей – это заклинатели змей.

Вместо традиционных игрушек местные детишки играют со змеями

Уже несколько сотен лет в Индии в каждый год проводят особый ритуал с младенцами. В городе Солапур, старинный обычай гласит, чтобы ребенок был здоровым и сильным его надо сбросить с крыши храма. Этот варварский ритуал проводят большинство индусов уже более 500 лет, и на протяжении всего времени ни один ребенок не пострадал. Возраст ребенка не должен бить больше 11 месяцев.

Перед входом в священные места, нужно снимать свою обувь. Вам могут предложить сдать обувь на хранение, а в храме уже можно ходить в носках или надеть специальные чехлы. Стопы ног запрещено направлять на другого человека или алтарь, это считается знаком неуважения.

Желательно не надевать кожаную обувь

В Индии есть еще один старинный обычай – в дни праздников все устраивают дома выставки кукол собственного изготовления. За несколько недель до торжества в магазинах появляются лоскутки разноцветных тканей, бусинки, бисер. Местные женщины спешат поскорее, чтобы выбрать наилучший товар для украшения своих шедевров. Умение шить кукол передается по наследству каждой девочки.

Индусы с особым интересом относятся к праздникам. Тайпусам праздник, который символизирует победу над злыми духами, которых побеждают копьем. В честь этого праздника около 2 млн. индусов, каждый год в феврале, прокалывают разные части тела. Этот пирсинг делают шпильками, пиками, копьями – всем острым, что попадается под руки. Во время религиозной церемонии некоторые фанатичные индусы входят в состояние транса.

Всем этим индусы показывают миру свою приверженность богу Муругану и просят его об исполнении своих желаний

Особенное значение индусы надают браку. С ним повязано самое большое количество обычаев. Брак всегда благословлялся родителями жениха, он полностью зависит от их решения. Сначала они ищут невесту своему сыну, очень часто этот выбор делается еще с детских лет, дальше договариваются с родителями девушки. После долгих обсуждений со стороны жениха, изучения различных гороскопов и примет, решают, имеет ли место бить этому союзу. Девушка не имеет никакого права выбора, родители просто приказывают повиноваться их воле.

Сари невесты должно быть красного цвета

Большинство индийских женщин носит на лбу красную точку (бинди). Считается, что в центре лба находится глаз Шивы, который символизирует скрытую мудрость. Традиционно, бинди носили только замужние женщины, но сегодня эта точка стала стильным украшением.

Бинди может быть от едва заметной точки до большого круга

На индийскую свадьбу приглашают около 700-800 человек, которых нужно хорошо накормить и обустроить на ночлег.

Свадебный сезон в Индии начинается в декабре и с перерывами длится до марта

Большая часть индусов исповедует ортодоксальный индуизм, в котором обязателен погребальный костер. 99% умерших ортодоксальных индусов кремируют на открытых берегах реки Ганг, а прах мертвеца развеивают над водой.

Еще в некоторых деревнях распространен старый обычай самосожжение женщины, которая стала вдовой. Женщина омывается на берегу реки, надевает свои праздничные наряды, распускает волосы и тогда происходит обряд самосожжения. Этот обряд считается духовным возвышением.

Никто не плачет на похоронах, нет черного цвета, все в белом

Во время приема пищи, в Индии, нельзя пользоватся левой рукой, потомучто она считается нечистой. Этой рукой индусы подмываются после туалета (так слалось с давних времен, что туалетная бумага здесь не принята для использования). Правая рука предназначена для благословений и еды.

Правило правой руки соблюдается всеми индийцами

Индия – страна с уникальной культурой, несоблюдение сложившихся веками традиций может вызвать негативную реакцию у местных жителей. Многие индийские обычаи, могут ввести западного человека в состояния шока, но для индусов это не только своеобразная дань свои предкам, но и желание возвести свой духовный стан на новый уровень.

Понравилась статья? Поддержи АвиаСовет.ру, нажми:

Древние традиции Индии

Честь семьи

В раджпутском обществе и по сей день практически в неизменном виде сохраняются те семейно-брачные нормы, которые сложились еще в классический период развития истории этой касты. Все они, вместе с устоявшимися бытовыми и религиозными традициями, являются особыми, строго регламентированными признаками принадлежности именно к этой, в высшей степени своеобычной, социальной общности и служат главными отличительными признаками в глазах представителей других индийских каст, которые в этой стране исчисляются тысячами.

Испокон века священный долг каждого раджпутского отца повелевал ему устроить брак своих детей согласно общепринятым правилам. Например, традиция предписывала, что выдать замуж дочь нужно непременно до достижения ею половой зрелости, причем за человека из той же касты, с богатым приданым, раз и навсегда. Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным, ибо это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

Раджпутам можно было жениться только на раджпутках, при этом жених должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Все раджпуты принадлежали к одной этнической общности, так что им приходилось выяснять, чья кула, или клан, «лучше», а чья хуже, что зачастую приводило к конфликтам, которые умело разрешали знатоки генеалогии бхаты, с чьим авторитетным мнением спорить принято не было.

Формальной иерархической лестницы раджпутских кул не существовало, но общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным являлся его род. Считалось, что самые аристократичные и «раджпутские» раджпуты живут именно на западе (ближе к исторической родине), те же, что на востоке, подозревались в том, что они слишком перемешали свою кровь с местным населением. Существует даже такое древнее изречение: «Запад невест берет, а Восток их дает». Так что для собирающегося вступить в брак раджпута было крайне важно жить хоть на километр западнее, чем семья его будущей спутницы жизни. Личные симпатии жениха и невесты при заключении брачных союзов в расчет не принимались интересы семей были превыше всего.

Отношения между мужем и женой у раджпутов строились на основе взаимного уважения. Мужчины этого народа умели ценить прелести тихого семейного счастья, особенно потому, что иногда недолго им наслаждались. В условиях постоянных военных конфликтов мужья гибли часто, а их уход из жизни вынуждал благочестивую раджпутку совершать индуистский обряд сати самосожжение на погребальном костре. Таким образом, жена «правильно» заканчивала свою жизнь, к тому же обряд сати существенно повышал престиж клана.

Потомки каждого правящего раджпутского дома до сих пор бережно сохраняют особые кремационные площадки, снабженные зонтиковыми павильонами «чхаттри», в которых установлены вертикальные резные каменные плиты с изображением правителя и его жены сати. В менее аристократичных местах, а то и просто на краю какой-нибудь деревни, можно встретить и совсем простые камни с одним-единственным отпечатком женской ладони. Как считают индуисты, здесь навсегда поселился дух сати. На таком камне изображался не только отпечаток ладони, но порой и целой руки с браслетами, являющимися у раджпутов символом замужества. Общим для всех существующих изображений является то, что ладонь всегда находится в положении «абхаямудра» (знак мира), иначе говоря, открытой и обращенной к смотрящему на нее. По обеим сторонам руки или ладони размещаются изображения Солнца и Луны как символов мужского и женского начал жизни.

Сати изображались также на картинах, обычно в виде сидящей на костре женщины, держащей на коленях тело мужа, или в виде многорукого женского божества, восседающего на огненном троне, так обычно изображается богиня Сати жена бога Шивы. Все камни культа сати-мата (культ чистоты в женском обличье) по традиции украшались цветочными гирляндами и окрашивались красным порошком, так как раджпутские женщины до сих пор имеют обыкновение проводить свои многочисленные обряды именно в местах кремации. Это касается таких важных в жизни каждой семьи событий, как свадьба или рождение ребенка, подготовка к дальнему путешествию, а также любых других, имеющих особое значение.

Женщина, ставшая сати, почитается не только потому, что совершила самосожжение, но прежде всего потому, что тем самым она превратилась в образец идеальной жены, безусловно доказавшей свою преданность мужу этим последним в земной жизни поступком. Согласно индуистским верованиям сати искупала грехи не только мужа, но и всей семьи, обеспечивив тем самым всем ее представителям «хорошее» следующее перерождение. Сати после смерти становилась духом защитником семьи, но и семья при этом должна была выполнить ряд условий. Согласно обычаю перед самосожжением сати произносила различные предписания, предостережения, а то и проклятия. Причем отношение родных к ее словам всегда было предельно серьезным, так как считалось, что все предостережения и проклятия действуют в течение семи поколений и даже могут быть перенесены на другую семью, после того, как одна из девушек выйдет замуж. Сати могли проклясть не только женщин, пообещав им бедность, вдовство, болезни и прочие напасти, но и представителей другой семьи, и ничто, как принято считать, не может помешать исполнению этих желаний в дальнейшем.

Впрочем, далеко не всегда сати выражали свою волю в таких угрожающих масштабах. Многие ограничивались рекомендациями чисто бытового характера кому-то не следовало в этой жизни носить определенный вид одежды, кому-то те или иные ювелирные украшения и так далее. Но в любом случае, волю сати выполняли беспрекословно.

На погребальный костер шли не все вдовы некоторые, хоть и немногие, предпочитали остаться в живых, правда, переходя при этом в разряд «изгоев», ведь если жена пережила своего мужа, то считалось, что она не выполнила свой долг, поступив «неправильно». Участь таких женщин была печальна они должны были брить голову, ходить только в белом траурном сари, не есть и не пить ничего вкусного, не одевать никаких украшений, из дома выходить только в храм, да и то ненадолго, и вообще стараться не попадаться на глаза. Люди же, завидев вдову, должны были пройти мимо нее, не замечая и не заговаривая. Вдове было чуть легче, если у нее были взрослые сыновья она попадала под их защиту и покровительство, но все равно, согласно традиционным представлениям, только совершение сати могло изменить карму вдовы в благоприятном направлении.

Еще больше престиж клана повышался в случае выполнения всеми женщинами клана обряда коллективного самосожжения «джаухара», который совершался еще до смерти мужа. Это происходило, например, в случае осады, когда надежды на победу не было. Все мужчины выходили на последнюю в своей жизни священную битву «шака», чтобы достойно сражаться за честь семьи и захватить с собой на тот свет возможно большее количество врагов, а женщины в это время всходили на костер. Детей старались переправить в родственный клан, а если это было невозможно, то им давали смертельную дозу опия.

Согласно раджпутским представлениям о чести, ни один член клана не мог оказаться в плену или в рабстве. Раджпутские женщины совершали джаухар вполне осознанно и ответственно, поскольку не могли жить в униженном состоянии, без мужской поддержки и защиты, что считалось нарушением всех понятий о чести, свято веря, что в случае совершения сати или джаухара они обязательно встретятся со своими мужьями и сыновьями на небесах.

Кто такая Сати? Само имя Сати переводится как «добродетель». Легенда гласит, что она, будучи внучкой Брахмы, стала супругой Шивы против воли своего отца Дакши, который, устроив однажды пир, пригласил на него всех богов, кроме Шивы. Разгневанная Сати отправилась к отцу и потребовала исправить свою оплошность, на что тот ответил решительным отказом. Тогда Сати в буквальном смысле сгорела в огне собственной йогической силы. Узнав об этом, Шива настолько опечалился, что устроил «пляску смерти», отчего мир чуть не рухнул. Только мудрый Вишну спас ситуацию он разделил то, что осталось от тела Сати, на 50 частей, которые и упали на территорию Индии, места же их падения сразу стали священными. Шива порадовался тому, как Вишну распорядился останками его жены, перестал танцевать, и мир был спасен. Позднее Сати возродилась,став второй женой Шивы богиней Парвати.

Особенности раджпутской полигамии

У раджпутов было распространено многоженство, впрочем, даже у самых родовитых мужчин было не больше тридцати жен. При этом мать старшего сына-наследника считалась главной. Хотя в любом случае все дети, рожденные в полигамном браке, признавались законными и содержались за счет клана.

У раджпутов могли быть и жены, имевшие статус наложниц. Знатному раджпуту позволялось «оказывать внимание» и служанкам, принадлежавшим к более низким кастам. В этом случае служанка продолжала выполнять свою повседневную работу, а ее сын, рожденный от хозяина, пользовался правами члена клана. Правда, в усеченном варианте. Подросший мальчик получал начальное образование, обучался владению оружием, а став взрослым и в случае необходимости выходил на поле боя с остальными членами клана (благодаря отцу он мог носить клановое имя). Но вот в престижную кавалерию «бастардов» не брали, они могли рассчитывать только на пехоту и другие вспомогательные войска. Девочки, рожденные от служанок, занимали в доме такое же положение, как и их матери. Хотя, надо сказать, что полигамия гораздо больше была распространена в среде высокопоставленных раджпутов. Рядовые члены сообщества, как правило, имели одну жену, гораздо реже двух или трех, если у первой не было детей или она была больна.

Тюрбан символ чести

Для раджпута не было ничего выше его собственной чести и чести клана. Быть человеком благородного поведения составляло смысл жизни каждого раджпута. Внешними символами достоинства у раджпутов, помимо длинных подкрученных усов и бороды, до сих пор считаются тюрбаны. Именно этот головой убор нагляднее всего свидетельствует о статусе раджпута.

Тюрбаны раджпутов бывают как белыми, так и окрашенными. Самые популярные и подходящие для большинства ситуаций темно-красные гладкокрашеные. Оранжево-красноватые, называющиеся кесари («львиный»), выдают людей глубоко религиозных, шафраново-желтый цвет тюрбана, свидетельствующий о редком героизме его обладателя, считается самым благоприятным, его надевают также на свадьбу. Белый траурный цвет, впрочем, на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом тюрбане. Для каждого сезона предназначались свои расцветки весной, во время цветения, отдают предпочтение тюрбану белого цвета с ярко-красными концами, уложенному так, чтобы концы торчали. Летом максимально популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые головные уборы. В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть 5-цветный тюрбан, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого.

Длина ткани для тюрбана типа «сафа» 9 м, ширина около 1 м. Ткань складывают в более узкую полосу и накручивают уже на голове. Для тюрбана типа «паг» или «пагди» длина ткани составляет уже около 20 м, при этом ширина ее не превышает 30 см. После «укладки» он выглядит как чалма.

Размер и форма тюрбана зависят и от ситуации, и от времени года. Чем жарче тем он рыхлее и больше. Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии фильтром для грязной воды и даже «веревкой» для ее подъема из колодца.

С тюрбаном связано огромное количество различных примет. Так, совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан, даже свой, не говоря уже о чужом. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то значит испрашивать милость или прощение. Тюрбан также мог быть и вестником смерти. Если женщина видела идущего ей навстречу мужчину с тюрбаном не только на голове, но и в руках, это означало, что он несет тюрбан ее погибшего мужа. Именно с этим тюрбаном в руках женщина и совершала обряд сати.

Права наследования также передавались посредством этого головного убора на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи. Тюрбан также очень важен во время брачной церемонии и является первым подарком жениху со стороны родителей невесты.

Непокоренные

В 1527 году раджпутскому царю Санграму Сингху нанес поражение потомок Тимура Бабур, который и основал в Индии новую династию, получившую название династии Великих Моголов. В XVI XVIII веках раджпуты были вынуждены, вступив с мусульманами в союзнические отношения, выдавать своих дочерей замуж за их правителей. Такие единичные случаи бывали и в домогольскую эпоху, но тогда индийская принцесса считалась для своей родни умершей. Позже ситуация изменилась: Моголы стали считать раджпутских раджей почти что равными себе и легко вступали с ними в родственные связи.

Именно в ту эпоху высоко поднялось знамя ветви Сисодия кулы Гухилот единственной раджпутской кулы, не признавшей главенство Моголов. Правители Сисодия сразу решили никогда не отдавать своих дочерей замуж за моголов и свое слово сдержали. Падишахи всячески пытались этого добиться, в том числе и военным путем, но все было тщетно. Более того, представители Сисодия, сочтя и других раджпутов «нечистыми» за их брачные уступки мусульманам, перестали вступать с ними в брачные отношения. А потому членам ветви Сисодия приходилось с тех пор жениться и выходить замуж только внутри клана. С одной стороны, это было нарушением обычаев, с другой ситуация облегчалась тем, что этот клан к тому времени насчитывал несколько сот тысяч человек, а значит, кровосмешения можно было избежать. Раджпуты Сисодия и по сей день очень гордятся чистотой своей крови, а представители других раджпутских кланов относятся к ним с подчеркнутым уважением и очень не любят вспоминать о своих уступках моголам, какой бы государственной необходимостью они ни были вызваны.

Все раджпуты знают печальную историю принцессы из клана Сисодия. Ее звали Кришна Кумари, и была она дочерью меварского махараджи Аджита. Его отец махараджа Амар Сингх, ведший тяжелейшую борьбу с моголами, заключил союзнический договор с махараджами Джайпура и Джодхпура, где оговаривалось, что и эти кланы, и клан Сисодия вступают в браки только между собой.

Во время правления Аджита (в начале XIX века) Мевар находился в крайне трудном положении с севера наступали афганцы, с юга маратхи, с востока англичане, и облегчить участь страны мог только выгодный брачный союз. Но беда была в том, что на руку юной, красивой и образованной Кришны Кумари претендовали сразу и махараджа Джайпура, и правитель Джодхпура, причем каждый из них настаивал на выполнении договора Амара Сингха. Аджит, будучи, по свидетельствам современников, недалеким и слабовольным человеком, тянул с решением почти 5 лет, а когда все-таки объявил о нем, все окружающие пришли в состояние шока. Аджит не придумал ничего лучше, чем приказать убить свою единственную дочь, чтобы она не досталась никому из претендентов. Тем самым он рассчитывал спасти страну еще от одного могущественного врага. Все мужчины клана Сисодия как один отказались выполнить этот позорный приказ. И тогда Аджит приказал женщинам отравить принцессу, но Кришна Кумари, предвидя последствия, добровольно выпила кубок с ядом. А ведь ей было всего 16 лет и прекрасней ее не было девушки в стране. И хотя Кришна Кумари не была сати в строгом смысле этого слова, но, став духом предка женского рода клана, повлияла на его судьбу. Ее «заботливому» отцу Аджиту не помогла принесенная им искупительная жертва вскоре после этого он внезапно умер, и нельзя сказать, чтобы клан Сисодия был сильно опечален смертью недостойного махараджи.

Божья невеста

Судьба женщин в раджпутском обществе была тяжелой, но принимали они ее вполне осознанно и с легким сердцем, хотя исключения из общего правила все же бывали. Самым знаменитым из них стала судьба принцессы Миры Баи, вошедшей в историю индийской литературы благодаря мистическим стихам о любви к богу Кришне. Она родилась в клане Ратхоров в 1498 году и, рано лишившись матери, воспитывалась во дворце своего деда могущественного правителя Дуда Ратхора. С самых юных лет она так восторженно восхищалась, глядя на изображения Кришны, что как-то услышала шутливое пророчество: «Наверное, ты выйдешь за него замуж».

Раджа быстро нашел для внучки блестящую партию принца Бходжраджа, который был сыном Раны Санги, властителя Мевара. Лучшего мужа было не сыскать во всей Индии, но юная принцесса вскоре после замужества во всеуслышание объявила, что не желает быть благочестивой женой и добродетельной матерью семейства, а, будучи одержимой любовью к богу Кришне, намерена служить только ему.

О дальнейших событиях Мира Баи поведала миру в своих стихах, рассказав о попытке родственников отравить ее. Но Кришна тогда спас несчастную, как, впрочем, и в другом случае, когда родственники прислали ей корзину со змеей, потребовав приложить ее к груди. Мира выполнила их требование, но кобра не причинила ей вреда, опять же по воле Кришны. После чего родственники прокляли ее, отпустив на все четыре стороны. Она вместе с паломниками бродила по всей Индии до 1546 года, пока не умерла в священном городе Дварке. Хотя почитатели Кришны уверяли, что она не умерла, а просто исчезла во время богослужения, вознесшись прямо к своему любимому покровителю. Индуисты до сих пор почитают ее как великую религиозную подвижницу, а раджпуты, никогда не отличавшиеся особой религиозностью, считают ее отщепенкой, нанесшей большой ущерб репутации двух самых известных кланов.

Ритуал сати — страшное проявление любви

Самый пугающий и странный обычай Индии из сегодняшнего списка — сати. Суть древней традиции в самосожжении женщины вместе с телом погибшего мужа. До сих пор не ясно насколько искренним было желание вдов совершить самоубийство настолько болезненным способом, ведь не стоит сбрасывать со счетов давление социума и родственников, а также незавидную судьбу одиноких женщин в древности, особенно бездетных.

Судя по древней картине, не очень добровольный ритуалОтпечатки рук вдов королевских кровей, совершивших сати

Правители Индии в разное время официально запрещали этот жестокий обычай, но без особого успеха. В современной Индии страшный сати под запретом. Также предусмотрено наказание для тех, кто не пытался спасти вдову в случае действительно добровольной попытки самосожжения.

Некоторые традиции и обычаи кажутся страшными, опасными, смешными или бессмысленными. Однако совсем отказаться от них не получится. У каждого есть собственные ритуалы, например, утренний. Если хотите в своей жизни чего-то больше — добра, радости, здоровья или счастья, можно осознанно создать ритуал. Что это будет — желать всему миру счастья по утрам или благодарить Вселенную и конкретных людей перед сном — решать вам.

Если понравилась эта статья, поделитесь ею с друзьями. Кстати, в рубрике «Путешествия» найдете много интересной и полезной информации. Подпишитесь сейчас и не упустите ничего нового.

Джайнизм — дхармическая религия (начало IX-VI веках до н.э.), проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу. Адепты считают, что могут освободиться от сансары и достичь мокши. Шудра — низшее из четырёх древнеиндийских сословий — варн. Это слуги, наёмные рабочие. Вайшья — третья из основных четырёх каст Индии. Купцы, ремесленники, земледельцы, скотоводы. Кшатрии — вторая по значимости (после брахманов) варна. Состоящей из воинов и правителей. Кали — богиня-матерь, источник плодородия и жизни. Но, в то же время, она — темная сторона Пракрити (природы). В ее власти — созидание и разрушение. Шива — один из верховных богов, который вместе с Вишну и Брахмой образует божественную триаду — тримурти. Шива не только добрый защитник, но и грозный бог, обитающий на полях сражений и у погребальных костров. Вишну — один из верховных богов индуистского пантеона, выполняющий космическую функцию хранения мира и действующий в нем через множество своих инкарнаций (аватары). Парвати — одно из имен супруги Бога Шивы. Является благой формой Дэви, шакти — женской творческой энергии Шивы. Мать Ганеши. Муруган — бог войны, предводитель небесного воинства в битвах с демонами. Защитник живых существ. Он помогает трансформировать людям свою животную природу в божественную.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *