Триумфальная арка Париж

История

Работа над строительством началась в начале 19 столетия, по прямому указанию правящего Наполеона I Бонапарта. Архитектурный стиль – античный.

Боковые плоскости портала украшают барельефы, памятные доски, прославляющие славные вехи в развитии республики и страны, победы армии над врагами.

Это самостоятельные скульптурные композиции, расположенные налево и направо от проема с каждого направления:

  1. Напротив Елисейских полей – «Триумф 1810 года», «Волонтеры на марше» или «Марсельеза».
  2. От Гранд Арме авеню – «Мир 1815 года», «Сопротивление 1814 года»

Повод к созданию арочного портала восходит к победной битве при Аустерлице, когда объединенная императорская французская армия разбила войска союзников. В годовщину триумфа на холме Шайо началась закладка основания монументального комплекса. К 1810 году строительство завершить не смогли. Поэтому, когда супруга Наполеона, Мария-Луиза, торжественного въезжала в столицу, недавно установленный постамент обтянули холстом, а сверху нарисовали декорацию в натуральную величину.

В 1811 году строение не добирало до требуемой отметки 5 метров. К тому времени прежний зодчий умер, а императорскую армию преследовали фатальные ошибки и поражения. Окончательно оформить, завершить постройку удалось к 1836 году, при правлении Луи-Филиппа. А еще через 4 года под сводом проехал поезд с телом возвращающегося во Францию Наполеона. Позднее подобная почесть стала традиционной, ее удостаивались другие полководцы и военачальники, общественные деятели.

Строительство

Изначально постройкой занимался архитектор Жан Шальгрен, назначенный императором Наполеоном. Для возведения сооружения был избран стиль античных времен, величественный и монументальный. Плоскости решено было украсить картинами, сценами из военных баталий, жизни республики. Так появились скульптурные группы «Триумф 1810 года», «Мир 1815 года», «Выступление волонтеров» и другие.

Барельефы изображают встречу императора с плененным Саидом Мустафой-пашой, погребение генерала Марсо, знаменательные битвы при Арколе, Канобе, Жемаппе. Логическим завершением всех викторий стала сцена, символизирующая победу при Аустерлице.

Всего на стены нанесены названия более сотни сражений, имена шестисот с лишним французских военных, полководцев. Строительство длилось 30 лет, с 1806 по 1836 годы. Начинал его один архитектор, а завершил другой – Абель Блуэ. Позднее сооружение связало в один ряд 3 арки: на площади Шарля де Голля (первая), Каррузель, поблизости Лувра (вторая) и модернистская Большая, в квартале Дефанс (третья).

Исторические события

В 1810 году Наполеон устроил торжественный въезд своей будущей супруги, Марии-Луизы, по Елисейским полям. Путь ее пролегал мимо недостроенного арочного портала, который спешно задекорировали и придали вид законченного. А уже через 30 лет под сводами пролегал путь траурного кортежа с останками Наполеона, везущего императора к его последнему приюту.

В 1921 году там же были помещены останки неизвестного солдата, павшего на полях сражений Первой мировой войны. Тогда же зажгли Вечный огонь, к которому ежегодно возносятся венки в память о погибших. 14 июля здесь проходит церемониальный военный парад, который принимает Президент республики.

Как арка стала Триумфальной

Триумфальной она стала по воле Бонапарта, когда он, по образу и подобию римских цезарей, вознамерился воздвигнуть памятник в память о своем величии. По замыслу архитекторов, барельефы и надписи, украшающие плоскости, должны были повествовать о славных днях французской армии, постепенно подводя к логическому завершению – битве при Аустерлице.

Арка сегодня

В современном городе исторический памятник сохранился практически без изменений. Вместе с возведенными позднее аркой Каррузель в Лувре и Большой аркой в Дефансе, он образует визуальную прямую – «Триумфальный путь». Фактически сооружение стало достопримечательностью, местом посещенийгорожан и иностранных туристов.

Скульптурное оформление

Снаружи строение украшают скульптурные группы, расположенные симметрично (слева и справа), на фасадах колонн с каждой стороны, от Елисейских полей и авеню Гранд Арме. Это изображения заключения мира в Шенбрунне в 1810 году, выдвижения волонтеров навстречу прусским агрессорам, противостояния захватчикам в 1814 году и перемирия 1815 года.

Дополняются основные сюжетные линии 6 барельефами, повествующими о различных событиях из жизни империи. К ним относятся:

  • финал битвы у Абукира (встреча Бонапарта с пленным турецким военачальником);
  • похороны генерала Марсо;
  • баталии при Арколе и за Каноб, у Жемаппы;
  • Аустерлицкое сражение.

Абукирская битва примечательна тем, что возле одноименного мыса национальные войска, ведомые генералом Бонапартом, нанесли сокрушительный удар по превосходящим силам турков. Годом ранее здесь же британский флот разбил армаду Франции. Таким образом, победа явилась освобождением от позора за поражение, началом величественного восхождения Наполеона. В итоге сражения предводитель турецких войск – Мустафа-паша – сдался на милость победителя, этот момент и был запечатлен в барельефе.

Следующая доска изображает похороны генерала Марсо, прославленного военачальника и патриота. Он пал во время схватки в Германии, при Хехстенбахе. Тело Марсо было похоронено в Кобленце, а позднее перенесено на родину, в Пантеон героев.

Знаменательное сражение при Арколе продолжает повествование о боевых доблестях генерала Бонапарта. Личным примером, со знаменем в руках, он вдохновил армию на бой – взятие Аркольского моста и полный разгром австрийцев.

Каноб в Египте стал очередной вехой в развитии императора и его армии. Следующий барельеф посвящен сражению поблизости от деревни Жемапп, где национальные войска дрались с австрийцами и опрокинули противника, отбросив его вглубь страны. Завершает повествование о славных победах мемориальное изображение баталии при Аустерлице, ставшей эпохальной в войне с антинаполеоновской коалицией.

Кроме того, стены достопримечательности покрывают надписи, отражающие исторические названия одержанных побед, имена предводителей, отличившихся в боях.

Триумфальная Арка внутри

Архитектурный памятник совмещает функции композиции и оригинального музея открытого типа. На внутренней поверхности портала расположены изображения, связанные с этапами возведения и памятными датами, событиями. Посещение музея доступно круглый год, вместе с основным комплексом и в те же часы.

Виды со смотровой площадки

С высоты, а она достигает почти полсотни метров, открывается живописнейший обзор, возможность лицезреть красоты Парижа сверху. Это Эйфелева башня, 108-метровое сооружение Tour Relais TDF, Елисейские поля, вход в Лувр, деловой квартал столицы – Дефанс.

Отдельного упоминания заслуживают дневное и ночное посещение. Они не похожи друг на друга, неповторимы и своеобразны. Прежнее название площади (Звезда) позволяет понять характер размещения сооружения, планировки примыкающих к ней улиц. Ровные, прямые, как стрела, проспекты, расходящиеся лучами от центра, при небольшом участии воображения действительно напоминают многолучевую звезду. Зрелище, которое открывается с вершины, завораживает: весь Париж как на ладони. Туристы с удовольствием поднимаются на смотровую площадку, делают фото на память об экскурсии.

Интересные факты

Прежде всего, это конструкция. Сооружение покоится на 4 колоннах, соответственно, вход в него возможен с разных направлений. Фактически, это грандиозный портал, поражающий своими размерами. Из числа интересных фактов выделяют следующие:

  1. Сооружение возводилось при нескольких императорах и архитекторах. Завершили его за 3 десятилетия, из них 2 года затрачено на создание надежного основания.
  2. Портал считается самым крупным по масштабам Парижа и мира. Пропорции высоты и ширины сопоставимы – почти 50 метров, внутренний свод поднимается на 29 метров.
  3. При создании монумента не обошлось без курьезов. Архитекторы предложили несколько вариантов для возвеличивания побед наполеоновской армии. Одним из них был гигантский слон.
  4. Прототипом сооружения, созданного в античном стиле, является римская арка императора Тита Веспасиана. Считается, что оба монумента имеют одинаковые пропорции.
  5. Поверхности памятника украшены изображениями сражений и памятных событий. Там размещены названия более сотни битв и пятисот имен прославивших себя полководцев.
  6. Вокруг достопримечательности находятся 100 тумб, соединенных цепями. Их количество не случайно, оно совпадает с числом дней, проведенных императором на троне после возвращения из ссылки.
  7. Визуально портал, вместе с 2 другими арками – Каррузель и в Дефансе, образует воображаемую линию – «Триумфальный путь».
  8. Правитель собственноручно участвовал в закладке фундамента. Дожить до завершения строительства ему не довелось. После смерти прах Бонапарта провезли под арочным сводом. Такой же чести позднее удостоились величайшие французы, в числе которых литератор Гюго, генералы и маршалы.
  9. Каждый год здесь проводятся военные парады, а к Вечному огню возлагаются венки. Во главе процессии движется глава Французской республики.
  10. Название места, на котором воздвигнут памятник, звучит как «Звезда Шарля де Голля» (Charles de Gaulle Etoile). Из центра монументальной композиции разбегаются стройные отрезки городских застроек, сверху действительно напоминающие звездный силуэт.

Советы по посещению

Прежде всего, следует понимать: то, о чем восторженно отзываются французы, может быть совсем неинтересно россиянам. Монумент строился, как символ побед наполеоновской армии. Он проектировался для прославления полководцев, битв, исторических событий.

Каждую плоскость украшают скульптурные композиции, мемориальные доски, а также надписи, сообщающие о местах сражений и фамилиях участвовавших там военных. Под сводами создан небольшой музей. В его композициях – продолжение батальной темы, связанной с правлением Бонапарта.

Удачное расположение монумента, живописные ландшафтные виды Парижа, открывающиеся со смотровой площадки, пополнят коллекцию впечатлений туристов, путешествующих по Франции.

Удобный режим работы (с 10 до 23) поможет, никуда не торопясь, прогуляться по столице республики, попить кофе в бистро или позавтракать, чтобы затем посвятить остаток свободного времени ознакомлению.

Стоимость входного билета не обременит кошелек туриста, а взамен гарантировано прикосновение к эпохе тех времен, изучение этапов становления императора, как полководца и лидера. Французы, в отличие от других наций, весьма трепетно относятся к своей истории, не разделяя ее на «светлые» и «темные» периоды, не наделяя правителей ярлыками тиранов или освободителей.

Поэтому следует уважительно воспринимать их памятники, соблюдать сдержанность в высказываниях и суждениях. Триумфальная арка, как бриллиант чистой воды, по праву занимает свое место в обрамлении проспектов и площади-звезды, являясь символом республики, принадлежащему прошлому и настоящему.

Описание

Триумфальная арка, выполненная в античном стиле, имеет внушительные размеры: высота 49,51 м, ширина 44,82 м, высота свода 29,19 м. В углах над арочным проёмом расположены барельефы работы скульптора Жана Жака Прадье с изображением крылатых дев, трубящих в фанфары, — аллегорий славы.

Арка украшена четырьмя скульптурными группами:

  • со стороны Елисейских Полей:
    • слева — «Триумф 1810 года» по случаю подписания Шёнбруннского мира скульптора Корто;
    • справа — «Выступление волонтёров» против прусских войск, оккупировавших Лотарингию (1792), известное как «Марсельеза» скульптора Рюда;
  • со стороны авеню Гранд-Арме:
    • слева — «Мир 1815 года» скульптора Антуана Этекса;
    • справа — «Сопротивление 1814 года» скульптура Антуана Этекса.
  • «Триумф 1810 года»

  • «Выступление волонтёров», или «Марсельеза»

  • «Мир 1815 года»

  • «Сопротивление 1814 года»

Шесть барельефов на четырёх сторонах арки изображают сцены революции и империи, располагаются выше скульптурных групп, а также по бокам арки:

  • со стороны Елисейских Полей
    • слева — изображающий представление Бонапарту пленного турецкого военачальника Саид Мустафу-Пашу после битвы при Абукире 25 июля 1799 года, скульптора Сёрра Старшего;
    • справа — «Похороны генерала Марсо 20 сент. 1796 года», скульптора P. H. Lamaire;
  • со стороны авеню де ла Гранд-Арме́:
    • «Бой при Арколе 15 ноября 1796», скульптора Фёшера;
    • «Битва за Каноб в Египте 3 июля 1798», скульптора Шапоньера;
  • по бокам:
    • «Сражение при Жемаппе 6 ноября 1792», скульптора Марокетти;
    • «Битва под Аустерлицем 2 декабря 1805», скульптора Гештера.
  • Похороны генерала Марсо
    20 сент. 1796 года

  • Битва при Абукире
    25 июля 1799 года

  • Сражение при Жемаппе
    6 ноября 1792

  • Бой при Арколе
    15 ноября 1796

  • Битва за Каноб
    3 июля 1798

  • Битва под Аустерлицем
    2 декабря 1805

На стенах арки выгравированы названия 128 сражений, выигранных республиканской и императорской армиями, а также имена 660 французских военачальников.

В честь «ста дней» правления Наполеона арку окружают 100 гранитных тумб, соединённых между собой чугунными цепями. Внутри арки находится небольшой музей, посвящённый истории её строительства и проходившим под ней церемониям.

Краткая история

Со времён правления Людовика XIV прямая дорога соединяла парижский дворец Лувр и площадь Этуаль. А далее, чтобы попасть в Версальский дворец, дорога поворачивала налево — строго на Запад — авеню Фош (имени маршала Фош), либо ещё левее — по авеню Виктора Гюго и далее выходила за пределы Парижа. Название этой дороги — «Триумфальный путь» — не устарело и сегодня: на одной оси стоят здесь три арки — Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.

В декабре 1806 года, через год после Аустерлицкого сражения, Наполеон распорядился соорудить на парижском холме Шайо триумфальную арку в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Целых два года ушло на сооружение фундамента. В 1810 году, когда новоиспеченная императрица Мария-Луиза должна была торжественно въехать в столицу по Елисейским полям, на каменном фундаменте была наспех сделана из досок и сурового полотна «декорация» будущей арки. Архитектор Шальгрен умер в 1811 году, арке на тот момент не хватало 5 метров до проектной высоты, но работы были прекращены в связи с чередой военных неудач. Наполеон не дожил до окончания строительства Триумфальной арки: оно завершилось лишь в 1836 году, в царствование Луи-Филиппа под руководством архитектора Абеля Блуэ (фр.)русск..

15 декабря 1840 года под аркой проехал траурный кортеж с прахом Наполеона, доставленным с острова Святой Елены. Позднее торжественной погребальной церемонии с остановкой под сводами Триумфальной арки удостоились после своей кончины Тьер, Гамбетта, Виктор Гюго, Лазар Карно, Мак-Магон, генералы Фош и Жоффр, генерал Филипп Леклерк, маршал Латр де Тассиньи.

Вид на Париж с Триумфальной арки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *