Цахурец что за нация

Цахуры

Цахуры

Современное самоназвание

йихъбы, цIaIхбы

Численность и ареал

Всего: около 30 тыс. (по др. оценкам — до 100 тыс.)

Россия Россия:
12 769 (пер. 2010), 10 366 (пер. 2002)

    • Дагестан Дагестан: 9771 (2010)
      • Рутульский район: 5276 (2010)
      • Махачкала: 3167 (2010)
      • Кизлярский район: 671 (2010)
      • Кумторкалинский район: 134 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 403 (2010)
    • Ростовская область Ростовская область: 315 (2010)
    • Тюменская область Тюменская область: 314 (2010)
    • Волгоградская область Волгоградская область: 197 (2010)
    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра: 196 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 165 (2010)
    • Свердловская область Свердловская область: 134 (2010)
    • Калмыкия Калмыкия: 109 (2010)
    • Саратовская область Саратовская область: 115 (2010)
    • Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ: 112 (2010)
    • Астраханская область Астраханская область: 104 (2010)
    • Самарская область Самарская область: 102 (2010)
    • Москва Москва: 100 (2010)
    • Санкт-Петербург Санкт-Петербург: 35 (2010)

Азербайджан Азербайджан:
12 300 (пер. 2009)

    • Загатальский район:
      11 203 (2009)
    • Гахский район:
      1008 (2009)

Украина Украина: 83 (2001 г.)
Белоруссия Белоруссия: 3 (2009 г.)

КазахстанКазахстан: 2 (2009 г.)

Язык

Цахурский

Религия

Мусульмане-сунниты Шафиитского мазхаба

Входит в

лезгинская языковая группа

Родственные народы

агулы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, табасараны, удины, хиналугцы

Происхождение

кавказские албаны

Флаг цахурского народа

Цаху́ры (самоназвание — йихъбы, цIaIхбы) — один из коренных народов Кавказа, исторически проживающий в юго-западном Дагестане и северо-западном Азербайджане, один из титульных народов Дагестана. Говорят на цахурском языке, который относится к лезгинской семье нахско-дагестанской группы северо-кавказских языков.

Цахуры, как и другие народности лезгинской языковой группы, в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «албанов (агванов)».

Расселение

По официальным данным, общая численность цахуров составляет около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе 10 тыс. в Дагестане) и Азербайджане (12,3 тыс.). По неофициальным оценкам, общая численность цахуров может составлять 50 — 100 тыс.

Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону и верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.

В Дагестане имеется 13 цахурских аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Миких, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джиных, Кальял, Мухах.
В Азербайджане цахуры проживают в 16 селениях: Дагъайбна-Мухах (7,2 тыс.), Сувагел (Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Даглы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гёзбарах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 тыс.), Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы (Узюмлю) (1— ,5 тыс.).

Более десяти цахурских поселений: Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулак, Свердлово, Новый Мишлеш, Ленино Правда — Нов. Цахур и другие — возникли на прикутанных хозяйствах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (3 167 чел.), Каспийск (117 чел.), Дербент (99 чел.), Кизляр (96 чел.), Южно-Сухокумск (61 чел.), и др.

В семи населённых пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов Азербайджана представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюллюк (азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). По данным переписи 1999 года 83 % азербайджанских цахуров проживали в сельской местности.

Список исторических и современных цахурских сёл и городов, с указанием языка, на котором говорят жители.

В Гахском районе:

  • Къах (Гах) — смешанное население.
  • Сарваг (Сарыбаш) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Илису — население говорит на азербайджанском языке.
  • Агъчей (Агчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Гашгачей (Гашгачай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Абрамчей (Абрамчай) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къум (Гум) — население говорит на цахурском языке.
  • Чинар (Чинар) — население говорит на цахурском языке.
  • Агъези (Узюмлю) — население говорит на цахурском языке.
  • Лекид (Лекид) — частично сохранен цахурский язык.
  • Лекид-Кутюклу (Келид-Кётуклю) — население говорит на цахурском языке.
  • Зарна — частично сохранен цахурский язык.
  • Джиных (Гюллюг) — частично сохранен цахурский язык.

В Загатальском районе:

  • Загатала — смешанное население.
  • Агъдам-Калел (Агъдам-Калял) — население говорит на цахурском языке.
  • Джимджимех — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сувагел (Сувагиль) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьас (Касс) — население говорит на цахурском языке.
  • Кьаркьвай (Каркай) — население говорит на цахурском языке.
  • Къалял (Галал) — население говорит на цахурском языке.
  • Эзгилли — частично перешли на азербайджанский язык.
  • Сапынджий (Сабунчи) — население говорит на цахурском языке.
  • Гъаласкьар (Аласкар) — население говорит на цахурском языке.
  • Мамрых, Мамрий (Мамрух) — население говорит на цахурском языке.
  • Гудьбарах (Гёзбарах) — население говорит на цахурском языке.
  • Заган (Заган) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах (Мухах) — частично сохранен цахурский язык.
  • Чобанкол (Чобанкёл) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымыр (Гымыр) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Къымырбазар (Гымырбазар) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Мишлеш-Тала (Юхары Тала) — частично сохранен цахурский язык.
  • Чинчар (Мишлеш) — население говорит на цахурском языке.
  • Даглы — частично сохранен цахурский язык.
  • Къандах (Гандах) — население говорит на азербайджанском языке.
  • Лагьидж — население говорит на цахурском языке.
  • Чардахлар — частично сохранен цахурский язык.

В Рутульском районе:

  • Лек (Курдул) — население говорит на цахурском языке.
  • Гелмец (Гельмец) — население говорит на цахурском языке.
  • Хийагь (Хиях) — население говорит на цахурском языке.
  • Цах, Цахур — население говорит на цахурском языке.
  • Хьойик (Согуют, Сюгют) — население говорит на цахурском языке.
  • Мишлеш — население говорит на цахурском языке.
  • Муслах — население говорит на цахурском языке.
  • Корш (Корш) — население говорит на цахурском языке.
  • Джинагь, Джинний (Джиных) — население говорит на цахурском языке.
  • Аттал — население говорит на цахурском языке.
  • Калел (Кальял) — население говорит на цахурском языке.
  • Мухах, Баш Мухах — население говорит на цахурском языке.

В Бабаюртовском районе:

  • Новый Цахур (Правда)
  • Новый Мишлеш
  • Калел (Новый Кальял)
  • Камбулат
  • Нов. Гельмец
  • Нов. Муслах (Свердлово)

Этническая история

Этногенез

Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами народов Северо-Восточного Кавказа. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами прослеживается не только в языке, культуре, антропологии, но и в истории.

Ранняя история

Основная статья: Кавказская АлбанияКавказская Албания (выделена зелёным цветом) в начале н. э. Из «Атласа классической и античной географии» Самуэля Батлера, XIX век.Лекия в середине XI в.

Происхождение цахуров уходит в глубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец IV тысячелетия до н. э.). Цахуры — одна из самых древних упоминаемых в источниках Закавказья и Дагестана народностей. Непосредственными предками современных цахуров и других лезгиноязычных народов являются албанские племена, объединившиеся в конце II — середине I веков до н. э. в Кавказскую Албанию.

Предки цахуров с другими лезгиноязычными народами занимали цельную территорию на юго-западе Кавказской Албании, граничащую с Арменией и Иберией. Есть предположение, что цахуры в прошлом занимали значительно бо́льшую территорию, чем в XIX—начале XX вв.

Древние памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):

а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированные исследователями VI веком.

б) в Ляките — развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса строений, датированных VII веком.

в) в Мамрухе — развалины средневекового храма, датируемого III—IV вв. н. э.

Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Цахуры в XV—XIX вв.

Первые сведения о цахурах встречаются в грузинских и армянских источниках VII века: в одних упоминается страна Цукети, а в других — её жители — «цахайки». Главное селение дагестанских цахуров — Цахур — существовало уже в XI—XII вв., о чём свидетельствуют найденные и датированные этим периодом надписи. В XIII веке о Цахуре сообщает арабский учёный Закария аль-Казвини. Он писал, что это

…большой город, густонаселённый, расположенный в шести переходах от Ганджи. Это главный город страны Лакзан. Холод в нём очень силён. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии.

Существование цахурских населённых пунктов в указанный период, однако, не закрывает вопрос об этногенезе цахурского народа. Степень генетического родства лезгинских языков показывает, что цахуро-рутульский язык наряду с другими языками этой группы до VI—VII веков являлся локальной единицей, «видимо, с выраженной диалектной обособленностью». В X веке на территории, занимаемой носителями лезгинских языков, в том числе и цахурами, существовало раннефеодальное государственное образование Лакз. При этом ни один из авторов IX—XV вв. ни словом не упоминает о лезгинах, цахурах, рутульцах и агулах. Все эти народы, а порой и другие, объединялись под названием «жители страны Лакз». Как пишет Ихилов, «мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы ещё не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

В XV веке на территории проживания цахуров возникло феодальное образование с центром в ауле Цахур — Цахурское ханство.

С течением времени цахуры продвинулись к югу и расселились также в Кахском и Джарском эриставствах. Процесс переселения части цахуров из Дагестана на юг, в пределы северо-западного Азербайджана, завершился в XVII веке. Среди русских историков XIX века (Линевич, Эсадзе и других) существовало мнение, что цахуры, которых они называли «лезгинами», являются пришельцами, захватившими в XVII веке часть территории Кахетинского царства. Однако эта точка зрения является неверной. От царевича Вахушти известно, что уже в XVI веке в нагорных частях Кахетии существовало множество цахурских поселений. К началу XVIII века на указанной территории окончательно оформились аварские и цахурские вольные общества, более известные как Джаро-белоканские вольные общества.

После того, как в начале XVIII века резиденция владетелей Цахура была перенесена на территорию Закавказья, в селение Илису, Цахурское ханство стало называться Илисуйским султанатом. В его состав также вошли три цахурских вольных общества, сохранивших при этом своё внутреннее самоуправление. Население султаната находилось под сильным влиянием азербайджанской культуры. Илисуйский султанат просуществовал до 1844 года, пока он не был ликвидирован российскими властями. После его ликвидации здесь была введена русская администрация. Часть цахурских селений вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входивший первоначально в Каспийскую область, а затем в Дербентскую губернию и Дагестанскую область.

В 1852 году российские власти с целью лишить движение Шамиля поддержки цахуров насильно переселили их на Приалазанскую равнину; 15 селений в верховьях Самура были до основания разрушены войсками. Лишь в 1861 году цахурам было разрешено вернуться в прежние места проживания. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской империи», цахуры общей численностью 2430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года, цахуры общей численностью 5149 человек населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа.

Язык

Основная статья: Цахурский язык

Цахурский язык относится к лезгинской ветви нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее близок он к рутульскому языку, с которым у него имеется существенная близость структурных характеристик и лексики. Ввиду длительных контактов цахурцев с азербайджанцами цахурский язык подвергся значительному влиянию азербайджанского языка. Выделяются цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахуров вторым языком является азербайджанский.

Первые сведения о цахурском языке были опубликованы в работе Р. Эркерта «Die Sprachen des kaukasischen Stammes». В последующем цахурскому языку была посвящена ценная работа А. Дирра «Цахурский язык».

До 1864 года цахуры для письма использовали модифицированную арабскую письменность. В начале 1930-х гг. А. Н. Генко разработал цахурский алфавит на основе латинской графики. В 1935—1938 годах в начальных школах велось обучение на цахурском языке. В основу формирующегося литературного языка был положен говор села Цахур. Однако уже в 1938 году преподавание и книгоиздание на цахурском языке было прекращено; было решено, что культурные нужды цахурского народа могут обслуживать азербайджанский и русский языки.

До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском. В 1990 году постановлением Совета министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков был определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит, а в 1996 году в Баку была опубликована цахурская азбука на латинской основе.

В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан. В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4 классов начальной школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому.

Общие сведения

Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Принятие цахурами ислама относится к X—XI вв.. Закария аль-Казвини, посетивший в середине XIII века селение Цахур, сообщал, что «жители этого города все шафииты. В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…».

Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы. По пигментации им близки табасаранцы.

Культура

В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которого является возрождение и развитие культуры цахурского народа и улучшение его социальной сферы. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи. В ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. В 2014 году в Москве было создано цахурское национально-культурное общество (национально-культурная автономия), которое возглавил общественный деятель Рафаэль Алиев. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок». Существует танцевальный ансамбль «Цахур».

В Азербайджане функционирует Цахурский культурный центр в Загатале, занимающийся развитием танцевальных и певческих коллективов. Один из них, «Джейранум», выступает в Загатале и Баку. В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле» (цахур. Kiblayıka yıkыhiyna, азерб. Arxası qibləyə) ставший первым в мире художественным фильмом на цахурском языке. Песенно-музыкальная культура цахуров испытала влияние культуры соседей-азербайджанцев.

Примечания

  1. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  2. 1 2 Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. 1 2 Национальный состав населения РФ по регионам, согласно переписи населения 2010 года
  4. 1 2 3 4 5 Перепись 2010 года. Дагстат. Том 3
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  6. 1 2 3 Национальный состав Азербайджана по районам по переписи 2009
  7. &n_page=5 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
  8. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  9. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  10. 1 2 Г. Х. Ибрагимов, Ю. М. Нурмамедов. Цахурско-русский словарь. — М.: Изд-во Российской Академии Наук. Дагестанский научный Центр. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, 2011. — С. 6. — ISBN 9785944341006.
  11. 1 2 Цахуры в дагестанском историческом процессе
  12. 1 2 Цахуры
  13. Права национальных меньшинств в восприятии Азербайджана
  14. 1 2 3 Народы мира : энциклопедия. — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X, 9785373010573.
  15. 1 2 Алексеев В. П. Избранное. Происхождение народов Кавказа. — Наука, 2009. — Т. 5. — С. 229. — ISBN 978-5-02-035547-7. Оригинальный текст (рус.) Наиболее чётко особенности каспийской группы популяций выражены у цахуров. Пожалуй, это единственный дагестанский народ, в составе которого каспийский тип является преобладающим.
  16. 1 2 3 Исламмагомедов А. И. Цахуры // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 445—449. — ISBN 5-02-008808-0.
  17. Флаги различных национальностей России
  18. 1 2 Гусейнов Ф. М. К истории цахуров. — Махачкала, 1998 г. стр 7
  19. 1 2 Народы Дагестана
  20. 1 2 ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ Население Дагестана
  21. Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  22. Численность дагестанцев в Азербайджане
  23. 1 2 Талибов Б. Б. Цахурский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М.: Наука, 1967. — Т. 4. — С. 591.
  24. Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 6. — ISBN 5-9739-0070-3.
  25. 1 2 3 4 5 Г.Х.Ибрагимов, Ю.М. Нурмамедов. Цахурско-русский словарь. — М.: Изд-во Российской Академии Наук. Дагестанский научный Центр. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы, 2011. — С. 499—501. — ISBN 9785944341006.
  26. John M. Clifton, Calvin Tiessen, Gabriela Deckinga, and Laura Lucht. The Sociolinguistic Situation of the Tsakhur in Azerbaijan.
  27. Агеева. Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник 2000 г.
  28. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 22.
  29. 1 2 Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М.: Наука, 2001. — Т. 3. — С. 334—335. — ISBN 5-02-011237-2.
  30. http://identity2010.ru/?page_id=2310 Народы России: Цахуры
  31. Гамзат Мусаев. Цахуры в XVIII—XIX вв.: историко-этнографическое исследование XVIII—XIX вв. — Махачкала, 2009. — 2 стр.
  32. 1 2 3 Сергеева Г. А. Цахуры // Расы и народы. Вып. 26. — Наука, 2001. — С. 16. — ISBN 5-02-008712-2.
  33. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. Надписи X — XVII вв. Тексты, переводы, комментарий, вступительная статья и приложения Л. И. Лаврова. — М.: Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 178.
  34. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. / Ответств. ред. Б.Б. Пиотровский. — М.: Наука, 1988. — С. 154.
  35. Рамазанов Х. Х., Шихсаидов А. Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 49.
  36. Ихилов М. М. Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 62.
  37. Косвен М. О. Народы Дагестана: сборник статей. — Изд-во Академии наук СССР, 1955. — С. 219.
  38. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. — М.: Наука, 1988. — С. 278.
  39. Петрушевский И. П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века. — Махачкала, 1993. — С. 74.
  40. Перушевский И. П. Джаро-белоканские вольные общества в первой половине XIX века. — Махачкала, 1993. — С. 43.
  41. Агеева Р. А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — Academia, 2000. — С. 365. — ISBN 5-87444-033-Х.
  42. Сергеева Г. А. Цахуры // Расы и народы. Вып. 26. — Наука, 2001. — С. 17. — ISBN 5-02-008712-2.
  43. «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи». «Демоскоп». Архивировано 25 августа 2011 года.
  44. Памятная книжка Дагестанской области / Е. И. Козубскій. — Темиръ-Ханъ-Шура: «Русская типографія», 1895. — С. 376—381.
  45. 1 2 3 Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Academia, 2002. — Т. 4. — С. 220. — ISBN 5-87444-149-2 ББК 81.2.я2 УДК 802/809(=1.470)(031) К 782.
  46. 1 2 Цахурский язык
  47. Многоязычие в Дагестане конца XIX — нач. XXI века. (Добрушина Нина Роландовна) 2011)
  48. Ибрагимов Г. Х. Цахурский язык. — М.: Наука, 1990. — С. 4. — ISBN 5-02-010989-4.
  49. Г. Х. Ибрагимов. Цахурский язык. — М.: «Наука», 1990. — С. 3—4. — 239 с. — ISBN 5-02-010989-4.
  50. Народы мира. — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X, 9785373010573.
  51. 1 2 Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 86. — ISBN 5-9739-0070-3.
  52. Согласно Конституции Республики Дагестан, государственными языками республики являются русский язык и все языки народов Дагестана.
  53. Алексеев, Михаил; Казенин К. И.; Сулейманов Мамед. Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 58. — ISBN 5-9739-0070-3.
  54. П.И. Пучков. РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ. www.isras.ru. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  55. Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 71.
  56. Гаджиев А.-Р. Г. Происхождение народов Дагестана (по данным антропологии). — Махачкала, 1965. — С. 52. — ISBN 978-5-02-035547-7.
  57. Исламмагомедов А.И. Цахуры // Народы Дагестана. — Наука, 2002. — С. 460. — ISBN 5-02-008808-0.
  58. Амина Сулейманова. Рутульцы, цахуры,…Малые народы бьются, чтобы не исчезнуть с лица Кавказа (16.02.2017).
  59. Байрам Абдуллаев. С этого года журнал «Соколенок» будет издаваться на цахурском языке (рус.), РИА “ДАГЕСТАН” (19 января 2009).
  60. Азербайджанский фильм “Спиной к Кыбле” снимался в катастрофических условиях (рус.), Агентство Международной информации TREND (01.04.2009).
  61. Исламмагомедов А. И. Цахуры // Народы Дагестана / Отв. ред. С. А. Арутюнов, А. И. Османов, Г. А. Сергеева. — М.: «Наука», 2002. — С. 459. — ISBN 5-02-008808-0.

Литература

  • Цахуры // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
  • Цахуры // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.

Разговаривающие на дагестанских языках

аварцы (андийцы • арчинцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалалы • цезы / дидойцы) • агулы • даргинцы (кайтагцы • кубачинцы) • лакцы • лезгины • рутульцы • табасараны • цахуры

Разговаривающие на тюркских языках

Разговаривающие на славянских языках

Разговаривающие на нахских языках

чеченцы-аккинцы

Разговаривающие на иранских языках

Более 10 млн

От 1 до 10 млн

От 500 тысяч до 1 млн

От 200 до 500 тысяч

От 100 до 200 тысяч

От 30 до 100 тысяч

От 10 до 30 тысяч

См. также: Перечень коренных малочисленных народов России

Цахуры — коренной народ Кавказа, исторически населяющий юго-западную часть Дагестана (Рутульский район) и северо-западную территорию Азербайджана (Закатальский и Кахский районы), один из титульных народов Дагестана.
Общая численность Цахуров согласно переписи населения 2012 года около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, собственно в Дагестане 10 тыс.) и Азербайджане (12,3 тыс. человек), по некоторым оценкам общая численность цахуров оценивается в 50 — 100 тыс. человек.
Разговаривают цахуры на цахурском языке лезгинской подгруппы нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Язык подразделяется на цахский и гельмецский диалекты. Большинство знает азербайджанский и русский (в РФ) языки. Вероисповедание — преимущественно мусульмане-сунниты.
Этноним народа происходит от главного селения Цахур в Дагестане. Первые сведения о Цахурах встречаются в армянских и грузинских источниках 7 века, где их называют «цахайки». Изначально Цахуры входили в состав Кавказской Албании. После её распада на территории Цахуров сложилось политическое образование с центром в Цахуре (Цукетия). Эпиграфические памятники свидетельствуют о принятии ислама и появлении письменности на арабском языке в 10-11 веках. В 11-13 веках в Цахуре существовало медресе, где шло преподавание на арабском языке и делались попытки перевода арабских богословских сочинений на цахурский язык (13 век). С 15 века во главе объединённых цахурских обществ встал цахурский султан. В 18 веке, когда его резиденция была перенесена в село Елису (Азербайджан), это государственное образование стало называться Елисуйское султанство. У закавказских Цахуров существовали также и вольные сельские общества, часть которых вместе с соседними — аварскими — образовали союз (Джаро-Белоканские вольные общества). В 19 веке Цахуры вошли в состав Российской империи.
Территория, заселённая дагестанскими и азербайджанскими Цахурами, занимает две географические зоны: обширные альпийские летние пастбища и плодородные тёплые южные склоны, позволяющие сочетать пашенное земледелие и скотоводство. Многие семьи перекочёвывали вместе со скотом на зиму из Дагестана в Закавказье, на лето возвращались в Горный Магал.
Горное земледелие было богарным. Сеяли озимую пшеницу, рожь, ячмень, полбу, просо. На равнине применялась ирригация, возделывали в основном яровые, кукурузу. Из скота разводили главным образом овец и лошадей. Женщины занимались обработкой кожи, овчины, шерсти, прядением, ткачеством, изготовлением ковров и паласов. Мужчины уходили на заработки (каменщики, плотники, лудильщики, сельскохозяйственные рабочие и др.). В современном хозяйстве преобладает отгонное скотоводство, в горах возрождается земледелие на склонах и приречных террасах с использованием плуга и упряжки волов. У азербайджанских Цахуров развиваются садоводство, огородничество, табаководство, шелководство. Из домашних промыслов сохраняется вязание и ковроделие.
Поселения дагестанских Цахуров расположены на труднодоступных вершинах хребтов, в изгибах рек, на обрывистых склонах. Форма поселений зависела от рельефа местности: ступенчато-террасная (на склонах), улично-квартальная (на речных террасах), кучевая (на вершинах хребтов), смешанная (у подножий гор). Селения делились на кварталы, населявшиеся одной или несколькими родственными группами (тухум). Общественным центром были мечеть и площадь «гимга» — место народного собрания.
Самым распространённым типом жилища был одноэтажный каменный дом с плоской земляной крышей, выходящий на улицу сплошной стеной с входной дверью. Первоначально имел одну комнату — очажную (дега). Двухэтажные хозяйственные постройки (хлев-сеновал) ставились отдельно от дома, часто образуя особый квартал на окраине аула. В Азербайджане на равнине строили одно- и полутораэтажные саманные и турлучные дома с двускатной крышей из соломы и камыша. Современное жилище в основном двухэтажное с верандой.
Традиционная мужская одежда: штаны, рубаха, бешмет (алхалыг), длинная распашная черкеска (чакъай), шуба-накидка с ложными рукавами, шуба с рукавами, бурка, войлочный плащ (у чабанов, пастухов), конусообразная островерхая шапка из овчины, каракулевая шапка, башлык. На ноги надевали вязаные носки, поршни (чарухи), сафьяновые сапоги, чувяки, вязаные сапоги с загнутым носком. Непременный элемент одежды мужчин — кожаный пояс с кинжалом. Женская одежда: штаны, рубаха, широкая юбка, бешметы разного покроя (алхалыг, катиби), передник, головные уборы: чухта, платок, местами — шапочка-чепец (дугмаче), покрытая сплошь серебряными украшениями (бляшками, монетами, цепочками). Тёплой одеждой были безрукавки и овчинные шубы. На ноги надевали пёстрые шерстяные носки, вязаные сапоги, поршни, башмаки, сафьяновые чувяки. Украшения — налобники, пояса, браслеты, серебряные цепочки, трубочки, бляшки, нашитые монеты, подвески, вышивка. Ныне из традиционного костюма сохранились шубы, вязаная обувь и носки, каракулевые шапки.
Традиционная цахурская кухня состояла из мучных и мясо-молочных продуктов. Овощи и фрукты занимали несущественное место, их заменяли дикорастущие травы. Распространённым блюдом были хинкал, подаваемый с мясом, брынзой, чесночной подливой, пельмени с начинкой из тыквы, творога с яйцами, крапивы с орехами, трав, каши из пшеничной, овсяной, полбовой крупы, кураги, тыквы, супы, пироги (чуду) с разнообразными начинками. Из коровьего молока получали сметану, айран, творог, масло, из овечьего — сыр. Из свежей баранины готовили соус, шашлык. Чабаны запекали в углях начинённые внутренностями и салом с добавлением душистых трав желудок или целую тушку, завёрнутую в шкуру.
Строго соблюдались обычаи взаимопомощи и гостеприимства, была сильна тухумная солидарность. Тухумы распадались на более узкие родственные группы — насыли. Основной формой семьи была малая семья. Неразделённая семья (хэбна хизан, хэдин хав) существовала до 20-30-х годов 20 века (30-35 человек, трёх-четырёхпоколенный состав). Часть её проживала в Горном Магале, часть — в Закавказье. Обычай избегания существовал в своеобразной форме: общение молодых женщин со взрослыми мужчинами было сдержанным, при посторонних они разговаривали через детей. Предпочиталась эндогамия в пределах тухума. Основной формой заключения брака был сговор. Был известен колыбельный сговор. Обычай калыма отсутствовал.
Вопросы внутренней жизни общины решались на основе адата. Мужское собрание (джамаат) выбирало старейшин, судей, кадия, исполнителей. Для решения вопросов, касавшихся всех Цахуров (в том числе азербайджанских), созывали общий сход (ижлас) представителей селений. С середины 19 века главным лицом в сельском управлении становится старшина (кавха).
Широко отмечали Ураза-байрам, Курбан-байрам, праздник начала весны — Навруз (Юхьванин йыгь), первой борозды (Вейца аччес). На Навруз готовили особое блюдо из зёрен и вяленого мяса, пекли фигурные хлеба, красили яйца, зажигали костры, пели обрядовые песни. Возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ отмечалось скачками, собачьими боями, состязаниями борцов, танцами, жертвоприношениями. Летний праздник Сейран проводили до начала сенокоса у священных гор в течение трёх дней.
Фольклор испытал влияние культуры азербайджанцев. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языке, рассказы, сказки, плачи — на родном. Музыкальные инструменты — тар, саз, зурна, барабан.
В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», которое призвано способствовать возрождению и развитию культуры народа, улучшению их социального положения. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выпускается детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи по эфиру республики, в ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок». Существует танцевальный ансамбль «Цахур».

Цахуры

Самоназвание

йыхъбы, цIаIхбы

Современный ареал расселения и численность

Всего: около 30 тыс. (по др. оценкам — до 90 тыс.)
Россия:
12 769 (пер. 2010), 10 366 (пер. 2002)

  • Дагестан: 9 771 (2010), 8 168 (2002)
    • Рутульский район: 4 971 (2002)
    • Махачкала: 2 098 (2002)
    • Кизлярский район: 535 (2002)
    • Кумторкалинский район: 123 (2002)
  • Тюменская область: 243 (2002)
  • Ростовская область: 239 (2002)
  • Ставропольский край: 197 (2002)
  • Краснодарский край: 139 (2002)
  • Волгоградская область: 128 (2002)
  • Саратовская область: 99 (2002)
  • Москва: 100 (2010), 83 (2002)
  • Самарская область: 82 (2002)
  • Свердловская область: 55 (2002)
  • Астраханская область: 54 (2002)
  • Санкт-Петербург: 42 (2002)

Азербайджан:
12 300 (пер. 2009), 15 877 (пер. 1999), (по др. оценкам — до 80 тыс.)

  • Закатальский район:
    11 203 (2009), 13 114 (1999)
  • Кахский район:
    1 008 (2009), 2 612 (1999)

Украина: 83 (2001 г.)
Белоруссия: 3 (2009 г.)
Казахстан: 2 (2009 г.)

Язык

цахурский

Религия

Мусульмане-сунниты

Расовый тип

кавкасионский тип европеоидной расы

Входит в

лезгинские народы

Родственные народы

агулы, арчинцы, будухи, крызы, лезгины, рутульцы, табасараны и удины

Цаху́ры (самоназвание — йыхъбы, цIаIхбы) — лезгиноязычный народ, проживающий на юге Дагестана и северо-западе Азербайджана. Является коренным малочисленным народом Республики Дагестан (Россия) и Азербайджана.

Общая численность цахуров около 30 тыс. человек, в основном в России (13 тыс. человек, в том числе в Дагестане 10 тыс.) и Азербайджане (12,3 тыс. человек), по некоторым оценкам общая численность цахуров оценивается в 50 — 90 тыс. человек.

Цахуры проживают в Рутульском районе Дагестана, где занимают высокогорную зону, верховья р. Самур, а также расселены на южных склонах Главного Кавказского хребта — в предгорных и равнинных селениях Закатальского и Кахского районов Азербайджана.

Всего насчитывается 29 цахурских селений. В Дагестане цахуры населяют 13 аулов: Цахур, Гельмец, Курдул (Лек), Микик, Мишлеш, Хиях, Сюгют, Муслах, Аттал, Корш, Джыных, Баш-Калял, Баш-Мухах. В Азербайджане они проживают в 16 селениях: Мухах (7,2 тыс.), Сувагел(Ени Сувагиль) (5,5 — 6 тыс.), Каркай, Калял, Алибайрамлы (3 тыс.), Мамрух (2,1 тыс.), Сабунчи (2 тыс.), Кум (1,5 — 2 тыс.), Гезберах (2 тыс.), Мишлеш (Чинчар) (7 — 7,5 тыс.), Чинар (1,2 ыс.) , Лякит-Кетюклю (1,2 тыс.), Агдам-Калял, Кас, Аласкар, Агъязы(Узюмлю) (1 — 1,5 тыс.).

Более десяти цахурских поселений — Нов. Кальял, Камбулат, Казанкулах, Свердлово, Новый Мишлеш и другие — возникли на прикутанных хозяйстах в Бабаюртовской зоне. Также цахуры живут в крупных городах: Махачкала (2098 чел.), Каспийск (95 чел.), Кизляр(79 чел.), Дербент (78 чел.), и др.

В семи пунктах Закатальского (Загаталского) и Кахского (Гахского) районов представлено смешанное население: Джимджимах (азербайджанцы и цахуры), Чардахлар (аварцы и цахуры), Тала (азербайджанцы, цахуры и аварцы), Гюуллюк(в прошлом село называлось Джыных, азербайджанцы и цахуры), Зарна (азербайджанцы и цахуры). Значительное число цахуров проживает в городах Закаталы (10 тыс.) и Кахи(5 тыс.). Кроме того, цахуры проживают в городах Баку (117 чел.), Сумгаит, Мингечаур.

Этноним «цахуры» (цахи) происходит от наименования аула Цахур. К цахурам и рутульцам употребляют название «ванавац» (общее название жителей верховьев реки Самур), но среди них оно прочно не утвердилось. Сами себя цахуры называют йыхъбы, цIаIхбы’.

Лезгины (ахтынцы) называют цахуров къалтагъар (от къалтагъ ‘вьючное седло’), а азербайджанцы — лезги, либо sahurlar (сахурлар). У других соседних народов цахуры именуются: по-аварски — хъалтагъал, цIахурал, по-лакски — цІахъюр.

Генетически и по языку цахуры относятся к нахско-дагестанской (северо-восточной) семье, в которой представлены три нахских и 26 дагестанских языков. Этноним «йихъбы» обнаруживает идентичность со всеми этнонимами северо-восточно кавказских народов. Общность цахуров (цахов) с дагестанскими и нахскими народами последовательно проходит не только в языке, культуре, антропологии, но и в исторической действительности.

В связи с этим определенный интерес представляют этимологические оценки некоторых этнонимов. Так, для носителей аваро-андо-цезских народов общим этнонимом выступают лексемы «магарулав» — горец (I класс), «магарулай» — горянка (II класс), «магарулал» — горцы. Этноним «горцы» встречается и у других народов Дагестана, в частности у цахуров, например, «сувахъан» — горец, «сувахъанбы» — горцы, «аляхъанбы» — верхнегорцы. В этнониме «горцы» аккумулировано понимание генеалогической общности дагестаноязычных народов. В этом плане этноним «горцы» по семантике непосредственно восходит к лексеме «албан».

Основная статья: Кавказская Албания

Происхождение цахур уходит вглубь веков и связано с древнейшими насельниками Кавказа, создателями развитой культуры (конец 4-го тысячелетия до н. э.). Непосредственными предками цахур и лезгиноязычных народов являются албанские племена, создавшие за несколько веков до нашей эры Кавказскую Албанию, государство на территории Восточного Кавказа.

Цахуры — один из восточно-кавказских народов. Предки их с лезгино-язычными народами под названием «йикийцы — албанцы» (в переводе означает «мы горцы», «мы народ») входили в состав Кавказской Албании и занимали цельную территорию на юго-западе, гранича с Арменией и Грузией. Учитывая, что многие названия на Кура—Алазанской долине связаны с цахурским языком, можно предположить, что цахуры в прошлом занимали значительно большую территорию, чем в XIX—начале XX в.

Самые древние архитектурные памятники зодчества, связанные с христианством в Кавказской Албании, представлены в цахурских селениях Кум, Лекит (Кахский р-н Республики Азербайджан), и в цахурском селении Мамрух (Закатальский р-н Республики Азербайджан):

а) в селении Кум сохранились развалины Базиличного храма, датированного исследователями VI в.

б) в Ляките-развалины круглой церкви, входящей в состав большого монастырского или замкового комплекса построений, датированных VII в.

в) в Мамрухе-развалины средневекового храма, датируемого III — IV вв. н. э.

Кроме указанных храмов, в этом регионе имеются и другие памятники зодчества старины — крепости, храмы.

Упоминания о цахурах встречаются в древнеармянских и древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков».

Известный арабский географ Закария аль-Казвини пишет о Цахуре, что это «…большой город, густонаселенный, расположенный в шести переходах от Ганджи. Он главный город страны Лакзан. Холод в нем очень силен. Вода города из реки, называемой Самур… Пища их состоит из злака, называемого сульт, внешне он похож на ячмень, а качество его — качество пшеницы… Каждый из них сеет достаточное для него количество этого зерна и питается этим и молоком своих маленьких овец и кислым молоком их. Они носят одежду из шерсти этих овец. Нет у них начальника, но есть у них проповедник, который молится с ними согласно учению имама аль-Шафии».. Как пишет Ихилов: «Мы склонны считать, что до XV в. цахуры и рутулы еще не выделялись из лезгинской этнической среды и продолжали считаться одним народом с лезгинами, хотя у них и складывались свои языки и особенности быта и культуры».

В XV веке на территории проживания цахур образовалось ханство с центром в селении Цахур. В начале XVIII века резиденция правителя была перенесена из Цахура в Илису, где правителем был избран Алибек I, названный султаном. Илисуйский султанат просуществовал вплоть до ликвидации Царской Россией в 1844 году, когда султан Даниял-бек перешёл на сторону имам Шамиля, возглавившего борьбу северокавказских горцев против царской армии.

После ликвидации Илисуйского султаната была введена русская администрация; часть цахур вошла в состав Джаро-Белоканского округа, преобразованного в 1859 году в Закатальский округ, а остальные — в Самурский округ, входившей сначала в Каспийскую область, а затем в Дербенскую губернию и Дагестанскую область. Чтобы лишить движение Шамиля поддержки цахур, царское правительство в 1852 году насильно переселило цахур Дагестана в Азербайджан, многие их селения были разрушены и сожжены. В 1861 году цахурам было разрешено вернуться на прежние места проживания. По сведениям 1875 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», цахуры общей численностью 2 430 человек проживали на территории Самурского округа Дагестанской области. По данным Памятной книжки Дагестанской области от 1895 года цахуры населяли Гельмецкое, Джинихское, Калальское, Муслахское, Мишлешское и Цахурское сельские общества Лучекского наибства в составе Самурского округа общей численностью 5,149 человек.

Основная статья: Цахурский язык

Цахурский язык входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы северокавказской языковой семьи. Наиболее он близок рутульскому языку. Язык делится на цахурско-сувагильский, гельмецко-курдульский и сабунчинский диалекты. Среди дагестанских цахуров распространены также русский и азербайджанский языки, а для азербайджанских цахуров вторым языком является — азербайджанский.

В период с 1935 по 1938 год функционировало начальное обучение на цахурском языке. До 1952 года в цахурских школах обучение велось на азербайджанском языке, а с 1952 года — на русском. В 1990 году постановлением Совета Министров Дагестанской АССР для цахурского, агульского и рутульского языков определён статус письменного языка. В том же году на основе кириллицы был создан новый цахурский алфавит, а в 1996 году в Баку была опубликована азбука на цахурском языке на латинской основе. В настоящее время цахурский язык имеет статус одного из государственных языков Республики Дагестан.

В настоящее время используется несколько вариантов письменности — на основе латиницы в Азербайджане и на основе кириллицы в Дагестане.

Общество

Верующие цахуры исповедуют ислам суннитского толка (шафиитский мазхаб). Принятие цахурами ислама относиться к X—XI вв.. Посетивший в середине XIII века селение Цахур ал-Казвини уже сообщал тогда, что «жители этого города все шафииты. В нём медресе, основал его Низам ал-Мулк Хасан ибн Исхак…».

Антропологически относятся к каспийскому типу европеоидной расы.

В Республике Дагестан цахурский язык и цахурскую литературу в школах изучают с первого класса. В 2003 году приказом Министерства образования Азербайджана были утверждены учебные программы для 1-4-го классов средней школы по нескольким языкам народов Азербайджана, в том числе и по цахурскому.

В 1992 году было создано культурно-историческое общество «Цахуры», целью которой является возрождение и развитие культуры народа, улучшение социальной сферы их жизни. В Дагестане на цахурском языке издаётся газета Нур, выходит детский журнал «Лачин», музыкальная телепередача «Алшан»; ежедневно ведутся теле- и радиопередачи по эфиру республики, в ДГПУ функционирует факультет дагестанской филологии, в ДГУ — отделение дагестанских языков, где готовят специалистов по цахурскому языку. С 2009 года на цахурском языке начал издаваться детский журнал «Соколёнок». Существует танцевальный ансамбль «Цахур».

В Азербайджане функционирует Цахурских культурный центр, расположенный в Закатале. Деятельность его концентрируется вокруг создания танцевальных и певческих коллективов, один из которых называется «Джейранум». Этот коллектив выступает как в Закаталах, так и в Баку. В 2009 году был снят короткометражный фильм «Спиной к Кыбле», ставший первым в Азербайджане, а также в истории мирового кино, художественным фильмом на цахурском языке.

Известные представители

Государственные деятели

  • Даниял-бек Илисуйский — последний правитель Илисуйского султаната (1830—1844), генерал-майор Россйиской Империи, наиб Шамиля
  • Мамедов, Шахбан Мамедович — министр сельского хозяйства Дагестанской АССР (1975—1990)
  • Назирова, Мина Башир кызы — четырежды депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР и трижды Верховного Совета СССР, Герой Социалистического Труда.

Религиозные деятели

  • Мухаммед Абу ал-Хасан ац-Цахури — ученый, арабист, литератор.
  • Махмуд-афанди Алмало — великий шейх, Кутб, муршид Накшубандийского тариката.
  • Джабраил-афанди Лакити — великий шейх, ученик шейха Махмуда-афанди.
  • Гаджи-Курбан-Эфенди аль Бакри из Мишлеша — крупный ученый-арабист, астроном и биолог.

Ученые

  • Джафаров, Селим Абдуллатипович — известный учёный-кавказовед, языковед и тюрколог, профессор Бакинского Государственного Университета.
  • Ибрагимов, Гарун Халилович — доктор филологических наук, профессор Дагестанского педагогического института. Главный редактор дагестанской республиканской еженедельной цахурской газеты «Нур» (на цахурском языке).
  • Мухтаров, Абдулла Ибрагимович — доктор физико-математических наук, доцент, профессор(кафедра теоретической физики), физического факультета Азербайджанского Государственного Университета.
  • Ахмед Асланов — доктор филологических наук, профессор Гянджинского Государственного университета.
  • Абдулла Караев — профессор, доктор филологических наук, директор кафедры иностранных языков Азербайджанского государственного медицинского университета.
  • Бахрам Ашуров — доктор медицинских наук, профессор Азербайджанского государственного медицинского университета.
  • Ибрагим Азизов — доктор биологических наук.
  • Расим Мирзаев — доктор филологических наук, доцент Азербайджанского государственного университета, политический и общественный деятель.
  • Мамед Мамедов — филолог, юрист, полковник МВД СССР, с 1991 года полковник милиции (скн 2003).
  • Абдулла Гашимов — учёный по сельско хозяственной части, зам министр, работал во многих государственных должностях, были большие заслуги перед родиной.

Спортсмены

  • Самир Абдуллаев — Чемпион России по Джиу-Джитсу «кakuto system» (2010).
  • Мирза Мирзоев — Чемпион Азербайджана по вольной борьбе, чемпион и призёр республиканских турниров, серебряный призёр первенства Волгоградской области среди взрослых (2010).
  • Юсубов, Руслан Карнаевич — Чемпион мира по тайскому боксу (2008), бронзовый призёр мирового первенства (2009), вице-чемпион чемпионата мира (2011). Неоднократный победитель первенств России и Дагестана.

Военные

  • Кязимов, Салахаддин Иса оглы — Герой Советского Союза.
  • Мамедов, Натик Башир оглы — Национальный Герой Азербайджана
  • Ачлей Рамазан — один из руководителей Закатальского восстания 1830 г. Был наибом в Каратах. Активно участвовал в освободительном движении горцев Дагестана и Чечни.
  1. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
  2. Вот какие мы — россияне. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  3. Национальный состав населения РФ по регионам, согласно переписи аселения 2010 года
  4. 1 2 3 4 5 Этносостав населения Дагестана. 2002
  5. 1 2 3 4 5 6 Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  6. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  7. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  8. Приложения к итогам ВПН 2010 года в городе Москве. Приложение 5. Национальный состав населения по административным округам города Москвы
  9. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 16 февраля 2012.
  10. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  11. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России. «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 17 февраля 2012.
  12. 1 2 3 Национальный состав Азербайджана по районам по переписи 2009
  13. 1 2 http://www.azstat.org/statinfo/demoqraphic/az/AP_/1_5.xls
  14. 1 2 3 Ethnic composition of Azerbaijan 1999
  15. &n_page=5 Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины.
  16. Перепись населения Республики Беларусь 2009 года. НАСЕЛЕНИЕ ПО НАЦИОНАЛЬНОСТИ И РОДНОМУ ЯЗЫКУ. belstat.gov.by. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  17. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  18. 1 2 3 Народы мира : энциклопедия. — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X, 9785373010573
  19. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок perepis не указан текст
  20. Численность дагестанцев в Азербайджане
  21. Затерянные в горах
  22. Анекдот, а не наука
  23. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М.: Наука, 1967. — Т. 4. — С. 591.
  24. Azerbaijan Daily Digest (2001)
  25. Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник. — Academia, 2000. — С. 366. — ISBN 5-87444-033-Х
  26. М.М. Ихилов Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 22.
  27. 1 2 Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М.: Наука, 2001. — Т. 3. — С. 334-335. — ISBN 5-02-011237-2
  28. Леонид Иванович Лавров. Памятники письменности Востока. Эпиграфические памятники Северного Кавказа на арабском, персидском и турецком языках. — Наука, 1966. — Т. 2, часть 1. — С. 178.
  29. М.М. Ихилов Народности лезгинской группы: этнографическое исследование прошлого и настоящего лезгин, табасаранцев, рутулов, цахуров, агулов. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1967. — С. 62.
  30. 1 2 Расы и народы. Вып. 26. — Наука, 2001. — С. 15-44. — ISBN 5-02-008712-2
  31. «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи». «Демоскоп». Архивировано из первоисточника 25 августа 2011.
  32. Памятная книжка Дагестанской области / Е. И. Козубскій. — Темиръ-Ханъ-Шура: «Русская типографія», 1895. — С. 376-381.
  33. 1 2 3 Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. — М.: Academia, 2002. — Т. 4. — С. 220. — ISBN 5-87444-149-2 ББК 81.2.я2 УДК 802/809(=1.470)(031) К 782
  34. Народы мира. — Olma Media Group, 2007. — С. 566. — ISBN 537301057X, 9785373010573
  35. 1 2 Михаил Алексеев, К.И. Казенин, Мамед Сулейманов Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 86. — ISBN 5-9739-0070-3
  36. Согласно конституции, государственными языками республики являются русский и все языки народов Дагестана. Однако только 14 языков: русский, аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский, чеченский, имеют свою письменность и функционируют как государственные.
  37. П.И. Пучков РАЗДЕЛ II. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ. www.isras.ru. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  38. Х. Х. Рамазанов, А. Р. Шихсаидов. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал Академии наук СССР, 1964. — С. 71.
  39. Алексеев В. П. Избранное. Происхождение народов Кавказа. — Наука, 2009. — Т. 5. — С. 229. — ISBN 978-5-02-035547-7 Оригинальный текст (рус.)

    Наиболее чётко особенности каспийской группы популяций выражены у цахуров. Пожалуй, это единственный дагестанский народ, в составе которого каспийский тип является преобладающим.

  40. Михаил Алексеев, К.И. Казенин, Мамед Сулейманов Дагестанские народы Азербайджана: политика, история, культур. — М.: Европа, 2006. — С. 58. — ISBN 5-9739-0070-3
  41. Исламмагомедов А.И. Цахуры // Народы Дагестана. — Наука, 2002. — С. 460. — ISBN 5-02-008808-0
  42. Байрам Абдуллаев. С этого года журнал «Соколенок» будет издаваться на цахурском языке (рус.), РИА “ДАГЕСТАН” (19 января 2009).
  43. Азербайджанский фильм “Спиной к Кыбле” снимался в катастрофических условиях (рус.), Агентство Международной информации TREND (01.04.2009).
  44. Цахуры — Лакз
  45. Талантливый организатор, мудрый наставник Ш. М. Мамедов
  46. Депутаты совета Союза и совета национальностей. — Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1958. — С. 284. Оригинальный текст (рус.)

    Назирова Мина Башир кыза. Депутат Совета Национальностей от Закатальского избирательного округа № 164 Азербайджанской ССР. Родилась в 1914 г. в семье крестьяиииа, цахурка. чл. КПСС с 1942 г.. образоваиие средиее. Герой Социалистического Труда.

  47. Деловой Мир Дагестана :: Журнал
  48. 1 2 Биографии шейхов
  49. Самир Абдуллаев чемпион России по Джиу-Джитсу
  50. Мирза Мирзаев серебряный призёр первенства Волгоградской области
  51. Руслан Юсубов серебряный призёр чемпионата мира-2011 по тайскому боксу

  • Даниял султан — народный герой Азербайджана
  • Два Российских генерала
  • Настоящее время
  • Saxur-INFO
  • Цахуры. Историко-этнографическое исследование XVIII—XIX вв. Часть I.
  • John M. Clifton, Calvin Tiessen, Gabriela Deckinga, and Laura Lucht. The Sociolinguistic Situation of the Tsakhur in Azerbaijan. SIL International, 2005
  • Цахуры // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8

Нахско-дагестанские народы

Аваро-андо-цезские народы

аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалинцы • цезы (дидойцы)

Лезгинские народы

агулы • арчинцы • будухцы • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры

Даргинские народы

даргинцы • кайтагцы • кубачинцы

Лакцы

лакцы

Нахские народы (вайнахи)

аккинцы • бацбийцы • двалы? • галгай/ингуши • орстхойцы/карабулаки • нохчий/чеченцы (кистинцы, малхистинцы)

Религия

Цахуры на протяжении всей своей истории исповедовали три религии:

  • ислам
  • христианство
  • зороастризм

Все эти религии оставили свой след в жизни народа. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние постройки на территории, где проживают представители народа, связаны напрямую с зороастризмом. В цахурском селе Мамрух расположен храм хозяина земли Спента Армайти, в селении Гьаласкьар сохранились руины храма божества Аша Вахушта, управляющего огнем. В селении Юхары Чардахлар есть руины храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, исповедующий зороастризм верил, что существует один главный бог и шесть богов светочей, которые подчиняются ему. Все вместе они правят миром.

Христианство цахуры приняли в 313 году. 4-7 века считаются расцветом Кавказской Албании. Христианство в этой стране было государственной религией, большое внимание уделялось строительству храмов, церквей, часовен, монастырей. Ислам народ принял неравномерно. В Азербайджане этот период пришелся на начало 8 века, в Дагестане — на 10-11 века. Сохранилось в этих местах много связанных с исламом сооружений.

Еда

У народа преобладают в рационе мучные и мясные блюда. Проживающие в Азербайджане цахуры питаются более разнообразно. В кухне присутствуют продукты земледелия и животноводства, блюда из пшеничной, кукурузной муки, рис, овощи, фрукты. Из орехов делают халву, используют съедобные травы.

Хлеб пекут в печах двух видов:

  • тандур, печь круглой формы со стенками, высотой в 1 метр. Иногда располагалась в яме, в земле;
  • кульба, прямоугольная печь, высотой 1,5 метра.

Печи обычно расположены во дворе дома. Хлеб пекут овальной и круглой формы. От того, какой вид муки и состав теста, зависит, какую печь будут использовать.

Важное место в питании народа занимает сушеное мясо. Его заготавливают в ноябре из целой туши барана, которую засаливают, после сушат на ветру. Делают на зиму разные сушеные колбасы. Из молочного употребляют творог, молоко, айран, гатык, простоквашу. Хорошо готовят цахуры коровий и овечий сыр. Масло делают в специальной маслобойке из дерева.

Много существует у народа самобытных блюд. Одним из вкуснейших и лучших считается цахурский хинкал. Готовят его на пару и подают с сушеным мясом. Тесто используется очень тонкое, как листок. Примечательно, что не каждая хозяйка может приготовить правильно это блюдо.

Другие блюда цахурской кухни:

  • сюргьюллю, из тонко раскатанного теста формируются закрученные листочки или лодочки. Варят в кипящем бульоне, подают с сушеным мясом;
  • цыинт, похожи на сюргьюллю, только меньше размером. Подают с фасолью и мясом;
  • гырц, пельмени с творогом или мясом. Для начинки еще используются сушеные травы: мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, щавель;
  • маххвара, блинчики со рваными краями;
  • быджак, лапша с молоком;
  • кьуцяр’-чуду, лепешка с мясом, творогом или тыквой;
  • тыелебы, тонкие хинкалы разной формы, подаются с различной начинкой.

Внешность

Цахуры считаются молчаливыми, гордыми и суровыми людьми с подтянутой стройной фигурой. Они гостеприимны и всегда хорошо встретят гостей и накроют для них стол.

Одежда во многом схожа с традиционным костюмом народов Дагестана, но отличается по отделке, покрою, цвету и способу носки. Шили одежду в основном из шерсти и кожи. Мужчины носили туникообразную рубаху, штаны, бешмет на подкладке «алхалыг», распашную длинную черкеску, островерхую шапку конусообразной формы, пошитую из овчины, башлык, каракулевую шапку. Зимой надевали шубу-накидку со сложным рукавом, шубу с рукавами, бурку. Чабаны носили войлочный плащ. На ноги надевали вязаные носки, поршни-чарухи, которые представляли собой кусок кожи, стянутый по форме ноги, чувяки, сафьяновые сапоги, шерстяную вязаную обувь с загнутым вверх носком. Обязательными элементами костюма были кинжал и кожаный пояс.

Одежда женщины состояла из штанов, рубахи туникообразного покроя, широкой юбки, кофты на подкладке, бешметов различного кроя (катиба, алхалыг), фартука-передника. На голове носили платок, чухту. Способ носки головного убора зависел от возраста. В холодное время года надевали безрукавку, овчинную шубу. На ногах носили шерстяные пестрые носки, башмаки, поршни, вязаные сапоги, сафьяновые чувяки. Широко использовали женщины украшения в одежде: нарядный капор «дугмаче», налобник, пояс, серьги, браслеты, серебряные цепочки, нагрудные подвески. Украшали одежду вышивкой, монетами, трубочками, бляшками. Сегодня носят в основном городскую одежду, сохранились шубы, носки, вязаная обувь, шапки из каракуля.

Жизнь

Основными занятиями цахуров издавна было скотоводство и земледелие. Разводили мелкий, крупный рогатый скот, в основном доминировало овцеводство. Летом овец держали в Самурской долине Дагестана, осенью перегоняли на зимние пастбища в Азербайджан. Когда распался СССР, хозяйственный уклад цахуров претерпел изменения. В начале 90-х овцеводство пришло в упадок, сейчас оно постепенно восстанавливается. Сегодня стада уже не перегоняют. В некоторых селениях есть овцеводческие крупные фермы.

Цахуры, проживающие на территории Дагестана, занимаются в основном скотоводством. В Азербайджане цахуры занимаются земледелием, садоводством, огородничеством, выращиванием бахчевых культур. Выращивают табак, кукурузу, пшеницу, овес. В садах растут орехи, хурма, яблони. В Дагестане мало посевных площадей, поэтому раньше, проживающие там цахуры обменивали и покупали зерно на равнинах Азербайджана. Издавна народ занимается пчеловодством. Мед на Кавказе очень ароматный и вкусный. Очень ценится мед из горных частей региона. Широко используют цахуры продукты пчеловодства в лечебных целях.

Из промыслов и ремесел распространена обработка шерсти, из которой изготавливают сукно. Это сукно идет на изготовление одежды, шалей, ковров, мешков, носков «турсбы» и «хурджуны». Шерсть пряли на ручных прялках. Большим спросом пользовались изделия и войлока: чопуз, кече-бурка, полушубок. Ковры ткали различных видов: килим, паласы, хирсак. Пряжу окрашивали натуральными красками из хны и марены.

Занимались цахуры обработкой кожи. Из обработанной овчины делали шубы, папахи, бурдюки для хранения сыра. Из кожи крупного рогатого скота изготавливают ремни, кнуты, уздечки, седла, веревки, сумки.

Широко распространена работа по дереву. Изготавливают предметы домашнего обихода, кухонную утварь, ложки, корыта, черпалки, кадки, маслобойки, сундуки, люльки, лари, грузовые арбы, музыкальные инструменты.

Цахурские мастера украшали опорные столбы, потолки мечетей и богатых домов узорами, изготавливали мебель, окна, двери. Широко распространены у народа и другие ремесла: кузнечное, сапожное, лудильное, ювелирное, портное, гончарное дело. Развита была торговля, свои товары цахуры продавали в Грузии, России, Турции, Иране.

У народа существует две формы семьи: большая неразделенная и малая. Неразделенная семья состоит из нескольких поколений родственников, среди которых работоспособными являются несколько женщин и мужчин. Все члены такой семьи сообща пользуются скотом, землей, хозяйственными и жилыми постройками, продуктами.

При разделе имущества все сыновья обладали равными правами на наследство. Незамужние дочери получали в два раза меньше. Женщинам принадлежали только личные вещи: приданое и одежда, но при дележе имущества у матери были равные с сыновьями права. Инвентарь, скот, земельные владения и продукты делились поровну, хозяйственные и жилые постройки по жребию. По адату старый отцовский дом оставался самому младшему сыну, который оставался жить с родителями.

В малой и большой семье главным был старший мужчина, он выполнял многие сложные обязанности, связанные с бытом и ведением хозяйства, разделял между членами семьи работу, строго следил, чтобы каждый исполнял свои обязательства. Все имущество и доходы семьи были в его полном распоряжении. Глава семьи решал судьбы домочадцев. Обращались к такому мужчине не по имени, а уважительно «абаттей».

Из женщин в семье главной была «абай» — жена старшего брата. Она отвечала за сбережение съестных припасов, занималась обработкой продуктов земледелия и животноводства, готовила еду. Абай контролировала расход продуктов, следила чтобы все женщины в доме были бережливы и экономны, особенно те, кто отвечает за кормление скота и работает на кухне. Мужчины в женские дела не имели права вмешиваться, поэтому все споры женской части семьи решала абай. Без ее разрешения даже самый главный мужчина в доме не может распоряжаться ничем из женского хозяйства.

Так как в больших семьях было несколько свекровей, абай за каждой из них закрепляла ее невестку. Молодая жена должна была облегчить работу матери своего супруга, помогать ей, но и в полной мере выполнять свою работу по хозяйству. Нередко молодые невестки в неразделенных семьях оказывались под двойным подчинением у свекрови и абай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *