Церковь откровения Рига

LiveInternetLiveInternet

Православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Православное христианство приходит на территорию нынешней Латвии в XI веке из соседних русских областей. Уже в XII веке в Латвии существовали в разных местах православные церкви. Латвия, располагаясь на пути «из варяг в греки», с давних времен находилась в сфере взаимосвязей севера и юга от Понтийского (Черного) моря до студеных вод. Это обстоятельство способствовало раннему проникновению христианства на берега Двины (Даугавы), о которой знали издревле. В летописи Нестора (по Лаврентьевскому списку) говорится: «Дньпръ бо потече из Волковского леса, и потечетъ на полъдне, а Двина из того же леса потече на полуношьс и внидет в море Воряжское».


По Двине, согласно древнему преданию, апостол Андрей Первозванный, проповедуя Слово Божие, достиг берегов Балтики и морским путем направился в Скандинавию. Этими путями, а также по дорогам, ведущим во Псков, Смоленск и Великий Новгород, самораспространялось и правосла­вие. Оно никогда и никем не насаждалось, не предписывалось и не навязывалось насильно. Право­славие воспринималось местными жителями в общении с белорусами, великороссами, которые с древних времен общались и проживали с племенами летигола, селы, земгала, корсь, ливами, венда­ми (славянского происхождения).

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге

Всякий путешественник, посетив столицу Латвийской Республики, непременно обратит внимание на одну из ее главных достопримечательностей – собор Рождества Христова (Kristus Piedzimšanas katedrāle). В центре Риги, на Эспланаде, возвышается величественное здание собора – прекрасное произведение церковной архитектуры, это крупнейший православный храм Риги. В советское время здесь был планетарий и ресторан, но после восстановления независимости собор был отреставрирован, и теперь здесь снова собираются верующие. В любой день – будь то будни или праздники, – сюда непрерывным живым ручейком текут богомольцы. Здесь бьется сердце православной Латвии. Здесь находится кафедра митрополита Рижского и всея Латвии Александра, возглавляющего Латвийскую Православную Церковь Московского Патриархата.




Христорождественский собор был возведён в 1876-1884 гг. по решению прибалтийского генерал-губернатора князя Багратиона в нововизантийском стиле. Деньги на строительство были выделены царем Александром II из казны Российской Империи. Изящное здание облицовано цветным кирпичом и увенчано пятью куполами. По свидетельству современников, посещение собора приносило людям душевное от­дохновение, радость высокодуховного состояния. Этому в немалой степени способствовала особая внутренняя атмосфера храма, его убранство. До Первой мировой войны величественное строение с голубыми куполами те годы было самым дорогим зданием в Риге, с необычайно роскошным и высокохудожественным интерьером – в храме была выдающаяся коллекция старинных икон, три иконостаса работы русского живописца, преподавателя Петербургской академии художеств Василия Верещагина, расшитые лучшими золотошвейками одеяния священников, фрески в византийском стиле и древнехристианскими орнаментами на стенах.




На долю этого одного из самых значительных православных соборов и красивейшего архитектурного строения Балтии выпало немало испытаний. Собор имеет непростую судьбу — три раза его разрушали, грабили, закрывали, и опустошали. Собор пережил две войны, в 1960 году советские власти его закрыли, а само здание переделано в планетарий, который официально назывался Домом знаний. Hо храм выстоял, и вот уже много лет радует красотой и статью всех жителей и гостей Риги, независимо от вероисповедания. Поэтому в народе его именуют «трижды воскресший». Сейчас внутреннее убранство этого важного культурно-исторического объекта восстанавливается.


Восстанавливать храм начали c 1991 года, а 6 мая 2000 года архиепископ Александр освятил новый иконостас собора. Сейчас Христорождественский собор в Риге великолепно расписан, восстановлены купола и крыша. Стены внутри храма расписаны в византийском стиле древнехристианскими орнаментами. Усилиями благотворителей установлен новый иконостас. Но еще многое предстоит сделать. Реставрационные работы в храме продолжаются до сих пор. A трижды воскресший Христорождественский собор уже обрел свое достойное место в духовной и культурной жизни Латвии.






Рижский Свято-Троице-Сергиев монастырь

Рижский Троице-Сергиев женский монастырь — один из известнейших центров Православия в Прибалтике. Зародился он неподалеку от центра Риги более 100 лет назад. Основательницами монастыря являются сестры Екатерина и Наталья Мансуровы, выходцы из аристократической семьи, фрейлины двора Императрицы (отец их был сенатором и статс-секретарем, мать — урожденная княгиня Долгорукова). Семья приехала в Ригу в 1887 году в связи с болезнью дочери Наталии, в надежде на рижских докторов (врачи помогли, дочь выздоровела). Семья щедро благотворительствовала рижским православным храмам. Сестры Мансуровы много сил отдали открытию в Риге частной общедоступной воскресной школы с русским языком обучения, организовали приют для девочек-сирот и богaдельню для стариц, которая послужила основой Свято-Троицкой общины в 1892 году. В 1894 году её посетил св. Прав. Иоанн Кронштадский, благословил основателей и предсказал процветание обители.

B 1902 году по Указу Св.Синода община была преобразована в Свято-Троице-Сергиев монастырь. B 1902–1907 годах на территории монастыря по проекту рижского архитектора Н.Х. Пекшена было осуществлено строительство собора, освященого в честь Святой Троицы. Долгое время храм оставался монастырским, но c 1961 г. Свято-Троицкий собор состоит в ведении епархии и выполняет функции городского кафедрального собора.

Многое пришлось пережить за эти годы православным Латвии: смену правительств, лихолетье двух мировых войн, период безбожной власти. Не раз казалось, что само существование обители находится под угрозой. Но пути Господни неисповедимы. Вот уже больше века здесь возносятся молитвы, и каждый, кто приходит сюда, чувствует, что городская суета и шум остаются позади, а душа умиротворяется. Ведь не случайно святые отцы говорят, что в монашеских обителях Небо приближается к земле.
Свято-Троицкий собор никогда не был закрыт. Сегодня eго украшают росписи середины XX века, великолепный золоченый иконостас, ранее принадлежавший храму Рождества Христова.

Главная святыня монастыря — чудотворная Толгская икона Божией Матери, написанная монахиней. Ежедневно в монастыре совершается полное уставное богослужение, денно и нощно читаетс “неусыпаемая” псалтырь, сестры выпекают просфоры для рижских храмов, занимаются рукоделием. Как и в соборе Рождества Христова, в Свято-Троицком соборе регулярно совершаются архиерейские богослужения.

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского — православный храм в городе Риге, памятник стиля классицизма с оригинальным архитектурным оформлением. Построена в 1825 году в честь победы России в Отечественной войне над армией Наполеона Бонапарта. Рижский храм во имя святого благоверного великого князя Александра Невского является уникальным памятником православного церковного деревянного зодчества первой четверти XIX века. Сегодня это один из самых почитаемых и любимых храмов Риги. Храм построен в 1825 году и стал своеобразным символом межконфессионального, межнационального и общечеловеческого единения, его посещают люди разных вероисповеданий, жители Риги и гости города. 4 декабря 1997-го года Рижская православная церковь Св. Александра Невского была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Она признана уникальным культурно-историческим памятником деревянной архитектуры. В Европе это единственное в своём роде здание – редчайшая купольная церковь, построенная в классическом стиле из вертикально поставленного бруса, что делает её настоящим чудом архитектуры. По форме церковь совершенно круглая (по канону православной архитектуры, храмы, построенные образом круга, символизируют вечность Бога). Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром.

За всё время своего существования Александро-Невский храм неоднократно подвергался ремонту. Приходилось часто красить наружные стены и расписывать внутренние; и в настоящее время наружные стены выкрашены масляной краской, внутренние — расписаны орнаментами в несколько красок: в куполе и панели – масляными, в остальных частях – клеевыми. Также неоднократно производилась чистка и позолота иконостаса. Hа протяжении всей истории существования снаружи храм, в основном, окрашивался в различные оттенки жёлтого цвета).

Уже к середине XIX века Александро-Невская церковь становится общепризнанным духовным центром. Деятельность храма была связана с многими выдающимися событиями православной жизни. С 1892 года вплоть до Первой мировой войны Александро-Невская церковь ежегодно в сентябре-октябре принимала святыню Псково-Печерского монастыря – чудотворную икону Божией Матери «Умиление». Здесь так же неоднократно пребывала чтимая в Лифляндии Якобштадская икона Божией Матери из Святодуховского храма. Ряд икон в интерьере храма относится к началу XIX века.



В советское время Александро-Невский храм был внесен в реестр самых охраняемых государством памятников русского церковного зодчества первой четверти XIX века. На сегодняшний момент церковь продолжает вековые духовные традиции и является одним из излюбленных и посещаемых центров духовной жизни в Риге.

Сотни людей пришли на отпевание Михаила Задорнова, состоявшееся 15 ноября 2017 года в храме Александра Невского г. Риги. Проститься с почившим 10 ноября писателем прибыли как близкие, так и поклонники его творчества. Вдоль близлежащих улиц с цветами стояли люди разных возрастов и национальностей. После отпевания гроб с телом Михаила Задорнова перевезли на его малую родину – в Юрмалу. Похоронен сатирик на кладбище Яундубулты, рядом со своим отцом.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Церковь была построена в 1814—1818 году по проекту прибалтийско-немецкого зодчего Теодора-Готфрида Шульца, в форме ковчега. Деревянный храм был построен в стиле классицизма. Объёмная композиция церковного здания относит его к стилю барокко, отделка церкви имитирует каменные формы. В отделке можно наблюдать ряд элементов, которые позволяют отнести эту церковь к образцу стиля классицизма. В частности, фронтоны, рустовка и пилястры большого ордера выполнены в этом стиле. До строительства Кафедрального собора Благовещенский храм считался одним из самых богатых по благоустройству и украшению.


Сама церковь разделена на три нефа, в каждом из которых находится по алтарю. Правый освящен в честь святителя Николая Чудотворца — здесь обычно проходят богослужения по будням и в дни памяти святого. Левый престол носит имя преподобного Сергия Радонежского, центральный — Благовещения Пресвятой Богородицы. Коллекция икон Благовещенской церкви по сути своей уникальна. Практически все образы старинные, а большинство из них действительно прославлены чудодействиями.

Сегодня уникальная деревянная церковь бережно реставрируется. Здесь уже поменяли все окна, вокруг возвели новый забор ярко-зеленого цвета. Начат грандиозный ремонт фасада. Будут перекрашивать внешние стены, менять крышу и двери.
При храме действуют большая библиотека и воскресная школа для детей, работают кружки пения, рисования, лепки и вышивания.




Православный храм Всех Святых

Храм во имя Всех Святых — один из красивейших храмов города Риги. Он находится на территории парка Клусайс (латыш. klusais — тихий), который был создан на месте старого кладбища, где, в основном, хоронили бездомных и умерших насильственной смертью.

22 августа 1882 года на месте бывшей деревянной церкви закладывается новое кирпичное здание. Через два года строительство было завершено. Торжественное освящение храма состоялось 9 мая 1884 года. Новое главное здание вместе с колокольней и трапезной частью с притворами составили единый архитектурный ансамбль.

С архитектурной точки зрения храм построен в стиле эклектики, в романских формах. Внутреннее пространство церкви просторно и величественно, но не подавляет человека, а сомасштабно ему и даже уютно. В церкви сохранился подлинный интерьер второй половины 19 века: трехъярусный иконостас пространственной формы, одноярусные иконостасы малых приделов, паникадила в технике прорезного железа.




По воспоминаниям прихожан, положение храма было сложным. Всехсвятская церковь то возрождалась, то оказывалась на грани закрытия. Службы то совершались, то их не было длительное время. Терялись иконы, утварь, священнические облачения.
Положение стало улучшаться с 1994 года. В здании бывшей церковно-приходской школы разместилась возрожденная Рижская Духовная семинария. Всехсвятский храм стал и приходским, и семинарским. В 2004 году в большом куполе храма были полностью заменены окна, отремонтирована значительная часть пола в главном алтаре и на солее. Сейчас продолжаются реставрационные работы и благоустройство храма. При Всехсвятской церкви активно действуют прекрасный хор, Воскресные школы для детей и взрослых, миссионерское общество.


Церковь во имя Святого пророка Иоаннa Предтечи

Самостоятельный Ивановский приход на Московском форштадте Риги был образован в 1892 году. Богослужения в приходе совершались в деревянной церкви, стоявшей на Ивановском кладбище. Hовый каменный храм был возведен русским архитектором Владимиром Шервинским с 1911 по 1926 годы (По его проектам построено еще 25 православных храмов в Латвии, общественные здания и памятники).

Средства на cтроительство церкви давал владелец фарфоровой фабрики Кузнецов. Освящение Иоанновского храма состоялось осенью 1929 года. Внешний вид церкви зв время ее существования не изменился. За зданием церкови расположилось православное и старообрядческое кладбище (Ивановское). Сегодня Иоанновский храм является одним из почитаемых православных центров Риги.

<Православный латышский храм Вознесения Христова

В 2017 исполнилось 150 лет со дня постройки храма в честь Вознесения Господня. Вознесенская церковь в Риге известна тем, что богослужение и духовное просвещение прихожан ведется здесь на латышском языке. Создание латышской православной общины в Лифляндии относят к первой половине XIX века, 1820 году.

В 1867 на деньги, собранные среди прихожан, а отчасти на средства, отпущенные Синодом и правительством, была построена церковь. В течение всего времени храм во имя Вознесения Господня действовал как приходской, жизнь его никогда не прерывалась. Главной достопримечательностью и сегодня здесь остается резной деревянный алтарь, более строгий и менее декорированный, чем принято в Русской Православной Церкви, что делает его более близким и понятным православным латышам.
В 1993 году в храме были совершены восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день, происходят внутренние ремонтно-реставрационные работы. Храм открыт во время совершения богослужений. Богослужения совершаются по средам, пятницам, субботним, воскресным и праздничным дням.


http://www.pareizticiba.lv/index.php?newid=46&id=100

Рига. Часть 3: Вецрига, под шпилем Домского собора

Продолжаю рассказ о рижском Старом городе. В прошлой части я показал один его центр — бюргерские церковь Святого Петра и Ратушную площадь; теперь покажу второй — епископский Домский собор и орденский Рижский замок.
Как уже говорилось в прошлой части, ещё в 1211 году архиепископ Альберт, основатель Риги, смекнул, что и орденский магистр Венно фон Рорбах ему скорее соперник, чем товарищ, и бюргеры какие-то уж очень наглые стали — а потом озаботился «запасным аэродромом» и по дешёвке выкупил у ливов участок земли в дальнем-дальнем предместье, сожжёном набегом куршей. На самом деле дальняя окраина тогда находилась всего в 300 метрах от центра — вот такого размера были средневековые города. На новом месте Буксгевден заложил церковь Девы Марии, а когда в 1215 году сгорел его старый дворец — отдал его руины доминиканцам (см. прошлую часть). Новый дворец был достроен к 1234 году, церковь освящена в 1279 — собственно, это и есть Домский собор. «Домский» — это аналог «кафедрального», под таким название известны храмы и в других городах Северной Европы (от Domus Dei — «Дом Господень»). Посвящение Деве Марие же отражала первое название, данное Прибалтике крестоносцами — Терра Мариана. Башня и нынешняя крыша с маньеристическими фронтонами сооружена в 1561-96 годах, и Домский шпиль изначально имел высоту около 140 метров, существенно превосходя шпиль церкви Святого Петра (однако позже обветшал и в 1766 году был разобран). В общем, этот храм был ввторым Риге — но первым в Прибалтике:

2.

Домская площадь же образовалась лишь в 1880-1930-е годы, когда в несколько приёмов был снесён квартал старых домов, прилепившихся к собору — это очень типично для Старой Риги, которая в общем-то теперь совсем и не старая.
3.

Самые роскошные дома — напротив собора. Дом Радио, напоминающий какую-то очень оригинальную сталинку, строился в 1912 году как Коммерческий банк, и с обратной стороны к нему до сих пор примыкает Министерство финансов.
4.

Левее — бывшее Страховое общество «Россия» (1906), при всей новодельности, старше своего соседа. А вот фасад Дома Радио пближе — в принципе единственная «не сталиансовая» его деталь.
4а.

Через улицу Екаба (названа по одноимённой кирхе, чей шпиль торчит сзади) — здание Биржи (1833-55), которая в богатой и быстрорастущей Риге конечно же не простаивала без дела. Говорят, биржевики и выступили инициаторами расчистки площади, чтобы смотрелось респектабельнее.
5.

У Биржи чудесные детали. В советское время здесь был Институт научно-технической информации и библиотека, в 1990-х здание вернули биржевикам, но больше оно было известное проведение разных праздников и мероприятий. Ныне сюда переезжает музей зарубежного искусства из Рижского замка.
6.

Третье здание — если я не ошибаюсь, бывший Госбанк. Между ним и биржей уходит улица Пилс (Замковая) с костёлом Скорбящей Богоматери в перспективе — но по ней отправимся позже.
7.

Пока же пойдём в Домский собор:
8.

Будучи главным храмом Рижского архиепископства, в реформацию он был разгромлен одним из первых — в 1524 году. В 1547, вдобавок, случился пожар, уничтоживший пол-города и в том числе башню собора, и наконец в 1561 году, когда Ливония окончательно развалилась, а Рига получила статус «вольного города», собор был продан последним архиепископом в собственность магистрата. Видимо, в знак победы над своим извечным врагом бюргеры построили тот самый 140-метровый шпиль над его бывшим оплотом. С той поры он принадлежал лютеранам, хотя лишь в 1931 году, с введением епископства, вновь получил статус кафедрального — до этого Латвийская лютеранская церковь управлялась коллигией типа нашего Синода и не имела официального главного храма. Впрочем, Домский таковым пробыл недолго — при Советах его закрыли, превратив в органный зал. С 1991 он вновь и видимо окончательно кафедральный, хотя вне служб работает как музей с платным входом.
9.

Внутри — как и в других ливонских церквях, готические своды, эпитафии, деревянная кафедра (1641), витражи 19 века. Проигрывая церкви Святого Петра высотой, это крупнейший в Прибалтике храм по площади.
10.

Где-то здесь похоронен сам Мейнард из Зигеберга — первый ливонский епископ (1186), подготовивший в общем почу для основания Риги, но его могилу я не нашёл.
11. извиняюсь за качество снимка — да, местами фотоаппарат у меня слабоват, но зато в других реалиях бывает незаменим.

А вот со знаменитым органом, на момент постройки (1883-84) крупнейшим в Российской империи (6768 трубок) и по сей день обладающим едва ли не лучшим голосом, мне не повезло — он разобран на реставрацию:
12.

Но именно этот орган многие считают главной достопримечательностью Домского собора. Правда, вопреки расхожему мнению, он давно не крупнейший — в Прибалтике более крупный орган есть в Лиепае, а крупнейшие органы мира находятся и вовсе в США (до 33 тысяч труб).
13.

Со стороны, противоположной площади к собору примыкает бывший Домский монастырь, по совместитетельству Домский капитул — высший совет духовенства Рижского архиепископства, члены которого жили в этих корпусах и заседали в соборе.
14.

Капитул, как и что бы то ни было в Ливонии, почти сразу зажил своей жизнью и включился в интриги… Тут вообще враждовали не только Орден, 4 епископства и бюргеры, но и бюргеры — с Ратом, а капитул — с владыкой, и только Орден сохранял относительное единство и потому, видимо, был и сильнее других. Капитулу принадлежали три замка — Кримулда (напротив орденской Сигулды и близ епископской Турайды), Доле и Сунтажи, и периодически он тайно объединялся с рыцарями или бюргерами, чтобы сбросить неугодного архиепископа.
14а. Статуя епископа Альберта — видимо, напоминание о его затерянной могиле.

Двор Домского капитула — почти правильный квадрат размером 33 на 33 метра, и его опоясывает галерея, как я понял — тоже 13 века, ровесница собора. А в галерее свален у стен весь груз рижской истории:
15.

Скульптуры, эпитафии, циферблаты, памятники, надгробия, подлинные фрагменты дома Черноголовых…
16.

Решётки, пушки, флюгеры, колокола и даже языческий идол «Голова лива» из Саласпилса, в народе известный как «Пьяный колобок»:
17.

Дело в том, что помимо собственно собора здесь находится ещё и Музей истории Риги и мореходства (официальное название), здание которого, построенное в 1772-91 годах специально для музея и библиотеки, хорошо видно над древней галереей с восточной стороны.
18.

С противоположной стороны же ко двору примыкает бывшая Домская школа, основанная одновременно с монастырём и собором и под разными названиями (Латинская гимназия при поляках, Академическая гимназия при шведах, снова Домская школа в 18 веке, Домское уездное, а затем реальное училище) обитала здесь до 1868 года, пока не переехала в новое здание на Бульварном кольце. Интересно, что это был редчайший в Риге опыт мирного преодоления реформации: в 1528-45 годах школой руководил Яков Батус, сподвижник самого Лютера, спокойно и органично заменивший католические догматы лютеранскими.
Когда было построено школьное здание у собора — точно не знаю, а справа на улице Палласта (которой мы закончили прошлую часть) — собственно, отдельный вход в музей:
19.

Как уже говорилось, он начался в 1772 году — с посмертно переданной городу коллекции врача Николауса фон Химзеля, владевшего ратушной аптекой (его дом, кстати, в прошлой части на предпоследнем кадре). Ратманы и бургомистры столь впечатлились коллекцией, что решили построить для неё отдельное здание в восточном крыле Домского двора. К концу 19 века музей разросся, и второе здание (1890) возвели уже в южном крыле. Название он за свою историю менял многократно, и почему в итоге (1964) он был назван так забористо, а не просто, например, Рижский Исторический музей — увы, не знаю. Ныне там около 500 тыс. экспонатов — это уровень крупнейших краеведческих музеев России (типа екатеринбургского или казанского). Собственно, это и внутри старый добрый краеведческий музей со скрипучими полами и советским ещё дизайном — но зайти туда безусловно стоит.

Вот например «рижский корабль» — этот остов примерно ровесник Риги, и его конструкция не имеет аналогов среди германских, славянских или скандинавских кораблей, то есть скорее всего он принадлежал ливам или куршам.
20.

Находки из замков Икшкиле/Икскуль (1152) и Мартинсала/Гольм (1186), основанных выше по Двине ещё до Риги — первый как фактория Бременских купцов и впоследствии резиденция епископа Мейнарда, второй — как крепость для крещённых ливов. Увы, большинство подписей только на латышском, поэтому ничего не могу сказать о конкретных вещах.
21.

Сваи, на которых первоначально в зыбкой приречной почве строились фундаменты, и реконструкции Домского собора — каким он планировался изначально (с абсолютно не характерными для Прибалтики двойными романскими башнями!) и каким получился к 1300 году.
22.

О том, как весело жилось в средневековой Риге — отдельный зал. Слева наверху — различные атрибуты ратуши и судов; правее — рижский герб; различные печати органов городской власти, внизу оттиски для чеканки монет, отрубленная рука фальшивомонетчика (!) 17 века и меч палача 16 века, которым вполне могли её и отрубить.
23.

Тут, кажется, шведская Рига и морская торговля, которой она жила:
24.

Интерьеры старого музейного крыла:
25.

Столь любимая мной промышленная история Риги:
26.

А ближе к собору — и фрагменты средневековых стен в залах о 19-20 веках:
27.

А один из самых ценных экспонатов — старинная ёлочная игрушка. Вообще, малоизвестный факт, но именно в Ливонии появилась эта традиция — наряжать дерево в зимние праздники. Обычай украшать на Рождество свой дом еловыми ветвями очень древняя, в Европе старейшие упоминания относятся то ли к Эльзасу, то ли к германским землям — с одной стороны, это явные пережитки германского язычества, с другой — еловая ветвь для северных христиан была заменителем библейской «пальмовой ветви». Известно, что ёлочку на Новый год ставил в своём доме Мартин Лютер. Ну а шествия с наряженным деревом устраивали в Риге и Ревеле те самые «черноголовые» — дерево (изначально не обязательно ёлка) увешивали пряниками, венками, сушёными овощами, проносили через весь город и наконец устанавливали перед ратушей, а в конце праздника сжигали. Правда, делалось это не на Рождество, а на Масленницу, и как и где традиция наряженного дерева перешла именно к рождественским праздникам — уже не знаю.
27а.

Но пытаться показать целый музей в ЖЖ-шном посте — занятие в общем-то довольно бесполезное, поэтому пойдём дальше по окрестным улицам. Вот уже упомянутая Пилс (Замковая), ведущая к площади у замка:
28.

Острый угол:
29.

Колоритная подворотня средневекового вида:
30.

Ещё какие-то улочки, домики, купеческие склады 18 века:
31.

32.

Улица Маза-Пилс (Малая Замковая) и убранная в леса церковь Марии Магдалины (1746-57), успевшая побыть храмом всех трёх главных ветвей христианства. Зародившись в 14 веке как цистерцианский монастырь, закрытый в 1582 году, она была разрушена при взятии Риги шведами в 1621-м, а отстроена уже как шведская гарнизонная кирха. Вновь её разрушили при взятии Риги в 1710 году уже наши, и опять же отстроили — теперь как православную Алексеевскую церковь, вторую в истории Риги (была ещё Никольская церковь на Русском подворье, закрытая в Ливонскую войну). В 1896 году при ней даже открылся женский монастырь. В Первую Мировую здесь проходили богослужения для немецких солдат-католиков, и наконец в 1923 году круг замкнулся окончательно — с тех времён это костёл. В общем, интересная история — да ничего не видать за зелёной сеткой:
33.

Дальше по Малой Замковой — знаменитые Три Брата, которые оказались в общем-то довольно невзрачны. Белый брат — старший (1490), у его дверей сохранились каменные скамьи того же времени, и видимо это единственный в Риге безусловно средневековый дом; Средний брат (1646) в стиле маньеризма уже имеет несколько аналогов; Зелёный брат (1718) для Риги уже вполне обычен.
34.

Напротив — «лицей Петра I» (1675). Официально он так не назывался: основанный как Карлов лицей (в честь короля Карла 11-го), он специализировался на подготовке чиновников Шведской империи; в 1733-1804 — Рижский Императорский лицей, а дальше — просто гимназия Лифляндской губернии.
35.

Ну а с другой стороны лицея — грандиозная башня церкви Святого Екаба, уступающая высотой (80м) лишь церкви Святого Петра. Увы, от подножья её снять почти невозможно.
36.

Но сама Яковлевская церковь — традиционно рижский храм №3: известная с 1225 году тогда ещё за пределами городских стен, в нынешнем виде построенная в 15 веке, в историю она вошла тем, что в 1522 году здесь прошло первое в Ливонии лютеранское богослужение, а к 1525 году это был уже твёрдый оплот Реформации — видимо, тогда же и началось строительство её башни. В 1581 году, завладев Ригой, Стефан Баторий снова передал церковь католикам, если точнее — своим любимым иезуитам, коими наводнил для борьбы с православием и протестантством всю Речь Посполитую. Рижанам это не понравилось, и в 1584 году они подняли очередное восстание (направленное в первую очередь против Рата) и разгромили монастырь. Ну а шведы, завоевав Ригу, хотя и увезли в Стокгольм колокол Яковлевской церкви (отличавшийся тем, что висел не внутри, а снаружи башни и служил набатом), вернули её лютеранам. В 1819 году здесь был зачитан указ об отмене крепостного права. Ну а при I республике, в 1924 году, церковь передали католикам — ведь теперь в составе Латвии была католическая Латгалия, и костёл в одной из трёх главных церквей Риги символизировал триединство страны.
37.

От церкви Екаба пройдём к набережной. На углу Замковой и Англиканской — старый Дом английских моряков. Торговые связи с Англией как крупнейшей экономикой тогдашнего мира и вдобавок «владычицей морей» в Прибалтике всегда имели особое знаечние — хоть в Риге, хоть в Клайпеде (Мемеле). Здесь свою роль сыграл и купеческий род Армистедов — его основатель Джордж обосновался здесь в 1812 году для торговли с исторической родиной, а его внук, также Джордж, стал в 1901-12 годах самым успешным мэром Риги за всю её историю.
38.

Однако Англиканскую церковь Святого Искупителя по соседству построил «средний» Джон Армистед в 1859 году. Что необычно — она и сейчас действует именно как англиканская, и таких в постсоветских странах единицы (ещё разве что в Москве и Питере). Вообще, об англиканстве у нас известно очень мало, при том что это даже не совсем протестантство — и история у него была обособлена от происходившего в континентальной Европе, и догматика несколько отличается, и в общем есть даже мнение, что это «средний путь» между протестантством и католичеством, третья ветвь западного христианства.

39.

Где-то слышал (но за достоверность не ручаюсь — поправьте, если это чушь), что так как Латвийская лютеранская церковь, не говоря уж про католиков и православных, стоит на довольно консервативных позициях, англиканская церковь в Риге окормляет поборников толерантности. По крайней мере в 2005 году здесь была проведена первая в Латвии (и видимо бывшем СССР) гей-служба, отсюда же то ли в этом году, то ли в прошлом стартовал первый рижский гей-парад.
40.

В в первой части хорошо видно, что англиканский шпиль — одна из доминант рижского абриса со стороны Даугавы: церковь невысока, но глядит прямо на набережную, от Старого города отделённую лишь шумной улицей 11 Ноября. За рекой Вантовый мост (1981, высота пилона 109м) и «Swedabank» (125м) — самое высокое здание страны.
На набережной — Большой Кристап (1692), то есть Христофор, покровитель речных перевозчиков. По одной из легенд, Кристап был великаном, который носил людей через реку в ненастье, и однажды его посреди ночи разбудил детский плач на другом берегу. Кристап нехотя встал, сходил на тот беерег, принёс ребёнка в свою пещеру и лёг досыпать, а утром обнаружил, что вместо ребёнка рядом с ним сундук золота — и вот на это-то золото, по легенде, и построили Ригу.
41.

С Кристапом было связанао и немеренно количество поверий. Например, вещи, которые клали на его фонарь, как считалось, становились оберегами, защищавшими людей в море. Одним из способов народной медицину было — перевязать больное место, а потом ту же повязку повязать туда же Кристапу — тогда он снимет болезнь. Находились, впрочем, и вандалы, чаще всего нетрезвые, поэтому Кристап обитает в будке с 18 века. Пик вандализмов пришёлся на 1920-е годы (видимо, тогда Рига превратилась в тот ещё Понаеханск), и в общем от греха подальше Кристапа увезли в музей, а на набережной только копия. Оригинал я тоже видел:
42.

А от Кристапа прекрасно виден Рижский замок, основанный здесь Ливонским орденом в 1330 году, когда рыцари отвоевали Ригу назад у восставших бюргеров (про тот конфликт и разрушение первого замка я рассказывал в прошлой части). Собственно, башня Святого Духа (с флагом) входила в городскую стену, и пристроив к ней замок, магистр как бы продемонстрировал власть над городом; также она служила маяком. В 1481 году бюргеры вновь взбунтовались, и взяв замок измором, постановили, что каждый волен забирать оттуда камень для личных нужд — а как результат, крепость растащили за несколько дней.
43.

Магистр после этого так и не вернулся в Ригу, до самого упразднения Ордена упраляя из Вендена, однако в 1491 году вновь покорил город, и бюргерам пришлось строить новый замок за свой счёт — к тем временам относится правая Свинцовая башня и большая часть построек в основе. Домик справа — замковая капелла, судя по архитектуре — 17 века. Шведы вообще устроили в замке масштабную реконструкцию, возвели в том числе форбург западнее оснвоного двора, да и тот, видимо, перестроили основательно. Размеры замка очень внушительны — примерно 100х70м, хотя внешне он совсем не средневеков.
44.

В 1578-1914 годах здесь обитали польские, шведские, русские (в зависимости от господства) наместники. В 1785-87 годах к Свинцовой башне пристроен Новый корпус, где жил остзейский генерал-губернатор:
45.

При I республике традиция в общем сохранилась — только тут был уже не наместник чужой империи, а президент Латвии; в 1938 построена Башня Трёх Звёзд, символизирующих Видземе, Курземе и Латгалию. В советское время в замке устроили дворец пионеров и сразу три музея — истории Латвии, латышской литературы имени Райниса и зарубежного искусства (в совокупности более миллиона экспонатов). Наконец, в 1995 году (видимо, вместо пионеров) сюда вновь въехал президент.
45а.

И в общем всё бы ничего, но мне осмотреть Рижский замок не случилось, потому что незадолго до моего приезда он сгорел. У ворот я нарвался на сотрудника «милитарной полиции» (как он сам себя назвал) в камуфляже, который довольно резко сказал, что тут нельзя ни ходить, ни фотографировать, а на мои попытки возразить, что «у вас же тут Евросоюз, свободная страна!» и заснять хотя бы ворота пригрозил «не провоцируйте меня никого вызывать». Говорят, замок будут реставрировать как минимум до 2016 года, причём началась эта реставрация за год до пожара. За подробным рассказаом о замке же отсылаю к сайту Ренаты Римша.
Рядом — костёл Скорбящей Богоматери (1785), который очень легко принять за замковую капеллу. Основан он был в 1583 году — первый после реформации и последний вплоть до конца 19 века.
46.

А Замковую площадь я так толком и не осмотрел — разговор с охранником и моя глупейшая попытка качать права порядком испортили мне настроение, да и усталость с утра накопилась. В итоге забыл сфотографировать стоящую напротив замка гостиницу «Петербург» (1788), в которой за свою историю успели побывать Карамзин, Суворов, Фонвизин, генерал Юденич и даже албанский диктатор Зогу, а в 1920 году подписали Рижский договор, по сути признававший независимость Латвии. Замок же, надеюсь, «возьму» в следующий раз. Как и в любом столь масштабном и разноликом городе, в Риге у меня с первого раза осталось немало пробелов.
47.

Что же до епископоского замка, с которого я начал этот пост — он стоял на набережной Даугавы недалеко от Домского собора, был небольшим и с упразднением Ливонии пришёл в запустение. В 1652 году городские власти отдали его под хлебные амбары, которые в 1877 пали жертвой строительного бума.
В следующей части ещё погуляем по Старому городу.
ОГЛАВЛЕНИЕ СЕРИИ — здесь.
.
От Прибалтики до Туркестана… здесь вы найдёте ответ на вопрос «Будет ли дальше про Казахстан?».

История

Строительство храма

Ещё в конце XVIII века встал вопрос о необходимости строительства нового православного храма, однако после длительных обсуждений проект так и не был реализован. К дискуссиям на эту тему возвращались в 1836 году, когда в рижской православной церкви Петра и Павла было объявлено об открытии в Риге викарной кафедры Псковской епархии, а также в 1850 году, когда образовалась самостоятельная Рижская епархия и эта же церковь была объявлена кафедральной.

В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики, направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи А. М. Горчакову, в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молния, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту — вероятно, это обстоятельство также способствовало скорейшему решению вопроса о строительстве нового храма. Наконец, 17 апреля 1874 года российский император Александр II выделил Рижской епархии 900 000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным православным храмом на территории Лифляндской губернии.

Три проекта будущего собора были отправлены на рассмотрение в Москву. Один — проект молодого и многообещающего зодчего Яниса-Фридриха Бауманиса, первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал работавшему в Риге с 1853 года академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, автору многих известных зданий в городе. Но в итоге в 1875 году предпочтение было отдано проекту молодого, но амбициозного выпускника Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предлагал строительство храма в неовизантийском стиле, что отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей).

Храм было решено сооружать на территории свободного участка — эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году с противоположной стороны той же эспланады начнётся строительство Рижской коммерческой школы, которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф.

Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали были изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1877 года. Императором Александром II были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 820 пудов. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Н. Д. Финляндского в Москве. Для размещения колоколов, принесённых в дар, понадобилось дополнительное сооружение колокольни над входом в православный собор, что также было профинансировано российским императором.

В оформлении интерьеров Христорождественского собора участвовали известные в России мастера живописи: ректор Петербургской Академии художеств П. Шамшин (его кисти принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем»), а также академики К. Вениг и В. В. Верещагин. Верещагин являлся автором икон первого яруса главного иконостаса; ему же принадлежит роспись Царских врат. Помимо того, Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Профессор Васильев написал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса; ему ассистировали художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин.

24 апреля 1884 года завершённый храм был передан духовному ведомству, а 28 октября того же года освящён митрополитом Киевским и Галицким Платоном (Городецким) в сослужении епископов Рижского и Митавского Доната и Ковенского Сергия. В день освящения состоялся крестный ход, во время которого в новый храм принесли иконы из бывшей кафедральной церкви апостолов Петра и Павла. Большая часть икон была создана по заказу Рижского строительного комитета специально для нового храма. В этом храме богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком, то есть службы велись для прихожан разной национальной принадлежности. Всего в строительство православного кафедрального собора было вложено более полумиллиона рублей, в том числе — более 140 тысяч на обустройство интерьеров.

Настоящей гордостью храма было собрание его икон, многие из которых были принесены прихожанами в дар. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.

Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский.

Храм в начале ХХ века

Вид собора в 1900 году

В начале XX века настоятелем кафедрального собора становится протоиерей В. И. Плисс, который одновременно являлся преподавателем истории, обличения раскола и обличительного богословия в Рижской православной духовной семинарии, исполнял должность библиотекаря семинарии. В период первого десятилетия престиж храма в народе достиг своей кульминационной точки, чему также способствовал предыдущий настоятель храма, протоиерей В. С. Князев, который, будучи профессором церковно-библейской истории, являясь тонким знатоком и ценителем православной иконы и безукоризненно разбираясь в особенностях православной церковной канонической архитектуры, прививал русскому населению Риги тягу к посещению храма Рождества Христова.

После 21 августа 1917 года, когда Рига в первый раз была занята немецкими регулярными формированиями, оккупационная администрация приняла решение превратить православный собор Рождества Христова в гарнизонную кирху. К тому же было принято решение спилить части восьмиконечного православного креста, украшавший купол храма, для того, чтобы лишить крест знаков принадлежности к православию. Очевидцы утверждают, что в тот момент, когда немецкий солдат практически закончил спиливать «лишние» перекладины креста, автоген выскользнул у него из рук и отпилил ему кисть.

Церковь служила гарнизонной кирхой вплоть до середины 1918 года, когда в ходе непрекращающихся революционных перипетий в Риге несколько раз менялась политическая власть. Тогда же Рижское самоуправление запретило богослужение в соборе. Когда архиепископ Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных приходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Иконостасы были разрушены, многие ценные вещи были вывезены из храма за несколько лет гражданской войны. Дабы предотвратить дальнейшее осквернение храма, архиепископ Иоанн поселился в подвале собора. Он же собрал и сохранил всё, что представляло ценность и что не успели вывезти из храма. Для обогрева храма, а также полуподвального помещения, в котором поселился архиепископ, была сооружена печка. В целом богослужебная жизнь возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года службы стали совершаться ежедневно. Богослужение совершалось на церковнославянском и латышском языках.

К середине 1930-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Служители храма боролись за возвращение церкви расхищенного имущества, постепенно храм снова приобретал репутацию важного духовного центра в рамках независимой Латвии. 29 марта 1936 года в соборе была совершена архиерейская хиротония Августина (Петерсона) и интронизация его на пост митрополита Рижского и всея Латвии.

Купола собора над Ригой

В годы фашистской оккупации Латвии в соборе совершал богослужения митрополит Виленский и Литовский, Патриарший Экзарх Латвии и Эстонии Сергий (Воскресенский). В нём состоялось и отпевание митрополита, убитого 29 апреля 1944 года.

Закрытие собора

В послевоенной Риге собор оставался действующим до 5 октября 1963 года, когда распоряжением Рижского горисполкома он был вновь закрыт. Храм был превращён в Дом знаний: его внутреннее убранство, включая росписи, полностью уничтожено, в главном зале установлены межэтажные перекрытия и размещён планетарий, в подвале — кафе. Бывший министр культуры Латвийской ССР В. И. Каупуж в интервью 2010 года указал, что Рижский Христорождественский собор после войны находился на попечении городского исполнительного комитета, а переделку храма инициировал заместитель председателя Рижского горисполкома Рейхманис. В рамках городской акции по сбору цветных металлов он приказал спилить медные кресты собора, а затем и перепрофилировать объект в целом.

Республиканский Дом знаний в бывшем соборе открылся в 1964 году и был подведомствен обществу «Знание» Латвийской ССР. Проводимые там мероприятия (кинолекторий, выставки латвийских художников, лекции о достижениях в астрономии, тематические вечера, в том числе и вечера-встречи с известными в разных областях людьми, так называемые общественно-политические чтения по вопросам научного коммунизма и политэкономии, собрания астрономических, экологических, технических и других кружков, равно как и научных секций) посещало до 500 тысяч человек в год.

Возрождение

В 1991 году было принято решение о возвращении храма верующим. Около пяти лет разбирались межэтажные перекрытия и проходили восстановительные работы в центральном алтаре.

Интерьер собора

6 января 1992 года епископ Александр (Кудряшов) совершил в соборе первое богослужение

В 2000 году храму был принесён в дар новый иконостас. Дарителями стали российские предприниматели, отец и сын Владимир и Игорь Малышковы. В 2002 году Христорождественскому собору были привезены новые колокола, отлитые на заводе ЗИЛ. Их также подарила семья Малышковых.

По инициативе предпринимателя Гунтиса Рависа в 2002 году для сбора средств на реставрацию собора было создано благотворительное общество «Свет». Из необходимого на это миллиона долларов таким образом было собрано около 15 %, остальную сумму пожертвовал сам Равис, а работы провела его компания «Skonto Būve». Кирпичные фасады собора были очищены от накопившейся атмосферной грязи и покрыты немецкой водоотталкивающей краской.

В последующем была восстановлена роспись внутри собора и расписана стена задней части собора, на которой до этого росписи не было. В 2011 году в рамках акции был позолочен купол колокольни собора, а на заводе Skonto Plan был изготовлен новый крест весом 80 кг и высотой 2 метра, который затем также был позолочен. В ходе осуществления проекта архитектора Рижского Христорождественского кафедрального собора Роберта Пфлюга в 2014 году был позолочен и центральный купол храма. Поверхность купола площадью 400 квадратных метров покрыли золотом 980-й пробы, израсходовав 57 740 золотых пластинок.

4 октября 2003 года состоялось перенесение в собор мощей его бывшего настоятеля, священномученика Иоанна Поммера с Покровского кладбища.

Ссылки

  • Исторические сведения на сайте епархии


Построенный по проекту архитектора Роберта Пфлуга в конце XIX века, Христорождественский Кафедральный Собор был (и остается поныне) крупнейшим культовым сооружением православной церкви в Балтии. Грандиозное здание венчают пять куполов, а высота звонницы, с которой раздается переливные мелодии 12 колоколов, 43 метра.

История Собора начинается в семидесятых годах XIX века, когда был начат сбор народных пожертвований на строительство нового храма.

Инициатива горожан получила высочайшее благословение епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина).

Деньги на строительство Собора были собраны менее, чем за полгода.



Колокола были отлиты в Москве и преподнесены Собору как особый дар императора Александра II в 1880 году.

Драматический поворот в судьбе храма произошел в 1963 году — той весной в Риге гостила одиозная Екатерина Фурцева — министр культуры СССР. Колокольный звон с куполов храма привел ее в негодование, здание был отчуждено от православной церкви, колокола демонтированы, а кресты — спилены.

Рижским пионерам той поры запомнились походы в храм, который стал выполнять функции городского планетария. Тут же проходили выставки, научно-просветительские лекции и даже было обустроено кафе.

Собор был возвращен православной церкви в 1991 году, а его реконструкция длилась без малого полтора десятилетия.

Следует отметить тот факт, что при реставрационных работах обнаружилось, что два колокола остались на звоннице — их просто залили бетоном.

Только бережная работа реставраторов позволила сохранить их для города, и уже в 1992 году над Ригой вновь раздался их звон — это произошло в честь освящения храма.


В наши дни в Собор вернулись все 12 колоколов с тем, что бы очаровывать рижан и гостей города своим прекрасным пением.

Церкви Риги

Церкви, соборы и храмы Риги. Все о святых местах и паломничестве в Ригу.

  • Рига, Herdera laukums, 6 самое-самое

    Домский собор в Риге

    Рига, Herdera laukums, 6 25 июня 1211 года епископ Альбрехт фон Буксгевден основал в Риге новый собор — Домский. Ревностно наблюдал он за строительством храма, вкладывал в него немалые средства, нанимал лучших мастеров. В ансамбле Рижского Домского собора расположен старейший музей Латвии — Музей истории Риги и мореходства.

  • Рига, Skarnu, 19 самое-самое юнеско

    Церковь Святого Петра в Риге

    Рига, Skarnu, 19 Благодаря своему высоченному шпилю, оборудованному смотровой площадкой, церковь Святого Петра приметна издалека. Лифт поднимает посетителей на высоту 72 метра, где взору открываются необъятные просторы города на Западной Двине.

  • Riga, Jekaba iela 9

    Собор Святого Иакова в Риге

    Riga, Jekaba iela 9 Эта церковь — классический образец кирпичной готики, годом ее постройки считается 1225 г. — именно эта дата выгравирована на центральном западном фасаде здания. Изначально храм располагался за городской чертой, и его прихожанами были жители предместий.

  • Рига, Gertrudes iela, 8, Centra rajons

    Старая церковь Гертруды

    Рига, Gertrudes iela, 8, Centra rajons На пересечении улиц Гертрудес и Базницас высится кирпичное здание лютеранской церкви Св. Гертруды, покровительницы путешествующих. Впервые она упомянута в начале 15 века, тогда храм находился за городскими стенами.

  • Рига, Jana 7

    Церковь Св. Иоанна в Риге

    Рига, Jana 7 Кирпичное здание с белой стройной башенкой неподалеку от церкви Св. Петра — одно из самых старых культовых сооружений исторического центра Риги. В 1234 г. архиепископ переехал в новую резиденцию у Домского собора, а прежнее подворье продал доминиканцам.

Так распорядилась история, что на латвийской земле веками боролись за власть разные христианские конфессии. Католики убивали реформатов, реформаты резали католиков, и те, и другие ополчались на православных. Крепостями в этой войне служили соборы и церкви, их брали штурмом, сжигали, разрушали до основания и отстраивали заново. Даже величественный Домский собор не избежал этой участи.

Ходят упорные слухи, что рыцарь в белом плаще с красным крестом на одном из его витражей — тамплиер, один из тех, кто вывез в Ригу несметные сокровища после роспуска ордена Римским папой. Клад беспрерывно ищут в храмовых подвалах и всех старинных церквях Латвии, но пока что легенда ничем не подтверждена.

Органные концерты в Домском соборе производят неизгладимое впечатление даже на людей, далеких от классической музыки. Невероятный инструмент, несомненно лучший не только в Риге, но и во всей Северной Европе. Однако далеко не единственный — орган церкви Св. Иоанна мало чем ему уступает. Отделенная от него памятником Бременским музыкантам, красуется церковь Св. Петра. Со смотровой площадки на высоте 72 м открывается великолепная панорама Риги и ее окрестностей. Внутри экспонируются исторические артефакты — оригинал статуи Роланда с Ратушной площади, золоченый петух с башенного шпиля.

Православие в Риге олицетворяет Христорождественский собор в парке у памятника Свободы. Построенный в конце 19 века, ныне он полностью обновлен и радует глаз золотыми куполами и белыми рустованными стенами. Не верится, что совсем недавно он служил планетарием. Две мировые войны пощадили деревянную православную церковь Александра Невского, возведенную в 1825 г. в память о победе над Наполеоном.

Экзотические для континентальной Европы конфессии представляют Англиканская церковь, Агенскалнский баптистский Дом молитвы, мормонские приходы.

Один из немногих старинных рижских храмов за пределами исторического центра — Старая церковь Гертруды, покровительницы путников. За 6 столетий ее разрушали и отстраивали 7 раз, к дверям изгнанный из города католический епископ прибивал свиток с анафемой, сюда же внесли чашу с освещенным елеем после ее отмены. Нынешнее здание возведено в начале прошлого века, как и находящаяся неподалеку Новая церковь Гертруды.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *