В чем хоронят мусульман

Похороны у мусульман: традиции и обычаи, этапы похорон

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.


Мир вам, о лежащие здесь верующие и мусульмане!
Поистине, если будет угодно Аллаху, мы присоединимся к вам,
и Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался,
и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас!
Слова, произносимые при посещении могил.
Как бы это странно не прозвучало, но желание узнать об обряде похорон у мусульман началось с вида с балкона. Да-да, именно так.
Солнечным декабрьским днем, приземлившись в аэропорту Стамбула и проделав далекий, но лёгкий путь до отеля, который располагался в самом центре города, мы оплатили номер, получили ключи, поднялись на 4-й этаж и я тут же высунул нос на балкон, посмотреть на открывающийся вид. Каково же было мое удивление от увиденного.. балкона, собственно, никакого не было, а была узкая винтовая лестница, с которой ничего не стоило свалиться вниз, да и вид сразил наповал — внизу, прямо под окнами, было кладбище. Пусть маленькое и очень старое, но всё же. В первый момент я оторопел, но тут за воротами кладбища проехал и весело прозвенел яркий трамвай, и всё встало на свои места — кладбище меня уже не пугало, за окнами была Жизнь во всех ее проявлениях.

Несколькими днями позже нам рассказали, что на этом кладбище похоронены имамы (в исламе духовное лицо, которое заведует мечетью, по-нашему священники), но я уже задался целью посмотреть, как выглядят кладбища, на которых похоронены обычные люди и узнать, как проходит обряд похорон.
Собственно, данный пост и содержит информацию об этом.



Это наш маленький номер. Сложно представить, что за этим окном открывается вид на кладбище.

Вид с винтовой лестницы, которая в номере заменяла балкон.

Могилы имамов. Впрочем, начитавшись разных источников, я совершенно не уверен, что это имамы. По найденной мной информации памятники женщинам легко отличить по изысканным украшениям — резным цветам, шляпкам, платкам. На крайней левой могиле как раз цветок. Над мужскими могилами верхняя часть обычно выполнена в виде головного убора — в средней могиле украшением является тюрбан, что говорит нам о том, что там похоронен человек высокого социального положения, да и крайняя справа с украшением в виде фески скорее всего принадлежит человеку не бедному. Кладбище закрыто для посещений, но из нашего номера я частенько наблюдал, как любопытные туристы просовывают руки с фотоаппаратами через дырки в двери и фотографируют его.

Но рассказать я вам хотел не об этом, а непосредственно о самом обряде похорон:
1. Умершего омывают.
2. Шариат запрещает хоронить умершего человека в одежде, поэтому его заворачивают в саван — мужчину в 3 ткани, женщину в 5 тканей.
3. Мусульмане никогда не хоронят людей в гробах. Для этого используют специальные похоронные носилки (тобут). Носилки с телом кладутся на землю перед имамом, который обращает свой лик в сторону Каабы. Имам стоит у головы мужчины или у середины тела женщины. Если молитва читается одновременно для мужчины, женщины, мальчика и девочки, то умерших кладут в следующем порядке: перед имамом – мужчину, за ним – мальчика (имам стоит на уровне их головы), затем – женщина, за ней – девочка (имам стоит на уровне середины их тел).
Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Правоверного мусульманина обязательно должны похоронить в день смерти до захода солнца. Если человек умер ночью, то хоронят на следующий день и также нужно успеть до заката. Рекомендуется хоронить умершего на ближайшем кладбище. Такая поспешность объясняется жарким климатом южных стран, откуда по свету пошёл ислам.

4. Могила выглядит следующим образом — в первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней вырывается боковое углубление, называемое ляхад. Впоследствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см – внутри, а 25 см – снаружи.

5. Женщины на похоронах не присутствуют. В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать. Другие двое (трое, четверо), находящиеся на земле, опускают усопшего в могилу. Приняв тело, его укладывают в ляхад.

6. Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле (Кибла — направление на Каабу в городе Мекка, Кааба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети в Мекке). Для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями.

Согласно Сунне Пророка запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на 15-20 см. На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. После этого желательно покрыть могилу щебнем и побрызгать ее водой, чтобы мелкие камушки слиплись с землей.
Всем, кто участвовал в похоронной процессии, после погребения необходимо молиться за умершего. Каждый мусульманин, заходя на кладбище для погребения, должен обязательно вспоминать о Судном дне и будущей жизни, готовится к собственной смерти, наблюдать за положением мертвых. Ведь снаружи все могилы выглядят одинаково, зато внутри – у кого-то сад из садов Рая, а у кого-то – яма из ям Ада. Всем находящимся на кладбище нужно соблюдать спокойствие и тишину, испытывать страх перед Аллахом, избегать разговоров на мирские темы.
Нельзя сидеть на могилах и наступать на них, запрещено читать Коран у могилы, так же запрещено класть на могилы цветы, зеленую траву, выращивать на них деревья и т.п. Нельзя многократно обрызгивать могилу водой.
Не нужно стремиться сделать могилу особенной, отличающейся от других. Запрещено обкладывать ее мрамором, строить на ней что-либо, устанавливать памятники.
Нужно поддерживать родственников умершего, пока они не смирятся с происшедшим и не забудут об этом. Поддерживать их нужно разными способами: например, звонить им, встречаться с ними в мечети, на улице, на кладбище. Нужно ходить к ним домой, разговаривать с ними, успокаивать их, но не нужно задерживаться у них дома. Желательно почаще вспоминать о Судном дне, о собственном самовоспитании. Не рекомендуется обнимать их, так как считается, что объятия совершаются после радостных событий. Объятие же после траурных и трагических происшествий лишь увеличивает скорбь, вызывает плач, поэтому лучше избегать этого. Ведь смысл поддержки – это помощь и укрепление родственников, чтобы они перенесли утрату близкого им человека и своим терпением получили награду от Аллаха. *Использованный источник информации
Ну и в заключении несколько фотографий, как выглядит современная часть кладбища «Караджа Ахмед», которое находится в азиатской части Стамбула в районе Юскюдар. Надо отметить, что это кладбище очень древнее, старейшее сохранившееся захоронение в нем датируется 1521 годом. Отправляясь туда, я хотел посмотреть именно старую его часть, но, зайдя, стало понятно, что найти древние могилы без посторонней помощи вряд ли возможно, мы прошли совсем чуть-чуть, я сделал три фотографии и мы вышли обратно.
Впрочем, по этим трем фото вполне понятно, как выглядят современные захоронения.

Как хоронят мусульманина: погребение

Законы шариата запрещают хоронить мусульман в одежде. Это делается в одном саване. Материал, из которого он выполнен, должен соответствовать материальному состоянию умершего. Запрещается подстригать волосы и ногти покойному! Его тело должно быть ароматизировано всякими маслами. Затем над ним происходит чтение молитв, после чего его укутывают в саван, делая узлы у головы, у пояса и у ног.

Сделанные узлы развязывают непосредственно перед тем, как тело начинают опускать в могилу. Покойного, закутанного в саван, кладут на носилки и таким образом доставляют на кладбище. Опускают тело обязательно ногами вниз. После этого в яму бросают горсть земли и льют воду. Дело в том, что ислам не разрешает хоронить умерших в гробах. Исключением являются случаи, когда покойный был расчленен, или тело уже разложилось.

Любопытно, что могила может копаться абсолютно произвольно. Все зависит от местного рельефа земли. Погребение сопровождается чтением молитвы со стороны всех присутствующих. В них упоминается имя покойного. Шариат не одобряет надгробия, на котором присутствует образ умершего человека.

Подготовка к погребению

Когда близкие уверены, что смерть наступила, они кладут умершего на правый бок лицом в сторону Мекки. Также допускается расположить умершего ногами по направлению к Мекке и приподнять ему голову. Исламские традиции предписывают позаботиться о теле умершего и придать ему подобающий вид. Для этого необходимо размять суставы, положить груз на живот (в целях предотвращения вздутия), подвязать челюсть (нежелательно, чтобы она произвольно открылась) и опустить веки. Когда факт смерти установлен, близким умершего следует вознести молитву Аллаху о прощении грехов покойного и освящении его могилы.

Омовение – сложная ритуальная процедура, необходимая при похоронах каждого мусульманина. Для её проведения требуется четыре человека того же пола, что и умерший – исключение возможно для супругов. Самим омовением занимается только один человек, которого называют гассал – обычно это либо близкий родственник, либо специально нанятый человек. Задача помощника гассала – лить воду на умершего (используется вода с кедровым порошком и чистая вода), в то время как другие участники процедуры поддерживают и переворачивают тело.

Омовение начинается с того, что покойного располагают на жестком ложе (такое можно взять в мечети) лицом в сторону Мекки, а на бедра кладут тряпку или полотенце, прикрыв тем самым половые органы. Поскольку при омовении происходит прочищение кишечника, то помещение следует окурить благовониями. Омовение состоит из нескольких этапов. Сперва покойному необходимо омыть голову и лицо, следом омываются ступни по щиколотки. Затем умершего поочередно кладут на бок, омывая правую и левую стороны тела. Процедура завершается омовением спины. Покойного нельзя класть на живот – для омовения спины его тело приподнимают помощники гассала. Омывать покойного более трех раз считается излишним.

После того как покойного омыли, его облачают в специальный саван, называемый кафан. Мужской саван состоит из нескольких предметов: лифафы – ткани, закрывающей тело с головы до ног, изара – ткани, которой оборачивают нижнюю часть тела, и камиса – длинной рубашки, закрывающей тело от плеч до таза. Женский кафан также включает в себя химар – широкий платок для покрытия головы, и кирку – ткань, которую кладут на грудь. Лифафу принято посыпать благовониями, чтобы перебить возможный запах разложения.

Похоронная молитва и погребение

Хоронить умершего принято в день кончины. После того как покойного омыли и одели, его кладут на тобут (специальные похоронные носилки). Тело на тобуте относят к месту совершения похоронной молитвы (джаназа). Этот намаз отличается тем, что проводится за стенами мечети, все его участники молятся стоя, а тело умершего кладется перед имамом так, чтобы его лицо было повернуто к Мекке. В рамках молитвы участники просят Аллаха простить грехи умершего и даровать ему Свою милость. Если джаназа не была совершена, то с точки зрения ислама похороны нельзя считать действительными.

После совершения джаназы тело умершего на тобуте относят на кладбище, где и совершаются похороны (дафн). В исламе используются могилы, отличающиеся от принятых в христианстве и иудаизме – в мусульманских могилах делаются специальные ниши, называемые ляхад. Тело умершего погружают в могилу под чтение аятов (чаще всего используется сура Аль-Мульк) и размещают в ляхаде так, чтобы голова смотрела в сторону Мекки, после чего ляхад закрывают кирпичом или досками. Ислам неодобрительно относится к надгробным монументам, так что могильные памятники оформляются предельно скромно, как правило на них указаны лишь имя покойного, его годы жизни и сура. Все могильные памятники надлежит обращать фасадом к Мекке. Примечательно, что женщины на похороны обычно не допускаются. Также Коран запрещает хоронить мусульман на немусульманских кладбищах, а представителей иных религий – на мусульманских.

Поминовение и соболезнования

Соболезнования (тазия) семье и близким покойного также регламентированы. Их следует высказать в течение трех дней после смерти, при этом сделать это следует всего один раз. В случае, если друзья, соседи или близкие семьи умершего во время похорон были в пути, то тогда им позволяется высказать соболезнования с опозданием. Носить траур более трех дней также считается непозволительным. Исключением в этом правиле является женщина, носящая траур по супругу – ей следует скорбеть «четыре месяца и десять дней».

Высказывать соболезнования следует в доме покойного или в мечети. Рекомендуется использовать формулу: «Да окажет Всевышний Аллах тебе благодеяние, да возвысит тебя степенью и позволит стойко перенести утрату». Коран не возражает против высказывания соболезнований иноверцам и их семьям, но в таком случае формула отличается. Поминать умерших принято на третий, седьмой и сороковой день после кончины. Коран считает грехом выражать свою скорбь слишком эмоционально – допустим тихий плач, но не вскрики и причитания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *