В каком геологическом периоде?

Зарождение жизни на Земле произошло около 3,8 млрд. лет назад, когда закончилось образование земной коры. Ученые выяснили, что первые живые организмы появились в водной среде, и только через миллиард лет произошел выход на поверхность суши первых существ.

Формированию наземной флоры способствовало образование у растений органов и тканей, возможность размножаться спорами. Животные также значительно эволюционировали и приспособились к жизни на суше: появилось внутреннее оплодотворение, способность откладывать яйца, легочное дыхание. Важным этапом развития стало формирование головного мозга, условных и безусловных рефлексов, инстинктов выживания. Дальнейшая эволюция животных дала основу для формирования человечества.

Эры и периоды в жизни на Земле

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в формировании жизни на Земле в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды.

Существует пять эр:

  • Архейская;
  • протерозойская;
  • палеозойская;
  • мезозойская;
  • кайнозойская.

Палеозойская эра

Палеозойская эра

Палеозойская эра включает шесть периодов.

Кембрийский период (530 – 490 млн. лет назад) характеризуется возникновением представителей всех видов растений и животных. Океаны населяли водоросли, членистоногие, моллюски, появились первые хордовые (хайкоуихтис). Суша оставалась незаселенной. Температура сохранялась высокой.

Ордовикский период (490 – 442 млн. лет назад). На суше появились первые поселения лишайников, а мегалограпт (представитель членистоногих) стал выходить на берег для откладывания икры. В толще океана продолжают развиваться позвоночные, коралловые, губки.

Силурийский период (442 – 418 млн. лет назад). На сушу выходят растения, у членистоногих формируются зачатки легочной ткани. Завершается образование костного скелета у позвоночных, появляются сенсорные органы. Идет горообразование, формируются разные климатические зоны.

Девонский период (418 – 353 млн. лет назад). Характерно образование первых лесов, преимущественно папоротниковых. В водоемах появляются костные и хрящевые, амфибии стали выходить на сушу, формируются новые организмы – насекомые.

Каменноугольный период (353 – 290 млн. лет назад). Появление земноводных, происходит опускание материков, в конце периода было значительное похолодание, что привело к вымиранию многих видов.

Пермский период (290 – 248 млн. лет назад). Землю населяют пресмыкающиеся, появились терапсиды – предки млекопитающих. Жаркий климат привел к образованию пустынь, где смогли выжить только стойкие папоротники и некоторые хвойные.

Первые представители

Человек появился в далекие времена совсем не в том подобии, в каком мы можем наблюдать его сейчас. Самый первый представитель нашего вида на Земле был больше похож на обезьяну, нежели на современного представителя людского социума. Некоторые исследователи считают, что первым человеком был австралопитек. Многие критикуют подобные предположения, так как он действительно больше схож с низшим классом приматов. Следующей вехой развития после австралопитека стал homo habilis или «человек умелый».

Он ходил на двух ногах, имел относительно прямую осанку. Эти люди создали первые орудия труда, чтобы пользоваться ими для добывания пищи и строительства жилья. Современные археологические открытия позволили установить максимально точную дату, когда на Земле появился человек умелый. Это произошло приблизительно 2,6 млн. лет назад.

Внимание! Первые представители нашего вида на Земле были сравнительно невысокого роста. Если сейчас средний рост среднестатистического человека составляет порядка 1,7 метра, то человек умелый был не выше 1,2 метра.

Место проживания

Исследователи пытаются установить, где появилось первое поселение людей. Долгие годы считалось, что человеческая раса зародилась на территории Западной Европы.

Главная причина тому – теория евроцентризма, которая говорила, что именно на территории Европы были созданы могущественные цивилизации, и именно отсюда начался прогресс.

Во второй половине ХХ века археологи нашли останки того самого человека умелого на территории современной Танзании, так называемого Афарского треугольника.

Именно там были сделаны ключевые находки, которые пролили свет на происхождение человечества. Археологи нашли рядом с человеческими костями созданные из камня орудия труда, которые вполне могли служить неплохим инструментом для добычи пищи.

В 1960 году теория эволюции Дарвина уже мало у кого вызывала сомнения. Археологические находки также дали понять, как развивался человек, каким образом с течением времени увеличивался объем его мозга и улучшалась интеллектуальная деятельность.

Что касается классификации по периоду, то зарождение человечества следует датировать Кайнозоской эрой, которая началась 65 млн. лет назад. О данном периоде отзываются, как об «эре новой жизни», ведь она стартовала сразу же после падения огромного метеорита, который уничтожил динозавров и большую часть жизни на планете.

Это интересно! Где жили восточнославянские племена и их соседи

Процесс эволюции

Мы узнали, откуда появился человек и как назывался самый первый человек на земле, однако на этом эволюция нашего вида не остановилась – предстояли еще более удивительные изменения.

Homo ergaster

Приблизительно 1,8 млн. лет назад homo habilis эволюционировал в человека работающего, то есть – homo ergaster. Размер мозга данного вида значительно превышает homo habilis. Ученые считают, что именно homo ergaster обрели возможность пользоваться разговорной речью.

Возле скелетов homo ergaster археологи нашли следы первых кострищ. Следовательно, именно данный вид впервые начал добывать огонь. Кроме того, человек работающий изобрел рубило.

Homo ergaster стали чаще охотится на животных, а до этого момента первые люди на Земле были скорее собирателями и падальщиками. Достаточно высокий уровень интеллекта позволил им собираться в группы, которые стали отправляться на охоту – это значительно повысило шансы выживания и на успешный финал.

Homo erectus

Еще предыдущий вид человека начал колонизировать планету. С территории Африки первые люди на Земле отправились на территории Западной Европы и Азии. Именно на Далеком Востоке были найдены останки следующего этапа развития человеческой расы – homo erectus или человека прямоходящего.

На этом этапе развития человечества типичный его представитель имел рост в среднем 1,4 м. Homo erectus уже не сутулились, похода была прямой. По-прежнему использовались каменные орудия труда. Люди собирали корешки и растения, охотились на среднюю и небольшую дичь.

Поскольку человек в древнее время не мог защитить себя в одиночку, эректусы стали сбиваться в достаточно большие праобщины, которые насчитывали несколько десятков человек. Эректусы также впервые стали готовить мясо на костре. На данном этапе развития в период голода человек прибегал к каннибализму.

Между эректусами впервые появились зачатки отношений, напоминающие постоянную семейную пару, однако преимуществом пользовались беспорядочные половые связи. Археологические находки также подтвердили, что эректусы ухаживали за раненными соплеменниками и понимали лечебные свойства трав.

Важно! Возможно, уже тогда появились люди, которые назывались шаманами или знахарями.

Развитие мышления

Долгое время считалось, что человек разумный был предком неандертальца.

Однако исследования ХХ века доказали, что неандерталец был тупиковой веткой развития на территории Западной Европы, а homo sapiens пришел из Африки. Более того – именно он истребил и ассимилировал неандертальцев.

Археологи установили, что первые люди с зачатками разума появились приблизительно 350-250 тыс. лет назад.

Изначально homo sapiens были кочевниками и собирателями, и лишь 15 тыс. лет назад начали:

  • осваивать сельское хозяйство,
  • изготавливать орудия труда из кости,
  • строить постоянные жилища,
  • основывать небольшие постоянные поселения,
  • шить одежду,
  • рисовать на стенах пещер.

10 тысяч лет назад люди общались при помощи речи, а жесты и мимика ушли на второй план.

На этом этапе развития люди впервые стали создавать семьи и заключать браки. Развитие сельского хозяйства позволило сохранять часть продукции, благодаря чему стало возможно появление классов, власти и возможности выживать в неблагоприятные времена.

Homo sapiens одомашнили животных, что дало толчок развитию скотоводства. Это также облегчило процесс добывания пищи – не нужно было тратить огромное количество времени и сил на охоту. Тогда же возникает и торговля между племенами: одни предлагали шкуры, а другие — красивые ракушки или рыбу.

10 тыс. лет назад homo sapiens начал строить города, изобрел первые языки и построил цивилизации на территории Ближнего Востока, Северной Африки, Индии, Латинской Америки.

Мы проследили как развивался человек на протяжении всего периода эволюции, где появились первые люди 2,5 млн. лет назад, как шел эволюционный процесс, продолжающийся по сей день.

Современные научные достижения опровергли теорию о божественном происхождении человека и закрепили позиции Дарвинизма. Люди, прежде, чем стать такими, как сейчас, прошли долгий путь эволюции – от обезьяноподобного существа до современного человека информационной эпохи.

В какой период появились первые люди

Этапы развития человека разумного на Земле

Вывод

Первый человек появился на Африканском континенте, его родиной стала территория современной Танзании. Археологи называют данный регион Афарским треугольником или «колыбелью человечества». Из Африки небольшие племена людей стали расселяться по всей планете, покорив Европу, Азию, а затем Австралию и Америку.

Это интересно! Доказательство эволюции: пример рудиментов у человека

Тест ЕГЭ-2011 по биологии (II)

(Ответы в конце теста)

ЧАСТЬ 1

А1. Наука, изучающая функции организмов, называется

1) экология

2) морфология

3) анатомия

4) физиология

А2. Сущность клеточной теории точнее отражена в положении

1) все клетки многоклеточного организма выполняют одинаковые функции

2) все клетки многоклеточного организма одинаковы по строению

3) все организмы состоят из клеток

4) клетки в организме возникают из межклеточного вещества

А3. Основными химическими соединениями, определяющими индивидуальность организма, являютcя

1) вода и минеральные соли

2) жиры и углеводы

3) соединения серы, фосфора

4) нуклеиновые кислоты и белки

А4. Пример бесполого размножения – это

1) партеногенез у пчел

2) развитие растения из семени

3) образование гамет у птиц

4) размножение гидры почкованием

А5. Мезодермы нет у эмбрионов

1) лягушки

2) дождевого червя

3) черепахи

4) медузы

А6. Близнецовый метод исследования проводится путем

1) скрещивания

2) исследования родословной

3) наблюдений за объектами исследования

4) искусственного мутагенеза

А7. Среди растений, полученных от скрещивания особей с розовыми цветками, 25% растений было с красной окраской цветка и 25% с белой. Это пример

1) сцепленного наследования

2) неполного доминирования

3) анализирующего скрещивания

4) полигибридного скрещивания

А8. Кто из перечисленных животных может передать потомству мутацию, произошедшую в клетках покровной ткани?

1) лиса

2) мышь

3) гидра

4) скворец

А9. Общим свойством клеток бактерий, растений, грибов и животных является способность к

1) обмену веществ

2) мейозу

3) движению

4) сократимости

А10. К однодольным растениям относится

1) капуста

2) картофель

3) кукуруза

4) крыжовник

А11. Семенами размножается

1) ламинария

2) хвощ

3) мох кукушкин лен

4) ряска

А12. Возбудитель малярии переносится

1) клещами

2) мухами

3) комарами

4) простейшими

А13. Наиболее важным приспособлением млекопитающих к жизни в непостоянных условиях среды является способность к

1) сезонной линьке

2) охране потомства

3) терморегуляции

4) высокой плодовитости

А14. Желчь образуется в

1) желчном пузыре

2) двенадцатиперстной кишке

3) печени

4) поджелудочной железе

А15. Серповидноклеточная анемия – это болезнь, связанная с нарушением функций клеток

1) крови

2) мышечных

3) нервных

4) костных

А16. Организм для своего существования использует, в основном , энергию

1) тепловую

2) химическую

3) электрическую

4) механическую

А17. К условным рефлексам относится

1) линька змеи

2) рытье кротом подземных ходов

3) вскармливание детенышей молоком

4) лай собаки при команде «голос»

А18. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что

1) они отличаются внешним видом

2) они живут на разных территориях

3) между ними существует репродуктивная изоляция

4) они питаются разной пищей

А19. Под действием естественного отбора преимущественно выживают и размножаются организмы

1) сильнейшие

2) наиболее приспособленные

3) наиболее сложно устроенные

4) самые плодовитые

А20. При мимикрии у животных наблюдается сходство

1) генотипов

2) фенотипов

3) поведения

4) особенностей питания

А21. Среди ныне живущих на Земле животных шимпанзе считают ближайшим родственником человека, о чем свидетельствует

1) сходство их геномов

2) сходство в строении ДНК

3) принадлежность к одному классу

4) строение митохондрий

А22. Роль редуцентов в экосистеме относят к факторам

1) абиотическим

2) биотическим

3) антропогенным

4) ограничивающим

А23. Примером конкуренции организмов могут служить отношения

1) повилики с другими растениями

2) сурепки и культурных растений на пшеничном поле

3) клубеньковых бактерий с корнями бобовых

4) гриба-трутовика и березы

А24. Живые организмы или следы их деятельности присутствуют

1) в любой точке биосферы

2) только в лито- и гидросфере

3) только в лито- и атмосфере

4) везде, кроме Антарктиды и Арктики

А25. После появления электронного микроскопа ученые открыли

1) клеточное ядро

2) вакуоли

3) хлоропласты

4) рибосомы

А26. Ускоряют химические реакции в клетке

1) гормоны

2) витамины

3) ферменты

4) секреты

А27. Какие гаметы образует в мейозе особь, имеющая генотип ААВв?

1) АА и Вв

2) ААВ и ААв

3) АВ и Ав

4) А, В, в

А28. Высокая гетерозиготность популяции ведет к

1) увеличению ее численности

2) большей скорости размножения

3) сохранению одинаковых генотипов

4) разнообразию генотипов особей

А29. Результатом клонирования клубники становится организм, имеющий

1) исходный генотип

2) новый фенотип

3) новый генотип

4) новые генотип и фенотип

А30. К типу Плоские черви относится

1) аскарида

2) острица

3) планария

4) пиявка

А31. В тонкой кишке человека рН среды является

1) кислой

2) слабощелочной

3) сильнощелочной

4) нейтральной

А32. Учение о второй сигнальной системе создал

1) П.К. Анохин

2) И.М. Сеченов

3) А.А. Ухтомский

4) И.П. Павлов

А33. Современный человек живет в периоде, который называется

1) неоген

2) палеоген

3) антропоген

4) карбон

А34. Сведения о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных России записаны

1) в Красной книге России

2) в Законе РФ об охране окружающей среды

3) в Правилах охоты и рыболовства

4) в Конституции РФ

ЧАСТЬ 2

В заданиях В1-В3 ответы записывайте цифрами без пробелов.

В1. Выберите процессы, происходящие в тонкой кишке человека:

1) белки перевариваются под действием пепсина

2) происходит переваривание растительной клетчатки

3) происходит всасывание аминокислот и простых углеводов в кровь

4) жиры эмульгируются до маленьких капелек под действием желчи

5) происходит обратное всасывание воды

6) белки и углеводы расщепляются до мономеров

В2. В отличие от естественной экосистемы, искусственная экосистема характеризуется

1) большим разнообразием видов

2) разнообразными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием одного – двух видов

5) влиянием антропогенного фактора

6) замкнутым круговоротом веществ

В3. К костно-хрящевым рыбам относятся:

1) акулы

2) осетры

3) стерляди

4) скаты

5) белуги

6) сазаны

В4. Установите соответствие между особенностями строения простейшего животного и его видом

ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

ВИД ЖИВОТНОГО

А) перемещается с помощью ресничек

Б) есть клеточный рот

В) перемещается с помощью жгутика

Г) способна к автотрофному питанию

Д) имеется два ядра

Е) есть светочувствительный глазок

1) Эвглена зеленая

2) Инфузория — туфелька

В5. Установите соответствие между характеристикой клеток крови человека и их видом

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИД КЛЕТОК

А) транспортируют кислород и углекислый газ

Б) обеспечивают иммунитет организма

В) определяют группу крови

Г) форма клетки непостоянна

Д) способны к фагоцитозу

Е) в 1 мкл 5миллионов клеток

1) эритроциты

2) лейкоциты

В6. Установите соответствие между характеристикой семейства растений и представителем этого семейства

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

А) цветок трехчленный

Б) околоцветник двойной

В) плод костянка

Г) цветок пятичленный

Д) плод зерновка

Е) листья с параллельным или дуговым жилкованием

1) Вишня

2) Пшеница

В7. Проклассифицируйте медведя гималайского в правильной последовательности, начиная с наибольшей систематической группы.

А) гималайский медведь

Б) медвежьи

В) млекопитающие

Г) хищные

Д) животные

Е) хордовые

В8. Установите последовательность эволюционных процессов популяции, начиная с появления мутаций

А) формирование приспособленности к среде обитания

Б) борьба за существование

В) естественный отбор наиболее приспособленных

Г) размножение особей с новыми генотипами

Д) мутационный процесс

Е) фенотипическое проявление мутаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *