Великая китайская стена Пекин

Сегодня у нас одно из чудес света – Великая Китайская стена. Она разделена на несколько участков. Прежде чем выбрать какой участок стены посетить, я долго читал и изучал плюсы и минусы. Не хотелось слишком много людей, но в то же время карабкаться по руинам тоже не было желания. Поэтому выбрал золотую середину – участок Мутяньюй (кит. 慕田峪长城).

Содержание

Как добраться до Великой Китайской стены из центра Пекина. Участок Мутяньюй

Чтобы добраться до Великой Китайской стены, необходимо сперва попасть к транспортному узлу Дунджимен (англ. Dongzhimen, кит. 东直门 交通 枢纽), который состоит из трех видов общественного транспорта — автовокзала, метро (линии 2 и 13) и экспресса, который следует в аэропорт Пекина.

Когда ищешь в поисковиках как добраться до Великой Китайской стены до участка Мутианью, то можно обнаружить, что некоторая информация уже устарела и вводит в заблуждение. Так, например, автобус 867, который якобы отправляется с внешнего вокзала Дунджимен в летний период в 07.00 и 08.30 и идет прямиком до стены, уже давно не актуален, хотя изначально мы на него и рассчитывали, поэтому, прибыв на место, немного обломались. Но у меня всегда есть план Б, и этот раз не был исключением. Поэтому сейчас, уже вернувшись, могу с уверенностью сказать, что если вы ищите как добраться до Мутяньюй на автобусе, то есть только один способ. О нем и пойдет дальше речь.

Итак, выходим из отеля и идем знакомиться с Пекинским метро. Небольшая справка по эксплуатации. Проездные можно приобрести в автомате или кассе, однако не на всех станциях есть кассы. В автомате купить проездной очень легко:

  • Выбираете английский язык
  • Количество проездных
  • Кладете деньги (не принимают 1 и 5 юаней, сдача только мелочью)
  • Получаете проездной

Стоимость поездки – 2 юаня. Причем не важно куда вы едете. Проездной нужно сохранять до конца поездки, иначе турникет вас не пропустит. При пересадках нужно обращать внимание на конечную станцию линии. Все станции имеют, как правило, больше 4-х выходов, везде есть щиты, на которых подробно указано какой выход куда ведет, потеряться сложно, в конце концов вы всегда можете подойти к блюстителю порядка и показать пальцем на свои записи (желательно на китайском) куда вам надо.

Нам нужна станция метро Дунджимен (англ. Dongzhimen, кит. 东直门), выход B. Выходим и идем прямо. По левую сторону ТЦ Guoson, на 1-ом этаже которого, находится одноименный автовокзал Дунджимен. Фотография ниже сделана через дорогу у выхода C для наглядности.

Ищем автобус, выполняющий экспресс маршрут 916快 с северной платформы до города Хуайжоу (англ. Huairou, кит. 怀柔区), это примерно 75 километров от Пекина. Автобусы здесь отправляются каждые 15 минут в промежутке 5:50 – 19:50. Стоимость проезда 12 юаней, лучше заранее приготовить без сдачи. Если есть транспортная карта, то проезд стоит в два раза меньше.

Находим автобус, платим за проезд и решаем уточнить информацию по поводу пункта прибытия автобуса у одного мужика, который в последствии начал радостно подходить через каждые 15 секунд с улыбкой до ушей и выговаривать «Мутяньюй». Пытаюсь ему объяснить, что в его услугах мы не нуждаемся, однако в последнюю секунду перед отправлением автобуса, он запрыгивает в салон и садиться рядом с нами. Ну ок, едем. Автобус чистый, оснащен кондиционером. Всего на маршруте 19 остановок, но после выезда с вокзала Дунджимен, водитель делает лишь пару остановок в Пекине, а затем не останавливается в течение длительного времени, пока не доберется до района Хуайжоу и уже там начинает останавливаться чуть ли не каждые 3 минуты. Нужно выйти на 14-й остановке Хуайжоу Бейдаджие (англ. Huai Rou Bei da jie, кит. 怀柔北大街). На фотографии ниже изображен маршрут в обратную сторону, но если смотреть справа налево, то можно тоже сориентироваться. Автобусная остановка Beidajie расположена перед большим правительственным зданием — департаментом по гражданским делам в Хуайжоу (кит. 民政局).

Прошел час прежде чем мужик опять начал нам что то жестикулировать и показывать на остановку, намекая на то, что пора выходить. Ок, выходим. По идее где-то тут должен быть автобус H23 до участка Мутиньюй, однако «помогай» начал нас заверять в совершенно обратном, и показывать жестами, что автобусов нет, только такси. Тут выясняется, что он нас может отвезти до туда за 200 юаней, причем совершенно случайно у него как раз тут припаркована машина. Читал, что поездка до туда стоит 20-30 юаней, поэтому я предлагаю 50 юаней за двоих. После 5-и минут торгов, он понимает, что записей с полезными данными у меня достаточно, и решается на ход конем: типа цена эта на одного человека. Вдруг к нам подходит еще один затерявшийся паренек из Австрии, и мы решаем ехать все вместе за 70 юаней. Доехали быстро за 15 минут. На всякий случай, если к вам не прилип «помогай» и вы не можете найти такси или остановку, покажите буквы 我要去慕田峪长城 (мне нужен участок Мутиньюй Великой Китайской стены) и местные помогут вам сориентироваться.

Тем не менее, если вы решили добраться от Хуайжоу до Мутиньюй на автобусе, то вам нужен маршрут H23. Автобусная остановка находится прямо на противоположной стороне. Кстати, запоминаем ее, так как оттуда же отправляется 916 Express в обратную сторону в Пекин. Ориентир здание — China Mobile Building. Стоимость проезда до стены 3 юаня. Остановка, на которой нужно выйти называется Mutianyu Roundabout (кит.慕田峪环岛), от нее до касс около 3 километров еще.

Великая Китайская стена: отрезок Мутиньюй. Цены, особенности

Такси привозит прямо к туристическому центру, состоящего из офисов для продажи билетов, выставочного зала и большого информационного зала, где можно воспользоваться банкоматом. Подняться на стену можно при помощи закрытого фуникулера и кресельного подъемника, а спуститься можно уже тремя способами: на фуникулере, кресельном подъемнике и…бобслее.

Часы работы:

  • С апреля по октябрь: с 8:00 до 17:00.
  • С ноября по март: с 8:30 до 16: 30.

Цены:

  • Входной билет на Великую Китайскую стену: для взрослых 45 юаней; 25 юаней для студентов (при наличии международной студенческой карты); 25 юаней для детей; для совсем маленьких бесплатно.
  • Закрытый фуникулер: для взрослых 100 юаней в одну сторону и 120 юаней в обе стороны, для детей 50 юаней в одну сторону и 60 юаней в обе стороны.
  • Кресельный подъемник + бобслей: 120 юаней.
  • Кресельный подъемник в одну сторону: 100 юаней.
  • Бобслей: 100 юаней.
  • Автобус: 10 юаней в одну сторону, 15 юаней в обе стороны.
  • Для любителей подниматься в гору, есть пешие маршруты: бесплатно.

Закрытый фуникулер поднимает к 14 башне, а кресельный подъемник и бобслей примыкают к 6-ой. Примечательно также то, что купить комбинированный билет на закрытый фуникулер и бобслей по хорошей не получится, придется 2 раза платить по 100 юаней. Пешком вы можете дойти за 30 минут до 8 или 10 башни. По самой стене ходят контроллеры, поэтому сохраняйте билеты до конца прогулки, так как их могут попросить предъявить в любой момент. И еще важный момент: перед подъемом купите воду внизу, потому что наверху за нее ломят 15 юаней!

Наш выбор: туда поднимаемся на кресельном подъемнике, а обратно спускаемся на бобслее. За все с человека 165 юаней.

Спустя несколько минут начинает виднеться одно из чудес света. Такой волнительный момент. По началу даже не вериться, но когда ты ступаешь и делаешь первые шаги, а взор охватывает эти могучие постройки, то начинается осознание того, что пришло время прикоснуться к истории.

Постройка участка Мутяньюй осуществлялась в середине 6-ого века во времена правления династии Ци. В дальнейшем, когда страной управляла династия Мин (1368-1644 гг.), стена была переделана для укрепления, потому как здесь располагался важный проход в Пекин. Для сооружения применялись каменные блоки, из которых мастерили конструкцию высотой почти 10 метров. В отличие от остальных участков, здесь она оборудованна оградами и бойницами для отражения нападений с обеих сторон. Отрезок для туристов растянулся на 2250 метров, на этом участке расположены 23 башни, пронумерованные от 1 до 23 с востока на запад. По более подробная карта участка Мутяньюй.

Кресельный подъемник поднимает туристов к 6-ой башни, оттуда лучше сразу повернуть направо и пройти в сторону 1-ой башни, так как там достаточно крутой отрезок; местами ступеньки казались нам высотой по полметра.

После 1-ой башни в сторону востока начинается не реставрированный участок стены. Мы немного там погуляли и пошли в обратную сторону. Около 2-ой башни есть маленький участок разрушенной стены, проходить там надо аккуратно, есть специальные знаки. Проход в 4-ой башне считается самой низкой точкой. На участке между 5-ой и 20-ой башни перепадов сильных нет, поэтому сил много не потребуется.

С 10-ой башни видно всю стену в обе стороны. Башня 23 самая высокая точка Великой Китайской стены на отрезке Мутянью. И чем ближе мы поднимались к ней, тем красивее открывалась панорама. С нее же видно башню, которая относится уже к другому участку.

Сравнивая все участки Великой Китайской стены, Мутяньюй является наиболее протяженным воссозданным участком. Он обладает более своеобразной архитектурой, большей численностью башен и относительно умеренным количеством туристов. Преимущество Мутяньюй также заключается в том, что этот участок проходит через лесной массив, поэтому склоны везде усыпаны пышными лесами, это придает стене колорит и необычайную живописность.

На прогулку по всей стене у нас ушло порядка 3,5 часов, под конец уже немного надоедает. Мы вернулись обратно к 6-ой башне, откуда берет свое начало немецкий стальной бобслей, протяженностью 1,5 километра, по которому туристы скатываются прямо со стены до подножия.

Весело!

После спуска мы решили еще немного осмотреться. У подножия расположен небольшой парк камней с небольшим водопадом, прудом, пещерой и коллекцией камней своеобразных форм. Купили 2 картины, вышитые в ручную по 100 юаней каждую. Без багета, разумеется.

Тут же увидели нашего «помогая». Обратно до Хуайчжоу ехали уже вдвоем за 50 юаней. Там сели на тот же экспресс 916, на котором ехали ну ОЧЕНЬ долго до автовокзала в Пекине, наверное, часа 2,5, так как были жуткие пробки.

Если у вас есть пара дней в Пекине, то обязательно стоит посетить Великую Китайскую стену. Это настолько монументальное сооружение, к тому же расположенное в роскошных горах, что даже можно терпеть толпы китайцев 🙂

В этом посте я расскажу про:

1) разные интересные факты про Великую Китайскую стену (протяженность, кто ее построил, видно ли ее из космоса);

2) где находятся участки, открытые для посещения;

3) как добраться к Великой Китайской стене из Пекина самостоятельно и недорого;

4) что взять с собой;

5) как избежать толп.

И конечно же будут фото 🙂

Великая Китайская стена: интересные факты

1) На китайском 長城 (Chángchéng) означает «Длинная стена в 10000 ли» — четко и по делу 🙂

2) Длина Великой Китайской стены впечатляет: последние официальные данные говорят о 21196 км. Представить только — это же половина длины экватора! Раньше считалось, что ее протяженность всего 8852 км, но в 2007 году китайские ученые перемеряли все фрагменты стены со всеми ответвлениями, включая те, от которых остался лишь фундамент, и так определили ее реальные размеры. Кто знает, может они найдут новые фрагменты где-то в джунглях, и окажется, что стена еще длиннее.

Ширина Великой Китайской стены всего 5-8 м, высота 6-10 метров. Эх, не рассчитали они, какие толпы потомков будут ходить по этой стене, узковато сделали 🙂

3) Великую Китайскую стену строили 18 веков. Начали еще в 3 веке до нашей эры и достраивали-перестраивали вплоть до 13 века нашей эры. До наших дней дошли более поздние участки, которые были сделаны из кирпичей и камня во времена династии Мин, а не из земли и тростника, как первые постройки. К концу 20 века стена совсем пришла в упадок, но в 1984 году Дэн Сяопин решил, что стену нужно восстановить, и они провели реконструкцию. Конечно, все известные на тот момент 9000 км стены никто не восстанавливал, и они до сих пор продолжают разрушаться, но есть несколько мест, где стена хорошо отреставрирована и безопасна для посещения. Мы ездили на один из таких участков возле города Бадалин (八达岭), в часе езды из Пекина.

4) При укладке каменных блоков стены применялась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести. Китайцы без риса — это нонсенс 🙂

5) В 1987 году Великая Китайская стена была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Участки Великой Китайской стены, открытые для посещения

Самые доступные для посещения участки Великой Китайской стены находятся в городах

Бадалин

Бадалин — это самый популярный участок Великой Китайской стены, т.к. он отлично отреставрирован и находится ближе всего к Пекину (ниже я напишу, как добраться). В пиковые дни сюда приезжают — о ужас! — до 70 тысяч человек в день. Кроме того, именно сюда возят всяких VIP-персон. Поэтому в Бадалин лучше ехать в межсезонье в будний день как можно раньше утром, чтобы избежать толп.

Мы ездили в начале марта рано утром в будний день — толпы были только между подъемниками, и то проходимые.

Но в это время года деревья еще не зазеленели, поэтому фото получились не яркие 🙁

Вживую это все выглядит грандиозно, когда видишь бесконечные участки Стены, уходящие по разным хребтам за горизонт.

Мутяньюй

Этот участок Великой Китайской стены полностью отреставрирован, но при этом он не такой посещаемый, как Бадалин. Многие считают, что здесь интереснее архитектура и красивее горы, чем в Бадалине, но мы не успели туда съездить. Будем в Китае в следующий раз, сравним.

Сыматай

Этот участок не реставрировался, так что здесь можно увидеть оригинальные постройки, но здесь уже опаснее ходить.

Перевал Шаньхайгуань

Это конец Великой Китайской стены со стороны моря, он хорошо сохранился. Этот участок состоит из нескольких достопримечательностей:

  • Laolongtou (Голова старого дракона) — здесь стена упирается в море,
  • Первый перевал под небесами,
  • храм Meng Jiang Nu,
  • гора Jiaoshan,
  • Гора долголетия (Longevity Mountain)
  • озеро Yansai.

Перевал Цзяюгуань

Это западная оконечность Великой китайской стены в провинции Ганьсу, он был воротами на великом Шелковом пути. Здесь есть хорошо сохранившийся участок стены, плюс дворец в традиционном китайском стиле.

Как добраться до Великой Китайской стены в Бадалине

В блогах что только не пишут: и автобус в Бадалин больше по автобану не едет и останавливается в каждом селе, и про страшные электрички, и что помогалы-зазывалы рассказывают, что автобус больше не ходит… На самом деле все довольно просто и ненапряжно.

Едем на метро до станции Jishuitang (темно-синяя кольцевая ветка Line 2), и идем на выход В2 (там прямо написано «Great Wall»), и дальше по указателям на «Great Wall» и автобус 877. Проходите все остановки других автобусов по длинному туннелю, и выходите на дорогу, там на первом же пешеходном переходе резко направо (почти назад), и потом перейти через трассу по пешеходному переходу. Там постоянно едут машины, но нужно аккуратно и упрямо идти вперед, они пропустят. Там же дежурит полицейский, можно показать ему на калькуляторе «877» и сказать «Great Wall», он покажет.

Автобус 877 отправляется по заполнению, мы один отпустили и на следующем уехали. Из Пекина с 6/6:30 до 12/12:30, обратно с 12 до 17.30 (время может немного варьироваться в высокий/низкий сезон). Платить можно той же карточкой, что и метро (клацнуть ею на входе и выходе), или наличкой. Проезд стоит всего 6 юаней (меньше 1$). Автобус едет чуть больше часа, в основном по автобану. От него идти минут 10 до касс по указателям.

Что взять с собой на Великую Китайскую стену

1) Удобную обувь на нескользкой плоской подошве, например, кроссовки или треккинговые босоножки. Местами кирпичи отполированы до блеска, поручни тоже, а уклон оочень бодрящий. Кое-где мы просто съезжали по перилам, как в школьные годы 🙂

Это самое начало: все полого и легко, и даже не скользко.

А вот здесь чуть ли не на четвереньках залазят. А потом еле слазят.

2) И там постоянные подъемы и спуски. У кого проблемы с коленями — обязательно возьмите наколенники или эластичный бинт.

Это часть северной секции уже после подъемников, где намного меньше людей, и уклоны покруче.

3) Теплые вещи: в горах может быть холоднее и ветренее, чем в Пекине, особенно холодно было утром.

4) Воду и еду: на месте все дорого и непонятного качества, и оно продается в основном на входе и выходе, а не на самой стене. Много воды не пейте, потому что с туалетами там напряг. Сами местные тоже предпочитают носить свою еду и воду.

5) Защиту от солнца (особенно летом): кепка, крем, очки.

>Медведи в Бадалине

Когда мы завершили прогулку по стене, в конце нас ждал вольер с шикарными медведями 🙂

История строительства Великой Китайской стены

В VII веке до н.э. на территории, где сейчас располагается Китай, существовали разрозненные феодальные княжества. На границе каждого строились оборонительные укрепления, цель которых была не только защитить от набегов кочевников, но и обозначить границы собственной территории.

Какой император начал строительство стены

Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н.э) начал объединение разрозненных земель в централизованное государство. Для защиты территории от кочевого племени хунну было решено создать укрепление, которое бы охватывало всю территорию созданной империи. Так началось возведение стены. Ход работ контролировал назначенный императором полководец Мэн Тянь. Перед ним стояла задача соединить разрозненные оборонительные укрепления, восстановить разрушенные и, где необходимо, построить новые.

Сколько строили китайскую стену: дата начала и окончания строительства

В III веке до н.э началось возведение стены. В течение нескольких столетий укрепления достраивались, разрушенные участки восстанавливались. В создании стены в разной степени участвовали 10 императорских династий, самый большой вклад внесли – Цинь, Хань, Мин. Работы были остановлены в 1644 году, когда был свергнут император Чунчжэнь Мин. Таким образом, строительство масштабного укрепления велось 20 столетий.

Что разделяет китайская стена

Великая Китайская стена отделяла и защищала Китай от племен, живших на севере за горами Иньшань. Причем ее строили не только для предотвращения нападения кочевников, но также с целью остановить миграцию китайцев на север и слияние их с варварскими племенами. Впоследствии эти территории были завоеваны, и стена теперь находится внутри КНР.

Из чего сделана Великая Китайская стена

Самая масштабная система оборонительных укреплений строилась на протяжении нескольких веков. Этим объясняется, что стена неоднородна по своему составу.

Для возведения первых укрепительных сооружений использовались подручные материалы – земля, глина, галька. Слои земли укрепляли с помощью щитов из тростника и прутьев.

Попытка использовать для строительства основания стен каменные плиты была предпринята при императоре Цинь Шихуанди. Тогда же стали использоваться кирпичи, которые обжигались на солнце. Уже тогда для скрепления камней использовали раствор из рисовой муки.

В XVI веке, когда страной правила династия Мин, уже повсеместно использовали каменные плиты и кирпичи. Между собой они соединялись с помощью раствора, который готовился из рисовой каши и гашеной извести. 3 участка стены (2 у города Цзянъань и 1 — в горах Янышан) построены из мрамора необычного фиолетового цвет. Этот материал оказался самым долговечным и к тому же красивым.

Сколько лет Китайской стене

Первые оборонительные укрепления строились в III веке до нашей эры. Так что самым древним сооружениям более 2 тысяч лет. Но большинство из них разрушено. Сохранившиеся участки стены построены в основном в XVI веке. А значит, им около 400 лет.

Как выглядит китайская стена сегодня

В настоящее время китайская стена протянулась по территории КНР от Ляонина до Цинхая. Многие ее участки разрушаются от времени, воздействия природных стихий. Пострадала стена и от действий людей, которые разбирали ее для строительства домов. Наносят урон и туристы, стремящиеся унести кирпичики на память. Власти принимают меры, чтобы сохранить этот памятник архитектуры для потомков.

Длина Великой Китайской стены в километрах и милях

Подсчетом длины китайской стены занимались ученые, кропотливо измеряя все участки, многие из которых труднодоступны или находятся в полуразрушенном состоянии. К 2008 году работы завершились и было установлено, что длина китайской стены – 8851 км (5500 миль). В расчет брались лишь сохранившиеся до сих пор укрепления.

Раньше китайская стена была еще более протяженной. Археологи подсчитали общую длину стены со всеми ответвлениями, когда-либо существовавшими. В расчет брались участки, которые разделяли когда-то отдельные царства. По мере присоединения земель к Китайской империи их сносили за ненадобностью. Другие участки стены разрушались под воздействием времени. Новые укрепления часто строились параллельно старым. Протяженность всех участков стены, когда-либо построенных, составила 21196 км (13170,7 мили).

Высота китайской стены

На разных участках высота сооружения неодинакова. В среднем она составляет 7,5 метров, а с учетом 1,5-метровых зубцов достигает 9, а в отдельных местах даже 10 метров

Ширина китайской стены

Укрепления строились с расчетом, чтобы по ним мог проехать конный отряд из 5 человек или пройти 10 пехотинцев. Для этого было достаточно 4,5 метра. Именно столько составляет средняя ширина китайской стены. В основании она более широкая – 5,5 метра.

Интересные факты

  • Ни одно укрепительное сооружение не может сравниваться с Великой Китайской стеной по масштабу.
  • На Бадалине любят бывать не только простые туристы, но и государственные деятели. Первым стал маршал СССР Клим Ворошилов. Всего с 1957 года участок посетило более 370 влиятельных людей из самых разных стран мира.
  • С 1999 года на участке стены Хуанъягуань проводится марафон The Great Wall Marathon. Спортсменам необходимо пробежать 5164 ступеней, которые ведут то вверх, то вниз.
  • Участки стены, расположенные в северо-западной части, могут разрушиться и исчезнуть через 20 лет. Виной этому не только природные условия, но и люди.
  • Долгое время было распространено мнение, что Великую Китайскую стену видно невооруженным глазом даже из космоса. Сейчас это заблуждение опровергнуто. Несмотря на масштабность постройки, увидеть ее с Луны нельзя. Невозможно различить стену без увеличительных приборов и с орбиты Земли. На фотографиях, где якобы видны очертания стены, зафиксированы горы, ущелья, реки. Это стало очевидным при увеличении снимков.
  • Во время возведения укрепительных сооружений рабочим требовалось удобное приспособление для подвоза материалов. Для этих целей была изобретена тачка, которая теперь повсеместно применяется в строительстве.
  • О китайской стене часто говорят, как о самом большом кладбище. Из-за невыносимо тяжелых условий труда здесь погибло, по подсчетам ученых, более миллиона человек. А вот легенда, что кости умерших использовались при строительстве стены, была опровергнута археологами.

Для посетителей

Время не пощадило китайскую стену. Она понемногу разрушается и нуждается в реконструкции. Лишь несколько участков доступны для посещения туристами. В основном они расположены в окрестностях Пекина. Их посещение платное.

Участки Великой Китайской стены и стоимость посещения

В начале правления династии Мин столица была перенесена из Нанкина в Пекин. Поэтому участок Бадалин стал играть ведущую роль в защите города с севера от захватчиков. Его называли северным ключом к воротам Пекина. Благодаря тому, что ближе остальных участков расположен к Пекину (всего в 70 км), сюда чаще всего едут туристы. Входные билеты стоят 45 юаней в высокий сезон (апрель-октябрь) и 40 юаней в низкий сезон (ноябрь-март). На вершину стены можно подняться по канатной дороге. За билет в один конец придется заплатить 40 юаней, туда и обратно – 60 юаней.

Мутяньюй также расположен в непосредственной близости от Пекина (в 80 км). Основание его заложено в VI веке. Затем на оставшейся основе достраивалось укрепление уже при династии Мин. Ему придавалось большое значение для защиты Пекина с севера. Участок проходит по горным хребтам, из-за этого здесь такие большие перепады высот – от 500 до 1000 метров. Так что прогулка по нему с постоянными спусками и подъемами будет нелегким делом. Интересно, что бойницы на этом участке расположены с двух сторон стены, что даже породило гипотезу о том, что укрепления строили славяне для защиты от Китая. Этот участок стены построен из гранита. Чтобы попасть сюда, придется заплатить 40 юаней.

Участок Симатай расположен в скалистой местности. В некоторых местах стена построена под большим уклоном. Так, Небесная Лестница имеет угол наклона 85 градусов. Часть крутых участков, в том числе и Небесный мост, ширина которого составляет всего 30 см, закрыта для туристов. Симатай интересен сторожевыми башнями. Всего их 35, но в хорошем состоянии сохранились лишь 20. Этот участок стены расположен в скалистой местности. Входной билет стоит 40 юаней.

Шаньхайгуань называют еще «Головой дракона». Конец участка уходит в Желтое море. Здесь же располагается крепость Чэнхайлоу. На каждой ее стороне сделаны ворота. Восточные получили название «Первого прохода под небесами». Участок стены, расположенный около «Головы дракона», стал музеем под открытым небом. Входной билет обойдется в 50 юаней. Старый город в крепости и музей Великой Китайской стены можно посетить бесплатно. Билет в «Первый проход под небесами» стоит 40 юаней летом, 15 юаней зимой.

Посещение всех участков детьми ростом до 1,2 м бесплатное.

Как добраться

Для тех, кто первый раз приехал в Китай, лучше взять экскурсию.

Еще один вариант – доехать до Великой Китайской стены на такси. В отеле можно заказать трансфер до любого участка или можно воспользоваться услугами уличных таксистов.

Добраться до Великой Китайской стены можно и с помощью общественного транспорта. Но этот вариант подходит для тех, кто хоть немного владеет языком и ориентируется в городе. Сложность может возникнуть из-за того, что автобусы с одинаковыми номерами могут идти в разные города. Потребуется знание иероглифов, чтобы понять направление движения автобуса. Рассчитывать на подсказку местных жителей тоже не приходится – многие не владеют английским языком. До большинства участков, за исключением Бадалина, из Пекина придется добираться с пересадками.

Время посещения

Попасть на китайскую стену можно лишь в определенные часы. Каждый участок имеет свое расписание, которое будет зависеть от сезона.

Название участка Режим работы в высокий сезон (апрель-октябрь) Режим работы в низкий сезон (ноябрь-март)
Бадалин 6.40-18.30 6.40-18.30
Мутяньюй 17.30-18.00

(в выходные до 18.30)

8.00-17.00
Симатай 8.00-22.00 8.00-21.00 (в выходные до 21.30)
Шаньхайгуань 7.00-18.00

Музей работает с 8.00 до 17.00.

7.30-17.00

Музей работает с 8.00 до 17.00.

О невероятно Великой Китайской стене

Это, наверное, одно из немногих сооружений человечества, которое собрало возле себя столько заинтересованных ученых, исследователей, историков, да и обычных туристов. Поглазеть на Великую Китайскую стену приезжают люди со всего мира. Она по праву считается одной и самых грандиозных сооружений, созданных когда-то человечеством. Главный символ Китая, который включен в список всемирных наследий ЮНЕСКО.

За время, что утекло со времен строительства и до наших дней, это сооружение не один раз перестраивалось, что-то вовсе разрушали, считая ненужным или лишним, что-то достраивали, подгоняя под сегодняшние запросы. Но, так или иначе, эта историческая памятка сохранилась до наших дней и готова принять в гости туристов.

Кстати, немногие знают о том, что когда-то Мао Дзе-Дун написал возле входа выражение. Согласно ему китаец, который не видел этого памятника, не может называться настоящим китайцем.

Сегодня стену считают величественным памятником, национальным символом, достопримечательностью и визитной карточкой Китая. Ведь это сооружение стало свидетелем многих событий в истории Китайской империи.

Общие сведения

Начинается это грандиозное строение в городе Шаньхай-гуань. С того места стена тянется, проходя половину страны и заканчиваясь в Центральном Китае. Кому-то ее расположение напоминает движения змеи, а сами китайцы ассоциируют его с взлетом дракона. Наверное, именно из-за таких ассоциаций она стала для жителей Китая национальным символом.

Длина Великой Китайской стены составляет 8851,8 километров. Ширина стены колеблется от 5 до 8 метров, а высота в некоторых местах достигла отметки в 10 метров.

Сооружение настолько крепкое, что один участок, длина которого 750 километров, когда-то превратили в настоящую дорогу. В некоторых местах возле стены построены крепости и укрепления, что имеет историческое и логическое объяснение.

Самые популярные среди туристов участки стены – это Симатай и Бадалин. Ничего удивительного в этом нет, ведь находятся они рядом с Пекином, в 75 километрах от столицы.

Кстати, широко распространен миф, что Великую стену видно даже из космоса. Космонавты говорят, что это не так — невооруженным взглядом стену из космоса никто и никогда не видел.

История строительства

Строительство Великой Китайской стены началось в 3 веке до нашей эры. Историки даже не спорили на тему, кто построил китайскую стену. Эта идея принадлежала императору Цинь Шихуанди. В истории он прославился как жестокий правитель, жаждущий перемен. За время императорства он полностью изменил жизнь своего народа. Особенно это прочувствовали аристократы и князи, у которых император забрал привилегии и подчинил их себе.

Историки утверждают, что первоначальная цель возведения Великой Китайской стены – защита владений императора от набегов кочевых племен. Но исследователи сами себя отрицают, говоря, что тогдашние северные племена не представляли никакой особой опасности императору и его стране. Поэтому защищаться от набегов в такой способ было бессмысленно. И на этой почве историки вывели новую версию: цель такого громадного строительства – обозначить границы Китайской империи, что должно было препятствовать слиянию китайцев с кочевниками.

221 год до нашей эры – 300 тысяч человек прибыло на северную границу Китайской империи. Руководил «парадом» полководец Мэн Тянь. Эти люди получили задание возвести стену из камней и кирпича на том месте, где были земляные валы. Стоит отметить, что большая часть стены проходила в труднодоступных местах, что, понятное дело, утрудняло работу ее строителей. Чтобы держать стройку под контролем, все люди были распределены на 34 базы, вокруг которых со временем появлялись поселки.

Возводить стену начали с башен. Их тогда насчитывалось 25 тысяч. Надо сказать, что они значительно отличались друг от друга, имели разную плотность и размер. Но все подобные сооружения тянули на настоящие фортификационные сооружения. Их средняя длина насчитывала 12 метров.

Расстояние между башнями измеряли «полетами стрелы», которые должны были быть равны двум. Защитные сооружения (башни) были соединенные между собой стеной, высота которой достигала семи метров. Кстати, ширину стенки мерили шеренгой из восьми человек.

Существует очень интересная история, или скорее легенда, о том, как определяли границу Великой стены. Император решил объехать свои владения на коне. Его маршрут и стал границей стены. А места для башен обозначали на участках, где оступался конь правителя.

Под сомнения защитной функции стены ставит и тот факт, что во время ее строительства учитывали особенности местности. Так, например, на севере она отделяет непригодные для жизни горные районы от плодородных земель. По этому поводу ученые высказали свое мнение. По их словам, данное сооружение было предназначено для отделения плодородного юга Китайской империи от кочевого севера.

Стена на костях

До 213 года до нашей эры строителям удалось довести до ума большую часть стены. На подмогу солдатам были привлечены и крестьяне. Большинство простолюдинов не могли долго работать в таких условиях и при таких ударных темпах, и помирали от изнеможения. Что делали с их телами? Их замуровывали в стене.

С тех пор, как историки обнародовали этот исторический факт, появилось много высказываний на эту тему. Некоторые называли Великую Китайскую стену «самым длинным кладбищем мира». Кто-то с укором говорил, что стена построена на человеческих костях. И такие мысли не без оснований: в стене замуровано примерно 400 тысяч китайцев. В то время, народ считал эту громадную стройку большим бедствием. Эти мотивы можно встретить в древнекитайских песнях, сказках и преданиях.

Как бы там не было, что бы не говорили, но даже прозвище «самое длинное кладбище в мире» не сможет отпугнуть туристов, желающих прикоснутся к древней истории, посмотреть на величайшее сооружения китайского народа.

Дальнейшая судьба стены

Дождавшись смерти императора Цинь Шихуанди, в 210 году до нашей эры народ восстал и скинул династию Цинь. Это дало возможность приостановить строительство стены. В судьбе Китайской стены наступил период застоя. Далее история гласит, что не все императоры брались достраивать защитное сооружение. Многие полагали большие надежды на войска, а стеной, как возможностью укрепить границы империи, пренебрегали.

Когда к власти пришел монгольский хан, стену вообще забросили. Ее реставрация началась только в 15 столетии.

Как добраться до Великой Китайской стены

Чтобы увидеть этот грандиозный памятник Китайской империи, можно пойти несколькими путями:

  • поехать с экскурсией
  • добраться на такси
  • воспользоваться железнодорожным экспрессом

Учтите, что помимо прочих расходов, нужно будет купить входной билет на стену, стоимость которого составляет 45 юаней.

Автобусные экскурсионные туры

Экскурсионный тур – это самый простой способ. Для тех, кто не знает китайского или боится путешествовать в одиночку, группа туристов и гид во главе – это отличный вариант.

Экскурсионные автобусы ждут туристов в Ябаолу, Тяньаньмэнь и Цяньмень. Кроме этого, такую информацию можно узнать и на ресепшне любого отеля.

Цены на такое удовольствие приемлемы, от 100 до 500 юаней (зависит от количества человек в группе). Но в стоимость, чаще всего, входит только проезд до Бадалина. Покупать входной билет и питание вам придется самостоятельно. Зато после посещения стены вас отвезут к гробницам императоров династии Минь.

Единственный минус такого варианта – ограниченность тура. Решать, когда и куда ехать, вы не можете, ведь надо ориентироваться на других туристов. Поэтому если вы желаете провести весь день на Великой Китайской стене, то автобусные туры – не для вас. Хотя в большинстве случаев целый день там делать нечего.

Поездка на такси

Добраться к историческому памятнику вы можете наняв частный автомобиль с водителем. В Ябаолу предлагающих такие услуги хоть отбавляй. Машину можно заказать и через отель, но это окажется немного дороже.

Стоимость такси может колебаться в районе 400-800 юаней. Но не забывайте, что питание и билет на вход опять же остаются на ваших плечах.

Этот способ намного удобнее предыдущего, водитель отвезет вас куда угодно, ведь здесь парадом командуете только вы.

На железнодорожном экспрессе до Бадалина

Специально к китайской олимпиаде был построен железнодорожный экспресс для желающих посетить участок стены расположенный в Бадалине. Дорога занимает полтора часа. Поезд отходит от северного вокзала Пекина, расположенного на станции метро Xizhimen – пересечение кольцевой линии. Прямо от станции метрополитена есть указатели с надписью «Beijing Railway Station North».

Отсюда отходит экспресс на стену — станция Xizhimen

Стоимость поездки будет минимальна, и обойдется в обе стороны не более 20 юаней на человека. Билеты продаются прямо на вокзале. Расписание поездов постоянно меняется, но экспресс отходит каждый час. Номера всех составов отходящих на Бадалин начинаются на S2. Учтите, что станция не конечная и выходить нужно вместе с основной толпой пассажиров, точно не ошибетесь.

Из минусов стоит отметить, что вы столкнетесь с огромными очередями, и ехать придется стоя.

Перед поездкой обязательно хорошо покушайте и купите воды, так как на стене все очень дорого. На той же станции Xizhimen есть большой торговый центр, здесь много кафе и фастфудов, например, Бургер Кинг и Макдональдс.

Не забудьте одеться теплее, поскольку стена находится на возвышении, здесь часто дует сильный пронизывающий ветер.

Экскурсия на Великую Китайскую стену

Кто не мечтал хоть раз в жизни пройтись по Великой Китайской стене? Наверняка, каждый. Создание стены началось еще в 200-х годах до нашей эры. Для ее постройки было задействовано большое количество людей: и заключенных, и военнопленных, и крестьян. По подсчетам более 2-х миллионов человек погибли при строительстве стены. Именно поэтому ее также называют Стеной плача. Стена протянулась более чем на 2000 км., а вместе с крепостными валами ее длина составляет 6000-6500 км. На ночь все ворота стены закрывались, чтобы никто не мог пройти на территорию государства. Поговаривают, что однажды самому императору Китая пришлось дожидаться рассвета, чтобы попасть в страну, когда он оказался по другую сторону. Поистине неповторимое сооружение! Недаром китайцы говорят: тот, кто не был на Великой Китайской стене — тот не был в Китае. Ее также причисляют к восьмому чуду света. Ежедневно толпы туристов устремляются туда, чтобы лично увидеть сохранившееся до наших дней чудо света.

Для того, чтобы побывать в этом незабываемом месте, достаточно купить экскурсию в Пекине. Или же отправиться самостоятельно на осмотр стены из Пекина на поезде. Разумеется, самостоятельная поездка обойдется в разы дешевле, нежели оплаченная экскурсия. Единственные плюсы самостоятельной поездки – это экономия денег и наличие большого количества свободного времени. Если же отправляться смотреть стену с экскурсионной группой, это обойдется примерно в 2 раза дороже (в переводе на русские рубли от 600 руб. и выше) и времени на просмотр стены отводится 2-3 часа. Но многие уверяют, что этого времени вполне достаточно, чтобы пройтись по стене и сделать фотографии. Ко всему прочему, очевиден еще один плюс оплаченной экскурсии – обед в ресторане или кафе и посещение императорской гробницы Минь. После этого туристов благополучно довезут до отеля. В случае самостоятельного путешествия придется ехать на станцию и ждать поезд до Пекина. В нашем туре «Лучшее в Китае» есть возможность посетить ВКС любым из способов. Если хотите самостоятельно, я подскажу как. Да и после нашего совместного путешествия вы сами научитесь ориентироваться и не боятся Китая 😉 Если не хочется лишних хлопот, то посещаем в рамках организованной экскурсии.

Стоит сказать и о том, что для экскурсии отведены определенные участки стены. Наиболее популярные из них: Бадалин, Мутянью и Симатай. Самым посещаемым и дешевым является Бадалин. Этот участок находится на расстоянии в 60 км. от Пекина. Здесь всегда очень много туристов. Чтобы добраться до Мутянью, придется проехать 90 км. от столицы. Но здесь значительно меньше людей, а места более красивые. Поэтому это самое подходящее место для фотографий. Для кого имеет значение, к какому участку отправляться на экскурсию, необходимо уточнять это у турфирмы, организующей экскурсию.

Вот так в целом совершаются экскурсионные туры на Великую Китайскую стену изо дня в день. Кто-то предпочитает самостоятельную поездку, что обходится очень дешево вместе с самими пропускными билетами на стену (400 руб.), а кто-то предпочитает полноценную экскурсию на автобусе. Некоторым, кого не интересует вопрос цены, вполне подойдут индивидуальные экскурсии на такси. Но независимо от этого, Великая Китайская стена навсегда останется в сердце каждого, кто побывал на ней!

Посмотреть Великую Китайскую Стену можно присоединившись к туру «Лучшее в Китае»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *