Вера в абхазии

«Абхазская религия»

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.

Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

См. также: Народное христианство

Христианство

Основная статья: Абхазская православная церковь См. также: Абхазский католикосат См. также: Сухумо-Абхазская епархия

В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.

Католическая церковь

Основная статья: Католицизм в Абхазии

В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

Лютеранская церковь

С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход св. Иоанна (ул. Абазинская 65), состоящий в основном из лиц немецкого происхождения

Ссылки

  • Официальный сайт Абхазской Православной Епархии
  • Фотоальбом «Святыни Абхазии»

Абхазия в темах

  • Государственный строй
  • Герб
  • Флаг
  • Гимн
  • Административное деление
  • География
  • Города
  • Население
  • История
  • Туризм
  • Экономика
  • Культура
  • Религия
  • Литература
  • Музыка
  • Столица
  • Праздники
  • Спорт
  • Образование
  • Наука
  • Железнодорожный транспорт
  • Почта (история и марки)
  • Интернет
  • Вооружённые силы
  • Внешняя политика
  • Конституция

Республика Абхазия — частично признанное государство в Закавказье, расположенное в пределах заявленных границ страны-члена ООН Грузии.

Страны Азии: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ Частично в Европе или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы
  • ² Также в Африке
  • ³ Также в Океании
  • ⁴ Также в Европе

Население и религия

Население республики на начало 2011-го года составляет около 243 тыс. человек. Существенно сократившись после военных событий 90-х годов, население постепенно выходит к естественному приросту. Из 243-х тысяч человек, около 65-ти тысяч (практически треть населения) – это жители столицы республики Сухума. В окрестных же посёлках и пригородах Сухумского района население в общей сложности едва превышает отметку в 12 тысяч человек.

Национальный состав из года в год претерпевает изменения. Основной нацией республики являются абхазы, их проживает около 95-ти тысяч на всей территории, второе место делят грузины (численность которых ежегодно сокращается) и армяне, приблизительно по 45 тысяч человек.

Русских в Абхазии с каждым годом становится всё меньше, по результатам последней переписи населения, русские составляют около 10% населения республики, что приблизительно равно 23-м тысячам человек.

По религиозному составу в Абхазии лидируют христиане (60% населения), на втором месте мусульмане (16%) и небольшие группы людей являются приверженцами иудаизма, язычества и других религий.

Вопрос о религии в Абхазии является особым, поскольку большинство «официальных» христиан и мусульман, но абхазов по крови считают себя приверженцами так называемой «Абхазской веры». Это монотеистическая религия проповедует единого Бога-вседержителя. Принадлежность к этой религии оправдывает несоблюдения поста абхазами-христианами. И не совершение обрезания и паломничества в Мекку абхазами-мусульманами.

Ряд исследователей восточных религий относят «абхазскую веру» к уникальным древним монотеистическим религиям, сохранившимся до наших дней, и ставят её в один ряд с такой религией, как зороастризм.

Абхазский национальный костюм

Язык

Государственным языком Республики Абхазия является абхазский язык. Наряду с абхазским вторым государственным языком является русский, как язык государственных учреждений. Письменность в республике претерпела изменения от латиницы и традиционного грузинского письма до кириллицы. На данный момент все вывески в крупных городах написаны на кириллице, некоторые надписи сохранились, как традиционное грузинское письмо.

Правила поведения для туристов

К гостям абхазцы относятся с теплотой и уважением, отчасти эта теплота и уважение вызваны тем, что туристы составляют важный пункт ВВП республики, однако в большинстве городов россиян принимают искренне радушно.

Находясь в общественных местах ни в коем случае нельзя с пренебрежением высказываться о местных традициях, о национальном составе – это может спровоцировать серьёзный конфликт.

Обращаясь к обслуживающему персоналу в гостинице необходимо проявлять взаимную вежливость, высокомерие и грубость со стороны постояльцев могут вылиться в неубранное постельное бельё и не вовремя выполненные заказы в номер.

Ожидая заказа в ресторане либо в любом другом месте общественного питания ни в коем случае нельзя оставлять сумки, кошельки, и любые другие ценные вещи без присмотра – кражи здесь – обычная вещь.

В тёмное время суток не рекомендуется употреблять алкоголь в незнакомом окружении. На предложения пройтись или же пойти в гости от малознакомых людей нужно отвечать категорическим отказом – это излюбленный способ краж.

Для женщин – не следует вне курортной зоны одевать слишком откровенную одежду, это может вызвать негативную реакцию местного населения, не рекомендуется на пляжах загорать топлес, поскольку это повлечёт крайне нездоровую реакцию мужского населения, вплоть до преследований. Если местные мужчины оказались слишком настойчивы со своими знаками внимания – не нужно бояться обратиться к руководству гостиницы или пансионата, реакция будет вполне адекватная.

Как и на любом кавказском курорте не рекомендуются публичные поцелуи пар, даже замужних, это противоречит местным традициям.

Если вы приглашены на национальный праздник, сидя за общим столом, старайтесь повторять манеру поведения абхазцев – привставать со стула во время тоста, негромко разговаривать, спиртное пить медленно, и не слишком много.

Праздники Абхазии

В Абхазии празднуются все государственные праздники Российской Федерации, кроме 1го мая (не является выходным), новогодних каникул в республике нет, Новый год празднуется первые 2 дня января.

К национальным праздникам относятся: 13 января (День Сотворения Мира), 23 июля (День Национального Флага), 30 сентября (День Независимости), 26 ноября (День Конституции).

День Национального Флага

Бог монотеистических культур

основные понятия

Портал «Религия»

Имена Бога в монотеизме Законы в монотезме

Тора • В зорастризме • Мишна • Талмуд • Библия • Коран

Символы монотеизма

Маген Давид • Огонь • Хамса
Менора • Крест • Полумесяц • Альфа и Омега • Шма • Символ веры • Тахуид • Шахида • Оксаграмма • Тетраграмматон

Выдающиеся персоны См. также

Монотеизм • Религия • Политеизм • Атеизм

Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим.

  • 60 % — христиане
  • 16 % — мусульмане
  • 3 % — приверженцы абхазской религии
  • 5 % — язычники
  • 8 % — атеисты и неверующие
  • 2 % — прочие конфессии
  • 6 % затруднились ответить

Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают церкви, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.

Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Часть учёных-религиоведов с этим мнением соглашается. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней. Но по факту религия абхазов пантеистическая, так как традиция утверждает, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.

Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.

Абхазия, по мнению самих абхазов, — это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии — её доверенный хранитель. Позиции традиционной абхазской религии определённо укрепляются. Абхазия оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется «быжныха» («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения, некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.

Жрецами — «аныха паю» (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха), Инал-ҟәыба (Авидзба).

3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.

Православная церковь

Основная статья: Абхазская православная церковь См. также: Абхазский католикосат См. также: Сухумо-Абхазская епархия

По древнему церковному преданию христианство в Абхазии первыми проповедовали Святые Апостолы от двенадцати Андрей Первозванный и Симон Кананит (Зилот), принявший мученическую смерть в Никопсии (нынешний Новый Афон). К IV веку на территории Абхазии христианство утвердилось достаточно прочно, о чем свидетельствует наличие епископской кафедры в Питиунте (Пицунда). В 325 г. епископ Питиунта Стратофил принял участие в Первом Вселенском Соборе в Никее. С Абхазией связаны страницы биографии одного из самых выдающихся христианских деятелей Патриарха Константинопольского св. Иоанна Златоуста, который, будучи в изгнании, скончался в Команах Абхазских. В качестве государственной религии христианство утверждается на территории Абхазии при византийском императоре Юстиниане Великом в VI в. В средневековый период на территории Абхазии строятся десятки храмов, как крупных кафедральных соборов, так и небольших приходских церквей. Многие из средневековых храмов Абхазии являются выдающимися памятниками архитектуры. Наиболее известны кафедральные соборы в Пицнде и с. Моква. К XIV в. абхазская церковь функционирует уже в качестве автокефального католикосата, который де-юре просуществовал до 1795 г., когда в Киево-Печерской лавре скончался последний католикос Максим. Однако, с падением Константинополя и началом утверждения османского владычества на Кавказе, происходит резкий упадкок христианства. К началу XIX в. на территории Абхазии существуют лишь локальные очаги церковной жизни. И только с приходом в регион Российской империи начинается бурный, поддерживаемый на государственном уровне, процесс возрождения христианства в Абхазии. Значительная часть местной правящей верхушки во главе с владетельным князем Абхазии Сефербеем (Георгием) оставляет ислам и принимает христианство. В 1851 г. в Абхазии учреждается епископская кафедра. В 1875 г. афонскими монахами на территории Абхазии основывается Новоафонский монастырь. Православной Российской Церковью начинает осуществляться активная миссионерская и просветительская деятельность среди абхазского населения. В этот период создается первая абхазская письменность, переводится на абхазский язык Священное писание. До Февральской революции православная церковь, по существу, является господствующей на территории Абхазии религией. В период советской власти Абхазская епархия была включена в состав восстановленного Грузинского католикосата. Как и на всей территории СССР, деятельность религиозных организаций в этот период подвергалась серьезным ограничениям. В результате в Абхазии осталось несколько действующих храмов и значительно сократилось количество верующих. С конца 80-х годов, также как на всей территории СССР, в Абхазии наблюдается повышение интереса к религии, появляются первые с момента установления советской власти абхазские священники. Вследствие грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Абхазская церковь оказалась в неординарной ситуации. В виду того, что большая часть грузинского духовенства во главе с Патриархом Илией II открыто поддержала грузинское военное вторжение в Абхазию, местная православная епархия после поражения и отступления грузинских войск де-факто оказалась вне контроля ГПЦ. Церковную жизнь в Абхазии стала восстанавливать небольшая группа приходских священников, оставшихся после войны на территории Абхазии. Они составили епархиальный совет и избрали временно управляющим Сухумо-Абхазской епархии иерея Виссариона Аплиа. При его ведущей роли была возобновлена служба во многих храмах, в том числе, и на абхазском языке. Благодаря поддержке со стороны РПЦ несколько абхазов получили духовное образование и были рукоположены в священнический сан. В настоящее время каноническое положение Абхазской церкви остается неурегулированным. С одной стороны – всеми православными церквами Абхазия признается частью канонической территории ГПЦ, с другой – церковная жизнь в Абхазии поддерживается священниками, в основной своей массе являющимися клириками РПЦ. На территории Абхазии действуют две непризнанные церковные юрисдикции – Абхазская православная церковь и Священная митрополия Абхазии, создание которой в мае 2010 инициировало несколько клириков, вышедших из подчинения иерея Виссариона Аплиа. Несмотря на канонические сложности церковная жизнь в Абхазии развивается, открываются новые храмы и монастыри, во время службы в церквях поминают имя Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. Абхазия является достаточно крупным центром православного паломничества. Наиболее посещаемыми святыми местами являются Новый Афон, в котором находится грот св. Апостола Симона Кананита, храм Х в., построенный на месте упокоения Апостола, и собственно Новоафонский монастырь, а также с. Команы, в которых находятся каменный гроб Святителя Иоанна Златоуста, источник св. Василиска и место третьего обретения Главы св. Иоанна Крестителя.

Католическая Церковь

Основная статья: Католицизм в Абхазии

В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.

  1. Крылов А. Б. Секрет абхазской веротерпимости. НГ-религия от 17 марта 2004.
  2. 1 2 3 Крылов А. Б. Религия современных абхазов: реликт прамонотеизма.
  3. Л Регельсон., И.Хварцкия. Земля Адама. Сух., 1997. с.4.
  4. В Абхазии создана религиозная организация «Совет жрецов Абхазии»
  5. 1 2 Мусульмане Абхазии хотят развеять негативное мнение о себе.
  6. Салих (Станислав) Кварацхелия избран председателем Духовного управления мусульман Абхазии
  7. Г. В. Чакветадзе Конфессиональная ситуация у народов современной Абхазии
  • Официальный сайт Абхазской Православной Епархии
  • Фотоальбом «Святыни Абхазии»

Абхазия в темах

Государственный строй • Герб • Флаг • Гимн • Административное деление • География • Города • Население • История • Туризм • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Столица • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Железнодорожный транспорт • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика • Конституция

Республика Абхазия — частично признанное государство в Закавказье, расположенное в пределах заявленных границ страны-члена ООН Грузии.

Портал «Абхазия»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *