Внешние экономические связи Индии

Внешние экономические связи, экспорт, импорт. Участие в интернациональных
экономических союзах

Информация » Экономико-географическая характеристика Индии » Внешние экономические связи, экспорт, импорт. Участие в интернациональных экономических союзах

Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение труда. Внешнеторговый оборот – 104 млрд. долл., 2001г. (экспорт – 43 млрд. долл.; импорт – 61 млрд. долл.) .

Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия, ювелирные изделия и драгоценные камни, сельскохозяйственные и продовольственные товары, машины, а также рудные полезные ископаемые, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 21% мирового экспорта чая.

Индия экспортирует железную руду преимущественно в Японию, а также в некоторые европейские страны.

В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов, машин, оборудования, оружия, смазочные масла.

Крупнейшими торговыми партнерами Индии являются США(19,3% экспорта и 9,5% импорта) ФРГ, Япония, Великобритания. Несмотря на созданный в 1985 году Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), масштабы внешней торговли с ближайшими соседями-членами этого блока (Пакистан, Бангладеш и др.) невелики. Расширяются торговые связи Индии со странами Юго-Восточной Азии.

Индия является членом таких организаций как:

АФБР – Африканский банк развития;

АЗБР – Азиатский банк развития;

ТКК – Товарно-кредитная корпорация;

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ВТО – Всемирная организация торговли и др.

С начала 90-х годов в стране осуществляется обширная программа новых экономических реформ, целью которой является создание рыночной экономики в мировое хозяйство. Правительство либерализовало законы, регулирующие приток иностранных инвестиций в страну. Крупнейшими инвесторами являются США, Япония, ФРГ и другие развитые страны.

Важным каналом проникновения иностранных капиталов в Индию являются государственные займы, кредиты и субсидии, предоставляемые экономическими развитыми странами и крупнейшими мировыми банками. Внешняя финансовая задолженность Индии превышает 100 млрд. долл. (из группы развивающихся стран большой внешний долг имеют только Бразилия и Мексика).

Изменились в последние годы внешнеэкономические отношения Индии с Россией. Ранее страна была одним из главных торговых партнеров СССР (за счет продажи чая, кофе, перца, пряностей, тканей, медикаментов). В последние годы товарооборот между странами заметно сократился (с 3,7 млрд. долл. в 1988г. до 1,8 млрд. долл. в 2001г.). в настоящее время осуществляется ряд мер, направленных на разработку новых условий российско-индийского торгово-экономического сотрудничества. Индия продолжает оставаться для России перспективным и емким рынком.

Больше по географии:

Система управления в Монако
История современного Монако начинается в 1215 году с основанием на территории княжества колонии Генуэзской республики и строительством крепости. 8 января 1267г. в ходе гражданской войны в Генуе Монако было занято Франсуа Гримальди и его сторонниками. Эту дату принято считать началом правления динас …

Значение природного потенциала данного региона для экономики Красноярского края
Север Красноярского края обладает значительным природно-ресурсным потенциалом и имеет огромное значение для развития экономики Красноярского края. В регионе имеются запасы нефти, газа, каменного угля, полиметаллических руд. Выделяется Сузунское газонефтяное месторождение. Выявлены месторождения цве …

Современные приладожские ландшафты
Если говорить о зональном подразделении территории, то северное и восточное побережья Ладожского озера относятся к подзоне средней тайги, а южное и западное – к подзоне южной тайги. Для средней тайги характерны ельники-черничники без подлеска, с сомкнутым древостоем и сплошным покровом блестящих зе …

>
Особенности развития экономики современной Индии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.14, кандидат экономических наук Курбанов, Сердар Алтыевич

Заключение диссертации по теме «Мировая экономика», Курбанов, Сердар Алтыевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В течение почти 150 лет Индия была колонией Великобритании. Страна обрела политическую независимость в 1947 г., в начале 90-х гг. XX в. руководство Индии начало либерализацию экономики с ориентацией на импортозамешение.

В настоящее время Индия является членом более чем 70 международных организаций и региональных объединений. Индия сохраняет приверженность принципам неприсоединения, неучастия в военных союзах, поддерживает нормальные, конструктивные отношения практически со всеми странами мира, стремится к развитию мировой экономической интеграции.

Индия за годы независимого развития стала одной из крупнейших экономик мира не только по количественным, но и качественным параметрам.

За последние пять лет валовой внутренний продукт Индии удвоился, а его среднегодовой рост составил 8,5%. Индия занимает 2-е место в мире по численности населения (20% или 1,2 млрд. чел.), уступая Китаю (22% или 1,3 млрд. чел.). По размеру совокупного ВВП (1,23 трлн. долл. или 3,84%) Индию опережают США (13,8 трлн. долл.), Япония (5,09 трлн. долл.), Китай (4,7 трлн. долл.), ФРГ (3,3 трлн. долл.).

Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Индии составил 34,6 млрд. долл. США или 3,1% от мировых ПИИ. Общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Индии в период 2000 г. по 2010 г. превысила 112,8 млрд. долл. США.

Вместе с тем Индия относится к беднейшим государствам планеты по уровню развития своей экономики. ВВП на душу населения (1 028 долл.) свидетельствует о том, что Индия отстает по данному показателю от ведущих стран мира более чем в 10 раз. В Индии проживает 2/3 беднейших людей планеты.

По данным ВТО, в 2010 г. Индия занимала 12-е место в списке ведущих мировых экспортеров услуг. Вследствие мирового финансового кризиса (2007-2009 гг.) его объем сократился и в 2009 г. экспорт услуг достиг 106 млрд. долл., а в 2010 году он снизился до 95,8 млрд. долл. США. Главными партнерами Индии в торговле услугами являются развитые страны (США, ЕС, Япония).

Основными видами экспортируемых Индией услуг являются аутсорсинговые (в 2010 г. на них пришлось 45,7% всего индийского экспорта услуг), деловые (лизинг, консалтинг, аудиторские услуги, маркетинг, инжиниринг и др. — 19,3%), транспортные (11,4%), туристические (11,4%), финансовые (5,5%).

Объем импорта услуг в Индию в 2009 г. составил 52 млрд. долл. США, в 2010 г. — 60 млрд. долл. Важнейшими статьями индийского импорта услуг являются деловые (35,5%), транспортные (18,4%), туристические (14,0%) и финансовые (9,1%).

По мнению автора, несмотря на воздействие мирового финансово-экономического кризиса, положение Индии оценивается как стабильное и имеющее положительную динамику. По данным Мирового Экономического Форума Индия в 2010-2011 гг. занимает 51 место по уровню глобальной конкурентоспособности, уступая Китаю (30 место), но опережая Бразилию (58 место) и РФ (63 место).

Индия (темп роста ВВП — 5,6%, 2010 г.) наряду с Китаем (8,7%), является одной из самых быстрорастущих экономик в мире. Кроме того, высокий рост ВВП подтверждает то, что Индия менее зависимая от экспорта, чем остальные азиатские страны, вышла на такие показатели за счет надежного внутреннего спроса. В ближайшие годы ежегодные темпы роста составят 9-10%), за счет стимулирования внутреннего потребления, привлечения прямых иностранных инвестиций, реализации новых инфраструктурных проектов.

2. Современная Индия — динамично развивающаяся страна, имеющая мощную промышленную базу и развитое сельское хозяйство, значительные трудовые ресурсы и разнообразную минерально-сырьевую базу, растущий научно-технический потенциал и быстро развивающийся сектор услуг, включая информационные технологии, телекоммуникации, финансово-банковское дело, транспорт, строительство, аутсорсинг бизнес-процессов.

Колониальные условия и особенности доколониальной социально-экономической специфики национального хозяйства предопределили ее роль и место в мировой экономике.

Структура экономики Индии может быть представлена следующим образом (в 2010 г.): сельское хозяйство — 14,2% ВВП, промышленность — 28% ВВП, сфера услуг (транспорт, связь, торговля, социальные услуги) 57,8% ВВП.

Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики (60% трудоспособного населения страны), на него приходится около 9% экспорта страны.

Страна является крупнейшим производителем и экспортером чая (27% мирового производства, 13% мирового экспорта). Экспорт составляет около 25% его производства. В мировом производстве кофе доля Индии составляет 4,5%.

С начала 90-х годов в промышленном секторе, как и во всей экономике Индии, произошли значительные структурные изменения, обеспечившие увеличение объемов выпуска продукции, модернизацию и внедрение новых технологий. Удельный вес отраслей в ней следующий: текстильная промышленность — 17%; нефтегазовая и угольная промышленность — 18%; черная и цветная металлургия — 12%; машиностроение — 15%; пищевая промышленность — 10%»; целлюлозно-бумажная промышленность — 5%, электротехническая промышленность — 5%. однако доля Индии в мировом промышленном производстве невелика. Промышленная политика ориентирована на импортозамещение.

Хорошо развита транспортная система, занимающая 5 место , в мире. Особое внимание уделяется развитию железнодорожной и автомобильной инфраструктуры. Индия имеет собственный воздушный, морской, торговый флот, однако 60% транспортировок осуществляется иностранными судами.

За годы независимости были созданы новые высокотехнологичные производства. Таким образом, структура национального хозяйства диверсифицирована как многоотраслевая, изменила положение страны в мирохозяйственных связях, превратила Индию из поставщика на внешний рынок традиционных «колониальных» товаров, экспортные доходы которой зависели от нескольких товарных групп сырья и продовольствия — в продавца, главным образом готовой продукции. Так, около 70% вывоза страны приходится на готовые промышленные товары, в числе которых машины и оборудование занимают 21%.

3. Социально-экономическая модель Индии прошла несколько этапов эволюции: от колониальной модели развития к импортозамещающей модели с опорой на государственный капитализм (1947 — 1950 гг.), основанной на протекционистской защите промышленности и сельского хозяйства при ограничении свободного движения товаров и капитала через границу, до капиталистической (1951-1979 гг.).

В 1980-е гг. начался переход к экспортно-ориентированнной модели, в основном за счет внутренних накоплений и капиталовложений — при очень небольшой доле внешних источников финансирования. Начало 1990-х гг. характеризуется новым периодом развития экономики Индии либерализация экономических отношений в промышленном секторе страны с приоритетным развитием самостоятельной отрасли ИКТ за счет реализации следующих мер: стимулирование экспорта путем введения налоговых льгот; либерализация политики в области привлечения иностранных инвестиций; введение льготного кредитования и страхования рисков; разрешения 100% участия иностранного капитала во всех областях ИКТ, в том числе в электронной коммерции; установление льготного налогообложение при приобретении акций крупных иностранных компаний; делицензирование деятельности в области программного обеспечения (ПО) индустрии; существенное упрощение схемы регистрации фирм — производителей ПО; проведение реформы высшего и среднего ИТ образования; развитие системы повышения квалификации и сертификации специалистов; стимулирование стандартизации процесса обучения и развитие системы сертификации учебных заведений; привлечение молодежи к получению образования в сфере ИТ (система субсидий, поощрений, налоговые льготы); государственная поддержка и финансирование учебных заведений и т.д.

Анализ экономических реформ, проводимых в годы независимости в последнем десятилетии прошлого века, показал, что их реализация обеспечила трансформацию отсталой аграрной страны в индустриально-аграрное государство с растущим внутренним рынком. По мнению автора, национальная стратегия государства, направленная на продвижение Индии на мировом рынке в качестве экспортера ИТ, успешная предпринимательская тактика, основанная на маркетинге и продуманной организации производства, формальных и неформальных связях, обменах опытом внутри и межфирменном уровне; создание технократических государственных органов, содействовавших развитию отрасли послужили конкурентообразующими факторами развития экспортно-ориентированной модели страны.

Данные меры позволили рынку высоких технологий развиваться стремительно и стать одним из ведущих секторов современной экономики. Индия глобальный игрок, предлагающий технологические решения и бизнес-услуги мирового уровня, ее доля в мировом экспорте ИТ-услуг составила 21,2 % в 2010 г.

Индийский 1Т-рынок объединяет производство компьютерной техники и ее компонентов (18,7%), разработку ПО (48,4%), НИОКР (13,4%), а также предоставление услуг технического и организационного характера по заказам зарубежных компаний (ITES/BPO, 19,5%).

По данным Департамента информационных технологий (ДИТ) Министерства связи и информационных технологий в 2011 г. объем производства ИТ-продукции и электроники в Индии составил в 88,1 млрд. долл. (прирост 19%, 2010 г.), в том числе программное обеспечение и услуги — 76,1 млрд. долл. В исследование определено, что развитие мирового финансово-экономического кризиса заставило ведущие индийские компании уделять больше внимания внутреннему рынку: объем внутренних продаж вырос на 2,5% и составил 28,8 млрд. долл.

С 2003 по 2010 гг. его темпы прироста объемов производтсва ИТ-продукции составляли в среднем 9 % и превышали рост мировой экономики в целом (4 %). В краткосрочной перспективе ожидается рост на уровне 20%, в первую очередь за счет перспективного сегмента ITES/BPO.

Приведенные данные свидетельствуют, что удельный вес отрасли в структуре ВВП вырос с 5,2% в 2007 г. до 6,4% в 2011 г., в индийском экспорте с 4% до 14% соответственно. Бурное развитие отрасли обеспечивает 2,5 млн. рабочих мест, и 8,5 млн. мест в смежных отраслях.

Основными рынками сбыта индийской ИТ-продукции продолжают оставаться США (61% от объема экспорта) и страны Европы (31%).

Республика Индия занимает уверенные позиции в специализированных рейтингах в области ИКТ, разрабатанные Мировым Экономическим Форумом («инновации и развитие экономики знаний» — 42 место), Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), («объем инвестиций в инновационный сектор» — 8 место), Международным союзом электросвязи (индекс развития и распространения ИКТ — 117), ПРООН (индекс электронного правительства — 119 место), журналом «Экономист» и компанией BSA (индекс конкурентоспособности ИТ-сектора — 44 место) и ДР

По мнению автора, среди основных проблем, с которыми в настоящее время сталкивается отрасль, можно отметить: высокий отток за рубеж квалифицированных специалистов, получивших высшее техническое образование в Индии. В соответствии с экспертными оценками к 2012 г. число выехавших за рубеж для работы в западных 1Т-компаниях индийских граждан, составляющих техническую элиту общества, превысит 250 тыс. чел.; —расходы на НИОКР в Индии не превышают 1% от ВВП. В ближайшие 5-7 лет планируется довести его до 2%, что практически соответствует современному уровню расходов на НИОКР в развитых странах мира (в ЕС — 2,2%).

Одним из приоритетных путей решения указанной проблем автор выделяет развитие системы образования. К 2012 г. планируется довести расходы на образование до 6% от ВВП.

1Т- сектор стал одним из самых важных катализаторов для роста индийской экономики, оказал положительное влияние на социально-экономическое развитие, в том числе на занятость, уровень жизни и образования, формирование среднего класса и внедрение ИКТ (См. Рисунок

Внутренний рынок информационных технологий, как показано в работе, является конкурентообразующим фактором национальной экономики, дающий новый импульс экономическому росту Индии. Отрасль сфокусирована рынках и потребительских сегментах, движущей силой выступает трансформация инновационной деятельности предприятий согласно потребностям клиентов.

4. На развитие экономической ситуации в Индии влияют многочисленные внутренние и внешние объективные и субъективные факторы, среди которых автор выделяет: сохранение нестабильной ситуации на мировых валютных и товарных рынках (особенно на мировом рынке нефти); долговой кризис в «еврозоне»; значительный приток в страну иностранных портфельных инвестиций (более 25 млрд. долл. США) и одновременно заметное сокращение объема прямых иностранных инвестиций, рост индийского фондового рынка (на 12%); высокий уровень инфляции в стране; рост цен на продовольственные товары; ужесточение финансовой и валютно-кредитной политики Резервным банком Индии (РБИ).

Среди основных факторов обеспечивающих высокую конкурентоспособность автор отмечает: обеспеченность природными ресурсами, наличие избытка высококвалифицированных технических специалистов и менеджеров, владеющих английским языком и отвечающих мировым стандартам; большой и расширяющийся рынок потребительских товаров; развитый банковский сектор; независимая судебная система.

На основе анализа автор выделяет факторы, затрудняющие экономическое развитие Индии: зависимость от импорта нефти и газа; проблемы развития сельского хозяйства; неразвитость инфраструктуры; диспропорции регионального развития Индии; национальная проблема, связанная с кастовостью индийского общества и значительной дифференциации населения по доходам, социальному и религиозному принципу, что ведет к различного рода религиозным столкновениям; низкий уровень урбанизации, неравномерность заселения территорий; высокий уровень безработицы (9% в сельской местности, 12% в городах) и бедность (27%) населения страны), что является тяжелым бременем для бюджета страны; высокий уровень бюрократии.

5. На основе проведенного анализа сформулированы первоочередные задачи, которые, по мнению автора, позволят Индии получить максимальную выгоду от взаимодополнения экономик стран АТР: — международное экономическое сотрудничество в АТР: присоединение Индии к Соглашениям о свободной торговле в Восточной Азии (ЕАФТА), которое объединяет группировку АСЕАН+3; и Всеобъемлющее экономическое партнерство в Восточной Азии (СЕПЕА), Саммита государств Восточной Азии (СГВА), членами которого являются страны группы АСЕАН+3 плюс Австралия, Индия и Новая Зеландия (АСЕАН+6) может стать одним из приоритетных направлений азиатско-тихоокеанского развития рынка и расширения торгово-экономического сотрудничества в регионе; комплексная торговая и транспортная политика в рамках АТР: регион уже усовершенствовал свои сети автомобильных и железных дорог, но отсутствие правовых и нормативных рамок, которые бы позволяли дорожно-транспортным средствам, товарам и гражданам перемещаться через границы и страны транзита, препятствует эффективному использованию его инфраструктуры. Необходимо разработать интегрированную многомодальную транспортную систему, где пункты межмодальной перегрузки, также известные как «сухие порты», являются одним из элементов комплексного решения, в рамках которого товары, контейнеры и дорожно-транспортные средства могут перегружаться и перемещаться с использованием наиболее эффективного вида транспорта при обеспечении условий для классификации, упаковки, инспекции и обработки торговой документации; супермагистрали информационно-коммуникационной технологии (ИКТ): расширение рынков и возможностей для деловой активности, а также создание более объединенного экономического пространства, напрямую зависит от совершенствования внутрирегиональной соединяемости ИКТ в целях преодоления «цифрового разрыва» и ускорения трансграничных информационно-коммуникационных потоков; региональная финансовая архитектура: создание фонда развития инфраструктуры под управлением какого-либо регионального финансового учреждения, которое могло бы получить в свое распоряжение всего 5 % (или 5 трлн. долл. США) от резервов региона, что позволит сформировать стартовый капитал на сумму 250 млрд. долл. и получать займы от центральных банков стран АТР. Объединение резервов может способствовать удовлетворению некоторых региональных потребностей в области транспорта, энергетики, водных ресурсов и электросвязи, которые оцениваются в сумму более 800 млрд. долл. США в год.

Еще одной областью для новой финансовой архитектуры может стать координация обменных курсов. По мере роста торговли между экономиками региона повышается необходимость системы управления валютой, повышающей торговую и макроэкономическую стабильность. Одним из вариантов необходимо рассматривать паритет корзины валют с рядом резервных валют вместо исключительной опоры на доллар США.

6. Автором рассмотрены основные направления торгово-экономического сотрудничества между РФ и Индией. По данным на 2010 г. в число ведущих торговых партнеров Индии входят Китай (10%), ОАЭ (9,67%), США (7,47%), Саудовская Аравия (4,45%), Германия (3,43%), Швейцария (3,09%), Австралия (2,87%), Сингапур (2,83%). Доля России незначительна, около 1% от общего товарооборота Индии (4,12 млрд. долл.).

В структуре российского экспорта в Индию машинно-техническая продукция составляет 41,6% от общего объёма поставок, удобрения — 18,3%, необработанные алмазы — 8%, черные металлы и изделия из них — 7,3%, нефть и газ — 7,0%.

В структуре российского импорта из Индии на долю фармацевтической продукции приходится 27,7%) общего объёма поставок, сельскохозяйственных и продовольственных товаров — 22,4%, машины, оборудование, транспортные средства и инструменты — 18,5%, а также текстильные изделия и материалы, готовая одежда — 9%.

По данным Росстата, по состоянию за 1-е полугодие 2010 г. накопленные индийские инвестиции в экономику России составили 1586,4 млн. долл., в т.ч. прямые инвестиции 1561,0 млн. долл. Низкий уровень инвестиций из РФ в Индии объясняется в первую очередь малой активностью российских инвесторов. Преодоление этой тенденции возможно за счет договоренности двух стран об использовании части «долговых» средств на российские капиталовложения в Индии.

Российско-индийское банковское сотрудничество развито слабо. Необходимо решение вопроса принятия индийскими банками прямых гарантий российских кредитных организаций.

Основными направлениями сотрудничества России и Индии являются совместные инвестиции в промышленное производство и разработку месторождений полезных ископаемых, коммерциализация передовых российских технологий, производство продукции по лицензии российских компаний, использование квалифицированной рабочей силы из Индии при реализации проектов в России. Российские компании участвуют в проводимых в Индии тендерах на строительство и модернизацию промышленных объектов, поставку оборудования.

Автором даны рекомендации по совершенствованию индийско-российского сотрудничества: улучшение информационного обмена; организация регулярных встреч российского и индийского бизнеса по отраслям; создание совместных предприятий, упрощению визового режима, углубление сотрудничества в области таможенного регулирования; организации надежного международного транспортного коридора (МТК) между Россией и Индией (МТК «Север-Юг»), заключение Соглашения о взаимном признании оценок соответствия и эквивалентности стандартов охраны здоровья и безопасности по фармацевтической, мясной, молочной продукция и другим товарам животного происхождения.

7. Как показал анализ основных форм сотрудничества в сфере высоких технологий ряд секторов необходимо рассматривать в качестве обладающих потенциалом увеличения российско-индийской двусторонней торговли услугами:

• Фундаментальные исследования, где работы идут в соответствии с Комплексной долгосрочной программой научно-технического сотрудничества (КДП НТС), Меморандумом о взаимопонимании, о научном сотрудничестве между Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Департаментом науки и технологий Министерства науки и технологий Правительства Индии; исследованиями по линии Объединенного института ядерных исследований («Физика элементарных частиц», «Ядерная и теоретическая физика»).

• Проблемно-ориентированные прикладные исследования на основе анализа результатов предыдущих работ сосредоточены на медицине, фармакологии, биотехнологии, энергетике, включая атомную и возобновляемые источники энергии; информационных технологиях.

• Инновационное сотрудничество в сфере производства ИТ оборудования, аппаратного обеспечения, биомедицинских технологий, ускорителей, лазеров телекоммуникаций и космической, энергетической, металлургической областях, и т.д.

Проведенный в исследовании анализ позолил прийти к заключению, что для наращивания двустороннего торгово-экономического сотрудничества существует ряд препятствий: становление государственной политики РФ в секторе высоких технологий; недостаточная информированность сторон о взаимных возможностях; антидемпинговые меры индийского правительства в отношении российских экспортеров; сложные бюрократические процедуры; неблагоприятное инвестиционное и налоговое законодательство; низкая конкурентоспособность российских товаров на рынке программного обеспечения; нехватка специалистов в области ИТ; национальные особенности ведения бизнеса и языковой барьер.

Автором предложен комплекс мер по совершенствованию форм и методов сотрудничества Индии и России в сфере высоких технологий:

• Реализация намеченных государственных программ в сфере становления наукоемкой экономики в РФ, в частности увеличение расходов на НИОКР. На базе концепции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации разработать нарправления развития науки в России, реализуемую в три этапа: на первом этапе расходы на НИОКР достигли 2% ВВП; на втором (до 2020 г.) 3% ВВП; на третьем (середина 2030) — 4-5% ВВП

• Упрощение оформления государственных заказов на выполнение НИР и оказание ИТ-услуг.

• Предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям, ведущим исследования и разработки в сфере высоких технологий.

• Обеспечение совместной подготовки специалистов по ИТ в соответствие с мировыми стандартами.

• Создание совместных технопарков и лабораторий по разработке инновационных продуктов.

• Открытие исследовательского института в области ИТ в Индии.

• Предложить индийским ИТ компаниям воспользоваться преимуществами технопарков в сфере ИТ, расположенных на территории Российской Федерации, а также технологических Особых экономических зон (ОЭЗ).

• Введение единой системы оценки качества и рентабельности производимых наукоемких продуктов.

• Организация совместных венчурных фондов, работающих в пределах двух стран для содействия внедрению инноваций в бизнес-практику.

Уровень прошлого года

«Настроение у нас оптимистичное, для этого есть объективные причины. В первую очередь, это динамика торговых отношений: прошлый год мы закончили с небольшим снижением товарооборота — чуть меньше 2%. По итогам 10 месяцев этого года мы фиксируем существенный рост — это более 19% по стоимости товарооборота, а физические объемы выросли почти на 22%. За 10 месяцев товарооборот составил $7,3 млрд», — сказал Груздев по итогам прошедшей в субботу в индийской столице встречи сопредседателей российско-индийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

«Мы практически вышли на уровень всего прошлого года, а у нас еще остается два месяца. Я уверен, что мы перейдем за отметку $8 млрд и приблизимся к 9 млрд. Если брать последнее десятилетие, то мы уже переходили отметку 10 млрд, даже чуть выше, то есть у нас сейчас идет восстановительная динамика», — добавил он.

Груздев отметил, что стороны обсуждают новые совместные проекты, которые обеспечат дальнейший рост товарооборота двух стран. «В нашей копилке сейчас более 20 приоритетных инвестиционных проектов, причем инвестиции не только в Индию, но и в Россию — это улица с двусторонним движением», — указал замминистра экономического развития.

Традиционные и новые сферы

Он отметил, что отношения развиваются в традиционных сферах сотрудничества, но стороны ищут и новые возможности активизации торгово-экономических связей.

«Обозначена заинтересованность в традиционных сферах — это энергетика, здесь помимо поставок минеральных ресурсов, топлива, нефти есть хорошие перспективы для начала поставок сжиженного природного газа. Индийцы в этом заинтересованы. Это и вопрос по развитию инфраструктуры по доставке энергоресурсов и совместной разработке месторождений, в частности, недавно было принято решение о разработке угольного месторождения на Камчатке с участием индийских партнеров, поэтому все виды энергетических ресурсов сейчас — в портфеле двустороннего сотрудничества», — напомнил Груздев.

Среди других перспективных областей развития он отметил возможность создания СП по огранке алмазов, инвестиции в фармацевтику, проект по совместному производству каучуков, который уже реализует с индийскими партнерами российский «Сибур». Большие перспективы имеет и сотрудничество в области ядерной энергетики, мирного освоения космоса, туризма, гражданского авиастроения и судостроения.

«Также традиционные направления сотрудничества — металлургия (здесь есть и новые проекты, и большой интерес к технологической кооперации — прим. ТАСС), а также химическая промышленность, поставка российских удобрений. Не исключаю, что в будущем будут совестные проекты и в области переработки сельхозпродукции, в том числе и на территории РФ для последующего экспорта», — добавил заместитель министра.

Российское мороженое

По словам Груздева, Индия ждет поставок российского мороженого и готова развивать сотрудничество с РФ в пищевой промышленности и сельском хозяйстве.

«Индийский министр иностранных дел Сушма Сварадж на встрече сопредседателей межправительственной комиссии сказала, что в Индии с нетерпением ждут российское мороженое. Здесь есть над чем поработать, ограничений нет, нужно только правильно выстроить и логистику, и структуру», — рассказал Груздев.

Он отметил, что мороженым дело, конечно, не ограничится, поскольку сотрудничество двух стран в областях сельского хозяйства и пищевой промышленности в последнее время активно развивается.

«В этом году отмечается двукратный рост поставок из России в Индию сельхозтоваров. Стартовая база небольшая, но сельхозпродукция никогда не была основной статьей российского экспорта в Индию, это новое направление. Большие перспективы здесь имеют поставки пшеницы, растительных масел, зернобобовых. Мы рассчитываем на открытие индийского рынка и по мясной продукции», — добавил замглавы Минэкономразвития.

Пошлины и барьеры

Отвечая на вопрос, шла ли на встрече речь об обеспокоенности российских сельхозпроизводителей высокими импортными пошлинами, которые ввела Индия, Груздев сказал: «Говорилось не только о сельском хозяйстве. Мы говорили, что в целом одним из приоритетов нашего дальнейшего диалога на межправительственном уровне должна стать расшивка узких мест в торгово-экономическом сотрудничестве. Одобрено создание механизма по идентификации, анализу и устранению барьеров и ограничений во взаимной торговле».

«Вы упомянули тарифные ограничения, но есть и нетарифные, например, сертификация, различные другие требования. Мы договорились, что надо над этим серьезно работать, причем говорить об этом откровенно и смотреть, как можно придать новый импульс двусторонней торговле», — отметил он.

Замминистра указал, что обе стороны выразили готовность анализировать меры по уменьшению барьеров в торгово-экономических связях.

«Касаясь пошлин на сельхозпродукцию, скажу, что по-видимому этот вопрос также станет предметом рассмотрения на ожидающихся в будущем году консультациях по соглашению о зоне свободной торговле», — добавил Груздев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *