Взаимосвязь компонентов природы

Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки

  • •Isbn 5-89415-022-1 © аркти, 1998
  • •Введение
  • •География, VI
  • •1. Тематическое планирование практических работ
  • •II. Содержание практических работ
  • •III. Методика проведения практических работ Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов
  • •Изучение форм поверхности, характера залегания пород; ознакомление с поверхностными водами, их использованием и охраной
  • •Описание реки
  • •Описание озера
  • •Описание болота
  • •Описание обнажения
  • •Ориентирование на местности с помощью плана, компаса и местных признаков. Глазомерная съемка с планшетом небольшого участка местности
  • •Карточка участника маршрута
  • •Направление и расстояние по маршруту
  • •Составление простейшего плана местности
  • •Определение по карте положения и высоты гор и равнин, географических координат и высоты отдельных вершин
  • •Обозначение и надписывание на контурной карте названий гор, равнин, вулканов
  • •Определение по карте России расстояния от своего населенного пункта до ближайшего моря, озера, водохранилища
  • •Выявление изменений глубин океанов вдоль одной из параллелей
  • •Наблюдение погоды и обработка собранных материалов: составление графика температуры, диаграмм облачности и осадков, «розы ветров»; описание погоды за день, месяц
  • •План описания погоды на территории своей местности
  • •Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат
  • •План описания географического положения страны
  • •География, VII
  • •I.Тематическое планирование практических работ
  • •II. Содержание практических работ
  • •III. Методика проведения практических работ Определение географических координат крайних точек Африки; обозначение и надписывание на контурной карте названий изучаемых в теме географических объектов
  • •Определение по карте и нанесение на контурную карту элементов, характеризующих физико-географическое положение материка
  • •Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов Южной Америки
  • •Взаимосвязь природных компонентов во влажных экваториальных лесах
  • •Взаимосвязь природных компонентов в саваннах
  • •Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе; отражение результатов в таблице
  • •Субтропический пояс Северной Америки
  • •Умеренный климатический пояс Северной Америки
  • •Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из названных в программе стран материка (в форме развернутого плана)
  • •План краткого описания страны
  • •Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа, обозначение их на контурной карте, сравнение с другими материками
  • •План сравнения рельефа
  • •Определение типов климата Евразии по климатическим диаграммам
  • •Составление характеристики одной из рек материка по плану
  • •Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке; выявление причин сходства и различий в чередовании зон
  • •Составление комплексного описания одной из стран Евразии по картам и другим географическим источникам знаний
  • •Примерный план комплексного описания страны
  • •План для описания природного комплекса:
  • •Составление простейшего плана местности, на которой изучаются природные комплексы

>Как меняются природные комплексы

Антропогенное влияние

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.
Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря современной технике человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не мечтать. Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.
Третий, самый существенный фактор — это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля — это тоже один большой природный комплекс. Неговоря уже о том, как загрязняется конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Взаимодействие компонентов природного комплекса

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.
Живой пример — эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.
Другой пример, который у всех на слуху — разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Взаимосвязь компонентов природы на территории лесостепи. Взаимосвязи природных компонентов

краткое содержание других презентаций

«Карта природных зон Африки» — Злаки. Органический мир саванн. Влажные экваториальные леса. Страус. Животный мир. Горилла. Изменение природы Африки человеком. Слон. Леопард. Природные зоны африки. Богатая растительность. Органический мир Гилеи. Зебра. Климат. Зона саванн. Записки непутевого туриста.

«Климатические зоны Африки» — Бассейн реки. Основные климатические пояса. Воздушная масса. Климатический пояс. Африка. Мечта моя. Климатообразующий фактор. Климат Африки. Самый жаркий материк. Ветры летом.

«Климат и природные зоны Африки» — Саванна. Разнообразные антилопы. Тропические пустыни. Влажный экваториальный лес. Географическая зональность. Африка. Природные зоны Африки. Животные. Финиковая пальма. Средиземноморская природная зона. Животный мир.

«Саванны Африки» — Баобаб — один из самых почетных ветеранов растительного мира. Из древесной растительности здесь встречаются пальмы, разнообразные акации, древовидные кактусы. Акация зонтичная — обитатель африканской саванны. Африка — второй по величине континент земного шара. Саванна — зональный тип ландшафта тропических и субэкваториальных климатических поясов. Саванны. За один раз лев съедает свыше 10 кг мяса. Некоторые растения способны запасать влагу в стволах (баобабы, бутылочное дерево).

«Леса Африки» — Гилея. Голиаф. Деревья. Климат. Карликовый бегемот. Географическое положение. Животный мир. Взаимосвязи природных компонентов. Почвы. Характеристика природных зон Африки. Атлас. Особенности экваториального леса. Природные зоны африки. Улитка Ахатина. Средний и нижний ярус. Муха Цеце. Молодые побеги ветвей. Верхний ярус. Окапи. Сумрак и сырость. Органический мир гилеи. Фагара. Множество лиан. Что называется «природной зоной».

«Африканские пустыни» — Выбери только животных пустыни. Пустыня. Каир. Выбери верное утверждение. В пустыне Африки. Феннек, или пустынная лисица. Растения в пустыне. Климат. Тушканчик. Зона пустыни Сахара. Почвы в пустыне. Растения в пустынях выживают за счёт очень длинных корней. Оазисы. Животный мир пустыни.

«Россия страна» — Первичный сектор: добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыболовство… Основатели отечественной экономической географии. Почти 70% экспорта России составляет сырье. Метеорология. Политическая география. Обязательные практические работы: Ухудшение ЭГП с распадом СССР: Экономическое влияние. 1.США 2. Япония 3.ФРГ 4. Франция 5.Великобритания 6.Италия 7.Австралия 8.Россия.

«Хозяйство России» — До сих пор в нашей стране не найдена национальная модель устройства сельскохозяйственного сектора…. Автомобильная промышленность. Введение. Как же и почему сложилась такая ситуация??? В последние десятилетия XX в и в начале Россия переживала трудные времена, прежде всего в экономике. Многие люди жили в крайней бедности, масса предприятий простаивала или работала с малой загрузкой мощностей.

«Экономические районы России» — Национальный состав: в основном, русские (православные христиане). Почвы подзолистые и торфяно-болотные. Омывается водами Сев Лед океана. Леса занимают 3/4 территории. Животноводство (молочно-мясное) преобладает над растениеводством; оленеводство, свиноводство, птицеводство. Коэффициент урбанизации – 83%.

«Зоны в России» — Пустыни и полупустыни. Лето жаркое, зима прохладная. Арктики. Субтропики. Природные зоны. Зона смешанных и. Содержание. Арктические пустыни. География России. 8 класс. Лесостепей и степей. Расположение. К содержанию. История открытия. Особенности. Широколиственных лесов. Самые засушливые области (испаряемость в 12 раз превышает количество осадков.

«Природно-хозяйственные зоны» — В направлении с севера на юг сменяются. Природно-хозяйственные зоны России. Что такое Природно-хозяйственная зона? Л.С. Берг – ученый необычайной широты взглядов,географ и биолог. Природно-хозяйственные зоны России делятся на. Что называется зональностью? В.В. Докучаев – великий русский географ. Понятно, что в северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно.

Тип урока : Урок формирования умений

Дидактическая цель: закрепить знания об особенностях природных зон, продолжить формирование умений выявлять причинно-следственные связи.

Задачи:

1. Образовательная задача: закрепить полученные знания об особенностях природных зон России и выявить взаимосвязи между компонентами природного комплекса на примере природных зон.

2.Развивающая задача: продолжить формирование умений описывать и объяснять особенности природной зоны, находить причинно-следственные связи между компонентами природного комплекса, анализировать и сопоставлять тематические карты.

3.Воспитательная задача: формирование способности и готовности к сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в природе.

Ход урока:

Организационный момент: Приветствие.

Побудительная мотивация: На протяжении нескольких уроков мы с вами путешествовали по нашей России. Перед нашими глазами предстали во всем своем величии и красоте разные природные зоны нашей Родины. От ледяной, безмолвной Арктики до влажных субтропиков города Сочи. Каждый природный ландшафт поражал нас чем-то особенным.

Актуализация: Давайте вспомним

Показывается природная зона, а ученики ее называют.

1.С какими природными зонами мы познакомились на территории России? (ученик показывает по карте на доске)

2.Как располагаются природные зоны на территории России? Каким законам они подчиняются?

3. Можем ли мы назвать природную зону – природным комплексом? Почему?

4. Какие компоненты есть в природном комплексе? Назовите их?

5. Эти компоненты взаимосвязаны между собой? Приведите примеры?

6. Приведите ПК различного масштаба?

7. Можно ли выделить наиболее главные компоненты ПК? (климат, горные породы, почвы)

8. Может ли человек оказывать влияние на природные зоны, изменять их? Приведите примеры отрицательного воздействия и положительного воздействия?

9. Какие меры может принять каждый из вас по сохранению природных зон России?

А сейчас мы приступаем к выполнению практической работы, где каждый из вас сможет показать, насколько у вас сформированы умения выявлять причинно-следственные связи и умение работать с тематическими картами.

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы: научиться устанавливать взаимосвязь между компонентами природы на примере природных зон.

Ход работы.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

Вывод: Сформулируйте вывод о зависимости между компонентами природы на основе анализа данных таблицы.

Закрепление и подведение итогов:

1.Существует ли взаимосвязь между климатом и типом почвы?

2. Между растительностью и почвой? Пример

3. Между растительностью и животным миром? Пример

4. Между климатом и растительностью? Пример

5. Между климатом и животным миром? Пример

Ребята! Какой вывод сегодняшнего урока мы можем сделать?

В любом природном комплексе существует очень тесная взаимосвязь между компонентами природы. Если изменить один природный компонент, то произойдет изменение всего природного комплекса.

Задание: Поставьте плюс, если вы согласны с утверждением и минус, если не согласны с утверждением.

  1. 1. Климат является одним из главных компонентов природного комплекса.
  2. 2. В зоне тундры дерново-подзолистые почвы.
  3. 3. Верблюжья колючка — типичное растение степей.
  4. 4. В зоне арктической пустыни могут расти только накипные лишайники.
  5. 5.В природной зоне прослеживается тесная взаимосвязь между компонентами природы.

Итог урока : Компоненты природной зоны тесно взаимосвязаны друг с другом, человек планируя хозяйственную деятельность должен всегда учитывать эти взаимосвязи.

Рефлексия: Какие трудности вызвала у вас практическая работа? Что было для вас наиболее сложным? Что понравилось в этой работе?

Выставление оценок

Дидактический материал для урока

Тема: «Установление зависимости между компонентами природы на примере природных зон».

Цель работы:

Ход работы.

Задание: Используя карты атласа, учебник ст. 296-297 заполнить таблицу.

Территория

Климат

Природные

зоны

Почва

Растительность

Животный

мир

Полуостров

Ямал

Астраханская область

Остров Врангеля

На данный момент на Земле практически не осталось мест, где не ступила нога человека. Речь пойдет в первую очередь именно о его влиянии на природные комплексы. Связано это с рядом факторов. Во-первых, число людей на планете возрастает. Для того чтобы расселение происходило равномерно, необходимо вести постоянную работу по освоению новых земель. Вырубаются леса, культивируются сельскохозяйственные культуры, убиваются или изгоняются представители местной фауны.

Во-вторых, развитие человеческих технологий не остановить. Благодаря человек может проникнуть своим взглядом в глубины вселенной, может проникнуть глубоко в пучину морей и океанов, может исследовать самые жаркие и самые холодные места на планете. Взять хотя бы открытие Америки Колумбом. Если бы не развитие торгового судоходства, о подобном открытии можно было бы не . Человек, преследуемый чувством любопытства, попадает туда, где ранее не был, и пытается выжить на новых местах. Это не происходит без антропогенного влияния на окружающую среду.

Третий, самый существенный фактор — это развитие промышленности. Тысячи заводов по всей планете выделяют в атмосферу, землю и воду тысячи различных токсичных веществ, которые неисправно загрязняют окружающую среду. Ведь Земля — это тоже один большой . Неговоря уже о том, как конкретный участок Земли, на котором находятся промышленные предприятия.

Помимо человеческого влияния, внутри них происходят постоянные процессы, которые в динамике изменяют и преобразуют природные комплексы. Эти процессы связаны с теми взаимосвязанными компонентами, которые присущи любому природному комплексу. Это рельеф, воды, почвы, климат, растительность и животный мир. Любое изменение во времени любого из этих компонентов неминуемо приводит к изменению всех остальных.

Живой пример — эпоха динозавров. В доисторическое время этими удивительными животными была населена вся Земля. Если бы не падение метеорита и не вызванное этим событием резкое изменение климата по всей планете, никто бы не сказал, какими бы были современные природные комплексы и был бы человек на Земле.

Другой пример, который у всех на слуху — разрушение озонового слоя атмосферы. Из-за чрезмерных выбросов парниковых газов промышленными предприятиями, у планеты практически не осталось средств от ультрафиолетового излучения Солнца. Это приводит к постепенному изменению климатических условий по всей Земле и повышению уровня мирового океана.

Окружающая нас природа состоит из частей, или, как их еще называют, компонентов. К природным компонентам относятся рельеф, климат, воды, растения, животные и почвы. Все эти компоненты прошли длительный путь развития, поэтому их сочетания не случайны, а закономерны. Благодаря своему взаимодействию они тесно связаны друг с другом, и это взаимодействие объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. Такая единая система называется природно-территориальным комплексом, или ландшафтом.

Основоположником отечественного ландшафтоведение заслуженно считается Л. С. Берг. Он определял природно-территориальные комплексы как области, сходные по преобладающему характеру рельефа, климата, вод, растительности и почвенного покрова. Можно выделить природные комплексы пустынь, лесов, степей и т.д. Л. С. Берг писал, что ландшафт (или природно-территориальный комплекс) есть как бы организм, в котором части обуславливают целое, а целое влияет на части.

Размеры природно-территориальных комплексов различны. Самым крупным может считаться вся географическая оболочка, более мелкими — материки и океаны. К самым мелким природно-территориальным комплексам могут относиться овраги, поляны, пруды. Важно то, что независимо от размера все компоненты этих комплексов тесно взаимосвязаны друг с другом.

Сочетания компонентов природы не случайны, а закономерны. Между ними существует множество связей, взаимодействий. Например, в условиях умеренного климата на рыхлых песчаных почвах растут сосновые леса, а если почвы глинистые, то будет преобладать ель. Взаимодействие между компонентами объединяет их в единую систему, где все части одна от другой зависят и одна на другую влияют. В результате образуются природные комплексы. Слово «комплекс» в переводе с латинского означает «сплетение». Это сплетение компонентов природы суши показано на схеме. Что же такое природный комплекс?
Природно-территориальный комплекс (сокращенно — природный комплекс, или ПК) — это участок земной поверхности, который отличается особенностями природных компонентов, находящихся в сложном взаимодействии. Этот участок имеет более или менее четко выраженные границы, обладает природным единством, проявляющимся и в его внешнем облике.

Разнообразие ПК на суше зависит от состава горных пород, рельефа и климата, оказывающих большое влияние на другие компоненты.
Между компонентами природы существует взаимообмен веществом. Например, растения обмениваются с почвой и воздухом, и минеральными, и органическими веществами, водой, кислородом и углекислым газом. Этот обмен обусловливает единство и целостность ПК, поэтому достаточно повлиять на один компонент, чтобы изменился весь комплекс.

Причиной формирования природно-территориальных комплексов выступают природные компоненты. Их принято подразделять на две группы:

Зональные. Это внешние факторы, которые зависят от неравномерного нагрева Земли Солнцем. (Неравномерный нагрев объясняется шарообразностью нашей Земли.) Он изменяется в зависимости от географической широты: при движении от экватора к полюсам нагрев земной поверхности уменьшается. Благодаря зональным факторам образовались зональные природно-территориальные комплексы: географические пояса и природные (географические) зоны. Эти комплексы хорошо выражены на равнинах, где границы их простираются параллельно широтам. В горах и в глубинах океана зональные природно-территориальные комплексы изменяются с высотой или глубиной. Примером зональных природно-территориальных комплексов являются тундра, степи, тайга, зона смешанных лесов, альпийские луга в горах;

Незональные (или азональные). Это внутренние факторы, которые зависят от процессов, протекающих в недрах Земли. Результатом их является геологическое строение, рельеф. Благодаря незональным (азональным) факторам возникли азональные природно-территориальные комплексы, которые называются физико-географическими странами. Они выделяются по геологическому строению и рельефу, связанному с ним. Примерами азональных природно-территориальных комплексов (природных районов) являются Восточно-Европейская равнина, Уральские горы, Амазонская низменность, Кордильеры, Гималаи и др.
Таким образом, наша Земля представляет собой систему зональных и азональных комплексов, причем азональные комплексы вместе с рельефом представляют собой основание, а зональные, словно покрывалом, перекрывают их. Соприкасаясь и проникая друг в друга, они образуют ландшафт — часть единой географической оболочки.

Природно-территориальным комплексам (ландшафтам) свойственно изменение во времени. Больше всего на них влияет хозяйственная деятельность человека. В последнее время (в рамках развития Земли) на планете начинают возникать комплексы, созданные человеком, — антропогенные (греч. anthropos — человек, genes — рождение) ландшафты. По степени изменения они дифференцируются на:
— слабоизмененные — охотничьи угодья;
— измененные — пашни, мелкие поселения;
— сильноизмененные — городские поселения, крупные разработки полезных ископаемых, крупная распашка, вырубка лесов;
— улучшенные — санитарная расчистка лесов, парковая зона, «зеленая зона» вокруг крупных городов.

Воздействие человека на ландшафты выступает сейчас как важный природообразующий фактор. Конечно, деятельность человека в наш век не может не изменять природу, но необходимо помнить, что преобразование ландшафтов должно происходить с учетом взаимосвязи всех компонентов природно-территориального комплекса. Только тогда можно избежать нарушения природного равновесия.

Все природные компоненты образуют вертикальную структуру природной геосистемы. Вертикальная структура природной геосистемы – состав и взаимосвязь слагающих ее природных компонентов, представленных упорядоченной последовательностью (стратификацией) горизонтов. Геогоризонт – структурный элемент вертикального профиля геосистемы, сформированный тем или иным природным компонентом в совокупности с другими природными компонентами.

Используя связи между природными компонентами в вертикальной структуре геосистемы можно через легко доступные для изучения природные компоненты – индикаторы (обычно растительность и рельеф) реконструировать остальные (скрытые) природные компоненты – индикаты (почвы, почвообразующие породы, грунтовые воды – их глубину и минерализацию). Этот метод получил название ландшафтной индикации.

Метаболизм природной геосистемы – вещественно-энергетический обмен между природными компонентами внутри природной геосистемы. Природные компоненты объединены в единую геосистему вещественными, энергетическими и информационными связями. Связи между природными компонентами в геосистеме могут быть прямыми и обратными.

Прямая связь – воздействие одного природного компонента на другой или воздействие внешних факторов на систему в целом. Обратная связь – реакция природных компонентов или природной геосистемы в целом на прямую связь. Обратная связь может быть положительной и отрицательной .

При положительной обратной связи природные компоненты или природная геосистема в целом под влиянием прямого воздействия воспринимают это воздействие и реагируют на него согласно с ним. При этом фактор прямого воздействия может еще усилиться. Такое воздействие может вызвать цепную реакцию изменений (например, опустынивание Сахели, вызванной засухой в 1970-1980-е годы).

При отрицательной обратной связи природные компоненты и природная геосистема в целом в ответ на прямое воздействие стремится защитить себя от этого воздействия, отторгнуть его. Пример: образование конвективных облаков, осадки и понижение температуры воздуха во второй половине дня при сильной жаре в первой половине. Отрицательная связь способствует устойчивости геосистемы. Особенно полезны для геосистемы развитые обратные связи при сильном антропогенном воздействии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *