Железные дороги Испания

История железных дорог Испании

На Иберийском полуострове, в частности, на территории Испании, первая железнодорожная линия была построена в 1848 году. Она все еще является действующей, имеет протяженность около 30 километров и соединяет Барселону и Матаро. Проект строительства был разработан в 1840 году каталонцем Мигелем Биадо. Уроженец Матаро, он являлся одним из учредителей компании, осуществлявшей строительство железной дороги на Кубе. В 1837 году на инаугурации Матаро в разговоре с губернатором острова генералом Таконом заявил: «Вернувшись в страну, я менее чем за год соединю Барселону с моей деревней». В действительности на реализацию плана ушло почти десятилетие.

В течение второй половины XIX – начале XX вв. были учреждены крупные железнодорожные компании, а железнодорожные линии соединяли все главные города страны: Барселону, Таррагону, Сарагосу, Мадрид, Аликанте. В 1841 году одновременно с национализацией испанских железных дорог была основана компания RENFE, монопольно просуществовавшая до 2005 года. В 2005 году RENFE была разделена на ADIF (Administrador de Infraestructuras Ferroviarias – компания по управлению инфраструктурой) и Renfe Operadora (компания-оператор, осуществляющая пассажирские и грузоперевозки).

Типы поездов в Испании

1. Пригородные поезда

Соединяют столицы провинций с прилегающими городами и поселками, а также с соседними провинциями. Пригородные поезда принадлежат городской транспортной сети, и радиус их следования обычно составляет не более 60 км. Они, как и привычные для нас российские электрички, могут прибывать и отправляться с открытых наземных платформ. В крупных городах, например, в Мадриде и Барселоне, используется система единых тоннелей для железнодорожного транспорта и метро. Пригородные поезда на подходе к городам ныряют под землю, высаживая и забирая новых пассажиров непосредственно в зданиях вокзалов.

2. Поезда средних дистанций

Соединяют смежные регионы. Обычно эти поезда носят название региональных. Сеть поездов средних дистанций поделена на пять крупных зон, в каждой зоне действуют линии разной степени загруженности: от 1-2 поездов в день до интенсивного трафика свыше 10 поездов.

3. Высокоскоростные поезда и поезда дальнего следования

Поезда дальнего следования соединяют все крупные города страны, а также Мадрид и Барселону с городами других европейских государств: Лиссабоном, Миланом, Парижем, Цюрихом, Женевой. В Испании существует несколько ночных поездов, называемых «отелями на колесах». Используются они на дальних расстояниях, когда переезд занимает более 9 часов. Большая часть из них соединяет Барселону с южным побережьем, а так же с вышеупомянутыми европейскими городами. В отличие от российских поездов дальнего следования, испанские располагают не только двух или четырехместными купе с отдельными туалетами и душевыми кабинами, но и предоставляют обычные сидячие места повышенной комфортности, похожие на места класса «preferente» в дневных поездах.

Скоростные поезда Испании

AVE – аббревиатура от Alta Velocidad Española («испанский высокоскоростной (поезд)») и игра на слове «ave» (исп. – птица). AVE – высокоскоростная железнодорожная система, работающая на скоростях до 350 км/ч на специальном полотне. Уже начато строительство нового вокзала в Барселоне для высокоскоростной линии Мадрид – Барселона – граница Франции. Завершение строительства терминала, а также участка дороги от Барселоны до города Фигерас, расположенного недалеко от границы с Францией, намечено на 2012 год. На конец текущего года запланировано окончание строительства высокоскоростной линии Madrid – Castilla La Mancha – Comunidad Valenciana – Región de Murcia. К 2020 году запланировано связать Мадрид скоростными линиями со всеми столицами провинций.

В настоящее время высокоскоростные поезда ходят по семи направлениям: Мадрид – Севилья, Мадрид – Малага, Мадрид – Барселона, Мадрид-Уэска, Мадрид – Вальядолид, Малага – Барселона и Севилья — Барселона. Путешествие по первым трем направлениям занимает около двух с половиной часов, а из Мадрида в Вальядолид можно добраться всего за час.

На всех поездах AVE на направлении Мадрид – Севилья обслуживание гарантирует максимальное опоздание в 5 минут и полное возмещение стоимости билета, если поезд опоздал на большее время.

На остальных направлениях при опоздании свыше 15 минут гарантируется возврат 50% стоимости билета и при опоздании свыше 30 минут – его полной стоимости.

Скоростные поезда составляют жесткую конкуренцию внутренним перелетам. При сопоставимых ценах путешествие по железной дороге отличается практически нулевым риском, независимостью от погодных условий, отсутствием необходимости прибывать на посадку с запасом времени для прохождения регистрации и досмотра, возможность пользования мобильными телефонами и ноутбуками.

Расписание и тарифы испанских железных дорог

Информацию по тарифам, а также расписание движения всех типов поездов можно получить в туристических агентствах, кассах Renfe и на официальном сайте компании: www.renfe.com. Там же можно приобрести билеты на поезда среднего и дальнего следования и на высокоскоростные поезда.

Билеты на пригородные поезда продаются в автоматических или обычных кассах в зданиях вокзалов. Следует помнить, что пригороды Мадрида и Барселоны поделены на зоны и для каждой зоны в зависимости от ее удаленности от центра существует собственный тариф.

Проверка билетов может производиться на входе, контролером или на выходе с платформы при прохождении через турникет.

Renfe Operadora предоставляет гибкую систему скидок при покупке билетов. Компания разделила всех пассажиров на несколько больших групп: тех, кто покупает билет в обе стороны, на молодежь до 26 лет, пожилых людей, детей, многодетные семьи. Каждая группа пользуется собственными тарифами при покупке билетов, его обмене или возврате, а также скидками в зависимости от даты путешествия и типа поезда. Так, при покупке билета в обе стороны на поезда дальнего следования и AVE скидка составит 20%, если расстояние между датами не превышает 60 дней. Web-тариф дает скидку до 60% на билеты, приобретаемые на сайте компании не позднее, чем за 15 дней до даты поездки. Купленные по данному тарифу билеты не подлежат возврату или обмену. Тариф «Estrella» позволяет приобрести билет с 40% скидкой за 7 дней до даты поездки и подлежит обмену со штрафом 15-20% стоимости.

Мадрид и его пригороды разбиты на несколько секторов, для посещения которых можно приобрести специальный туристический проездной – Abono Turístico. Они продаются в кассах метро и позволяют совершать поездки на любом транспорте по выбранной зоне, включая городской транспорт. Проездные можно покупать на разное количество человек и на разное количество дней.

Главные вокзалы Испании

1. Мадридский вокзал Аточа – крупнейший железнодорожный узел столицы, занимающий первое место по национальным перевозкам и второе по интернациональным, уступая пальму первенства Барселоне. В настоящее время Аточа состоит из трех терминалов: Puerta de Atocha, Atocha Cercanías и станция Atocha Renfe первой линии мадридского метро. Железнодорожные линии построены по лучевому принципу, давая выход поездам по всем направлениям.

2. Вокзал Чамартин находится на севере Мадрида и является центром коммуникаций, соединяющих испанскую столицу с северо-западной частью страны. С него, как и с Аточи, отправляются поезда среднего и дальнего следования, а также высокоскоростной поезд AVE на Вальядолид.

3. Барселона-Сантс – главная железнодорожная станция Барселоны и Каталонии. Через нее проходят линии, соединяющие Испанию с соседней Францией.

4. Эстасьо де Франса – второй по величине вокзал Барселоны, обслуживающий в основном поезда среднего и дальнего следования. С расширением строительства высокоскоростных линий, введением в эксплуатацию нового железнодорожного терминала Барселона-Сагрера и централизацией трафика дальних направлений на узлах Сантс и Сагрера существует большая вероятность снижения объемов пассажирских и грузоперевозок на данной станции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *